Научная статья на тему 'Изменение активности аминотрансфераз и щелочной фосфатазы в крови и почках цыплят в ходе развития стресс-реакции'

Изменение активности аминотрансфераз и щелочной фосфатазы в крови и почках цыплят в ходе развития стресс-реакции Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
431
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРМЕНТЫ / КРОВЬ / ПОЧКИ / ЦЫПЛЯТА / СТРЕСС-РЕАКЦИЯ / FERMENTS / BLOOD / KIDNEYS / CHICKENS / STRESS-REACTION

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Харлап Светлана Юрьевна, Дерхо Марина Аркадьевна, Середа Татьяна Игоревна

Изучена динамики активности АсАТ, АлАТ и ЩФ в крови и супернатанте почек импортных и отечественных цыплят кросса Ломан белый в ходе стресс-реакции, развивающейся на фоне моделированного производственного стресса перегруппировки и транспортировки. Установлено, что у отечественных цыплят стресс-реакция соответствовала классической картине развития этапа срочной адаптации в общем адаптационном синдроме, что отражало высокий адаптационный потенциал их организма. В группе импортных цыплят формирование адаптивной реакции было модифицировано, что свидетельствовало о низких адаптационных возможностях как белоксинтезирующих систем, так и организма в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE AMINOTRANSFERASE AND ALKALINE PHOSPHATASE ACTIVITY IN THE BLOOD AND KIDNEYS OF CHICKENS IN THE PROCESS OF STRESS REACTION DEVELOPMENT

The dynamics of the activity of AsT, AlT and alkaline phosphatase in blood and kidneys supernatant of imported and domestic Lohmann White chickens during the stress reaction, developing against the background of simulated stress in the processes of regrouping and transportation, have been studied. It was found that stress reaction in domestic chickens corresponded to the classical situation of the phase of urgent adaptation development in the general adaptation syndrome, which reflected the high adaptation potential of chicken organism. In the group of imported chickens the formation of adaptive behavior was modified, this being indicative of low adaptive capacities of both the protein-synthesizing system and the organism in general as well.

Текст научной работы на тему «Изменение активности аминотрансфераз и щелочной фосфатазы в крови и почках цыплят в ходе развития стресс-реакции»

Изменение активности аминотрансфераз и щелочной фосфатазы в крови и почках цыплят в ходе развития стресс-реакции

С.Ю. Харлап, аспирантка, М.А. Дерхо, д.б.н., профессор, Т.И. Середа, к.б.н., ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГаУ

В последние годы воспроизводство высокопродуктивных кроссов птиц на птицефабриках России происходило в основном за счёт импорта прародительских и родительских форм цыплят. Однако в новых экономических условиях резко ограничился ввоз импортной продукции, что побуждает птицеводческие племрепродукторы использовать в производстве племенного инкубационного яйца собственные ресурсы. В связи с этим возникла необходимость оценить биологический потенциал импортных и отечественных цыплят родительского стада.

Для реализации генетического потенциала большое значение имеют адаптационные способности птиц, которые можно оценить по характеру формирования стресс-реакции под действием стрессоров. Известно, что для птиц, содержащихся в промышленных условиях, одним из самых распространённых стресс-факторов является транспортировка и перегруппировка [1]. Например,

время нахождения цыплят в транспортной таре определяет уровень снижения массы тела [2]. Первичной эффекторной мишенью стресса являются надпочечники, состояние которых тесно взаимосвязано с функциональной активностью почек [3]. Так, под действием стрессоров в почках животных протекают компенсаторно-приспособительные процессы, в которые вовлекаются все отделы и компоненты нефрона, а также сосудистая система [4]. Это служит доказательством участия почек в реализации адаптационной стратегии организма.

Одним из чувствительных биоиндикаторов действия стрессоров различного происхождения являются ферменты, отражающие физиологобиохимическое состояние организма и его адаптационные возможности [1, 5]. При этом в основном изучена информативность сывороточных ферментов [5, 6]. В то же время ферментативные изменения клеток внутренних органов, в том числе и почек, недостаточно отражены в литературе, что и определило тему нашего исследования.

