УДК 378
ИЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
12 3
Н.В. Прядильникова , А.А. Гнутова , С.А. Нечитайло
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва (Национальный исследовательский университет) 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34 E-mail: [email protected]
Рассмотрено сочетание и взаимодействие инновационных и традиционных педагогических технологий в сфере учебного книгоиздания для высшего профессионального образования, способных реализовать модель учебной книги нового поколения для двухуровневой системы обучения и обеспечить выполнение задач, стоящих перед современным высшим образованием. Схематично представлены содержание и структура традиционной и инновационной модели вузовской книги, основные типологические признаки академической репертуарной стратегии, а также типологические признаки инновационной модели учебного издания данной репертуарной стратегии. Опубликованы результаты опроса об отношении к взаимодействию с учебными текстовыми изданиями среди студентов 1-3-х курсов очной формы обучения.
Ключевые слова: высшая школа, книгоиздание, учебное издание, учебный материал, гипермедиа-издание, традиционная модель, инновационная модель, издательство.
Профессиональное образование в России переживает стадию реформирования: осуществляется переход на двухуровневую систему обучения, вводятся федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, обосновываются современные требования к качеству учебно-методического обеспечения. Учебное книгоиздание самым непосредственным образом испытывает влияние процессов, происходящих в высшей школе. Именно в этот период вырабатываются новые подходы к формированию репертуара издательств, выпускающих литературу для системы высшего профессионального образования [1].
1 Наталья Викторовна Прядильникова, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Издательское дело и книгораспространение».
2 Анна Александровна Гнутова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Издательское дело и книгораспространение».
3 Сергей Александрович Нечитайло, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Издательское дело и книгораспространение».
Сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий -главная особенность новейшего этапа учебного книгоиздания. Именно на этом пути возможна эффективная реализация как знаниевой, так и компе-тентностной концепции современного высшего профессионального образования и создание учебной книги нового поколения для двухуровневой системы обучения. Изменение форм обучения приводит к трансформации традиционных видов изданий, появлению новых.
Современная учебная книга становится полифункциональной. Помимо собственно обучающей она выполняет контролирующую функцию, решает практико-ориентированные задачи. Такие издания, как практикумы, кейсы, наиболее эффективны для осуществления компетентностной концепции образования. При этом учебное книгоиздание для высшей школы, как и прежде, должно обеспечивать фундаментальную подготовку студентов по общенаучным дисциплинам, которая невозможна без классического университетского учебника. По таким дисциплинам уместно не только создавать новые учебники, но и предпринимать переиздания учебников известных ученых и педагогов из ведущих университетских и научных центров страны [2, 3].
Полифункциональность учебной книги, естественно, предполагает и новые структурные модели отдельных видов учебных изданий, а также совершенствование методических приемов их редакционно-издательской подготовки. Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование соответствующих репертуарных стратегий в современном учебном книгоиздании.
Современные репертуарные стратегии в сегменте учебного книгоиздания для высшего профессионального образования определяются особенностями тематического диапазона изданий, видовыми формами учебной книги и ее структурой, характером читательского адреса. В настоящее время в сфере вузовского учебного книгоиздания сформировались две взаимодополняющие репертуарные стратегии: академическая (традиционная) и инновационная.
Академическая репертуарная стратегия формируется с опорой на традиции отечественного университетского книгоиздания. Репертуар составляют учебные издания по фундаментальным наукам, преимущественно традиционной модели, в полной мере соответствующие учебной программе и имеющие четкий и определенный читательский адрес. Инновационная репертуарная стратегия определяется полифункциональными учебными изданиями инновационной модели, в основном по вновь введенным учебным дисциплинам, и расширенного читательского адреса. Коммерческая репертуарная стратегия характеризуется многотиражными изданиями расширенного читательского адреса, дающими учебный материал в кратком изложении.
Каждое учебное издание до недавнего времени было закреплено за конкретным контингентом студентов определенной специальности грифом на титуле книги. В соответствии с приказом № 10 Минобрнауки от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования», подписанным министром А.А. Фурсенко, введен новый порядок экспертизы учебных изданий для вузов. Решение о возможности использования учебных изданий в образовательном процессе принимают структурные подразделения нескольких государственных учреждений, специально уполномоченных для подготовки таких рецензий.
В учебном книгоиздании для высшей школы идет поиск новых видов изданий. Проблема разработки типологических моделей этих видов учебных изданий для высшей школы - актуальная задача книговедения. Опираясь на функциональный подход, можно сконструировать две примерные типологические модели вузовской книги: традиционную и инновационную. Содержание и структура этих моделей представлены в виде схем (рис. 1, 3).
