Научная статья на тему 'Современные технологии преподавания иностранного языка в условиях дистанционного обучения'

Современные технологии преподавания иностранного языка в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / вебинар / дистанционное обучение / иностранный язык / интернет / information technology / webinar / distance learning / foreign language / Internet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Ольга Викторовна

В данной статье рассмотрен актуальный вопрос о специфике использования современных информационных технологий обучения иностранному языку в условиях дистанционного образования, обозначена актуальность использования данной формы обучения в современных условиях развития общества и коммуникационных компьютерных технологий, рассмотрены цели и задачи использования данной формы обучения иностранному языку, сформулированы основные характеристики вебинара, как особой формы дистанционного обучения, выделены его преимущества и недостатки при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with an urgent question of peculiar usage of modern information and computer technologies of foreign language teaching in distance education, the relevance of using this form of education in modern conditions of social development and communication computer technologies is indicated. The article also discusses the goals and objectives of using this form of teaching a foreign language, it formulates some basic characteristics of a webinar and highlightes its advantages and disadvantages when learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Современные технологии преподавания иностранного языка в условиях дистанционного обучения»

24 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Стили текстов Кол-во текстов Средний объем текста Т ематикатекстов Виды чтения

Художественный 8 273 слова Проблема дружбы и любви Изучающее и ознакоми-тель ное чтение

Научно-популярный 18 163 слов Страноведческие тексты, искусство Изучающее, просмотровое и ознакомитель ное чтение

Разговорный 18 76 слов Искусство, проблемы любви и дружбы Ознакомитель ное и изучающее чтение

Общее количество текстов 49 текстов

Таблица 4

Результаты анализа по УМК Ворониной Г.И., Карелиной И.В.

Стили текстов Кол-во текстов Средний объем текста Тематика Виды чтения

Публицисти ческий 12 80 слов Искусство, отрывки из биографий известных деятелей искусства. Ознакомительное и изучающее чтение

Художествен ный 7 138 слов Отношения между детьми и родителями, проблемы молодёжи Изучающее чтение

Научно-популярный 5 132 слова Страноведчес кие тексты, искусство Изучающее чтение

Разговорный 24 144 слова Искусство, проблемы любви и дружбы, отношения родителей и детей. Ознакомительное и изучающее чтение

Общее количество текстов 48 текстов

Особенностью методической составляющей анализа является выявленный факт, что в книгах для учителя к данным учебникам представлены рекомендации ко всем 3 этапам работы над текстом, т.е. в них содержится серия предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, нацеленных на развитие всех выще обозначенных стратегий. Однако данные этапы и стратегии, как и некоторые задания являются скрытыми для учащихся.

На наш взгляд, это нельзя считать недостатком учебников, т. к. в рамках когнитивного подхода особую важность представляют сознательность, самостоятельность и активность учебно-познавательной деятельности учащихся. Г лавным является то, что обучающийся является субъектом: в процессе восприятия, переработки и продуцирования информации он овладевает определенными стратегиями, которые помогут ему в дальнейшем управлять своей учебной деятельностью.

Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.. -М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

3. Бим И.Л. Немецкий язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садо-мова, А.М. Лытаева; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд.-во «Просвещение». - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2009. - 270с.

4. Бим И.Л. Немецкий язык.10 класс: Кн. для учителя к учеб. нем. яз. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, А.М. Лытаева - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 64с.

5. Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.И. Воронина, И.В. Карелина. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 224с.

6. Воронина Г.И. Немецкий язык, контакты: Кн. Для учителя к учеб.

7. Нем. яз. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / И.Г. Воронина, И.В. Карелина - 4-е изд. -М.: Просвещение,2002. - 82с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Володина Ольга Викторовна,

ст.преподаватель Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрен актуальный вопрос о специфике использования современных информационных технологий обучения иностранному языку в условиях дистанционного образования, обозначена актуальность использования данной формы обучения в современных условиях развития общества и коммуникационных компьютерных технологий, рассмотрены цели и задачи использования данной формы обучения иностранному языку, сформулированы основные характеристики вебинара, как особой формы дистанционного обучения, выделены его преимущества и недостатки при обучении иностранному языку.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

25

ABSTRACT

The article deals with an urgent question ofpeculiar usage of modern information and computer technologies offoreign language teaching in distance education, the relevance of using this form of education in modern conditions of social development and communication computer technologies is indicated. The article also discusses the goals and objectives of using this form of teaching a foreign language, it formulates some basic characteristics of a webinar and highlightes its advantages and disadvantages when learning a foreign language.

Ключевые слова: информационные технологии, вебинар, дистанционное обучение, иностранный язык, интернет.

Keywords: information technology, webinar, distance learning, foreign language, Internet.

