Научная статья на тему 'Свадебное платье: История и современность'

Свадебное платье: История и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5017
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ МОДЫ / СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ / ОБЫЧАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петушкова Галина Ивановна, Рихлицкая Полина Евгеньевна

На современный костюм неизбежно влияет глобализация общества и процессы, происходящие в мировой моде. Свадебное платье выбрано как сакральный объект моды. В статье особое внимание уделено истории развития свадебных платьев, трансформации их форм, покроев, цветовых сочетаний, выражающих стиль и мировоззрение своей эпохи. Именно через призму исторического опыта осознается ментальная принадлежность людей к своему времени, этносу, своей цивилизационной культуре, которая в свадебном наряде как в зеркале отражает глубинные чаяния людей, их надежды на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WEDDING DRESS: HISTORY AND CONTEMPORANEITY

Globalization of society and processes taking place in the world of fashion are inevitably shaping the modern costume. The wedding dress is now chosen as a sacred object of fashion. This article focuses on the history of development of wedding dresses and transformation of their shapes, cuts and color combinations, expressing the style and worldview of each gown’s era. It is exactly from the perspective of historical experience that people’s sense of belonging to their times, ethnos and civilization or culture are realized, the latter one just like a mirror reflecting their deep aspirations and hopes for the future in wedding dresses.

Текст научной работы на тему «Свадебное платье: История и современность»

УДК 687:658.512.2 + 745 ББК 85.126

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2018 г. Г. И. Петушкова

г. Москва, Россия

© 2018 г. П. Е. Рихлицкая

г. Москва, Россия

СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация: На современный костюм неизбежно влияет глобализация общества и процессы, происходящие в мировой моде. Свадебное платье выбрано как сакральный объект моды. В статье особое внимание уделено истории развития свадебных платьев, трансформации их форм, покроев, цветовых сочетаний, выражающих стиль и мировоззрение своей эпохи. Именно через призму исторического опыта осознается ментальная принадлежность людей к своему времени, этносу, своей цивилизационной культуре, которая в свадебном наряде как в зеркале отражает глубинные чаяния людей, их надежды на будущее.

Ключевые слова: мода, коммуникативная функция моды, свадебные обряды, обычай.

Информация об авторах:

Галина Ивановна Петушкова — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Садовническая ул., д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Полина Евгеньевна Рихлицкая — магистр дизайна, РГУ им. А. Н. Косыгина, Садовническая ул., д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 21.11.2017 Дата публикации: 15.03.2018

Свадебные обряды сильно менялись во времени согласно религиозным верованиям различных народов и эпох.

Александр Васильев

История свадебного платья насчитывает примерно 200 лет. И за это время образ невесты менялся, следуя моде. Как пишет историк моды Александр Васильев, «Свадебные обряды сильно менялись во времени согласно религиозным верованиям различных народов и эпох. Но некоторые из самых древних традиций дошли до нашего времени: фата — вуаль невесты — символизирует непорочность девушки; цветы, которые дарят молодоженам и которыми украшают наряд девушки — тоже частица дохристианской традиции. Истоки обряда христианского венчания восходят к временам Древнего Рима и связаны с именем Святого Валентина, тайно венчавшего влюбленных христиан. Православие придавало огромное значение блеску и парадности костюмов молодоженов» [1, с. 4].

«Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья. Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни. Традиционное русское платье невесты было красного цвета, так как он символизировал красоту и плодовитость женщины» [2].

Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас; с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними — цвет, покрой, фасон свадебного платья. Белый цвет не всегда считался традиционным в выборе свадебного платья. Это утверждение можно поподробнее рассмотреть, основываясь на информации, взятой из статьи «История свадебного платья» [2].

Цвет в истории свадебного платья. В Древней Греции белый являлся цветом жертвоприношения богам, белый цвет считался у эллинов символом смирения и поклонения. Позже белый цвет не привлекал женщин из-за простоты, они считали, что свадьба — это грандиозное событие. Однако со временем, из-за охоты на ведьм и частых казней на площадях, красный цвет стал ассоциироваться с мантией палача и перестал быть свадебным атрибутом. В середине XVII в. белое платье стало траурным, вдовствующие королевы стали одеваться в абсолютно белые платья, их называли «Белыми дамами».

