rpomOTQ Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice
2021. Том 14. Выпуск 8. С. 2642-2647 | 2021. Volume 14. Issue 8. P. 2642-2647
ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru
RU
Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному
Мордвинцева В. С., Никулина Н. А.
Аннотация. Цель исследования - обоснование эффективности использования различных компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному. Научная новизна заключается в последовательном описании опыта использования ИКТ в преподавании языка в условиях дистанционного обучения. В результате исследования даются рекомендации относительно возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании РКИ и их эффективности. Статья адресована специалистам в сфере языкового образования, которым интересны проблемы и перспективы использования ИКТ в практике дистанционного обучения русскому языку как иностранному.
EN
Efficiency of Information and Communication Technologies in Teaching Russian as a Foreign Language
Mordvintseva V. S., Nikulina N. A.
Abstract. The paper justifies efficiency of computer technologies when teaching Russian as a foreign language. Scientific originality of the study involves describing experience of using information and communication technologies in distant foreign language teaching. The research findings are as follows: the authors propose recommendations on the use of information and communication technologies in teaching Russian as a foreign language, conclude on their efficiency. The article addresses linguistic education professionals studying problems of using information and communication technologies in teaching Russian as a foreign language.
Введение
В период пандемии весь образовательный процесс осуществлялся в условиях онлайн-обучения при активном использовании ИКТ, что не вызывает сомнений в актуальности научного осмысления как практики он-лайн-преподавания в целом, так и отдельных методов и форм работы с ресурсами мультимедиа. Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования методов преподавания вузовских курсов в контексте современных запросов рынка образовательных услуг и сопутствующих факторов развития форм и методов обучения, обусловленных такими явлениями жизни, как пандемия и вынужденная изоляция. Следует сказать, что сам факт использования мультимедийных ресурсов на учебных занятиях в вузе уже давно является предметом научного внимания как в России, так и за рубежом.
Изучение возможностей и эффективности использования ИКТ в опыте преподавания русского языка иностранной аудитории потребовало постановки и решения нескольких задач, которые могут быть сформулированы следующим образом:
- обобщить актуальный опыт современных исследований в педагогике, лингводидактике, посвященных возможностям использования различных мультимедийных средств в обучении русскому языку как иностранному;
- описать опыт использования различных видов ИКТ в условиях онлайн-обучения с учетом специфики преподаваемой дисциплины «Русский язык как иностранный»;
- сформулировать выводы работы и выявить основные перспективы в изучении методической эффективности ИКТ в преподавании языковых дисциплин.
В исследовании проблемы используются такие теоретические методы, как изучение, интерпретация и сравнительно-сопоставительный анализ педагогической и методической литературы, посвященной характеристике современных информационно-коммуникационных средств, используемых в лингводидактике, определение
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil210404
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
их эффективности применительно к обучению русскому языку как иностранному; разработка концептуальных основ и содержательных компонентов дидактических ресурсов, основанных на ИКТ. Экспериментальными методами исследования являются обобщение результатов педагогической практики по применению ИКТ в образовательном процессе и выявление их роли в формировании коммуникативной компетенции изучающих русский язык как иностранный. В нашем научном труде мы опираемся не только на современные исследования в педагогике, лингводидактике, посвященные возможностям использования различных мультимедийных средств в обучении русскому языку как иностранному, но и на многолетний опыт работы с иностранными обучающимися на подготовительном отделении Тюменского индустриального университета.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в научных работах, посвященных особенностям онлайн-обучения, методике преподавания иностранного языка (в том числе русского как иностранного) с использованием средств ИКТ. Кроме того, некоторые идеи и предложения могут найти применение в преподавании РКИ, которое в настоящее время повсеместно осуществляется в удаленном формате.
