ВОПРОСЫ КНИГОИЗДАНИЯ
УДК 655.1/.3
А.В. Подчиненов
РОЛЬ ВУЗОВСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
В статье определяется роль учебно-педагогической книги в образовательновоспитательной деятельности современного вуза и основные факторы, влияющие на характер издания и распространения учебной литературы для учреждений высшего профессионального образования. Материалом анализа служит работа издательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, рассматриваемая в контексте репертуарных стратегий других издательств Свердловской области и общей ситуации на книжном рынке России в 2010-е гг. Делается вывод о том, что региональное вузовское издательство, ставя перед собой высокие творческие ориентиры, способно активно содействовать не только образовательно-просветительскому, но и духовному-нравственному развитию своего региона.
Ключевые слова: российская духовность, учебно-педагогическая книга, кризис книгоиздания, региональное книгоиздание, издательские стратегии, региональное вузовское издательство.
же давно гуманитарная, и не только, общественность бьет
тревогу о кризисе российской духовности. Наконец-то об
этом заговорили и на самом высоком уровне. Выступая на заседании Совета по культуре и искусству 25 сентября 2012 г., Президент России В.В. Путин сказал: «Однако наряду с очевидными достижениями в развитии культуры мы всё чаще сталкиваемся и с культурной нищетой, с разного рода подделками и «фастфудом» от культуры. И здесь заложены очень серьёзные риски. В первую очередь они заключаются в том, что мы сталкиваемся с возможностью потери собственного культурного лица, национального культурного кода, морального стержня. Всё это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором растворена культурная традиция, легко манипулировать. Теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям» [1]. Ученые-политологи и социологи постоянно пишут о том, что глубокая трансформация всей социокультурной системы России в последние два десятилетия привела к острому кризису идентичности. В его основе лежит кризис духовности и экзистенциальных ценностей. Преодоление
кризиса невозможно без восстановления самоидентичности русского и других народов России, определения места российской социокультурной системы в постиндустриальном мире. Маргинализация общества в условиях кризиса порождает стереотипизацию представлений о тупиковости и бессмысленности исторического пути России. Кризисное состояние ценностных оснований российской государственности и общества актуализирует проблему поиска архети-пических основ духовной культуры России, их эволюции в ходе исторического развития, влияния на современные социокультурные процессы (см.: [2]). Вот-вот, как некогда при первом президенте России Б.Н. Ельцине, вопрос встанет о поиске национальной идеи.
Но дело осложняется тем, что в регионах, пространственнотерриториальных образованиях, в границах которых разворачивается духовное бытие социума, в условиях пореформенной России конца XX в. произошла сегментация социокультурного духовного пространства и распад социальных связей. А реконструкция духовного и социального пространства возможна на основе синтеза как традиционных, так и общечеловеческих ценностей общества.
В этом, безусловно, главенствующую роль должны сыграть воспитание и образование, важнейшие и древнейшие из направлений человеческой деятельности, необходимость в развитии которых диктуется уже самими задачами развития общества. Современное общество немыслимо без образования, высокого уровня духовной культуры народа, патриотизма и ответственности за судьбу своей страны, своего Отечества. И немаловажное, а подчас и решающее значение в деле воспитания и образования гармонично развитой личности играет учебно-педагогическая книга.
Важнейшее педагогическое значение книги мы можем видеть в следующих четырех соотношениях.
Книга несет в себе в специфической форме все знания, все достижения человеческой культуры. Будучи особой формой отражения и движения общественного сознания, книга представляет собой как бы писаную (печатную) память человека. И естественно, что именно через книгу, через ее посредство каждый человек и все общество в целом могут усвоить все накопленные духовные богатства.
Книга - важнейшее, универсальное средство информационного общения. В книге как бы моделируются жизнь, чувства, мысли и
дела не только отдельной личности (автора), но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства.
Книга - важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний.
Книга - важнейшее средство воспитания и образования.
Тем самым учебно-воспитательный процесс, в центре которого оказывается книга, и в самом деле необходимым образом включает в себя и задачу отражения соответствующей социальной информации, и задачу пропагандистского воздействия и популяризации знаний в зависимости от конкретных потребностей общества. Следовательно, уже сама социальная природа книги делает ее эффективным средством воспитания и образования.
