Научная статья на тему 'Профессиональный скаутинг талантливых футболистов в Германии'

Профессиональный скаутинг талантливых футболистов в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛЬНЫХ ТАЛАНТОВ / НЕМЕЦКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ФУТБОЛУ / YOUTHS' TALENT ACQUISITION AND FOOTBALL EDUCATION / GERMAN FOOTBALL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губа В.П., Антипов А.В., Кромке К., Стула А.

В настоящей работе описываются особенности организации профессионального скаутинга талантливых игроков на примере Немецкого футбольного союза. Скаутинг позволяет привлекать и обучать молодые футбольные таланты в массовом масштабе. Авторы ссылаются на ряд статистических данных и цитаты, подтверждающие эффективность немецкой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional scouting of talented football players in Germany

In the real work features of the organization of a professional scouting of talented players on the example of the German football union are described. The Scouting allows to attract and train young football talents in mass scale. Authors refer to the number of statistical data and quotes confirming efficiency of the German system.

Текст научной работы на тему «Профессиональный скаутинг талантливых футболистов в Германии»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СКАУТИНГ ТАЛАНТЛИВЫХ ФУТБОЛИСТОВ

В ГЕРМАНИИ

В.П. ГУБА, РГУФКСМиТ, г. Москва, Россия;

А.В. АНТИПОВ, МГОУ, г. Москва, Россия;

К. КРОМКЕ,

Школа Святого Августина, г. Эттлинген, Германия;

А. СТУЛА, ОПИ, г. Ополе, Польша

Аннотация

В настоящей работе описываются особенности организации профессионального скаутинга талантливых игроков на примере Немецкого футбольного союза. Скаутинг позволяет привлекать и обучать молодые футбольные таланты в массовом масштабе. Авторы ссылаются на ряд статистических данных и цитаты, подтверждающие

эффективность немецкой системы.

Ключевые слова: привлечение и обучение футбольных талантов, немецкая система обучения футболу.

PROFESSIONAL SCOUTING OF TALENTED FOOTBALL PLAYERS

IN GERMANY

V.P. GUBA, RSUFCSY&T, Moscow, Russia;

A.V. ANTIPOV, MSRU, Moscow, Russia;

K. KROMKE,

St. Augustinusschule, Ettlingen, Germany;

A. STULA, OPI, Opole, Poland

Abstract

In the real work features of the organization of a professional scouting of talented players on the example of the German football union are described. The Scouting allows to attract and train young football talents in mass scale. Authors refer to the number of statistical data and quotes confirming efficiency of the German system.

Keywords: youths' talent acquisition and football education, German football education system.

Введение

Динамичное развитие экономики и прогрессирующая коммерциализация общественной жизни во многих областях деятельности европейских стран (Германия, Англия, Франция и др.), а также скорость этих изменений отразились на развитии футбола. Правила свободного рынка прижились не во многих видах спорта, а особое внимание средств массовой информации к ведущим спортсменам приводит к краткосрочной значимости их достижений. Для того чтобы добиться высоких результатов, спортивные клубы, подобно коммерческим организациям, вынуждены перестраивать свои структуры и характер деятельности, в том числе маркетинг, научные исследования, развитие инфраструктуры. Лучшим примером таких изменений в спорте являются профессиональные и полупрофессиональные футбольные клубы. Из рапорта, опубликованного в 2015 г., следует, что рост доходов немец-

ких профессиональных клубов (по сравнению с сезоном 2007/2008 г.) составил 50%, а их стоимость на момент публикации рапорта оценивалась в 7,9 млрд евро [24].

Цель исследования - изучить особенности профессионального скаутинга талантливых спортсменов в немецкой системе обучения футболу.

Результаты исследований и их обсуждение

Профессиональный футбол - наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики, в которой работают (на полный штат), в данном случае в Германии, свыше 150 000 чел. Опубликованные футбольным клубом "Beyern Monachium" данные за сезон 2016/2017 г. показывают, что финансовые обороты достигли самого высокого уровня в истории клуба и составили больше 640 млн евро. Для сохранения и обеспечения своей гегемонии в немецком

футболе, а также конкурентоспособности на международной арене футбольных клубов, баварцы инвестировали больше 70 млн евро в Центр обучения способной к футболу молодежи, открытый в 2017 г. В то же время "Manchester City" (Англия) выделил на это же около 200 млн фунтов стерлингов.

