УДК 002 (378)
Б01: 10.17223/23062061/13/8
Ю.А. Ершова
ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Рассматриваются современные вопросы типологии электронных учебных изданий, диктуемые непрерывно развивающимися информационными технологиями. Работа посвящена определению основных типологических критериев современных электронных учебных изданий для высшей школы России и содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Они обосновывают необходимость изменения системы современной стандартизации в сфере электронного книгоиздания и возможность применения экспериментальной типологической модели при каталогизации вузовских ЭБС.
Ключевые слова: электронное учебное издание, типология, книговедение, электронная копия оригинального издания.
Степень научной разработанности темы типологии вузовских электронных изданий в настоящий момент не является достаточно высокой. Данная проблематика освещена (зачастую окказионально) в работах по проектированию и использованию электронных изданий (П.Г. Буга, Л.Г. Варепо, Т.В. Бусыгина и др.), по изучению вузовского издательского репертуара (Л.Г. Тюрина, С.Г. Антонова, Е.П. Шеметова, Н.В. Вишнякова, О.Л. Лаврик, В.А. Глухов и др.). Методологической основой предлагаемой статьи стали работы по теории книги и методологии книговедения (А.А. Беловиц-кая, А.А. Гречихин, Р.С. Гиляревский, Б.В. Ленский).
По данным исследования Э.Е. Грибковой, есть три фактора, которые оказывают влияние на развитие электронного образования и, соответственно, электронного учебного книгоиздания: рост потока и объёма информации, потребность общества в гибких, адаптивных системах образования, глобализация [1. С. 89-90]. С этими факторами тесно сосуществует современное электронное вузов-
ское книгоиздание. Трансформацию издательского репертуара в контексте меняющихся читательских потребностей и форм потребления издательской продукции необходимо обозначить как барометр основных культурных тенденций современного общества.
Традиционно ценность книгоиздания в высших учебных заведениях была чрезвычайно высокой: «В каждом вузе книгоиздательский процесс - важнейшая составная часть всего учебного процесса, во многом определяющая качество подготовки специалистов. Уровень вузовского книгоиздания, выпуск печатной продукции влияет на рейтинг вуза», - справедливо указывает А.В. Иванов [2. С. 5]. Но именно выпуск традиционной печатной продукции становится в сфере высшего образования в РФ всё более обременительной статьёй расходов, в то время как переход на выпуск электронных изданий в современных экономических условиях представляется несколько более привлекательной перспективой.
Большая часть рекомендательных положений по типологии, созданию и оформлению учебных электронных изданий освещена в ГОСТе 7.083-2012 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» [3]. Ранее [4. С. 114-117] мы уже рассматривали и сопоставляли определения из действующего стандарта и ГОСТа 7.83-2001 [5], в которых дефиниции «электронного издания» и «учебного электронного издания» оказались идентичными и базировались на тех же типообразующих признаках (редакционно-издательская обработка, целостность, выходные сведения, границы распространения), что является показателем низкого коэффициента доработки и теоретической переработки, переосмысления и модернизации действующего в сфере электронного книгоиздания ГОСТа.
При анализе существующих систем типологизации электронных учебных изданий мы остановились на трёх основных типах: электронная учебная программа, электронный учебник (как единственное электронное учебное издание, претендующее на некоторую полноту излагаемого материала), электронное учебное пособие. На особом «надтипологическом» месте находятся электрон-
ные учебно-методические комплексы (УМК), которые могут состоять из практической, методической и теоретической частей.
Электронные образовательные ресурсы можно разделить ещё более компактно: на электронные учебные издания и прочие электронные учебные материалы в соответствии с классификацией Л.Л. Босовой, представленной в докладе на пленарном заседании II Всероссийской конференции «Применение ЭОР в образовательном процессе» [6], но дальнейшее разделение электронных изданий в предложенной экспериментальной схеме типологического деления базируется на СТП 1.003-98 [7] и типологических моделях А.А. Гречихина [8. С. 17-18]:
Экспериментальная типологическая модель
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), оформленные в соответствии с критериями государственных стандартов и подпадающие под определения «электронное учебное издание» и «элек-
тронное издание», легко можно отнести к традиционным электронным учебникам, учебным пособиям, УМК. Справочные издания в данной схеме стоят обособленно, но также включают в себя библиографическую литературу, изданную в электронном формате, поэтому данный элемент классификации является неотделимым звеном единства.
В схему введен электронный учебно-методический комплекс, определение которого можно найти также в ГОСТе Р 53620-2009: «Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе» [9. С. 2]. Это определение занимает особое положение, объединяя в себе функционал учебника и пособия, а также методических материалов.
Стоит также понимать, что электронный учебник - это ядро электронной образовательной среды, в то время как УМК, на что указывалось выше, находится на более высоком «надтипологиче-ском» уровне, охватывая собой несколько функций электронных учебных изданий. В представленной схеме также отображена категория электронных учебных материалов, под которыми стоит понимать все учебные материалы в электронной форме, не прошедшие необходимую редационно-издательскую подготовку и не имеющие выходных сведений, обязательных при оформлении электронного издания в соответствии с требованиями ГОСТов. К данной категории можно отнести и различные электронные образовательные ресурсы, и студенческий самиздат, и преподавательские материалы, которые не были оформлены в полноценное издание и существуют в формате рукописи, подборки материалов, методических наработок и т. д.
