Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ МОДНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ОТБЛЕСКИ В ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ГАРДЕРОБЕ'

ИЗМЕНЕНИЕ МОДНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ОТБЛЕСКИ В ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ГАРДЕРОБЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
мода / стиль / гардероб / статус / отражение / политика / культура / выражение / особенность.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гамова А.В.

В статье освещаются особенности влияния политических, социальных или культурных изменений на моду и стиль во второй половине XIX века. Происходившие события в это время напрямую влияли не только общественную жизнь людей, но и нашли отражение в гардеробе людей. Стоит отметить, что мода являлась не только символом социального статуса человека, но и выражением идеологических установок и принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ МОДНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ОТБЛЕСКИ В ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ГАРДЕРОБЕ»

УДК. 93/94

Гамова А.В. студент

Научный руководитель: Щукин Д.В., к. и.н.

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Россия

ИЗМЕНЕНИЕ МОДНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ОТБЛЕСКИ В ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ГАРДЕРОБЕ

Аннотация. В статье освещаются особенности влияния политических, социальных или культурных изменений на моду и стиль во второй половине XIX века. Происходившие события в это время напрямую влияли не только общественную жизнь людей, но и нашли отражение в гардеробе людей. Стоит отметить, что мода являлась не только символом социального статуса человека, но и выражением идеологических установок и принципов.

Ключевые слова: мода, стиль, гардероб, статус, отражение, политика, культура, выражение, особенность.

Gamova A. V. student

Scientific supervisor: Shchukin D. V., Ph.D.

Yelets State University named after I.A. Bunina

Russia

CHANGING FASHION PREFERENCES IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY: REFLECTIONS IN HISTORICAL EVENTS IN

THE WARDROBE

Abstract. The article highlights the peculiarities of the influence of political, social or cultural changes on fashion and style in the second half of the XIX century. The events that took place at this time directly influenced not only the public life ofpeople, but were also reflected in people's wardrobe. It is worth noting that fashion was not only a symbol of a person's social status, but also an expression of ideological attitudes and principles.

Keywords: fashion, style, wardrobe, status, reflection, politics, culture,expression, peculiarity.

Во второй второй половине XIX века Российская империя прошла через ряд значительных исторических событий, которые повлияли на образ и стиль всего населения. Это период был отмечен значительными

изменениями в политической, социальной и экономической сферах. С давних пор одежда играет важную роль в жизни человека. Она имеет свои функции и особенности: помогает спастись от неблагоприятных погодных условий - холода, дождя или ветра, а также является знаком, принадлежности к социальному статусу, отражающим материальное, духовное состояние человека [1, стр. 7]. Определенным образом подобранные элементы одежды могут охарактеризовать настроение и эмоциональное состояние. Одним из самых значительных событий этого времени была реформа Александра II, в ходе которой произошли изменения во многих аспектах жизни страны. Это оказало прямое влияние на одежду и моду в России. Происходившие изменения в это время внутри государства повлияли на мужской дворянский костюм. При Александре II в гардеробах дворянства и знати часто можно было встретить европейские веяния, ювелирные украшения, изысканные ткани и драгоценные меха. Так, следует вывод, что стремились к европейским стандартам моды [1, стр. 9]. Обязательной составляющей мужского дворянского костюма являлся головной убор. Вместе с этим, появились и новинки, такие как визитка и пиджак. Повседневный наряд аристократа состоял из сюртука и панталон, начиная со второй половины XIX века их все чаще стали называть «брюки».

С 50-х годов XIX века изменения претерпели и брюки у мужчин. Нижняя часть существенно расширялась и на смену штрипке - узкой полосе ткани на брюках, пришли лампасы [6].

В 1860-е годы рубашки на пуговицах белого цвета с отложными и стоячими воротничками уступили место манишкам. И к 1890 году мода пришлась на клетчатые брюки мешковатого кроя, но уже книзу они были заужены.

В годы правления Николая I широко стал распространятся смокинг. Его носили лица исключительно привилегированного сословия. Но фрак не вышел из моды, его надевали на обед или поход в театр [5, стр. 172]. Наличие перчаток у мужчины свидетельствовало также о его принадлежности к элитным слоям населения. Удлинённая шуба на меху, пальто с пелериной или пальто мешкообразного вида носили в холодное время года.

