Научная статья на тему 'Изменение концепции участия России в региональных интеграционных процессах в свете национальных экономических интересов'

Изменение концепции участия России в региональных интеграционных процессах в свете национальных экономических интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагапова Д.Ф.

Согласно индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума, в 2007г. Россия заняла 58-е место из 131 страны-участницы. В реальном и эффективном участии в региональных интеграционных процессах заложен большой потенциал повышения конкурентоспособности России. Цель статьи состоит в проведении системного комплексного анализа проблем и перспектив участия России в региональных интеграционных процессах и изучении их влияния на конкурентоспособность российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение концепции участия России в региональных интеграционных процессах в свете национальных экономических интересов»

изменение концепции участия

россии в региональных интеграционных процессах в свете национальных экономических интересов

д.Ф. ВАГАПОВА,

аспирант кафедры международных отношений и внешнеэкономических связей Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИд РФ

Согласно индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума, в 2007г. Россия заняла 58-е место из 131 страны-участницы. В реальном и эффективном участии в региональных интеграционных процессах заложен большой потенциал повышения конкурентоспособности России. Цель статьи состоит в проведении системного комплексного анализа проблем и перспектив участия России в региональных интеграционных процессах и изучении их влияния на конкурентоспособность российской экономики.

Ключевые слова: глобализация, конкурентоспособность, интеграция, инновация, отношения, сотрудничество, инвестиция, производительность, либерализация.

Важнейшим условием реализации национальных интересов России в области экономики является повышение ее конкурентоспособности. В современных условиях усиления интернационализации и глобализации мирового рынка конкурентоспособность, отражая уровень развития хозяйственной системы, определяет позиции страны в международном разделении труда и выступает гарантом ее экономической безопасности.

По оценкам международных рейтинговых агентств, конкурентоспособность России находится на достаточно низком уровне. Экспортно-сырьевая направленность российской хозяйственной системы, отставание в области научно-технического потенциала и эффективности производства, негативно сказываясь на конкурентоспособности страны, ослабляют позиции России на мировом рынке.

В реальном и эффективном участии в региональных интеграционных процессах заложен

большой потенциал повышения конкурентоспособности России. Как показывает мировой опыт, масштабное региональное сотрудничество может давать значительный экономический эффект. Примером могут служить такие успешные интеграционные блоки как ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР.

Таким образом, с точки зрения национальных интересов России в области экономики особую актуальность и значимость приобретает задача ее эффективного участия в региональных интеграционных процессах на пути повышения международной конкурентоспособности страны.

Конкурентоспособность российской экономики. Несмотря на наметившиеся в последнее время положительные тенденции в экономике России, конкурентоспособность страны остается на относительно низком уровне. Согласно индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума, в 2007 г. Россия заняла 58-е место из 131 страны-участницы [38]. На наш взгляд, понятие конкурентоспособности можно раскрыть через сочетание трех подходов: уровень производительности труда; инвестиционная привлекательность; инновации и технологическая специализация. Рассмотрим эти показатели применительно к российской экономике.

Производительность труда. Экономика России характеризуется экспортно-сырьевой моделью воспроизводства. На долю нефти и газа приходится 64,7 % общего объема экспорта [30]. Основная статья в экспорте России — непереработанные

природные ресурсы. Поэтому высокие темпы роста в 2000—2008 гг. обеспечивались в большей степени благодаря небывало высоким ценам на энергетические ресурсы. Так, цены на нефть последовательно росли с 24,8 долл. США за баррель нефти «Urals» в 2000 г. до 69,3 долл. в 2007 г. и достигли рекордного уровня в 141,66 долл. 11 июля 2008 г. [39]. Но если цены на нефть будут падать, стоимостной объем экспорта будет снижаться. При этом остается проблема дефицита квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда; недостаточного развития производственной инфраструктуры и низкой диверсификации российской экономики. Все это может впоследствии привести к замедлению экономического роста России и нарастающему отставанию от ведущих стран мира.

Инвестиционная привлекательность. Состояние рынка инвестиций в России, несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции, свидетельствует о недостаточно эффективной политике привлечения зарубежного капитала. Это проявляется в общей недостаточно активной инвестиционной деятельности в стране, неблагоприятной отраслевой структуре, незначительном и нестабильном притоке прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику, и, в конечном счете, в медленном расширении экспорта конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности и услуг.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (ФСГС), в I полугодии 2008 г. в экономику России поступило 46,5 млрд долл. [31] иностранных инвестиций (что на 22,9 % меньше, чем в I полугодии 2007 г.), из них прямых инвестиций — 11,08 млрд долл., портфельных — 1,1 млрд долл., прочих — 34,29 млрд долл.; это соответственно 23,8; 2,5 и 73,7 % к общему объему инвестиций в экономику России. Таким образом, подтверждается тенденция сокращения доли прямых и увеличения доли прочих инвестиций в российской экономике. В условиях современного мирового финансового кризиса идет общий спад притока инвестиций.

Приток прямых иностранных инвестиций в Россию в основном связан с получением доступа к природным ресурсам и обслуживанием местных потребителей вместо увеличения экспорта [22]. Иностранные инвестиции, поступающие в Россию по статье «прочие вложения» представляют собой главным образом кредиты предприятиям, полностью или частично зависящим от иностранных инвесторов [17]. Кредиты, а не прямые инвестиции, увеличиваются в значительной мере потому, что в

38 -

последние годы иностранцы лишились некоторых льгот, возросли их затраты на организацию производства, а риски капиталовложений в российскую экономику сохранились. Таким образом, расширение присутствия иностранных инвесторов в России в меньшей степени сопровождается передачей новых технологий, необходимых для модернизации предприятий и повышения международной конкурентоспособности продукции. В то же время приоритетным направлением инвестиционной политики развитых стран является привлечение иностранных прямых инвестиций в национальную экономику.

