Научная статья на тему 'Изменение роли государственных финансов в условиях глобализации'

Изменение роли государственных финансов в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИНВЕСТИЦИИ / GOVERNMENT FINANCE / GLOBALIZATION / ECONOMIC CRISIS / FINANCIAL MARKET / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобков Денис Викторович

Рассмотрены недостатки финансовой системы в посткризисный период и пути их преодоления в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGING ROLE OF GOVERNMENT FINANCE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Considered shortcomings of post-crisis financial system and ways to overcome them in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Изменение роли государственных финансов в условиях глобализации»

валютный курс как основополагающий элемент национальных конкурентных преимуществ и выстраивать долгосрочную экономическую стратегию исходя, главным образом, из средств валютной политики.

В упрощенном виде можно выделить две формы конкурентоспособности продукции на международных рынках - ценовую и неценовую. Последняя в значительной мере определяется качеством товара, хотя качество - понятие сложное, имеющее много составляющих. Критерии качества любого продукта, становящегося товаром, эволюционируют, причем этот процесс в последнее время заметно активизировался. Это связано с тем, что претерпевает изменения подход к определению самой категории «товар», которая уже давно выходит далеко за рамки материальной сущности.

Изменение реального валютного курса в определенной степени способствует выравниванию различий издержек производства в отдельных странах. Тем самым выравнивается ценовая конкурентоспособность их товаров на мировом рынке. Соответственно девальвация национальной валюты всегда рассматривалась как один из основных элементов политики стимулирования экспорта.

Таким образом, макроэкономическая ситуация и основные её параметры влияют на условия конкуренции в отраслях неоднозначно: для одних отраслей они создают благоприятные условия для конкуренции, для других - ухудшают их.

Литература

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина, 2006. 454 с.

2.Тумаланов Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2011.170 с.

3. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997. 679 с.

АКИМОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры государственного и инновационного управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (jen1a@mail.ru).

AKIMOV EVGENIY YUREVICH - senior teacher of State and Innovative Management Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ТУМАЛАНОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - начальник отдела, ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» (ЗАО «ЧЭАЗ»), Россия, Чебоксары (tumalanow@mail.ru).

TUMALANOV EDUARD NIKOLAEVICH - chief head, JSC «Cheboksary Electric Apparatus Plant» (JSC «ChEAZ»), Russia, Cheboksary.

УДК 336(470)

Д.В. БОБКОВ

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: государственные финансы, глобализация, экономический кризис, финансовый рынок, инвестиции.

Рассмотрены недостатки финансовой системы в посткризисный период и пути их преодоления в условиях глобализации.

D.V. BOBKOV

THE CHANGING ROLE OF GOVERNMENT FINANCE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Key words: government finance, globalization, economic crisis, financial market, investment.

Considered shortcomings of post-crisis financial system and ways to overcome them in the context of globalization.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы и представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государст-

венного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др. [11]. Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны.

Экономическое самоопределение России неразрывно связано с нахождением своего места в процессах глобализации. Недоучет мировых тенденций развития экономики, проводившийся в течение десятилетий, явился одной из главных причин отставания и системного кризиса советской экономики. Особенно сильно негативные последствия этого стали сказываться на фоне глобализации [4. С. 4].

Сегодня глобализация ассоциируется не столько с количественным ростом объемов мировой торговли и прямых инвестиций, возросшей степенью интернационализации производства и финансовой деятельности, сколько с качественными изменениями функционирования мировой экономики, вызванными отменой бесчисленных барьеров на пути перемещения товаров, услуг, рабочей силы, капиталов и информации, приведших к формированию единого рыночного пространства [8].

Историко-экономический анализ, проведенный С.Е. Череминым, показал, что Россия (СССР) прошла пять этапов во взаимодействии с мировой экономикой (см. таблицу).

Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой

Эта п Временные границы Экономические особенности

I 1917-1945 гг. политическая и экономическая изоляция; реализация коммунистической доктрины революционного преобразования мира (Россия практически полностью обеспечивала себя всеми необходимыми видами продукции и успуг)

II 1945-1985 гг. сотрудничество с социалистическим лагерем; политическая экспансия в страны третьего мира; реализация социалистической модели международного разделения труда, образование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ); создание экономической системы, в основу которой были положены политические принципы; снижение экономической эффективности и ухудшение конкурентных преимуществ

III 1985-1991 гг. преодоление тоталитарного наследия, полная открытость на фоне непрофессионализма; ликвидация социализма и разрушение экономических связей; ликвидация СЭВ; снижение конкурентоспособности на внешних рынках; кризис, вызванный структурными факторами, усилился из-за резкого сокращения импорта; снижение инвестиционной активности; спад производства; снижение доходов государственных бюджетов всех уровней; снижение объемов золотовалютных резервов; несогласованность бюджетной политики республик; рост дефицита союзного бюджета и бюджетов республик

IV 1991-2000 гг. «братание» с бывшими соперниками; разрушение СССР; образование СНГ; вульгаризм и непрофессионализм на высшем уровне; противостояние законодательной и исполнительной властей; экономическая нестабильность; неконтролируемый экспорт ресурсов в отсутствие государственного контроля на фоне сознательного насаждения «необратимого» капитализма за счет передачи отдельных отраслей национальной экономики в руки назначенных олигархов

V 2000- настоящее время внешнеэкономический прагматизм на фоне благоприятной конъюнктуры в экспортных статьях; попытка внутриполитической стабилизации и консолидации общества вокруг сильной власти; взвешенность и осознание слабости России на мировой политической арене из-за слабости национальной экономики; попытка реабилитации в мировой экономике, предложение конструктивного и взаимовыгодного экономического партнерства

Примечание. Таблица составлена по [9].

По нашему мнению, можно выделить шестой этап во взаимодействии России (СССР) с мировой экономикой, начавшийся в 2004 г. и продолжающийся в настоящее время, который характеризуется стремительным развитием глобального финансового рынка, усложнением взаимосвязей между его секторами, появлением инновационных форм международных расчетов, активным использованием новых финансовых инструментов, развитием электронно-информа-ционного обслуживания финансовых операций и т.д. В этот период российская

экономика получила доступ к более мобильному мировому финансовому капиталу, эффективным финансовым инструментам и технологиям. Развитие новых информационных технологий способствовало изменению сущности и функций финансовых потоков. В условиях глобализации финансовых рынков возникли новые формы финансовых потоков, которые не только опосредуют эквивалентный обмен в рамках воспроизводственных циклов, но и отражают появление гигантского мирового пласта финансовой среды. Начался процесс приведения национальных норм права, принципов и методов управления, правил расчетов и передачи информации в соответствие с международными стандартами, принципами и методами управления, правилами расчетов и передачи информации.

В настоящее время, по мнению ученых, имеет место своего рода «финансовый дуализм». С одной стороны, это «традиционные» финансы, сохраняющие непосредственную связь с процессами общественного воспроизводства и носящие инвестиционный характер, с другой - так называемые «виртуальные» финансы, т.е. оторванные от воспроизводственных процессов, способствующие перераспределению финансовых ресурсов в пользу спекулятивного капитала. По этому поводу Д.С. Львов пишет, что в нормальной рыночной экономике эффективность основного производственного капитала, как правило, превышает эффективность торгового и финансового капитала. Именно поэтому инвестиции направляются в производство. В российской же экономике рентабельность в реальном секторе на порядок ниже, чем в финансовом секторе, и приносит там наивысший доход.

По нашему мнению, утверждение Д.С. Львова небесспорно. В России эта асимметрия выглядит по-другому. Сегодняшняя ситуация характеризуется следующими особенностями: в финансовой сфере-относительный избыток средств, в реальной экономике - недостаток; средний уровень рентабельности реального сектора ниже ставки по кредитам ЦБ; кризис менеджмента предприятий не позволяет доверять ему средства; внутрихозяйственные условия стимулируют отток капиталов за рубеж. Происходит дальнейший рост объема невозвращенных банкам кредитов. Продолжается и практика финансирования предприятий за счет бюджетных средств в самых различных формах, поскольку товаропроизводители стремятся получить доступ именно к бюджетному - практически безвозвратному финансированию [2]. На самом же деле произошла смена координат развития финансового капитала и его форм, самого генома его функционирования, связанного с образованием виртуального пространства.

