УДК 378.1
Т.Ю. Волошинова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПАСПОРТА И ПРОГРАММЫ КОМПЕТЕНЦИИ
СОГЛАСНО ФГОС
В статье описывается алгоритм создания паспорта и программы компетенции. Проанализированы имеющиеся в открытом доступе образцы соответствующих документов российских вузов. Уточнена структура паспорта и программы компетенции. Определены основные и дополнительные действия преподавателя на подготовительном и основном этапе разработки, предложена наиболее рациональная последовательность этих действий, указаны необходимые преподавателю в момент создания документов источники информации.
Ключевые слова: компетенция, ФГОС, паспорт компетенции, программа компетенции, деятельность преподавателя.
Современное высшее профессиональное образование ориентировано на компетентностный подход, что связано не только с формальными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), но и с насущными потребностями общества, предполагающего способность выпускников быстро адаптироваться к меняющимся условиям общественной и производственной деятельности, заниматься личностным и профессиональным совершенствованием и самосовершенствованием в течение всей жизни. Технологии формирования компетенций и компетентности посвящено немало теоретических и практических работ (см., например, диссертационные исследования [1, с.1-262], [2, с.1-197], [3, с.1-155], [4, с.1-16], [5, с.1-124], [6, с.1-204]). Однако деятельность педагога высшей школы подразумевает не только собственно педагогический, но и организационный компонент, включающий в себя, в частности, создание учебно-методической документации.
В соответствии с методическими рекомендациями «Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» [7. с.6, с.23], основными методическими документами, описывающими условия, технологию и результат формирования компетенции являются паспорт компетенции и программа компетенции. Теоретическим и практическим проблемам создания паспорта и программы компетенции посвящены работы [8, с.1-52], [9, с.1-60], [10, с.115-124]. При этом объем исследований и их высокий научно-методический уровень обусловливают объективные трудности при знакомстве с ними рядового преподавателя вуза, создающего нормативно-методическую документацию.
С учетом того, что каждый из преподавателей ведет, как правило, несколько курсов, а каждый курс, в свою очередь, предполагает
формирование не менее, чем двух-трех компетенций, можно сделать вывод о необходимости участия преподавателя в разработке минимум пяти-десяти комплектов документов (для небольших кафедр со значительным ассортиментом обеспечиваемых учебных дисциплин их количество разрабатываемых комплектов документов может доходить до нескольких десятков). Таким образом, насущным становится вопрос об адаптации имеющихся методических трудов к реальным условиям учебного процесса. В качестве одного из возможных вариантов решения проблемы мы предлагаем разработку кратких алгоритмов создания паспорта и программы компетенции.
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы [8, с.1-52], [9, с.1-60], [10, с. 115-124]. Кроме того, по имеющимся в открытом доступе в сети Интернет документам был проведен анализ опыта работы МИСиС, ПГТУ, ПГПУ, МГУ им. Ломоносова, МГУНиГ, СПбИТМО, СПбЭИ «ЛЭТИ», КНТУ, АГУ, ДГСГА, КГУ, МГУКиИ, ВШЭ, ПГАИиК, АГО МЧС РФ, БГУ. Обобщение полученных результатов позволило предложить вариант алгоритма действий преподавателя. Практическая апробация предложенного алгоритма происходила на базе кафедры русского языка ГИ СПбПУ Петра Великого.
Согласно [8, с.6], «паспорт компетенции - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения основной образовательной программы». Основной читательской аудиторией для паспорта компетенции являются преподаватели вуза, студенты и эксперты, оценивающие вуз.
Преподаватель получает из паспорта компетенции информацию о месте компетенции в учебном процессе и возможных уровнях ее формирования. Подобная информация особенно важна в том случае, если работу над формированием компетенции ведет несколько преподавателей: знакомство с соответствующим нормативным документом позволяет осуществить преемственность преподавания и межпредметную координацию.
Студент, ознакомившись с паспортом компетенции, получит информацию о том, чему он может научиться и как этого достичь. Паспорт и программа компетенции позволяют заинтересованному студенту планировать свои действия по формированию компетенции и осуществлять самоконтроль. В идеале подобная информация может быть обобщена в «Справочнике компетенций» по каждому из направлений подготовки в вузе.