В России главным фактором, сдерживающим приток иностранных прямых инвестиций, является высокий уровень рисков предпринимательской деятельности, связанный с несовершенством и нестабильностью законодательной базы, бюрократизацией экономики и слабой защитой прав на интеллектуальную собственность [15]. Несмотря на повышение инвестиционного рейтинга России в последние годы, западноевропейский бизнес по-прежнему считает инвестиционные риски в России высокими. Особенно негативно сказались на притоке иностранных инвестиций в Россию события в Южной Осетии и Абхазии, вследствие которых зарубежные инвесторы стали выводить свои денежные средства из страны. К тому же до сих пор сложно предсказать масштабы последствий мирового финансового кризиса для экономики России. На сегодняшний день многие основные инвесторы понесли значительный материальный ущерб.

Важным инструментом привлечения иностранных инвесторов является заключение двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, которые уменьшают риски для иностранных инвесторов и в результате создают благоприятную среду для расширения международного инвестиционного сотрудничества.

Инновации и технологическая специализация. Россия значительно отстает от ведущих стран мира в области научно-технического потенциала, тогда как от развития науки все больше зависит конкурентоспособность экономики. Показателем повышения конкурентоспособности страны является рост уровня технической сложности производимых изделий. По мере технологической модернизации промышленности структура экспорта переориентируется на более наукоемкую продукцию, что ведет к изменению международной специализации страны. В своем недавнем обращении к Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев призвал

властные структуры и бизнес не жалеть средств на развитие инновационных технологий: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «и» — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации» [18].

Однако в настоящее время Россия весьма слабо представлена на мировых рынках наукоемкой продукции. Ее доля на рынках высокотехнологичной продукции составляет менее 1 %, а в гражданской сфере — около 0,1 %. Согласно Концепции социально-экономического развития доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5—10 % в 5—7 и более секторах к 2020 г. (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение, отдельные ниши на рынке программного обеспечения) [14, с. 119].

Ни по одной из товарных групп гражданской высокотехнологичной продукции Россия не входит в число мировых лидеров — экспортеров. Уровень расходов на НИОКР к ВВП — чуть более 1 % [21, с. 97]. Хотя внутренние затраты на исследования и разработки планируется повысить до 3,0 % ВВП в 2020 г. (2007 г. — 1,1 %), из них за счет частного сектора — больше половины [14, с. 120]. По словам вице-президента РАН Александра Некипелова: «... абсолютные затраты на науку в России в 17,5 раз меньше, чем в США. Российская экономика не сможет добиться ведущей роли в мировом развитии без привлечения научного потенциала1.

И если в мире специально создается благоприятная инновационная среда, когда частным компаниям выгодно вкладывать средства в прикладные исследования, то в России такие стимулы практически отсутствуют. В результате наука не имеет достаточной материальной базы для развития не только из-за довольно скудного государственного обеспечения, но и неиспользования дополнительных источников финансирования. Проблема в том, что в России недостаточно условий для привлечения финансовых средств в НИОКР и преобразования их в интеллектуальные продукты, из-за высоких рисков на ранних стадиях производственного цикла.

Наиболее слабым местом в инновационном цикле является вовсе не генерация новых идей, а неумение их использовать. В России развита фундаментальная, а не прикладная наука. Лишь незначительная доля предприятий осваивает передовые технологии, единичные научные разработки

1 РИА Новости от 17 октября 2006. — URL: http://www.rian. ru/science/20061017/54885647.html.

находят практическое применение. Наблюдается значительный разрыв между созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве. Россия находится в технологической зависимости от ведущих стран мира.

Россия продает за рубеж интеллектуальное сырье (патенты, заказные НИОКР), а потом вынуждена закупать, уже по колоссальным ценам, конечный высокотехнологичный продукт. Отсюда слабое влияние созданного в стране нового знания на ее экономический рост. Технологическое обновление происходит в значительной мере в форме импорта технологического оборудования. Научно-технический обмен необходим, но Россия должна осуществлять его на основе заимствования лучших высоких, в том числе лидирующих (leading-age technologies) зарубежных технологий.

Таким образом, в силу дефицита денежных средств, технологической отсталости, отсутствия развитой инновационной инфраструктуры и сферы малых инновационных предприятий научно-технический уровень российской экономики довольно низок. В этой связи представляется важным развивать региональное интеграционное сотрудничество, в ходе которого возможно заимствование передовых технологий, обмен опытом в сфере инноваций, проведение совместных научных исследований, налаживание производственно-технологической кооперации предприятий стран-участниц, организация системы единой инновационной деятельности в регионе и т. д.

Участие России в региональных интеграционных процессах. Согласно приведенному обзору Россия имеет слабые конкурентные позиции в области производительности, инвестиций и инноваций. Однако, как показывает мировой опыт, повысить конкурентоспособность страны возможно благодаря активному участию в региональных интеграционных процессах. Интеграция положительно влияет на экономику страны, так как повышает специализацию и диверсификацию производства, обеспечивает высокую концентрацию всех видов ресурсов и глубокую технологическую кооперацию, снижает производственные затраты (за счет эффекта масштаба) и транзакционные издержки (сокращая объем административной и таможенной документации). «Ликвидация тарифных барьеров способствует укрупнению рынков и открывает более эффективным производителям доступ в страны, где цены на их продукцию ранее завышались из-за таможенных пошлин и других торговых ограничений» [25, с. 91]. Благодаря расширению рынка и росту числа его участников интеграция обостряет конкурентную

- 39

борьбу и вытесняет неэффективных производителей, положительно влияет на инвестиционный климат, поскольку сопровождается важными административными реформами, снижающими уровень неопределенности в отношении доступа на иностранные и местные рынки, и, следовательно, усиливает приток капитала в страну (особенно прямых иностранных инвестиций). Интеграция создает возможности для ускоренного инновационного обновления производства, «... приводит к более свободному обмену знаниями и к тому, что связанные с НИОКР фиксированные издержки приходится нести только один раз (т. е. учитывается эффект масштаба производства на стадии НИОКР), что в конечном итоге ускоряет рост» [20].

