5. Батышев С.Я., Новиков А.М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Москва: Издательство ЭГВЕС, 2009.
6. Богуславская И.Я. Коллекция Школы народных искусств. Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX- XX вв.): сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 1992: 163 - 170.
7. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и пути обновления. Москва: Флинта, 2000.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: Интор, 1996.
9. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. Москва: Наука, 2006.
References
1. Nikolaeva A.A. Sovremennoe obuchenie masterstvu hudozhestvennoj vyshivki v professional'nom obrazovanii. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2017.
2. Nosan' T.M. Soderzhanie i metody professional'nogo obucheniya tehnologii hudozhestvennoj vyshivki buduschih hudozhnikov-masterov. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
3. Sajfulina E.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k professional'noj innovacionnoj deyatel'nosti v oblasti hudozhestvennoj vyshivki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.
4. Nikolaeva A.A. Sovremennoe obuchenie masterstvu hudozhestvennoj vyshivki v professional'nom obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2017.
5. Batyshev S.Ya., Novikov A.M. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam inapravleniyam. Moskva: Izdatel'stvo 'EGVES, 2009.
6. Boguslavskaya I.Ya. Kollekciya Shkoly narodnyh iskusstv. Iz istorii formirovaniya 'etnograficheskih kollekcij vmuzeyah Rossii (XIX- XX vv.): sbornik nauchnyh trudov. Sankt-Peterburg, 1992: 163 - 170.
7. Maksimovich V.F. Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: istoricheskij aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnovleniya. Moskva: Flinta, 2000.
8. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. Moskva: Intor, 1996.
9. Lomakina T.Yu. Sovremennyjprincip razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya. Moskva: Nauka, 2006.
Статья поступила в редакцию 01.02.18
УДК 378.2
Noskova T.A., postgraduate, Department of Pedagogy and Andragogy, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical
Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
CHANGING THE ESTIMATE ACTIVITY OF THE TEACHER AS THE CONDITION OF THE ORGANIZATION OF THE SELF-ASSESSED ACTIVITY OF THE STUDENT IN THE PROCESS OF TRAINING. The article discusses various approaches to the evaluation activities of the teacher presented in the studies of Russian-Soviet scientists and due to the development of humanistic ideas in teaching. In line with these ideas of change assessment activities of the teacher determined the need to involve students in the evaluation process of their own learning activities as the subjects of the educational process. Considering evaluation activities as a system, which interact with the teacher and the student, the author attempts to present the elements of this system. The assessment activities of a teacher are presented in two ways: 1) evaluation of own pedagogical activity, 2) support the evaluation activities of the student. The article presents the developed model of the evaluation activities of teacher and student in the process of learning activities of students.
Key words: educational activity, appraisal activity, self-evaluation.
T.A. Носкова, аспирант каф. педагогики и андрагогики, Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются различные подходы к оценочной деятельности педагога, представленные в исследованиях российско-советских учёных и обусловленные развитием гуманистических идей в педагогике. В русле этих идей изменения оценочной деятельности педагога детерминируется необходимостью вовлечения учащихся в процесс оценивания собственной учебной деятельности как субъектов образовательного процесса. Рассматривая оценочную деятельность как систему, в которой взаимодействуют учитель и ученик, автор предпринимает попытку представить элементы этой системы. Оценочная деятельность учителя проанализирована в двух направлениях: 1) оценивание собственной педагогической деятельности, 2) сопровождение оценочной деятельности ученика. В статье также представлена разработанная модель оценочной деятельности учителя и ученика в процессе учебной деятельности учащихся.
Ключевые слова: учебная деятельность, оценочная деятельность, самооценка.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность обучаемого по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально подготовленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [1, с. 364].
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - разновидность педагогической деятельности, посвященная научной разработке и применению на практике методов, форм и средств педагогических измерений и оцениванию результатов учебной деятельности на основе этих измерений»[2, с. 18].
САМООЦЕНКА - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны личности, дея-
тельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей [3, с. 512].
В соответствии с Концепцией модернизации образования, отраженной в новых образовательных стандартах, учащийся должен являться субъектом обучения, умеющим овладеть собственной психической деятельностью в процессе приобретения и применения знаний. Высокий уровень личностного развития предполагает наличие адекватной самооценки, осознания своих трудностей и своих возможностей, устойчивую мотивацию к усовершенствованию своей учебной деятельности. В связи с этим в современном образовательном процессе становятся актуаль-
ными развитие самооценочной деятельности учащегося и изменения содержания оценочной деятельности учителя в сторону управления процессом этого развития.