Данная экспериментальная типологическая модель (как и прочие подобные классификации) не претендует на полноту, так как при составлении типологической модели для учебных электронных изданий следует учитывать и некоторые практические аспекты: тип доступа, новизна и оригинальность по отношению к печатному из-
данию (если оно есть), электронная оболочка (формат), системные требования, природа информации, доминирующей в издании, структура, обновляемость и пр. (см.: об этом подробнее: [4]).
На данный момент большая часть учебных изданий в высшей школе существует в сдвоенной реальности формы: в традиционной (чаще всего малотиражной) печатной форме и в оцифрованной. Но в 90% случаев оцифрованную форму нельзя отнести к самостоятельному электронному изданию даже по минимальным критериям ГОСТ Р 7.083-2012. Данная оценка вовсе не означает, что оставшиеся 10% самостоятельных университетских ЭИ не нуждаются в чёткой, но гибкой типологической модели.
К сожалению, из-за обилия видотипологических, жанровых и технологических критериев разделения массива электронной учебной литературы составить типологическую модель с ограниченным количеством конечных «вариаций» изданий не представляется вполне осуществимым, так как антропологизация и гуманизация образования вкупе с современными информационными технологиями многократно расширяют спектр творческих решений для каждого автора и издателя вузовской учебной литературы.
От качества электронных учебных изданий для высшей школы также напрямую зависит существование ещё одного явления современного образовательного процесса. Электронные библиотечные системы - тот кластер информационно-образовательной среды, на котором построен основной канал сбыта и обмена информацией по различным дисциплинам. В большинстве случаев доступ к электронным ресурсам образовательных ЭБС построен довольно сложно: либо с компьютера, находящегося в здании университета, либо по специальному паролю и логину, которые можно получить только в вузе. На данный момент есть несколько популярных ЭБС, с которыми многие вузы заключают контракты по использованию («Лань», ШЯЬоокз, «Университетская библиотека онлайн», «Консультант студента»). С точки зрения конечного потребителя информационного контента, существующие системы пользования или активации логина и пароля в ЭБС слишком
сложны. Студенты очно-заочной и заочной форм обучения не всегда имеют возможность использования информационных ресурсов для обучения с университетских компьютеров, что ощутимо ограничивает доступ к учебной литературе у данных групп обучающихся. В противовес официальным ЭБС студенты просто вынуждены создавать «пиратские» библиотеки с открытым доступом.
В сети много ресурсов, а также ЭБС, на которых выкладываются конспекты лекций, учебники, методические рекомендации, работы по различным дисциплинам и прочие учебные материалы (twirpx.com, koob.ru, kodges.ru, yanko.lib.ru, Ихтиотека, alleng.ru). Подобные ресурсы зачастую обладают довольно хаотичной структурой, низкой упорядоченностью и нерегулярной пополняемостью «библиотеки», но с точки зрения посещаемости эти онлайн-хранилища чрезвычайно популярны.
К сожалению, такой студенческий «онлайн-самиздат» из-за наличия «пиратского» контента находится в группе риска. Не стоит забывать о недавних решениях Мосгорсуда о закрытии некоторых «пиратских» ресурсов (Флибуста, knigian.net, loveread.ws, bug-abooks.com, rutracker.org) в соответствии с новыми поправками в «антипиратский» закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ [10. C. 90-91]. Вполне возможно, что студенческие ЭБС также в скором времени будут ликвидированы из-за нарушений авторских прав.
ЭБС и массовое распространение электронных изданий в вузовской среде - это только одна из тенденций на пути становления наряду с традиционными вузовскими структурами виртуальных университетов. Принцип адаптивного обучения, рост потока информации и глобализация играют в данных процессах не последнюю роль. Именно поэтому так важна разработка единой типологической модели электронных учебных изданий для высшей школы.
Современные электронные вузовские учебники могут кардинально отличаться как по формату (от .pdf до .lit и .java), так и по платформе и, соответственно, устройству воспроизведения, на котором их можно использовать (ПК, планшет, смратфон, ридер). Они могут располагать мультимедийным контентом (например,
флэш-анимация, видео в формате html), их можно разделять и по структуре самого издания на более книгоподобные или на новаторские учебники-приложения или курсы-приложения (например, «Механика сплошных сред», «Теория поля», «Оптика» от МФТИ, «Русистика» Максима Матвеева от СПбГУ и др.). Всё разнообразие существующих электронных учебных изданий нуждается не только в должным образом проработанной типологической модели, учитывающей как существующие виды и типы изданий, так и ещё не применяемые широко, возможно, даже существующие только в зачаточном состоянии новые их типы, виды и формы подачи образовательного контента. Такой подход может показаться сложным, но решение проблем типизации и стандартизации, а в перспективе - каталогизации и библиографирования, должно быть комплексным и своевременным.