Использование ИКТ в обучении русскому языку как иностранному (обзор научного опыта)
Теоретической базой исследования послужили работы Н. Е. Поповой, А. В. Низовой, Н. Р. Добрушиной, А. И. Левинзон, Н. Г. Малашонок, объектом научного осмысления которых стали различные аспекты современных технологий в преподавании русского языка как иностранного. В частности, ключевой является мысль о том, что современный уровень развития информационных технологий ставит вопрос о необходимости совершенствования форм и методов вузовского преподавания, а также о создании новой среды обучения, соответствующей запросам времени [2; 3; 7; 10]. В современной научно-методической литературе активно обсуждаются состав и принципы разработки обучающих средств, призванных создать виртуальную образовательную среду, и их роль в индивидуализации учебного процесса за счет многообразия форм представления образовательного контента; принципы интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ [10]. В то же время в ряде работ указывается, что уровень теоретической изученности проблемы и исследованность практической эффективности использования мультимедиа в образовании еще далеки от совершенства. Не нашли теоретического осмысления вопросы реализации основных принципов педагогики в использовании мультимедиа, не разработаны практические рекомендации по созданию конкретных методов обучения по различным дисциплинам, обусловленных специфичностью задач в различных отраслях знаний и др. [4; 10].
Именно проблемы использования новых технологий в языковом образовании относятся к числу особенно значимых, поскольку в настоящее время русский язык как иностранный повсеместно становится дисциплиной, освоение которой осуществляется в режиме онлайн, т.е. в условиях максимального погружения в цифровую среду.
Вынужденный переход к онлайн-обучению, вызванный критической ситуацией, связанной с пандемией, привел к интенсивному обсуждению и научному анализу теории и практики обучения русскому языку как иностранному в дистанционном формате.
В исследованиях выявляются достоинства и недостатки онлайн-обучения русскому языку как иностранному, вносятся предложения по повышению его эффективности, предлагаются результативные компоненты педагогического инструментария в онлайн-обучении РКИ [1; 8; 12].
С. Берарди отмечает, что «преподаватели иностранных языков должны найти инновационные стратегии и способы, чтобы, с одной стороны, пользоваться этими новыми средствами с целью создания более интересного и увлекательного процесса в методике преподавания, а с другой стороны, они должны обеспечить сохранение качества и ценностей традиционного обучения» [1, с. 7]. Исследователь анализирует потенциал информационных технологий и их возможность создать перспективную образовательную среду для обучения русскому языку как иностранному в Болонском университете, что актуально и для российских вузов [Там же].
Немаловажное значение для формирования современного образовательного пространства имеет, по мнению С. С. Пашковской, учет специфики предмета «Русский язык как иностранный», его трудностей, дидактических задач, которые нужно решить в процессе обучения. Нельзя не согласиться с автором статьи в том, что для преподавателя РКИ важна рефлексивная позиция оценки происходящего в системе образования - умение анализировать полученный опыт, всю ситуацию в целом, интегративная характеристика «собственного Я» и «других» в ситуации педагогического взаимодействия в процессе онлайн-обучения [8, с. 92]. Именно рефлексивный анализ дидактического потенциала различных средств ИКТ, использованных в онлайн-обучении РКИ на этапе довузовской подготовки в Тюменском индустриальном университете, представлен в нашей работе.
Роль и эффективность ИКТ в преподавании РКИ
Язык и речь - специфическая область для изучения, в которой нельзя без практики, только с опорой на знания, обрести необходимые для коммуникации умения аудирования, чтения, письма и говорения. Поэтому в современных условиях активного распространения информационно-коммуникационных технологий и расширения сферы дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса оказывается востребованной оценка эффективности различных типов ИКТ и специфики их использования в сфере языкового образования.
Мультимедийная презентация на занятиях по РКИ
Первым и самым популярным мультимедийным инструментом обучения РКИ можно считать презентацию, подготовленную преподавателем в программе Microsoft PowerPoint. Основной аспект анализа роли презентаций в образовательном процессе приводится в контексте применения принципа наглядности, в связи с чем одним из положительных моментов использования презентаций считается тот факт, что они позволяют обеспечить полисенсорное (зрительное и слуховое) восприятие учебного материала. Поскольку известно, что чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее идет процесс познания, то высокая степень эффективности использования презентаций не вызывает сомнений. Желательность воздействия учебной информации одновременно на несколько органов чувств обучаемых отмечается в работах как теоретиков, изучающих когнитивные процессы [9], так и практиков-методистов [4; 5]. Вместе с тем обращается внимание на то, что в разных областях знания степень наглядности может быть различной, что обусловлено спецификой предмета.
