инновации в образовании (educational innovations)
УДК 796.015.862
относительное влияние возрастных особенностей в процессе реализации спортивного потенциала юных футболистов
Дугблей А.Д.
Становление различных систем жизнедеятельности подросткового организма происходит настолько гетерох-ронно, что среди сверстников по хронологическому возрасту часто существуют значительные когнитивные, физические и эмоциональные различия, сопровождающие -ся довольно существенными расхождениями в ростовых и весовых показателях между детьми, родившимися на ранней и поздней стадии года. Это может оказывать существенное влияние на показатели академических и спор-тивныхрезультатов детей. Целью эксперимента являлось определение степени относительного влияния возрастных особенностей на процедуру отбора молодых футболистов.
В констатирующем эксперименте приняли участие 82 ученика ГБОУ СОШ №63 г. Москва и 172 футболиста команд разных возрастов ДЮСШ «Строгино» г. Москва.
По итогам эксперимента было определенно, что в долгосрочной перспективе, смещение внимания в пользу детей, родившихся на более ранней стадии года, приводит к девальвации такого выбора и отказу от профессиональной деятельности большого процента талантливых футболистов, что негативно сказывается на уровне молодежного футбола в стране.
Ключевые слова: хронологический возраст; физическое развитие; темпы роста; ростовые и весовые показатели; реализация спортивного потенциала юных футболистов.
the relative influence of age characteristics in the process of implementing sporting potential of young players
Dugbley A.D.
Formation of the various life-support systems of teenage body is so heterochronous that among peers by chronological age, there are often significant cognitive, physical and emotional differences, accompanied by a fairly significant differences in weight and growth rates, between children who was born in the early and late stage of the year. This fact can have a significant
impact on the academic and athletic activities of children. It's necessary to define the relative influence of age characteristics for the selection procedure of young footballers.
The experiment was participated by 82pupils of government school №63 and 172 young footballers of various teams in Moscow.
According to the results of the experiment was certain that during the long-term collaboration in football, the shift of attention in favor of children who was born earlier than others within one year, leads to the devaluation of the selection and rejection of the professional activities by a large percentage of talented footballers that have a negative impact on the level of youth football in the country.
Keywords: chronological age; physical development; growth rate; growth and weight indicators; implementation of athletic potential of young footballers.
введение
Пределы развития двигательных качеств заложены в человеке и связаны с его генетическим кодом. Однако английский ученый Пол Торренс создатель системы измерения творческого мышления, говорит о том, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребёнка превратятся в творческий характер, зависит от качества образования и ряда окружающих факторов [14]. В связи с этим во многих научных разработках последнего времени ставится задача рационализации и поиска но-
вых путей, повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных спортсменов [4].
Несмотря на то, что разница в возрасте менее 12 месяцев практически не сказывается у профессиональных футболистов, она может быть значительна в детско-юношеском футболе. Десятилетний ребенок, родившийся в конце года, может иметь массу тела 22 кг и рост 1,26 м, в то время, как ребенок, рожденный в начале года, (почти 11 лет), возможно будет иметь рост 1,54 м и вес 49 кг в. Так десятилетний ребенок, родившийся в конце года может быть на 28 см короче и 27 кг легче, чем более ранние дети. Поэтому разница в возрасте в 10-12 месяцев может привести к значительным антропометрическим различиям [13].
Vroom \Ш. (1964) утверждал, что уровень производительности достигнутого определёнными индивидуумами, является продуктом их возможностей и мотивации. Интенсивность мотивации влияет на качество обучения и повседневной деятельности, так как определяет, насколько эффективно реализуются потенциальные возможности молодых футболистов. Ребенок, родившийся в начале года, будет в среднем, учится лучше, чем его поздний сверстник. Это начальное преимущество в обучении, вероятно, увеличит внутреннюю (осознание своего превосходства) и внешнюю (признание учителями и родителями) мотивацию для продолжения подготовки в выбранном виде спорта. Подобное увеличение мотивации, в сочетании с большей восприимчивостью знаний, будет стимулировать совершенствовать свои навыки тех, кто родился в начале года, по сравнению с теми, кто родился в конце года [14].
