Научная статья на тему 'Изменение функции учителя / преподавателя в рамках информатизации современного образования'

Изменение функции учителя / преподавателя в рамках информатизации современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPUTERIZATION OF EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY BUILDING APPROACH / STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кащук С.М.

Приобретение знаний является одной из основных составляющих процесса обучения, для которой крайне важны источники информации. Создание условий для развития интеллектуальных, аналитических способностей, позволяющих четко структурировать информацию, получаемую из реальных и виртуальных источников, а также формирование самостоятельно мыслящей личности являются сегодня основными функциями учителя / преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF TEACHERS EDUCATIONAL FUNCTION UNDER COMPUTERIZATION OF MODERN EDUCATION

Studies are one of the basic components of teaching process that consider information sources extremely important. Creating conditions for intellectual, analytical abilities development that permit to structure the information received from traditional and virtual sources, as well as formation of independent-minded individualities are today the basic educational functions of teacher.

Текст научной работы на тему «Изменение функции учителя / преподавателя в рамках информатизации современного образования»

ласти методики обучения иностранным языкам Е. Н. Со-ловова подчеркивает важность усиления степени автономии учащихся в рамках новой парадигмы образования: «Ограничение или полное отсутствие автономии студента противоречит новой парадигме образования, глобальным тенденциям развития современного мирового сообщества, где одним из основных постулатов является требование о формировании готовности выпускников к решению различных проблем, наряду с требованием об усилении степени социальной ответственности не только за свою собственную судьбу, но и судьбы мира в целом. В основе данного опыта хорошо просматривается модель классического экзистенциализма в его воспитательном аспекте, где человек сам является создателем и субъектом собственного опыта» [10, с. 54].

Таким образом, сегодня преподаватель должен выполнять две основные функции:

• облегчать процесс передачи опыта новым поколениям;

• формировать способность к самообучению и самосовершенствованию в течение всей жизни.

Как известно, получение знаний является одной из основных составляющих процесса обучения, для которой крайне важны источники информации. В современном обществе, наполненном информацией, часто отождествляют процессы получения знаний и информации. Однако это совершенно разные вещи.

Приверженцы теории бихевиоризма, как одной из составляющих теоретических платформ аудиовизуального метода (АВМ) обучения иностранным языкам, уделяли особое внимание информации, которую необходимо было передать обучаемому. При этом когнитивные процессы, происходящие во время обработки учащимся этой новой информации и превращения ее в собственные академические или эмпирические знания, ими не учитывались. Такое положение приводило к отождествлению знаний и полученных сведений. В настоящее время бурного развития ИКТ также не всегда делается различие между процессами усвоения знаний и получения информации [11, р. 26]. Полагаем, что необходимо разграничить эти два понятия - информация и знания.

В Большом российском энциклопедическом словаре мы находим следующие определения. «Информация (от лат. ¡nformat¡o - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом». «Знание достоверное, истинное представление о чем-либо. <...> Может быть либо интуитивным, либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами» [12].

Еще Ж. Пиаже говорил о том, что человек не является машиной для записи знаний, он активен в процессе их усвоения [13]. И. А. Зимняя отмечает, что основным понятием всех теорий обучения является усвоение знаний, ко-

торое она характеризует как «во-первых, механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение социокультурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, умений и навыков <...>. Во-вторых, усвоение - это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы <...>» [14, с. 25]. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что «процесс усвоения знаний не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысление и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях.» [15, с. 146].

Таким образом, невозможно утверждать, что вся полученная информация превращается в знания (как считали приверженцы АВМ). Она может стать таковым при ее «переработке» когнитивными процессами учащегося: он получает знания путем их усвоения в результате сложных когнитивных процессов, происходящих во время активного обучения. Г. А. Атанов подчеркивает, что знать - значит не просто помнить определенные знания, а осуществлять определенную деятельность, связанную с этими знаниями [16, с. 9].

При компетентностном подходе в обучении уделяется особое внимание не просто приобретению учащимся знаний, а формированию компетенций в процессе деятельности (в данном случае речевой деятельности), которая характеризуется определенной структурой. В эту структуру, согласно И. А. Зимней, входят мотивационно-побудитель-ный, ориентировочно-исследовательский (аналитико-син-тетический) и исполнительный аспекты [14, с. 124].