Мужская мода в области причёсок резко изменилась после 60-х годов, отказавшись от длинных и завитых локонов в пользу короткой стрижки. Популярная тогда борода с усами уступила место более актуальному тренду - бакенбардам [6].

Мужской цилиндр, который ранее был неотъемлемым аксессуаром, стал привилегией только для особых случаев, а повседневный стиль теперь оживляют жёсткие и мягкие фетровые шляпы, круглые плетёные головные уборы и шляпы с широкими полями. Однако, к концу века, чёрный котелок стал действительно любимым головным убором многих мужчин

В завершение образа дворянина - обувь. В этот период ботинки

пришли на смену сапогам. Стоит отметить, что они стали появляться при Александре II, но широкое распространение получили только после его смерти.

В женском дворянском костюме также произошло не мало изменений. В первую очередь, кринолин, который занимал главную роль в одежде, вновь уходит в прошлое. Ему на смену пришел тюрнюр [6]. Еще одной важнейшей деталью женского образа был корсет. Его использовали для того, чтобы была туго затянута талия у женщины.Для осуществления этой цели приходилось в корсет вставлять пластинки с заданным изгибом [4, стр. 219]

Во второй половине XIX века произошло несколько событий, которые существенно повлияли на женский дворянский костюм в то время. Одним из таких событий является реформа 1861 года в России, которая привела к отмене крепостного права. Как результат, дворянки получили больше свободы и возможностей для самовыражения в своём образе до этого события большинство женщин носили простую, неукрашенную одежду из грубых тканей, часто самодельную. Появилось больше возможностей для самовыражения через одежду, и мода стала важной частью жизни русских женщин из всех социальных сословий. Однако следует отметить, что доступ к модной одежде все ещё оставался привилегией более обеспеченных слоёв общества, в то время как крестьянские женщины продолжали носить более простую и скромную одежду. Верхние слои одежды также могли спасать женщину от неблагоприятных условий - дождь, снег и др. В более тёплое время года использовали различные накидки, а в то время, когда наступали значительные холода, то, конечно, использовали широкие плащи или пальто. Зимние аксессуары, проявляющие принадлежность их владелицы к знатной фамилии, включали в себя элегантные меховые шарфы, которые носились как изысканные воротники сверху пальто. Также во второй половине XIX века в Российской империи и вариации на тему боа получили широкое распространение, эти украшения присутствовали в костюмном ансамбле, относящихся к высшему слою населения. Носить перчатки стало неотъемлемым атрибутом образа русских женщин после отмены крепостного права. Они стали символом элегантности и изысканности, а также знаком социального статуса и благополучия.

В то время носить перчатки было принято в любых общественных ситуациях: на прогулках, при посещении театра. Без перчаток появиться в общественном месте было считалось неприличным и негармоничным. Они дополняли образ женщины и подчёркивали её утонченность и хороший вкус.

Перчатки изготавливались из различных материалов, таких как шёлк, кожа или кружево, и имели разнообразные узоры и вышивку. Были популярны также перчатки с ручной вышивкой, которые считались особенно престижными и дорогостоящими.

Все больше внимания в годы правления Алескандра II стали уделять своей обуви. Это связанно непосредственно с изменением длины юбок. Они постепенно стали укорачиваться. В холодное время женщины обували сапожки или ботинки, а в тёплое время года своё предпочтение отдавали туфлям. Стоит отметить, что каблук являлся обязательным элементом в образе женщины, однако его размер или форма могла отличаться.

Развитие женского образования также повлияло на поведение, вкус и предпочтения в одежде. Все больше женщин, в том числе дворянок, начали получать образование и выходить в общественную жизнь. Изменение статуса женщин также привело к изменению их образов и внешнего вида [2]. Женские платья стали более практичными и функциональными, удовлетворяющими потребности активных и образованных женщин. Вместо тяжёлых и неудобных кринолинов и корсетов, популярных в предыдущие периоды, дамы предпочитали лёгкие и удобные наряды, подчёркивающие их приверженность модным тенденциям и желание свободы движений.