Постоянное развитие информационных технологий, их совершенствование, переход на совершенно иной уровень виртуальных отношений и общения неизбежно ведут к изменениям образовательной среды ВУЗа. В настоящее время широкое распространение в сфере образования и обучения иностранным языкам в частности получили различные интернет-технологии, многочисленные обучающие программные продукты и виртуальные занятия в режиме on-line, вебинаров, которые могут проходить в форме семинаров, дискуссий, конференций.

Новые образовательные технологии, прогрессивно - активизирующие методы обучения необходимы для того, чтобы создать такие условия усвоения информации для студента, которые позволят ему применять не только необходимый набор современных знаний, умений и качеств, но и привьют ему умение использовать приобретенные знания в иных аспектах в дальнейшей работе, нестандартно принимать решения, критично оценивать общепринятые факты, защищать свое мнение.

Внедрение современных информационных образовательных технологий при дистанционном обучении иностранному языку подняло образование на качественно новый уровень за счет наглядной показательности программ, которые позволяют создавать различные модели, участвовать в экспериментах, проводить исследования; создать новые виды интерференции между преподавателем и студентом.

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс позволяет увеличить потенциал возможностей для всех участников процесса: от уменьшения времени на поиск и доступ к требуемой информации, увеличения скорости развития содержательной части образования до увеличения качества персонификации образовательного процесса, его ориентации на конкретные личностные качества.

Подобные информационные и телекоммуникационные технологии создают колоссальный потенциал для обучающихся любых возрастов и форм обучения в ВУЗе получать информацию в том объёме, который необходим им для саморазвития и самосовершенствования. Однако, электронные средства обучения должны соответствовать как возрастным, так и личным особенностям студентов, задачам и специфике изучаемого материала, способствовать формированию личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации.

Дистанционная, заочная форма обучения, которая подразумевает трансляцию знаний на расстояние, в наши дни уже приобрела статус традиционной формы обучения. На современном этапе развития образования дистанционное образование предполагает навыки обращения с новейшими информационными технологиями, умение работать с текстом и наличие соответствующего электронного обеспечения всех участников процесса - обучаемых и обучающих.

Очевидно, что при обучении иностранному языку любая технология дистанционного обучения предпола-

гает наличие в своей структуре двух компонентов, которые неразрывно взаимосвязаны: организация деятельности студента и контроль данной деятельности.

При этом особое внимание при изучении иностранных языков в условиях дистанционного обучения необходимо уделять компетентностному подходу, который должен включать в себя такие поэтапные компоненты образовательной деятельности как:

- обязательная предварительная оценка уровня владения иностранным языком каждого магистранта;

- использование магистерских программ с четко представленными конечными целями обучения на каждом этапе;

- обеспечение вариативности образовательных траекторий и их продуктивной направленности в сочетании с систематическим контролем и самоконтролем;

- включение информационных, коммуникативных и продуктивных технологий в процесс языковой подготовки;

- установление прямых контактов с работодателями и координаторами рынка труда [2, с. 45].

Для мотивации студентов необходимо проектировать и внедрять в образовательный процесс технологии дистанционного обучения, ориентированные на личность, и носящие характер вариативности и коррекции. Благодаря этому обеспечивается подготовка специалистов с широким кругозором, профессионально грамотных, с развитым творческим подходом, которые способны эффективно разрешать проблемы сложного и многопланового характера.

Ключевой особенностью дидактических материалов, которые используются в указанной группе технологий, являются:

- всеохватывающая полнота структурно-упорядоченного множества материалов, которые позволят студенту в полной мере изучить предметную область дисциплины при условии большого сокращения личных встреч с преподавателем и посещений библиотек;

- значительная интерактивность материалов, которая наглядностью и простотой использования стимулирует самостоятельность студентов в процессе обучения;

- четкая ориентированность на будущую профессиональную деятельность студентов.

Формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, является одной из целей обучения иностранному языку. Именно современные технологии обучения обеспечивают возможность изучения языка и культуры одновременно и содержат многочисленные возможности для создания и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. [1, с. 18] Использование информационных компьютерных технологий позволяет значительно повысить познавательный и коммуникативный интерес

26

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

студентов к изучению иностранного языка, стремление к самостоятельной работе по овладению иностранным языком и профессиональными знаниями в условиях дистанционного образования, позволяет более качественно и эффективно дифференцировать обучение и помогает и ликвидировать пробелы в знаниях, и расширить свои знания.