Как отмечают современные специалисты в области методики обучения иностранным языкам, особое внимание в современном образовании уделяется вопросам коллективного формирования знаний с использованием современных средств обучения [11, р. 56].

Как известно, эффективность использования компьютеров (которые сами по себе являются революционным средством обучения) в процессе обучения во многом зависит от педагогических технологий. Именно поэтому социальный и мотивационный контекст обучения очень важен. Атмосфера сотрудничества между обучаемыми, умение работать в команде в конечном итоге приводят к формированию коллективного знания, что, в свою очередь, позволит учащимся использовать полученные знания и сформированные навыки и умения вне школьного контекста. Мультимедиа предоставляет для этого возможность моделирования (процесса обучения в целом и иностранным языкам в частности) ситуации, близкой к аутентичной, помещая обучаемого в реальный языковой контекст. В результате такой практики сформированные знания, умения и навыки не связаны только с определенной учебной ситуацией, а возможно их свободное перенесение в реальную жизнь за пределы школьного обучения.

Педагогические технологии «обучения в сотрудничестве» были разработаны еще до широкого использования компьютеров. Однако применение данных современных средств обучения стало, как отмечает французский спе-

циалист в области дидактики Ф. Лербэ-Сэрэни (F. Lerbet-Séréni), «посредническим пространством» («tiers espace»), предоставляющим возможность широкого взаимодействия («реляционной интерактивности») между учащимися в процессе обучения, что в свою очередь привело к эффективному усвоению знаний [17].

Интерес представляет точка зрения К. Крука (C. Crook), который выделяет четыре типа взаимодействия между учащимися при посредничестве компьютера.

1. Взаимодействие «за» компьютером (interactions at computers), наиболее часто встречающаяся ситуация, когда группа учеников работает с одним из приложений компьютера.

2. Взаимодействие «вокруг» компьютера (interactions around computers) происходит, когда компьютеров не хватает на всех и группа учащихся работает за ограниченным количеством компьютеров.

3. Взаимодействие «посредством» компьютера (interactions through computers), например, общение с помощью электронной почты.

4. «Реляционное взаимодействие» (interactions in relation to computers), использование компьютера в совместной деятельности (например, при ведении учебного блога. - С. К.) [18, p. 102-117].

Дэни Легро (Denis Legros) и Жак Кринон (Jacques Cri-non), французские специалисты в области интеграции мультимедиатехнологий в процесс обучения, подчеркивают, что данные типы взаимодействия между учащимися с использованием современных технологий позволяют создать обстановку сплоченности, что в свою очередь способствует повышению мотивации, эффективному самоконтролю со стороны учащихся и, что самое важное, усвоению знаний [11, p. 58].

В конце ХХ в. в Великобритании, в университете г. Ланкастер, была впервые проведена апробация технологии сетевого обучения. «Сетями обучения» или «сетевым обучением» (learning networks/networked learning) принято называть процесс развития коммуникации и установления контактов с людьми, получения информации в целях поддержания взаимообучения. Таким примером сетевого взаимообучения является "SharedTalk" - сеть языкового обмена (http://www.sharedtalk.com). Сами авторы так характеризуют свой сетевой обучающий продукт: «Это сообщество людей из различных стран мира, целью которого являются языковой обмен и изучение языков. Здесь вы получите эффективные средства, облегчающие изучение языков и практическое их использование» [19]. Став участником данного круга, вы находите нужных языковых партнеров, выполняя поиск по многочисленным критериям. Довольно легко можно повстречать нужного собеседника и начать взаимодействие с носителем языка, который, в свою очередь, изучает ваш родной язык в качестве иностранного (tandem learning). Можно также общаться одновременно с несколькими собеседниками в чат-залах. Таким образом достигается иноязычное общение с носителями языка.

Отметим, что развитие современных ИКТ не может само по себе привести к модернизации языкового обра-

зования в целом. Необходимо, чтобы современные мультимедийные средства обучения были грамотно интегрированы в процесс изучения иностранных языков. Важную роль в этом играют современные инновационные подходы в обучении, получившие во французской методической литературе название "pédagogie active" («активная педагогика») [20, p. 14].

