Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАЛАНТА В СПОРТЕ'

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАЛАНТА В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛАНТ В СПОРТЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ ТАЛАНТОВ / РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ / СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Алексей Валерьевич, Ализар Татьяна Адамовна

В статье проводится анализ проблемы выявления талантов и спортивного отбора. Национальные Федерации, спортивные клубы и другие организации в области спортивной индустрии ставят в качестве одной из своих основных задач выявление молодых спортсменов, которые с большой вероятностью станут лучшими игроками. Спортивные клубы заинтересованы в том, чтобы поддерживать услуги своих самых талантливых спортсменов в долгосрочной перспективе, ради стабильности и качества игры. Спортивный талант включает в себя сложный набор навыков, которые в то же время генетически детерминированы, зависят от условий окружающей среды и трудно поддаются измерению с удовлетворительным уровнем точности. В связи с выраженными потребностями спортивной индустрии в качественном отборе одаренных детей для занятий спортом, а также растущим ростом конкуренции на спортивном рынке выявление талантов в спорте является значимой проблемой современной спортивной науки и ее специфической задачей. Надежная идентификация будущих спортсменов топ-уровня позволяет клубам сосредоточиться на развитии небольшого числа игроков, что представляет собой более эффективное управление их финансовыми ресурсами. В попытке поиска и подготовки молодых, талантливых спортсменов, большую роль играет сотрудничество спортивной науки с тренерами и менеджерами в определении ключевых элементов для выявления развития талантов в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEFINING TALENT IN SPORTS

The article analyses the problem of identifying talents and sports selection. National Federations, sports clubs and other organizations in the field of the sports industry set as one of main tasks the identification of young athletes who are very likely to become the best players. Sports clubs are interested in supporting the services of the most talented athletes in the long run, for the sake of stability and quality of the game. Sports talent includes a complex set of skills that, at the same time, are genetically deterministic, dependent on environmental conditions and difficult to measure with a satisfactory level of accuracy. Due to the expressed needs of the sports industry in the quality selection of gifted children for sports classes, as well as the growing competition in the sports market, the identification of talents in sports is a significant problem of modern sports science and its specific task. Reliable identification of future top-level athletes allows clubs to focus on the development of a small number of players, which is a more effective management of their financial resources. In an attempt to find and train young, talented athletes, the cooperation of sports science with coaches and managers in identifying key elements for identifying the development of talents in sports plays a large role.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАЛАНТА В СПОРТЕ»

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 45-48.

2. Полоса препятствий на уроках гимнастики в школе / сост. М.С. Горбачев. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - 35 с.

3. Горская И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И.Ю. Горская // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №7. - С. 34-38.

4. Корягина Ю.В. Аппаратно-программный комплекс "Спортивный психофизиолог" / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. - 2011 . - № 1. - Ч. 2. - С. 308.

5. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : Дивизион, 2006. - 290 с.

REFERENCES

1. Botyaev, V.L. and Chernikova, А.А. (2018), "Complex control of coordination abilities of secondary schoolchildren living in the northern regions of the Ob region", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 45-48.

2. Gorbachev, M.S. (2010), Obstacle course in gymnastics lessons at school, YAGPU Publishing House, Yaroslavl.

3. Gorskaya, I.Yu. (2010), "Assessment of coordination readiness in sports", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 34-38.

4. Koryagina, Yu.V. and Nopin, S.V. (2011), "Hardware and software complex "Sports psycho-physiologist", Computer programs. Database. Topologies of integrated circuits, No. 1, Part 2, pp. 308.

5. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, Division, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.03.2021

УДК 796.015.82

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАЛАНТА В СПОРТЕ

Алексей Валерьевич Буров, старший преподаватель, Татьяна Адамовна Ализар, кандидат педагогических наук, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье проводится анализ проблемы выявления талантов и спортивного отбора. Национальные Федерации, спортивные клубы и другие организации в области спортивной индустрии ставят в качестве одной из своих основных задач выявление молодых спортсменов, которые с большой вероятностью станут лучшими игроками. Спортивные клубы заинтересованы в том, чтобы поддерживать услуги своих самых талантливых спортсменов в долгосрочной перспективе, ради стабильности и качества игры. Спортивный талант включает в себя сложный набор навыков, которые в то же время генетически детерминированы, зависят от условий окружающей среды и трудно поддаются измерению с удовлетворительным уровнем точности. В связи с выраженными потребностями спортивной индустрии в качественном отборе одаренных детей для занятий спортом, а также растущим ростом конкуренции на спортивном рынке выявление талантов в спорте является значимой проблемой современной спортивной науки и ее специфической задачей. Надежная идентификация будущих спортсменов топ-уровня позволяет клубам сосредоточиться на развитии небольшого числа игроков, что представляет собой более эффективное управление их финансовыми ресурсами. В попытке поиска и подготовки молодых, талантливых спортсменов, большую роль играет сотрудничество спортивной науки с тренерами и менеджерами в определении ключевых элементов для выявления развития талантов в спорте.

Ключевые слова: талант в спорте, выявление талантов, развитие талантов, спорт, спортивный отбор.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p58-62

PROBLEM OF DEFINING TALENT IN SPORTS

Alexey Valeryevich Burov, the senior teacher, Tatyana Adamovna Alizar, the candidate of pedagogical science, Volgograd State Academy of Physical Culture

Abstract

The article analyses the problem of identifying talents and sports selection. National Federations, sports clubs and other organizations in the field of the sports industry set as one of main tasks the identification of young athletes who are very likely to become the best players. Sports clubs are interested in supporting the services of the most talented athletes in the long run, for the sake of stability and quality of the game. Sports talent includes a complex set of skills that, at the same time, are genetically deterministic, dependent on environmental conditions and difficult to measure with a satisfactory level of accuracy. Due to the expressed needs of the sports industry in the quality selection of gifted children for sports classes, as well as the growing competition in the sports market, the identification of talents in sports is a significant problem of modern sports science and its specific task. Reliable identification of future top-level athletes allows clubs to focus on the development of a small number of players, which is a more effective management of their financial resources. In an attempt to find and train young, talented athletes, the cooperation of sports science with coaches and managers in identifying key elements for identifying the development of talents in sports plays a large role.

Keywords: talent in sports, talent identification, talent development, sports, sports selection.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная психология не дает конкретного ответа на вопрос о существовании таланта в спорте. В спортивной психологии существуют два направления: шовинистская и эмпирическая. В основе первого направления лежат работы Дарвина, Гальтона, Термана, считавших, что талант - это «врожденный дар», которым кто-то обладает или не обладает. Второе основано на философии Локка и Уильяма Джеймса, которые считают, что работа и физические упражнения являются основой результата. В последнее время наибольшей популярностью пользуются генетические исследования, направленные на поиск «спортивного гена». Кроме того, даже если спортсмен обладает всеми необходимыми физическими качествами, одного этого будет недостаточно для достижения высоких результатов. Сегодня имена «топовых» игроков доказывают утверждение о том, что спортивный результат не ограничивается исключительно физическим телосложением, так как их талант ранее подвергался сомнению экспертами.

Цель исследования: проанализировать проблемы выявления таланта и спортивного отбора.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особый интерес представляют генетические исследования, связанные с существованием и идентификацией таланта. Нельзя полагаться исключительно на генетические факторы и утверждать, что кто-то добьется высоких результатов в спорте только потому, что у него есть определенная физическая предрасположенность или списать тех, которые не владеют физическими качествами в раннем возрасте.

С большей вероятностью достигнуть высоких результатов в спорте, комбинируя гены с длительной и самоотверженной работой. Однако генетика и обучение - не единственные факторы, влияющие на успех. Достижение лучших результатов в спорте также может быть затронуто многими социологическими и психологическими факторами [1].

