С. А. Котова,
кандидат философских наук,
Пермь
НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Актуальность исследования новых ценностей в постиндустриальном обществе обусловлена становлением новой социальной и виртуальной реальности. Отличительной особенностью новой социальной реальности является все более глубокое внедрение достижений науки и техники в практику человеческой деятельности, что обусловило зарождение и утверждение техносферы, в рамках которой происходит модификация человеческого общества, его идеалов, потребностей, ценностей.
Трансформируя традиционные ценности общества, способствующая появлению новых ценностей техносфера, созданная человеком, ставит в прямую зависимость само существование человека, изменяет его ценностные ориентации. Информационная деятельность человека, связанная с созданием, обработкой и хранением информации, становится наиболее приоритетной и практически подавляющей.
Данная тема актуальна и в связи с обострением в социальных науках дискуссий вокруг проблемы индивидуальности человека, его уникальности и неповторимости. Современные информационные технологии, инновационные технологии «захватили» общество, требуют от человека знаний, навыков и умений в пользовании информацией. Этим объясняется пристальное внимание гуманитарных дисциплин к ценностной проблематике, особенно в аспекте индивидуальности человека. Приходит осмысление того, что в рамках традиционных философских подходов к ценностной проблематике стало весьма затруднительно объяснять социокультурные, духовно-нравственные и ценностные изменения, протекающие в постиндустриальном обществе.
Современное социально-философское познание ценностей ведет к качественному изменению понимания ценностной сферы бытия. Становится важным осознание роли и значимости ценностных идеалов и ориентиров в жизни конкретной личности и всего общества в целом. В этом плане оказывается актуальным изучение методологически базисных аксиологических концепций, раскрывающих качественные изменения личности в постиндустриальном обществе. Особое значение приобретает рассмотрение ценностной проблематики в контексте появления ценностных технологий.
Проблема познания сущности ценностей человека и его ценностного отношения к действительности привлекала внимание философов уже с античных времен. Открыл про-
блематику ценностей для философии Сократ с вопроса «Что есть благо?», теоретическое развитие аксиологии стало возможно после исследований Д. Юма и И. Канта.
И. Кант одним из первых философов теоретически осмыслил угрозу морального упадка цивилизации. Его учение об абсолютных и относительных ценностях является переходным для аксиологического осмысления бытия всей западной цивилизации. Само понятие «ценность» в философскую лексику ввел в 60-х гг. XIX в. немецкий философ Р. Г. Лотце. С данного момента и возникает собственно сама теория ценностей - аксиология. Теоретически аксиологию развивали и конкретизировали представители Баденской школы неокантианства - В. Виндельбанд и Г. Риккерт, объявившие понятие «ценность» основным предметом философии. Далее определили понятие «ценность» как отдельную философскую категорию и обосновали философское учение о ценностях М. Шеллер и Н. Гартман.
Нравственные и религиозные идеалы обосновал в своей теории социального действия М. Вебер, а именно: ценностно-рациональная направленность человека и его поведение базируется на сознательной ориентации или вере. М. Вебер категории «ценность» придал исторический характер, выделив различные равноправные ценностные системы. Определение сущности ценностных систем нашло свое отражение в работах Э. Дюркгейма, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера, П. Сорокина и др. Таким образом, западная философия представила разнообразный спектр аксиологических теорий и учений, среди которых наибольшую известность и методологическую значимость приобрели натуралистический подход, психологический подход трансцендентализма, персоналистическо-го онтологизма, культурно-исторического релятивизма.
К современным отечественным философам, внесшим значительный вклад в развитие аксиологии, следует отнести В. П. Тугаринова, С. Ф. Анисимова, А. А. Ивина, М. С. Кагана, В. Ю. Черных, М. К. Мамардашвили, Г. П. Выжлецова и др.
Социокультурные проблемы современного постиндустриального общества, проблему ценностного отношения человека к действительности анализировали такие авторы, как А. А. Ивин, Д. А. Леонтьев, Е. В. Баркова, Л. В. Баева, В. К. Егоров, С. В. Поросенков, О. Н. Астафьева, П. К. Гречко, В. Н. Ксенофонтов, Р. М. Рогова, Т. А. Рассадина, О. А. Митрошенков1.
В философском дискурсе до сих пор ключевыми теориями, в части трансформации традиционных ценностей, являются теории Ф. Ницше, О. Шпенглера и Ж. Бодрийяра.
1 См., напр.: Ивин А. А. Аксиология. М.: Высш. шк., 2006; Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 22-24; № 5. С. 25-26; Поросен-ков С. В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения. Пермь, 2002; и др.
Отечественные теории представлены трудами М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, К. Х. Делокарова1. Данные авторы рассматривают трансформацию традиционных ценностей преимущественно с культурно-исторических позиций, а следовательно, философско-аксиологические труды вышеуказанных авторов не носят общеметодологического характера. Тем не менее, на современном этапе данная проблематика рассматривается в исторических и социологических исследованиях.
Анализ процесса философского познания ценностей показывает, что в теоретическом плане существует множество аксиологических концепций и каждая в гносеологическом плане имеет право на существование, обладает собственным пониманием природы и сущности ценностей. В то же время следует отметить, что анализ имеющейся литературы позволяет сделать заключение о недостаточной разработанности вопросов, связанных с исследованием процессов трансформации традиционных ценностей и ценностных ориента-ций в постиндустриальном обществе.
