Научная статья на тему 'Динамика культурных процессов'

Динамика культурных процессов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
615
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / ПРОЦЕССЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Петрова Софья Игоревна

В статье рассматривается культурная динамика, проясняются различные концепции и подходы, пытающиеся объяснить глубинные причины механизмов функционирования культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика культурных процессов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

- руководящую;

- исполнительскую;

- координирующую;

- контрольную;

- консультационную;

- и творческую стороны труда

В изменившихся условиях особенное место занимает инновационный характер труда художественного руководителя. Инновационный характер деятельности обусловлен сущностью профессионализма как высшего уровня знаний, умений и навыков, которые обеспечивают качественно новый уровень раскрытие потенциала народного художественного творчества. Инновационный характер профессиональной деятельности художественного руководителя включает в себя:

- развитие творческой инициативы;

- обучаемость;

- мотивацию к профессиональному саморазвитию и др.

При изучении профессионального потенциала художественных руководителей возникают определенные трудности, обусловленные особенностями трансформирующегося общества, заключающиеся в том, что в нём присутствуют элементы как "старой", так и "новой", а также собственно "переходной" социетальной системы.

Под человеческим потенциалом, неразрывно связанным с деятельностью, понимается целостная социетальная характеристика, отражающая важнейший фактор жизнеспособности общества, его готовность к саморазвитию, «пластичности» в плане реагирования на происходящие изменения. Профессиональный потенциал руководителя художественного творчества это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для работы по выбранной профессии. Его формирование зависит, помимо экономической составляющей, от таких важнейших факторов, как профессиональное базовое образование и повышение престижа профессии.

Список использованной литературы: 1. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности [Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.

2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.

3. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.

4. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.

© Петрова С.И., 2016

УДК 008

Петрова Софья Игоревна

канд. культурологии, преп. ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: sofya8888@yandex.ru

ДИНАМИКА КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Аннотация

В статье рассматривается культурная динамика, проясняются различные концепции и подходы, пытающиеся объяснить глубинные причины механизмов функционирования культуры.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Культурная динамика, процессы, детерминанты, факторы.

Сложность, разнонаправленность и во многих случаях неочевидность изменений в культуре делают различные подходы в изучении культурной динамики равновероятностными и взаимодополняющими по отношению друг к другу. Подобный междисциплинарный синкретизм и методологический плюрализм следует признать естественным -он неизбежен при анализе столь базисного явления, каким выступает культурная динамика.

Исследователи, так или иначе, полагают, что в сугубо общем смысле для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, выражающихся в периодичности или стадиальности, а ряд аспектов динамики культуры имеют симметричные по структуре механизмы, отличающиеся знаком векторной направленности. А сами факторы, взятые в целом, конкретные условия проявления и способы осуществления культурной динамики выступают механизмами ее реализации.

При выделении деятельностной стороны изменений, можно говорить о динамике культуры в разных сферах культурной активности, причем, не важно, идет ли речь о динамике политической культуры, сфере национальных отношений, религии или художественной деятельности. Выделяется также динамика, характерная для определенных функциональных отношений в культуре: динамика коммуникативных отношений, взаимодействия культур и др.

В наиболее развернутом понимании процессы динамики культуры следует интерпретировать, как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. На основе чего делаются выводы о том, что фундаментальным «побудителем» культурной динамики выступают не идеи, не интересы, страсти и желания людей, а объективная, слабо осознаваемая людьми необходимость адаптации общества и культуры к меняющейся вовне и внутри жизненной ситуации.

Наряду с этой фундаментальной необходимостью выделяют и некие общие предпосылки, или своеобразные «несущие конструкции», детерминирующие в своей основе динамические трансформации культуры. Структура и природа этих детерминант приобретает в различных аналитических парадигмах широкие объяснительные модусы выражения.

Так, в гуманитарном знании истоки противоречий динамики культуры трактовались весьма разнообразно: в противоборстве «аполлонического» и «дионисийского» начал (Ф. Ницше), в закономерном ослаблении «творческого порыва» (А. Бергсон, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев), в диалектическом характере социального бытия, порождающего новые культурные формы, которые впоследствии «окостеневают» и тормозят развитие самой жизни (Г. Зиммель).

