Научная статья на тему 'Роль вузовского издательства в социокультурном пространстве региона'

Роль вузовского издательства в социокультурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Текст. Книга. Книгоиздание
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ДУХОВНОСТЬ / УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КНИГА / КРИЗИС КНИГОИЗДАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ КНИГОИЗДАНИЕ / ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВУЗОВСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN SPIRITUALITY / STUDY BOOK / PUBLISHING CRISIS / REGIONAL PUBLISHING / PUBLISHING STRATEGY / REGIONAL UNIVERSITY PUBLISHING HOUSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подчиненов Алексей Васильевич

В статье определяется роль учебно-педагогической книги в образовательно-воспитательной деятельности современного вуза и основные факторы, влияющие на характер издания и распространения учебной литературы для учреждений высшего профессионального образования. Материалом анализа служит работа издательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, рассматриваемая в контексте репертуарных стратегий других издательств Свердловской области и общей ситуации на книжном рынке России в 2010-е гг. Делается вывод о том, что региональное вузовское издательство, ставя перед собой высокие творческие ориентиры, способно активно содействовать не только образовательно-просветительскому, но и духовному-нравственному развитию своего региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of university publishing companies in the socio-cultural environment of the region

The humanitarian society has long been concerned with the crisis of Russian spirituality. Political scientists and sociologists speak about the problem. President of Russia Vladimir Putin stressed its importance in the speech at the meeting of the Council for Culture and the Arts on September 25, 2012. The issue is complicated by the fact that the regions, which were the traditional space of the spiritual life of the society, experienced segmentation of the socio-cultural and spiritual space, and disintegration of social ties in the post-reform Russia in the late 20th century. The revival of spirituality of the Russian society largely depends on upbringing and education, for which the study book is essential. We sees its value in the following: 1. The book is a kind of a written (printed) person's memory. It is from the book the whole society can absorb all the accumulated spiritual wealth. 2. The book is a means of communicating information. 3. The book is a means of propaganda and popularization of knowledge. 4. The book is a means of upbringing and education. University publishing located in educational institutions should play a significant role in the process of "spiritualization" of the society. However, the analysis of the situation in the Russian book market in 2011, made by B.V. Lensky, A.N. Voropaev, A.A. Stolyarov in the industry report of the Department of Periodical Press, Book Publishing and Printing of the Federal Agency on Press and Mass Communications, states that the publishing industry has not yet been able to overcome the consequences of the global financial and economic crisis. The crisis in book publishing shows in the following indicators: the number of published books, circulation, share of market. In the field of book distribution the indicators are: the global decline of interest in reading, falling numbers of specialised bookshops, high prices for books, piracy on the Internet. Publishers also suffer considerable losses from the activities of regional book selling companies, according to industry reports. In addition, government support for publishing both on the federal and regional levels is insufficient. The efforts of the Federal Agency on Press and Mass Communications, RFBR and RFH publishing grants are not enough. Despite the general crisis in book publishing, among the positive factors in the regional book publishing are contests of social publishing projects, programs of regional funding of priority projects for the region. This allowed publishers to implement a number of prestigious publications. But regional university publishing houses should not count on the support of the region alone; it must succeed on their own. In terms of higher education reform and the transition to a two-tier system of education there are new approaches to the formation of the repertory strategy of the publishers. Under the circumstances of the three leading repertory strategies academic, innovative, and trade regional university publishers prefer the first two, responding to the challenge of education in the competence-based approach. Still, regional university publishers should develop their cultural and educational projects, which will create a certain brand of the publisher, university, and region. An example would be the Ural Federal University Publishing House.

Текст научной работы на тему «Роль вузовского издательства в социокультурном пространстве региона»

ВОПРОСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

УДК 655.1/.3

А.В. Подчиненов

РОЛЬ ВУЗОВСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

В статье определяется роль учебно-педагогической книги в образовательновоспитательной деятельности современного вуза и основные факторы, влияющие на характер издания и распространения учебной литературы для учреждений высшего профессионального образования. Материалом анализа служит работа издательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, рассматриваемая в контексте репертуарных стратегий других издательств Свердловской области и общей ситуации на книжном рынке России в 2010-е гг. Делается вывод о том, что региональное вузовское издательство, ставя перед собой высокие творческие ориентиры, способно активно содействовать не только образовательно-просветительскому, но и духовному-нравственному развитию своего региона.

