Научная статья на тему 'Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении'

Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / STUDENTS / DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION AND SPORT" / ELECTIVE COURSE / STUDENTS PSYCHO-EMOTIONAL STATE / PHYSICAL EDUCATION MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постольник Ю.А., Бубенцова Ю.А., Кашенков Ю.Б.

Целью исследования было изучение влияния занятий физической культурой и спортом на психоэмоциональное состояние студентов при модернизации процесса физического воспитания в ВУЗе. В статье представлен перспективный подход к физическому воспитанию в высшем учебном заведении, когда содержание и организация практических занятий физическими упражнениями не навязываются студентам, а выбираются ими самими, в соответствии с собственными интересами, возможностями, потребностями. Проведенное исследование показало, что вариативность в рамках процесса физического воспитания способствует осознанной мотивации к практическим занятиям физической культурой, удовлетворяет интересы индивидуума, которая отразились на повышении психоэмоциональном состоянии и значительном росте посещаемости дисциплины.The goal of this research was to study the impact of physical education and sports on students’ psychoemotional state during the modernization of the process of PE education in the university. The article presents an innovative approach to organizing PE education in a higher educational institution, when the curriculum and exercise variety are not imposed on students, but are chosen by students according to their interests, capabilities, and needs. The study showed that variability and freedom of choice promotes conscious motivation for practical exercise and satisfies the interests of the individual. The results also showed an increase in students’ psycho emotional state and a significant increase in attendance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постольник Ю.А., Бубенцова Ю.А., Кашенков Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении»

ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей / Е. Е. Карпова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. - 2016. - Вып. 53. - Ч. 10. - С. 29-35. [Karpova (Afonina), E. E. Criteria and levels of formation of professional value orientations in the field of life safety for future teachers / E. E. Karpova / / Problems of modern pedagogical education. Ser. : Pedagogy and psychology. - 2016. - Vol. 53. - Part 10. - 29-35; (in Russ).]

Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетенции личности: учебное пособие/Л.А.Колмогорова.- Барнаул:

АлГПУ ,2015.-205 с. ISBN 978-5-88210-792-4 [Kolmogorova L. A. Formation of a person's communicative competence: a textbook / L. A. Kolmogorova.- Barnaul: Altgpa,2015.-205 p. ISBN 978-5-88210-792-4 (in Russ).]

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (тест-опросник Смекала-Кучера) Источник: https ://psycabi.net/testy/233 -metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kucheraи экстернальности. [Method for diagnosing the orientation of the personality of B. bass (Smekal-Kucher test questionnaire) Source: https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-

УДК 796 ГРНТИ 77.01

napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kucheran externalities. (in Russ).]

Методика «исследование восприятия индивидом группы» (T. В. Залюбовская, Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко и др.: Учебное пособие. Практические задания (практикум). — М.: Издательство «Альфа-Пресс». — 640 с.. 2010 [Methods "study of the perception of the individual groups" (T. V. Zalubovsky, J. G. Odegov, G. G. Rudenko, and others: a Training manual. Practical tasks (workshop). — M.: Publishing House "Alpha-Press". — 640 p.. 2010 (in Russ).]

Никитина Н. Н. Методика диагностики компетентности учащихся в сфере культурно -досуговой деятельности: Материалы ПИЭР /Н. Н. Никитина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. - 15с. [Nikitina N. N. Methods of diagnostics of students ' competence in the sphere of cultural and leisure activities: materials of PR /N. N. Nikitina. - Ulyanovsk: WIPPRO, 2003. - 15p. (in Russ).]

Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) //Психологическая диагностика. 2005, № 3. 96 с. [Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psychological well-being of the individual (review of the main concepts and research methods) / / Psychological diagnostics. 2005, no. 3. 96 p. (in Russ).]

ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ _ЗАВЕДЕНИИ._

Постольник Ю.А.