Таким образом, существует некая кругообразность (т.е. замкнутый круг) сезонных эффектов рождения, которая обуславливает большее преимущество тех детей, кто родился в начале года, перед рожденными в его конце, и тем самым определяет статус детей в коллективе в процессе общения.
В футбольной практике это может привести к существенным различиям в объеме полученного игрового опыта в связи с возрастом молодого спортсмена [10, 14].
Важным фактором является восприятие детьми успехов и неудач в спорте. Согласно теории Вайнера (Weiner 1986), оно зависит от характера детей. Эффективность эмоциональной реакции на любую ситуацию зависит от восприятия результата ребенком: как успех или неудача отражаются на его состоянии. Кроме того, реакция во многом зависит от того, каким образом результат изъясняется в конкретных условиях (внутренних или внешних) [15].
Дети обычно чувствуют гордость или стыд от степени участия, которое они приписывают себе в успехе или неудаче, или от внешних факторов, таких как, удача или травмы. Самооценка и чувство собственного достоинства любого ребенка влияет положительно на успех и неблагоприятно на неудачу, если причина будет искаться в самом себе. Так как молодые спортсмены стремятся к положительной самооценке, у них есть склонность приписывать успехи себе, а неудачи списывать на внешние факторы, имеющие ограниченный контроль.
Согласно исследованиям российских учёных 7% испытуемых футболистов обладают ярко выраженной тенденцией к избеганию неудач. У 21% выявлены равные индексы показателей, ха-
рактеризующих ориентацию как на достижение успеха, так и на избегание неудач. Остальные 72% показали явное преобладание ориентации на достижение успеха как на умеренно высоком 38%, так и на очень высоком уровне - 34% [6].
Из-за возрастных особенностей детей, такие внешние факторы, как дата рождения в начале или в конце года, могут исказить информативные критерии о степени подготовленности и технического мастерства юных футболистов. Было показано, что превосходство в научном творчестве [10], успеваемость в университете [8], и в спорте [7], косвенно связаны с месяцем рождения ребёнка.
С точки зрения спортивных успехов и академической успеваемости, отмечается, что относительное влияние возрастных особенностей четко сохраняется и после окончания начального образования и даже имеет значение при поступлении в университет и в дальнейшей спортивной деятельности [7].
Английские учёные [9] изучили зависимость между биологическими связями специфических способностей с одной стороны, и их ролью в музыкальном опыте с другой. Использование междисциплинарного подхода и детального анализа научных доказательств, помогло обосновать идею о том, что различия в раннем опыте, предпочтениях, возможностях, навыков, профессиональной подготовке и практике являются действительно существенными факторами при становлении мастерства в том или ином роде деятельности.
В работе Пушкарёва В.П. была показана взаимосвязь между врожденными запрограммированными способностями спортсменов и определённым видом мышечной деятельности. Обнаружи-
лось, что генетические особенности спортсменов не могут быть существенно изменены в ходе учебно-тренировочной деятельности. Таким образом, выявляется не вид спорта, а предрасположенность к типу физической нагрузки [3].
Однако некоторые учёные (Howe et al. 1998,) пришли к выводу, что полные эффекты генетического таланта могут быть не заметны на раннем этапе. Тем не менее, они считают, что можно выявить первичные признаки таланта, которые позволят тренерам детско-юношеских школ прогнозировать одарённость юных футболистов.
Подобные подходы привели исследователей к попытке интуитивно-логического определения талантов в контексте спортивного развития. Сегодня, трудно предположить, что экспертная оценка может предсказывать одаренность спортсмена на основе какой-либо конкретной меры таланта [15]. Тем не менее, Селуя-нов В.Н. и Шестаков М.П. в своей монографии наметили некоторые пути выявления одаренности спортсмена к различным видам спортивной деятельности [5].
Структура спортивного таланта определяется также психической надежностью и специальными способностями (адаптационные и функциональные возможности, двигательные способности: координационные, силовые, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) [2]. Однако довольно сложно спрогнозировать дальнейшее развитие молодого спортсмена, исходя из комплексного анализа его врождённых особенностей.
Это мнение подтверждается исследованиями группы тренеров высокой квалификации. Было установлено, что наиболее эффек-
тивна работа тех специалистов, которые сочетают в себе большее число факторов дивергентного мышления, а так же умеют переключаться с одной области знаний на другую (множественная система аргументаций). Такие показатели творческого мышления, как беглость (семантическая, практическая, образная), гибкость (практическая, образная), оригинальность (практическая, образная), являются наиболее важными в работе молодёжных специалистов [1].