Ключевые слова: российская духовность, учебно-педагогическая книга, кризис книгоиздания, региональное книгоиздание, издательские стратегии, региональное вузовское издательство.

же давно гуманитарная, и не только, общественность бьет

тревогу о кризисе российской духовности. Наконец-то об

этом заговорили и на самом высоком уровне. Выступая на заседании Совета по культуре и искусству 25 сентября 2012 г., Президент России В.В. Путин сказал: «Однако наряду с очевидными достижениями в развитии культуры мы всё чаще сталкиваемся и с культурной нищетой, с разного рода подделками и «фастфудом» от культуры. И здесь заложены очень серьёзные риски. В первую очередь они заключаются в том, что мы сталкиваемся с возможностью потери собственного культурного лица, национального культурного кода, морального стержня. Всё это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором растворена культурная традиция, легко манипулировать. Теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям» [1]. Ученые-политологи и социологи постоянно пишут о том, что глубокая трансформация всей социокультурной системы России в последние два десятилетия привела к острому кризису идентичности. В его основе лежит кризис духовности и экзистенциальных ценностей. Преодоление

кризиса невозможно без восстановления самоидентичности русского и других народов России, определения места российской социокультурной системы в постиндустриальном мире. Маргинализация общества в условиях кризиса порождает стереотипизацию представлений о тупиковости и бессмысленности исторического пути России. Кризисное состояние ценностных оснований российской государственности и общества актуализирует проблему поиска архети-пических основ духовной культуры России, их эволюции в ходе исторического развития, влияния на современные социокультурные процессы (см.: [2]). Вот-вот, как некогда при первом президенте России Б.Н. Ельцине, вопрос встанет о поиске национальной идеи.

Но дело осложняется тем, что в регионах, пространственнотерриториальных образованиях, в границах которых разворачивается духовное бытие социума, в условиях пореформенной России конца XX в. произошла сегментация социокультурного духовного пространства и распад социальных связей. А реконструкция духовного и социального пространства возможна на основе синтеза как традиционных, так и общечеловеческих ценностей общества.

В этом, безусловно, главенствующую роль должны сыграть воспитание и образование, важнейшие и древнейшие из направлений человеческой деятельности, необходимость в развитии которых диктуется уже самими задачами развития общества. Современное общество немыслимо без образования, высокого уровня духовной культуры народа, патриотизма и ответственности за судьбу своей страны, своего Отечества. И немаловажное, а подчас и решающее значение в деле воспитания и образования гармонично развитой личности играет учебно-педагогическая книга.

Важнейшее педагогическое значение книги мы можем видеть в следующих четырех соотношениях.

Книга несет в себе в специфической форме все знания, все достижения человеческой культуры. Будучи особой формой отражения и движения общественного сознания, книга представляет собой как бы писаную (печатную) память человека. И естественно, что именно через книгу, через ее посредство каждый человек и все общество в целом могут усвоить все накопленные духовные богатства.

Книга - важнейшее, универсальное средство информационного общения. В книге как бы моделируются жизнь, чувства, мысли и

дела не только отдельной личности (автора), но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства.

Книга - важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний.

Книга - важнейшее средство воспитания и образования.

Тем самым учебно-воспитательный процесс, в центре которого оказывается книга, и в самом деле необходимым образом включает в себя и задачу отражения соответствующей социальной информации, и задачу пропагандистского воздействия и популяризации знаний в зависимости от конкретных потребностей общества. Следовательно, уже сама социальная природа книги делает ее эффективным средством воспитания и образования.

Вузовское книгоиздание, поскольку сосредоточено в институтах воспитательных и образовательных одновременно, должно играть значительную роль в процессе «одухотворения» общества. Однако, как показал анализ ситуации на книжном рынке России в 2011 г., проделанный авторским коллективом в составе Б.В. Ленского, А.Н. Воропаева, А.А. Столярова в отраслевом докладе Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, «последствия мирового финансового и экономического кризиса издательской отрасли пока удалось преодолеть не до конца». И даже при наличии некоторых «обнадеживающих факторов: на смену снижению количества выпущенных книг и брошюр в предыдущие годы пришел небольшой рост, а темпы падения совокупного тиража изданий по сравнению с предыдущими годами снизились» - итоговый вывод неутешителен: «общий объем рынка как в рублевом, так и в натуральном выражении продолжает падать». И заключительный пассаж доклада: «Ситуация в российском книгоиздании продолжает оставаться сложной, и 2011 г. стал для российских книжников, вопреки ожиданиям, не годом выхода из кризиса, а годом продолжения испытаний» [3].