Первый из них, влияние семьи - это очень важно. В результате социологических исследований выяснилось, что дети, чьи родители готовы вкладывать больше времени и денег на поддержку детской спортивной деятельности, а также дети, которые приходят из среднего социально-экономического класса имеют больше шансов добиться успехов в спорте. Было установлено, что роль родителей в развитии ребенка для спортсменов очень

важна и то, что она меняется в зависимости от стадии спортивного развития ребенка.

При изучении психологических факторов большое количество исследований было направлено на определение специфических личностных характеристик ведущих спортсменов. Таким образом, почти все исследования указывают на способность концентрироваться, уверенность в себе и мотивацию к последовательным и интенсивным тренировкам в течение длительного периода времени как на неотъемлемые элементы достижения превосходных результатов. Кроме того, часто упоминаются оптимизм, экстраверсия, самообладание, решительность и смелость [3].

Генетические факторы влияют на то, как мы адаптируемся к обучению. Например, успех в беге тесно зависит от таких факторов, как рост, пропорции конечностей, мышечная масса ног и других факторов, которые, как известно, генетически обусловлены. И поэтому, если у вас нет правильной структуры тела, вы не можете иметь беговую экономию, потому что это физиология, которая ограничивает производительность, с которой мы рождаемся. Конечно, объем тренировочных нагрузок не должен уменьшаться. Единственный способ развить талант, чтобы подняться на мировую вершину - это большое количество часов тренировок. Помимо профессионализации спорта (важнейший фактор) и технического прогресса, является также генетический фактор, обусловленный строгим отбором в различные виды спорта. За последние десятилетия произошли серьезные изменения в теории «Большого взрыва» типов телосложения. Средний рост гимнастов за последние 40 лет снизился со 160 см до 145 см, что наглядно показывает, насколько генетическая предрасположенность стала существенной в сфере профессионального спорта.

Австралийские ученые К. Нортон и Т. Олдс собирали данные об измерениях и типе телосложения спортсменов в течение десятилетий и определили меру под названием Б02 (двумерный анализ). Б02 указывает на вероятность того, что у человека может соответствовать строение тела, которое необходимо для достижения наилучших результатов в определенном виде спорта. Сегодня менее 30% людей имеют пропорции роста и веса, необходимые для того, чтобы стать профессиональными футболистами, но менее 10% -для того, чтобы стать американскими футболистами. Например, при исследованиях хорватских ватерполистов было выявлено, что средняя длина руки в период с 1980 по 1998 год увеличилась более чем на 2,5 см, в то время как средняя длина руки населения Хорватии увеличилась примерно на 0,5 см за тот же период времени. Эти данные свидетельствуют о том, что искусственный отбор для профессиональных спортсменов становится все более строгим, что очень немногие генетические факторы оказывают существенное влияние на высокий уровень конкуренции [4].

Талант может иметь несколько признаков: одни характеризуются чертами, которые передаются генетически и частично врожденны, другие, включают в себя ряд приобретенных характеристик. Талант необязательно должен быть заметен в раннем возрасте, но есть некоторые показатели, которые позволят выявить его наличие. Талант особенно специфичен в области двигательной функции [1].

В большинстве спортивных клубов выявление талантов основывается на субъективной оценке экспертов и имеющейся базы ресурсов показателей (критерии) игровой одаренности: ТОРС (техника, осанка, равновесие, скорость), СПЛН (скорость, понимание, личность, навыки) и ТИЛС (талант, интеллект, личность, скорость). Это дает возможности для более объективной оценки и снижает вероятность ошибки при определении одаренности юного спортсмена [2].

С научной точки зрения стремление к совершенству можно разделить на четыре основные стадии: обнаружение, отбор, идентификация и развитие. Выявление относится к выявлению потенциальных спортсменов (детей), которые в настоящее время не занимаются спортом. Развитие таланта подразумевает, что игрок в соответствующей среде имеет возможность осознать собственную индивидуальность. Эта область исследований в последнее время стала очень интересной, и несколько ведущих исследователей [1, 3]

отметили, что произошла смена интересов - от поиска талантов к их направлению и развитию. В конечном итоге отбор талантов подразумевает постоянный процесс выявления игроков на различных этапах, отвечающих условиям, готовности войти в определенную категорию или выбранную команду. Выбор включает в себя выбор лучшего индивидуума или группы для выполнения задачи в определенном контексте. Это особенно важно в командных видах спорта, где большее количество игроков должно быть объединено в эффективное целое.