Вузовское книгоиздание, поскольку сосредоточено в институтах воспитательных и образовательных одновременно, должно играть значительную роль в процессе «одухотворения» общества. Однако, как показал анализ ситуации на книжном рынке России в 2011 г., проделанный авторским коллективом в составе Б.В. Ленского, А.Н. Воропаева, А.А. Столярова в отраслевом докладе Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, «последствия мирового финансового и экономического кризиса издательской отрасли пока удалось преодолеть не до конца». И даже при наличии некоторых «обнадеживающих факторов: на смену снижению количества выпущенных книг и брошюр в предыдущие годы пришел небольшой рост, а темпы падения совокупного тиража изданий по сравнению с предыдущими годами снизились» - итоговый вывод неутешителен: «общий объем рынка как в рублевом, так и в натуральном выражении продолжает падать». И заключительный пассаж доклада: «Ситуация в российском книгоиздании продолжает оставаться сложной, и 2011 г. стал для российских книжников, вопреки ожиданиям, не годом выхода из кризиса, а годом продолжения испытаний» [3].
Основные факторы, влияющие на характер книгоиздания, кроме общего кризиса, лежат в области книгораспространения и хорошо известны: глобальное падение интереса к чтению, сокращение количества специализированных книжных магазинов, высокие цены на книги, пиратство в Интернете. Немалый урон несут издательства, по данным отраслевого доклада, и от деятельности региональных кни-
готорговых предприятий. К примеру, только в центральном книжном магазине г. Томска совокупные убытки издателей составляют 15-20 млн руб. Явно недостаточна государственная поддержка книгоиздания как на федеральном, так и на региональном уровне. Усилий Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, издательских грантов РФФИ и РГНФ на всех не хватает.
Но не все так плохо. В последние годы возобновилась региональная поддержка книгоиздания. Из областного бюджета Томской области выделены средства на издание приоритетных для области проектов. Нечто подобное наблюдается в Саратове, Якутске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Астрахани и других городах. Министерство культуры Свердловской области ежегодно проводит конкурс социально значимых издательских проектов, под которыми понимаются материалы, представляющие общественный и государственный интерес, направленные на решение актуальных социально значимых проблем российской действительности, как-то: развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране; укрепление института семьи с детьми, пропаганда семейных ценностей, культа здоровой семьи, любви к детям, опекунства, усыновления детей-сирот, бескомпромиссной борьбы с детской беспризорностью и бродяжничеством, иная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганда семейного чтения; укрепление здоровья нации, сокращение смертности и увеличение рождаемости, внедрение здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением, игроманией, аморальным поведением и бытовой распущенностью населения, прежде всего молодежи; сохранение культурно-нравственных ценностей и укрепление духовного единства российского народа, развитие межнационального и межконфессионального общения, сохранение самобытности народов Среднего Урала, упрочение дружбы и тесного сотрудничества между ними; пропаганда памятных дат истории Отечества, теории и практики российской государственности, общественной мысли, науки и культуры (70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 г. и др.), направленная на воспитание у граждан Российской Федерации патриотизма, чувства коллективной ответственности за судьбы Родины, формирование у них социального
оптимизма и единства общенационального сознания; популяризация литературного творчества, музыкального, театрального изобразительного искусства Свердловской области, научно-технического и иных общественно полезных форм творчества населения.
Конкурс объявляется по следующим номинациям:
■ «Библиотека для домашнего чтения»: лучшие произведения широко признанных уральских авторов, авторские сказки современных уральских писателей, повести и рассказы для детей и юношества, стихи и поэмы о России и Урале известных поэтов региона, повести и рассказы писателей-фронтовиков Среднего Урала и участников локальных вооруженных конфликтов ХХ в., исторические романы и повести уральских авторов.
■ «Научное краеведение»: произведения уральских исследователей, выполненные на региональном материале, опирающиеся на современные научные концепции, адресованные широкому кругу читателей.
■ «Историко-публицистические, мемуарные произведения»: произведения об известных личностях Свердловской области, внесших выдающийся вклад в развитие культуры и искусства региона; о памятных событиях в истории Среднего Урала; важных культурных датах. В том числе на конкурс принимаются издания, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
■ «Художественная коллекция Свердловской области»: иллюстрированные издания-альбомы, посвященные творчеству уральских художников, отдельным музейным экспозициям региона, запасникам, коллекциям.
■ «Искусство Среднего Урала»: научно-методическая и учебная литература, адресованная учащимся и преподавателям образовательных учреждений в сфере культуры и искусства [4].
Эта программа позволила издательствам области осуществить несколько престижных проектов. К примеру, издательство «Автограф» выпустило несколько альбомов выдающихся уральских художников с мировым именем (В. Волович, С. Киприн); издательский дом «Сократ» учредил несколько серий, посвященных истории нашего края, в том числе «ЖЗУ» («Жизнь замечательных уральцев»), первой книгой которой стала биография Б.Н. Ельцина; издательство «Банк культурной информации» продолжил издание полного собрания сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка в 20 томах (для Урала «наше
все» - Мамин-Сибиряк), издательство Уральского федерального университета (УрФУ) подготовило библиографический указатель произведений П.П. Бажова за 1913-2010 гг. (Бажов - второе «наше все» для Урала) и несколько уникальных книг известного литератора Ю.В. Казарина («Беседы с Майей Никулиной», ярким и самобытным уральским поэтом, «Последнее стихотворение, первое стихотворение, мое стихотворение русских поэтов ХУШ-ХХ веков»).