В виртуальном пространстве формируется поначалу «вторая экономика», воспроизводящая в отраженных формах процессы и отношения, складывающиеся в реальном секторе. Однако затем она превращается из «второй» в «первую», определяя глобальное доминирование финансового спекулятивного капитала над капиталом производственной сферы [7]. Новые технологии, отрыв большей части финансовых потоков от реальных потребностей экономики, внутренне присущая финансовым рынкам тенденция к спекулятивному поведению постепенно приводят финансовую систему к гипетрофированию.

Интеграция рынков финансовых услуг и инфокоммуникационных услуг приводит к образованию нового состояния финансового капитала, превращению его в информационно-финансовый. Этот процесс имеет тройственную форму проявления: с одной стороны, он представляет коммуникативное единство финансовых институтов, с другой - является собственно элементом инфраструктуры рынка финансовых услуг, с третьей стороны, позволяет развиваться виртуальному, фиктивному финансовому капиталу, порождающему искусственное завышение ценности финансовых инструментов (рост курса акций, появление секьюритизированных активов, деривативов), отрывающих-

ся в своем движении от реально обращающихся финансовых ресурсов. Следует также добавить, что процесс происходит в условиях глобализации [3].

В России, несмотря на позднее применение финансовых технологий, феномен виртуализации также получил широкое распространение. Он проявляется в отрыве финансовых рынков от производства; ориентации не на экономический рост, а на получение и вывоз из страны сверхдоходов за счет спекулятивных операций; выкачивании из реального сектора денежных средств, что вело к замкнутости рынка, который не стал органичным элементом народного хозяйства, а являлся клубом финансовой элиты, паразитирующей на экономике; наличии в обращении большого количества виртуальных финансовых инструментов; всё в больших масштабах делания денег из воздуха -эмиссии акций, векселей, депозитных сертификатов, после чего эмитенты испаряются вместе с собранными деньгами. Наглядным подтверждением виртуальности российского рынка стало падение стоимости государственных ценных бумаг в 1998 г. всего за два с половиной месяца в 50 раз [7].

В последние годы глобальный финансовый рынок растет очень высокими темпами. В значительной степени это обусловлено как ростом капитализации развивающихся рынков, так и все большей либерализацией финансовых потоков. При этом финансовый рынок становится глобальным даже в большей степени, чем товарные рынки. Пока же Россия относится к группе стран с недостаточно развитой финансовой системой, где двусторонние потоки капитала позволяют «импортировать» финансовые ресурсы из-за рубежа, вместо того чтобы создавать свои. Развитие кредитного и фондового рынка, а также финансирование инвестиций в основной капитал происходят не за счет трансформации отечественных сбережений в инвестиции, а благодаря притоку иностранных инвестиций [12].

Очевидно, такой путь позволяет преодолеть барьеры роста, связанные с недостатками финансовой системы, и способствует быстрому экономическому развитию. Но одновременно это создает дополнительные риски: во-первых, система банковского регулирования отстает от потребностей банковского сектора; во-вторых, финансовая система не успевает вырабатывать адекватные методы управления рисками; в-третьих, страна оказывается более подверженной влиянию международных финансовых кризисов. В результате финансовые кризисы происходят чаще, а значит, усиливается нестабильность темпов экономического роста [12].

Так, резкое ухудшение ситуации в российском рынке финансовых ресурсов привело к многочисленным банкротствам. Только за 2008-2009 гг. были отозваны лицензии более чем у 80 банков, на российском рынке облигаций зафиксированы дефолты по облигациям более чем 100 эмитентов суммарной номинальной стоимостью 210 млрд руб. [1. С. 10].

Мировой кризис, явившийся следствием противоречий неолиберальной модели капитализма, способствовал укрупнению глобальных монополий и усилению их роли в мировом хозяйстве (средний и мелкий бизнес будут играть второстепенную роль) и возродил политику протекционизма, ставшую мощным инструментом глобальной корпоративной конкуренции.