Программа компетенции - это «обоснованная совокупность содержания образования, методов и условий, обеспечивающих формирование компетенции заданного уровня» [8, с.6]. Если паспорт компетенции дает ответ на вопрос о том, что формируется в ходе образовательного процесса, то программа призвана ответь на вопрос о том, как именно протекает процесс этого формирования. Таким образом, паспорт - это документ констатирующего характера, программа же является своего рода «дорожной картой» как для студента, так и для преподавателя.
Рассмотрим структуру паспорта и программы компетенции. Р.Н.Азарова и Н.М.Золотарева предлагают включать в паспорт компетенции следующие разделы: . определение;
. место и значимость компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения ООП ВПО по направлению подготовки; . принятую структуру компетенции;
. планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-
выпускников вуза; . общую трудоемкость формирования компетенции у «среднего»
студента вуза (в часах) на «пороговом» уровне [8, с. 10-22]. Анализ паспортов компетенций, созданных в разных вузах, показал, что кроме этих компонентов в данный документ может также быть включен перечень признаков проявления компетенции (ВШЭ), график формирования компетенции по дисциплинам (ПГАИиК), пункт «наличие компетенции по курсам» (ВШЭ).
Единой структуры программы компетенции в имеющихся теоретических работах предложено не было, поэтому мы ориентировались на опыт создания соответствующей документации указанными ранее университетами и академии. Обобщение данного опыта позволило сделать вывод о том, что постоянными компонентами программы компетенции можно считать следующие разделы: . цель программы;
. содержание образования, необходимое для обеспечения
формирования у студентов вуза данной компетенции; . основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции;
. календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции;
. формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых
аттестаций сформированности данной компетенции; . учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза данной компетенции (основная литература: базовые учебники, основная, дополнительная, учебно-методическая для самостоятельной работы; программное обеспечение и Интернет-ресурсы); . основные условия, необходимые для успешного формирования у студентов данной компетенции (например, систематичность формирования, информационно-презентационная работа, возможность регулярно работать в компьютерных классах).
В отдельных программах были представлены также такие элементы, как определение компетенции, трудоемкость формирования и основные уровни ее сформированности.
Как можно заметить, элементы структуры паспорта и программы
отчасти дублируются. Так, с нашей точки зрения, включение в паспорт разделов «перечень признаков проявления компетенции», «график формирования компетенции по дисциплинам», «наличие компетенции по курсам» нецелесообразно, поскольку эти разделы отвечают на вопрос «как формировать компетенцию», а следовательно, являются составными частями ее программы. Разделы «определение» и «уровни сформированности», напротив, должны присутствовать в паспорте и избыточны в программе, так как дают общее представление о формируемой компетенции, не раскрывая конкретных технологий и условий ее формирования.
Дискуссионным является вопрос о разделе «трудоемкость формирования дисциплины». С одной стороны, этот раздел напрямую соотносится с рабочими учебными планами и в этом смысле носит констатирующий характер. С другой стороны, количество зачетных единиц, необходимых для получения надлежащего результата, явно соотносится с технологиями преподавания и, следовательно, может быть отнесено к программе компетенции. Следуя структуре паспорта, предложенной Р.Н.Азаровой и Н.М.Золотаревой [8, с.10-22], мы считаем возможным оставить данный пункт в составе паспорта компетенции. Более радикальным способом решения проблемы может быть объединение паспорта и программы в единый документ (ПГАКиИ).
Итак, остановимся на следующей структуре документов:
. Паспорт - определение, место и значимость, структура, уровни
сформированности, трудоемкость. . Программа - цель, содержание, пути формирования, календарный график, формы контроля, информационное и учебно-методическое обеспечение.
Рассмотрим деятельность преподавателя по созданию каждого из разделов.
Определение компетенции.
Простейший способ дать определение - обратиться к тексту соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. Однако в некоторых случаях этого может оказаться недостаточно.
Так, если формулировка в стандарте недостаточно конкретна и может допускать несколько трактовок, рекомендуется уточнить формулировку. Особенно важными данные действия являются для такого потенциального читателя документа, как эксперт, осуществляющий контроль образовательной деятельности вуза. Если формулировка исключает неоднозначное прочтение, контроль сформированности компетенции у выпускников не вызовет нареканий. Не менее важна однозначность прочтения и для студентов, которые должны понимать, чему именно им предстоит научиться.