В более строгих понятиях анализируется динамика культуры сторонниками структурно-функционального подхода. В теории действия Т. Парсонса социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия.

Ряд концепций и идей в основу динамики культуры закладывают принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры, обращают внимание на неравновесие между знанием и незнанием, между разными уровнями и способами понимания человеком окружающего мира (П. Сорокин, К. Ясперс и др.). Анализ, осуществленный М. Вебером на примере влияния религиозных представлений протестантизма на развитие рыночных отношений, выступает классическим примером изучения механизмов ускорения динамики культуры под влиянием взаимодействия двух типов факторов - ценностно-символических и хозяйственных.

В теории синергетики фундаментальным свойством эволюции выступает неустойчивость, характерная и для стационарных структур, и, в большей степени, для диссипативных - пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур [1, с. 20-27].

От общих предпосылок, универсальных детерминант динамики культуры, следует отличать факторы, обусловливающие ее конкретные проявления и характеристики. Так, фактор времени определяет различные проявления динамики культуры. Процессы длительного действия свидетельствуют об исторической динамике, имеющей свои закономерности развития, и изучаются в рамках социальной антропологии, исторической культурологии, теории цивилизаций. Микромасштабные изменения в культуре в рамках активной жизни одного поколения свидетельствуют об актуальной динамике культуры. Эти процессы, помимо культурологов, представляют

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

интерес и для конкретных гуманитарных дисциплин. При этом следует учитывать, что краткосрочные изменения в социальной практике (например, сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), не закрепляющиеся в глубоких пластах жизни общества, обычно не рассматриваются в качестве проявлений динамики культуры. Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.

3. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.

© Петрова С.И., 2016

УДК 172.3

Хан Надежда Романовна

преподаватель Кыргызско-Российского Cлавянского университета,

г. Бишкек, Кыргызстан E-mail: naya07@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ КОМПАРАТИВНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Компаративный метод изучения систем и явлений уходит своими корнями в далекое прошлое. Впервые еще Аристотель осуществил попытку сравнительного описания политического устройства городов-государств Эллады и сформулировал типологию форм правления, долгое время считавшуюся классической. В настоящее же время компаративистика становится не просто современной методологией, позволяющей сравнивать прошлое и настоящее и сопоставлять полученные данные с опытом других исследователей, а одним из эффективнейших способов прогнозирования будущего. Так, политическая компаративистика, использующая возможности в том числе и ретроспективного анализа, приобретает реальную способность раскрывать сущностные механизмы религиозно-политических процессов.

При этом методология социо-политической компаративистики используется для более полного раскрытия сущности предмета исследования. Сам же компаративный метод подразумевает не только сравнение феноменов или систем, но и концептуальное осмысление проблемы. Что касается процедуры сравнения феноменов, систем и концепций, то таковая нуждается в первоначальном выделении тех общих для них черт, от которых они отталкиваются и которые обусловливают их существование. В то же время у компаративистики имеются собственные проблемы, рассмотрение которых позволяет избежать некоторых трудностей. Так, во-первых, при анализе религиозно-политических феноменов языковые особенности должны быть учтены с самого начала. Это особенно важно, поскольку, как правило, производящий исследование аналитик к рассматриваемой культуре не принадлежит и языком этой культуры не владеет. Между тем, «Каждое сообщение для наиболее успешного выполнения возложенных на него задач определенным образом структурировано отправителем, и уже по этим структурам - расположению членов предложения, выбору слов - во многом можно определить те неосознаваемые (в том числе и принципиально не поддающиеся осознанию, рефлексии в рамках данной культуры, но хорошо видимые "со стороны") посылки, которыми руководствуется философ, создавая свою систему» [1, c. 7].

Во-вторых, еще одной проблемой компаративистики являются трудности индексирования. В современной компаративистике используется большое количество индексов, позволяющих размещать феномены в рамках системы координат линейно и оценивать их в зависимости друг от друга, что не всегда возможно. Проблема индексирования заключается в субъективном понимании смысловой нагрузки индекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.