ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ ИЗДАНИЙ БИБЛИОТЕК УКРАИНЫ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА
Е. И. Тышкевич, ст. преподаватель Киевского университета имени Бориса Гринченка,
Украина
Аннотация. Рассмотрены основные принципы теории культуры книги, осмысления понятия «культура издания» и определена роль изданий библиотек Украины для юношества в общей концепции издательской культуры.
Ключевые слова: культура книги, культура издания, библиотеки Украины для юношества.
Theoretical and methodological aspects culture of publication of Ukrainian libraries' publications for youth
Kateryna Tyshkevych, senior lecturer of advertising and public relations department
Borys Grinchenko Kiev University Kyiv, Ukraine
Abstract. The basic principles of cultural theory books, understanding the concept of «culture of publication» and the role of media libraries of Ukraine for Youth in the general concept of publishing culture.
Keywords: culture books, culture, publishing, libraries of Ukraine for Youth.
На сегодня книжная культура как научная категория признается научными работниками и специалистами и находит свое отображение в научных и научно-популярных изданиях.
Книгоиздание, периодика, книжная торговля, которая входит в культурный потенциал общества,
- средство развития информационного общества, а уровень культуры материального производства
- отображение степени развития профессионально-технических знаний. Образование к тому же рассматривается как фундамент для функционирования культуры в целом, востребованности книг,
журналов газет и т.п., для духовно-интеллектуального прогресса общества.
Анализ научных трудов А. Миль-чина, М. Сикорского, В. Барикина, В. Фокеева, Н. Зеленской, Н. Черныш, В. Медведевой и др. относительно культуры современной российской и украинской книги позволяет говорить о том, что любой объект книгоиздания стоит рассматривать не только с точки зрения экономической целесообразности и практической потребности (что преобладает), но и с позиций культуры книги.
Проследим, как формулировал свое отношение к понятию «куль-
тура книги» А. Мильчин: «в соответствии с действием книги на пользователя замысла автора и издательства, выполнения задания, поставленного ими перед книгой. Чем выше эта степень соответствия, тем высшая культура книги» [Мильчин, 1998, с. 187]. Фактически А. Мильчин говорит в основном об издательской культуре (частный случай культуры издания).
А. Мильчин определяет «культуру издания как степень соответствия материала в целом и всех его компонентов для эффективного использования читателем. Для высокой культуры книги характерное наличие в издании всех элементов, необходимых для его полноценного и разнообразного использования разными читателями и посредниками между ними и издателями; и такой выбор содержания и формы этих элементов, за которым любое действие читателя с изданием (поиск его в библиотеке, наведение справок о нем, ориентация в структуре) может быть осуществлено максимально быстро и успешно; такое художественно-техническое оформление издания, которое не только создает условия для наилучшего восприятия содержания, но и настраивает на это, радует глаз совершенством форм и гармоничностью соотношения» [Мильчин, 1998, с. 187]. В самом общем виде «культура книги» - это такое воплощение литературного процесса в книжную или другую печатную форму, за которого у читателя и в целом пользователя не возникали бы технические трудности относительно поиска, чтения, изучения и тому подоб-
ное. Это создание надлежащих условий работы с книгой пользователя [Мильчин, 2002, с. 9].
Поскольку культура изданий -синтез духовной культуры и искусства, продукт духовного и материального производства, то, если говорить о культуре, роль изданий библиотек для юношества уникальна в мировом социуме.
Термин «культура изданий» [Мильчин, 1998, с.187] отображает, прежде всего, качество изданий, оценивает по разным характеристикам разноплановость изданий юношеских библиотек, которые направлены как на пользователя, так и на библиотекаря.
Таким образом, степень развития книжного дела характеризует уровень книжной культуры общества, определяет уровень культуры общества, его культурный потенциал. Поэтому цель статьи -характеристика изданий библиотек Украины для юношества, как составляющей культурного потенциала в системе книговедения.