На сегодняшний день очевидным является и тот факт, что развитие мультимедиатехнологий и использование их последних достижений в процессе обучения иностранным языкам будут иметь гораздо более ощутимые последствия, чем те технические инновации, которые были привнесены в систему языкового образования в середине прошлого века.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Porcher L, Balle F., Meirieu Ph. Expériences. Transferts. Construire une recherche. Paris: CREDAM, 2001.

2. Carrier J. P. L'école et le multimédia. Paris: Hachette, 2000.

3. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

4. Boiron M. L'innovation en question(s) // Le français dans le monde. 2005. № 337.

5. Назаренко А. Л. Лингвистическое образование XXI века: новые ориентиры, новые формы // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: материалы между-нар. науч.-практ. конф. Вып. 3. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 8-15.

6. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стелла, 1996.

7. Barbot M.-J. L'opération Teddy Bear. Apprendre une langue étrangère avec un BD sur CD-ROM // Multimédia et français langue étrangère (actes des 19e et 20e rencontres). Paris: Les Cahiers de l'ASDIFLE N 9, 1988.

8. Enseigner Et Apprendre. Vers La Societe Cognitive: Livre blanc sur l'éducation et la formation [Electronic document]. URL: http://europa.eu/docume nts/comm/white_papers/pdf/com95_590_fr.pdf (accessed: 10.02.2014).

9. Terrsac G., de. L'Autonomie dans le travail. Paris: Presses Universitaires de France, 1992.

10. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М.: АСТ: Астрель, 2010.

11. Legros D., Crinon J. Psychologie des apprentissages et multimédia. Paris : Armand Colin/VUEF, 2002.

12. Большой Российский энциклопедический словарь. М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

14. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Модэк, 2001.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946.

16. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.

17. Lerbet-Séréni F. Les régulations de la relation pédagogique. Paris: L'Harmattan, 1997.

18. Crook C. Computers in the community of classrooms // K. Littleton, P. Light (Eds.). Learning

with computers. Analysing productive interaction. London: Routledge, 1999. 239 р.

19. Networked Learning Communities (NLC) programme. The National College of School Leadership [Electronic resource]. URL: http://www.ncsl.org. uk/hetworked/index.cfm (accessed: 10.02.2014).

20. Lebrun M. Théories et méthodes pédagogiques pour enseigner et apprendre. Quelle place pour TIC dans l'éducation? Bruxelles: Editions De Boeck Université, 2007.

УДК 372.893 ББК 79.18

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

METHODS OF ORGANIZING INTERACTIVE HISTORY LESSONS FOR TEENAGERS IN MUSEUM

М. В. Короткова

Статья посвящена важным аспектам музейной педагогики - организации интерактивных уроков истории, которые отвечают психологии подростков. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики.

Ключевые слова: музейная педагогика, психология подростка, интерактивный урок, музейная игра, музейная импровизация, интеллектуальная деятельность, музейная реконструкция, творческая деятельность.

M. V. Korotkova

The article is devoted to the important aspect of museum pedagogics - methods of organizing interactive history lessons, which correspond to the psychology of teenagers. The author stresses the theoretical aspects of the problem and cites examples from museum practice.

Keywords: museum pedagogics, psychology of teenagers, interactive history lesson, museum game, museum improvisation, intellectual activity, museum reconstruction, creative work.

Современная музейная педагогика, развивающаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики, разрабатывает новые культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации с детской аудиторией. Работа современного музея строится на принципах «культуры участия», коммуникативной экскурсии, диалога с маленьким посетителем. Музей сегодня превратился из малодоступного собрания раритетов в сценическую площадку, где вместе со школьниками разыгрываются представления и интерактивные экскурсии, которые обеспечивают комфортный контакт детей с экспонатами и друг с другом. В данной статье приводятся результаты теоретического анализа и обобщения практического опыта культурно-образовательной деятельности с подростками в музее - самой сложной детской аудиторией.

Основой реализации музейной деятельности с детьми 11-15 лет является учет психологических особенностей

подростков. Не случайно школьные учителя и музейные педагоги часто называют подростков «трудными». В этом возрасте происходит развитие «чувства взрослости» с большой переоценкой своих возможностей. Поскольку ребенок данного возраста считает себя взрослым, то музейному педагогу приходится разыгрывать с ним спектакль «взрослости». Он должен уважать его личное достоинство, давать ему известную степень самостоятельности и сменить «мораль послушания» на «мораль равенства». Погасить конфликтность «трудного подростка» могут только отношения сотрудничества и доверия. Подросток самостоятелен и независим, не терпит опеки, излишнего контроля, навязчивой заботы и назойливого руководства. Он ценит результаты собственного труда и своей самостоятельной работы. Подросток осознает свою индивидуальность, поэтому он стремится выделиться среди своих сверстников и нацелен на успех. На музейных занятиях с под-

2. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. д-р филол. наук В. Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. 784 с. (Фундаментальные словари).