Но здесь хочется задать вопрос: а что могут собственно сами региональные вузовские издательства (именно региональные, поскольку возможности столичных вузовских издательств существенно выше)? Главная задача вузовского книгоиздания - обеспечение учебного процесса соответствующей учебной и методической литературой. В условиях реформы высшего образования и перехода на двухуровневую систему обучения возникают новые подходы к формированию репертуарной стратегии издательств. В современном учебном книгоиздании для высшей школы в последнее время выделяются три ведущие репертуарные стратегии - академическая, инновационная и коммерческая [5]. «Академическая репертуарная стратегия формируется с опорой на традиции отечественного университетского книгоиздания. Репертуар составляют учебные издания по фундаментальным наукам, преимущественно традиционной модели, в полной мере соответствующие учебной программе и имеющие четкий и определенный читательский адрес. Инновационная репертуарная стратегия определяется полифункциональными учебными изданиями инновационной модели, в основном по вновь введенным учебным дисциплинам, расширенного читательского адреса. Коммерческая репертуарная стратегия характеризуется многотиражными изданиями расширенного читательского адреса, дающими учебный материал в кратком изложении» [4. С. 4]. Первую репертуарную стратегию - академическую - исповедуют практически все вузы, занимающиеся собственным книгоизданием. Вторую стратегию - инновационную - активно и достаточно успешно начинают осваивать многие вузовские издательства, отвечая на современные вызовы образования, требующие формирования у студентов компетентностных навыков. Особое внимание здесь уделяется электронным изданиям, дающим новые возможности активизировать и креатизировать сам процесс обучения. Что касается коммерческой репертуарной стратегии, то ее реально способно выдерживать толь-
ко крупное центральное вузовское издательство, имеющее свою сеть книгораспространения (МГУ, ВШЭМ), а в основном на данный момент это стратегия крупных коммерческих издательств, таких как АСТ, «Апрель», «Экзамен», «ОМЕГА-Л», «Флинта».
Издательство Уральского федерального университета придерживается первых двух стратегий. Но благодаря поддержке университета имеет возможность, в свою очередь, поддержать социально значимые и культурно-просветительские проекты, которые создают имидж УрФУ как крупнейшего инновационного вуза региона. Назовем наиболее заметные издания последнего года. Книги исторического и культурного содержания: «Поэт Борис Рыжий» - первое монографическое исследование жизни и творчества трагического поэта, известного далеко за пределами Урала, «Во имя Родины» - документальные повести соратника легендарного разведчика Н. И. Кузнецова Н. Струтинского. В традициях издательства готовить переводы гуманитарных исследований иностранных авторов: «Кто-то посетил мою душу...»: духовный путь Ф.М. Достоевского» шведского пастора Яна Эриксона, «Таинственная поэтика Ф.М. Достоевского» болгарского филолога Николая Нейчева, уникальный (первый полный перевод в России) «Сатурналий» позднеантичного автора Макробия. Сейчас в процессе реализации два престижных проекта: подготовка к изданию «Одиссеи» и «Илиады» Гомера в переводах П.А. Шуйского (ныне покойный профессор Уральского университета осуществил единственный в XX в. перевод сразу обеих древнегреческих поэм) и книги 1658 г. «Погребение в урнах, или рассуждение о погребальных урнах, недавно найденных в Норфолке» сэра Томаса Брауна, впервые переведенной на русский язык.
Таким образом, региональное вузовское издательство, ставя перед собой высокие творческие ориентиры, способно активно содействовать не только образовательно-просветительскому, но и духов-ному-нравственному развитию своего региона.
Литература
1. Президент России : [сайт]. - ИЯЬ: http://www.kremlin.ru/transcripts/16530/work (дата обращения: 29.09.2012).
2. Зинков Е.Г. Культурное пространство российской духовности: дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 2006.
3. Книжный рынок России: Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. - М., 20 І2. - URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/ rospechat/ activities/reports/20ii/item2.html (дата обращения: 29.09.20І2).
4. Министерство культуры Свердловской области : [сайт]. - URL: http:// www. mkso.ru/ announce/368 (дата обращения: 29.09.20І2).
5. Григорьев Н.Ю. Репертуарные стратегии в современном учебном книгоиздании : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 20І0.