Рис. 1. Содержание и структура традиционной и инновационной модели вузовской книги
Традиционная модель учебной книги выполняет обучающую функцию. Принцип линейности определяет структуру такого издания. В изложении материала проводится принцип последовательности.
Основные типологические признаки академической репертуарной стратегии можно представить в виде схемы, представленной на рис. 2. Учебные дисциплины по таким наукам, как история, философия, филология, культурология, социология, должны быть обеспечены учебниками в их классическом понимании.
Рис. 2. Основные типологические признаки академической репертуарной стратегии
Академическая репертуарная стратегия является приоритетной для издательства «Высшая школа». В репертуаре этого издательства преобладают учебники, учебные пособия, учебные комплекты, подготовленные в ее русле. В издательстве «Высшая школа» были запущены несколько серий, способствующих расширению базиса фундаментальных знаний: «Классика философской мысли», «Классика исторической науки», «ХХ век», «Политическая история мира».
Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова является одним из ведущих в издании учебной литературы - известна, например, его серия «Классический университетский учебник».
Современные потребности вуза определяют необходимость учитывать обратную связь с читателем. Авторы настоящей статьи провели экспресс-опрос среди студентов 1-3-х курсов о трудностях восприятия текстов учебни-
ков по различным дисциплинам. Были получены следующие результаты: иногда испытывают затруднения при понимании текстов учебников 56,6 % студентов, редко - 15,7 %, часто - 15,7 %, никогда - 8,4 %, почти всегда -3,6 %. При этом 74,4 % студентов считают, что затруднения при понимании учебных текстов связаны в первую очередь со способом изложения материала, а 25,6 % - со сложностью содержания. Их опрос дал и более дифференцированные показатели. В целом вычленение главной мысли важно для 66 % студентов, а понимание логики изложения - для 43,4 %. Эти данные показывают, что в учебнике совершенно необходимо соблюдение правил логического изложения материала, выделение главной мысли, тщательная продуманность рубрикаций и графических материалов, помогающих оптимальному усвоению учебного предмета.
Рис. 3. Типологические признаки инновационной модели учебного издания
Необходимо отметить, что сегодня в репертуар вузовских издательств активно входит электронная учебная книга, без которой невозможно представить современное высшее профессиональное образование, в частности дистанционную форму обучения. Это следующие направления.
Первым направлением является наличие областей, где возможно разнообразие носителей, т. е. электронные и бумажные носители конкурируют друг с другом и дополняют друг друга. В качестве примера может служить
62
издание учебной, научной и справочно-энциклопедической литературы, когда электронные версии выпускаются параллельно с печатными.
Вторым направлением можно назвать выпуск электронных версий традиционных книг, рассчитанных на продажу.
Третьим - издательские веб-презентации (сайты), которые помогают продвигать различные издательские стратегии.
Четвертое направление связано с перспективами технологий «печати по требованию».
Пятое - использование компьютерных технологий при наборе, верстке и прочих технологических процессах, связанных с организацией издательского дела.
Положение вузовского книгоиздания сегодня существенно изменилось. Именно в этом сегменте в последние десятилетия произошли кардинальные перемены. До 1990-х годов издательская деятельность вузов была ограничена выпуском в основном методических пособий и издательские структуры как таковые были лишь у нескольких крупнейших университетов. Перед учебными издательствами сегодня стоит задача создать учебные комплексы, в полной мере соответствующие новой концепции высшего профессионального образования.
UDC 378
BOOK PUBLISHING TEXTBOOKS FOR HIGHER EDUCATION: TRADITIONS AND INNOVATIONS
N. V. Priadilnikova1, A.A. Gnutova2, S.A. Nechitaylo3
Samara State Aerospace University named after Academician S.P. Korolyov 34, Moscow highway, Samara, 443086 E-mail: [email protected]
This article deals with the combination of traditional and innovative pedagogical technologies in educational publishing for higher education, capable to implement the textbook model of a new generation of two-tier system of education and ensure that
1 Natalia V. Pryadilnikova, Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Department of Publishing and Book Distribution.
2 Anna A. Gnutova, Cand. Econ. Sci., Associate Professor of Department of Publishing and Book Distribution.
3 Sergej A. Nechitaylo, Cand. Econ. Sci., Associate Professor of Department of ublishing and Book Distribution.
the challenges facing the modern higher education. Schematically presented the content and structure of traditional and innovative model of university books, basic typological features of academic repertoire strategies and typological features an innovative model of academic publication of the strategy repertoire. Published results of a survey on the attitude to cooperation with educational Text edition among students of 1-3 courses of full-time training.
Keywords: high school, publishing, educational publication, educational material, hypermedia edition of the traditional model, an innovative model publishing.
Original article submitted 14.03.16; revision submitted 21.03.16