Футбольный клуб "Bayern Monachium" многие годы остается верен своей традиции поддерживать развитие немецких футбольных талантов, а также начинающих футболистов из региона, несмотря на то, что в 2016 г. участие немецких спортсменов в матчах баварцев составило лишь 37,2%. Из данных, опубликованных Немецкой футбольной лигой [6], следует, что участие немецких спортсменов в клубах Бундеслиги значительно выросло и составило 64%, а в 2016 г. было всего 50,1%. Основой данной положительной тенденции является ряд обязательных для немецких профессиональных футбольных клубов изменений, введенных с декабря 2016 г. В клубе должны числиться двенадцать квалифицированных футболистов с немецким гражданством. Кроме этого, необходимо также соблюдать «правило местного игрока», т.е. обучать на протяжении как минимум трех лет восемь спортсменов в возрасте от 15 до 21 года. Половина этих «местных игроков» должна пройти обучение в своем клубе в указанный период [27]. Несмотря на высокие результаты немецкой молодежной сборной в последние годы и большое процентное участие способной к футболу молодежи в командах Бундеслиги и национальной сборной, существует дефицит, вызванный развитием коммерции и глобализации футбола, что подчеркивает необходимость интенсификации процесса обучения «местных» футбольных талантов [3, 20].

В этой связи в Германии на ведущие позиции выходит профессиональный футбольный скаутинг, основой которого является систематическое, объективное наблюдение и анализ информации, собранной об одаренном игроке, его преимуществах, а также еще не сформированных способностях. В связи с тем, что футбол является командным видом спорта, а эффективность спортсмена проявляется в совместной работе, которая обусловлена его индивидуальной активностью, существуют определенные трудности в распознании и оценке эффективного соперничества.

Создавать профессиональные лиги и делать прогнозы, особенно по командным играм, учитывая комплексность вопросов, - задача сложная [11]. В связи с этим Немецким футбольным союзом предлагается ввести унифицированные измерительные методы для получения объективных данных о футболисте. Количество голов или поединков в ситуации «один на одного», пройденная дистанция, точность передачи - это единичные элементы, которые можно измерять непосредственно. Если проводить идентификацию характерных элементов игры, необходимо учитывать игровые ситуации (как динамические схемы), а также ситуации «один на одного», эти статистические процедуры позволят определить показатели эффективности игры [4, 25].

На проблему одностороннего анализа футбола обратил внимание J. Grehaigne [13], подчеркивая, что «в фут-

больном матче игровая деятельность должна анализироваться как одно целое, а не частями. Игровая деятельность содержит много динамичных элементов, влияющих друг на друга, они богаты разнообразными образцами поведения, которые отличаются, если их рассматривать по отдельности.

Скаутинг в большой мере опирается на эмпирические ценности и зависит от субъективных ощущений наблюдателя (скаута). Кроме этого, сложно оценить развитие некоторых навыков, особенно в случае молодых, способных игроков, которые еще находятся на этапе физического и личностного развития [1]. В данном случае определение на основании объективных тестов и полученных результатов актуального уровня способностей и прогноз потенциала успехов в момент завершения развития футболиста и достижения уровня, необходимого для игры в профессиональной команде, являются соответствующей задачей современного скаутинга.

Определение направления процесса обучения на основании физического развития влечет за собой риск обучения самой развитой молодежи, а не самой способной [14, 19]. Кроме этого, многие исследователи [2, 12, 22, 26] подчеркивают связь между уровнем координационных моторных способностей, технико-тактическими умениями и эффективностью спортивного соперничества. По их мнению, ввиду большой сложности движений и умений действовать в изменяющихся условиях игры, высокий уровень данных способностей в значительной степени может повлиять на результат соперничества. Значит, внедрение унифицированных измерительных методов для получения объективных данных о футболисте, объективная оценка уровня координационных моторных способностей, технико-тактических умений или скорости действий, считается обоснованным. Эти способности обусловливают разумное и эффективное поведение во время соперничества на футбольном поле [9].

Фундаментом привлечения способной молодежи в Европе профессиональными футбольными клубами является широкая система скаутинга, включающая квалифицированных штатных специалистов, а также скаутин-говые агентства, ищущие футбольные таланты за комиссионное вознаграждение и ведущие наблюдение, оценку конкретных игроков или команд соперника. Учитывая факт, что многие клубы расширили и усовершенствовали свои системы скаутинга, используя новейшую технику и научные достижения, футбольная подготовка и планирование развития талантов с учетом семейной среды, начинается всё раньше [15].

