Научная статья на тему 'ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОТБОРА И РАЗВИТИЯ ФУТБОЛЬНОГО ТАЛАНТА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОЙ ПРАКТИКИ (ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)'

ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОТБОРА И РАЗВИТИЯ ФУТБОЛЬНОГО ТАЛАНТА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОЙ ПРАКТИКИ (ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОТБОР / РАЗВИТИЕ ТАЛАНТА / ПРИЗНАКИ ТАЛАНТА / ТРЕНЕРСКАЯ ПРАКТИКА / FOOTBALL / IDENTIFICATION / SELECTION / DEVELOPMENT OF TALENT / SIGNS OF TALENT / COACHING PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Кромке Кристоф, Стула Александр, Антипов Александр Викторович

Статья посвящена обзору существенных для тренерской практики научных исследований по вопросу идентификации футбольного таланта и его развития. Представленные результаты исследований позволяют различать элитных спортсменов и игроков-любителей, а также определяют условия процесса идентификации футбольного таланта, возможности отбора, привлечения и управления во время всестороннего обучения молодых игроков в футболе. Приведенные примеры и статистика говорят в пользу эффективных научно обоснованных методов работы с одаренными футболистами, а также подтверждают необходимость дальнейшего профессионального роста тренеров, работающих с перспективными молодыми футболистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED ISSUES OF IDENTIFICATION, SELECTION AND DEVELOPMENT OF FOOTBALL TALENT IN THE CONTEXT OF IMPROVING COACHING PRACTICE (REVIEW OF SCIENTIFIC STUDIES)

The article is devoted to the review of scientific research essential for coaching practice on the identification of football talent and its development. The presented research results make it possible to distinguish elite athletes and amateur players, as well as determine the conditions for the process of identifying football talent, the possibility of selection, attraction and management during comprehensive training of young players in football. The cited examples and statistics speak in favor of effective scientifically sound methods of working with gifted football players, and also confirm the need for the further professional growth of coaches working with promising young football players.

Текст научной работы на тему «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОТБОРА И РАЗВИТИЯ ФУТБОЛЬНОГО ТАЛАНТА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОЙ ПРАКТИКИ (ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОТБОРА И РАЗВИТИЯ ФУТБОЛЬНОГО ТАЛАНТА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОЙ ПРАКТИКИ (обзор научных исследований)

В.П. ГУБА, РГУФКСМиТ, г. Москва;

К. КРОМКЕ, Школа св. Августина, г. Эттлинген, Германия;

А. СТУЛА, ПИ, г. Ополе, Польша; А.В. АНТИПОВ, МГОУ, г. Мытищи, Московская обл.

Аннотация

Статья посвящена обзору существенных для тренерской практики научных исследований по вопросу идентификации футбольного таланта и его развития. Представленные результаты исследований позволяют различать элитных спортсменов и игроков-любителей, а также определяют условия процесса идентификации футбольного таланта, возможности отбора, привлечения и управления во время всестороннего обучения молодых игроков в футболе. Приведенные примеры и статистика говорят в пользу эффективных научно обоснованных методов работы с одаренными футболистами, а также подтверждают необходимость дальнейшего профессионального роста тренеров, работающих с перспективными молодыми футболистами.

Ключевые слова: футбол, идентификация, отбор, развитие таланта, признаки таланта, тренерская практика.

SELECTED ISSUES OF IDENTIFICATION, SELECTION AND DEVELOPMENT OF FOOTBALL TALENT IN THE CONTEXT OF IMPROVING COACHING PRACTICE (review of scientific studies)

V.P. GUBA, RSUPCSY&T, Moscow;

K. KROMKE,

St. Augustinusschule Ettlingen, Germany;

A. STULA, PI, Opole, Poland; A.V. ANTIPOV, MSRU, Mytishchi, Moscow Region

Abstract

The article is devoted to the review of scientific research essential for coaching practice on the identification of football talent and its development. The presented research results make it possible to distinguish elite athletes and amateur players, as well as determine the conditions for the process of identifying football talent, the possibility of selection, attraction and management during comprehensive training of young players in football. The cited examples and statistics speak in favor of effective scientifically sound methods of working with gifted football players, and also confirm the need for the further professional

growth of coaches working with promising young football players.

