Научная статья на тему 'Изменение роли преподавателя как условие успешного формирования компетенций'

Изменение роли преподавателя как условие успешного формирования компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Галина Васильевна

Автор статьи кратко анализирует изменение роли преподавателя, необходимой для формирования компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение роли преподавателя как условие успешного формирования компетенций»

Г. В. Елизарова,

декан факультета иностранных языков

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

В свете обсуждаемой проблемы хотелось бы поделиться соображениями относительно роли преподавателя, которая необходима для формирования компетенций студентов. Остановлюсь только на четырех тезисах.

I. Компетенции, как сложно организованные структуры способностей к действию и/или разрешению проблем в разных областях, должны быть в первую очередь сформированы у самого преподавателя. Начинать надо с себя. Преподаватель должен знать, какие сегменты или компоненты определенной компетенции формируются посредством освоения его дисциплины, посредством освоения других дисциплин и каким образом это осуществляется.

Иными словами, преподавая собственную дисциплину, преподаватель должен связывать ее с другими для формирования истинной компетенции. Это значить, что, как минимум, он (она) должны знать, что именно делается в других дисциплинах. Как этого достичь?

Возможно, стоит задуматься над практикой многих зарубежных и всех американских университетов. Я имею в вицу следующее. В рамках одной кафедры преподаватели никогда не преподают одну и ту

же дисциплину десятилетиями (как у нас). На кафедрах постоянно происходит ротация: 2-3 года — одна дисциплина, затем 2-3 года — другая, затем или третья, или снова «любимая».

Это дает возможность: 1) студентам — производить не декларируемый, а реальный выбор того, с кем осваивать предмет. Дело не в том, что один преподаватель «хороший», а другой — «плохой», а в том, какой лучше подходит студенту по типу его (студента) мышления, подаче материала и т. д.; 2) преподавателям освоить содержание всех дисциплин и при преподавании «своей» в данный момент дисциплины связывать и ее содержание, и формируемые ею сегменты компетенции с другими дисциплинами.

II. Преподаватель, обладая формируемой у студентов компетенцией, должен не только демонстрировать владение ею студентам, но и осуществлять так называемые перформативные акты, называя компетенцию, которой он в данный момент пользуется для решения образовательных задач, называя пути и способы ее формирования. Наша культура этому не способствует. Мы часто должны догадываться о многих сопутствующих моментах коммуникации («Ну,

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

разве, не видно!», «Милый мой хороший, догадайся сам!»). У нас нет времени на догадки. Мы должны, как можно больше облегчить студенту путь к пониманию того, что мы делаем, что он будет делать в своей профессиональной деятельности.

III. Преподаватели обречены работать в команде, как минимум, по двум причинам:

1) все преподаватели должны учиться друг у друга гуманитарным, информационным и прочим технологиям, чтобы, при разнообразии приемов, студент видел единообразный подход к формированию компетенции (один использует все ресурсы для того, чтобы студент освоил исходный материал до лекции, а лекция служила его систематизации, а другой — по старинке, ее читает);

2) команда преподавателей разрабатывает междисциплинарный экзамен таким образом, чтобы он был гармоничным конгломе-

ратом, требующим демонстрации владения целостной компетенцией.

IV. И последнее, возможно, мало согласующееся с изложенным выше. Все компетенции содержательного плана регламентируются документами.

Думается, что не лишним было бы к владению иностранным языком, владению персональным компьютером (этого мы требуем от преподавателя при переизбрании) добавить владение документальной базой образовательного процесса.

А для этого разместить на сайте четко отобранный минимум дефиниций (компетенции, ООП и т. д.), текстов основных документов, от устава до положений о балльно-рейтинговой системе и др.; при переизбрании (среди прочего) спрашивать у преподавателей о содержании этого минимума документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.