Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЛИНГВИСТИВЕСКОМ ВУЗЕ'

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЛИНГВИСТИВЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

Статья посвящена проблеме изменения роли преподавателя при переходе на дистанционное обучение иностранному языку в нелингвистивеском вузе. В современной ситуации активного использования дистанционных средств обучения в высших учебных заведениях данная тема становится все более актуальной. Модернизация современного образования основана в первую очередь на использовании информационно-коммуникационных и компьютерных технологий. На сегодняшний день компьютерные технологии обеспечивают доступ к информационному пространству в различных отраслях, в том числе и в сфере образования. Автором рассматриваются различные роли преподавателя в контексте происходящих изменений, а так же выделяются ключевые методологические проблемы, связанные с организацией работы преподавателя при дистанционном обучении студентов иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE ROLE OF A TEACHER IN THE TRANSITION TO DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of changing the role of the teacher in the transition to distance learning of a foreign language in a non-linguistic university. In the current situation of active use of distance learning tools in higher educational institutions, this topic is becoming more and more relevant. Modernization of modern education is based primarily on the use of information and communication and computer technologies. Today, computer technologies provide access to the information space in various industries, including in the field of education. The author examines various roles of the teacher in the context of the continuous changes, as well as highlights the key methodological problems associated with the organization of the teacher's work in distance learning of students in a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЛИНГВИСТИВЕСКОМ ВУЗЕ»

Выводы. Ни один университет сегодня уже не может сохранять локальный характер, даже если это городской или региональный вуз. Всякий университет должен мыслить себя в масштабах мировой повестки. Здесь возможно две позиции: университет может быть исследовательским или же он может стать университетом территориального развития. Университет уже не может представлять собой «образовательную трубу», в котором студенты учатся 4-6 лет, он должен стать местом для самоопределения, «территорией смыслов», потому что ценность самоопределения человека внутри вуза очень важна, и эта история требует перестроения модели университета.

С помощью каких ресурсов может быть запущен процесс такой перестройки. Это могут быть ядерные курсы, рост числа элективных курсов, социокультурные практики. Если студент, находясь в университете, учится выбирать и понимать, что ему нужно в жизни, -это очень важно. В этой связи можно использовать и особенности современного студенчества, этой новой по психотипу целевой аудитории, и превратить эти паттерны из проблемных маркеров в интерактивные плюсы. Особенность современных обучающихся состоит в том, что, когда им нужно что-то сделать вместе, они всегда собирают свою команду ребят, которые тянутся к друг другу и оказывают друг другу помощь вне зависимости от того, что у них происходит [6; 7].

Хотелось бы, чтобы высшее образование сегодня было конкурентоспособным не только в рейтинговых вузах, но и региональных, ведомственных, городских образовательных организациях. Проблема очевидна: недостаток ресурсов, технологий, команды, нормативные проблемы и много е другое. Одной из главных миссий этих перемен должен стать поиск ответа на вопрос, каким образом так воспитывать молодежь, чтобы научить их быть креаторами, творцами того нового мира, в котором им предстоит жить, обладателями широкого спектра экзистенциальных навыков. Эти навыки позволят обучающимся сформировать четкое понимание всех смысловых предикторов: смысла жизни, смысла происходящих вокруг событий, так как эти вопросы встают перед студентами любых вузов и профилей подготовки.

Тогда и уровень доверия будет расти, и будет четкое понимание целей и прогностических моделей, основанных не на общих словах, а на деловой платформе и реальных возможностях для личностного и профессионального развития. Студенчество должно не просто научиться жить в сложном, постоянно меняющемся мире, а и продвигать вперед нашу страну, строить конкурентоспособную профессиональную среду. В противном случае нам придется жить по чужим моделям. Пандемия показала, что в вузах у всех субъектов учебно-воспитательного процесса есть большая потребность на формирование экзистенциальных навыков: как общаться с сбой, с окружающими, на что опираться, когда трудно, как строить отношения в команде, в семье. Творческий потенциал основан именно на этой парадигме. В этой связи во всех вузах должны быть созданы все условия для развития не только профессиональных, цифровых навыков, но и обязательно экзистенциальных.