Уточнение формулировки компетенции целесообразно проводить в процессе обсуждения всеми преподавателями, работающими над данной компетенцией. Форма обсуждения может быть как очной, так и дистанционной (по электронной почте, в социальных или корпоративных
сетях). Такой метод, как метод экспертных оценок, предполагающий учет мнения внешних экспертов, представляется нам избыточно трудоемким и поэтому нецелесообразным.
При работе с паспортами компетенций нам пришлось столкнуться с развернутыми определениями, включавшими в себя уточнение типа компетенции (общекультурная или профессиональная), знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы, задач, при решении которых формируется компетенция. Подобная расширенная формулировка определения возможна только в том случае, если в паспорте отсутствует п.2 (место и значимость компетенции), а также частично п.3 (структура компетенции). Исходя из этого, рекомендовать расширенное определение в качестве желательного компонента мы не можем.
Таким образом, для написания раздела 1, преподаватель обращается к тексту ФГОС, копирует из него определение компетенции и, возможно, уточняет его.
Место и значимость компетенции.
Этот раздел требует уточнения, каков тип компетенции (профессиональные или общекультурные), уровень студентов (бакалавры или магистры), уточнения задач, для решения которых необходима данная компетенция.
Очевидно, что простейшие действия преподавателя для написания данного раздела - это обращение к тексту ФГОС. Именно в стандартах указывается уровень образования и тип компетенции. Раздел «Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата» (обычно это раздел IV ФГОС) дает возможность выбрать вид деятельности, для реализации которой необходима формируемая компетенция.
Более сложным путем написания данного раздела является проведение социологического исследования, рекомендуемое Р.Н.Азаровой и Н.М.Золотаревой [8, с.11]. Учитывая, что проведение подобного рода исследований требует специальной подготовки и является весьма ресурсоемким процессом, мы не можем рекомендовать его в качестве обязательного элемента.
Структура компетенции.
Обобщение опыта проанализированных паспортов компетенций показывает, что чаще всего под структурой подразумевают комплекс знаний, умений и навыков, которые необходимы для сформированности компетенции.
Для того чтобы создать данный раздел, можно действовать двумя способами. Во-первых, можно обратиться к тексту стандартов, которые включают в себя перечень знаний, умений и навыков: этот перечень имеется в ФГОС-3, однако отсуствует в ФГОС-3+. При существенных различиях в тексте ФГОС-3 и ФГОС-3+ можно обратиться к рабочим программам дисциплин, участвующим в формировании компетенции.
Во-вторых, возможен более творческий подход, при котором
преподаватель или группа преподавателей самостоятельно формулирует соответствующий перечень. Заметим, что сверка с текстами стандартов и рабочих программ дисциплин и в этом случае представляется нам желательной.
Более сложные подходы к структуре компетенции, предложенные в работах [8] и [9], вряд ли применимы к реалиям нашего высшего образования на текущем этапе. Структурирование компетенции в соответствии с европейским проектом «Tuning» или по теории Б.Блума теоретически интересно, но практически оторвано как от требований отечественных нормативных документов, так и от привычной педагогической парадигмы.
Уровни сформированности компетенции.
При создании данного раздела паспорта следует прежде всего определиться, сколько уровней должно быть выделено и как эти уровни будут называться. В ходе анализа паспортов компетенции нами были выявлены следующие возможные варианты:
. пороговый - продвинутый;
. пороговый (удовлетворительно) - продвинутый/базовый (хорошо) - высокий (отлично);
. нулевой - низкий - базовый - продвинутый - высокий;
. знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка (по Блуму).
Чаще всего создатели паспортов ориентируются на привычную систему вузовских оценок. Возможны, однако, такие ориентиры, как дублинские дескрипторы, европейская рамка квалификаций или национальная рамка квалификаций [8, с.19-22]. Очевидно, что решение данной задачи напрямую связано с вузовскими реалиями. Так или иначе, требуется сформировать общие требования к каждому из уровней и трансформировать формулировки, определенные на предыдущем этапе создания паспорта, в соответствии с этими требованиями.
Так, если выбрать наиболее часто встречающуюся шкалу «пороговый уровень - продвинутый уровень - высокий уровень», то для описания порогового уровня потребуются такие формулировки, как «базовые знания», «основные умения и навыки». Для описания продвинутого (базового) уровня формулировки, определяющие структуру компетенции, могут быть использованы без существенной переработки. И, наконец, для описания высокого уровня владения компетенцией, можно добавлять такие уточняющие определения, как «свободно», «творчески», «с пониманием границ применимости», «необходимые для оценки/ анализа».