Keywords: football, identification, selection, development of talent, signs of talent, coaching practice.

Теория и методика спорта высших достижений

Популярность футбола - это феномен, которому сопутствует восторг всех общественных групп, независимо от пола. Миллионы детей во всем мире восхищаются и увлеченно занимаются футболом, но только немногие достигают уровня элитного футболиста [7, 8]. Необходимым условием будущих успехов в современном футболе является ранняя идентификация одаренных детей, их правильный отбор и целенаправленная работа с ними в академиях и футбольных школах [6]. Идентификация и отбор футбольного таланта, а также его развитие - это процесс длительный и требующий комплексной разработки [3, 4, 14, 15].

Развитие таланта редко проходит гладко и требует применения всех доступных и возможных средств на основании общей и ежедневной работы с одаренными учениками, чтобы довести их до профессионального уровня. Основой идентификации, отбора и развития талантов является широко развитый скаутинг с мониторингом и банком информации. Любые попытки идентификации и прогнозирования развития таланта на основе лишь одноаспектных признаков не отражают сложного характера футбола и приводят к тому, что уже во время футбольного обучения многие способные игроки не достигают цели из-за неправильного отбора, ошибочной планировки работы или преждевременного соперничества. В связи с этим тренеры молодежных команд вместе со специалистами по скаутингу и идентификации таланта должны всесторонне и широко обучаться.

В прошлом основой для принятия решений в процессе идентификации и отбора игроков были субъективные

оценки тренеров и скаутов, связанные с результатами, полученными спортсменами в течение игры [1]. В настоящее время видна тенденция дополнения субъективных оценок тренеров объективными стандартными тестами. Прогрессирующая дигитализация футбола позволяет соединять теоретические знания с практическим опытом на основе регулярного наблюдения и систематического документированного тестирования, собираемых в банках информации. Поэтому задачей наук о спорте является обоснование принимаемых методов в процессе идентификации, отбора и развития молодежи со способностями к футболу, а также оптимизация хода этих процессов.

Разработанные в прошлом разные модели идентификации и оценки таланта на практике недостаточно учитывали вопрос оценки физической подготовки в данном виде спорта, а также фактор случайности в процессе идентификации и развития. Со временем ключевой моделью таланта стало предложенное Francoysa Gagne [13] понятие таланта как динамического объекта. В своей модели (DMGT 2.0) он четко различает одаренность и талант, опирается на компоненты, которые поддерживают или тормозят развитие таланта и проявляются в разных областях. Автор выделяет генетически зависимые способности (генетические условия), где существует связь между физической подготовкой детей и родителей, а также талант, который определяет как выученные умения, одаренность и способность к результатам выше средних (рис. 1).

СЛУЧАЙ

Г ОДАРЕННОСТЬ Л

Владение и использование выдающейся природной

одаренности как минимум по одному критерию умений

ЛИЧНОСТНЫЕ

- Интеллект

- Креативность

- Перцепция

- Социальные компетенции

ФИЗИЧЕСКИЕ

- Мышечные способности

- Двигательные способности

КАТАЛИЗАТОРЫ

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ

• Окружение

• Индивидуум

• Поддержка

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИЗНАКИ Психические, Умственные

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ

Сознание,Мотивация, Сила воли

V

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА ТРЕНИРОВКА ИЗДЕРЖКИ ПРОГРЕСС

• Доступ • Время

• Содержание • Расходы . Процесс • Усилие

обучения

Этапы Скорость Переломные моменты

ТАЛАНТ

Выдающееся владение систематически развиваемыми

умениями как минимум по одному критерию действий

Рис. 1. Дифференцированная модель одаренности и таланта DMGT2.0 по мнению Francoysa Gagne (собственнаяразработка на основании Swiss Gifted, vol. 3, no. 1, May 2010)

С*)

В процессе идентификации таланта ключевое значение имеют критерии спортивной подготовки. По отношению к технически композиционным видам спорта, таким как спортивные игры, метрические значения в определенной единице времени не отражают природы данного вида спорта и не в состоянии описать тактико-технические или когнитивные факторы, появляющиеся в течение игры. Также объективное непосредственное измерение этих факторов доставляет трудности, следовательно, применяется сравнение успешных действий спортсменов с неудачными. С целью описания действий в спорте Hughes и Bartlett [5] предложили так называемые показатели эффективности, которые разделили на четыре группы: •/ общие, касающиеся игры; тактические; технические; •/ биомеханические.