Целью исследования явилось изучение динамики активности АсАТ, АлАТ и ЩФ в крови и

супернатанте почек импортных и отечественных цыплят кросса Ломан белый в ходе стресс-реакции, развивающейся на фоне моделированного производственного стресса перегруппировки и транс -портировки.

Материал и методы исследования. Экспериментальная часть работы выполнена на базе вивария и кафедры органической, биологической и физколлоидной химии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский ГАУ» в 2014–2015 гг. Объектом исследования служили 40-суточные цыплята кросса Ломан белый, принадлежащие ОАО «Челябинская птицефабрика». Птиц подбирали в группы по принципу аналогов с учётом происхождения, живой массы и клинического состояния. До начала эксперимента их выдерживали в условиях вивария в течение двух недель, поддерживая условия содержания в соответствии с технологией выращивания кросса.

Для проведения опыта было сформировано две группы (n=25): I гр. (контрольная) состояла из цыплят, полученных на птицефабрике от птиц родительского стада. Во II гр. (опытную) вошли импортные цыплята, завезённые на птицефабрику в суточном возрасте. Для моделирования производственного стресса перегруппировки и транспортировки и инициации стресс-реакции использовали шуттелирование на шуттель-аппарате при частоте механических движений 160 в мин. в течение двух часов [2] (эксперимент проводили в утренние часы (с 9 до 11 час.).

Материалом исследований служили кровь и почки, которые получали после декапитации цыплят, выполненной под наркозом эфира с хлороформом с соблюдением принципов гуманности, изложенных в директивах Европейского сообщества (86/609/ ЕЕС) и Хельсинкской декларации, до шуттели-рования (фон), сразу, через 1, 4 и 24 часа после шуттелирования. После декапитации кровь собирали в пробирки, подвергали центрифугированию и получали плазму крови. Почки перфузировали охлаждённым физраствором, гомогенизировали в среде выделения, содержащей 0,005н Tris, 0,1н KQ в соотношении 1:50. Полученный гомогенат центрифугировали. В супернатанте и плазме крови определяли активность АсАТ (аспартатаминотранс-феразы), АлАТ (аланинаминотрансферазы) и ЩФ (щелочной фосфатазы) при помощи стандартных наборов реактивов «Абрис», «Эко-сервис». В почках активность ферментов рассчитывали на 1 г ткани. Для оценки цитолитической реакции клеток почек определяли соотношение между уровнем энзимов в плазме крови и супернатанте почек по формуле:

Ф

= кР°ви .1000,

Ф

^почек

где КЦР — коэффициент цитолитической реакции, усл. ед.;

Фкрови — активность ферментов в плазме крови, мкмоль/(ч-мл);

Фпочек — активность ферментов в супернатанте почек, мкмоль/(ч-мл) на 1 г ткани;

1000 — нормализующий коэффициент.

Статистическую обработку данных проводили методом вариационной статистики на ПК с помощью табличного процессор «Microsoft Ехсе1 - 2003» и пакета прикладной программы «Биометрия». Достоверность различий между группами оценивали с учётом непараметрического критерия Манна — Уитни.

Результаты исследования. Мы установили, что отечественные и импортные цыплята до моделирования экспериментального стресса отличались по уровню ферментов в плазме крови и супернатанте почек (табл. 1), что свидетельствовало о различиях в метаболическом состоянии клеток организма и их энергетических возможностях. Так, в плазме крови и супернатанте почек импортных цыплят активность ферментов АлАТ и АсАТ была значительно меньше, чем у отечественных. АлАТ и АсАТ являются метаболонами цикла Кребса [7]. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в организме цыплят опытной группы значительно меньшее количество аминокислотных остатков вовлекалось в энергетический обмен. Возможно, одной из причин этого являлось нарушение соотношения между константой Михаэлиса ферментов и концентрацией субстрата [5]. В данных условиях, вероятно, ЩФ способствовала образованию и высвобождению энергии за счёт транспорта фосфатов через плазматические мембраны, что проявлялось более высокой активностью фермента в клетках почек импортных цыплят.