Основные факторы, влияющие на характер книгоиздания, кроме общего кризиса, лежат в области книгораспространения и хорошо известны: глобальное падение интереса к чтению, сокращение количества специализированных книжных магазинов, высокие цены на книги, пиратство в Интернете. Немалый урон несут издательства, по данным отраслевого доклада, и от деятельности региональных кни-

готорговых предприятий. К примеру, только в центральном книжном магазине г. Томска совокупные убытки издателей составляют 15-20 млн руб. Явно недостаточна государственная поддержка книгоиздания как на федеральном, так и на региональном уровне. Усилий Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, издательских грантов РФФИ и РГНФ на всех не хватает.

Но не все так плохо. В последние годы возобновилась региональная поддержка книгоиздания. Из областного бюджета Томской области выделены средства на издание приоритетных для области проектов. Нечто подобное наблюдается в Саратове, Якутске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Астрахани и других городах. Министерство культуры Свердловской области ежегодно проводит конкурс социально значимых издательских проектов, под которыми понимаются материалы, представляющие общественный и государственный интерес, направленные на решение актуальных социально значимых проблем российской действительности, как-то: развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране; укрепление института семьи с детьми, пропаганда семейных ценностей, культа здоровой семьи, любви к детям, опекунства, усыновления детей-сирот, бескомпромиссной борьбы с детской беспризорностью и бродяжничеством, иная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганда семейного чтения; укрепление здоровья нации, сокращение смертности и увеличение рождаемости, внедрение здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением, игроманией, аморальным поведением и бытовой распущенностью населения, прежде всего молодежи; сохранение культурно-нравственных ценностей и укрепление духовного единства российского народа, развитие межнационального и межконфессионального общения, сохранение самобытности народов Среднего Урала, упрочение дружбы и тесного сотрудничества между ними; пропаганда памятных дат истории Отечества, теории и практики российской государственности, общественной мысли, науки и культуры (70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 г. и др.), направленная на воспитание у граждан Российской Федерации патриотизма, чувства коллективной ответственности за судьбы Родины, формирование у них социального

оптимизма и единства общенационального сознания; популяризация литературного творчества, музыкального, театрального изобразительного искусства Свердловской области, научно-технического и иных общественно полезных форм творчества населения.

Конкурс объявляется по следующим номинациям:

■ «Библиотека для домашнего чтения»: лучшие произведения широко признанных уральских авторов, авторские сказки современных уральских писателей, повести и рассказы для детей и юношества, стихи и поэмы о России и Урале известных поэтов региона, повести и рассказы писателей-фронтовиков Среднего Урала и участников локальных вооруженных конфликтов ХХ в., исторические романы и повести уральских авторов.

■ «Научное краеведение»: произведения уральских исследователей, выполненные на региональном материале, опирающиеся на современные научные концепции, адресованные широкому кругу читателей.

■ «Историко-публицистические, мемуарные произведения»: произведения об известных личностях Свердловской области, внесших выдающийся вклад в развитие культуры и искусства региона; о памятных событиях в истории Среднего Урала; важных культурных датах. В том числе на конкурс принимаются издания, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

■ «Художественная коллекция Свердловской области»: иллюстрированные издания-альбомы, посвященные творчеству уральских художников, отдельным музейным экспозициям региона, запасникам, коллекциям.

■ «Искусство Среднего Урала»: научно-методическая и учебная литература, адресованная учащимся и преподавателям образовательных учреждений в сфере культуры и искусства [4].

Эта программа позволила издательствам области осуществить несколько престижных проектов. К примеру, издательство «Автограф» выпустило несколько альбомов выдающихся уральских художников с мировым именем (В. Волович, С. Киприн); издательский дом «Сократ» учредил несколько серий, посвященных истории нашего края, в том числе «ЖЗУ» («Жизнь замечательных уральцев»), первой книгой которой стала биография Б.Н. Ельцина; издательство «Банк культурной информации» продолжил издание полного собрания сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка в 20 томах (для Урала «наше

все» - Мамин-Сибиряк), издательство Уральского федерального университета (УрФУ) подготовило библиографический указатель произведений П.П. Бажова за 1913-2010 гг. (Бажов - второе «наше все» для Урала) и несколько уникальных книг известного литератора Ю.В. Казарина («Беседы с Майей Никулиной», ярким и самобытным уральским поэтом, «Последнее стихотворение, первое стихотворение, мое стихотворение русских поэтов ХУШ-ХХ веков»).