Литература
1. Библиотека и читатель: диалог во времени: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-я Рос. акад. наук. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2014. 364 с. (Труды ГПНТБ СО РАН. Вып. 7).
2. Иванов А.В. Информационные управленческие технологии в издательской деятельности. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. 187 с.
3. ГОСТ Р 7.083-2012. СИБИД. Электронные издания Основные виды и выходные сведения. Введ. 07.01.2013. М. : Стандартинформ, 2012. 21 с.
4. Ершова Ю.А. Проблемы типологии электронных учебных изданий для вузов России // Вестник СПГУТД. Сер. 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2016. № 3. С. 114-117.
5. ГОСТ 7.83-2001. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введ. 2002.07.01. Минск : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002. 15 с.
6. Босова Л.Л. Типология электронных образовательных ресурсов как основополагающего компонента информационно-образовательной среды. URL: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548 (дата обращения: 12.08.2016).
7. СТП 1.003-98 Система вузовской учебной документации. Виды вузовских учебных изданий. Термины и определения // Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения. Кемерово, 2002. 21 с.
8. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: типология, стандартизация, компьютеризация. М. : Логос, 2000. 254 с.
9. ГОСТ Р 53620-2009. СИБИД. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. Введ. 01.01.2011. М. : Стандартинформ, 2011. I-IV + 1-5 с.
10. Книжный рынок России. Состояние, тенденции, перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. 101 с.
APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF A TYPOLOGICAL MODEL OF ELECTRONIC EDUCATIONAL PUBLICATIONS FOR HIGHER EDUCATION
Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing, 2017, 13, pp. 99-107. DOI: 10.17223/23062061/13/8
Yulia A. Ershova, Higher School for Printing and Media Industry of the Moscow Polytechnic University (Moscow, Russian Federation). E-mail: y.a.ershova@gmail.com Keywords: ebook, typology, bibliology, electronic copy of original edition.
The relevance of the article is to consider modern issues of the typology of electronic educational publications dictated by continuously developing information technologies. This research is devoted to the determination of basic typological criteria of modern ebooks for Russian higher education. The article is executed on a high academic level, contains a number of conclusions of practical interest. The conclusions show the need to change the system of modern standardization in the field of electronic book publishing, the possibility of applying an experimental typological model in the cataloging of high school ELS and the need to apply new typological criteria in practice. The article also briefly lists modern Russian electronic library systems that digitize research articles and materials. The new typological model unites the approach reflected in state standards with the works of scholars and book experts. On the basis of the study, the author proposes to take into account the special position of electronic educational publications for higher education in further research on the identification of typological criteria and in the modernization of existing standards of SIBID state standards, as well as in the cataloging of modern university ELS.
References
1. Artemieva, E.B. & Lyutov, S.N. (eds) (2014) Biblioteka i chitatel': dialog vo vremeni [The library and the reader: The dialogue through the time]. Novosibirsk: SB RAS.
2. Ivanov, A.V. (2003) Informatsionnye upravlencheskie tekhnologii v izdatel'skoy deyatel'nosti [Information management technologies in publishing]. St. Petersburg: St. Petersburg State University.
3. State SandardR 7.083-2012. SIBID. Electronic publications. The main types and output information. Enacted 07/01/2013. Moscow: Standartinform.
4. Ershova, Yu.A. (2016) Problems of typology of electronic educational publications for Russian universities. Vestnik SPGUTD. Seriya 2. Iskusstvovedenie. Filolog-icheskie nauki - Vestnik of St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design. Series 2. Art History. Philology. 3. pp. 114-117. (In Russian).
5. State Standard 7.83-2001. SIB ID. Electronic publications. Basic types and imprint. Enacted 2002.07.01. Minsk: The Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification.
6. Bosova, L.L. (2012) Tipologiya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov kak os-novopolagayushchego komponenta informatsionno-obrazovatel'noy sredy [Typology of electronic educational resources as a fundamental component of the information and educational environment]. [Online] Available from: http://msk.ito.edu.ru/ 2012/section/188/95548/. (Accessed: 12th August 2016).
7. Enterprise Standard 1.003-98. The system of university education records. Types of high school textbooks. Terms and definitions. In: Gendina, N.I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo protsessa v vuze. Standarty vysshego uchebnogo zavedeniya [Regulatory and methodological support of educational process in high school. Institution of higher education standards]. Kemerovo: Kemerovo State Institute of Arts and Culture.
8. Grechikhin, A.A. & Drevs, Yu.G. (2000) Vuzovskaya uchebnaya kniga: tipologiya, standartizatsiya, komp'yuterizatsiya [The university educational book: Typology, standardisation and computerisation]. Moscow: Logos.
9. State StandardR 53620-2009. SIBID. Information and communication technologies in education. Electronic educational resources. General provisions. Enter. 01/01/2011. Moscow: Standartinform.
10. Grigoriev, V.V. (ed.) (2016) Knizhnyy rynokRossii. Sostoyanie, tendentsii, per-spektivy razvitiya. Otraslevoy doklad [The Russian Book Market. Status, trends, development prospects. An industry report]. Moscow: Federal'noe agentstvo po pechati i massovym kommunikatsiyam.