Скаутинг профессиональных футбольных клубов распространяет свою деятельность не только на спортплощадки и школы, находящиеся поблизости. В зависимости от финансовых возможностей создается сеть наблюдателей и филиалов центров подготовки молодых футбольных талантов в рамках сотрудничества с другими регионами, как в Германии, Англии, Франции, так и других странах.

Второй, более популярной возможностью скаутинга для престижных клубов является наблюдение за моло-

дежными селекционными командами окружных футбольных союзов и их центрами подготовки, действующими под патронатом Немецкого футбольного союза (DFB), а также сотрудничество с окружными союзами и тренерами. В последнее время тренеры любительских клубов или сами родители всё чаще представляют своих способных футболистов профессиональным клубам, в том числе с помощью видеотехники [10, 16, 17].

Обучение и поддержка

способной к футболу молодежи в Германии

В процессе подготовки и поддержки немецкой молодежи со способностями к футболу важнейшей целью является создание положительного отношения к футболу, навыка активного занятия спортом и обеспечение своим ученикам максимального личностного и спортивного развития. Основная ежедневная работа с ними для достижения профессионального уровня проходит в клубах. Однако одного таланта мало, необходимы еще определенные черты характера и мотивация. Тяжелым трудом строится фундамент будущих спортивных успехов. Качество работы с юными футболистами зависит от финансовых возможностей клуба и определяется правилами и требованиями Немецкого футбольного союза. Клубы обязаны внедрять и применять индивидуальный подход к своим ученикам, систематически создавая долгосрочные планы подготовки согласно их уровню развития. С 2001 г. все профессиональные клубы I и II Бундеслиги по указаниям DFB обязаны вести Центры подготовки способной молодежи Nachwuchsleistungszentrum (NLZ) со штатными тренерами молодежи и в соответствующей инфраструктуре, т.е. на спортплощадках или кабинетах физического восстановления [5, 7].

Обучение способной к футболу молодежи - ключевая и одновременно самая доходная задача профессиональных футбольных клубов - привело к развитию системы скаутинга, созданию необходимых структур для эффективного обучения молодых футбольных талантов и квалифицированных специалистов. По мнению Kreutzera (2006) очень важным вопросом является анализ достигаемых результатов и заметного прогресса, а также селекция талантов с целью освобождения места для юных начинающих футболистов [18]. В случае если результаты показывают перегрузку или слишком низкий уровень игры, рекомендуется изменить команду. Развитие юного игрока не проходит линейно, а личные или школьные проблемы могут вызывать дополнительные сложности. Поэтому молодежь следует обучать долгосрочно, учитывая ее проблемы, сопровождая и поддерживая в трудные минуты. Важны педагогические компетенции тренера, который, заботясь о развитии своих учеников, должен обеспечить комфорт и чувство безопасности новых футболистов в клубе или школе-интернате. В противном случае их развитие подвергнется стагнации (застою). Клубы понимают, с какой нагрузкой вынуждены справляться способные игроки, - получать хорошие оценки в школьном

дипломе, осилить организационные, медицинские и семейные вопросы, поэтому привлекают педагогов, психологов, опекунов или приемных родителей [21]. Многие профессиональные клубы также предлагают молодым спортсменам пройти стажировку или получить свой первый профессиональный опыт в клубе. Футболистов готовят к коллективной работе, им прививают трудолюбие и уважение не только на футбольном поле, но и в повседневной жизни. Клубами вводятся специальные правила общения для молодежных команд, родителей и опекунов.

На основании опубликованных Бундеслигой данных [8], немецкие профессиональные клубы в период с сезона 2002/2003 г. по ноябрь 2017 г. инвестировали в развитие и обучение способной к футболу молодежи всего 1,23 млрд евро, причем с 2002 г. по сезон 2012/2013 г. был замечен рост затрат на их обучение на 121%. В сезоне 2016/2017 г. немецкие клубы предназначили на эту цель 164 млн евро (рост затрат с 2012/2013 г. - на 54%), а средний возраст в I Бундеслиге в сезоне 2017/2018 г. составил 24,5 года. Дебюты талантливых футболистов в 18-19 лет не редкость, что доказывает профессионализм работы немецких тренеров, оправдывает рост инвестиций в футбольную подготовку молодежи и подтверждает правильный путь в процессе обучения.