При этом необходимо учитывать, какие критерии тренеры детско-юношеских спортивных школ используют для идентификации талантливых футболистов, и есть ли вероятность, что их видение может быть предвзятым из-за неверной оценки временных различий в морфофункциональном развитии юных спортсменов.
Не случайно, что во многих детско-юношеских футбольных школах приоритет получили наиболее агрессивные элементы игры в ущерб технической подготовке. По словам Малины [12] выбор подобных программ подготовки спортивного резерва имеет ряд грубых просчетов. В частности, такие программы направлены на достижение краткосрочных успехов, замещая долговременное, эффективное становление спортивного мастерства, основой которого является широкий спектр технических приёмов на фоне стабильных функциональных возможностей.
Существуют, например, ограниченные знания о том, как футболисты, не прошедшие отбор для дальнейшего обучения на ранней стадии, переживают отказ и чувство неудачи. Система отбора талантливых спортсменов также имеет тенденцию к дискримина-
ции в пользу игроков, которые родились в начале года и потому имеют ряд преимуществ в ростовых и весовых показателях по сравнению с теми, кто рожден в конце того же года.
целью исследования являлось определить степень относительного влияния возрастных особенностей детей на их академическую успеваемость в школе, а так же на спортивную успеваемость футболистов ДЮСШ. Было предсказано, что это влияние имеет явное воздействие на процедуру отбора молодых футболистов в пользу тех, кто родился в начале года.
Методы и организация исследования
В констатирующем эксперименте приняли участие 82 ученика ГБОУ СОШ №63 г. Москва и 172 футболиста команд и-10;и-11;и-12;и-13;и-14;и-15;и-16;и-17. ДЮСШ «Строгино» г Москва.
В первой части эксперимента были обработаны результаты школьной успеваемости учеников 2001 г.р., ГБОУ СОШ №63. По итогам учебного года 2012-2013 гг. были проанализированы данные 82 учеников средней школы - 48 мальчиков, 34 девочки (параллели 5-х классов). Дети подразделялись на две группы, в первую попадали те, кто родился до 01.07. во вторую те, кто родился во второй половине года. Далее сопоставлялись результаты успеваемости с датой рождения. Высокая успеваемость фиксировалась в том случае, если у ученика по итогам учебного года ни по одному предмету не стояло оценки «3».
Во второй части эксперимента были проанализированы заявочные протоколы указанных команд ДЮСШ Строгино в сезоне
2013-2014 гг. Количество футболистов в каждой возрастной группе сопоставлялось с их датой рождения.
результаты исследования
Из 23 девочек родившихся в первой половине года 18 (78,2%) показали хорошие результаты в школе, из 25 девочек родившихся во второй половине года лишь 10 (40%) продемонстрировали высокую успеваемость. У мальчиков, родившихся до 01.07, хорошими показателями отметились 10 ученников (55,5%) из 18, у тех кто родился после 01.07 всего 7 детей показали высокие результаты в учебе и 9 - неудовлетворительные согласно выдвинутым требованиям.
рис. 1. Ученики 2001 г.р. (5 классов) ГБОУ СОШ № 63, (%). Учебный год 2012/2013 гг.
Таким образом из 41-го ребенка, родившегося в первой половине года 28 показали хорошие результаты (68,3%). У детей, родившихся во второй части года, этот показатель равен 41,5% - 17 из 41 (рис. 1).
По ходу многолетней тренировки молодых футболистов мы видим (рис. 2) заметное смещение количества футболистов в пользу тех, кто родился в первой половине года. Особенно вызывает интерес заметный скачек между командами и-12 и и-13. Если в 12-ти летнем возрасте в команде наблюдалось 11 игроков, родившихся в первой половине года, против 13 игроков, родившихся во второй части года (45,8%), то в 13-ти летнем возрасте таковых уже 14 против 7 (66,6%).
Рисунок №2. Кол-во футболистов ДЮСШ Строгино, родившихся до 01.07, (%). Сезон 2013-2014 гг.