В преподавании РКИ использование визуальных объектов получает особую актуальность, поскольку процесс обучения связан с запоминанием большого количества информации (запоминание лексики, грамматических моделей и конструкций). В традиционной практике иностранцы, изучающие русский язык, работают с учебниками, где новая лексика и грамматика даны линейно, без иллюстраций, в формате же мультимедийных презентаций концептуальное оформление получают и словарные минимумы, и грамматические модели. В условиях пандемии в работе с иностранной аудиторией именно презентации стали опорой для проведения онлайн-занятий, поскольку использование бумажных носителей в таких условиях исключалось. Презентация создала возможность трансляции основного учебного материала, его систематизации и способствовала формированию вариативных стратегий обучения для слушателей с различными к нему способностями.
Тот факт, что в нашу эпоху гаджетов виртуальная аудитория воспринимается современными молодыми людьми как вполне комфортная среда [5], частично объясняет эффективность учебных мультимедийных презентаций. В новых условиях иностранцы получили возможность скачивать презентации уроков на свои гаджеты, в любое время и в любом месте выполнять домашние задания. Кроме того, презентация стала эффективной формой систематизации учебного материала, что в условиях удаленного обучения востребовано аудиторией и одновременно полезно для преподавателей, т.к. такая систематизация способствует методологической рефлексии специалистов и стимулирует совершенствование форм и методов работы.
Опыт преподавания в изоляции актуализировал новые аспекты в использовании презентации: например, обратил внимание практиков на проблему выбора интерфейса, который является важным фактором эффективности восприятия и обработки информации, на выбор шрифта и его размера, цвет и визуальные образы. На наш взгляд, презентация как визуальная основа онлайн-занятия будет развиваться, совершенствоваться и изучаться. Более того, мы можем даже говорить о том, что в современных условиях качество образования зависит не только от содержания учебного курса, но и от дизайна ИКТ.
Запись онлайн-занятия на видео
Вторым по эффективности мультимедийным инструментом в преподавании русского языка как иностранного можно считать использование видеосъемки урока в программе ZOOM, в настоящее время остающейся самой популярной платформой для обучения на расстоянии. Запись учебного занятия - мера, которая становится необходимой в случае проблем со связью у слушателей, проживающих в значительной удаленности от места обучения. Кроме того, полезным может быть такой метод, как запись монологов и диалогов иностранных слушателей для последующей отработки проблем произношения или грамматических ошибок. Возможность увидеть и услышать себя - это современный способ самодиагностики, доступный студентам и полезный для преподавателя. Эффективность этого инструмента особенно высока в иностранной аудитории, поскольку студенты-иностранцы нуждаются в дополнительных источниках трансляции учебного материала, что способствует повышению качества их обучения. Кроме того, запись на видео лекции или фрагментов онлайн-занятия позволяет обучающимся частично компенсировать свое отсутствие на занятии просмотром учебных роликов. Вместе с тем у этой формы работы с ИКТ есть свои минусы. Так, например, не все преподаватели готовы к систематической записи уроков, к регулярному распространению результатов своего труда среди студентов, поскольку в таком случае качество каждого занятия может стать объектом сторонних оценок. Но если эта форма ИКТ будет в перспективе поощряться руководством вузов, то дополнительно это может привести и к повышению уровня преподавания. Такие итоговые ролики являются мощным стимулом для профессионального роста профессорско-преподавательского состава, для творчества и поиска оригинальных идей и методов работы с аудиторией.
Учебные интернет-ресурсы
Третий источник, формирующий инструментарий современного преподавателя РКИ, - это многочисленные видео по различным аспектам обучения языку, представленные в Интернете в свободном доступе. Проблемой в работе с этим источником является необходимость оценки качества ресурсов при их отборе и способов использования: в качестве самостоятельного материала, для закрепления знаний, для повторения и т.д. В любом случае такие видео способствуют тому, что иностранные обучающиеся получают возможность распознавать русскую речь разных носителей языка, а не только своих преподавателей. Удачно подобранный ролик может стать завязкой для продуктивной дискуссии по актуальной теме, мотивировать к изучению русского языка, но не исключен и обратный эффект: банальное или излишне продолжительное видео может
послужить свидетельством неподготовленности преподавателя к учебному занятию, неблагоприятно сказаться на его имидже. Соответственно, проблема отбора качественного контента - дополнительная сложность в современном опыте работы с ИКТ, от этого зависит эффективность использования ИКТ в обучении.