кандидат педагогических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2-й сельскохозяйственный проезд, д. 4, Москва, Россия, 129226

Бубенцова Ю.А. старший преподаватель ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2-й сельскохозяйственный проезд, д. 4, Москва, Россия, 129226

Кашенков Ю.Б. старший преподаватель Московский государственный психолого-педагогический университет

Ул. Сретенка, 29, Москва

АННОТАЦИЯ

Целью исследования было изучение влияния занятий физической культурой и спортом на психоэмоциональное состояние студентов при модернизации процесса физического воспитания в ВУЗе. В статье представлен перспективный подход к физическому воспитанию в высшем учебном заведении, когда содержание и организация практических занятий физическими упражнениями не навязываются студентам, а выбираются ими самими, в соответствии с собственными интересами, возможностями, потребностями. Проведенное исследование показало, что вариативность в рамках процесса физического воспитания способствует осознанной мотивации к практическим занятиям физической культурой, удовлетворяет интересы индивидуума, которая отразились на повышении психоэмоциональном состоянии и значительном росте посещаемости дисциплины.

ANNOTATION

The goal of this research was to study the impact of physical education and sports on students' psycho -emotional state during the modernization of the process of PE education in the university. The article presents an innovative approach to organizing PE education in a higher educational institution, when the curriculum and

exercise variety are not imposed on students, but are chosen by students according to their interests, capabilities, and needs. The study showed that variability and freedom of choice promotes conscious motivation for practical exercise and satisfies the interests of the individual. The results also showed an increase in students' psycho emotional state and a significant increase in attendance.

Ключевые слова: студенты; дисциплина «Физическая культура и спорт»; элективный курс; психоэмоциональное состояние студентов; модернизация процесса физического воспитания.

Key words: students; discipline "Physical Education and Sport"; elective course; students psycho-emotional state; physical education modernization.

Согласно законодательству РФ (Приказ от 1 декабря 1999 г. №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»), дисциплина «Физическая культура» является обязательным предметом для освоения в высшем учебном заведении по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин.

Одной из задач дисциплины является овладение студентами структурой практических умений и навыков, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических

способностей, а также психическое благополучие [1;2; 3].

В современных условиях обучения в ВУЗе, образовательный процесс вызывает

психоэмоциональное выгорание, которое в свою очередь негативно влияет на здоровье студентов. А ведь здоровое психоэмоциональное состояние, является важнейшим показателем обучения, концепцией формирования личности эрудита и высокой профессиональной продуктивности в будущем. В связи с этим актуальными представляются исследования [4; 5; 6; 7], подтверждающие использование разнообразных средств и методов, реализуемые в физическом воспитании, которые положительно повлияли на психоэмоциональное состояние обучающихся.

В основе психоэмоционального здоровья человека лежит способность чувствовать себя хорошо вне зависимости от внешних обстоятельств. Согласно определению Фонда психического здоровья человека (Mental Health Foundation), эмоциональное здоровье — это состояние благополучия, которое позволяет человеку гармонично функционировать в обществе и соответствовать требованиям повседневной жизни [8].

В рабочей гипотезе нами сделано предположение о том, что внедрение в структуру физического воспитания в ВУЗе альтернативного выбора содержания и организации учебных занятий дисциплины «Физическая культура и спорт», позволит значительно

индивидуализировать процесс физического развития обучающихся, который положительно повлияет на психоэмоциональное состояние студентов и эффективность учебного процесса в целом.

Цель исследования: изучение влияния занятий физической культурой и спортом на психоэмоциональное состояние студентов, на основе модернизации процесса физического воспитания в ВУЗе.

Методы и организация исследования.

В основном педагогическом эксперименте приняло участие 252 студента второго курса Московского Городского Педагогического Университета (далее по тексту - МГПУ) гуманитарных и социально-экономических факультетов, которые были разделены на двенадцать групп: шесть контрольных группы (далее - КГ) и шесть экспериментальных группы (далее - ЭГ) по 21 человек в каждой. Все участники эксперимента были здоровы и относились к основной и подготовительной медицинской группе здоровья. Практические занятия дисциплины «Физическая культура и спорт», являлись обязательными в течение установленного периода обучения в соответствии с учебным планом Университета и проходили 1 раз в неделю по 2 академических часа. Эксперимент проходил в течение 2018/2019 учебного года. Форма контроля освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» у всех обучающихся являлся «зачет», который проставлялся в зачетную книжку и в зачетную ведомость, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе по итогу учебного года.