Результаты наших исследований показали, что ферменты являются одним из быстро реагирующих звеньев биохимического гомеостаза на действие стресс-фактора. Динамика изменений их активности в ходе развития стресс-реакции соответствовала следующим её фазам [8]: 1) латентная фаза с критическим минимумом; 2) фаза реабилитации; 3) фаза мобилизации.

В почках отечественных цыплят данные фазы обнаруживались в течение первых 24 часов после шуттелирования, являющегося для птиц, согласно данным [1], стресс-фактором при частоте механических движений 160 в мин. Первая фаза ответной реакции организма была максимально выражена для АлАТ и АсАТ через 1 час, а ЩФ — сразу после действия стрессора (табл. 1) и проявилась уменьшением активности ферментов в супернатанте почек до минимума за счёт подавления их биосинтеза. Возможно, это было результатом изменений транскрипционной активности генов почки, контролирующих синтез данных каталитических белков [9]. Одним из путей поддержания концентрации ферментов в клетках органа явилось уменьшение количества каталитических белков, мигрирующих из почек в кровь. Об этом свидетельствовало увеличение величины КЦР (табл. 2),

отражающей соотношение ферментов в крови и супернатанте почек, что сказывалось на уровне каталитических белков в крови цыплят (табл. 1). Аналогичные данные были получены ранее [6].

Фаза реабилитации стресс-реакции для исследуемых ферментов в супернатанте почек была очень короткой и не зарегистрирована нами в ходе эксперимента. Однако через 1 час после шуттелирования было уже установлено резкое повышение активности ЩФ, что свидетельствовало о наступлении фазы мобилизации стресс-реакции для физиологических систем, контролирующих уровень энзима в почках (табл. 1). Для ферментов переаминирования данная фаза обнаруживалась через 4 часа после действия стрессора, при этом активность АсАТ преобладала над АлАТ (коэф. де Ритиса 2,42±0,05). Однако к 24-му часу эксперимента соотношение аминотрансфераз выравнивалось (коэф. де Ритиса 1,25±0,07), что отражало повышение роли глюконеогенеза в поддержании энергетического баланса в организме птиц. На фоне роста биосинтетической активности клеток почек увеличивался выход ферментов из органа в кровь (величина КЦР (табл. 2) снижалась для АлАТ, АсАТ, ЩФ), обеспечивая возрастание их активности в плазме крови цыплят. Результаты наших исследований согласуются с данными [1, 6].

Таким образом, характер динамики ферментов в супернатанте почек и крови отечественных цыплят в ходе развития стресс-реакции свидетельствовал, что она протекала по пути, обеспечивающему адекватную мобилизацию энергетических и пластических ресурсов организма, что соответствует представлениям об эустрессе. Следовательно, организм птиц обладал высоким адаптационным потенциалом.

В группе импортных цыплят наступление и выраженность соответствующих фаз стресс-реакции отличалась от контроля. Так, в течение 24 часов после шуттелирования состояние внутриклеточных систем, обеспечивающих активность аминотранс-фераз в клетках почек, соответствовало латентной фазе стресс-реакции с критическим минимумом. При этом наименьшая активность АсАТ была установлена в конце эксперимента, а АлАТ – через 1 час после шуттелирования (табл. 1). В клетках почек в большей степени подавлялся биосинтез аланинаминотрансферазы, что сказывалось на значениях коэффициента де Ритиса. Следовательно, в организме импортных птиц резко ограничивалось использование аминокислот в процессах глюко-неогенеза, что было результатом изменения проницаемости плазматических мембран, как клеток почек, так и митохондрий, о чём свидетельствовало повышение величины КЦР и изменение уровня ферментов в крови (табл. 1, 2). Логично предположить, что организм птиц обладал значительно меньшим запасом пластических и, как следствие, энергетических ресурсов, обеспечивающим его адаптацию к действию стресс-фактора. Этот вывод согласуется с данными [1], согласно которым реализация срочного этапа адаптации возможна только благодаря тем резервам организма, которые обусловлены генетически, за счёт ранее сформированных физиолого-биохимических механизмов.