После неудачного выступления на чемпионате Европы в 2000 г. и процентном росте участия иностранцев в командах Бундеслиги, вызванным «вердиктом Бос-мана», проведенный DFB анализ показал недостатки в наблюдении и поддержке молодых футбольных талантов в возрасте 11-14 лет. В связи с этим в сезоне 2002/ 2003 г. Немецкий футбольный союз инициировал программу обучения и поддержки детей и молодежи, способных к футболу. Цель данного проекта - вместе с 366 центрами, в которых работают 1300 тренеров и 29 координаторов, - ранняя идентификация и развитие футбольных талантов в профессиональном окружении. Это своего рода мост между обучением в клубе и элитным центром футбольной подготовки. По программе, созданной с учетом потенциала немецких футбольных талантов, привлекаются юные футболисты на региональном и окружном уровнях для дополнительных внеклубных тренировок как минимум раз в месяц и без нагрузки соперничества. Данные тренировки указывают спортсменам перспективы развития, дают возможность игры в профессиональных клубах или DFB. За работой центров поддержки футбольного обучения внимательно наблюдают профессиональные клубы, подчеркивая положительное влияние дополнительной работы с футболистами, что позволяет им находить для себя футбольные таланты.

Главным принципом дополнительной тренировки длительностью 90 минут является стремление повышать технико-тактический уровень и личностное развитие путем добросовестного труда. Программу обучения реализуют индивидуально или в небольших группах. В ос-

новном время уделяется координационным способностям, усвоению дриблинга обеими ногами с изменениями темпа и направления, ловкости с мячом, финтам, правильной передаче мяча, приему и овладению мячом, игре головой после высоких и плоских передач, а также тактике игры в ситуации 1x1 в защите и атаке.

Дополнительным преимуществом обучения в центрах поддержки является огромное количество накопленной, документированной информации о футбольной молодежи. Для их анализа и дальнейшего развития учеников DFB сотрудничает с вузами и специальными центрами. Большое количество молодых футболистов в Бундеслиге подтверждает правильность начатого DFB пути развития молодежи в своих центрах. Естественно, молодые талантливые футболисты представляют интерес и для других клубов, но в Бундеслиге не уменьшается отбор своих, поскольку с иностранцами связан риск трудностей ввиду культурных, языковых или климатических различий. Кроме этого, начатая в 2002 г. программа интенсивного обучения своих учеников была одобрена политической и спортивной властью, а также обществом и болельщиками, которые очень хорошо относятся

к футболистам, обученным своими центрами. Нередко фуболисты остаются верными своему родному клубу. Существенными для их развития являются тренировки в другой команде, чаще всего в региональной лиге (U23-IV Liga), а также понимание и доверие со стороны клуба.

Заключение

Слишком большое давление на достижение успеха, недостаток поддержки спортсменов и вследствие этого ошибки, а также плохая игра могут отрицательно сказаться на развитии футболистов и заставить их уйти в другой клуб. Естественно, привлекаемые клубом футбольные звезды поднимают его репутацию и мотивируют молодых футболистов, у которых есть возможность сравнения и шанс учиться у лучших игроков. К сожалению, с другой стороны, спортивные кризисы, недостаток хороших результатов отрицательно влияют на молодых футболистов, внедряемых в игру в первой группе каждой европейской страны, поскольку в трудную минуту тренеры рассчитывают в основном на опытных футболистов.

Литература /References

1. Biermann, Christoph [2010], Digitales Scouting: Wunderstürmer gesucht, URL: http://www.spiegel.de/sport/fuss-ball/digitales-scouting-wunderstuermer-gesucht-a-688624. html

2. Clemente F.M., Couceiro M.S., Louren^o F.M., Ivanova M. and Mendes R. [2013], Activity profiles of soccer players during the 2010 World Cup, Journal of Human Kinetics 2013, 36, 201-211, DOI: 10.2478/hukin-2013-0060.

3. Conzelmann, Ruben [2008], Modelle für eine Förderung der inländischen Nachwuchs-sportler zur Stärkung der Nationalmannschaften. Klassische "Ausländerklauseln" und alternative Ansätze im Lichte gemeinschaftsrechtlicher Vorgaben und Sportentwicklun-gen seit Bosman. Berlin.

4. Cruz J. and Tavares F. [2001], National analysis of the offensive patterns in cadet basketball teams [w:] M. Hughes, F. Tavares (red.), National Analysis of Sport - IV, Cardiff: UWIC, pp. 112-119.

5. DFL [2013], https://www.dfl.de/de/hintergrund/ transferwesen/local-player-regelung.html

6. DFL [2018], https://www.dfl.de/dfl/files/dfl-report/ DFL_Report_2018_M.pdf

7. Duda H. [2003], Poziom rozwoju dyspozycji koordy-nacyjnych u pilkarzy noznych a ich zachowania podczas gry, "Sport Wyczynowy", no. 3/4, pp. 61-65.

