Научная статья на тему 'Региональные проблемы развития лесной отрасли республики Бурятия'

Региональные проблемы развития лесной отрасли республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1206
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / REPUBLIC OF BURYATIA / TIMBER HARVESTING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнев Николай Сергеевич

В статье рассмотрены вопросы современного состояния лесной отрасли Республики Бурятия. Проведен SWOT–анализ лесозаготовительной отрасли Республики Бурятия, рассмотрены основные направления развития предприятий лесозаготовительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional problems in development of forestry industry in the Republic of Buryatia

The article discusses the contemporary situation in the forestry industry I the Republic of Buryatia, conducts a SWOT-analysis of timber harvesting in the Republic, and describes its future development.

Текст научной работы на тему «Региональные проблемы развития лесной отрасли республики Бурятия»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Н.С. Селезнев,

аспирант кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ)

bulatova_nad@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы современного состояния лесной отрасли Республики Бурятия. Проведен SWOT-анализ лесозаготовительной отрасли Республики Бурятия, рассмотрены основные направления развития предприятий лесозаготовительной отрасли.

Ключевые слова: Республика Бурятия, лесозаготовительная отрасль

УДК 630 ББК 43.68.47

Республика Бурятия в общем объеме лесопользования в Сибирском федеральном округе занимает пятое место и ее удельный вес составляет 5,6% (2,7 млн м3). Лесные ресурсы традиционно используются как источник древесины для промышленной переработки. Заготовка древесины до недавнего времени велась в основном в сосновых лесах центральной части Бурятии, лиственничные леса северо-восточной и юго-западной зон использовались лишь частично.

Экономически доступная часть расчетного пользования лесами составляет около 2,2 млн м3, что соответствует около

6.5 млн га. С учетом зонирования лесного фонда республики по видам потребителей древесины, площади лесов, доступных для эксплуатации, распределены следующим образом: для удовлетворения потребностей населения республики древесиной для собственных нужд — 950 тыс. га; для продажи лесных насаждений на аукционах — 440 тыс. га; для предоставления участков лесного фонда в долгосрочную аренду в целях заготовки древесины — 5300 тыс. га.

К настоящему моменту в аренду для заготовки древесины представлено 74 лесных участка на площади 1,5 млн га, что составляет 28 % от площади экономически доступного лесного фонда. Развитие лесопромышленного комплекса, обеспечение внедрения инвестиционных проектов в области освоения лесов позволят значительно увеличить площади используемого лесного фонда республики, переданные в долгосрочную аренду, довести площади аренды до 2,2 млн га (до 40 % от площади экономически доступного лесного фонда).

Предельный объем заготовки древесины в лесничествах Республики Бурятия определяется величиной расчетной лесосеки по рубкам спелых и перестойных насаждений, которая составляет 6,6 млн м3. В целом по республике в 2007 году по всем видам рубок заготовлено 2948,8 тыс. м3 , в том числе: при рубке спелых и перестойных насаждений — 905 тыс. м3; при рубке лесных насаждений при уходе за лесом — 1083,9 тыс. м3; при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений — 783,2 тыс. м3; при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, деревообрабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (прочие рубки) — 176,7 тыс. м3.

Планируемые ежегодные объемы заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях к 2017 году составят около

4.5 млн м3. Не древесные ресурсы леса (сенокошение и пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка березового сока, сбор и заготовка дикорастущих ягод и грибов, лекарственных растений и технического сырья, заготовка живицы и пневого осмола, сбор мха, веточного корма и др.) в настоящее время в Бурятии используются недостаточно.

Если судить об уровне лесопромышленной деятельности по доле поступивших в бюджет платежей, то уровень лесопользования наиболее высок в Байкальском, Закаменском, Кабанском, Кикинском, Прибайкальском и Уоянском лесничествах, где основными лесопользователями являются арендаторы. Средняя ставка платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка, сложившаяся по Республике Бурятия, составила 28,1 руб., средняя минимальная ставка платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка — 24,6 руб.