Интернет-технологии в рамках данного обучения позволяют формировать навыки и умения чтения, устной и письменной речи студентов, благодаря неисчерпаемым информационным ресурсам глобальной сети: новостная информация со всего мира, энциклопедические, страноведческие и другие сайты. Немалый вклад в развитие современных технологий дистанционного обучения внес такой программный продукт как Skype, который может обеспечить конструктивный диалог между преподавателем и обучающимся или группой обучающихся, каждый из которых находится в оптимальных для него условиях работы.

Вебинар (от англ. «Web-based seminar»), происходящий от двух слов «web» - сеть и «семинар», впервые использованный в 1998 году, является одной из наиболее популярных и эффективных на сегодняшний день форм дистанционного обучения. Главная особенность вебинаров - их интерактивность, возможность участников демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию. В отличие от технологии использования вебкастов, в которых данные передаются только в одну сторону, на вебинарах возможно взаимодействие лектора с аудиторией. [3, с. 1]

По своей форме и структуре вебинар представляет традиционный семинар в вузе в режиме реального времени через Интернет, включающий такие этапы как последовательное изложение материала преподавателем, доклады участников, презентации, вопросы и ответы, опросы преподавателя. Вебинар проводится обычно 1 -м ведущим (преподавателем). В определенное время участники вебинара, находясь перед своими компьютерами, переходят по ссылке (полученной заранее) в виртуальную комнату. В зависимости от темы и формы проведения вебинара - может быть использована веб-камера (и тогда участники видят друг друга и преподавателя), могут показываться слайды, а возможна только аудио связь. Участники - слышат ведущего, видят экран его компьютера. Участники могут говорить с ведущим, однако при отсутствии технических возможностей, не всегда могут общаться между собой. Вопросы, возникающие в процессе вебинара в таком случае, пишутся участниками в чат. Также через чат участники могут общаться между собой.

Участники вебинара (и веб-семинара, предполагающего двустороннее общение преподавателя и обучающихся, и веб-конференции, где взаимодействие более одностороннее, и веб-лекции) образуют различную по численности виртуальную аудиторию, которая, несмотря на расстояние, разделяющее заинтересованных в процессе присутствующих в данный момент on-line, объединена общей целью. Характерной чертой вебинаров является использование специальных web-технологий и непременное общение в синхронном режиме прямой трансляции. Как правило, вебинары по обучению иностранному языку предоставляют возможность: многостороннего видео- и аудио общения, загрузки и просмотри презентаций и видео, текстового чата, опроса, демонстрации экрана компьютера лектора обучаемым, а также передачи прав на управление от лектора слушателям. [4, с. 65]

При использовании данной формы обучения иностранному языку несомненным плюсом является гибкость

процесса обучения, т.к. в наибольшей степени учитываются возможности студента, уровень его знаний, появляется возможность определять индивидуальный подход к обучению, методы и способы, время и продолжительность изучения материала. Гибкость обучения обусловлена в немалой степени и тем фактом, что вебинары представляют собой рассмотрение небольших блоков (модулей), а обновление учебных материалов происходит своевременно и оперативно.

Вебинары интерактивны, студент вовлечен в активную познавательную коммуникативную деятельность, предусматривающую применение языковых знаний для решения коммуникативных задач в совместной творческой деятельности в группах. Однако, необходимо отметить, что эмоциональная связь между участниками вебинара достаточно слаба по сравнению с живым общением, что несколько может снизить эффективность обучения определенным аспектам. Еще одним неудобством рассматриваемой формы обучения являются разнообразные технические неисправности, которые могут значительно изменить ход запланированного вебинара или и вовсе послужить причиной отмены сеанса в назначенное время. Проведение вебинара при обучении иностранному языку требует не только тщательного отбора материала, который должен максимально эффективно восприниматься участниками для усвоения конкретной тематической информации в условиях on-line обучения, но и разработки нескольких сценариев проведения вебинара, что при возникновении непредвиденных ситуаций поможет оперативно среагировать на них и продолжить обучение. При обучении иностранным языкам минусом вебинара может послужить потеря контакта преподавателя с аудиторией из-за того, что преподаватель не всегда видит реакции слушателей вебинара, а также потеря ритма занятия по той же причине.

После проведения вебинара у участников остается запись данного модуля обучения и появляется возможность вернуться к прослушанному и изученному материалу неоднократно. Это чрезвычайно важно, т.к. для последующего просмотра самостоятельно, в индивидуальном темпе характерна большая вдумчивость, полнота понимания и запоминания. Для самостоятельной проработки материала рассмотренного на вебинаре предлагаются обучающие комплекты, которые могут быть выстроенные по принципу гипертекстовых связей, а также использованы такие дополнительные источники сведений, как информационные базы данных, функционирующие в виртуальном пространстве (электронные библиотеки, архивы, энциклопедии, глоссарии и т.д.). Помимо общесетевых глобальных источников информации студенты и преподаватели имеют возможность пользоваться внутренними электронными каталогами и банками данных различных вузов.