На необходимость изменения в оценочной деятельности педагога указывается во многих исследованиях гуманистической педагогики, и впервые наиболее полно взаимодействие учителя и ученика в оценочном компоненте деятельности представлено в трудах Б.Г. Ананьева. Рассматривая педагогическую оценку в учебном процессе, основанном на взаимоуважении и взаимодействии, Б.Г. Ананьев утверждает, что педагогическая оценка является «фактором непосредственного руководства учеником» и что оценочная деятельность должна осуществляться в интересах психологического развития учащегося. Поэтому он выдвигает основное требование к педагогической оценке: она должна быть справедливой, адекватной, объективной.
Б.Г. Ананьев обозначает две основные функции педагогической оценки:1. Ориентирующую - педагогическая оценка как показатель результатов и уровня достижений учеников в учебной деятельности.2. Стимулирующую - оказание побудительного воздействия на аффективно-волевую сферу личности ученика, способного изменить его самооценку.
Б.Г. Ананьев разрабатывает классификацию педагогических оценок по степени обобщенности: 1. Парциальная оценка относится к частному знанию, умению, навыку или поведенческому акту. Она бывает: а) исходной (отсутствие оценки, неопределенной); б) отрицательной, проявляющейся в замечаниях, порицаниях, сарказме, упреке учителя; в) положительной, выражающейся в согласии, одобрении, ободрении учащегося. 2. Фиксированная оценка (отметка) отражает промежуточные или итоговые результаты школьника. 3. Интегральная оценка дается на основе парциальной и фиксированной оценок как характеристика личности в целом.
Б.Г. Ананьев впервые употребляет термин «единая оценочная система»: «ученик и учитель ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе, ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию посредством отдельных замечаний и суждений педагога, оценивающих те или иные частичные, отдельные знания, навыки, поступки...» [4, с. 70]. Автор указывает на то, что оценочная деятельность педагога не должна учитывать лишь формальные качества работы и игнорировать продвижение ребёнка, его самостоятельную работу, его достижения по отношению к прежнему уровню. Формализм, проявляющийся в простом сложении и вычитании отметок, Б.Г. Ананьев называет «субъективной механикой» педагога.
Тесная психологическая связь учителя и ученика в системе оценивания проявляется и в том, что оценочные суждения и представления учителя отражают не только качество знаний ученика и его индивидуальные особенности, но и некоторые характеристики самого педагога. К ним Б.Г. Ананьев относит: а) способ обращения педагога с учеником; б) степень развития интереса к ученику; в) уровень знаний об ученике и условиях его развития; г) дифференцированность к ученику в отношении мер воздействия; д) общий критерий повседневной оценки ученика педагогом.
Огромный вклад в педагогическую науку внес Ш.А. Амона-швили, проведя исследования оценочной деятельности с позиций развивающего обучения. По мнению автора, основной функцией оценочной деятельности педагога является стимулирование оценочной деятельности учащихся, состоящей в восприятии определенных эталонов, усвоении некоторых способов оценочной активности. «Эталон - образец отдельных действий, операций, их результатов, образец самой учебно-познавательной деятельности и её конечного результата» [5, с. 40].
Важнейшее значение в оценочной деятельности учителя Ш.А. Амонашвили придает обоюдности применяемых эталонов. Учитель должен постепенно передавать эталоны детям и обучать способам оперирования ими. При этом в учебно-познавательной деятельности ученый выделяет две стадии: «безэталонную» стадию и стадию включения эталонов в учебно-познавательную деятельность.
На «безэталонной» стадии учебно-познавательной деятельности ученика педагог оценивает знания, умения, навыки учащихся, используя способы стимулирующей корректировки, которые могут проявляться в различных формах (словесного поощрения, мимике, жестах).
На стадии включения эталонов в учебно-познавательную деятельность учеников педагог приводит развернутые оценочные суждения. В них проявляется стимулирующее отношение
учителя к работе школьника, дается полное и всестороннее описание эталонов с целью достижения их обоюдности. Затем дети сами составляют развернутые оценочные суждения, включая их в учебно-познавательную деятельность, превращая её таким образом в самостоятельную.
Развернутые оценочные суждения на основе эталонов Ш.А. Амонашвили называет содержательными оценками, которые бывают внешними (если их осуществляет учитель) и внутренними (если их дают сами ученики). «Содержательная оценка - это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества продвижения ученика в учении. Содержательная оценка бывает внешней, когда её осуществляет учитель или другие ученики, и внутренней, когда её дает сам ученик» [6, с. 30].
Таким образом, Ш.А. Амонашвили рассматривает оценочную деятельность учителя как деятельность по управлению формированием содержательных оценок (самооценок) у детей с помощью различных приемов, используемых в условиях коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности.
В теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) понятие «оценочная деятельность расширяется и употребляется понятие «контрольно-оценочная деятельность», тем самым подчеркивается единство контроля и оценки в учебной деятельности детей. В структуре учебной деятельности учащихся действия контроля и оценки представлены как необходимые компоненты.