В районах, где не развита производственно-промышленная инфраструктура и нет крупных и средних лесопользователей, основным потребителем древесины является местное население, которое в основном выписывает дрова, в результате чего в этих районах формируются низкие ставки на древесину. Низкий уровень ставок, а соответственно и доля платежей, сложились в Витимском (3,59 руб.), Джидинском (9,53 руб.), Кондинском (8,29 руб.), Окинском (7,34 руб.) лесничествах.

Уровень стоимости 1 м3 заготовленной древесины зависит от ряда факторов, таких, как расстояние от населенных пунктов, наличие лесовозных дорог, крупных и средних лесопользователей, запрашиваемого объема, возможности ее переработки, сложившегося лесного рынка (спроса) и т. д. В зависимости от этих факторов наиболее стоимость заготовленной древесины (при средней стоимости по республике 298,3 руб.) находится в диапазоне от 925,9 руб., 105,8 руб.

Лесопромышленную деятельность в Бурятии осуществляют 326 предприятий, на них работают 7900 человек (в том числе 3 крупных предприятия, где работают 4527 человек, 18 средних предприятий и 305 субъектов малого предпринимательства с численностью работающих 3373 человека). На современном этапе развития лесного хозяйства среднему и мелкому лесопользователю выгоднее брать лесные участки в краткосрочное пользование. Это объясняется получением большего дохода от продажи древесины и отсутствием обязательств и соответственно расходов арендного характера.

На лесозаготовках в республике зафиксировано более 400 лесопользователей, в том числе 73 арендатора, из них только одно предприятие — это БЛК — имеет объем заготовок свыше 100 тыс. м3 в год. Средний объем лесозаготовок составляет 5 тыс. м3. Деконцентрация лесозаготовок привела к резкому снижению технического уровня производства. Вместо современных лесозаготовительных машин, исключающих применение ручного труда, применяются бензомоторные пилы, тракторы (в том числе не специальные лесопромышленные), автомобили общего назначения.

В условиях наблюдаемого процесса деконцентрации лесозаготовительного производства происходит увеличение рубок ухода в освоенных лесных массивах, в основном вблизи дорог, и даже в арендованном лесном фонде зачастую не осваивается расчетная лесосека.

Основной системной проблемой развития лесозаготовительного производства в Бурятии является недостаточная развитость химической и химикомеханической переработки древесины, что приводит к необходимости заготавливать наиболее ценные породы и оставлять в лесу мелкотоварную хвойную, низкокачественную лиственную древесину. В конечном итоге это приводит к убыточности лесозаготовок. В этих условиях предприятия вынуждены ориентировать производство на экспорт круглого леса.

В области механической обработки древесины лесопильное производство является наиболее распространенным. В лесопилении потребляется основная масса заготовленной деловой древесины. Около 50 % деловой древесины, заготавливаемой в республике (за исключением объемов экспорта круглого леса), используется в производстве пиломатериалов. Несмотря на некоторый рост производства пиломатериалов после 2000 года, в республике не удалось преодолеть негативные тенденции, сло-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

жившиеся в начале 1990-х годов. Прошедший период характеризовался не только изменением объемных показателей, но и качественными изменениями в структуре лесопильной промышленности. Прежде всего, резко снизилась концентрация производства: произошло выбытие производственных мощностей с 1,2 до 0,09 млн м3, на месте крупных лесопильных предприятий появилось большое количество мелких (с объемом производства до 5 тыс. м3 пиломатериалов в год). Это привело к упрощению технологии производства. Как правило, пиломатериалы, выпускаемые на небольших предприятиях, не подвергаются сушке, строганию. Это приводит к снижению цен на продукцию и низкой рентабельности лесопиления.

Кроме того, сказался диспаритет цен на пиловочные материалы, поставляемые на экспорт и внутренний рынок. В сложившейся экономической ситуации лесозаготовителям выгоднее поставлять круглый лес на экспорт, нежели на лесопильные заводы региона.