Литература:

1. Рулиене Л.Н. Гуманитарность в образовании как ответ на дизруптивные инновации // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 04.05.2021).

2. Черепанова Т.Б. Тренды и тенденции современной образовательной практики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2019. - №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.07.2020).

3. А.Г. Асмолов Антропология повседневности: трансформации поведения людей в условиях технологических и социальных перемен https://lurian.urfu.ru/ojs/index.php/lurian/article/view/25 (дата обращения: 16.08.2020).

4. https://www.finam.ru/analysis/forecasts/doverie-i-nedoverie-v-rossii-20181015-111223/ - World Value Survey (2017-2020) исследования РБК и ИНП 2020

5. https://russiaedu.ru/rating Образование в России. Официальный сайт.

6. Быкова А.В. Вызовы для российского высшего образования: цифровая трансформация и повышение конкурентоспособности // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2020. - №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.08.2020).

7. Ставцева И.В., Вагина Т.С. Влияние геймификации на мотивацию к обучению: опыт внедрения геймифицированного онлайн-курса в дисциплину "История и культура стран изучаемого языка" // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - 2019. - №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.08.2020).

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Поняева Татьяна Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЛИНГВИСТИВЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изменения роли преподавателя при переходе на дистанционное обучение иностранному языку в нелингвистивеском вузе. В современной ситуации активного использования дистанционных средств обучения в высших учебных заведениях данная тема становится все более актуальной. Модернизация современного образования основана в первую очередь на использовании информационно-коммуникационных и компьютерных технологий. На сегодняшний день компьютерные технологии обеспечивают доступ к информационному пространству в различных отраслях, в том числе и в сфере образования. Автором рассматриваются различные роли преподавателя в контексте происходящих изменений, а так же выделяются ключевые методологические проблемы, связанные с организацией работы преподавателя при дистанционном обучении студентов иностранному языку.

Ключевые слова: роль преподавателя, иностранный язык, дистанционное обучение, компьютерные технологии, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная учебная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of changing the role of the teacher in the transition to distance learning of a foreign language in a non-linguistic university. In the current situation of active use of distance learning tools in higher educational institutions, this topic is becoming more and more relevant. Modernization of modern education is based primarily on the use of information and communication and computer technologies. Today,

computer technologies provide access to the information space in various industries, including in the field of éducation. The author examines various roles of the teacher in the context of the continuous changes, as well as highlights the key methodological problems associated with the organization of the teacher's work in distance learning of students in a foreign language.

Keywords: teacher's role, foreign language, distance learning, computer technologies, information and communication technologies, independent educational activity.

Введение. В рамках занятий по иностранному языку на всех существующих уровнях обучения именно применение информационно-коммуникационных технологий является современной тенденцией модернизации образовательной сферы [9, с. 174]. Эти технологии активно применяются и в дистанционном формате учебной деятельности, ежедневно обновляя свой потенциал. Компьютеризация образования позволяет достичь двух стратегических целей: повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ-инструментов и технологий, а так же повышение качества обучения, развивая его с новым типом мышления, соответствующего требованиям информационного общества [6, с. 36]. На сегодняшний день компьютерные технологии обеспечивают доступ к информационному пространству в различных отраслях, в том числе и в сфере образования, что способствует повышению качества образования и эффективности усвоения нового материала [7, с. 118]. Во многих вузах подобный процесс облегчает доступ обучающихся к программе курса «Иностранный язык», нивелируя вопросы недостаточности времени и материальных возможностей. Анализируя публикации по теме современных практиков педагогики, стоит заметить большое количество положительных аспектов именно дистанционного способа изучения языка для студентов [10, с. 187].

Изложение основного материала статьи. По мнению О.Г. Серебрянцевой, в рамках преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе преподавателю следует акцентировать свое внимание на следующих умениях:

- методика и организация обучения, его детальное проектирование с тщательным отбором дидактического материала;

- внимательное изучение не только базовой лексики по специальности студентов, но и основ выбранной ими профессии;

- привлечение преподавателей специальных курсов, а также использование периодики и научных публикаций по специальности обучающихся;

- исследование технологии модульного образования с последующей разработкой соответствующих учебных программ;

- создание систем контроля и оценки усвоения материала студентами;

- подготовка учебных, а также методических пособий, в том числе, в электронном формате;

- компетентные рекомендации по выбору развивающей литературы на иностранном языке для обучающихся [12, с. 73].