В те же времена вошел в моду и черный цвет, и на многих портретах можно увидеть невест в роскошных черных платьях, расшитых золотом. Черный и белый стали основными цветами свадебного торжества. Венецианские дамы высшего сословия почти до конца XVII в. считали черный цвет самым изысканным и предпочитали идти к алтарю в черных платьях, траурным он стал в конце XVIII в., и этот обычай остался в Европе по сей день.

Вторая половина XVIII в. подарила миру технологию многоцветного окрашивания. Дамы отдавали предпочтение тканям с набивным узором, игнорируя устаревшую моду на тяжелые расшитые наряды. Подвенечное платье стало демократичным, и уже девушки разных сословий могли позволить себе венчаться в подобном костюме.

XIX в. изменил традиции старины. Появилась мода на первый выход в свет юных девушек, в честь которых устраивался грандиозный бал. Это было самым значимым событием в жизни, к этому празднику серьезно готовились. Для бала шилось специальное платье белого цвета и простого покроя. Белый стал символом чистоты и невинности и уже в конце века подвенечное платье стало белым. В XX в. классический цвет свадебного платья не менялся, правда, иногда некоторые девушки, поражали и эпатировали публику яркими подвенечными платьями, но тенденцией это не стало.

Моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская (рисунок 1) — ее белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции, а затем и других стран Европы, стали подражать ей в выборе цвета.

Рисунок 1 - В 14 лет Анна Австрийская вышла замуж за юного короля Франции Людовика Figure 1 - At the age of 14, Anne of Austria married the young king of France, Louis

По другой версии, моду на белое подвенечное платье ввела королева Виктория в середине XVII в. Однако в любом случае белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты (рисунок 2, 3).

По третьей версии считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Белый цвет проделал долгий путь для того, чтобы стать традиционным свадебным цветом. Однако XXI в. внес коррективы, и на модных показах можно увидеть свадебные платья цвета шампанского или спелого персика. Модельеры экспериментируют с образом невесты и делают его оригинальнее, однако белый все же был и остается классикой.

Формообразование и изменение силуэта свадебного платья. В Древней Греции, родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на ее целомудрие.

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали в длинный кусок материи на бретельках («калазирис»). Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а украшения с религиозной символикой — браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

Рисунок 2 - Свадьба королевы Великобритании Виктории и принца Альберта Figure 2 - Wedding of the Queen of Great Britain Victoria and Prince Albert

Рисунок 3 - Королева Виктория в свадебном наряде

Figure 3 - Queen Victoria in wedding attire

В Древнем Риме невесты одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными, как мраморные статуи.

В эпоху Средневековья на смену культуры, красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающих фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею — запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

В XV в. «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью замужества, ведь браки в те времена заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже часть контракта — в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито — беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом. Более того, в моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной живот. Надевался он в том числе и на свадьбу.

На голову невесты водружали головной убор в виде башни — энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты смотрели вниз, опуская голову. Энен украшала фата до пола, как правило, из натурального шелка. Фата имела сакральный смысл не только защиты от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидев невесту во всей красе, могли бы ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. Свадебная обувь представляла собой ботинки с длинными носами.

В эпоху позднего Средневековья (XIV-XV вв.) смягчаются суровые нравы и одежда становится более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек — такая одежда затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине. В конце XV в. во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре французские невесты оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху Возрождения свадебное платье вновь стало учитывать пропорции тела и естественные изгибы. Красота пышных женских форм подчеркивается помпезными нарядами, которые не скрывают фигуру, лиф плотно облегает верхнюю часть силуэта, а юбка расходится книзу от талии мягкими клиньями. Подобная модель платья, пройдя через века, стала классической моделью свадебного платья. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями.

Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Особенной роскошью отличались свадебные наряды венецианок, так как они изготавливались из благородной парчи серебряного цвета, белоснежного атласа или атласа с зеркальным блеском. Лиф платья расшивался драгоценными камнями, главным украшением оставался жемчуг. Его было столько, сколько могла позволить себе невеста и ее семья.

В Испании XVI в. платье снова скрывает естественность фигуры. В это время вошли в моду жесткие каркасы, они до неузнаваемости изменяли женскую фигуру. Силуэт такого платья — песочные часы. Талия плотно стянута узким корсетом. Жесткая ткань, из которой делались юбка и лиф платья, натягивалась на каркас — вердугос. Завершал этот геометрический образ круглый белый воротник горгера, который плотно облегал шею. Красота платья определялась количеством драгоценных камней, которыми оно расшивалось.

Через столетие, в эпоху рококо, покрой платья усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала во Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшали кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

В конце XVIII - начале XIX вв. произошла очередная смена вкусов — стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья — белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

В начале XIX в. античная мода привела к тому, что белый цвет стал главным в подвенечных платьях. При этом свадебные платья стремились к традиционности, даже некоторому архаизму кроя. Свадебная мода меняется медленнее, ведь в разряде семейных ценностей свадьба — это традиционность, а вовсе не авангард. Эпоха Романтизма с помощью шотландского романиста Вальтера Скотта подарила невестам еще одни атрибут, без которого под венец не шла ни одна девушка викторианской эпохи. Это флер-д'оранж — венок и букет на платье, составленный из цветов апельсина. Но, так как апельсины цветут только раз в году весной, в другое время живые цветы приходилось заменять восковыми, их после свадьбы укладывали на бархатную подушечку и ставили на камин под стеклянным сферическим колпаком в память о свадьбе.

К середине XIX в. в моду снова вошел кринолин. Свадебные платья украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

На протяжении XIX в. силуэты свадебных платьев следовали веяниям моды. Русская невеста в корсете и кринолине запомнилась по хрестоматийному полотну В. В. Пукирева «Неравный брак» (рисунок 4). Затем пришли турнюры, рукава «жиго», мода на кружевные подвенечные платья с треном в стиле модерн. Упразднение корсета в начале XX в. заставило кутюрье изменить пропорции и позднее укоротить платья, ставшие короткими в эпоху чарльстона, чтобы снова удлиниться в эпоху депрессии 1930-х гг.

Мировые войны серьезно повлияли на свадебную моду. Тогда венчались быстро, не успевая или просто не имея средств заказывать роскошные подвенечные платья.

В начале ХХ в. женщины все еще носили корсеты, поэтому подвенечное платье того времени имело характерный женственный силуэт и крой. Невесты по-прежнему предпочитали классический образ, навеянный свадебным платьем королевы Виктории. Поскольку подвенечное платье было принято носить и после церемонии, позволить маркий белый цвет могли только состоятельные невесты. Другие же одевали голубые, лиловые и бледно-розовые платья, которые потом использовались для выхода в свет.

Преобразования 1920-х гг. отразились на свадебном платье, лишив его жесткой корсетной основы и подчеркнув естественные женские формы. В это время пропагандировался образ свободной эмансипированной дамы, лишенной стереотипных представлений о семье и быте. Смелые красавицы уже могли себе позволить укороченные силуэты и нестандартные фасоны, даже когда речь шла о свадебном платье.

В 1930-х главным эталоном модных тенденций становится кинематограф. Золотой век Голливуда вдохновляет женщин всего мира стремиться быть похожими на кумиров. Подвенечные платья того периода отличает идеальный крой, элегантные линии, богатый декор и изысканные аксессуары. Правда, экономические трудности накладывали свой отпечаток, заставляя многих невест заменять натуральные ткани более дешевым искусственным аналогом. Довольно часто после церемонии белое платье окрашивали в другой цвет, укорачивали и носили в повседневной жизни.