В рамках поставленной цели предусматриваются такие задачи:
• определить влияние эволюции на культуру изданий и роль издательской продукции библиотек Украины для юношества;
• выделить основные виды печатных изданий библиотек Украины для юношества.
При изучении книжной культуры необходимо выделить основной компонент, который есть составляющим многогранного понятия книжная культура - «библиографическая культура». Библиографическая культура (БК) - культура генерирование и распространение, потребление
информации о книгах, осуществление библиографического познания, коммуникации, ориентации в книжных текстах - ценностях культуры, владения библиографическим языком в различных познавательных, социокультурных ситуациях (в соответствии с принятыми в конкретные исторические периоды нормами, эталонами стандартами). Мерой здесь выступает степень установления оптимальных отношений индивида с миром фиксированных текстов. БК - это компонент информационной культуры, показатель уровня развития библиографии библиографической технологии, распространения библиографических знаний, умений навыков в общества, образов (моделей), обеспеченности общественных потребностей библиографической информацией в традиционной и электронной формах [Фокеев, 2009. с. 493].
Культура изданий юношеских библиотек - важная составная часть книжной культуры вообще, и характеризуется издательской культурой, искусством изданий и культурой полиграфического производства, искусством книги и культурой полиграфического воссоздания. Практически все те, кто причастен к книго- и прессоизданию, всегда заботились о качестве газеты, журнала, альманаха или книги, пытались обеспечить надлежащий уровень их культуры [Черниш, 1996, с. 55].
Практический издательский опыт заметно превалирует над немногочисленными попытками его систематизации и теоретического обобщения. Термин «культура книги» еще не попал в книгоиздательские справочники и слова-
ри. В.Барыкин определяет культуру книги как «осмысленный научный подход относительно подготовки текстов к изданию, которое развивается и совершенствуется благодаря усилиям выдающихся издателей, редакторов, комментаторов (вместе с теоретическими исследованиями филологов, а потом и книговедов)», считая, что «культура книги» и «культура издания» - это и есть издательская культура. Используя в статье «культура книги», ее автор в пределах одной страницы употребляет как синонимы «культуру книги» и «культуру издания» [Барыкин, 1997, с. 82].
Термин «культура книги» как система намного шире от понятия «культура издания», потому что характеризует состояние общества, его культуру духовность, интеллектуальный потенциал, социальные условия и уровень технологического развития, в том числе достижений в сфере высоких технологий.
Отдельно следует обратить внимание на выбор репертуара (учет потребностей пользователей библиотек для юношества, эстетического воспитания молодежи, сохранения исторических и культурных традиций украинского народа, формирования моральных и духовных интересов юношества, воспитания патриотизма); уровень выполнения редакционно-издатель-ских процессов, художественно-техническое конструирование издания, соответствие аппарата издания его целевому назначению, что рассчитанный на соответствующий круг пользователей.
Важны и методические проблемы, связанные с созданием и
использованием библиографических указателей (БУ), методических рекомендаций, бюллетеней новых поступлений, веблиографических списков, рекомендательных списков [Швецова-Водка, 1998, с.27-29; 1999, с.56-64], сценариев, потому что существующая практика выделяется большой разновидностью. Эти типы изданий библиотек для юношества выходят с определенной периодичностью и обеспечивают поиск документа в фонде отдельной библиотеки, например Государственной библиотеки Украины для юношества (ГБУ для юношества), или группы библиотек, то есть сети библиотек Украины, которые обслуживают юношество и молодежь, которая насчитывает 19 областных библиотек для юношества, двух областных библиотеки для молодежи (Днепропетровская им. М.Светлова, Тернопольс-кая), Крымское республиканское заведение «Юношеская библиотека», Закарпатскую областную библиотеку для детей и юношества [ГБУ для юношеста, режим доступа - http://www.4uth.gov.ua].