Но, несмотря на очевидность влияния интеграции на конкурентоспособность страны, Россия слабо использует этот фактор. Хотя руководство страны неоднократно выражало желание к более тесному интеграционному сотрудничеству со странами-партнерами, эта интеграция в большинстве случаев носит чисто формальный характер. Явно недостаточно проработана стратегия участия России в региональных интеграционных объединениях.

В настоящее время Россия является членом таких интеграционных объединений, как ЕврА-зЭС (Евразийское экономическое сообщество), ОДКБ (Организация Договора о Коллективной Безопасности), СНГ (Содружество независимых государств), ЕЭП (Единое Экономическое Пространство), ЧЭС (Черноморское Экономическое Сотрудничество), Союзное государство России и Беларуси, ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества) и АТЭС (Форум азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества), а также осуществляет стратегическое партнерство с ЕС. В Концепции социально-экономического развития до 2020 г. говорится о важности «. использования потенциала региональных экономических объединений в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах» [14, с. 171].

С точки зрения повышения конкурентоспособности страны, как уже отмечалось, особый интерес для России представляет сотрудничество прежде всего с передовыми странами в области высоких технологий как источником заимствования инноваций и прямых инвестиций. В этой связи укрепление экономических связей с ЕС является одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики современной России.

Европейский союз. В настоящее время ЕС и его отдельные страны-участницы занимают ве-

40 -

дущие позиции во внешнеторговом обороте (по данным Федеральной службы государственной статистики, на январь 2008 г. торговля со странами ЕС составляет 55,2 % общего товарооборота РФ [3]) и инвестиционном сотрудничестве России. Европейский союз — один из ведущих мировых исследовательских центров.

Научно-техническое сотрудничество ЕС с РФ началось еще в 1991 г., когда была создана программа технической помощи ЕС странам СНГ и Монголии - ТАСИС, но число реализованных совместных проектов тогда было незначительным. Переход от фрагментарного к системному сотрудничеству в области исследований и технологий связан с принятием Россией и ЕС (10 мая 2005 г.) «Дорожной карты» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты [11]. В ней говорится о расширении сотрудничества России и ЕС в приоритетных областях. Среди них — исследование и использование космического пространства, новые материалы и нанотехноло-гии, технологии информационного общества, чистая и возобновляемая энергетика. Какие же результаты были достигнуты за время, прошедшее после принятия дорожной карты? В мае 2006 г. состоялась первая встреча Совместного комитета по сотрудничеству в области науки и технологий, образованного еще в 2000 г. Прошли заседания рабочих групп по нанотехнологиям, биотехнологиям продовольствия и здравоохранения. В марте 2006 г. был учрежден трехсторонний диалог по исследованию и использованию космического пространства между Роскосмосом, Европейской Комиссией и Европейским космическим агентством (ЕКА). Успешно продолжается работа российско-французского проекта «Союз на Куру» (во Французской Гвиане) по коммерческому запуску российских ракет-носителей «Союз-СТ» (первый запуск ожидается в конце 2009 г.). Российские ученые (более 700 чел. [8]) принимали участие в создании большого андронного коллайдера на базе Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), запущенного 10 сентября 2008 г. в Женеве [35].

Большой потенциал научно-технического сотрудничества России и ЕС заложен в области авиастроения. 19 мая 2008 г. впервые поднялся в небо отвечающий всем мировым требованиям ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ), созданный на основе широкой кооперации и специализации более 20 мировых лидеров авиастроения, включая европейских. Так, разработка и производство двигателя SаM146 осуществляется компанией PowerJet — совместным

предприятием французской компании Snecma и российского НПО «Сатурн». Продвижением и продажей SSJ на внешнем рынке занимается совместное предприятие (СП) Superjet International Company, созданное российской компанией «Сухой» и итальянской Alenia Aeronáutica.

В 2007 г. вступило в силу Соглашение о строительстве во Франции уникальной энергетической установки — ИТЭР, подписанное в 2006 г. в Париже представителями ЕС, России, Индии, Южной Кореи, Китая, США и Японии. В основу реактора ИТЭР положена система «Токамак», разработанная в «Курчатовском институте». В отличие от современных АЭС, использующих принцип ядерного распада, работа ИТЭР будет основана на термоядерном синтезе. Цель проекта — демонстрация принципиальной возможности использования термоядерной энергии в мирных целях, что, как отмечает пресс-служба Росатома, «... позволит овладеть практически неисчерпаемыми топливными ресурсами при высокой степени безопасности и экологической чистоты». Предполагается, что строительство ИТЭР продлится десять лет. Общая стоимость строительства экспериментального реактора оценивается примерно в 10 млрд евро, и примерно во столько же — его опытная эксплуатация [27].