Аутентичные видеоматериалы как ресурс в изучении РКИ
В процессе изучения РКИ после освоения элементарного уровня языка преподаватели нередко рекомендуют своим ученикам для самостоятельного или комментированного просмотра аутентичные видеоматериалы, среди которых - российские художественные фильмы и сериалы. Их использование - фактор мотивации иностранцев к изучению языка, адаптации к условиям жизни в России, фактор знакомства с разговорным русским, возможность разнообразить учебный процесс и культурную жизнь молодых иностранцев в целом. При отборе видеотекстов преподаватель должен учитывать интерес студентов и по возможности использовать материалы, которые в настоящее время востребованы молодежной аудиторией. Соответственно, не все явления классики российского кинематографа могут вызвать приятие со стороны молодых людей, живущих в век новых технологий и привыкших к качественному кадру. Из современных шедевров на этапе довузовской подготовки часто используются кинофильмы, вышедшие в отечественный прокат в последние годы и ориентированные на европейского зрителя. Такие фильмы на слуху у студенческой аудитории и могут стать основанием для формирования диалогической ситуации в межкультурном взаимодействии. Подобный эффект вызвали следующие отечественные фильмы, составившие примерный список лент, интересных иностранцам, изучающим русский язык: «Лед» (2018), «Движение вверх» (2017), «Тренер» (2018), «Время первых» (2017) и некоторые другие. Примечательно, что спортивная тематика некоторых современных кинолент хорошо принимается иностранцами, приехавшими из стран, где спорт - важная составляющая досуга (Африка, страны Европы). Современная российская лента о героическом освоении космоса «Время первых» может стать важным элементом в формировании у иностранцев положительного имиджа страны. В канун праздника Победы востребованными у аудитории становятся фильмы о войне, просмотр которых способствует разработке диалогов и монологических тем об историческом прошлом и о праздниках в России: «Битва за Севастополь» (2015), «Танки» (2018) и др.
На этапе освоения базового курса в формате самостоятельной работы мы предлагаем к просмотру некоторые российские сериалы. В частности, сериал «Кухня» (2012-2015), который ребята смотрят с удовольствием, поскольку он тематически связан с такими актуальными темами, как еда и традиции национальной кухни, дружба и любовь, адаптация в новых условиях (один из главных героев приезжает в столицу из провинции). Как правило, обучающиеся смотрят этот сериал исключительно на русском языке (не в переводе) и в свободное от занятий время. Более того, некоторые эпизоды из сериала могут использоваться в качестве методического материала в аудиторных занятиях по РКИ. Аутентичные художественные фильмы и сериалы - это дополнительная возможность для преподавателя разнообразить учебный процесс и организовать внеучебную деятельность своих подопечных таким образом, что освоение курса РКИ будет происходить быстрее, эффективнее и с удовольствием.
МООК по русскому языку как иностранному
В качестве дополнительной составляющей учебного процесса, ориентированной на закрепление коммуникативных навыков иностранцев в условиях обучения в режиме онлайн, можно считать массовый открытый онлайн-курс по русскому языку как иностранному, презентованный кафедрой межкультурной коммуникации Тюменского индустриального университета в 2020 году [11]. Безусловным фактором перспективности такого курса является его доступность, поскольку цифровая презентация материала - это важное условие преодоления технических барьеров.
На сегодняшний день это учебный курс, адресованный иностранным слушателям, освоившим вводно-фонетический курс и мотивированным к изучению русского языка и дальнейшей жизни и учебе в России. В настоящее время МООК по РКИ содержит семь основных разделов: «Знакомство с городом и университетом», «Знакомство. Рассказ о себе», «Еда в Тюмени», «Погода в Тюмени», «Жизнь студентов ТИУ. Праздники, отдых, хобби», «Прогулка по Тюмени», «Жизнь в Тюмени». Каждый раздел позволяет изучать темы на материалах, отражающих реальные условия города и вуза, формировать коммуникативную компетенцию на основе образцов, предложенных в роликах, прокомментированных преподавателем, актуальных в системе грамматических моделей русского языка. Так, например, раздел о еде помогает иностранцу освоить основные речевые формулы, необходимые для посещения кафе и магазинов, формирует представления о бытовых условиях жизни в Тюмени и даже о некоторых традициях питания в России. Раздел о погоде готовит обучающихся, проживающих в жарких странах, к особенностям сибирского климата.