В настоящее время крупные центры лесопиления сохранились в г. Улан-Удэ. Ведущим предприятием является Байкальская лесная компания с объемом 47,4 тыс. м3 пиломатериалов в год. Кроме того, имеется ряд предприятий мощностью до 10 тыс. м3 в год. Качество выпускаемых пиломатериалов на этих предприятиях соответствует высоким требованиям внешнего рынка. Из республики в 2008 году поставлено на экспорт 235,7 тыс. м3 пиломатериалов.

В целом на лесопильных предприятиях применяется сложившаяся в 50-е годы прошлого столетия технология производства на базе лесопильных рам. С применением такой технологии вырабатывается более 50% всех пиломатериалов. Эти технологии характеризуются низким уровнем производительности и механизации труда и отстают от требований, предъявляемых к уровню производства в передовых зарубежных странах.

В мире 80-85 % пиломатериалов вырабатывается сегодня с применением ленточнопильного, круглопильного и фрезерно-брусующего оборудования, использование которого позволяет увеличить производительность труда, обеспечить выход готовой продукции высокого качества, осуществлять утилизацию отходов, снизить затраты на производство.

Имеющиеся экономически доступные ресурсы в республике, переработка пиловочника, поставляемого в настоящее время на экспорт из Бурятии, позволяют увеличить объем лесопиления более чем в 2 раза. Целесообразно развивать данное производство в составе крупных лесопромышленных комплексов, что позволит вовлечь в переработку до 40% отходов древесины от лесопиления и снизить на перерабатывающих производствах потребность в круглых лесоматериалах. В 2007 году объем промышленного производства лесопромышленного комплекса составил 12,7% от общего выпуска промышленной продукции в республике, 43,6% валютной выручки, 22,9% стоимости основных производственных фондов. Объем производства в отрасли в 2008 году составил 1949,9 млн руб. с темпом роста к 2007 году на 10,0%.

Опыт работы Иркутской области по созданию укрупненных терминалов по отгрузке лесных грузов и деятельность Байкальской лесной биржи показали, что попытка создания эффективного рыночного механизма с использованием одного административного ресурса не приносит положительного результата биржевой деятельности. Так, объемы сделок, совершаемых на торговой площадке Байкальской лесной биржи, не превышают 5% от общего оборота лесопродукции по области. Поэтому Министерство экономического развития республики считает целесообразным организацию в Улан-Удэ филиала лесной биржи в рамках общефедеральной лесной биржи с центральной торговой площадкой биржи в Санкт-Петербурге.

Достижение освоения расчетной лесосеки в 4 млн м3, учитывая, что экономически доступная расчетная лесосека в республике истощена и составляет не более 1,5 млн м3 деловой древесины, потребует обустройства лесосек, приобретения современной лесозаготовительной и лесовозной техники и строительства лесовозных дорог круглогодичного действия, освоения новой технологии горно-канатной лесозаготовки.

Имеется ряд отрицательных факторов, затрудняющих развитие лесозаготовительного производства в республике:

• Низкий уровень развития лесоперерабатывающих производств и неравномерное их размещение по территории республики приводят к низкой потребности в древесном сырье

внутреннего рынка республики и вывозу сырья в другие регионы и на экспорт.

• Наличие большого количества лесозаготовительных предприятий и предприятий малого бизнеса, удаленных от рынков сбыта привели к тому, что продукция таких лесопользователей оказалась нерентабельной.

• Опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы, необходимость ежегодного увеличения заработной платы работникам лесозаготовок привели к резкому росту затрат на поставку леса автомобильным транспортом потребителю.

• Слабое развитие мощностей по глубокой химической и химикомеханической переработке древесины приводит к тому, что значительные ее ресурсы, особенно маломерной и лиственной древесины, оказываются невостребованными на рынке и остаются на лесосеках. Это огромный неиспользованный ресурс, требующий дополнительных инвестиций.