В целом научно-техническое сотрудничество России и ЕС довольно успешно, благодаря чему Россия имеет возможность использовать мировой инновационный опыт и совместные НИОКР для формирования экономической стратегии, ориентированной на наиболее перспективную область высоких технологий. Но не надо забывать, что Евросоюз заинтересован в России, прежде всего, как в поставщике сырья, а не технологий. России важно реализовывать собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы, для чего в условиях ограниченного федерального финансирования необходимо привлекать отечественные и иностранные инвестиции.

Важную роль в повышении конкурентоспособности России играют европейские инвестиции, но они имеют две отрицательные черты: во-первых, преобладают прочие инвестиции, во-вторых, основные финансовые потоки идут в топливно-энергетический комплекс. В этой связи необходимо создавать все условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и направлять их в наукоемкие отрасли, что будет способствовать ускоренной модернизации российской промышленности.

В сфере торгово-экономических отношений России и ЕС необходимо пересмотреть структуру товарооборота РФ. По данным Евростата, в россий-

ском экспорте в ЕС, который в 2007 г. составил 100 млрд евро, преобладают сырьевые товары (нефть, газ, уголь, алюминий и никель), а в импорте (был на уровне 79 млрд евро) — промышленные товары (автомобили, медицинские товары, мобильные телефоны и телевизоры) [36].

Понятно, что импорт должен служить источником перевооружения народного хозяйства. России необходимо поставить условие наращивания вывоза своего сырья за рубеж в зависимость от допуска российских товаров на рынок наукоемкой продукции. Первостепенная задача — добиться изменения соотношения экспорта машинообору-дования и наукоемких технологий соответственно 1:30. На сегодняшний день Россия практически не ввозит в ЕС наукоемких товаров, тем самым, попадая во внешнеторговую ловушку: чем больше объем экспорта, тем неэффективней становится его структура, происходит перекос в сторону сырьевой области из-за концентрации инвестиций в ресурсодобывающих отраслях. Россия должна перейти к иному типу внешней торговли, который базируется на промышленной специализации и обмене преимущественно готовой продукцией. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. указывается на необходимость структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развитии [14, с. 16]. Для этого необходимо осуществить глубокую структурную перестройку отечественной экономики на основе новейших технологий. Проблема заключается в том, что Западу выгоднее использовать возможности развития торговли на базе сложившейся структуры товарообмена.

Для активизации торгово-экономических отношений России и ЕС необходимо разработать новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), так как срок предыдущего истек в 2007 г. Временно переговоры по этому вопросу были приостановлены в связи с конфликтом с Грузией, где лидеры ЕС выступили не на стороне России. Но 14 ноября 2008 г. состоялся очередной саммит России и ЕС, на котором стороны вернулись к обсуждению вопроса о новом соглашении, несмотря на протесты со стороны Польши и Литвы.

Большое значение для экономики России будет иметь формирование комплекса трансконтинентальных транспортных коридоров, позволяющих повысить привлекательность взаимной торговли и увеличить доходы России от экспорта транзитных услуг, поскольку через территорию РФ пролегает кратчайший, наиболее удобный и безо- 41

пасный маршрут из Европы в Азию. Налаживание регулярных грузоперевозок по транссибирской магистрали, Северному морскому пути, коридору «Север—Юг», что быстрее и дешевле, чем использование альтернативных маршрутов, принесет существенные экономические выгоды и укрепит позиции государства в регионе. Создание новых и модернизация существующих железнодорожных магистралей, систем авианавигации и управления авиапотоками, строительство современных транзитных аэропортов, сохранение системы компенсационных выплат за беспосадочные перелеты по ключевому транссибирскому маршруту — важные шаги в этом направлении.

Экономическая, географическая и культурная близость России и Западной Европы служит хорошей основой для формирования стратегических межфирменных альянсов с участием российских и европейских компаний [29]. Налаживание межфирменного взаимодействия позволит отечественным компаниям усилить позиции на западноевропейском рынке и откроет доступ к ресурсам европейского финансового рынка и механизмам поддержки экспорта. На ряде направлений, в том числе и в высокотехнологичных областях, возможно равноправное стратегическое партнерство российских и европейских фирм, изначально ориентированное не только на региональный, но и на глобальный рынок. В этом свете большое значение имеет ряд договоренностей, достигнутых между Президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем Совета министров Италии Сильвио Берлускони. По итогам российско-итальянских консультаций на высшем уровне были подписаны декларация о намерениях между российской госкорпорацией «Росатом» и министерством экономического развития Италии, соглашение между госкорпорацией «Ростехнологии» и компанией Pirelli о строительстве в Тольятти завода по производству автошин, а также соглашение о совместной деятельности между «Ростехнологиями» и компанией Finmeccanica. Российская компания «ЛУКОЙЛ» подписала соглашение с итальянской нефтеперерабатывающей компанией «ЭРГ» («Erg S. p. a.») о создании совместного предприятия. Между «Интер РАО ЕЭС» и итальянским концерном Enel подписан меморандум о сотрудничестве в области электроэнергетики. Между российской компанией Sollers и компанией Fiat заключено соглашение о намерениях по запуску в производство новой линии легковых автомобилей этой марки. Также подписаны соглашение о сотрудничестве между правительством Оренбургской области и

42 -

группой «Ви/71 и№СЕМ» по созданию высокотехнологичного цементного производства и соглашение по основным принципам деятельности совместного предприятия для лицензионного производства, продажи и предоставления сопутствующих услуг в РФ по гражданскому вертолету Agusta Westland 139 ^139) [26].

Таким образом, в целях повышения конкурентоспособности Российской экономики существует очевидная необходимость сближения России и ЕС и придания экономическому взаимодействию большей динамичности, особенно в наукоемких сферах сотрудничества. Реализация проектов инвестиционного, научно-технического, технологического и инновационного сотрудничества должна стать гарантией наполнения процесса стратегического партнерства. Такой подход к сотрудничеству соответствует национальным интересам РФ.

