УДК 332.146:33.843
В.В. ИВАНОВ
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ*
Ключевые слова: условия конкуренции, конкурентоспособность агрофирм, диспаритет цен, инвестиции в аграрное производство, создание конкурентного преимущества.
Рассмотрены вопросы, связанные с привлечением инвестиций в аграрный сектор, диспаритетом цен на агропродовольственную и промышленную продукцию, а также с инвестиционной привлекательностью региона.
V.V. IVANOV
PROBLEM OF CREATING OF MARKETABILITY OF PRODUCTION UNITS IN AGRICULTURAL SECTOR Key words: competition conditions, competitiveness of agro firms, disparity prices, investment into agrarian production, creation of competitive advantage.
There are discussed issues linked with investments attracting in agriculture, disparity of prices for agricultural and industrial products, also it is connected with investment attraction of the region.
Одной из ключевых проблем отечественной экономики является конкурентоспособность аграрного сектора. Политические и экономические события последних лет обострили эту проблему, которая характеризуется весьма противоречивыми процессами, происходящими в глобальной экономике: с одной стороны, увеличение потребления продовольствия, с другой - экономический и финансовый кризис, который вызвал спад производства и доходов населения всего мира [5].
Положение аграрных производителей на рынке во многом уникально и нестандартно, оно неприемлемо для нормального развития региона. Конкурентное положение производителей региона характеризуется, главным образом, состоянием сфер потребления, сбыта и распределения, издержек производства, а эти показатели сейчас неудовлетворительны.
В сфере потребления основных пищевых продуктов по сравнению с показателями конца 1980-х гг. сократилось потребление: рыбы и рыбопродуктов - в 2,5 раза, молока и молочных продуктов - более чем на 30%, мяса и мясных продуктов, яиц, сахара и фруктов - почти на 25%, растительного масла и овощей - на 15%. Одновременно возросло потребление хлеба, хлебопродуктов и картофеля.
Если взять Чувашскую Республику, то сегодня около 35% населения вынуждены тратить на еду около 60% своих доходов. В то же время экономические успехи, рост численности и доходов населения формируют новые потребности, что влечет за собой ускоренный рост объемов потребления.
В этих условиях для решения проблем спроса на продукцию необходимо принять меры по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, увеличить уровень доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, требуется также комплексное развитие социальной сферы села. Необходимо развитие инфраструктуры рынка, включая портовую инфраструктуру; снижение потерь по всей продовольственной цепочке - производство, хранение, транспортировка, переработка и распределение. Одной из первостепенных задач является улучшение логистики, включая работу таможенных, фитосанитарных и ветеринарных служб. Эти факторы напрямую влияют на цены и доступность продуктов.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 12-32-01305 а2, 11-12-21011 а/В).
Конкурентоспособность аграрного производства - это, прежде всего, новые техника и технологии. В настоящее время основная проблема агропромышленного комплекса состоит в отсутствии надлежащего финансирования производства, сильном износе сельскохозяйственной техники и оборудования, отсутствии высокоэффективных и действенных программ развития. Например, для среднего комбайна нормой является уборка урожая с 170,1 га за сезон - сегодня этот показатель превышен в 3,7 раза и составляет 623,9 га, а количество пашни на один трактор в среднем не должно превышать 83 га, что в 2,7 раза ниже существующей нагрузка (усредненные данные рассчитаны исходя из структуры парка техники России и заданных агротехнических сроках для уборки - 84 ч, для сева -42 ч). При данных показателях обеспеченности сельхозтехникой не может быть и речи об увеличении посевных площадей и интенсификации сельхозпроизвод-ства для реализации потенциала российского сельского хозяйства, так как техника эксплуатируется на предельном уровне. То есть сельхозпроизводители России сегодня не в состоянии вернуть в оборот залежные (фактически заброшенные) земли, площадь которых составляет более 40 мл га.
Эту печальную картину подтверждает и мониторинг из космоса. Сначала с 1990 по 2002 г. было зафиксировано, что 33 млн га посевных площадь ничем не засеиваются. Сегодня, по данным ученых, запустение коснулось уже 41,5 млн га. Причем запустение идет быстрее и интенсивнее, чем фиксируется в отечественном кадастре (таблица).
Приоритетными направлениями в этих условиях являются инвестирование обновления технического парка и воспроизводство основных средств аграрного сектора. Расширенное воспроизводство капитала является изначально необходимым условием эффективного производства в отрасли, обеспечивающей общество важнейшей для жизнедеятельности продукцией - продовольствием. Повышение эффективности производства в отрасли требует не только соответственного объема инвестиций, но и высокого их качества, соответствующего современным требованиям по уровню технических и технологических характеристик, адресного их вложения по решающим направлениям, определяющим состояние аграрного производства и его развитие.
Посевные площади России, млн га
Наименование сельскохозяйственных культур 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2011 г.
Вся посевная площадь 117 84 75 76
пшеница 24 62,5 28,6 67,5
Примечание. Табл. составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [3].
Эффективное функционирование аграрного сектора в современных условиях требует также наличия адекватного механизма ведения бизнеса, действующего на основе рыночных принципов хозяйствования и обеспечивающего конкурентные преимущества. В связи с этим все больше внимания в настоящее время уделяется вопросам обеспечения конкурентоспособности как отдельных субъектов хозяйствования, так и конкурентоспособности регионов и страны в целом.