Особенностью осуществления лесопромышленной деятельности в Бурятии является также близость к территории Китая и все возрастающие потребности нашего соседа в лесосырье, что уже вызвало проникновение лесного бизнеса КНР на рынок России. В настоящее время, после значительной либерализации федерального законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства, на территории Бурятии насчитывается свыше 90 субъектов малого бизнеса, которые контролируются предпринимателями КНР, со 100%-ным иностранным капиталом и полным контролем сбыта продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 75, с 1 января 2009 года ставка вывозной таможенной пошлины на необработанную древесину устанавливается в размере 80 % от контрактной цены, но не менее 50 евро за 1 м3. В связи с этим осуществляется ввоз на территорию Республики Бурятия низкотехнологичного оборудования из КНР и размещение его на приграничной территории. Наблюдается рост числа заявок на привлечение иностранной рабочей силы в целях осуществления трудовой деятельности. Из КНР на 2008 год заявлено 5800 человек. Всего, с имеющимися лесорамами китайского производства, общее количество оборудования по первичной переработке древесины достигнет 300 единиц, или по мощности — 1500 тыс. м3. В Китай экспортируется, как правило, пиломатериал необрезной, естественной влажности, по цене за 1 м3 $90-120, что компенсирует потери в импорте пиловочника.

Из-за байкальского фактора в Бурятии применяются повышенные требования к проведению лесозаготовительных работ. Ограничения приводят к разбросанности лесосек и увеличивают затраты лесозаготовителей на строительство лесовозных дорог, перебазирование бригад и техники, подготовительные работы. 69% лесов I и II группы в республике находятся в водосборной зоне озера Байкал, где ограничены эксплуатационные рубки, туда включаются территории центральной экологической зоны озера Байкал, туристско-рекреационной зоны, национальных парков, заповедников и заказников. Более половины расчетной лесосеки находится в труднодоступных и малоосвоенных районах, таких как Еравнинский, Баунтовский, Курумканский, Севе-ро-Байкальский, Муйский, Окинский. Лесозаготовки в северных районах, в условиях вечной мерзлоты, имеют значительные экологические ограничения и повышенные затраты.

Известные издержки и трудности привносят особые требования к ведению хозяйствования на Байкальской природной территории. Потери в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности в Бурятии от байкальского фактора возникли задолго до принятия и введения в действие Федерального закона «Об охране озера Байкал». Ограничения по рубкам главного пользования, запрет транспортировки леса в сигарах по озеру Байкал и сплава по рекам, увеличение объемов рубок промежуточного пользования, переход на замкнутый цикл водооборота на территории водосборной площади озера Байкал вводились поэтапно, соответственно в 1967, 1969, 1974, 1982, 1987 годах и в дальнейшем с принятием Закона «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года.

Наблюдается снижение уровня конкурентоспособности лесопромышленной продукции республики из-за удорожающих экологических факторов, удельный вес экологических затрат в себестоимости лесобумажной продукции составляет свыше 24%. Прогнозируется их рост в связи с необходимостью перехода на эколого-безопасную технологию лесозаготовок и зна-

чительным увеличением площади Центральной экологической зоны, где полностью запрещается лесозаготовка.

Правительство Бурятии предлагает в целях привлечения ресурсов международных организаций и федерального бюджета, в связи с признанием озера Байкал и прибрежных территорий участком мирового наследия ЮНЕСКО (совмещенных с границами Центральной экологической зоны), следующее:

• выделить в установленном порядке Республике Бурятия инвестиции в объеме 950,0 млн руб. на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России» по подпрограмме «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории»;

• включить Республику Бурятия в перечень пилотных проектов по устойчивому лесопользованию и внедрению экологобезопасной технологии лесозаготовок в бассейне озера Байкал для реализации инвестиционного проекта «Внедрение экологобезопасной технологии лесозаготовок в бассейне озера Байкал»;

• принять постановление Правительства Российской Федерации «О введении механизмов компенсации затрат, обусловленных особым режимом хозяйствования на Байкальской природной территории, разграничении ответственности субъектов Байкальской природной территории и Федерального центра по возникновению дополнительных издержек».