Содружество Независимых Государств. Несмотря на более тесные внешнеэкономические связи с ЕС, «экономическое сотрудничество со странами СНГ относится к приоритетным сферам внешнеэкономической политики России» [14, с. 175], так как это является необходимым условием ее устойчивого развития в регионе. По данным Федеральной службы государственной статистики, на январь 2008 г. торговля со странами СНГ составила 14 % общего товарооборота России [3]. К тому же, как показали последний конфликт с Грузией и роль, которую в нем сыграли США, необходимо укреплять позиции России в приграничных районах.

К сожалению, с позиций реальной международной экономической интеграции, СНГ пока можно рассматривать лишь как потенциальную возможность формирования субрегиональных экономических группировок ряда стран-участниц, объединенных общими национальными интересами, но в последнее время лидеры этих государств все больше понимают необходимость активизации интеграционных процессов в регионе. В октябре этого года в Бишкеке прошли саммиты СНГ и Ев-рАзЭС. На следующем саммите 14 ноября 2008 г. была одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 г.

Экономическая интеграция в регионе СНГ всецело отвечает интересам его участников. В условиях сильнейшего мирового финансового кризиса и ослабления американской экономики Россия способна предложить Украине и другим странам СНГ план по совместной модернизации неконкурентоспособных экономик стран бывшего СССР и выступить в роли генерального инвестора (по словам Олега Сосковца — президента Ассоци-

ации финансово-промышленных групп РФ2). В перспективе российский рубль может стать одной из мировых резервных валют.

В последнее время все чаще говорится об инертности СНГ. Содружеству не удалось стать полноценным интеграционным объединением, оказывающим влияние на мировые процессы. Об этом свидетельствует объем товарооборота стран СНГ внутри содружества и за его пределами. Так, объем взаимной торговли государств — участников СНГ за 9 месяцев 2007 г. составил 136 млрд долл., в то время как объем торговых операций со странами дальнего зарубежья — 440,5 млрд долл. [1]. В экспорте и импорте России доля стран СНГ в период с января по ноябрь 2007 г. составила 15 %, в то время как других стран — 85 % [19]. В целом, как видно из представленных данных, основные торгово-экономические отношения стран СНГ складываются не внутри Содружества, а за его пределами. Роль России как торгового партнера государств СНГ снижается, при этом растет влияние Евросоюза и других стран дальнего зарубежья — Турции, Ирана, Израиля, ОАЭ. Однако помощник президента РФ Сергей Приходько на саммите в Бишкеке отметил, что «. несмотря на критику СНГ со стороны ряда партнеров, а также на анонсированный выход Грузии из Содружества, этот институт сохраняет свой потенциал как механизм регулярных двусторонних и многосторонних контактов» [24].

Однако интеграция на постсоветском пространстве является необходимым условием дальнейшего экономического роста и повышения конкурентоспособности сотрудничающих государств. Поэтому необходимо предпринимать шаги по модернизации деятельности региональных интеграционных объединений. Необходима новая концепция сотрудничества, в основу которой должна быть положена научно-техническая и производственная кооперация. В документе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» указывается на необходимость «... развития научных и научно-технических связей с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, создания единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России».

В настоящее время безусловное лидерство среди региональных объединений на постсоветском пространстве принадлежит ЕврАзЭС (участники —

2 Россия готова выполнять роль главного инвестора для стран ЕврАзЭС// РИА новости. — URL:http://www.гian.гu/economy/ 20070907/77190288.Мт1.

Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; наблюдатели — Армения, Молдова, Украина). Как сообщил накануне саммита ЕврАзЭС в Киргизии помощник главы государства Сергей Приходько: «Россия связывает с ЕврАзЭС более конкретные надежды на движение вперед, чем с СНГ. Организация развивается нарастающими темпами» [16]. На 62-й сессии Генассамблеи ООН 6 декабря 2007 г. была принята специальная резолюция «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Евразийским экономическим сообществом». ЕврАзЭС — качественно новая организация, имеющая международный статус и наделенная полномочиями в решении вопросов интеграционного взаимодействия.

В осносу Сообщества положена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества, с переходом от зоны свободной торговли через таможенный союз к общему рынку, характеризующемуся свободным движением товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единой торговой политикой в отношении третьих стран и общей валютной политикой.

На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 10 октября 2008 г. главы государств приняли решение Высшего органа Таможенного союза о вступлении в силу Договора о Комиссии Таможенного союза и Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили план мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2008—2010 и последующие годы, предусматривающих формирование энергетического рынка, транспортного союза, поддержание взаимодействия в реальном секторе экономики и т. д. [9]. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС на первом этапе создается Россией, Белоруссией и Казахстаном, к которому по мере своей готовности будут присоединяться и другие страны-участницы. «На сегодняшний день внутри ЕврАзЭС уже отменены экспортные и импортные пошлины на произведенные товары, и не применяются антидемпинговые меры. Последний этап интеграции в альянс — создание единого экономического пространства, после чего предполагается ввести единую валюту сообщества» [7].

Очевидным свидетельством эффективности интеграционных усилий, предпринимаемых в Сообществе, могут служить следующие показатели. За 2001—2006 гг. ВВП в среднем по ЕврАзЭС увеличился на 46 %, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции соответственно на 39 и 24 %, объем грузоперевозок — на 38 %, инвестиций

43

в основной капитал — на 89 %, заработная плата на одного работника — в 4,8 раза [33]. По данным Казинформ, товарооборот между государствами Сообщества за эти годы вырос более чем в 3 раза и составил в 2007 г. 94 млрд долл. США [12].