Общая трудоемкость формирования компетенции.
Для вычисления трудоемкости необходимо выписать из рабочего учебного плана все дисциплины, формирующие данную компетенцию, для каждой дисциплины определить количество часов и зачетных единиц, предусмотренных учебным планом. Чаще всего дисциплина формирует несколько компетенций; в этом случае необходимо разделить количество предусмотренным учебным планом часов и зачетных единиц на количество
компетенций. Далее требуется сложить результаты по всем дисциплинам.
Данная часть создания паспорта компетенции может показаться достаточно трудоемкой, однако при наличии образца с ней легко справится любой преподаватель. В случае возникновения затруднений можно обратиться за помощью к сотрудникам кафедры, отвечающим за работу с планами и программами.
Более точная оценка трудоемкости требует учета веса компетенции в компетентностной модели специалиста и сложности дисциплин, участвующих в формировании компетенции [8, с.22]. Данный шаг требует или экспертных оценок с привлечением внешних экспертов, или проведения социологического исследования, что, как мы писали ранее, в условиях вузовских реалий представляется маловероятным.
Цель компетенции (первый раздел программы компетенции).
Анализ программ компетенций, имевшихся в нашем распоряжении, показал, что чаще всего цель формулируется как действие, направленное на формирование компетенции - сформировать способность/готовность и т.п. таким образом, создание данного раздела не представляет трудностей.
Содержание образования.
Содержание образования включает в себя две части: во-первых, названия дисциплин, курсов, модулей, практик, планируемых для включения в учебный план для формирования компетенций, и, во-вторых, базовую структуру знаний, необходимую студенту для освоения данной компетенции. Структура раздела предполагает табличную форму организации материала, позволяющую соотнести первую часть со второй.
Обязательным элементом раздела являются выписанные из рабочего учебного плана названия дисциплин, курсов, модулей и практик. их целесообразно внести в один из столбцов таблицы. Во второй столбец вносятся компоненты структуры компетенции, сформулированные на этапе создания ее паспорта. Как было сказано выше, чаще всего они формулируются в традиционных терминах «знать, уметь, владеть».
Таким образом, каждому из элементов структуры компетенции будет поставлена в соответствие одна или несколько дисциплин, например, компонент « знать основные особенности произведения, тематику и проблематику, художественные особенности творчества наиболее значимых авторов» формируется в курсах «история отечественной литературы», «история зарубежной литературы», «современный литературный процесс»; компонент «владеть основами филологического анализа текста» формируется в курсах «лингвистический анализ текста», «теория литературы» и «современный литературный процесс».
Пути формирования компетенции.
Пути формирования компетенции включают в себя лекции, семинары, интерактивные методы, дискуссии, тренинги, выполнение письменных работ, рефераты, доклады и сообщения, эссе, проекты и проч. они формулируются на базе рабочего учебного плана и рабочих программ дисциплин, участвующих в формировании компетенции.
Календарный график формирования компетенции.
При анализе программ компетенций было выявлено три способа оформления графика формирования компетенции. Первый способ представляет собой таблицу, в левом столбце которой указаны дисциплины или разделы ооп, в правом - курсы или семестры обучения. Второй способ отличается от первого тем, что вместо дисциплин или разделов ооп указаны уровни сформированности компетенции. Третий способ не предполагает табличного способа оформления материала и представляет собой вербальное описание процесса формирования компетенции («первым этапом формирования компетенции (... семестр) является изучение дисциплин .... при изучении дисциплины. формируется знание.», «вторым этапом формирования компетенции (. семестр) является изучение дисциплин
.....»).
Наиболее рациональным представляется первый способ. табличная форма подачи материала более наглядна, при этом уровень сформированности компетенции зависит от конкретного студента или группы, а дисциплины или разделы ооп определяются учебным планом и, следовательно, не допускают нежелательного в учебно-методическом документе варьирования графика.
Очевидно, что для создания графика в этом случае необходимо обратиться к рабочему учебному плану.
Формы контроля.
Формы контроля (зачет, экзамен, собеседование на зачете или экзамене, письменные контрольные работы, коллоквиум) являются традиционными и определяются в соответствии с рабочим учебным планом и рабочими программами дисциплины.