О важности выполнения самим учеником действия оценки для достижения цели В.В. Давыдов говорит следующее: «Действие оценки на всех стадиях решения задачи нацеливает другие их учебные действия на конечный результат»[7, с. 53].Учё-ный подчёркивает, что «действие оценки позволяет школьникам определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) ими общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет данный результат учебных действий их конечной цели; вместе с тем оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения (общего способа действия и соответствующего ему понятия) в его сопоставлении с целью. Именно оценка сообщает учащимся, решена или не решена ими данная учебная задача» [7, с. 49]. Таким образом, в условиях развивающего обучения изменение оценочной деятельности учителя состоит в том, что он ориентирует учащегося не только на получение правильного результата, но и на правильность применения освоенного способа. Стимулирующая функция оценки проявляется в том, что учитель, воздействуя на эмоционально-волевую сферу ребёнка, побуждает его к более точной самооценке, предполагающей расширенный объем оцениваемых качеств, необходимых для учебной деятельности.
Последователи В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина - теоретики развивающего обучения (Н.Ф. Талызина, Л.В. Занков, А.Б. Воронцов, Г.Д. Кириллова, Г.Ю. Ксензова), в своих научных трудах рассматривают оценочную деятельность в различных аспектах. Так, Г.Ю. Ксензова указывает на необходимость изменений условий оценочной деятельности: «Изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности, субъект-субъектных отношениях обучающих и обучающихся» [8, с. 35]. Автор отмечает необходимость обучения детей самоорганизации, в рамках которой происходит замена учительской оценки содержательной самооценкой учащихся, воспринимающейся как мобилизационно-побудительный механизм саморегуляции учащихся.
Среди исследований последних лет (А.Е. Веретенникова, А.Н. Субботко, В.В. Рылова) большой интерес для нашего исследования представляет работа Веретенниковой. Рассматривая педагогическую оценку в единой системе оценочной деятельности, А.Е. Веретенникова представляет педагогическое оценивание как творческий акт, «направленный на свободные проявления ребёнка как субъекта и стратега собственной жизни, способного осуществлять свой собственный выбор» [9, с. 71]. Показателями профессионализма и творческого подхода к оценочной деятельности являются следующие характеристики педагогической оценки: 1. Педагог принимает ребёнка как данность, признает его индивидуальное своеобразие, право на уважение его личности. 2. Педагог ориентируется на индивидуальное и возрастное развитие личности ученика. «Профессиональной будет такая оценка, которая соотносится с интересами ребёнка, предусматривает его жизненный опыт, степень личностного развития, личностные особенности и состояние ребёнка на момент развития»
Рис. 1. Модель оценочной деятельности учителя и ученика в процессе учебной деятельности учащихся
[9, с. 70 - 71]. 3. Педагог адекватно воспринимает поведение и деятельность ребёнка в контексте конкретной ситуации, учитывая внешние обстоятельства содеянного учеником. 4. Педагог учитывает мотивы поведения и деятельности учащегося. Понимание мотива дает возможность учителю осуществлять выбор оптимальных мер оценочного воздействия.
На наш взгляд, данные характеристики педагогических оценок заслуживают внимания при изучении оценочной деятельности педагога в современной школе.
С позиций системно-деятельностного подхода, лежащего в основе нашего исследования, мы обозначили этапы оценочной деятельности учителя и самооценочной деятельности ученика как элементы единой оценочной системы (рис. 1). При разработке модели мы опирались на системный подход в обучении (Г.Д. Кириллова), с позиций которого преподавание и учение представлено в их взаимодействии. Элементарной единицей, или «генетической клеточкой» в системе как развивающемся целом, в учении Г.Д. Кирилловой является микроэтап деятельности. Микроэтапы, отражающие целостность и развитие учения как системы, представляют собой: «1) акт взаимодействия преподавания и учения; 2) акт, который свидетельствует о развитии процесса учения; 3) часть, которая связана не с завершенным циклом развития процесса учения, а является очередным шагом и обнаруживает путь, которым учитель ведет учащихся к завершенному результату; 4) шаг, который возникает в связи с перестройкой в системе дидактических средств» [10, с. 8].
Микроэтапы оценочной деятельности реализуются в последовательном выполнении её этапов, к которым относятся:
В деятельности ученика: I. Прогностическая; II. Актуальная; III. Ретроспективная самооценки.
В деятельности учителя: Подготовительный этап: оценивание опорных знаний, умений, сформированности учебных мотивов и интересов каждого ребёнка. Выбор критериев; I. Помощь ученику в осуществлении прогностической самооценки, стимулирующее воздействие; II. Консультирование и помощь ученикам в осуществлении пооперационного контроля и самооценки; III. Оценивание результатов в соответствии с общепринятыми эталонами и фиксирование индивидуальной динамики развития; IV. Определение сильных и слабых сторон деятельности учеников.