В связи с этим экономика Российской Федерации нуждается в наращивании объема долгосрочных инвестиций в развитие основного капитала, в то время как спекулятивные инвесторы ставят перед собой задачу максимизации и фиксирования прибыли в краткосрочном периоде [10. С. 15]. Огромные «ножницы» между реальным и фиктивным капиталом не дают возможности правительству осуществлять крупные инвестиции, способствовать экономической стабилизации и созданию предпосылок роста. Это заставляет искать заемные источники покрытия своих расходов, обращаться к международным организациям, выдающим в качестве средств преодоления кризисных явлений радикальные нео-

либеральные рецепты, которыми обусловлено предоставление кредитов [5]. Не возникает вопросов относительного того, что участие данной категории игроков на финансовом рынке нуждается в строгом ограничении. Их интерес к российской экономике свидетельствует о том, что последняя пока далека от совершенства и имеет бреши, которые необходимо локализовать [10. С. 15].

По нашему мнению, в сложившихся условиях необходимо разработать и внедрить эффективный механизм установления гибкого курса рубля, а также создать условия для максимизации прямых инвестиций в различные сферы экономики, приоритет среди которых должен быть распределен между промышленным машиностроением и инновационными проектами, в том числе производящими нематериальные активы.

Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития на основе использования вновь открывающихся возможностей, с другой - оказалась перед необходимостью решения как остающихся острых проблем, так и преодоления долгосрочных вызовов, обусловленных глобализацией [13].

Все это требует постоянного развития рыночной экономики. Влияние государства всегда присутствует в этом процессе. В зависимости от экономической ситуации оно может усиливаться или ослабевать. Рынок и государство как системы взаимно обуславливают друг друга. Рынок нуждается в развитии инфраструктуры, в совершенствовании институциональных структур, осуществить которые может только государство. Государству же рынок нужен для стабильного получения необходимых материальных ресурсов [6. С. 8].

Литература

1. Волкова О.Б. Совершенствование функционирования рынка финансовых ресурсов на основе минимизации рисков: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Чебоксары, 2011. 24 с.

2. Едисеева Т.О. Механизм финансирования инновационного развития промышленных комплексов // Материалы межд. науч.-практ. конф. «Ломоносов-2006». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.

3. Колотое Ю.О. Развитие инфраструктуры рынка финансовых услуг: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2003.

4. Медведев В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2.

5. Миронова О.А., Соколова Е.М. Современные тенденции развития мировой финансовой сферы // Финансовые исследования. 2000. № 1.

6. Николаева Э.С. Роли и функции государства в развитии региональной экономики на основе бюджетно-налоговой системы: автореф. дис.... канд. экон. наук. Чебоксары, 2011.24с.

7. Пчелинцев О.С. Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 5-24.

8. Худяков М.А. Развитие финансов России в условиях глобализации: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2005.

9. Черемин С.Е. Основные проблемы включения России в мировые хозяйственные процессы // Экономика Российской Федерации в условиях реформирования / под ред. В.В. Бандурина. М.: Экономика, 2002.

10. Чесноков И. Вредные инвестиции // Стратегия и конкурентоспособность. 2008. № 5 (29).

11. Экономика: модернизация, инвестиции, инновации: энциклопедический словарь / авт.-сост. А.И. Буркин, А.Л. Кураков, А.В. Рождественский и др.; под ред. Л.П. Куракова. М.: ЮниВестМедиа, 2010. 960 с.

12. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия 2050: справится ли Россия с вызовами глобализации [электронный ресурс] // Экономический портал: сайт. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/286-referat-globalizaciya.html.

13. http://www.intelros.ru/subject/ross_rasput/2026-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno.html.

БОБКОВ ДЕНИС ВИКТОРОВИЧ - аспирант, Ярославский государственный университет, Россия, Ярославль (oper@chuvsu.ru).

BOBKOV DENIS VIKTOROVICH - post-graduate student, Yaroslavl State University, Russia, Yaroslavl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.