Williams и Reilly [15] в свою очередь представили обзор прогностических исследований по футболу и предложили эвристическую модель, в которой учли физические, физиологические, психологические и социологические признаки таланта. Musch и Grondin [9] обращают внимание на то, что именно психологические и социологические факторы в большинстве отвечают за отказ детей заниматься спортом. Вопрос таланта, его идентификации и прогнозирования его развития очень сложный. Невозможно однозначно сказать, что все значимые факторы были выявлены на основе достоверных и объективных методов регистрации. Авторы указывают на трудность в однозначном прогнозировании стабильности личных факторов, а также условий, учитываемых в момент прогнозирования, и тех, которые нужно предвидеть. Авторами подчеркивается моральная ответственность тренерских кадров в связи с прогнозированием индивидуального развития молодых подопечных. Также Reeves, Littlewood, McRobert и Roberts [11] замечают, что идентификация таланта - это не только технический, но и моральный вопрос. Осуждение на тему «несоответствия» начинающих спортсменов для игры в футбол со стороны других, таких же молодых игроков, могут сильно повлиять на их дальнейшую жизнь и повлечь за собой определенные последствия. На практике очень важно, опираясь на указанные критерии, идентифицировать только таких талантливых игроков, достижения которых являются однозначным отражением их таланта, а не результатом частой игры в футбол.

Современные профессиональные футбольные клубы отличаются структурой компаний, а раннее выявление одаренных детей, их отбор и правильная работа с ними в академиях и футбольных школах являются необходимым условием не только для функционирования клубов, но, главное, основой их развития и будущих успехов. Также для талантливой молодежи ранняя идентификация, отбор и плановое развитие их способностей в академиях и футбольных школах элитных клубов являются необходимым условием их правильного развития и шагом к будущей футбольной карьере. В связи с этим многие клубы начинают интенсивное соперничество по отношению к талантливым будущим игрокам уже в детском

возрасте. Основой поиска и развития талантов является широко понимаемый скаутинг и хорошо организованный банк информации, а также правильная работа в собственных футбольных академиях с полноштатными квалифицированными тренерскими кадрами и технической базой.

По правилам УЕФА [12] считается, что спортсмен был клубом обучен, если между 15-м и 21-м годом жизни в течение минимум трех сезонов он представлял один и тот же клуб. Размер оплат за обучение определяется на основе списка, который ФИФА публикует каждый год. Для многих клубов они стали экономической моделью, обеспечивающей финансовую независимость от спонсоров, а также непрерывность работы и функционирование клуба.

Доступ к современным решениям и развитие дигита-лизации футбола соединяют в настоящее время умения, теоретические знания и практический опыт. Все прежние мониторинги отдельных матчей были заменены регулярными документированными наблюдениями. Данные преобразования привели к далеко идущим изменениям в правилах функционирования, а также футбольного обучения во многих клубах. Об этом свидетельствуют существующие уже несколько лет перемены на европейском рынке обучения футбольных талантов. Примером этих преобразований является тот факт, что ключевые клубы, обучающие одаренную молодежь ("Real Madryd" -41 футболист, FC "Barcelona" - 34 игрока или "Olimpique Lyon" - 31 спортсмен) [10], и футболисты которых входили в состав команд в европейских топ-лигах, уже в 2019 г. потеряли свою ведущую позицию в рейтингах. Это случилось вследствие массированного наплыва обученных начинающих футболистов из таких клубов, как: "Partizan Belgrad" (78 игроков), "Ajax Amsterdam" (75 футболистов), а также "Sporting Portugal", "Dynamo Zagrzeb" (53 футболиста) [2]. Только FC "Barcelona" сохранил свою ведущую позицию (62 игрока) в рейтинге. Эти изменения привели к росту трансферных сумм, предназначенных для привлечения футболистов (состояние на август 2019 г.): "Real Madryd" - 303 млн евро; "Atletico Madrid" - 196 млн евро; "Borussia Dortmund" - 128 млн евро), а также к накоплению финансовых средств клубами, специализирующимися в обучении начинающих футболистов (состояние на август 2019 г.): "Benfica Lissabon" - 149 млн евро; "Ajax Amsterdam" - 148 млн евро; "Chelsea London" -92 млн евро; "TSG 1899 Hoffenheim" - 86 млн евро [9].