Таким образом, сотрудничество в рамках Ев-рАзЭС способствует развитию входящих в него хозяйственных систем, что выражается в росте основных макроэкономических показателей практически во всех странах сообщества, относительной стабилизации курсов национальных валют, замедлении темпов инфляции и росте среднемесячной заработной платы.

В рамках ЕврАзЭС возможно создание временной системы коллективной защиты отечественного бизнеса от более дешевого и конкурентоспособного импорта, которая при этом закладывает основы будущей равноправной конкуренции с ним. Кроме того, интеграция направлена на восстановление отчасти утраченных после распада СССР экономических связей бывших республик, высокая технологическая взаимозависимость которых обусловливает необходимость их тесной кооперации. Свидетельством успешно развивающейся региональной кооперации выступают следующие проекты: Экибастузская ГРЭС-2 — результат интеграции энергетических комплексов Казахстана и России; автомобильный консорциум «Казахстан—КАМАЗ»; Российско-казахско-кыргызское предприятие ЗАО «Заречное» по добыче и переработке урансодержащих руд; производство и поставки труб большого диаметра Выксунским металлургическим заводом для строительства газопровода «Средняя Азия — Китай», который соединит крупные месторождения природного газа в Казахстане, Узбекистане и Туркмении с газотранспортной системой Китая и т. д.

Выгодное географическое положение стран — участниц ЕврАзЭС, представляющего собой кратчайший путь между Европой и Азией, является одним из существенных конкурентных преимуществ Сообщества. Очевидно, что в развитии транзитных транспортных коридоров между Европой и Азией заложена значительная экономическая выгода. В этой связи было подписано Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС.

Также в рамках ЕврАзЭС развивается энергетическое сотрудничество, предпринимаются меры по созданию энергетического рынка и упрощению таможенного оформления перемещаемой энергетической энергии. Из Республики Кыргызстан осуществляются поставки электроэнергии в Таджикистан и Россию по электросетям Казахстана с

44

использованием энергосетей Узбекистана. Совместно решаются вопросы совместного использования водных ресурсов центрально-азиатского региона.

Большой экономический эффект может дать создание совместных предприятий в инновационно-технических центрах и технопарках, таких как Зеленоград (микро- и наноэлектроника), Дубна (информационные и ядерно-физические технологии), Санкт-Петербург (информационные технологии и аналитическое приборостроение), Томск (биотехнологии и новые материалы), Новосибирск (информационные и биотехнологии), Тюмень (поиск и добыча углеводородов), Казань (химия и нефтехимия), Саратов (информацион-но-медецинские и экологические технологии) и Обнинск (ИТ- и биотехнологии) [32].

В сфере инвестиций большие надежды возлагаются на новую международную финансовую организацию — Евразийский банк развития (ЕАБР), которому на заседании Межгоссовета 10 октября 2008 г. был предоставлен статус наблюдателя при Сообществе. Деятельность Банка направлена на содействие экономическому росту и расширению торгово-экономических связей стран Сообщества путем осуществления инвестиционной деятельности.

Таким образом, если будут реализованы все намеченные планы, то интеграционное объединение ЕврАзЭС может стать важным институтом регионального взаимодействия, существенным фактором повышения конкурентоспособности входящих в него стран.

Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества. В последнее время наблюдается перемещение экономической активности России в Юго-Восточную Азию (страны АТЭС — 18,8 % российской внешней торговли). В этой связи все большее значение приобретает деятельность такого регионального интеграционного объединения как Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС), полноправным членом которого является Россия.

В национальных интересах России активно развивать отношения с АТЭС, поскольку он включает наиболее перспективные центры мирового развития. В Концепции участия России в Форуме говорится о необходимости «... осуществить реальный отход от излишней ориентации на Европу и США,... выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики. Последовательно наращивать объемы хозяйственного сотрудничества со всеми субрегионами АТЭС.

Активнее использовать импорт и привлечение инвестиций из стран АТЭС для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока и т. д.»3. О заинтересованности России в АТЭС можно судить по активизации в последнее время встреч Президента РФ Дмитрия Медведева с главами стран — участниц Форума (например, Вьетнама, Южной Кореи), запланированному проведению в 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке в связи с председательством РФ.

Форум АТЭС призван способствовать росту конкурентоспособности экономик участвующих в нем стран. В Декларации «К укреплению нашего сообщества, к строительству устойчивого будущего», принятой 9 сентября 2007 г. на саммите АТЭС в Сиднее, обозначено, что результатом углубления региональной экономической интеграции будет: «. дальнейшее снижение барьеров в торгово-ин-вестиционной деятельности, в том числе через заключение соглашений о свободной торговле (ССТ) и региональных торговых соглашений; повышение экономической эффективности и улучшение условий для предпринимательской деятельности в регионе, в частности, на рынках капитала и сокращение препятствий для сотрудничества в таких отраслях, как транспорт, телекоммуникации, добывающая промышленность и энергетика» [23].

Активное участие России в Форуме может дать значительный экономический эффект. Наиболее перспективной сферой сотрудничества России и АТЭС является энергетическое сотрудничество, обеспечивающее энергетическую безопасность региона путем осуществления бесперебойных поставок энергоресурсов и диверсификации стран-импортеров. Для России же это — возможность реализации крупных энергетических проектов, технологического обмена, расширения географии сбыта топливно-энергетической продукции. И в АТЭС Россия выступает прежде всего в роли поставщика сырья.

