Научная статья на тему 'Некоторые аспекты изучения электронных журналов по педагогике'

Некоторые аспекты изучения электронных журналов по педагогике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / EDUCATIONAL ELECTRONIC PUBLICATIONS / AN ELECTRONIC JOURNAL / AN ELECTRONIC PERIODICAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бабина Наталья Михайловна, Тесля Елена Владимировна

Рассматриваются отдельные характеристики электронных журналов по педагогике как элемент информационных ресурсов современного учебного процесса. Анализируется количественный состав потока изданий в динамике его проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of studying electronic journals on pedagogy

Considered are individual characteristics of electronic journals on pedagogy as an element of modern information resources of the educational process. Analyzed is the quantitative structure of the issues flow in the dynamics of its manifestation.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты изучения электронных журналов по педагогике»

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 2, с. 50-52

Книговедение

УДК 37:050:004

ББК 76.004.7+76.024.712.8+74.0

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ЖУРНАЛОВ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

© Н. М. Бабина*, Е. В. Тесля**, 2014

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 666902, Иркутская обл., г. Бодайбо, ул. Ремесленная, 47

Омский государственный институт сервиса 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13

Рассматриваются отдельные характеристики электронных журналов по педагогике как элемент информационных ресурсов современного учебного процесса. Анализируется количественный состав потока изданий в динамике его проявления.

Ключевые слова: педагогические электронные издания, электронный журнал, электронное периодическое издание.

Considered are individual characteristics of electronic journals on pedagogy as an element of modern information resources of the educational process. Analyzed is the quantitative structure of the issues flow in the dynamics of its manifestation.

Key words: educational electronic publications, an electronic journal, an electronic periodical.

Педагогика как область науки и практики охватывает широкий круг проблем, связанных с воспитанием, обучением и образованием. Сюда входят как общие вопросы народного образования и педагогики, так и сама система образования, в том числе технические средства обучения и учебное оборудование. В последнее время интерес к педагогике в обществе сильно возрос и, как следствие, в значительной мере увеличилось количество создаваемых информационных ресурсов.

История электронных журналов начинается с 1979 г., когда в США была запущена программа Electronic Information Exchange System. Электронные журналы - форма информации со множеством преимуществ, и, безусловно, нужная пользователю - студенту, ученому, профессионалу, которые выбирают среду общения и способы публикации в зависимости от целей их работы. Активный рост числа электронных журналов стал возможен благодаря развитию электронных систем сбора, обработки, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Согласно ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», «электронным» называется документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. «Электронное издание» - это электронный документ

(группа электронных документов), прошедший ре-дакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Термин «периодическое электронное издание» определяется так: сериальное электронное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), неповторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие [1].

Развитие электронных изданий (в особенности периодических электронных изданий) способно увеличить оперативность передачи научных сведений (информации). Однако очень важно учитывать не момент обращения к периодическому электронному изданию, а фактическое время опубликования научных сведений.

По данным Федерального государственного унитарного предприятия научно-технического центра (ФГУП НТЦ) «Информрегистра» (http://www.inforeg. ru), за 2012 г. было зарегистрировано более 4000 электронных изданий, из них 146 электронных научных журналов. К февралю 2013 г. на сайте «Информрегистра» в каталоге «Российские электронные издания» зафиксировано 28 500 электронных изданий, разных по целевому назначению (рис. 1). и тематике (http://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/default. asp) (рис. 2) [2].

Н. М. Бабина, Е. В. Тесля, 2014, № 2, с. 50-52

Научные 6%

Производственно-практические

6%

Художественные 15%

Учебные 49%

Рис. 1. Распределение электронных изданий по целевому назначению

Языкозна- География,

биология,

ние, литера-

история

туроведение^ч. w 4%

11%

Искусство,

музыка,

спорт

15%

Медицина, техника

Математика, естественные науки 8%

и компьютерные игры 13%

Философия, - психология 3%

Статистика, экономика, право 17%

Рис. 2. Распределение электронных изданий по тематике

Запрос по словосочетанию «электронные журналы по педагогике» в разных поисковых системах дал следующие результаты: в Rambler - 3 млн, Yandex - 2 млн, Google - 732 тыс. Доминирующая часть из найденных электронных журналов является аналогами печатных изданий - научно-методических журналов («Начальная школа», «Преподавание истории в школе» и др.), учебно-методических («Английский язык в школе» и др.), научно-теоретических, информационно-методических («Основы безопасности жизнедеятельности» и т. д.). Наиболее известный электронный педагогический журнал, не имеющий печатного аналога - «Эйдос» (http://www.eidos.ru).