Рассматривая оценочную деятельность педагога, мы выделяем в ней два направления: оценивание собственной педагогической деятельности; сопровождение самооценочной деятельности ученика. Любое педагогическое решение содержит в себе оценочные процессы. Так, при подготовке к уроку учитель прежде всего учитывает процесс и результаты предыдущей собственной
Библиографический список
педагогической деятельности и деятельности учащихся для принятия наилучших педагогических решений. При постановке целей учитель прогнозирует результат своей деятельности с точки зрения его эффекта в продвижении и развитии каждого учащегося. В процессе урока учитель осуществляет самооценивание на протяжении всей деятельности и принимает решения, способствующие оптимизации обучения детей. На завершающем этапе учитель оценивает собственную деятельность, отраженную в результатах учеников.
Во втором направлении - сопровождении самооценочной деятельности ученика отправным пунктом является анализ процесса и результатов его деятельности, оценивание сформиро-ванности мотивов и интересов ребёнка.
На этапе целеполагания в самооценочной деятельности ученика, когда ребёнок осуществляет прогностическую самооценку, учитель оказывает на него стимулирующее воздействие, приводящее к активизации мыслительной деятельности. В процессе учебно-познавательной деятельности учащегося педагог помогает ребёнку в осуществлении пооперационного самоконтроля и актуальной самооценки в соответствии с принятыми критериями. При итоговом оценивании учитель корректирует оценочную деятельность учащихся в соответствии с общепринятыми эталонами, фиксирует динамику индивидуального развития.
Показателем эффективности педагогической оценки является стремление ребёнка к самосовершенствованию, к усвоению знаний, умений, навыков, в становлении у учащегося адекватной самооценки.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
• Изменения в оценочной деятельности педагога обусловлены необходимостью создания условий сотрудничества между учителем и учащимися, что является основной идеей гуманитарной педагогики.
• Самооценочная деятельность ученика тесно связана с оценочной деятельностью педагога, это выражается в соответствии этапов оценочной деятельности учителя и элементов самооценочной деятельности ученика, к которым относятся прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки. Оценочная деятельность педагога должна осуществляться в интересах развития учащегося.
• Основной функцией оценочной деятельности педагога является стимулирование оценочной деятельности учащихся.
• Стимулирующая функция педагогической оценки проявляется в том, что учитель, воздействуя на эмоционально-волевую сферу ребёнка, побуждает его к более точной самооценке, предполагающей расширенный объем оцениваемых качеств, необходимых для учебной деятельности.
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2005.
2. Сергеева В.С. Педагогическая оценочная деятельность: Краткий понятийно-терминологический словарь. Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.
3. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога. Под общей редакцией А.П. Астахова, Минск: Современная школа.2010.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т., Москва: Педагогика, 1980;Т. 2.
5. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. Москва: Знание,1980.
6. Лукьянова М. Развитие контрольно-оценочных способностей учащихся: рекомендации психолога учителю. Учитель. 2003; 2.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: ОПЦ «ИНТОР», 1996.
8. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2001.
9. Веретенникова А.Е. Оценочная деятельность старшеклассников в процессе проективного обучения Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 1999.
10. Даутова О.Б. Дидактическая научная школа Г.Д. Кирилловой: основные результаты. Непрерывное образование. Научный рецензируемый журнал СПбАППО. 2016; 6 (16): 8 - 14.
References
1. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike. Moskva: IKC «MarT»; Izdatel'skij centr «MarT», 2005.
2. Sergeeva V.S. Pedagogicheskaya ocenochnaya deyatel'nost': Kratkij ponyatijno-terminologicheskij slovar'. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2003.
3. Rapacevich E.S. Zolotaya kniga pedagoga. Pod obschej redakciej A.P. Astahova, Minsk: Sovremennaya shkola.2010.
4. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy. V 2-h t., Moskva: Pedagogika, 1980;T. 2.
5. Amonashvili Sh.A. Obuchenie. Ocenka. Otmetka. Moskva: Znanie,1980.
6. Luk'yanova M. Razvitie kontrol'no-ocenochnyh sposobnostej uchaschihsya: rekomendacii psihologa uchitelyu. Uchitel'. 2003; 2.
7. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. Moskva: OPC «INTOR», 1996.
8. Ksenzova G.Yu. Ocenochnaya deyatel'nost' uchitelya. Uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2001.
9. Veretennikova A.E. Ocenochnaya deyatel'nost' starsheklassnikov v processe proektivnogo obucheniya Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 1999.
10. Dautova O.B. Didakticheskaya nauchnaya shkola G.D. Kirillovoj: osnovnye rezul'taty. Nepreryvnoe obrazovanie. Nauchnyj recenziruemyj zhurnal SPbAPPO. 2016; 6 (16): 8 - 14.
Статья поступила в редакцию 01.02.18