и-10 и-11 и-12 и-13 и-14 и-15 11-16 11-17
Исходя, из полученных данных можно предположить, что, футболисты, родившиеся в конце года, более вероятно заканчивают свою карьеру еще в 12-14-ти летнем возрасте, что согласуется с некоторыми зарубежными данными [8, 11].
выводы
В долгосрочной перспективе, смещение внимания в пользу «более возрастных» детей, приводит к девальвации такого выбора и отказу от профессиональной деятельности большого процента талантливых футболистов, что негативно сказывается на уровне молодежного футбола в стране.
Проблема относительного влияния возрастных различий требует дальнейшего изучения. Возможно молодые игроки, родившиеся в начале года, начиная в 6-8 лет, с большей вероятностью становятся футбольными талантами, признанными в сфере профессиональных команд, получают возможность играть за молодёжные сборные, и в итоге, имеют больше шансов пройти отбор в команды мастеров.
Так как обнаружение и процедура идентификации способного футболиста могут быть необъективными, сведения о возрастных различиях в рамках одной возрастной группы, влияющих на специфику «угадывания» одаренных детей, имеют большое значение и играют важную роль в процессе становления футбольного мастерства юных талантов, являясь основой спортивных успехов подрастающего поколения.
Список литературы
1. Исследование творческого потенциала тренера высокой квалификации / А.Н. Блэр, Ю.М Бычков, А.И. Балыкин и др. // Теория и практика физической культуры. 2010. №2. С. 65-69.
2. Королёва Т.П. Психолого-педагогический контроль генезиса специальных способностей учащихся школ спортивного резерва: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. - СПб., 2004. 55 с.
3. Оценка генетической перспективности спортсменов в игровых видах спорта / В.П. Пушкарёв, Л.В. Рахманина, Е.В. Ле-комцев и др. // Теория и практика физической культуры 2010. №1. С. 73-76.
4. Сафонов Л. Ф. Здоровье для спорта или спорт для здоровья / Л.Ф. Сафонов, В.А. Левандо, Г.А. Бобков // Вестник спортивной науки. 2010. №4. С. 34-36.
5. Селуянов В.Н. Определение одаренности и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. - М.: СпортАкадем-Пресс. 2000. 112 с.
6. Усманова, Е.Н. Особенности потребностно-мотивационных ориентаций юных футболистов / Е.Н. Усманова, Е.Д. Никитина // Теория и практика физической культуры. 2009. № 11. С. 44-47.
7. Bell, J.F. Are summer-born children disadvantaged? The birthdate effect in education / J.F. Bell, S. Daniels // Oxford. Review of Education. 1990. № 16. P. 67-80.
8. Feltz, D. Perceived competence among interscholastic sport participants and dropouts / D. Feltz, L. Petlichkoff // Canadian Journal of Applied Sports Sciences. 1983. № 8. P. 231-235.
9. Howe, M.J.A. Innate talents: Reality or myth / M.J.A. Howe, J.W. Davidson, J.A. Sloboda // Behavioral and Brain Sciences. 1998. № 21. P. 399-412.
10. Helsen W.F. The roles of talent, physical precocity and practice in the development of soccer expertise / W.F. Helsen, N.J. Hodges, J. Van Winckel, J.L. Starkes // Journal of Sports Sciences. 2000. № 18. P. 1-10.
11. Helsen, W.F. Team sports and the theory of deliberate practice / W.F. Helsen, J.L. Starkes, N.J. Hodges // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1998. № 20. P. 13-35.
12. Malina, R.M. Talent identification and selection in sport // Technique. 1999. № 19. P. 16-19.
13. Tanner, J. M. Clinical longitudinal standards for height, weight, height velocity and weight velocity and the stages of puberty / J.M. Tanner, R.H. Whitehouse // Archives of Disease in Childhood. 1976. № 51. P. 170-178.
14. Ward, P. Perceptual and cognitive skill development in soccer: The multidimensional nature of expert performance / P. Ward, A.M. Williams // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2003. № 25. P. 93-111.
15. Williams, A.M. Talent identification and development in soccer / A.M. Williams, T. Reilly // Journal of Sports Sciences. 2000. № 18. P. 657-667.