Тяжелые испытания 1940-х гг. отодвинули моду на второй план. Свадебным платьем выступал лучший наряд из гардероба. Это не мешало девушкам стремиться к идеальному образу. Если была возможность сшить подвенечное платье, то швеи того времени умели из подручных тканей и материалов создать безупречный свадебный наряд (рисунок 5).

Популярность нового течения моды, который создал Кристиан Диор, отразилось и на свадебных тенденциях. В 1950-е платье для брачной церемонии становится более открытым. Женщины выбирали между актуальным силуэтом New Look и классическим нарядом в стиле Грейс Келли, чей свадебный образ по сей день считается эталонным.

В 1960-е в моде простые силуэты. Невесты предпочитают прямые платья, дополненные длинными перчатками и пышной фатой, которая компенсирует отсутствие декора.

Борьба с религией в СССР вынудила советских невест довоенного времени отказаться от традиционного белого подвенечного платья. Да и сами обручальные кольца были какое-то время запрещены большевиками. Возрождение моды на белые мини-платья из кримплена с короткой тюлевой фатой относится к 1960-м гг.

В отличие от предыдущих десятилетий, в 1970-е одной доминирующей тенденции в свадебной моде не наблюдается. Разброс стилей и направлений сделал одинаково

Рисунок 4 - Василий Пукирев. Неравный брак,1862 Figure 4 - Vasily Pukirev. Unequal Marriage, 1862

*

Рисунок 5 - Свадебное платье Грейс Келли, 1956 г.

Figure 5 - Grace Kellys wedding dress, 1956

популярными и наряды хиппи, и платья сказочных принцесс, и брючные костюмы. Выбор определялся исключительно взглядами невесты на моду, ее личными предпочтениями и мировоззрением.

Свадьба принца Великобритании Чарлза и Дианы Спенсер — знаковая церемония 1980-х, которая во многом определила моду десятилетия. Невесты выбирали романтичные платья с пышной юбкой и длинным шлейфом, щедро украшенные кружевом, оборками и бантами (рисунок 6).

В 90-е годы свадебная тематика активно входит в кинематограф. Появляются такие фильмы как: «Отец невесты», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Свадьба моего лучшего друга», «Сбежавшая невеста», которые помогают невестам определить подходящий образ. Большой популярностью пользовались платья в стиле минимализм без замысловатого декора.

В 2000-е в моду вошли корсетные платья без бретелек, что обусловлено появлением тематических и выездных церемоний. Такие платья хорошо вписывались в общие тенденции. Открытые платья выбирали звездные невесты, чьи свадьбы широко освещались в прессе.

Сегодня свадебное платье символизирует уникальное событие в жизни женщины — вступление в брак. Приобретение особого платья, которое вы наденете лишь раз в жизни, подчеркивает исключительность совершаемого вами шага. Фасоны свадебных платьев постоянно меняются, но вот уже на протяжении полутора веков неизменным

Рисунок 6 - Свадьба принца Чарльза и Дианы Спенсер Figure 6 - The wedding of Prince Charles and Diana Spencer

остаются их белый цвет и как дополнение фата. А помогла выйти белому свадебному платью в массовую моду Коко Шанель. И благодаря влиянию поп-культуры и киноиндустрии (в том числе черно-белому кино) белый цвет стал окончательным символом свадебного торжества.

Современная свадебная мода дает невестам широкий выбор. Сегодня актуальны и традиционные силуэты, и более авангардные фасоны. Яркие новинки, такие как полупрозрачные платья или ассиметричные модели, провозглашают новый свадебный образ, свободный от условностей. Как и столетие назад, мода дает возможность выбирать свое видение подвенечного наряда, учитывая не только традиции, но и свою индивидуальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Васильев А. История моды: Свадебная мода. М.: Этерна, 2006. Вып. 7. 64 с.

2 История свадебного платья // Зеленная свадьба. URL: http://www.zelenaya-svadba. com/o-neveste/plate/istoriya-svadebnogo-platya (дата обращения: 29.01.2017).