Другим направлением взаимодействия России и АТЭС является сотрудничество в области транспорта, например, объединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей, развитие портов и морских грузоперевозок. Президенты России и Казахстана на последней встрече в сентябре нынешнего года подтвердили свою заинтересованность в создании коридора Западный Китай — Западная Европа, подписав соответству-

3Концепция участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). — Центр делового сотрудничества России с АТЭС (ЦДС—АТЭС) //URL: http://apec.technet.ru/upload/concept.htm.

ющий меморандум. Речь идет о формировании вдоль автомобильной трассы КНР-Алма-Ата—Казань-Санкт-Петербург современной придорожной инфраструктуры, логистических центров, сети комфортабельных пунктов отдыха. Строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур на участке российско-китайской границы будет способствовать росту объема грузоперевозок между странами. Открылся первый совместный линейный морской маршрут между Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей. Обсуждается проект строительства морского порта в Беломорске, что обеспечит кратчайший выход регионов Урала, Сибири, Средней Азии и Китая в Северную Европу. Перспективным является и сотрудничество в области освоения космоса, где Россия имеет большой потенциал.

В сфере бизнеса действует «Деловой клуб АТЭС», усилия которого направлены на улучшение международной конкурентоспособности путем либерализации торговли и устранения барьеров для инвестиций. Представители крупнейших компаний России («Газпром», «Базовый элемент» и Внешторгбанк) входят в состав Делового консультативного совета (ДКС) с целью разработки с учетом российских интересов совместной позиции деловых кругов региона по проблемам развития и торговли. На ежегодных саммитах ДКС представители частного сектора дают рекомендации по реализации программных документов АТЭС, связанных с либерализацией торгового и инвестиционного режимов в странах АТР, развитием экономического и технического сотрудничества, предпринимательской деятельности.

Открытость форума позволяет знакомиться с основными направлениями экономической политики партнеров. Ежегодные презентации индивидуальных планов действий (ИПД) предоставляют российским государственным и деловым кругам информацию об условиях ведения бизнеса в странах АТР. При этом иностранные инвесторы получают информацию о правилах российского рынка. АТЭС дает возможность устанавливать полезные связи с научными и деловыми кругами. В этой связи России необходимо усилить внимание к двусторонним региональным соглашениям о свободной торговле (ССТ), которые имеют широкое распространение в АТР.

С точки зрения российских национальных интересов, среди стран — участниц АТЭС наиболее важны отношения с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста, страной, обладающей большим потенциалом для развития

- 45

внешней торговли России.

Активно развивается кооперация российско-китайских предприятий. К примеру, успешно осуществляется сотрудничество Ростовского автобусного завода («РоАЗ») и китайской Yancheng Zongda International Trade Co, хорошо известной в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, результатом которого является выпуск автобусов «Роаз-Zonda» из китайских комплектующих. Совместное предприятие, учредителями которого выступили российский холдинг «Пятый океан» и китайская инвестиционная компания Fushi, вскоре начнет выпуск пивоваренного оборудования, причем основная часть продукции пойдет на азиатские рынки. Российский холдинг UC Rusal займется строительством алюминиевых заводов и боксито-глиноземного комплекса в Китае, в результате чего ожидается увеличение доли компании на мировом рынке алюминия до 16 %. Отечественная компания Blue Ocean приступила к строительству новых мощностей по производству полимерных труб для горячего и холодного водоснабжения в китайском городе Циндао с целью удовлетворения растущего спроса на эту продукцию в России, странах СНГ и Балтии, Юго-Восточной Азии. И таких примеров множество.

В целях повышения конкурентоспособности России особо важно сотрудничество с Китаем в сфере высоких технологий, поскольку он обладает значительным научно-техническим потенциалом. Исследовательские бюджеты китайских компаний в несколько раз превосходят затраты российских предприятий на перспективные исследования и разработки. Если на долю затрат на исследования в российских компаниях приходится в среднем 1—2 %, то в крупнейших корпорациях КНР — 5—7 %, а в секторах, где большую роль играют инновации (например, IT), — 17—20 %. Совокупный исследовательский бюджет 1000 крупнейших мировых компаний за год вырос на 10 % и достиг 492 млрд долл. [6].

Сотрудничество с Китаем дает положительные результаты в росте инновационной составляющей российской экономики. Так, к 2009 г. планируется создать совместное российско-китайское производство чипов размером 0,09 мкн для навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, что позволит удешевить ее в 3—5 раз, а значит сделать более конкурентоспособной. В сентябре этого года «Ситроникс» и корпорация ZTE (КНР) создали совместное предприятие Sitronics-ZTE Ltd, которое займется разработкой и производс-

твом телекоммуникационного и терминального оборудования и системы связи. Между Россией и Китаем подписано соглашение о стратегическом партнерстве в области нанотехнологий, предусматривающее обмен информацией о научных исследованиях, производстве и потенциальном рынке в сфере нанотехнологий, проведение совместных исследований, нацеленных на коммерциализацию продуктов, произведенных с применением на-нотехнологий, сотрудничество в области защиты интеллектуальной собственности и патентования новых разработок. Также соглашение предусматривает возможность создания совместных венчурных фондов и деловых структур, нацеленных на привлечение частного капитала к работе в этой области и проектирование, строительство и эксплуатацию лабораторий и производств, предназначенных для создания наноматериалов [6]. Россия и Китай совместно осваивают космос. Таким образом, региональная интеграция в рамках АТЭС играет важную роль в повышении конкурентоспособности России.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития цивилизации важным инструментом повышения национальной конкурентоспособности стали процессы модернизации экономики и наращивания ее инновационного потенциала. Среди национальных приоритетов России — переход на инновационный путь развития, установление долгосрочных международных научно-технических связей, кооперация и интеграция производства в систему мирового разделения труда. Таким образом, с целью стимулирования экономического развития и повышения конкурентоспособности России важно углублять интеграционные процессы, развивать торговое, производственное и научно-техническое сотрудничество с развитыми и передовыми развивающимися странами. России важно повышать эффективность своего участия в региональных интеграционных группировках на постсоветском пространстве, в Азии и Европе. Эффективное участие России в региональных интеграционных процессах всецело отвечает ее национальным интересам, так как является одним из определяющих факторов повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитическая записка о социально-экономическом развитии и торгово-экономических отношениях государств — участников Содружества Независимых

Государств за 9 месяцев 2007 года // Исполнительный комитет СНГ. — URL: http://cis. minsk.by/main. aspx?uid=10988.