Общий стиль женской одежды также изменился под влиянием женского образования. Женская мода в конце XIX века стала более сдержанной и простой, отражая новое положение женщин в обществе. Через форму учебных заведений и профессиональные требования мода научилась выражать независимость и достижения женщин. Более тёмные ткани и строгие, широкие линии становились все более популярными. Участие женщин в новых интересах и занятиях также влияло на их стиль [2]. Женщины, получившие образование, активно принимали участие в культурной жизни, например, в театрах, галереях и концертах, где они могли проявить свою интеллектуальность и элегантность. Благодаря этому появился новый стиль вечерней одежды, более изящный и утонченный. В 1896 году появилось положение о гимназической форме, оно фактически закрепило ношение школьной формы. Одним из спсобов определения возраста у девушки являлся цвет её формы, который менялся с переходом в новый класс. Симметричность необходима была, чтобы подчеркнуть строгость и выдержанность, а даже невольная ассиметричность расценивалась как отклонение от нормы и за это девушка была наказана [8, стр. 43].

С введением положения о гимназической форме, в государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником, а также фартуки, цвет которого менялся в зависимости от дня. Чёрный цвет фартука был в обычный учебный день, а белые надевали исключительно в праздники. Дополнением к парадной, праздничной форме могла служить соломенная шляпка или же белый отложенный воротник [7].

Таким образом, события, происходившие в России во второй половине XIX века, оказали огромное влияние на моду и стиль. Национальные реформы, социальное освобождение женщин и культурные

перемены привели к появлению новых стилей и модных тенденций. Этот период стал временем больших перемен и новых возможностей, которые нашли своё выражение в моде. Мужская мода также находилась под влиянием французского стиля, и основным элементом стало платье-смокинг, которое стало распространяться среди провинциальной и городской элиты. Мужчины носили высокие воротники, мундиры, цилиндры. При смене русских мод роль модных тенденций традиционно инородными влияниями продолжала оставаться слабой. Несмотря на сильное влияние западной моды, в России сохранились также ряд традиционных элементов национального стиля. Например, в женской одежде использовались национальные вышивки и узоры. Исторические события имели значительное влияние на модные предпочтения в России. Они отразились в гардеробе, формировали новые тенденции и позволили людям выражать свою принадлежность к определенным социальным группам и взглядам.

Использованные источники:

1. Бабурина Н.Ф., Полетаева В.В. Мода как отражение социальной структуры Российской империи XIX столетия (на примере дворянского сословия) /Н.Ф. Бабурина, В.В. Полетаева //Верхневолжский филологический вестник. Исторические аспекты культурных процессов. -2018. - №4 (15). - С. 223-231.

2. Женская мода XIX века: что носили красавицы России в то время по портретам художников [Электронный ресурс] - URL: https://tkanexpert.ru/moda/zhenskaya-moda-xix-veka (дата обращения -17.11.2023)

3. История моды: вторая половина XIX века [Электронный ресурс] - URL: https://irkfashion.ru/fashion/modn-obzor/110 (дата обращения - 16.11.2023)

4. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX вв. /Р.М. Кирсанова -М: Слово, 2002. - 219 с.

5. Кирсанова Р.М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века /Р.М. Кирсанова - М: Артист. Режиссер. Театр, 1997. - 172 с.

6. Мода и стиль в одежде XIX века: для мужчин и женщин [Электронный ресурс] — URL: https://www.alltime.ru/blog/?page=post&blog=watchblog&post_id=moda-i-stil-v-odezhde-19-veka-dlya-muzhchin-i-zhenshchin (дата обращения: 18.11.2023).

7. Новые тенденции в женском образовании во 2-й половине XIX века [Электронный ресурс] — URL: https: //studbooks .net/2413139/istoriya/novye_tendentsii_zhenskom_obrazovann _polovine_veka (дата обращения: 18.11.2023).

8. Упине, Н. Д. ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ. ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (ШКОЛЬНАЯ ФОРМА В ЦАРСКОЙ РОССИИ) [Текст] / Н. Д. Упине // ВЕСТНИК ОГУ. — 2014. — № 5. — С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.