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. Т. 1.

4. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологичес-кий словарь / под ред. д-ра филол. наук, проф. В. М. Мокиенко. 3-е изд., испр. и доп. М., Астрель: АСТ: Люкс, 2005.

5. Зимин В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. 729 с.

6. Зимин В. И. Семантика фразеологизмов в фрункционально-параметрическом отображении. Ярославль: Ремдер, 2004. 48 с.

7. Солодуб Ю. П., Альбрехт Ф. Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология современного русского литературного языка / М.: Флинта: Наука, 2003.

8. Войцехович И. В. Практическая фразеология современного китайского языка: учебник / М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 509 с.

9. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. М.: Просвещение, 1988.

10. Аристова Т. С., Ковшова М. Л., Рысева Е. А., Телия В. Н., Черкасова И. Н. Словарь образных выражений русского языка / под ред. В. Н. Телия. М.: Отечество, 1995. 368 с.

УДК 371 ББК 74.204.21

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАМКАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CHANGES OF TEACHER'S EDUCATIONAL FUNCTION UNDER COMPUTERIZATION OF MODERN EDUCATION

С. М. Кащук

Приобретение знаний является одной из основных составляющих процесса обучения, для которой крайне важны источники информации. Создание условий для развития интеллектуальных, аналитических способностей, позволяющих четко структурировать информацию, получаемую из реальных и виртуальных источников, а также формирование самостоятельно мыслящей личности являются сегодня основными функциями учителя / преподавателя.

Ключевые слова: обучение, информатизация образования, компетентностный подход.

Французский специалист в области обучения французскому языку как иностранному Л. Порше отмечает, что современным педагогам приходится работать с «новыми поколениями, которые мыслят иначе» ("des générations nouvelles pensent des choses nouvelles") [1, p. 17]. Новое поколение учащихся подчас имеет представление о мире, составленное на основе той поступающей в огромном количестве информации, которая подается им новыми медиатехнологиями. Иногда это приводит к таким ситуациям, когда Леонардо ассоциируется для них всего лишь с черепашкой-ниндзя, а музей Лютера в Германии - с

S. M. Kaschuk

Studies are one of the basic components of teaching process that consider information sources extremely important. Creating conditions for intellectual, analytical abilities development that permit to structure the information received from traditional and virtual sources, as well as formation of independent-minded individualities are today the basic educational functions of teacher.

Keywords: studies, computerization of education, competency building approach.

домом известного немецкого футболиста. Таким образом, роль современного учителя заключается прежде всего в том, чтобы наделить учащегося таким культурным и интеллектуальным багажом, который позволил бы ему выделять только нужную, адекватную информацию из всего потока. Развитие интеллектуальных, аналитических способностей позволяет четко структурировать полученные сведения и формировать самостоятельно мыслящую личность. Именно в этом и заключается сегодня основная функция учителя.

Современный педагог должен осознать, что учебные заведения перестали быть единственными источниками

знаний. Сегодня мир в избытке наполнен информацией, которую можно почерпнуть из любого источника (Интернет, печатные издания, телевидение, радио). Преподаватель, продолжающий строить процесс обучения лишь на собственных знаниях и концепциях, не сможет отныне успешно выполнять свою функцию. Таким образом, прежде всего необходимо ликвидировать разрыв между свободным использованием новыми поколениями современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в повседневной жизни и умением педагога интегрировать эти технологии в учебный процесс.

