УДК 655(084.74)
С. А. Викторова
Издательские стандарты в контексте книжной культуры
В статье в рамках феномена «книжная культура» исследуется вопрос о необходимости строгого соблюдения издательских стандартов и нормативной документации в российском книгоиздании.
Ключевые слова: книжная культура, книжное дело, стандартизация, нормативная документация, издание, искусство книги, художественно-техническое оформление, редактирование, архитектоника книги, аппарат издания.
S. A. Viktorova
Publishing Standards in the Context of the Book Culture
In the article within a phenomenon "the book culture" a question about the necessity in strict compliance with publishing standards and standard documents in the Russian book publishing is investigated.
Keywords: book culture, book business, standardization, standard documents, edition, book art, art and technical design, editing, book architectonics, apparatus edition.
Феномен книжной культуры многоаспектен и многогранен. Это не только культура чтения, культура книгораспространения, но, прежде всего, - культура книгоиздания. Почему иной раз изобразительное или проиллюстрированное литературно-художественное издание не вызывает у читателя эстетического восхищения оформлением книги, а научное или научно-популярное, без иллюстраций приводит в восторг от издательско-полиграфического исполнения? Ответ на этот вопрос, как нам думается, кроется не в исследовании категорий читателей таких изданий, а в особенностях издательско-полиграфической работы над книгой. Мы говорим о печатной книге, так как в культуре электронных изданий еще не сформировались художественно-оформительские каноны.
Академик А. М. Панченко в труде «Русская литература в канун Петровских реформ» точно отметил: «... книжное ремесло - особое ремесло. Рукопись и человека, который ее изготовляет, связывают незримые, но неразрывные узы. Создание книги есть нравственная заслуга.» [4]. Сегодня книгопечатание «стало привычкой русской литературы, ее обиходом» [4], книга стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, частью культурного обихода и, несомненно, носителем культуры и ее источником.
По мнению С. А. Пайчадзе, книжная культура - это «уровень, достигнутый книжным делом в сочетании с исторически сложившимися тра-
дициями и реалиями в отношении народа к книге (и печати в целом) в конкретной стране (или регионе) на определенной ступени развития общества. По сути, книжная культура является показателем уровня технологического развития государства и свидетельствует об интеллектуальном потенциале населения, в том числе на отдельных территориях его проживания» [3, с. 4].
На сегодняшний день уровень технологического развития издательской деятельности очень высок. Однако это не означает только лишь высокого развития книгопечатания и книгораспро-странения (имеем в виду не только культуру продажи печатных книг в магазинах, но и культуру распространения электронных и сетевых книг), в первую очередь нужно обратить внимание на высокий технологический уровень пред-печатной подготовки книги - кропотливую работу корректора, редакторов, художников, дизайнеров. И прежде всего стоит говорить о работе редактора над книгой, так как ни одна технологическая инновация книжного дизайна не заменит педантичной работы эрудированного и образованнейшего редактора книги. В. Н. Ляхов считает, что «художественное конструирование книги питается не только достижениями искусства, но и данными многих наук и научных дисциплин - социологии, психологии, экономики, педагогики, некоторых положений теории информации, кибернетики и теории визуальных коммуникаций» [1].
© Викторова С. А., 2012
К широкому кругу специалистов, работающих в книжном искусстве, В. Н. Ляхов относит художественных и технических редакторов, оформителей, иллюстраторов и художников-конструкторов книги.
Опытнейший издатель и видный отечественный специалист книжного дела А. Э. Мильчин в одной из своих работ [2] на многочисленных практических примерах оперирует факторами издательской культуры. К ней он относит построение книги, включая принципы расположения ее частей (композиция издания); требования к выполнению выходных сведений, справочно-поискового и справочно-пояснительного аппарата издания, вспомогательных указателей, колонтитулов, библиографического аппарата. Следуя логике А. Э Мильчина, одним из факторов книжной культуры является четкое следование редактора и, конечно же, издателя основополагающим ГОСТам и нормативной документации.