2. Берлускони не видит препятствий для нового соглашения РФ—ЕС. — РИА Новости от 6 ноября 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами // Федеральная служба государственной статистики. // URL:http:// www.customs.ru/ru/.

4. Гонтмахер Е. Как за двенадцать лет в четыре раза увеличить производительность труда // «Российская газета». — 12 февраля 2008 г.

5. Губанова Е. В. межгосударственная интеграция Ев-рАзЭС: состояние, проблемы, перспективы. — М.: Научная книга. 2006. 125 с.

6. Дружинин С. Россия и Китай будут совместно развивать нанотехнологии. — Деловой журнал про Китай // URL:http://www. chinapro.ru/rubrics/1/483/.

7. ЕврАзЭС, возможно, вскоре введет единую валюту в Сообществе. — Новости Первого канала от 10 октября 2008 г.

8. ЕС-Россия: наука не знает границ // Доклад Представительства Европейской комиссии в России. 2006. - С. 6.

9. Заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) в г. Бишкек. — Новости ЕврАзЭС // URL: http://www. evrazes. com/ru/main/messagepage/817/.

10. Информационно-аналитический портал Союзного государства // URL:http://www.soyuz.by/.

11. Итоги саммита Россия — ЕС. — Официальный сайт Президента России // URL:http://www.kremlin. ru/ text/news/2005/05/88001.shtml.

12. Казахское информационное агентство (Казинформ) от 07.02.2008 г. URL:http://inform.kz/showarticle. php?lang=rus&id=198593.

13. Конкурентоспособность России в мировой экономике: материалы научно-практической конф., Москва, 18 апреля 2007 г. / Отв. ред. И. Н. Платонова. — М.: МГИМО-Университет. 2007. 428 с.

14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации. — С. 16.

15. Курский С. Н. Условия и перспективы активизации российской позиции в международной региональной экономической интеграции //Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 4. — С. 43.

16. Лидеры ЕврАзЭС согласуют меры по преодолению финансового кризиса. — РИА Новости от 10 октября 2008 г.

17. Максимцев А. И. Глобализация и перспективы развития российско-европейских интеграционных процессов// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2006. № 1. — С. 21.

18. Медведев заявил о важности инновационного развития России. — Интерфах от 5 ноября 2008 г.

19. Межгосударственный статистический комитет СНГ — URL:http://www.cisstat.com/rus/index.htm.

20. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие /Под ред. Н. Н. Ливенцева. — М.: Экономист. 2006. - С. 32.

21. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 годов / Министерство экономического развития. - С. 6.

22. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. — Центр стратегических разработок. — URL: http://www. csr.ru/document/original_1322.stm.

23. Пятнадцатая встреча лидеров экономик Форума АТЭС «К укреплению нашего сообщества, к строительству устойчивого будущего». — Официальный сайт Президента РФ // URL:http://www.kremlin. ru/text/docs/2007/09/143524.shtml.

24. Разные степени постсоветской интеграции. — Интерфакс от 10 октября 2008 г.

25. Региональная интеграция и развитие / М. Шифф и Л. А. Уинтерс; пер. с англ.; Всемирный банк. — М.: Весь мир. 2005. 376 с.

26. Россия и Италия подписали 13 документов о сотрудничестве. — РИА Новости от 6 ноября 2008 г.

27. Россия подпишет первый контракт на поставки для ИТЭР — РИА Новости от 12 февраля 2008 г.

28. Соглашение о возобновлении действия соглашения между Правительством РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий // URL:http://www. bestpravo.ru/fed2003/data02/tex12533.htm.

29. Спасский А. В. Страны Западной Европы в глобальной экономике. Автореферат. — Москва. 2007. — С. 30.

30. Товарная структура экспорта России в 2007 г. Федеральная служба государственной статистики РФ. — URL:http://www.gks.ru.

31. Федеральная служба государственной статистики РФ. — URL:http://www. gks.ru.

32. Харламова В. Н. Модернизация национальной инновационной системы как основа роста конкурентоспособности российского экспорта. — Конкурентоспособность России в мировой экономике: материалы научно-практической конф., Москва, 18 апреля 2007 г. / Отв. Ред. И. Н. Платонова. — М.: МГИМО-Университет. 2007. — С. 106.

33. Экономическое обозрение ЕврАзЭС. 2008. № 3(11).

34. Экспансия Российского капитала в страны СНГ / А. М. Либман, Б. А. Хейфец. — М.: Экономика. 2006. 367 с.

35. European Organization for Nuclear Research // URL: http://public.web.cern.ch/public/.

36. International trade of the European Union in 2007 // Eurostat // URL:http://epp. eurostat.ec.europa.eu.

37. Kuznetsov B., Schaffer M. Productivity, presentation. — 2006.

38. The Global Competitiveness Report 2007—2008 // World Economic Forum. — URL:http://wwwgcr.weforum.org/.

39. The New York Mercantile Exchange. — URL:http://www nymex.com/index.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.