Глобализация рынков, новая парадигма конкуренции, трансформация системы потребительских ожиданий требуют концептуально иного подхода к обеспечению конкурентоспособности аграрной отрасли. В условиях непрерывного изменения внешней среды повышается значение системы внутренних условий в обеспечении конкурентоспособности предприятия, в частности, это обладание уникальными ресурсами, знаниями, компетенциями, технологиями, образующими определенные конкурентные преимущества.
Значительную часть своих доходов предприятия аграрного сектора теряют из-за неблагоприятных для них условий межотраслевого обмена. Общая тенденция в изменении цен на продукцию аграрного производства и продукцию промышленности, которую аграрный сектор закупает для производства, такова, что цены на промышленную продукцию растут значительно быстрее, чем закупочные цены на продукцию аграрных хозяйств. Диспаритет цен на агропродо-вольственную и промышленную продукцию, который по этой причине возникает, не дает большинству аграрных предприятий получать прибыль, делая их работу нерентабельной.
В 2012 г. 1 т дизельного топлива стоит как 7 т пшеницы, хотя в 1991 г. это соотношение составляло один к одному; трактор МТЗ 82 стоил как 108 т картофеля (в 1991 г. такой трактор стоил как 12 т картофеля), а зерноуборочный комбайн стоил 875 т зерна (в 1991 г. комбайн стоил как 70 т зерна). В среднем пропорции обмена между промышленностью и аграрным производством изменились в 10-12 раз в пользу промышленности в ущерб аграрным производителям.
В этих условиях усложняется возможность работать рентабельно, как, впрочем, и ожидать роста притока инвестиций в отрасль. С началом стадии спада в макроэкономике проблема диспаритета цен не разрешилась.
Это свидетельствует о том, что для разрешения проблемы диспаритета цен требуются не отдельные, отрывочные, не связанные друг с другом меры, а глубоко продуманная, системная политика, осуществляемая как в сельском хозяйстве, так и в промышленности [1].
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в агропромышленном производстве, требует выработки четких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий. В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства. В настоящее время такого эквивалентного обмена нет, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы их роста значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги. Значительно ниже мировых и средние цены реализации сельхозпродукции. При осуществлении ценовой политики в аграрном секторе в ближайшее время необходимо обеспечить государственную поддержку сельхоз-производства, сохранить и увеличить дотации. Но вместе с тем требуют серьезного реформирования формы и методы контроля за ценами. Для этого необходимы свободные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения на рынках; гарантированные цены, которые поддерживает государство с помощью установления приемлемого уровня цен или дотаций; залоговые цены, по которым осуществляются залоговые операции и оплачивается продукция по залогу. Гарантированные и залоговые цены должны быть известны заранее и контролироваться в зависимости от роста цен на материально-технические ресурсы и услуги для села [2].
Развитие инфраструктуры в агропромышленном комплексе необходимо осуществлять за счет расширения фирменной торговли. Следует формировать региональные продовольственные оптовые рынки по основной сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки. Для этого необходимо создавать товарные биржи сельскохозяйственного сырья, обеспечивать сельхозпроизводителей беспрепятственным выходом на рынок, создавать альтернативные рыночные каналы реализации продукции. Для развития рыночной инфраструктуры требуются подготовка кадров, владеющих практикой
маркетинга, создание автоматизированных информационных систем. Осуществление предложенных мер может обеспечить более высокую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства региона, что в конечном итоге будет способствовать повышению его эффективности и устойчивости.
Литература
1. Иванов В.В. Инвестирование аграрного производства как фактор воспроизводства капитала: дис. ... канд. экон. наук. Чебоксары, 2010.
2. Ляпкина А.В. Функционирование агропродовольственного рынка в условиях усиления конкуренции: дис. ... канд. экон. наук. Чебоксары, 2010.
3. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: официальный сайт. йР1_: http://chuvash.gks.ru.
4. Тумаланов Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 320-323.
5. Тумаланов Н.В. Рынок и цена: институциональный аспект теории ценообразования // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 500-505.
6. Чувашия в цифрах: крат. стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2012. 135 с.
ИВАНОВ ВЛАДИМИР ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
IVANOV VLADIMIR VALERYEVICH - candidate of economics sciences, senior teacher of Information Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 658.5:001.895
И.В. ИВАНОВА
ЦЕЛЕВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: целевое ориентирование, текущее, перспективное, стратегическое планирование, функциональное назначение.
Исследованы целевое ориентирование видов планирования, их функциональное назначение в процессах достижения наибольших экономических результатов в перспективном периоде.
I.V. IVANOVA TARGET ORIENTATION OF SYSTEMS OF PLANNING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
Key words: target orientation, routine, advance, strategic planning, functional purpose.
In article investigates target orientation of types of planning, their functional purpose in processes of achievement of the greatest economic results in the perspective period.
Целевое ориентирование инновационного субъекта хозяйствования или предпринимательской структуры в процессе годового планирования результатов, затрат и эффективности деятельности есть векторная направленность ресурсного и организационного потенциалов на планомерное и поступательное достижение планируемых экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности используемых ресурсов. Целевое ориентирование может формироваться в рамках взаимодействующего состава чисто технологических элементов текущего планирования инновационной и экономической деятельности (анализ ресурсного потенциала, экстраполяция результатов и эффективности инновационной и производственно-хозяйственной деятельности; установление планово-расчётных показателей инновационной, экономической деятельности объекта планирования, исходя из прогнозных величин и учёта изменений в использовании объёмов материально-технических, трудовых ресурсов, в состоянии нестабильной внешней среды; составление комплексных организационно-экономических мер по достижению планируемых показателей инно-