Данные меры позволят частично решить основные проблемы лесопромышленного комплекса республики, которые существенно сдерживают его развитие и к которым относятся:

• низкая эффективность лесоуправления, низкий уровень обеспеченности кадрами, несовершенная законодательная база;

• высокий уровень нелегальных рубок и торговли, нелегально заготовленной древесиной;

• значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней;

• слаборазвитая лесная и устаревшая производственная инфраструктура;

• низкий спрос на древесину на внутреннем рынке;

• недостаточная инновационная и инвестиционная активность;

• низкий технический уровень производственных мощностей, а также большей части основного производственного оборудования;

• низкий технический уровень лесозаготовительных дорог, а также федеральных и республиканских дорог, мостов;

• нехватка маневровых мощностей и подвижного состава для вывоза лесопродукции.

Для выявления позитивного потенциала стратегического развития предприятий лесозаготовительной промышленности нами проведен SWOT-анализ лесозаготовительной отрасли Республики Бурятия (табл. 1), в ходе которого были выявлены сильные и слабые стороны лесозаготовительной промышленности региона, существующие угрозы и перспективные возможности развития.

По результатам SWOT-анализа отметим, что предприятия лесозаготовительной промышленности Республики Бурятия, находясь в кризисном состоянии, располагают тем не менее, значительным позитивным потенциалом, при условии грамотного и эффективного использования которого в стратегической перспективе, возможно решение существующих на сегодняшний день проблем в отрасли и повышение конкурентоспособности лесопромышленного комплекса в края в целом.

Позитивный потенциал развития предприятий лесозаготовительной промышленности ЛПК Республики Бурятия, заключается в продвижении следующих направлений:

1. Повышение эффективности использования лесосырьевых ресурсов в ходе лесозаготовительной деятельности за счет

Таблица 1

Ключевые факторы матрицы SWOT сильных и слабых сторон лесозаготовительных

предприятий Республики Бурятия

Внешние благоприятные возможности (О) Потенциальные внешние угрозы (Т)

1. Принятие Стратегии развития ЛПК и Лесного кодекса; 2. Благоприятный налоговый климат в регионе; 3. Реализация федеральных и региональных проектов по поддержке развития ЛПК Правительством республики; 4. Рост спроса на продукцию ЛПК на мировом рынке; 5. Рост инвестиционной активности отечественных компаний. 1. Мировой финансовый кризис; 2. Колебания конъюнктуры мирового рынка лесной продукции; 3. Вступление России в ВТО обострит конкурентную борьбу с иностранными производителями; 4. Рост цен на энергоносители.

Внутренние сильные стороны (Э) Сила и возможности (ЭО) Сила и угрозы (БТ)

1. Наличие в республике запасов высококачественных лесных ресурсов; 2. Большой запас расчетной лесосеки; 3. Мощная лесоперерабатывающая база; 4. Высокая потенциальная емкость внутреннего рынка. 1. Внедрение системы арендаторства участков лесосечного фонда; 2. Активизация процессов интеграции путем соединения леспромхозов с крупными целлюлозно-бумажными комбинатами и деревообрабаты вающими предп риятиями; 3. Увеличение доли и эффективности освоения расчетной лесосеки в ходе лесозаготовительной деятельности. 1. Привлечение иностранных инвесторов; 2. Увеличение удельного веса высококачественной обработанной древесины; 3. Разработка и внедрение новейших технологий переработки отходов лесозаготовки; 4. Создание в леспромхозах деревообрабатывающих производств.

Внутренние слабые стороны ^) Слабость и возможности ^О) Слабость и угрозы ^Т)

Неразвитая транспортная инфраструктура; 1. Недостаток собственных средств для увеличения объемов производства и первичной обработки древесины; 2. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, истощение ресурсной базы; 3. Низкая степень освоения расчетной лесосеки; 4. Рост незаконных рубок и криминализации отрасли; 5. Отсутствие стратегии развития отрасли. 1. Активизация строительства лесовозных дорог, обеспечивающих доступ к ресурсам; 2. Увеличение объемов производства; 3. Внедрение и освоение оборудования и машин нового поколения; 4. Участие в государственных инвестиционных проектах и программах; 5. Усиление контроля лесопользования; 6. Разработка и внедрение Лесного плана, лесохозяйственных регламентов, Стратегии развития лесозаготовительной отрасли. 1. «Замораживание» в условиях кризиса большинства инвестиционных и инновационных проектов и программ, резкое снижение инновационной активности; 2. Рост экспорта необработанной древесины.