К изданиям библиотек Украины для юношества принадлежат:
• аналитический обзор, например:
Библиотечная Украина - юношеству: цифры и факты: статистический анализ дельности библиотек Украины для юношества и молодежи, Киев, 2010 (Государственное заведение «Государственная библиотека для юношества); Анализ деятельности публичных библиотек области с юношеством за 2010 год, Винница, 2011 (Винницкая областная библиотека для юношества) и др.
• библиографический список,
например:
Новые поступления 2011: информационный список литературы, Ровно, 2011 (который выходит ежеквартально) (Ровенская областная библиотека для юношества); Украина заповедна: естественное наследство Украины, Харьков, 2011; Украинские имена в космонавтике: ко дню космонавтики, Харьков, 2011 (Коммунальное заведение «Харьковская областная библиотека для юношества») и др.;
• библиографический указатель, например: Молодежь и СПИД: серьезный
взгляд, 3-е издание, Киев, 2011, серия «Несекретная информация» (библиографический указатель раскрывает современные подходы к проблеме ВИЧ-инфекции/СПИДа); «На берегу времени»: В.А. Шевчук: к 70-летию со дня рождения, 2-ге издание, Киев, 2011; Путеводитель по экономической литературы для молодежи, вып. 5, Киев, 2011 и др.;
• библиографический обзор,
например:
Ф.Морачевський - первый переводчик Евангелия на украинский язык, Житомир, 2011 (Житомирская областная библиотека для юношества Жи-томирського областного совета); Творческое измерение Н.Телиженка, Черкассы, 2011, серия «Фигуры в зеркале библиографии» (Коммунальное заведение «Черкасская областная библиотека для юношества имени В. Симоненка» Черкасского областного совета) и др.
• библиографическая справка,
например:
Дочь Прометея: к 140-летию со дня рождения Леси Украинки, Киев, 2011 (Киевская областная библиотека для юношества) и др..
• фактографическая справка, например:
Анализ деятельности публичных библиотек области по библиотечно-библиографическому обслуживанию юношества за 2010 год, Черкассы, 2011
(Коммунальное заведение «Черкасская областная библиотека для юношества имени В. Симоненка» Черкасского областного совета) и др.
Библиотеки Украины для юношества выдают разные за видами и жанрами библиографические указатели краеведческого характера, что специалистам в научной и производственной деятельности. Эти указатели создаются с целью обеспечить углубленные исследования из конкретной темы (например, Права человека [Электронный ресурс]: Всемирный календарь Прав человека + 22 практических упражнения для учебы: образовательный ресурс для детей и молодежи, Ровно, 2011) информировать о новостях литературы и т.п. [Швецова-Водка, 2004, с. 100]. Библиотеки Украины для юношества выдают библиографические указатели и рекомендательные БУ, которые способствуют пропаганде книги и воспитанию культуры.
В течение года ГБУ для юношества и областные библиотеки для юношества в среднем подготовили к печати от 250 до 300 названий материалов, в частности, значительное количество календарей знаменательных и памятных дат (например, Календарь памятных дат на 2012 год, Донецк, 2011; Календарь знаменательных и памятных дат Кировоградской области на 2012 год, Кировоград, 2011; События. Дать. Имена: карманный календарик молодого читателя - 2012, Тернополь, 2011. -Электронная версия: http:// issuu.com/ternopilyouthlib/docs/ kalendar-2012), которые включают информацию о литературе, посвященной юбилеям определенных 102
дат жизни и деятельности местных деятелей. Также были подготовлены ряд календарей, посвященных культурной жизни районов.
Печатные издания библиотек классифицируют по признакам: внутренней формой БУ, за общественным назначением, за внешней формой БУ и тому подобное [Швецова-Водка, 2004, с. 95]. Классификация библиографических пособий помогает установить те требования, каким должен соответствовать каждый вид библиографических пособий. С другой стороны, связывать отдельное библиографическое пособие с конкретным видом указывает на соответствующие черты данного библиографического пособия. То есть, названием вида, можно обозначить эти характерные черты. Поэтому очень важно научиться определять вид того или иного библиографического пособия по разным признакам.