Активность щелочной фосфатазы в супернатанте печени имела минимальное значение сразу после шуттелирования (табл. 1), что соответствовало латентной фазе с критическим минимумом в структуре стресс-реакции. В ходе дальнейшего эксперимента концентрация фермента постепенно увеличивалась, что можно расценивать как про-

1. Ферменты крови и супернатанта почек ^±Sx)

Показатель Груп- До шутте- После воздействия вибрации

па (фон), (n=5) сразу (n=5) через 1 ч(n=5) через 4 ч (n=5) через 24 ч (n=5)

Плазма крови

АсАТ, I 5,91±0,21 4,99±0,13* 2,43±0,14*** 7,20±0,22* 9,28±0,22**

мкмоль / ч-мл II 1,51±0,03 6,36±0,24*** 6,95±0,31*** 6,08±0,17*** 5,26±0,31***

АлАТ, I 2,45±0,11 0,92±0,03*** 0,83±0,05*** 5,55±0,33*** 7,71±0,09***

мкмоль / ч-мл II 0,75±0,02 9,75±0,37*** 7,10±0,33*** 5,88±0,24*** 4,38±0,18***

Коэф. де Ритиса, I 2,51±0,23 5,55±0,37*** 3,03±0,25 1,33±0,09** 1,26±0,01**

усл. ед. II 1,95±0,02 0,66±0,03*** 1,00±0,06*** 1,05±0,04*** 1,21±0,08***

ЩФ, Е/л I 2057,05±20,89 1626,00±40,15*** 1143,29±57,28*** 1383,60±20,06*** 1562,08±23,17***

II 1950,08±9,31 1729,49±27,59*** 1015,79±11,19*** 575,71±10,41*** 558,98±15,72***

Супернатант почек

АсАТ, мкмоль / ч-мл I 126,06±2,42 90,46±2,07*** 51,11±1,82*** 297,11±6,22*** 293,55±8,97***

на 1 г ткани II 19,30±0,26 18,04±0,39 17,34±0,27* 9,61±0,19*** 6,91±0,22***

АлАТ мкмоль / ч-мл I 57,32±3,22 33,75±1,24*** 17,39±0,63*** 123,07±2,31** 233,75±2,45***

на 1 г ткани II 16,27±0,21 4,85±0,18*** 3,76±0,11*** 4,27±0,07*** 4,56±0,10***

Коэф. де Ритиса, I 2,19±0,16 2,68±0,09* 2,94±0,24* 2,42±0,05* 1,25±0,07***

усл. ед. II 1,19±0,02 3,72±0,16*** 4,61±0,15*** 2,25±0,07*** 1,52±0,06***

ЩФ, Е/л I 399,41±10,76 252,52±5,52*** 1508,13±51,27*** 4054,55±87,80*** 5091,67±138,49***

на 1 г ткани II 1790,17±25,52 434,72±7,31*** 647,89±17,43*** 675,96±11,78*** 619,73±8,43***

Примечание: * – Р<0,05; ** – Р<0,01; *** – Р<0,001 по сравнению с величиной «фон»

2. Коэффициент цитолитической реакции ферментов (X±Sx)

Показатель Груп- До шутте- После воздействия вибрации

па (фон), (n=5) сразу (n=5) через 1 ч (n=5) через 4 ч (n=5) через 24 ч (n=5)

Плазма крови

КЦР(АсАТ), I 46,89±2,19 55,57±2,37 47,22±1,48 24,31±0,27*** 33,31±2,09**

усл. ед. II 78,23±2,11 352,54±11,61*** 400,81±6,56*** 632,66±13,53*** 761,22±41,82***

КЦР(АлАТ), I 38,74±0,87 27,16±0,98*** 48,00±0,41** 45,09±2,16 32,89±0,39***

усл. ед. II 46,10±2,14 2010,31±153,18*** 1888,29±182,09*** 1377,05±46,33*** 960,52±60,37***

КЦР(ЩФ), I 5150,22±115,24 6439,09±54,66*** 758,08±37,76*** 341,24±7,21*** 306,79±5,77***

усл. ед. II 1089,32±35,63 3978,39±151,90*** 1567,84±98,39*** 851,69±38,89*** 901,97±36,15***