Многие солидные отечественные издательства с многолетним опытом и богатым багажом замечательных образцов культуры книгоиздания на сегодняшний день не придают значения российской и международной издательской нормативной документации. Отсутствие основных выпускных сведений об издании, аннотации, игнорирование книжных индексов, неверное определение типа издания, несоблюдение санитарных правил и нормативов для книгопечатания - все это свидетельства не только отсутствия профессиональной этики издателей по отношению к библиографам, но и разрушения культуры общения с книгой читателя, тем более молодого, обучающегося читателя.
Современному специалисту, создающему книгу, принимающему участие в создании книги, необходимо знать и применять в культуре книгоиздания целый набор документов: ГОСТ 7.802000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. Межгосударственный стандарт; ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ Р 7.04-2006 Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления; ГОСТ 7.84-2002 Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления. Межгосударственный стандарт; ГОСТ 7.86-2003 Издания. Общие требования к издательской аннотации. Межгосударственный стандарт; ГОСТ 7.0.1-2003 Знак охраны авторского права. Межгосударственный стандарт; ГОСТ Р 7.0.5-2008
Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления; ГОСТ Р 7.0.53-2006 Издания. Международная стандартная нумерация книг (ISBN); ГОСТ 7.56-2002 Международная стандартная нумерация сериальных изданий (ISSN) Межгосударственный стандарт; ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Межгосударственный стандарт.
Отказ издателя от соблюдения некоторых или всех этих документов очень редко влечет административные взыскания со стороны государства, и потому издатели не боятся какой-либо гражданской ответственности. А ответственности перед подрастающими поколениями?.. На сегодняшний день самое опасное несоблюдение книжной культуры - в учебном книгоиздании.
Проанализировав книгоиздательские ГОСты, получаем следующее определение учебного издания: это самостоятельно оформленное издание, содержащее удобную для понимания, изучения и преподавания систематизированную информацию по разделу науки, искусства, учебной дисциплине, определенной ГОС ВПО для конкретной специальности, прошедшее редакционно-издательскую обработку и предназначенное для учащихся, преподавателей, всех интересующихся данной отраслью знаний.
Выбрав пять ведущих российских издательств учебной литературы и изучив ассортимент учебников и учебных пособий за последние пять лет, мы получили следующие выводы.
В целом учебники и учебные пособия удовлетворяют нормативным требованиям. Но ошибки и недочеты, конечно же, есть. Так, например, в пяти из всех исследуемых изданий на титульной странице отсутствует название жанра, в одном нет жанра на концевом титуле. В одном учебном издании не указаны рецензенты, поэтому возможно проявление недоверия читателями, так как рецензент является своего рода гарантией качества и правильности содержания. Заметим, что в еще одном издании на концевом титуле не указан вид издания по целевому назначению, то есть отсутствует фраза «Учебное издание». Часто издатели не указывают объем издания в учет-но-издательских листах, гарнитуру. Кроме того, большинство учебных изданий имеет рекомендации министерства и УМО, но, несмотря на это, некоторые очень слабо подготовлены, не отличаются единством оформления, что очень затрудняет работу с ними.
312
С. А. Викторова
При рассмотрении справочного аппарата всех изданий отметим его простоту и скудность. Введения, заключения не используются в рассмотренной учебной литературе, не говоря уже о таких элементах, как приложения и указатели. Для высшей школы, например, требуется очень обширный справочный аппарат, предполагающий полное «погружение» в дисциплину, особенно если она является специализированной. Таким образом, справочная система учебных пособий оставляет желать лучшего.
В итоге вывод по издательской культуре учебной литературы один: необходимо менять систему контроля издания учебников на государственном уровне.
Таким образом, напрашивается печальное заключение: на современном этапе развития отечественной книжной культуры только государственный контроль является залогом высокой культуры книжного издания.
Библиографический список
1. Ляхов, В. Н. О художественном конструировании книги [Текст] / В. Н. Ляхов. - М.: Книга, 1975. -95 с.
2. Мильчин, А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство [Текст] / А. Э. Мильчин. - М.: Логос, 2002. -224 с.
3. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1: Конец XVIII - середина 90-х годов XIX века [Текст]. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. - 316 с.
4. Панченко, А. М. Русская литература в канун Петровских реформ [Текст] / А. М. Панченко. - Л.: Наука, 1984. - 206 с.