Научная статья на тему 'Изменение системы управления экспортом лесоматериалов в Иркутской области'

Изменение системы управления экспортом лесоматериалов в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
51
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Горяев А. С., Угрюмов Б. И.

The purpose of creation new structure of management export wood material’s is reduction of export a round wood and increase thus volumes of deep processing wood, increase competitiveness of production with a high degree of the added cost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение системы управления экспортом лесоматериалов в Иркутской области»

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТОМ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Горяев А.С., Угрюмов Б.И. (БрГУ, г. Братск, РФ)

The purpose of creation new structure of management export wood material's is reduction of export a round wood and increase thus volumes of deep processing wood, increase competitiveness of production with a high degree of the added cost.

Иркутская область обладает значительными лесосырьевыми ресурсами. Запас древесины составляет 9,1 млрд.м3., расчетная лесосека - 52,7 млн.м3., в том числе по хвойному хозяйству 34,4 млн.м .

За последнее десятилетие вследствие ряда причин уровень использования лесных ресурсов, эффективность лесопромышленного комплекса резко снизилась, ослабло его влияние на экономику региона. Объемы лесозаготовок по сравнению с 1989 годом уменьшились в 1,5 раза, объемы производства перерабатывающих предприятий в 2,5 раза. Расчетная лесосека по доступным и возможным лесам составляет порядка 53 млн. кубометров и используется примерно лишь на 40 %, при этом в области практически отсутствуют мощности по переработке лиственного древесного сырья.

Многие предприятия лесного комплекса имеют неудовлетворительное финансово-экономическое состояние. Производственные мощности большинства предприятий имеют значительный амортизационный износ и не обновляются. Закупка новой лесозаготовительной, транспортной техники и оборудования для переработки древесины не производится в силу отсутствия у предприятий средств и высоких процентов за кредит.

Наблюдается создание многочисленных фирм — однодневок, которые занимаются заготовкой экспортного пиловочника, оставляя остальную древесину в лесу, в то время как крупным перерабатывающим предприятиям не хватает сырья.

Существенный урон экономике области наносит бесконтрольный экспорт леса и низкие цены лесной продукции на международном рынке. Практически потерян рынок ближнего зарубежья, особенно среднеазиатских стран, из -за высоких транспортных расходов.

Вместе с тем, развитие внутреннего и внешнего рынков лесобумажной продукции указывает на перспективные тенденции увеличения потребления продукции глубокой переработки древесины.

В данных условиях становится очевидным, что для выхода лесопромышленного комплекса Иркутской области из кризиса и последующего его эффективного развития необходимы обоснованная стратегия и активная тактика, соответствующие современным рыночным условиям. Инструментом выработки стратегии и определения тактики является «Концепция развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на период 2007-2015гг.», которая определит основные направления развития комплекса.

Концепции развития ЛПК была представлена в сентябре заместителем главы администрации Иркутской области по лесному хозяйству и лесо -перерабатывающей промышленности Долговым В. Н. на научно -практической конференции в рамках Байкальского экономического форума. В разработке доку -мента принимали участие специалисты и руководители лесопромышленных предприятий региона, сотрудники Иркутекгипролеса, Сибгипробума, Иркутского научно-исследовательского института лесной промышленности, Байкальского государственного университета экономики и права, представители тер -риториального агентства лесного хозяйства, Союза лесопромышленников и лесо-экспортеров Иркутской области и т.д. Они работали над концепцией больше года после того, как в марте 2005 года губернатор подписал распоряжение о ее создании.

Главным в концепции является выявление основных проблем лесопромышленного комплекса области, определение путей их решения, а также разработка основных принципов реструктуризации ЛПК области и выработка направлений его развития. Разработчики концепции руководствовались несколькими принципами. Среди них — изучение использования расчетной лесосеки, сокращение экспорта круглого леса и увеличение при этом объемов глубокой переработки древесины, увеличение вклада лесной отрасли в социально -экономическое развитие Иркутской области, улучшение экологической обстановки и усиление природоохранной деятельности, повышение социально-экономического уровня жизни работников предприятий ЛПК с сохранением существующих рабочих мест и соз -данием новых.

Разработка концепции фактически является первым этапом создания стратегии развития лесного комплекса региона. Ее положения предусматривают формирование региональной лесной политики с учетом общественного мнения, рост инвестиционного рейтинга области, привлечения инвестиций в ЛПК, разработку конкретных инвестиционных проектов по наиболее перспективным направлениям.

Одной из целей концепции является сокращение экспорта круглого леса и увеличение при этом объемов глубокой переработки древесины, повышение конкурентоспособности продукции с высокой степенью добавленной стоимости. Для этого на территории Иркутской области с 1 ноября 2006 года ввелась сеть лесных терминалов.

Положение о лесном терминале утверждено на заседании межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области 29 июня 2006 года.

Под лесным терминалом понимается место разгрузки, приемки, переработки, таможенного контроля и отгрузки круглых лесоматериалов, отвечающее требованиям, изложенным в разделе III «Положения о лесном терминале», и соответствующее единому корпоративному стилю лесных терминалов.

Целью создания лесных терминалов являлось упорядочение заготовки, транспортировки, переработки и отгрузки круглых лесоматериалов, в том числе вывозимых за пределы РФ, их учет, а также организация контроля за их происхождением.

Ведение реестра «Терминалов» осуществлял отдел лесных ресурсов, лесного хозяйства и анализа деятельности организаций лесного комплекса комитета по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Администрации Губернатора Иркутской области.

Ведение реестра «Терминалов» должно было способствовать координации деятельности лесозаготовителей, лесоэкспортеров, контролирующих органов и ведомств.

В регионе находилось 325 мест отгрузки, откуда более тысячи лесоэкспортеров отправляют круглый лес в различные страны мира. Отследить весь поток экспортируемой древесины весьма сложно. Переход на отгрузку древесины через лесные терминалы должен был решить этот и другие вопросы.

В результате введения терминалов к декабрю 2006 года в Иркутской области было создано 80 мест отгрузки, в том числе 47 лесных терминалов. За это время удалось поднять цену круглого леса более чем на 40%, а также загрузить перерабатывающие мощности лесопромышленных предприятий Иркутской области. В тоже время проблемой являлось то, что терминалы не имеют под собой достаточной правовой базы. Действительно, если обратиться к федеральному законодательству, то мы нигде не найдём такого словосочетания, как лесной терминал.

В итоге администрация Иркутской области приняла решение о том, чтобы все созданные в прошлом году лесные терминалы к 15 апреля были преобразованы в биржевые склады и аккредитовались при Байкальской лесной товарной бирже (БЛТБ). По заявлению администрация создание лесных терминалов в прошлом году не было самоцелью. Это было необходимо для того, чтобы переломить крайне негативную тенденцию с нарастанием оборота нелегально заготовляемой древесины. Теперь лесные терминалы трансформируются в биржевые склады и попадают под Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле». Существует также постановление Правительства РФ, дающее преференции в выполнении заявок на подвижной состав для тех предприятий, которые заключили биржевые контракты. Итогом всех мероприятий должна стать цивилизованная биржевая торговля.

Анализируя сложившееся положение в лесопромышленном комплексе Иркутской области, можно сделать следующие выводы: необходимо изучить проблему оптимального выбора схем и количества биржевых складов а также их расположения относительно мест заготовки древесины и сети железных дорог; изучить и предложить варианты по оптимизации объемов древесины пропускаемых биржевые склады, провести анализ влияния биржевой торговли на ситуацию в лесопромышленном комплексе Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.