8. Franks I.M. [1993], The effects of experience on the detection and location of performance differences in a gymnastic technique, Researth Quarterly for Exercise and Sport, no 64, pp. 227-231.

9. Firlus R. and Stula A. [2012], Wplyw wysilköw szybkosciowych i wytrzymalosciowych na poziom wybranych zdolnosci koordynacyjnych mlodych pilkarzy, W: Stula A: (red.) Wybrane zagadnienia szkolenia i analizy gry pilkarzy

noznych. Studia i Monografie Politechnika Opolska, Opole 2012;211-218.

10. Grehaigne J.F., Bouthier D. and David B. [1997], Dynamic-system analysis of opponent relationsships in collective actions in soccer, "Journal of Sports Science", no. 15, pp. 137-149.

11. Gerosa-Neto, J., Rossi, F.E., Buonani Silva, C., Zapa-terra Campos, E., Araujo Fernandes, R. and Forte Frei-tas Júnior, I. [2014], Body composition analysis of athletes from the elite of Brazilian soccer players, Motricidade 2014; 10 (4): 105-110, D01:10.6063/motricidade.10(4). 3567.

12. Jensen, Oliver [2012], Bastian Reinhardt "Die Jagd nach Talenten beginnt immer frü-her", URL:http:// www.dfb.de/index.php?id = 511739&tx_dfbnews_ pi1[showUid]=38763&tx_dfbnews_pi4[cat]=77 (Stand: 18.06.2014).

13. http://www.kicker.de/news/fussball/wm/ startseite/656726/artikel_dfl-statuten-bedeuten-keine-einschraenkung.html.

14. Kirchenkamp, Marcel [2010], Talenterkennung und Talentauswahl im Fußball. Auf den Spuren des Relativalterseffekts. Saarbrücken.

15. Kreutzer, Axel [2006], Jugendliche Fußballspieler im Spannungsfeld zwischen Familie, Schule und Hochleistungssport. Ein Forschungsprojekt über die Bildungsgänge ado-leszenter Fußballspieler. Münster.

16. Kutác P. [2013], Somatic parameters of 17-year old soccer players in the older youth category in relation to sports performance, Acta Universitatis Palackianae Olo-mucensis. Gymnica, 2013; 43 (3): 17-26, DOI: 10.5507/ ag.2013.014

É*)

17. Lehmann [2013], Lehmann, Andreas (2013), Der Matthäus-Effekt im professionellen Fußball in Deutsch-land: Vom Talent zum Profisportler, Hamburg.

18. Lustenberga [2011], Lustenberger, Thorsten (2011), Zur Doppelbelastung von Schule und Verein am Bei-spiel Fußball. Examensarbeit Universität Mainz.

19. Maly, T., Zahälka F., Mala, L. and Teplan, J. [2014], Profile, correlation and structure of speed in youth elite soccer players, Journal of Human Kinetics 2014; 40 (1): 149-159, DOI: 10.2478/hukin-2014-0017

20. McGarry, T., Anderson, D., Wallace, S., Huhhes, M. and Franks, I. [2002], Sport competition as a dynamical self-organizing system, Journal of Sport Science, no. 20, pp. 771-781.

21. McKinsey & Company [2015], https://www. bundesliga.com/de/bundesliga/news/ wirtschaftsmotor-bundesliga-mckinsey-studie-2015.jsp

22. Mendes, L. and Janeira, M. [2001], Basketball performance - multivariate study in Portuguese professional

male basketball teams, [w:] M. Hughes, F. Tavares, (red.): National Analysis of Sport - IV, Cardiff: UWIC, pp. 103-111.

23. Raczek, J., Mynarski, W. and Ljach, W. [2003], Ksztaitowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci mo-torycznych, Podrqcznik dla nauczycieli, trenerow i studentow, AWF, Katowice 2003.

24. Reilly, T., Bangsbo, J. and Franks, A. [2000], Anthro-pometric and physiological predispositions for elite soccer, Journal of Sports Sciences 2000; 18 (9): 669-683, DOI: 10.1080/02640410050120050

25. https://de.statista.com/statistik/daten/studie/5994/ umfrage/anteil-auslaendischer-lizenzspieler-in-der-bundes-liga/

26. Sutton, L., Scott, M., Wallace, J. and Reilly, T. [2009], Body composition of English Premier League soccer players: Influence of playing position, international status, and ethnicity, Journal of Sports Sciences 2009; 27 (10): 1019-1026, DOI: 10.1080/02640410903030305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.