внедрения и использования технологий переработки отходов лесозаготовки (например, для производства биотоплива);

2. Внедрение технологий и методов первичной обработки древесины на предприятиях лесозаготовительной промышленности, что будет способствовать увеличению выпуска высококачественной обработанной продукции, пользующейся большим спросом у лесопромышленников региона;

3. Строительство и поддержание лесовозных дорог — одно из наиболее перспективных направлений развития и, в то же время, наиболее трудноразрешимая проблема лесозаготовительной промышленности Республики Бурятия;

4. Углубление кооперации и интеграции лесозаготовительных предприятий с предприятиями целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслей, для обеспечения сбыта продукции лесозаготовителей и обеспечения высококачественными ресурсами лесопромышленников, с одновременным снижением издержек обоих;

5. Оказание государственной поддержки перспективным предприятиям, способным конкурировать на общероссийском и мировом рынках лесной продукции, дальнейшее развитие и

совершенствование лесного законодательства края, системы льготного налогообложения и арендаторства участков лесного фонда;

6. Стимулирование инноваций в лесозаготовительной промышленности и создание центров подготовки квалифицированных кадров для предприятий ЛПК;

7. Привлечение внешних инвестиций в развитие существующих и создание новых лесозаготовительных предприятий и деревообрабатывающих производств в действующих леспромхозах, а также в производство лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования и комплектующих для него.

При грамотном и целенаправленном продвижении в указанных направлениях в лесозаготовительной отрасли Республики Бурятия на основе имеющегося позитивного потенциала возможно формирование значительных конкурентных преимуществ, реализация которых в перспективе может способствовать не только решению наболевших проблем и выводу отрасли из затянувшегося кризиса, но и обеспечить долгосрочное развитие лесозаготовительных предприятий в конкурентной среде.

Литература

1. Войтюк М.М. Формирование региональной стратегии развития инфраструктуры сельских территорий. — М., 2011.

2. Клейнхоф И.А. Стратегическое управление сбалансированным устойчивым развитием лесного сектора экономики Российской Федерации и Европейского Союза. — М.: Изд-во МГУЛ, 2010.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 50. — Ст. 5278.

4. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (протоколы совещаний у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 5 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-29пр и от 27 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-41пр, протокол заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, г. Сыктывкар от 29 января 2008 г. № 1).

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА SWOT-АНАЛ ИЗА

Г.М. Квон,

доцент кафедры менеджмента Университета управления «ТИСБИ» (г Казань),

кандидат экономических наук gul32@yandex.ru

В статье показана необходимость проведения SWOT-анализа, как инструмента, позволяющего принять решение об инновационно-инвестиционном развитии муниципального образования с целью выработки его дальнейшей стратегии.

Ключевые слова: стратегическое развитие, муниципальное образование, инвестиционная деятельность, SWOT-анализ, внешняя и внутренняя среда.

УДК 330.3 ББК 65.9

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических планов (программ, концепций). Данные, полученные в результате данного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач развития территории.

Иначе говоря, SWOT- анализ — это анализ сильных и слабых сторон территории и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей территорию среды. «S» и «W» относятся к внутреннему состоянию территории, а «О» и «Т» к внешнему окружению территории. По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли территория внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и

противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

По своей сути, SWOT-анализ является одной из важнейших процедур диагностики состояния системы, которая позволяет оценить ее исходное состояние, незадействованные ресурсы, систематизировать проблемные ситуации. Следует отметить, что проведение данного анализа носит субъективный характер. Для того чтобы избежать субъективности в анализе ситуации необходимо данную процедуру проводить с ключевыми участниками процесса изменений под модерированием коучей-экспертов, то есть специалистов, непосредственно сопровождающих процесс изменений на территории для составления экспертной оценки ситуации. Как правило, непосредственные участники процесса

3 1 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.