Учебно-методическое и информационное обеспечение компетенции.
Данный раздел является традиционным для всех типов программ и включает в себя списки обязательной и дополнительной литературы, а также интернет-источников. Основой для создания раздела могут быть рабочие программы дисциплин, участвующих в формировании компетенции.
Подведем итоги.
На основные этапы создания паспорта и программы компетенции отображены в таблице 1. Дополнительные действия, описанные нами выше, в таблице не представлены.
Порядок работы над паспортом и прог Таблица 1 раммой компетенции
Этап работы Действие Источник информации
Подготовительная работа
Уточнение дисциплин, формирующих компетенцию Уточнить дисциплины 1. Рабочий учебный план (в дальнейшем -РУП), вкладка «Компетенции»
Сбор необходимых материалов Собрать необходимые для работы файлы 1. Образец паспорта и программы. 2. РПД всех дисциплин, формирующих компетенцию (в дельнейшем - РПД); 3. ФГОС-3 и ФГОС-3+. 4. РУП
Создание титульного листа Создать по образцу 1. Образец паспорта и программы. 2. РУП
Создание паспорта дисциплины
Создание раздела «Определение компетенции» Копировать из ФГОС ФГОС или одна из РПД
Создание раздела «Место и значение компетенции» Сформулировать по образцу 1. Образец паспорта и программы. 2. ФГОС-3+
Создание раздела «Структура омпетенции» Копировать из РПД или ФГОС-3 ФГОС-3 или РПД
Создание раздела «Уровни сформированности компетенции» 1. Создать таблицу. 2. Скопировать данные из п.3 Паспорта. 3. Трансформировать формулировку в соответствии с образцом 1. Образец паспорта и программы. 2. Паспорт компетенции (п.3).
Создание раздела «Общая трудоемкость формирования компетенции» Вычислить трудоемкость по РПД 1. Образец паспорта и программы. 2. РПД или РУП
Программа дисциплины
Создание раздела «Цель формирования компетенции» Добавить слово «сформировать» Паспорт компетенции (п.1) или ФГОС
Создание раздела «Содержание образования» 1. Создать таблицу. 2. Скопировать информацию из Паспорта. 3. Скопировать информацию из РУП 1. Паспорт компетенции (п.3). 2. РУП
Создание раздела «Пути, методы и технологии» Скопировать информацию из РПД РПД
Создание раздела «Календарный график» Заполнить по образцу 1. Образец паспорта и программы. 2. РУП
Создание раздела «Формы контроля» Скопировать информацию из РПД РПД
Создание раздела «Учебно-методическое и информационное обеспечение» Скопировать информацию из РПД РПД
При всей сложности создания паспортов и программ указанных в ФГОС компетенций, их разработку нужно признать необходимым этапом в подготовке вуза к аккредитации. Эксперт, осуществляющий контроль за деятельностью вуза, при знакомстве с паспортом и программой формирования компетенции сможет ответить на вопросы о соотношении требований вуза, работодателей и ФГОС ВО, а также о соответствии качества образования этим требованиям. Подготовка данных документов особенно важна для профессиональных компетенций всех направлений подготовки современного вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бекк М.А. Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности студентами бакалавриата направления «Филология». Ижевск: УГУ, 2011. 262 с.
2. Бокарева Н.В. Конструирование деловой игры как форма обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в образованительном процессе туристского вуза. М., 2011. 197 с.
3. Мельникова О.И. Анализ и синтез механизмов обучения профессиональным компетенциям в сфере информационных технологий. Дубна: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2011. 155 с.
4. Писаренко К.Э. Управление показателями и критериями качества образовательного процесса на основе требований работодателей к компетенциям выпускников. Уфа: УГАТУ, 2009. 16 с.
5. Цыганов К.Г. Инвариантная «СРС-компетенция» как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета. Самара: СГПУ, 2004. 24 с.
6. Шакуров А.А. Формирование маркетинговой компетентности у выпускников вузов по направлению подготовки «Издательское дело». СПб: СПбГПУ, 2013. 204 с.
7. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Научн.ред. д-ра техн.наук, профессора Н.А.Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. С.6, 23.
8. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с.
9. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций: Сборник примеров. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 60 с.
10.Кузнецова Е.М., Михалёва Л.В. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса //Язык и культура. 2011. №3. С.115-124.