Для этого необходимо уметь анализировать библиографические пособия по содержанию, внутренней и внешней формами, знать методы библиографирования и признаки документов, которые используются во время библиографического отбора. Результаты этого анализа необходимо сопоставить с таблицами классификации библиографических пособий [Швецова-Водка, 2004, с. 99-103] и определить, к какому виду принадлежит конкретное библиографическое пособие.
Выше обозначенная классификация признаков также можно классифицировать как составляющая культуры издания, и в нашем случае, конкретно изданий библиотек для юношества.
Таким образом, современная книговедческая концепция культуры книги должна базироваться на системном методе и предвидеть широкое восприятие этого понятия: культура книги определяется не только формой (ее иллюстрациями, оформлением, а также полиграфическим исполнением), прежде всего, - содержанием и научно-справочным аппаратом, который в определенных видах литературы и отдельных типах изданий имеет определенное, однако, не приоритетное значение. Важную роль при этом играет текстологическая и редакторская подготовка текста [Черниш, 2004, с. 30].
В современных условиях развития украинской издательской деятельности культура книги в определенной степени зависит от работников издательств, издательских центров, издательских отделов социальных институтов, в частности библиотек Украины для юношества, их творческого квалифицированного подхода к оптимальному решению комплекса сложных проблем - начиная от авторского текста и завершающим его полиграфическим исполнением на подобающем уровне [Черниш, 2004, с. 30].
Что касается авторского текста, то здесь возникают трудности у издателей относительно подготовки во время подготовки библиографических пособий научного и научно-популярного характера. К ним относятся пособия, направленные на помощь учебному процессу на пропаганду здорового способа жизни, познавательные, развлекательные и тому подобное. Здесь главное не только изучить соответствующие материалы, привлечь высо-
коквалифицированных исследователей, литературоведов, педагогов, а также именно текстологическая и редакторская подготовка оригиналов - это и есть краеугольный камень изданий высокой культуры [Черниш, 2004, с. 31].
Необходимость вступлений, вступительных статей, примечаний и комментариев, прежде всего, - в библиографических пособиях научной, научно-популярной и художественной литературы, особенно -для молодежи, основного потребителя библиографической продукции библиотек Украины для молодежи и юношества.
Сегодня библиографическая продукция библиотек Украины для юношества реально стала участницей учебного процесса и заинтересовала простого читателя. Она должна некоторым образом измениться, как этого требует время, то есть быть иначе написанной, оформленной и т.д. То есть на первый план должна выйти серьезная работа над повышение уровня общей культуры библиографической продукции библиотек Украины для юношества [Зелшська, 2004, с. 36].
Важное условие повышения эффективности БУ - высокая профессиональная подготовка библиотечных работников, умения пользоваться БУ не только непосредственно во время обслуживания библиотекарей и пользователей, и во всех других библиотечных процессах, особенно связанных с комплектованием и пропагандой литературы. При условии постоянной работы с указателями возможно эффективное их влияние на библиографическое обслуживание,
формирование и развитие читательских интересов. Эффективность влияния рекомендательных пособий на пользователя во многом зависит от построения книги, прежде всего от принципов расположения ее частей (композиция издания); требований к выполнению исходных сведений, справоч-но-поискового и справочно-объяс-нительного аппарата издания, вспомогательных указателей, колонтитулов, библиографического аппарата книги [Мильчин, 2002, с. 56-59; с. 86-105].
Активное развитие новых информационных технологий ставит задание научного осмысления соотношения традиционного издания культуры и компьютерной цивилизации, учета многовекового опыта создания изданий в развитии новых форм предоставления информации. При этом важно взаимодействие печатного с электронным изданием. Коммуникация, в частности компьютерная, не отменяет и не уничтожает издание/книгу как способ социальной коммуникации, а предоставляет ей других возможностей, то есть другую нишу, где реализуются существенные возможности целой и полноценной передачи информации.
