Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ АКТИВНОСТИ АМИНОТРАНСФЕРАЗ И ПРОНИЦАЕМОСТИ ЭРИТРОЦИТАРНЫХ МЕМБРАН ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ИНФРАЗВУКА И НИЗКОЧАСТОТНОГО ШУМА'

ИЗМЕНЕНИЕ АКТИВНОСТИ АМИНОТРАНСФЕРАЗ И ПРОНИЦАЕМОСТИ ЭРИТРОЦИТАРНЫХ МЕМБРАН ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ИНФРАЗВУКА И НИЗКОЧАСТОТНОГО ШУМА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — В И. Свидовый, В Н. Колмаков, Г В. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ АКТИВНОСТИ АМИНОТРАНСФЕРАЗ И ПРОНИЦАЕМОСТИ ЭРИТРОЦИТАРНЫХ МЕМБРАН ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ИНФРАЗВУКА И НИЗКОЧАСТОТНОГО ШУМА»

ные фазы их профессиональной деятельности, а также в выходной день, позволило выявить значительные различия между группами практически здоровых и больных нейро-циркуляторной дистонией гипертензивного типа.

2. Профессиональное интеллектуально-эмоциональное напряжение вызывало у авиадиспетчеров, больных нейро-ЧКнркуляторной дистонией, более глубокие изменения ли-

пидного обмена. При этом повышенные в рабочий день показатели в день отдыха не восстанавливались.

3. Причиной выраженной гиперлипидемии у больных авиадиспетчеров явилось повышение активности симиати-ко-адреналовой системы, особенно ее медиаторного отдела.

Литература

1. Автандилов Г. Г. Динамика атеросклеротического процесса у человека. М., J970.

2. Алексенко A.C., Грибанов Г. А., Сергеев С. А.— Кардиология, 1977, № 6, с. 82—87.

3. Алтухов Г. В., Барановская О. П., Баклунова О. Н. и др.— В кн.: Авиакосмическая медицина. Москва — Калуга, 1975, т. 1, с. 59—61.

4. Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.

5. Иоселиани К. К.— Космическая биол., 1975, N° 5, с. 65—70.

6. Кан Е. Л., Аветикян 111. Т., Алексеев Г. И. и др.— В кн.: Экстремальная физиология и индивидуальная защита человека. М., 1982, с. 106—115.

7. Климов А. Н., Ловягина Т. Н., Баньковская Э. Б,— Лаб. дело, 1966, № 5, с. 276—280.

8. Лейтес С. М. Проблемы регуляции обмена веществ в норме и патологии. М., 1978.

9. Мак-Мюррей. У. Обмен веществ у человека. М., 1980.

10. Сильвестров В. П., Шиш марев Ю. //., Нодова Е. С. — В кн.: Всероссийский съезд терапевтов. 4-й. Труды. Л., 1979, с. 197—201.

11. Стабровский Е. М., Коровин К. Ф. — В кн.: Методы исследования нейро-эндокринных систем. Л., 1971, с. 5-38.

12. Семенов Е. В. Изменения в липидном обмене при длительном введении адреналина и норадреналина. Ав-тореф. дис. канд. мед. наук. Л., 1970.

13. Euler U. S. — Clin. Pharmacol. Ther.. 1964, vol. 5, p. 398—404.

14. Fredrickson D. S., Levy V., Lees R. S. — New Engl. J. Med., 1967, vol. 276, p. 151 — 157.

15. Hale H. В., Hartman В. 0., Harris D. A. et al. — Aerospace Med., 1972, vol. 43, p. 293—299.

Поступила 15.03.85

УДК 613.644-07:« 16.155.1-008.931:577.152.261

В. И. Свидовый, В. Н. Колмаков, Г. В. Кузнецова

ИЗМЕНЕНИЕ АКТИВНОСТИ АМИНОТРАНСФЕРАЗ И ПРОНИЦАЕМОСТИ ЭРИТРОЦИТАРНЫХ МЕМБРАН ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ИНФРАЗВУКА И НИЗКОЧАСТОТНОГО

ШУМА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Известно, что при повреждении внутренних органов в силу увеличения проницаемости клеточных мембран может наблюдаться увеличение аминотрансферазной активности сыворотки крови. Косвенным указанием на изменения проницаемости плазматических мембран внутренних органов являются изменения проницаемости эритро-цитарных мембран (ПЭМ).

В связи с этим представляло определенный интерес исследование влияния инфразвука и низкочастотного шума на указанные показатели.