Важным, на наш взгляд, является также вопрос о степени проникновения мультимедиатехнологий в процесс обучения и возможности замены педагогов компьютерами. Нельзя забывать, что, являясь источником знаний, местом формирования умений и навыков поколения третьего тысячелетия, школа (средняя и высшая) не перестала быть местом социализации, где подрастающее поколение проживает свои детские и юношеские годы со всеми свойственными этому периоду человеческой жизни особенностями. В современной школе изменения, связанные с интеграцией новых технологий, должны происходить с учетом фундаментальных традиций преподавания. Полагаем, что роль педагога в процессе обучения всегда будет важна. Преподаватель педагогического университета Аквитании Жан-Пьер Каррье (Jean-Pierre Carrier) отмечает по этому поводу: "Parce qu'apprendre à penser est très difficile dans la solitude et parce que le savoir, qui reste le résultat d'une construction, ne peut jamais tomber du ciel, serait-ce par l'intermédiaire d'un écran" («Очень трудно научить мыслить в одиночестве, а знания, которые всегда были результатом созидания, не могут упасть с неба, даже при посредничестве экрана компьютера») [2, p. 6].

Согласно определению современного отечественного дидакта А. В. Хуторского, обучение рассматривается как «целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества» [3, с. 27]. В работе Ж. Брауна (G. Brown) и М. Аткинса (M. Atkins) "Effective teaching in higher education" дается следующее определение: «Обучение может быть рассмотрено как предоставление в распоряжение обучаемых возможностей получения знаний. Это деятельность совместная и целенаправленная. Целью является получение знаний, формирование компетенций в процессе решения проблем, а также изменение процесса восприятия, образа действия, ценностей и поведения» [4, p. 26]. Заметим, что для решения учебных задач учащийся должен иметь в своем распоряжении источники информации, а сам образовательный процесс должен происходить в ситуации, приближенной к реальной и побуждающей к действию (мотивирующей учащегося). Кроме того, при обучении активизируются когнитивные мыслительные процессы (абстрагирование, анализ, синтез), что приводит к усвоению содержания уроков и способов познания и позволяет

обучаемому реализовывать творческие возможности, развивать свою личность.

Современный российский специалист в области обучения иностранным языкам А. Л. Назаренко подчеркивает, что в образовании третьего тысячелетия акцент смещается от научения (то есть трансляции знаний) к обучению (формированию соответствующих компетенций) [5]. Обучение, как утверждает Миньяр-Белоручев, в отличие от научения рассматривает процесс передачи опыта как совместную деятельность двух субъектов: передающего опыт и накапливающего его [6]. Преподаватель, передающий опыт, становится своеобразным «катализатором» (facilitateur d'apprentissage) процесса усвоения учащимся накопленного предыдущими поколениями опыта, отмечает М.-Ж. Барбо (M.-J. Barbot), преподаватель университета Литтораль Кот д'Опаль (Littoral-Côte d'Opale) [7]. Очевидно, что данные трансформации происходят в свете изменения отношения к образованию, которое «из образования на всю жизнь» становится «образованием через всю жизнь» [5].

В отчетном докладе Европейской комиссии об образовании в 1995 г. было сказано, что предъявляемые современным рынком труда требования приводят к необходимости научиться учиться и быть способным к самообучению в постоянно эволюционирующем обществе, к которому лишь самостоятельно мыслящая личность может адаптироваться, не потеряв своей самобытности [8]. Французский социолог, исследующий потребности современного рынка труда, Ж. дэ Тэррсак (G. de Terrsac), отмечает, что для карьерного роста сегодня необходимо обладать такими компетенциями, как коммуникативность, инициативность, автономность, умение работать в сотрудничестве и особенно - способность к обучению на протяжении всей жизни. Ж. дэ Террсак подчеркивает, что именно в процессе обучения иностранным языкам возможно формировать данные компетенции начиная со школьного возраста [9].

Таким образом, формирование способности к самообучению и самосовершенствованию является сегодня одной из целеполагающих задач в процессе обучения иностранным языкам, а новые ИКТ и мультимедиатехно-логии становятся современным эффективным средством обучения. В современном образовательном процессе ИКТ и мультимедиатехнологии занимают важное место во всех составляющих: они обеспечивают доступ к источникам информации, позволяют производить с ней различные действия (сохранять, дополнять и т. д.), позволяют помещать обучаемого в ситуации общения, близкие к реальным, реализовывать мультимедиапроекты в сотрудничестве, что в свою очередь укрепляет мотивацию к изучению иностранного языка вообще и метамотивацию в частности.

Важным в настоящее время является вопрос о развитии учебной самостоятельности школьников, переходящей в учебную автономию студентов. Полагаем, что именно этот принцип позволит реализовать принцип «образование через всю жизнь». Современный специалист в об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.