3 История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией // The-wedding. URL: http://the-wedding.ru/103663-istoriya-svadebnogo-platya-kogda-belyy-cvet-stal-tradiciey/ (дата обращения: 29.01.2017).

4 Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII-XIX вв. М.: Слово, 2002. 219 с.

5 Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века: в 3 т. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.

6 МерцаловаМ. Н. Костюм разных времен и народов. М.: Академия, 1996. 432 с.

7 Свадебное платье // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 %D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5 _%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5 (дата обращения: 29.01.2017).

8 Свадебные платья — 200 лет истории // BigPicture. URL: http://bigpicture. ru/?p=445294 (дата обращения: 29.01.2017).

9 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: в 3 т. М.: Республика, 1994.

***

© 2018. Galina I. Petushkova

Moscow, Russia

© 2018. Polina E. Rikhlitskaya

Moscow, Russia

THE WEDDING DRESS: HISTORY AND CONTEMPORANEITY

Abstract: Globalization of society and processes taking place in the world of fashion are inevitably shaping the modern costume. The wedding dress is now chosen as a sacred object of fashion. This article focuses on the history of development of wedding dresses and transformation of their shapes, cuts and color combinations, expressing the style and worldview of each gown's era. It is exactly from the perspective of historical experience that people's sense of belonging to their times, ethnos and civilization or

culture are realized, the latter one just like a mirror reflecting their deep aspirations and hopes for the future in wedding dresses.

Keywords: fashion, communicative function of fashion, wedding ceremonies, custom. Information about the authors:

Galina Ivanovna Petushkova — DSc in Arts, Professor, A. N. Kosygin Russian State University, Sadovnicheskaya Emb., 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Polina Evgenievna Rikhlitskaya — a master, A. N. Kosygin Russian State University, Sadovnicheskaya Emb., 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail: [email protected] Received: November 21, 2017 Date of publication: March 15, 2018

REFERENCES

1 Vasil'ev Aleksandr. Istoriia mody: Svadebnaia moda [Fashion history: Wedding fashion]. Moscow, Eterna Publ., 2006. Vol. 7. 64 p. (In Russian)

2 Istoriia svadebnogo plat'ia[The history of wedding dresses]. Zelenaia svad'ba. Available at: http://www.zelenaya-svadba.com/o-neveste/plate/istoriya-svadebnogo-platya (accessed 29 January 2017). (In Russian)

3 Istoriia svadebnogo plat'ia: kogda belyi tsvet stal traditsiei [The history of the wedding dress: when white color became a tradition]. The-wedding. Available at: http://the-wedding.ru/103663-istoriya-svadebnogo-platya-kogda-belyy-cvet-stal-tradiciey/ (accessed 29 January 2017). (In Russian)

4 Kirsanova R. M. Russkii kostium i byt XVIII-XIXvv. [Russian costume and way of life of the XVIII-XIX centuries]. Moscow, Slovo Publ., 2002. 219 p. (In Russian)

5 Kirsanova R. M. Stsenicheskii kostium i teatral'naiapublika v Rossii XIX veka: v 3 t. [Costume and theatre audience in Russia of the XIX century: in 3 vols.]. Moscow, Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2000. (In Russian)

6 Mertsalova M. N. Kostium raznykh vremen i narodov [Costume of various times and peoples]. Moscow, Akademiia Publ., 1996. 432 p. (In Russian)

7 Svadebnoe plat'e [Wedding gown].Wikipediia. Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD %D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5 (accessed 29 January 2017). (In Russian)

8 Svadebnye plat'ia — 200 let istorii [Wedding dress — 200 years of history]. Big Picture. Available at: http://bigpicture.ru/?p=445294 (accessed 29 January 2017). (In Russian)

9 Fuks E. Illiustrirovannaia istoriia nravov: v 3 t. [An illustrated history of manners: in 3 vols.] Moscow, Respublika Publ., 1994. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.