Опыты были поставлены на белых крысах-самцах с первоначальной массой тела 125±5,0 г (по 10 животных в каждой серии), которых подвергали ежедневному 3-часовому воздействию изучаемого фактора в течение 5, 10, 15 и 25 дней. Параллельно с опытными группами отбирались пробы и в контрольной. Общее число исследований в контрольной группе — 84. В конце воздействия фактора крыс забивали декапитацией и определяли в сыворотке крови активность аминотрансфераз по методу Френкеля — Ройтмана, а величину ПЭМ — ранее описанным методом мочевинного гемолиза [1]. В ряде серий опытов параллельно исследовали аминотрансферазную активность внутренних органов — сердца н печени. Для этого 0,1 мл 10% гомогеиата ткани органа в физиологическом растворе инкубировали в течение 15 мин с 0,5 мл соответствующего субстратного раствора. Последующее определение осуществляли согласно методике Френкеля — Ройтмана. При указанных условиях образующееся после инкубации количество а-кетокислот определяется фотометрически в пределах оптимальной оптической плотности инкубационной смеси, что позволяет избежать ошибок определения, связанных с высокой активностью ферментов в тканях.

Следует отметить, что наряду с увеличением исследуемых показателей в ряде случаев отмечалось их умень-

шение по сравнению с контролем. В первую очередь мы проанализировали случаи увеличения активности ферментов или ПЭМ

Полученные 1нные показывают, что, как и в опытах in vitro, изменен я зависят прежде всего от частоты и сроков воздействия, в меньшей мере — от интенсивности инфразвука и низкочастотного шума.

Наиболее часто и резко выраженные изменения изучаемых показателей отмечались на частотах 8 и 16 Гц. При частоте 31,5 Гц увеличения активности ферментов или проницаемости эритроцитарных мембран практически не отмечалось.

Наиболее чувствительным показателем повреждения тканей организма оказалась аланинаминотрансфераза (АлАТ), активность аспарагинаминотрансферазы (АсАТ) повышалась несколько реже. Увеличение ПЭМ, как правило, совпадает с повышением активности аминотрансфераз, однако высокая активность ферментов удерживается более длительно, чем увеличение ПЭМ. Рост активности ферментов и увеличение ПЭМ значительно выражены в течение первых 2 нед эксперимента, а к 25-му дню воздействия, особенно при относительно небольших интен-сивностях действующего фактора (100 дБ и менее), отмечается тенденция к нормализации исследуемых показателей. Возможно, это связано с адаптацией организма к воздействию изучаемого фактора.

Выраженность изменений исследуемых параметров в зависимости от интенсивности воздействия обнаруживается на частоте 2 Гц. При других частотах характер изменений мало зависел от интенсивности действующего фактора.

Наряду с повышением активности ферментов и ПЭМ, указывающего на наличие повреждения мембранного аппарата внутренних органов, в ряде случаев отмечалось уменьшение изучаемых параметров по сравнению с конт-

ролем. Это может отражать более глубокий характер изменений, сопровождающихся угнетением ферментативной активности или снижением проницаемости мембран. Такие сложные отношения требуют детального анализа, но некоторые шаги к решению поставленных вопросов были предприняты и в настоящем исследовании. Ранее было □оказано, что дистрофические изменения внутренних органов сопровождаются резким снижением ПЭМ в верхней части кривой гемолиза |2|. Такая картина наблюдалась в настоящих исследованиях при воздействии инфразвуко-вых колебаний частотой 2 Гц и интенсивностью 110 дБ на 15-й день облучения экспериментальных животных. В других случаях низкая ПЭМ, вероятнее всего, отражала отсутствие изменений мембранного аппарата эритроцитов в опытах. Снижение активности аминотрансфераз сыворотки может аналогично зависеть от принципиально разных причин: или быть результатом нормализации состояния проницаемости мембран в результате адаптации организма к действующему фактору или являться следствием истощения ферментатнвной активности тканей. Для проверки этого предположения мы изучали ферментативную активность ткани печени и сердечной мышцы.

Полученные данные носят предварительный, ориентировочный характер, однако можно считать доказанным, что трансаминазная активность тканей меняется в динамике воздействия изучаемого фактора. Эти изменения зависят от длительности воздействия изучаемого фактора, его интенсивности и локализации фермента. Так, активность АлАТ достоверно снижается в ткани печени на 15-й день (8 Гц, 140 дБ), 15—25-й дни (16 Гц, 130 дБ), но в ткани сердца изменяется мало. Активность АсАТ в сердечной мышце также падает на 15-й день (8 Гц, 100 дБ) и возрастает на 25-е сутки при той же частоте. В печени активность АсАТ падает на 15-й день (8 Гц, 130 дБ) и нормализуется к 25-му дню при той же частоте. Воздействие инфразвука частотой 16 Гц изменяет активность фермента на 15-й день эксперимента (100 дБ), сохраняющуюся к 25-му дню при обеих величинах интенсивности.