References
1. Bler A.N., Bychkov Y.M., Balykin A.I., Balykina-Milushkina T.V.
Issledovanie tvorcheskogopotentsiala trenera vysokoy kvalifikatsii [Research creative potential of high qualified coach]. Theory and practice of physical culture, no. 2 (2010): 65-69.
2. Koroleva T.P. Psikhologo-pedagogicheskiy kontrol' genezisa spetsial'nykh sposobnostey uchashchikhsya shkol sportivnogo rezerva: abstract of dissertation PhD. St.P., 2004. 55 p.
3. Pushkarev V.P., Rakhmanina L.V., Lekomtsev E.V., Ponomarev
V.A., Yanbaev Y.A., Degtyarev A.V., Dyatlov D.A Otsenka gene-ticheskoy perspektivnosti sportsmenov v igrovykh vidakh sporta [Evaluation of genetic promising athletes in team sports]. Theory and practice ofphysical culture, no. 1 (2010): 73-76.
4. Safonov L. F., Levando V.A., Bobkov G.A. Zdorov'e dlya sporta ili
sport dlya zdorov'ya [Health for sport or sport for health]. Vestnik sportivnoy nauki, no. 4 (2010): 34-36.
5. Seluyanov V.N., Shestakov M.P. Opredelenie odarennosti i poisk
talantov v sporte [Definition of giftedness and talent search in sport]. SportAkademPress. 2000. 112 p.
6. Usmanova, E.N. Nikitina E.D. Osobennosti potrebnostno-moti-vatsionnykh orientatsiy yunykh futbolistov [Features need-motivational orientations of young players/ Theory and practice of physical culture, no. 11 (2009): 44-47.
7. Bell, J.F. Are summer-born children disadvantaged? The birthdate
effect in education / J.F. Bell, S. Daniels // Oxford. Review of Education. 1990. № 16. P. 67-80.
8. Feltz, D. Perceived competence among interscholastic sport par-
ticipants and dropouts / D. Feltz, L. Petlichkoff // Canadian Journal of Applied Sports Sciences. 1983. № 8. P. 231-235.
9. Howe, M.J.A. Innate talents: Reality or myth / M.J.A. Howe,
J.W. Davidson, J.A. Sloboda // Behavioral and Brain Sciences. 1998. № 21. P. 399-412.
10. Helsen W.F. The roles of talent, physical precocity and practice in the development of soccer expertise / W.F. Helsen, N.J. Hodges, J. Van Winckel, J.L. Starkes // Journal of Sports Sciences. 2000. № 18. P. 1-10.
11. Helsen, W.F. Team sports and the theory of deliberate practice / W.F. Helsen, J.L. Starkes, N.J. Hodges // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1998. № 20. P. 13-35.
12. Malina, R.M. Talent identification and selection in sport // Technique. 1999. № 19. P. 16-19.
13. Tanner, J.M. Clinical longitudinal standards for height, weight, height velocity and weight velocity and the stages of puberty / J. M. Tanner, R. H. Whitehouse // Archives of Disease in Childhood. 1976. № 51. P. 170-178.
14. Ward, P. Perceptual and cognitive skill development in soccer: The multidimensional nature of expert performance / P. Ward, A.M. Williams // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2003. № 25. P. 93-111.
15. Williams, A.M. Talent identification and development in soccer / A.M. Williams, T. Reilly // Journal of Sports Sciences. 2000. № 18. P. 657-667.
данные об авторе
Дугблей Аллан Джоакимович, учитель физической культуры, тренер по футболу, аспирант общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63
ул. Крылатские холмы, д. 35, г. Москва,121609, Россия Детско-юношеская спортивная школа «Строгино» ул. Василия Ботылева, д. 41, г. Москва, 121500, Россия Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, 117198, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABouT THE author
Dugbley allan Dzhoakimovich, physical education teacher, youth soccer coach, postgraduate student of the university department of physical culture and sports
State School №63
35, Krylatskie kholmy street, Moscow, 121609, Russia
Youth Sports School «Strogino»
41, Vasiliya Botyleva street, Moscow, 121500, Russia
Peoples'Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya street, Moscow, 117198, Russia
e-mail: [email protected]
рецензент:
Шулятьев в.М., зав. кафедры физического воспитания и спорта РУДН, доктор педагогических наук, профессор, Российский университет дружбы народов