Но здесь хочется задать вопрос: а что могут собственно сами региональные вузовские издательства (именно региональные, поскольку возможности столичных вузовских издательств существенно выше)? Главная задача вузовского книгоиздания - обеспечение учебного процесса соответствующей учебной и методической литературой. В условиях реформы высшего образования и перехода на двухуровневую систему обучения возникают новые подходы к формированию репертуарной стратегии издательств. В современном учебном книгоиздании для высшей школы в последнее время выделяются три ведущие репертуарные стратегии - академическая, инновационная и коммерческая [5]. «Академическая репертуарная стратегия формируется с опорой на традиции отечественного университетского книгоиздания. Репертуар составляют учебные издания по фундаментальным наукам, преимущественно традиционной модели, в полной мере соответствующие учебной программе и имеющие четкий и определенный читательский адрес. Инновационная репертуарная стратегия определяется полифункциональными учебными изданиями инновационной модели, в основном по вновь введенным учебным дисциплинам, расширенного читательского адреса. Коммерческая репертуарная стратегия характеризуется многотиражными изданиями расширенного читательского адреса, дающими учебный материал в кратком изложении» [4. С. 4]. Первую репертуарную стратегию - академическую - исповедуют практически все вузы, занимающиеся собственным книгоизданием. Вторую стратегию - инновационную - активно и достаточно успешно начинают осваивать многие вузовские издательства, отвечая на современные вызовы образования, требующие формирования у студентов компетентностных навыков. Особое внимание здесь уделяется электронным изданиям, дающим новые возможности активизировать и креатизировать сам процесс обучения. Что касается коммерческой репертуарной стратегии, то ее реально способно выдерживать толь-

ко крупное центральное вузовское издательство, имеющее свою сеть книгораспространения (МГУ, ВШЭМ), а в основном на данный момент это стратегия крупных коммерческих издательств, таких как АСТ, «Апрель», «Экзамен», «ОМЕГА-Л», «Флинта».

Издательство Уральского федерального университета придерживается первых двух стратегий. Но благодаря поддержке университета имеет возможность, в свою очередь, поддержать социально значимые и культурно-просветительские проекты, которые создают имидж УрФУ как крупнейшего инновационного вуза региона. Назовем наиболее заметные издания последнего года. Книги исторического и культурного содержания: «Поэт Борис Рыжий» - первое монографическое исследование жизни и творчества трагического поэта, известного далеко за пределами Урала, «Во имя Родины» - документальные повести соратника легендарного разведчика Н. И. Кузнецова Н. Струтинского. В традициях издательства готовить переводы гуманитарных исследований иностранных авторов: «Кто-то посетил мою душу...»: духовный путь Ф.М. Достоевского» шведского пастора Яна Эриксона, «Таинственная поэтика Ф.М. Достоевского» болгарского филолога Николая Нейчева, уникальный (первый полный перевод в России) «Сатурналий» позднеантичного автора Макробия. Сейчас в процессе реализации два престижных проекта: подготовка к изданию «Одиссеи» и «Илиады» Гомера в переводах П.А. Шуйского (ныне покойный профессор Уральского университета осуществил единственный в XX в. перевод сразу обеих древнегреческих поэм) и книги 1658 г. «Погребение в урнах, или рассуждение о погребальных урнах, недавно найденных в Норфолке» сэра Томаса Брауна, впервые переведенной на русский язык.

Таким образом, региональное вузовское издательство, ставя перед собой высокие творческие ориентиры, способно активно содействовать не только образовательно-просветительскому, но и духов-ному-нравственному развитию своего региона.

Литература

1. Президент России : [сайт]. - ИЯЬ: http://www.kremlin.ru/transcripts/16530/work (дата обращения: 29.09.2012).

2. Зинков Е.Г. Культурное пространство российской духовности: дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 2006.

3. Книжный рынок России: Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. - М., 20 І2. - URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/ rospechat/ activities/reports/20ii/item2.html (дата обращения: 29.09.20І2).

4. Министерство культуры Свердловской области : [сайт]. - URL: http:// www. mkso.ru/ announce/368 (дата обращения: 29.09.20І2).

5. Григорьев Н.Ю. Репертуарные стратегии в современном учебном книгоиздании : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 20І0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.