Передача культурного опыта и специфических знаний по иностранному языку является мотивом и основной задачей преподавателя курса. Однако недостаточно быть просто хорошим методистом и следовать традиционному подходу к образованию. В современном мире студенты легко могут найти интересующую их информацию, не прибегая к общению с более опытным и знающим человеком. Используя Интернет, они получают необходимые данные очень быстро, но для качественного изучения иностранного языка недостаточно просто отыскать сведения - нужно быть замотивированными, чтобы включить их в систему познания, и в целом, сформировать ее для себя. Ускорить и направить этот процесс может преподаватель. Будучи интересной личностью, именно своими персональными качествами и авторитетом, вовлеченностью в работу и умению сопереживать, преподаватель способен задать верный вектор развития для обучающихся [11, с. 229].

Информационные технологии в педагогической сфере развиты в достаточной степени для того, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям обучающихся. Благодаря этим средствам познания каждый может выбрать для себя удобный ритм работы и поставить оптимальную цель, в том числе в рамках общих дидактических задач курса по иностранному языку [4, с. 396]. Данный аспект влияет и на работу преподавателя, отдаляя его от классической парадигмы. Сейчас все силы педагога сконцентрированы на мотивации студента. Необходимо не просто предоставить обучающемуся информацию и учебные материалы, но и провести консультации по ним, лично или при помощи дистанционных технологий. Многие ученые считают, что функционалом современного педагога является разработка и реализация новых программных средств образования и самоподготовки для студентов [3, с. 65].

В условиях дистанционного обучения меняется статус преподавателя. Он не снижается, но роль наставника в традиционном понимании трансформируется. Теперь педагог помогает студенту организовать самостоятельную учебную деятельность, советуя и направляя. Немаловажно и практическое применение приобретенных знаний. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно формировать точку зрения, которую необходимо аргументировать при помощи изученной информации, при этом важной задачей преподавателя в этом случае является строгий отбор подходящих для достижения этой цели технологий и методик обучения [14, с. 155].

Дистанционный формат обучения сформировал несколько новых ролей для современного преподавателя. Рассмотрим каждую из них подробнее:

1. Администратор системы. Преподаватель ставит перед собой цель обеспечения правильного течения процесса обучения по предмету.

2. Контролер обучения. Такой педагог внимательно следит за обратной связью от студентов, контролируя качество выполненных заданий.

3. Дизайнер курсов. Креативная роль, заключающаяся в подборе необходимых дидактических материалов и последующей проверки их усвоения с помощью различных видов тестирований.

4. Организатор. Это преподаватель-консультант, помогающий создать не только эффективный учебный процесс, но и внимательный к иным аспектам (расписание и т.д.).

5. Тюдор. Куратор всего процесса обучения на протяжении нескольких лет.

Таким образом, место педагога в организации обучения меняется, его роль становится более значимой и уважаемой, а выполняемый функционал растет. В современном вузе высокая компетентность преподавателей

гарантирует достойный уровень подготовки будущих специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда [13, с. 167].

Многие исследователи наблюдают развитие «инновационной культуры» современного педагога, заключающейся в готовности к объединению традиционных методик и новейших разработок в преподавании. Используя креативные подходы в процессе обучения, эти преподаватели формируют новый опыт и развивают не только обучающихся, но и систему образования в целом [8, с. 102].

Инновации в данном случае влияют на выбор технологий, используемых при обучении, которые, в свою очередь, делают преподавателя частью интеллектуального и креативного образовательного ресурса, созданного для развития студентов. Разрабатывая новую методологию интерактивных подходов к обучению, ученые приходят к выводу о ценности адаптивного образования, поскольку оно основывается на личностно-ориентированном парадигме в рамках вузовской подготовки. В ее основе лежит важность творческого развития личности, которая должна уметь самостоятельно анализировать большое количество информации, выбирать подходящие стратегии для решения возникающих проблем и свободно ориентироваться в выбранной теме на практике. Потребности личности становятся важнее социального заказа. Следовательно, самовыражение и самоопределение обучающихся необходимо и актуально вписывать в изучение курса иностранного языка. Технологии в данном случае способствуют этому и влияют на дальнейшее развитие межкультурной коммуникации.

