_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
- регулирующую;
- руководящую;
- исполнительскую;
- координирующую;
- контрольную;
- консультационную;
- и творческую стороны труда
В изменившихся условиях особенное место занимает инновационный характер труда художественного руководителя. Инновационный характер деятельности обусловлен сущностью профессионализма как высшего уровня знаний, умений и навыков, которые обеспечивают качественно новый уровень раскрытие потенциала народного художественного творчества. Инновационный характер профессиональной деятельности художественного руководителя включает в себя:
- развитие творческой инициативы;
- обучаемость;
- мотивацию к профессиональному саморазвитию и др.
При изучении профессионального потенциала художественных руководителей возникают определенные трудности, обусловленные особенностями трансформирующегося общества, заключающиеся в том, что в нём присутствуют элементы как "старой", так и "новой", а также собственно "переходной" социетальной системы.
Под человеческим потенциалом, неразрывно связанным с деятельностью, понимается целостная социетальная характеристика, отражающая важнейший фактор жизнеспособности общества, его готовность к саморазвитию, «пластичности» в плане реагирования на происходящие изменения. Профессиональный потенциал руководителя художественного творчества это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для работы по выбранной профессии. Его формирование зависит, помимо экономической составляющей, от таких важнейших факторов, как профессиональное базовое образование и повышение престижа профессии.
Список использованной литературы:
1. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности [Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.
2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.
3. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.
4. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.
© Петрова С.И., 2017
УДК 008
Петрова Софья Игоревна
канд. культурологии, преп. ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: sofya8888@yandex.ru
ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ И МОДЕЛЕЙ КОММУНИКАЦИИ ВО ВРЕМЕНИ
Аннотация
В статье рассматривается культурная динамика, проясняются различные концепции и подходы,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
пытающиеся объяснить глубинные причины механизмов функционирования культуры.
Ключевые слова
культурная динамика, процессы, детерминанты, факторы.
Сложность, разнонаправленность и во многих случаях неочевидность изменений в культуре делают различные подходы в изучении культурной динамики равновероятностными и взаимодополняющими по отношению друг к другу. Подобный междисциплинарный синкретизм и методологический плюрализм следует признать естественным - он неизбежен при анализе столь базисного явления, каким выступает культурная динамика.
Исследователи, так или иначе, полагают, что в сугубо общем смысле для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, выражающихся в периодичности или стадиальности, а ряд аспектов динамики культуры имеют симметричные по структуре механизмы, отличающиеся знаком векторной направленности. А сами факторы, взятые в целом, конкретные условия проявления и способы осуществления культурной динамики выступают механизмами ее реализации.
При выделении деятельностной стороны изменений, можно говорить о динамике культуры в разных сферах культурной активности, причем, не важно, идет ли речь о динамике политической культуры, сфере национальных отношений, религии или художественной деятельности. Выделяется также динамика, характерная для определенных функциональных отношений в культуре: динамика коммуникативных отношений, взаимодействия культур и др.
В наиболее развернутом понимании процессы динамики культуры следует интерпретировать, как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. На основе чего делаются выводы о том, что фундаментальным «побудителем» культурной динамики выступают не идеи, не интересы, страсти и желания людей, а объективная, слабо осознаваемая людьми необходимость адаптации общества и культуры к меняющейся вовне и внутри жизненной ситуации.
Наряду с этой фундаментальной необходимостью выделяют и некие общие предпосылки, или своеобразные «несущие конструкции», детерминирующие в своей основе динамические трансформации культуры. Структура и природа этих детерминант приобретает в различных аналитических парадигмах широкие объяснительные модусы выражения.
Так, в гуманитарном знании истоки противоречий динамики культуры трактовались весьма разнообразно: в противоборстве «аполлонического» и «дионисийского» начал (Ф. Ницше), в закономерном ослаблении «творческого порыва» (А. Бергсон, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев), в диалектическом характере социального бытия, порождающего новые культурные формы, которые впоследствии «окостеневают» и тормозят развитие самой жизни (Г. Зиммель).
В более строгих понятиях анализируется динамика культуры сторонниками структурно-функционального подхода. В теории действия Т. Парсонса социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия.
Ряд концепций и идей в основу динамики культуры закладывают принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры, обращают внимание на неравновесие между знанием и незнанием, между разными уровнями и способами понимания человеком окружающего мира (П. Сорокин, К. Ясперс и др.). Анализ, осуществленный М. Вебером на примере влияния религиозных представлений протестантизма на развитие рыночных отношений, выступает классическим примером изучения механизмов ускорения динамики культуры под влиянием взаимодействия двух типов факторов -ценностно-символических и хозяйственных.
В теории синергетики фундаментальным свойством эволюции выступает неустойчивость, характерная и для стационарных структур, и, в большей степени, для диссипативных - пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур [1, с. 20-27].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
От общих предпосылок, универсальных детерминант динамики культуры, следует отличать факторы, обусловливающие ее конкретные проявления и характеристики. Так, фактор времени определяет различные проявления динамики культуры. Процессы длительного действия свидетельствуют об исторической динамике, имеющей свои закономерности развития, и изучаются в рамках социальной антропологии, исторической культурологии, теории цивилизаций. Микромасштабные изменения в культуре в рамках активной жизни одного поколения свидетельствуют об актуальной динамике культуры. Эти процессы, помимо культурологов, представляют интерес и для конкретных гуманитарных дисциплин. При этом следует учитывать, что краткосрочные изменения в социальной практике (например, сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), не закрепляющиеся в глубоких пластах жизни общества, обычно не рассматриваются в качестве проявлений динамики культуры. Список использованной литературы:
1. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.
3. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.
© Петрова С.И., 2017
УДК 17.03
Е.Э. Рахова
канд. филос. наук, доцент РГППУ г. Екатеринбург, РФ E-mail: vnl1@mail.ru
РАЗЛИЧНОЕ ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ В ПРАВОСЛАВНОМ И ГУМАНИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ
Аннотация
В статье на основании святоотеческих творений делается сравнение понимания счастья в традиционном для русской культуры православном миропонимании и в гуманистическом мировосприятии. Вскрывается их различие, следующее из различия принимаемых высших идеалов. Выявляется достоинство и возвышенность православного понимания счастья.
Ключевые слова Православное и гуманистическое мировоззрение, счастье, любовь.
Социологи, фиксирующие внешнюю сторону жизни, порой заявляют об увеличении счастливых людей в нашем обществе. Под счастьем обычно понимается ощущение, переживание жизни в соответствии с личными желаниями. Однако, для оценки нравственной ситуации в обществе важно видеть, какие человеческие желания осуществляются, доставляя ощущение счастья.
Понимание счастья тесно связано с высшими идеалами и ценностями людей, причастность которым и достижение которых переживается как высшая радость. В связи с этим важно сравнить высшие смыслы двух мировоззренческих позиций, исторически опробованных нашим народом и принесших свои различные плоды. Речь пойдет, во-первых, о тысячелетнем традиционном для России православном миропонимании и, во-вторых, о гуманистическом мировоззрении, характерным для европейской культуры со времен эпохи Возрождения и привитым нашему народу через марксизм. Первое теоцентрично, основывается на любви к Триединому Богу, который «есть любовь» [1Ин. 4, 8] и источник любви в мире,