У обучающихся КГ занятия проходили по традиционному курсу дисциплины «Физическая культура и спорт» (далее по тексту - ФКиС) согласно расписанию учебного отдела института, в первой половине дня (с 9 до 16 часов). Основой рабочей программы кафедры физического воспитания являлись учебно-тренировочные занятия, которые базировались на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки. В содержание практического учебного материала входили упражнения: легкой атлетики; спортивных игр (волейбол, баскетбол); общей физической подготовки; плавания; лыжного спорта [3].

Реализация дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» проходила в ЭГ, с возможностью самостоятельного выбора:

- вида спорта или системы физических упражнений (из числа предложенных кафедрой физического воспитания института) для систематических занятий в процессе обучения в

вузе;

- расписания практических занятий (занятия предлагались во второй половине дня после 16.00);

- территориального расположения места проведения избранного вида спорта или системы физических упражнений дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)». МГПУ имеет 13 спортивных баз по Москве.

Кафедра физического воспитания института предложила следующие направления систем физических упражнений и видов спорта для студентов: йога, фитнес, пилатес, волейбол, баскетбол, вольная борьба, танцы, плавание. Студенты, экспериментальной группы после самостоятельного выбора физических упражнений или видов спорта, распределились следующим образом: 20 человек - волейбол; 22 человек - йога; 12 человек - баскетбол; 20 человек - фитнес, 12

человек - пилатес, 10 человека - борьба, 20 человек - танцы, 10 человека - плавание. Участники ЭГ были добавлены в сформированные группы студентов по избранным направлениям.

Для оценки влияния занятий физической культурой и спортом на психоэмоциональное состояние студентов, при применении разных подходов к организации проведения дисциплины «Физическая культура и спорт», использовалась методика СаН, которая позволяет оценить состояние по трем аспектам: эмоциональному -самочувствие, физиологическому - активность и поведенческому - настроение. Студенты оценивали своё состояние по 10-ти балльной системе перед началом занятия и по итогу занятия в течение всего периода обучения.

Таблица 1

Средние показатели эмоционального состояния студентов экспериментальной и контрольной

Показатели эмоционального состояния Экспериментальная группа Контрольная группа Р

Самочувствие До занятий 6,83±0,69 6,96±0,64 >0,05

После занятий 8,6±0,23 7,91±0,48 <0,05

Прирост 1,8 0,95

Активность До занятий 5,53±0,67 5,97±0,68 >0,05

После занятий 8,2±0,49 6,94±0,43 <0,05

Прирост 2,7 1

Настроение До занятий 6,67±0,67 6,42±0,63 >0,05

После занятий 9,3±0,28 7,0±0,55 <0,05

Прирост 2,7 1,4

Как видно из представленных в таблице 1 данных: в экспериментальной группе наблюдается возрастание самооценки эмоционального состояния на 1,8 - 2,7 балла, в то время как в контрольной группе дивиденд существенно ниже 0,95 - 1,4 балла. Причем достоверность различий показателей самочувствия, активности и настроения после занятий в экспериментальной группе достигает значимых величин (Р < 0,05).

Исследование посещаемости занятий учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» студентами контрольной и экспериментальной групп, показало, что средний показатель посещаемости в экспериментальной группе составил 87,6 % за весь учебный год, в то время как, средний показатель в контрольной группе был равен 49,8%.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что модернизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении позволила индивидуализировать подход к освоению дисциплины «Физическая культура и спорт», способствовала повышению осознанной мотивации к занятиям, снятию

психоэмоционального напряжения и обеспечила значительный рост посещаемости.

Литература

Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Мотивационно-

ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической

культурой. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1 (23). - С. 114-117.

Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода к обучению плаванию в рамках дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 73-79.

Физическая культура: учебно-методический комплекс дисциплины. Для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки (не физкультурных факультетов). Уровень подготовки: бакалавриат. Курс ЫП, семестры 1-6, очная форма обучения / Авт.-сост.: О.Н. Мнухина, О.Д. Михайлова. - М.: МГПУ, 2013. - 48 с.

Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

Постольник Ю.А. Формирование

профессиональных компетенций студенток на занятиях плаванием средствами водных видов спорта: дис. пед. наук / Ю.А. Постольник. Москва, 2015. - с. 139.

Влияние разнообразных упражнений водных видов спорта на психо-эмоциональное состояние студенток занимающихся плаванием на занятиях физической культуры в вузе Постельник Ю.А., Распопова Е.А. В сборнике: Актуальные вопросы профессиональной подготовки

высококвалифицированных спортсменов

различного возраста Сборник научных трудов международной научно-практической

конференции. 2013. С. 257-259.

Влияние качества физической рекреации студентов на уровень их физического развития и психоэмоционального состояния Глобенко Р.Р. Наука и образование сегодня. 2016. № 9 (10). С. 8184.

Вербина О. Ю., Г. Г. Вербина Эмоциональное благополучие психическая составляющая психологического здоровья/ Альманах современной науки и образования, № 4 (47) 2011.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ _ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ_

Б01: 10.31618/ЕБи.2413-9335.2020.1.71.579 Давтян Сона Самвеловна

Аспирант кафедры общей и социальной педагогики Тюменский государственный университет

г. Тюмень

АННОТАЦИЯ

В статье представлены методологические основы формирования познавательной мобильности младших школьников посредством создания интерактивной образовательной среды. ABSTRACT

The article presents the methodological foundations of the formation of cognitive mobility of younger students through the creation of an interactive educational environment.

Ключевые слова: познавательная мобильность, интерактивность, образовательная среда, адаптация. Key words: cognitive mobility, interactivity, educational environment, adaptation.

Одной из главных задач модернизации Российского образования является формирование и развитие познавательных способностей, что существенным образом влияет на повышение качества школьного образования.

Совершенствование системы начального образования в соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. осуществляется через образовательную среду, как наиболее важный фактор воздействия на формирование и дальнейшего развития качеств личности ребенка.

В современной педагогике понятие «образовательной среды» активно

разрабатывается. Сущность данной категории раскрывается в трудах, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова, А. Савенкова, и др. Проблемы образовательной среды изучены в работах Л. А. Каменщиковой, Г. А. Ковалева, М. И. Мазур, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрика, И. Д. Фрумина, Н. В. Ходяковой, Н. Е. Щурковой, Б. Д. Эльконина, В. А. Ясвина, А.В.Хуторского и др.

В. А. Ясвин под образовательной средой понимает «интегральную характеристику воздействия всего комплекса условий, в которых протекает жизнедеятельность обучающихся, на их психологическое состояние, успешность учебной деятельности и личностное развитие» [9, С. 12].

Г.А. Ковалев рассматривая сущность образовательной среды определяет ее как «совокупности влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации» [3, С. 13].

А. Савенков придерживается мнения, что образовательная среда это «система

педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей, так и еще не проявившихся интересов» [6, С. 32].

A.В.Хуторской под образовательной средой подразумевает «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение человека, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика» [8, С.112].

B. И. Слободчиков рассматривает образовательную среду как процесс взаимодействия субъектов образования: «Образовательная среда не есть нечто однозначно и наперёд заданное; среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определённые связи и отношения» [7, С. 179].

Таким образом, в научной литературе нет единого понятия образовательной среды. В нашем исследовании мы будем исходить из определения образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, обеспечивающей возможности для ее развития.

Рассмотрение сущности понятия

«образовательная среда» невозможно без анализа ее структуры. В.А. Ясвин выделяет три компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и психодидактический [9]. В первый он включает пространственно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.