Использование информационных технологий при обучении иностранному языку позволяет совместить личностно-ориентированный подход с технологизацией процесса обучения. Традиционная, линейная подача учебного модуля сменяется электронной системой развернутого, перекрестного изложения материала, в рамках которого основное содержание текста может дополняться заметками и статьями по заданной теме, содержать «работающий» ссылочный компонент. Вебинар как форма дистанционного общения на иностранном языке может иметь вид полемики, интеллектуальных и ролевых образовательных игр, совместного проектирования. Работа студентов может осуществляться в парах, группах или индивидуально с показом презентаций, прослушиванием аудио-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

27

и видеоматериалов, использованием чата. Вопросно-ответная форма обучения позволяет обучать иностранным языкам активными методами, способствующими формированию и развитию коммуникативной компетенции.

Использование современных информационно-компьютерных технологий позволяет автоматизировать контроль усвоения материала вебинара на базе программированного обеспечения, оценить степень сформированности грамматических навыков, освоенность словарного запаса. Контроль усвоения знаний и способов познавательной деятельности, умения применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должен носить систематический характер. [5, с. 31]

Перспектива внедрения и использования вебинаров при обучении иностранным языкам очевидна в связи с растущей мобильностью населения и все большим проникновением сети Интернет во всем мире и соответственно постоянное увеличение количества потенциальных слушателей вебинаров.

Применение новых информационных технологий, при условии обеспечения соответствующим оборудова-

нием, использование разнообразных средств дистанционного обучения открывает новые перспективы в сфере преподавания иностранных языков.

Список литературы

1. Левина, Т.Ф. Использование ИТ (дистанционного

обучения) в преподавании иностранных языков / Т.Ф. Левина. - Режим доступа: http://gcon.

pstu.ru/pedsovet2001/s/s2-3-1 .htm.

2. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра./Под ред. Байденко В.И., Селезневой Н.А.-М., 2001. - С.45.

3. Первый международный портал вебинаров. - Режим доступа: http://webinary.com.ua/publ /stati dlja kazhdogo/chasto zadavaemye voprosy po teme

quot kouching quot/6-1-0-961.15.09.2013.

4. Шалимова, Г. В. Вебинар или семинар?/ Г. В. Шалимова - Режим доступа: http://conf.sfedu.ru/

inftech2010/ BR/Shaliova.pdf

5. Ломова, С.Э. Обучение студентов иностранному языку в условиях дистанционного образования / С.Э. Ломова. - Режим доступа: http://www.muh.ru/ arch/2007/konf mLomova.htm

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Горбунова Татьяна Валерьевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Петрова Инна Владимировна

Канд. пед. наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

АННОТАЦИЯ

В статье определены понятие рейтинг, цели внедрения рейтинговой системы оценки, принципы и технология её внедрения, описана практика использования рейтинговой системы оценки качества знаний студентов психологопедагогического факультета.

ABSTRACT

In this article the meanings of such conceptions as rating, aims of introduction of rating estimation, principles and methods of it are defined, practice of use of rating estimation system of the students’ knowledge quality at the faculty of psychology and pedagogy are described.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговая оценка, рейтинговая система, рейтинговая система оценки, рейтинговая система оценки качества знаний.

Keywords: rating, rating estimation, rating system, rating estimation system, rating system of knowledge quality.

Внедрение новых государственных образовательных стандартов и инновационных технологий обучения в практику подготовки будущих социальных педагогов привели к необходимости использования новых подходов в системе оценки качества знаний студентов. В связи с этим в практику высших школ была внедрена рейтинговая оценка качества знаний студентов.

Рейтинг в переводе с английского означает числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления.

Кукушин В.С. в книге «Педагогические технологии» дает следующее определение понятию рейтинг -сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка [2, с. 11].

В «Положении о рейтинговой оценке качества знаний студентов» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева определено, что рейтинг студента - это индивидуальная оценка качества подготовки студента.

Целями внедрения рейтинговой оценки качества знаний являются:

- создание условий для мотивации студентов к получению знаний (в основу рейтинговой системы заложен комплекс мотивационных стимулов);

- структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части - модули;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- систематический контроль за всеми видами учебной деятельности студентов;

- усиление учебной дисциплины студентов;

- активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов.

Рейтинговая система оценки качеств знаний базируется на следующих принципах:

- объективность и постоянство требований, предъявляемых к работе студентов;

- открытость результатов;

- систематичность оценки результатов работы студента посредством начисления рейтинговых баллов;

- наличие обратной связи, что позволит быстро и качественно, при необходимости, скорректировать как содержание, так и методику преподавания дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.