Полученных данных недостаточно для убедительного анализа связей между активностью ферментов в плазме крови и органах, но обращает на себя внимание наличие обратной зависимости между изменениями активности АсАТ в ткани печени и в плазме крови. Это можно трактовать как отражение процесса нормализации функций мембранного аппарата, а именно уменьшения выхода фер-

мента из клеток печени и соответственно увеличения его активности в тканях, снижения в плазме крови.

Возможен еще один механизм изменения активности — прямое воздействие низкочастотных акустических колебаний на структуру, а через ее изменения н на активность фермента. Для проверки данного предположения мы иссле^ довали изменения аминотрансферазной активности npodr сыворотки при воздействии на них инфразвука частотой 8 Гц и интенсивностью 140 дБ в течение 3 ч in vitro. Pe-зультаты 10 исследований показали, что средняя величина активности фермента при этом существенно не менялась. С другой стороны, воздействие инфразвука резко увели- Щ чивало разброс данных, что особенно ярко проявляется при анализе величины среднего квадратичного отклонения (а) исследованного ряда проб. Для АлАТ она равна ф в контроле 0,22 мМ/л/ч, а в опыте 0,32 мМ/л/ч, для АсАТ соответственно 0,13 и 0,35 мМ/л/ч.

Интересно, что и в опытах in vivo вариабельность изменений активности АсАТ в плазме крови выражена в ряде случаев относительно сильнее, чем активности АлАТ. Это подтверждает возможность прямого воздействия инфразвука на активность ферментов не только in vitro, но и in vivo.

Обобщая полученные данные, необходимо подчеркнуть, что изменения активности аминотрансфераз плазмы крови при воздействии инфразвука и низкочастотного шума выражены достаточно четко. С другой стороны, сложный, многофакторный характер причин, влияющих на активность ферментов, требует сочетанного применения нескольких лабораторных тестов для правильной оценки наблюдаемых сдвигов. В качестве вполне реального может быть рекомендовано сочетание определения трансамнназ-ной активности плазмы и величины ПЭМ как методов, характеризующих разные стороны повреждения мембранного аппарата клеток организма при воздействии инфразвука и низкочастотного шума.

Литература

1. Алексеев С. В., Колмакоо В. Н., Свидовый В. И. —

Гиг. и сан., 1984, № 2, с. 82—84.

2. Колмаков В. Н., Радченко В. Г. — Тер. арх., 1982, é

№ 2, с. 59-62.

Поступила 20.03.8Г>

УДК 614.76:631.82

Г. Б. Барсельянц ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

Филиал ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс,

Ереван ф

Одним из важных разделов Продовольственной программы СССР является расширение производства и применения минеральных удобрений.

Наряду с высокой эффективностью минеральных удобрений в сельском хозяйстве установлено, что избыточное или неправильное их применение может привести к загрязнению почвы, водного и воздушного бассейнов, а также накоплению больших количеств минеральных удобрений, в частности, ннтратов, в продуктах питания, особенно растительного происхождения. Из минеральных удобрений наибольшее гигиеническое значение имеют азотсодержащие.

Важное значение для гигиенической оценки азотсодержащих удобрений имеют изучение фактического содержания ннтратов и нитритов в продуктах питания и оценка их пищевой ценности.

Определение фактического содержания нитратов враз-личных сельскохозяйственных культурах проведено з ряде научно-исследовательских институтов (см. таблицу).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что количество нитратов в одних и тех же продуктах часто значительно различается (свекла, капуста, редис и др.) [2, 5, 9, 10, 13, 141. Подобные расхождения обусловлены, по-видимому, многими факторами: дозами вносимых в почву удобрений, сбалансированностью полных минеральных удобрений и микроудобрений, физико-химическими свойствами почвы, климатогеографнческими особенностями, погодными условиями и др. Особо важное значение имеет метод определения нитратов. В настоящее время в СССР метод определения нитратов унифицирован, но он не в полной мере удовлетворяет запросам гигиенистов, так как неэкспрессный. Работы по созданию экспрессного метода определения нитратов в растительных пищевых продуктах продолжаются.

Количество нитратов, поступающих в организм с суточным пищевым рационом, может варьировать в больших пределах, что во многом зависит от времени года, места жительства, национальных особенностей питания населе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.