Заключение

Последствием изменений на мировом футбольном рынке является прогрессирующая глобализация процесса набора и обучения футбольных талантов. Подтверждением этого являются слова Ferran Soriano, архитектора "Manchester City", а раньше - FC "Barcelona": «Если затраты на обучение спортсмена уровня Premier League составляют около 2 млн евро, а позже его стоимость на рынке растет в некоторых случаях в десять раз, то, учитывая даже высокие трансферные стоимости привлечения молодого таланта, данная инвестиция отличается низкими рисками и рентабельностью при обучении инвесторами 10 одаренных футболистов».

Литература/References

1. Christensen, M.K. (2009), An eye for talent: Talent identification and practical sense of top level soccer coaches, Sociology of Sport Journal, no. 26, pp. 365-382.

2. CIES: https://football-observatory.com/

3. Forsman, H., Grasten, A., Blomqvist M., Davids, K., Liuk-konen, J. and Konttinen, N. (2016), Development of perceived competence, tactical skills, motivation, technical skills, and speed and agility in young soccer players, Journal of Sports Sciences, 34 (14), pp. 1311-1318.

4. Haugaasen, M. and Jordet, G. (2012), Developing football expertise: a football-specific research review, International Review of Sport and Exercise Psychology, no. 5 (2), pp. 177-201.

5. Hughes, M.D. and Bartlett, R.M. (2002), The use of performance indicators in performance analysis, Journal of Sports Sciences, no. 20, pp. 739-754.

6. Huijgen, B.C., Elferink-Gemser, M.T., Ali, A. and Visscher, C. (2013), Soccer skill development in talented players, International Journal of Sports Medicine, no. 34 (8), pp. 720-726; https://doi.org/10.1055/s-0032-1323781 PMID: 23459855

7. Honer, O., Leyhr, D. and Kelava, A. (2017), The influence of speed abilities and technical skills in early adolescen-ceon adult success in soccer: A long-term prospective analysis using ANOVA and SEM approaches, PLOS ONE, no. 12 (8).

8. Kannekens, R., Elferink-Gemser, M.T., Post, W.J. and Visscher, C. (2009), Self-assessed tactical skills in elite youth

soccerplayers: A longitudinal study, Perceptual and Motor Skills, pp. 459-472.

9. Ran.de https://www.ran.de/

10. Real Total, https://www.realtotal.de/

11. Reeves, M.J., Littlewood, M.A., McRobert, A. and Roberts, S.J. (2018), A scoping review of the potential sociological predictors of talent in junior-elite football: 2000-2016, Soccer and Society.

12. Romann, M. and Fuchsloch, J. (2011), Gnade der frühen Geburt oder Chancengleichheit? (Stand: 2011), https://www.mobilesport.ch/aktuell/talente-gnade-der-fruehen-geburt/

13. Schwizer, E. and Wagner, H. (2010), Begabungen in Talente umsetzen. Kurze Übersicht über das differenzierte Modell von Begabung und Talent (DMGT 2.0), Swiss Gifted, vol. 3, no. 1, May 2010, http://www.eurotalent.org/ Gagne_DMGT_Modell.pdf

14. Vaeyens, R., Malina, R., Janssens, M., Van Renterghem, B., Bourgois, J., Vrijens, J. and Philippaerts, R.M. (2006), A multi-disciplinary selection model for youth soccer: the Ghent Youth Soccer Project, British Journal of Sports Medicine, no. 40, pp. 928-934; https://doi.org/10.1136/bjsm.2006. 029652 PMID: 16980535

15. Williams, A.E. and Reilly, T.P. (2000), Talent identification and development in soccer, Journal of Sports Sciences, no. 18, pp. 657-667.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.