Примечательно, что в условиях современного образования сообщества специалистов стремятся к созданию авторских онлайн-курсов, а университеты видят в таких курсах дополнительную поддержку имиджа и новые возможности для привлечения иностранного контингента. Но при повсеместных разработках таких ресурсов не всегда учитывается их эффективность: формат использования в учебном процессе, аудитория, с которой предстоит работать, степень продуктивности. Таким образом, при работе с МООК важно помнить о методическом качестве образовательного продукта и иметь возможность для последовательного мониторинга ресурса с коррекцией отдельных модулей. В частности, мониторинг МООК по РКИ, разработанного преподавателями Тюменского индустриального университета, позволил уточнить условия и перспективы его эффективного внедрения: использование в условиях смешенного обучения, после освоения вводно-фонетического курса. Кроме
того, не последнюю роль в разработке и корректировке МООК играет уровень технической подготовки специалистов, работающих с программной оболочкой ресурса, операторов и специалистов по визуальным эффектам.
В работе с материалами МООК нельзя забывать о том, что именно мотивация составляет главную проблемную зону дистанционного обучения, поскольку в условиях реальной аудитории у преподавателя гораздо больше способов вдохновить ученика на изучение предмета, стимулировать к выполнению заданий и т.д. На наш взгляд, такой курс способствует адаптации иностранцев в условиях российского города и вуза, и эта его особенность формирует устойчивую мотивацию к изучению русского языка как иностранного. Вместе с тем курс базируется на вполне традиционных принципах преподавания русского языка как иностранного: принцип последовательного включения нового материала (от простого к сложному); установка на успешную адаптацию в условиях русского города и вуза через эффект понимания чужой речи (аудио, видео и активная работа с ними); принцип результативности, основанный на эффекте успеха от выполненных заданий (каждый раздел содержит тестовые и творческие задания, позволяющие обучающемуся почувствовать личный прогресс); принципы продуктивного межкультурного диалога (русский язык как возможность рассказать о себе и о своей стране).
Полезные ресурсы Интернета в языковом обучении
Интернет-обучение повлияло на методику преподавания РКИ в различных аспектах и оптимизировало различные виды работы на занятиях. В частности, принципиально изменился (в сравнении с «догаджетовы-ми» временами) процесс перевода русских слов на родной язык. Если когда-то иностранные студенты при переводе использовали бумажные словари, то сегодня им на помощь приходят программы, способные быстро переводить почти любые текстовые объемы. Преподавателю необходимо учитывать эти возможности, поскольку они не всегда способствуют эффективному запоминанию новых слов и конструкций. Словари, справочники, переводчики с голосом, текстовые редакторы - это помощники и враги тех, кто изучает русский язык как иностранный. Примечательно, что в условиях онлайн-обучения преподавателю сложно контролировать процесс работы обучающихся с такими «помощниками», что создает дополнительные сложности в процессе контроля знаний. Следует отметить, что контроль знаний в условиях онлайн-обучения - это одна из тех проблем, решение которой зависит не от преподавателей, а от специалистов в области компьютерных технологий. Возможно, что в ближайшем будущем найдутся оригинальные предложения по ее разрешению.
Выбор платформы для онлайн-обучения
В описании эффективности ИКТ в онлайн-обучении нельзя обойти стороной вопрос о выборе платформы онлайн-образования. И на сегодняшний день самой популярной является платформа ZOOM. Опрос преподавателей и студентов ТИУ показал, что 85% респондентов оценивают программное обеспечение как легкое в использовании, 6% не согласны с ними, а 69% считают эту платформу эффективной для обучения русскому языку как иностранному. Возможности трансляции экрана всеми участниками конференции, интерактивная доска, запись на видео, выход на встречу по пригласительной ссылке с любого устройства, даже со смартфона - безусловные достоинства, которые отмечаются всеми представителями образовательного процесса. К существенным недостаткам пользователи, как правило, относят низкую безопасность, не всегда высокое качество видеотрансляции и, конечно, ограничение по времени на «Базовом» тарифе (с необходимостью нового подключения через каждые 40 минут). Освоение этой платформы - важное достижение для преподавателей и студентов, поскольку такой опыт экстремального погружения в виртуальное образовательное пространство позволит в будущем понять и принять более сложные условия онлайн-обучения.
Заключение
Основные выводы исследования можно представить в виде следующих тезисов:
1. Современный опыт изучения методики преподавания РКИ и других языковых дисциплин в условиях онлайн-обучения закономерным образом включает проблему использования на практике информационно-коммуникационных технологий, поскольку традиционные и линейные формы презентации учебного материала утратили прежнюю эффективность, а создание современной образовательной среды стало насущной (одновременно теоретической и практической) задачей вузовских преподавателей.