Выводы. При дистанционной форме обучения преподавателю следует обратить внимание на совершенствование своих организаторских умений. Ставя перед студентами задачи дистанционно, он сможет воодушевить и настроить процесс коммуникации так, чтобы эффективность их выполнения росла. Собственные организаторские таланты преподавателя могут существенно облегчить применение ИКТ в рамках курса и замотивировать обучающихся на развитие навыков общения [2, с. 202].

Кроме того, задачей преподавателя иностранного языка является создание оптимальных условий для усиления компетенций студентов в рамках удаленного формата работы. Так получится организовать устойчивую мотивацию для самореализации в будущей профессии, достижения положительных результатов при обучении, обретении новых личностных качеств и социальных навыков [5]. Определенно можно сказать - информационно-коммуникационные технологии выявили назревающую педагогическую проблему, касающуюся методики использования современных средств коммуникации, в том числе в обучении иностранным языкам. Множество исследований посвящено перспективам применения новых технических приемов и средств [1, с. 68].

Литература:

1. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе». - №2 (29). - 2014. - С. 68-72.

2. Дрюкова К.Ю. Анализ роли преподавателя в процессе дистанционного обучения иностранным языкам / В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации/Сборник статей XV Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. -С. 202-204.

3. Ермакова Б.Л. О роли преподавателя в дистанционном обучении / Материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». - М., 2012. - С. 63-70.

4. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС / Сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]. - Воронеж: Издательский дом ВГУ. - 2019.

5. Иргибаева М.С. Роль преподавателя дистанционного обучения при мультилингвальном образовании // Многоязычие в образовательном пространстве. - 2014. - №6.

6. Капустина Д.М. Оценка использования современных компьютерных технологий в преподавании в высшей школе// Философское образование. - 2016. - № 1 (33). - С. 36-40.

7. Капустина Д.М. Проблема адаптации человека в информационном пространстве. Философское образование. - 2017. - № 1 (35). - С. 117-121.

8. Коротаева И.Э. Анализ опыта отечественных специаллистов по внедрению инновационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Современный ученый. - 2020. - № 4. - С. 101-107.

9. Коротаева И.Э. Информационно-коммуникативная составляющая в программах обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе//Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-2. - С. 174-177.

10. Масютина Н.М. Перспективы и сложности дистанционного изучения иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 187-189.

11. Поняева Т.А. Профессиональные и личные качества преподавателя иностранных языков технического вуза как ключевые факторы повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-4. - С. 228-232.

12. Серебрянцева О.Г. Оптимизация работы преподавателя иностранного языка нелингвистического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 8 (50). - Часть 5. - С. 73-75.

13. Третьякова О.С. Изменение роли преподавателя в дистанционном обучении / Материалы Х Всероссийской научно-практической Шете^конференции «Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. - Тамбов: Издательский дом «Державинский». - 2019. - С. 167-170.

14. Шуневич Б.И. Роль и функции преподавателя в дистанционном обучении / Б.И. Шуневич // Иностранные языки: теория и практика преподавания: материалы Международной научной конференции, [Минск], 30-31 января 2002 г. / Белорусский гос. экон. ун-т; [редкол.: Т.Ф. Солонович и др.]. - Минск: БГЭУ, 2002. - С. 154-156.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития и совершенствования лидерских компетенций у студентов в процессе иноязычного обучения в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. Целью статьи является подробное рассмотрение лидерских компетенций и способы их развития у студентов вуза. В статье определяется понятие «лидерские компетенции», выявляется значимость их развития для построения будущим специалистом успешной карьеры. Делается вывод о том, что полноценное развитие лидерских компетенций следует осуществлять в условиях целостного образовательного процесса. Описываются способы формирования и развития лидерских компетенций у студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе.

Ключевые слова: целостный процесс, иноязычное обучение, студент, лидерские компетенции, развитие,

вуз.