Подробно аспекты изучения электронных аналогов педагогических журналов рассматривала А. Е. Садчикова, опираясь на методики изучения электронных изданий С. В. Никандрова и традиционных журналов Е. М. Смирновой [3, с. 352]. Несколько иную классификацию электронных изданий предложил В. А. Вуль [4, с. 87-118]. Автор предложил такие признаки как: периодичность издания; круг потребителей продукции; вид издания; способ распространения; формат издания.

Электронные журналы часто организованы лучше, чем печатные, среди их плюсов: больший объем, форма представления, оперативность издания, поиск, учебная и справочная служба, не редко - мультимедиа и т. п. Гипертекстовые ссылки и навигационные возможности имеют преимущества перед ссылками, сносками, примечаниями традиционных форм печатных журналов («Английский язык в школе», «Вестник образования», «Вестник образования России», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.). Одна из наиболее удобных и необходимых форм работы с электронными журналами, в том числе и педагогическими, - наличие архивов.

Современные электронные журналы по педагогике могут представлять собой не только аналог печатного журнала, но и быть сетевой его версией. Например: «Психологическая наука и образование» (www.psyedu.ru), «Педагогика искусства» (http:// www.art-education.ru), «Эйдос» (http://www.eidos.ru), «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» (http://www.rspu.edu.ru) и др.

Важное преимущество электронных журналов в том, что читателем конкретного номера журнала потенциально может быть любой пользователь сети Интернет независимо от места жительства. Архив электронных журналов - «электронная подшивка» за год - занимает всего несколько мегабайт памяти. Электронные журналы популярны при дистанционных формах обучения, как неотъемлемая часть курса с сервисной системой закладок. Наряду с положительными чертами, Т. А. Ярошенко отмечены и недостатки электронных журналов: выполнение некоторых операций может занять много времени из-за проблем с Интернетом; несоответствие программного обеспечения (например, некоторые журналы требуют использования дополнительных программ, которые позволяют просматривать анимацию и т. п.) [5, с. 91].

Ежедневно к электронным журналам обращаются сотни и тысячи пользователей. Так, сервис статистики Liveinternet регистрирует 381 обращение за сутки к журналу «Воспитание школьников», к «Вопросам Интернет Образования» - 488. По данным сервиса RamblerTop-100, индекс популярности электронных «Основ безопасности жизнедеятельности» - 29 704, за день к журналу обращаются 100 пользователей. Согласно сервису Рейтинг@Май.т, у «Преподавания истории в школе» 383 обращения за день. Естественно, никакой бумажный вариант даже самого популярного журнала не соберет такую читательскую аудиторию.

В целом, можно констатировать следующее: электронные периодические издания, в том числе сетевые, за счет видового многообразия и предоставления оперативного доступа к полнотекстовым источникам информации позволяют удовлетворить

КНИГОВЕДЕНИЕ

информационные потребности значительно большего числа пользователей, чем традиционные бумажные журналы.

Литература

1. ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. - Введ. 01.07.02. -М., 2001. - 16 с.

2. Каталог электронных изданий, зарегистрированных в НТЦ «Информрегистр» на 2012 год. - URL: http://

db.inforeg.ru/deposit/Catalog/default.asp (дата обращения: 01.04.2013).

3. Садчикова А. Е. Электронные аналоги печатных педагогических журналов // Труды ГПНТБ СО РАН. -Новосибирск, 2011. - Вып. 2. Книга в медиапро-странстве. - С. 351-357.

4. Вуль В. А. Электронные издания : учеб. пособие. -СПб. : БХВ-Петербург, 2001. - 308 с.

5. Ярошенко Т. А. Электронные журналы - проблема или панацея? // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 2. -С. 91-96.

Материал поступил в редакцию 13.01.2014 г.

Сведения об авторах: Бабина Наталья Михайловна - заведующий библиотекой, тел.: 8-914-909-13-69, e-mail: [email protected],

Тесля Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, директор библиотеки, тел.: 8-962-054-09-00, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.