Таким образом, учение о ценностях, прежде чем сложиться в его современном виде, прошло значительный исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой оно и формировалось. Однако к настоящему времени так и не сложился консенсус в вопросе о том, что же является общечеловеческими идеалами и высшими ценностями. Весьма затруднительно также предвидеть те ценности общества, которые будут актуальны в будущем. Вместе с тем, есть своего рода базовые ценности, которые во все времена не потеряют свою значимость; это так называемые общечеловеческие ценности: сам человек как ценность, истина, добро, здоровье, гармония, любовь к ближнему и др.
Процессы трансформации ценностей могут носить как стихийный характер, так и осознанный, целенаправленный. Независимо от того, как проходил процесс трансформации ценностей (линейно или нелинейно), он может привести к следующим качественным изменениям:
- изменение структуры системы ценностей за счет притока одних и исчезновения других ценностей;
- изменение сущности и содержания самих ценностей, их конкретизация или обобщение.
1 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: ДОБРОСВЕТ, 2000; Делокаров К. Х. Является ли «общество, основанное на знаниях», новым типом общества? // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. М., 2010; Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1990; Шпенглер О. Закат Европы. М.: Айрис-пресс, 2004.
На фоне трансформации традиционные ценности изменяют свою конкретную историческую форму представления и способа передачи сообразно велению времени (глобальная сеть Интернет, ценности виртуального мира, новая цифровая киберкультура).
Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер человеческого бытия рождает технический и психологический феномен - виртуальную реальность. С одной стороны, ценностно-позитивная сущность виртуального мира заключается в компенсации у человека нехватки общения и внимания, с другой - чуть ли не абсолютное погружение в мир виртуальной реальности может привести к многообразным социальным конфликтам и ценностному разрыву.
Глобальная интерактивная среда и компьютерные технологии изменяют возможности существования традиционных ценностей в классических формах. Система общечеловеческих ценностей трансформируется в триединое целое - материальные, духовные и виртуальные ценности. Виртуальное пространство формирует альтернативную символическую среду взаимодействия общечеловеческих ценностей - образы, символы, в которой традиционные ценностные установки заменяются симуляциями двигательных объектов и действий электронного бытия.
Триединая система ценностей не проводит различий между реальным и виртуальным мирами. В связи с этим, человеку постиндустриального общества, постоянно взаимодействующему с виртуальной средой, все трудней, а порой и совсем не представляется возможным, понимать и принимать культурные, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Следовательно, виртуальная реальность становится реальной сферой деятельности субъектов, важной составляющей их бытия, меняя их привычный образ жизни, круг интересов, формируя специфическую иерархию ценностей и ценностных ориентаций человека и оказывая неоднозначное влияние на его духовный мир.
Важнейшей ценностью становится свобода доступа к информации, свобода ее выбора человеком. Эта ценность нашла свое отражение в гражданских, уголовных и административных актах. Можно смело говорить, что свобода доступа к информации стала ценностью постиндустриального общества, высшей целью информационного обслуживания.
Стремительное развитие цифровых и компьютерных технологий, вытеснение «реальной» реальности виртуальной привело к совершенствованию механизмов социальной коммуникации. Знания, интеллектуальные технологии и информация выступают в постиндустриальном обществе не только главной ценностью, но и особым видом товара со всеми производственно-экономическими характеристиками.
Современные информационные технологии участвуют в формировании новых ценностных регуляторов, основополагающих смысложизненных ориентиров человека. В обществе на основе информационной киберкультуры происходит переоценка традиционных ценностей, вследствие чего зарождаются новые виртуальные ценности, предстающие в виде ценностей социальной реальности, экстраполированных в виртуальную реальность, где они трансформируются либо интерпретируют виртуальное событие как ценность.
Таким образом, подходы в отношении понятия «ценность» сводятся к тому, что ценности суть цели общества и средства их достижения, обеспечивающие интеграцию общества, помогающие человеку сделать социально одобренный выбор своего существования и поведения. А сама система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную структуру потребностей и мотивов, а также интересы личностей и социальных общностей. Знания и информация в постиндустриальном обществе не только становятся стратегическими ресурсами и агентами трансформации традиционных ценностей, но и сами являются новыми ценностями.
В постиндустриальном обществе особое место в социологическом и аксиологическом плане отводится виртуальной реальности. В аксиологическом контексте она сводится к замещению реальных вещей, явлений и поступков образами - симулякрами. Виртуальное пространство образует «параллельный мир», в котором функционируют виртуальные аналоги реального мира, что приводит к изменениям возможностей существования традиционных ценностей в классических формах, то есть система общечеловеческих ценностей трансформируется в триединое целое - материальные, духовные и виртуальные ценности.
В социологическом контексте сущность виртуальной реальности сводится к следующему: не найдя среди существующих статусов реального мира «своего места», индивид все больше осуществляет потребность определить свой социальный статус в мире виртуальном. В данном случае виртуальный статус «освобождает» человека от затяжных и бесполезных поисков своего места в реальной общности. Определенный виртуальный статус, установленный индивидом путем создания собственной, нужной и подходящей именно ему или виртуальной стратой, позволяет человеку выстраивать собственные виртуальные социальные связи, путем вступления в интернет-сообщество - социальные сети.
В технологическом контексте виртуальная реальность способна заменять и подменять ценности реального мира. Следовательно, виртуальная среда (виртуальная сфера) претендует на доминирующее место среди сфер, в которых субъект обретал свои ценности (социальная, культурная, экономическая и религиозная). Иными словами, можно сказать, что формируется ценность самого виртуального мира, виртуальных возможностей и форм существования человека.