текание фазы реабилитации. Однако и через 24 часа после шуттелирования активность ЩФ была меньше фоновой величины в 2,88 раза (р< 0,001). Аналогичные данные получены [3] при длительной насильственной иммобилизации крыс. Возможно, одной из причин снижения активности ЩФ в супернатанте почек было увеличение скорости выхода фермента из клеток почек в кровь за счёт повышения проницаемости плазматических мембран или уменьшения их стабильности в результате гипертрофии частей нефрона на фоне нарушения кровообращения [4]. Об этом свидетельствовала динамика значения КЦР (ЩФ) (табл. 2). Изменение проницаемости клеточных мембран при действии стрессоров различной этиологии наблюдали [10]. Однако уменьшение уровня ЩФ в супернатанте печени на фоне увеличения выхода фермента в кровь не приводило к возрастанию его активности в плазме крови цыплят (табл. 1).

Совокупность изменений активности ферментов в исследуемых биосредах импортных цыплят свидетельствовала, что клетки почек в ходе развития стресс-реакции после шуттелирования испытывали дефицит энергии за счёт недостаточного запаса белковых субстратов. Поэтому стресс-реакция по сравнению с контролем была более длительной во времени и менее активной, что характерно для организмов с низким уровнем резистентности [6]. В этих условиях достаточно высока вероятность перехода стресс-реакции в дистресс.

Выводы. Результаты наших исследований показали, что динамика изменения активности ферментов в крови и супернатанте почек отечествен-

ных цыплят после воздействия шуттелирования соответствовала классической картине развития этапа срочной адаптации в общем адаптационном синдроме. В группе импортных цыплят формирование адаптивной реакции было модифицировано, что свидетельствовало о низких адаптационных возможностях как белоксинтезирующих систем, так и организма в целом.

Литература

1. Ковтутнеко А.Ю. Адаптационные реакции у кур при транс-опртировке и шумовом воздействии: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. Белгород: БГСХА, 2009. 22 с.

2. Плященко С.И., Сидоров В.Т. Стрессы у сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1987. 192 с.

3. Тупикин В.Д., Полина Ю. В., Уварова И.А. и др. Эффекты низкоинтенсивного электромагнитного излучения в структуре почек и надпочечников изолированно и при стрессе // Астраханский медицинский журнал. 2010. № 1. С. 282—285.

4. Тупикин В.Д., Родзаевская Е.Б., Уварова Н.А. и др. Гистофункциональная характеристика кортикальных и околомозговых нефронов почки при реакции на экспериментальный стресс // Известия Саратовского университета. Серия «Химия. Биология. Экология». 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 58—65.

5. Ковалев Н.Н. Холинэстеразы — биохимические маркеры механизма адаптации гидробионотов: автореф. дисс. . докт. биол. наук. Владивосток: Тихоокеанский НИИ, 2003. 40 с.

6. Хижнева О. А., Дерхо М.А., Середа Т.И. Ферменты крови животных, подвергнутых комбинированному воздействию сульфата кадмия и вибрации // Актуальные проблемы научной мысли: сб. статей междунар. науч.-практич. конф. 24.04.14. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 54—57.

7. Середа Т.И., Дерхо М.А. Оценка роли аминотрансфераз в формировании продуктивности у кур-несушек // Сельскохозяйственная биология. 2014. № 2. С. 72—77.

8. Беньковская Г.В. Стресс-реакция как механизм реализации адаптивного потенциала особей и популяции насекомых: автореф. дисс. ... докт. биол. наук. Новосибирск: ИСиЭЖ СО РАН, 2009. 40 с.

9. Пыльник Т.О. Изменение экспрессии генов в почках крыс НИСАГ в покое и под воздействием эмоционального стресса // Студент и научно-технический прогресс: тез. докладов конф. Новосибирск: НГАУ, 2011. С. 199.

10. Boya P., Kroema G. Lysosomal membrane permeabilization in cell death // Oncogene. 2008. Vol. 50. № 22. Р 6434—6451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.