Annоtation. The article deals with the development and improvement of leadership competencies of students in the process of foreign language teaching at Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev. The purpose of the article is a detailed review of leadership competencies and ways of their development of university students. The article defines the concept of "leadership competencies", reveals the importance of their development for building a successful career by a future specialist. It is concluded that the full development of leadership competencies should be carried out in the context of a holistic educational process. The article describes the ways of forming and developing students' leadership competencies in the process of learning a foreign language at university.

Keywords: holistic process, foreign language teaching, student, leadership competencies, development, university.

Введение. Лидерские качества и навыки, выражающиеся в лидерском поведении, несомненно, способствуют повышению профессиональной производительности и личностному росту человека. Лидерское поведение оказывает положительное развивающее влияние на многие способности и навыки человека, такие как проявление инициативы, коммуникабельность, эмпатия, критическое мышление, способность рассмотреть какой-либо вопрос с разных точек зрения. Следовательно, выявление и развитие лидеров является актуальной задачей для вузов, осуществляющих подготовку будущих выпускников, и компаний, в которых работают как начинающие специалисты, так и опытные профессионалы. В настоящее время компетентностный подход является эффективной основой для развития лидерства. Подход, основанный на компетентности, означает определение лидерских компетенций и их целенаправленное развитие. Следует отметить, что полноценное развитие лидерских компетенций, составляющих целый комплекс знаний, умений и навыков, целесообразно осуществлять только в условиях целостного образовательного процесса, потому что именно целостность обучения позволяет сосредоточить педагогические действия на развитии и совершенствовании целостной личности. Несомненно, будущий выпускник, обладающий целостной, всесторонней личностью, чувствует себя максимально подготовленным не только к качественному выполнению профессиональных обязанностей, но и имеет развитые способности к личностному и профессиональному росту, к новым видам деятельности, сложностям и переменам, к развитию в себе дополнительных компетенций, к проявлению себя в новых ролях. Чтобы данная реализация стала возможной, система образования призвана обеспечить студентов - будущих молодых специалистов - вышеуказанными способностями, готовностью, желанием к применению своих способностей, к работе над собой. Формирование, развитие и совершенствование лидерских компетенций, включающих в себя большое разнообразие умений и навыков, является одним из приоритетов работы преподавателей вуза. Данная статья посвящена рассмотрению лидерских компетенций и вопросу их эффективного развития у студентов в процессе организации целостного процесса иноязычного обучения в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева.

Изложение основного материала статьи. Важно определить ключевые компетенции для лидерства и выбрать стратегии развития и стимулирования данных лидерских компетенций у студентов. Следует отметить, что существуют конкретные лидерские компетенции, характерные для профессиональной деятельности в конкретной компании, в которой будет работать будущий выпускник. Несмотря на это, важно проводить работу над общими лидерскими компетенциями, актуальными для каждой организации, а также развивать у студентов способности к пониманию новых лидерских компетенций, которыми, возможно, придется овладеть на рабочем месте, и обеспечить студентов знаниями, умениями и способностями к данной деятельности. Это обусловлено отличительными индивидуальными особенностями каждой конкретной фирмы/предприятия, а также возможным изменением должностных обязанностей специалиста. В таком случае самообучение и саморазвитие будут являться необходимыми способностями, которые нужно развивать у студентов заранее, в процессе вузовской подготовки. Каждая компания должна создавать условия для проявления и развития лидерских компетенций сотрудников с целью осуществления успешной деятельности и реализации конкурентного преимущества данной компании.

В связи с тем, что навыки и умения, необходимые для определенной должности, зависят от индивидуальных условий каждой компании и могут меняться, использование компетентностного подхода является приоритетным для успешного развития компетенций, необходимых для различных должностей на разных уровнях в конкретной организации. При организации процесса развития лидерских компетенций личности необходимо учитывать компетенции различного характера, которыми человек уже владеет, а также текущие личностные возможности и способности человека. Сравнение уже имеющегося личностного компетентностного уровня человека с теми лидерскими компетенциями, над которыми планируется работать, является значимым этапом, обеспечивающим успешное развитие нужных лидерских компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.