2. Мультимедийная презентация актуализировала внимание специалистов к использованию визуальных объектов, что оказалось востребованным в практике преподавания РКИ, где процесс обучения связан с запоминанием большого количества информации (лексики, грамматических моделей и конструкций). Кроме того, именно в период вынужденной изоляции сформировалась возможность оценить мультимедийные презентации как ресурс, обладающий высоким дидактическим потенциалом, способствующий трансляции основного учебного материала, его систематизации и формированию у преподавателя вариативных стратегий обучения (с учетом специфики аудитории, уровня ее языковой подготовки, менталитета и т.д.).
3. Запись видео-урока, активное и избирательное использование учебных ресурсов Интернета, аутентичных видеоматериалов и, конечно, массовые открытые онлайн-курсы по дисциплинам - актуальные формы работы с использованием ИКТ, которые способствуют решению различных задач: формируют у обучающихся активный лексический запас, устойчивые навыки диалогического общения, способность к продуктивному диалогу. Более того, они мотивируют к изучению русского языка, что является необходимым условием для успешного обучения в вузе.
Виртуальное пространство может стать комфортным для высшего образования повсеместно и навсегда -тезис, который сегодня кажется спорным, но возможно, что уже через пару месяцев или лет он войдет в нормативные документы, в повседневный опыт, в практику вузовского обучения. Соглашаться или не соглашаться с тем, что происходит в системе высшего образования сегодня, - это удел риторов, а преподавателям, отвечающим за обучение, нужно искать новые методы и формы для презентации учебного материала, компромиссы для виртуального общения со студентами, силы для освоения новых технологий.
Перспективой настоящего исследования является последовательное описание методов работы в онлайн-среде с ИКТ, включающее, во-первых, освоение новейших разработок в этой сфере, во-вторых, анализ их эффективности под углом специфики конкретных дисциплин и наук, в-третьих, изучение отдельных форм работы с ИКТ для решения как общих проблем онлайн-обучения, так и частных методических задач.
Источники | References
1. Берарди С. Моделирование онлайн-курса по русскому языку как иностранному в период пандемии COVID-19 // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 7-20.
2. Добрушина Н. Р., Левинзон А. И. Информационные технологии в гуманитарном образовании: национальный корпус русского языка // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 163-169.
3. Малашонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 60-75.
4. Мордвинцева В. С., Никулина Н. А. Мультимедийная презентация как возможность создания интерактивной среды в формате академической вузовской лекции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86). Ч. 1. C. 211-214.
5. Мордвинцева В. С., Никулина Н. А. Роль аутентичных видеоресурсов в формировании навыков диалогической речи (практика обучения РКИ) // Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности: сб. ст. III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н. И. Кра-совская. Тюмень, 2019. С. 237-240.
6. Москаленко О. В. Использование презентации в преподавании дисциплин в высшей школе // Образовательные технологии. 2015. № 2. С. 112-118.
7. Низовая А. В., Потапов В. Д. Использование компьютерной презентации в образовательном процессе // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 97-98.
8. Пашковская С. С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 85-101.
9. Погребнова А. Н. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к решению различных учебных задач в контексте высшей школы // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 4. C. 230-246.
10. Попова Н. Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и противоречия // Вестник НГП. 2015. № 3 (25). С. 34-44.
11. Русский язык как иностранный [Электронный ресурс]. URL: https://mooc.tyuiu.ru/local/coursedescription/view. php?id=24 (дата обращения: 20.02.2021).
12. Стрельчук Е. Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 102-115.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Мордвинцева Валентина Самуиловна1, к. филол. н., доц. Никулина Надежда Александровна2, к. филол. н., доц. 1 2 Тюменский индустриальный университет
Mordvintseva Valentina Samuilovna1, PhD Nikulina Nadezhda Aleksandrovna2, PhD 1 2 Industrial University of Tyumen
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 21.06.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.
Ключевые слова (keywords): русский язык как иностранный; информационно-коммуникационные технологии; мультимедийная презентация; массовый открытый онлайн-курс; аутентичные материалы; Russian as a foreign language; information and communication technologies; multimedia presentation; mass open online course; authentic materials.