Выводы. Даже в сложных экономических условиях, неустойчивости правописания и несформиро-ванности теоретических и методических принципов редакционно-издательского дела, редакторы и издатели должны заботиться не только о надлежащем качестве печатной продукции, но и о целостной концепции культуры книги -сосредоточивать внимание на по-
требностях пользователя, а также на сочетании содержания издания и его материальной конструкции. Повышение уровня культуры украинской книги не возможен, если не опираться на опыт предыдущих поколений, традиций национальной книговедческой культуры, которое имеет свое отображение и в сегодняшних изданиях.
Таким образом, культура изданий как система позволяет выйти на новый уровень осмысления издания, издательского дела, искусства издания в культурной жизни общества. Только комплексный анализ основных структурных элементов культуры изданий даст объективную картину места, роли изданий библиотек для юношества в истории общества, культуры, цивилизации.
Литература
Барыкин В.Е. О некоторых аспектах культуры книги в современных условиях // Книга. Исслед. и матер., 1997. Сб. 74. С. 82.
Зелшська Н. Культура науковоТ книги: розкш чи необхщнють? // Дру-карство. 2004. № 3. С. 35-38.
Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристь, 1998. 472 с.
Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практ. руководство. М.: Логос, 2002. 224 с.
Мильчин А.Э. Культура книги: что делает книгу удобной для читателя. М.: Книжная палата, 1991. 323 с.
Спецiалiзованi бiблiотеки, що об-слуговують юнацтво. http:// www.4uth.gov.ua.
Фокеев В.А. Теоретические основы библиокультуры / З.М. Монгуш, В.А. Фокеев // Наука о книге. Традиции и инновации // Книга. Исследования и материалы: в 4 ч. М.: Наука, 2009. Ч. 1. С. 491-493.
Черниш Н.1. Культура видання: теоретична модель та ТТ практичне зас-
тосування // Палпра друку. 1996. № 4. С. 55-57.
Черниш H.I. На шляху до культури сучасно!' украТнсько!' книги // Друкар-ство. 2004. № 2. С.29-32.
Швецова-Водка Г.М. Вступ до 6i6nbr-рафознавства. К.: Кондор, 2004. 216 с.
Швецова-Водка Г.М. Типолопя документа. К.: Кн. Палата УкраТни, 1998. 80 с.
Швецова-Водка Г.М. Типолопя книги. К.: Кн. Палата УкраТни, 1999. 68 с.
References
Barykin, V.E. Oh some aspects of cultures book in modern terms // Book. 1997. Collection. 74. P. 82.
Chernish, N.I. Culture of edition: theoretical model and it practical application / / Palette of seal. 1996. № 4. Р 55-57.
Chernish, N.I. To the way to the culture of the modern Ukrainian book // Book-printing. 2004. № 2. Р 29-32.
Fokeev, V.A. Theoretical bases of biblio^u^ / Z.M. Mongush, V.A. Fokeev // Science about a book. Traditions and innovations // Book. Researches and ma-
terials. Moscow: Science, 2009. Vol. 1. P. 491-493.
Milchin, A.E. Culture of book: That does a book comfortable for a reader. Moscow: The Book chamber, 1991. 323 p.
Milchin, A.E. Culture of edition, or However necessary and as necessary to do books: practical guidance. M.: Logos, 2002. 224 p.
Milchin A.E. Publisher reference dictionary-book. Moscow: Lawyer, 1998. 472 p.
Shvecova-Vodka, G.M. Entry of to bibliography knowledge. Kiev: Condor, 2004. 216 p.
Shvecova-Vodka, G.M. Typology of book. Kiev: The Book Chamber of Ukraine, 1999. 68 p.
Shvecova-Vodka, G.M. Typology of document. Kiev: The Book Chamber of Ukraine, 1998.80 p.
Specialized libraries which serve youth. http://www. 4uth.gov.ua.
Zelinska, N. Culture scientific book: luxury or necessity? // Book-printing. 2004. N 3. P.35-38.