Важнейшим моментом в выявлении таланта является подбор специализированных тестов, используемых в этом процессе. Развитие спортивной науки, и прежде всего физиологии физических упражнений, позволило определить большое количество тестов для оценки двигательных и функциональных способностей спортсменов научно обоснованным способом. Однако, хотя двигательно-функциональный статус является очень важной частью необходимых навыков для занятий профессиональным спортом, он не является единственным. Одним из ключевых отличий элитных спортсменов от среднестатистических является способность понимать игру, то есть способность применять когнитивные навыки для решения сложных задач во время игры. В связи с серьезными методологическими проблемами, связанными со стандартизацией и психометрией, достоверность таких тестов установить в настоящее время невозможно. Этот вопрос - прерогатива решения тренеров и их видения оценки тактических, когнитивных, наследственных черт спортсменов [1].

ВЫВОДЫ

1. Лучший результат - это симбиоз таланта и правильной долгосрочной работы и обучения. Талант имеет решающее значение в создании чемпиона, но только с огромной дисциплиной и работой. Понятие труда не должно рассматриваться без учета таланта, точно так же, как понятие таланта не должно рассматриваться без его отношения к труду.

2. Талант и трудолюбие, без психической устойчивости, социальной поддержки, мотивации, безопасности, уверенности, целеустремленности, дисциплины и любви к спорту, не приведут к высоким результатам. Успех в спорте - дело очень сложное и требует абсолютной самоотдачи.

3. Любые вопросы, касающиеся таланта и его идентификации, перестают быть простыми и очевидными, когда речь заходит о высшем уровне профессионального спорта, где незначительные различия имеют решающее значение. Необходимо сочетание физиологической предрасположенности и строгой, методичной и регулярной тренировки, а также спортсмены должны обладать исключительной физической силой и стабильно -стью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта : учебное пособие для вузов физической .культуры / В.П. Губа. - Москва : Терра-спорт, 2003. - 207 с.

2. Передельская, Р.А. Доспортивный и начальный спортивный психологический отбор детей в возрасте б-12 лет / Р.А. Передельская, А.А. Передельский // Спортивный психолог. -201б. - № 4 (43). - С. 29-34.

3. The Long-Term Athlete Development model: Physiological evidence and application / P. Ford, M. DeSteCroix, R. Lloyd, R. Meyers, M. Moosavi, J. Oliver, K. Till, S. Williams // Journal of Sports Sciences. - 2011. - № 29 (4). - Р. 389-402.

4. Norton, K. Morphological Evolution of Athletes Over the 20th Century / K. Norton // Sport Medicine. - 2001. - № 31 (11). - P. 7б3-783.

REFERENCES

1. Guba, V.P. (2003), Fundamentals of recognition of early sports talent : training manual, Terra-sport, Moscow.

2. Peredelskaya, R.A. and Peredelsky A.A. (2016), "Initial sport psychological children's selection aged 6-12 years", Sport psychologist, No. 4 (43), pp. 29-34.

3. Ford, P. et al (2011), "The Long-Term Athlete Development model: Physiological evidence and application", Journal of Sports Sciences, No. 29 (4), pp. 389-402.

4. Norton, K. and Olds, T. (2001), "Morphological Evolution of Athletes Over the 20th Century", Sport Medicine, No. 31 (11), pp. 763-783.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.04.2021

УДК 796.91

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ КОНЬКОБЕЖЦЕВ 13-17 ЛЕТ НА ДИСТАНЦИИ 3000 МЕТРОВ

Екатерина Юрьевна Бутрамеева, аспирант, Константин Викторович Диких, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В конькобежном спорте возникает необходимость в создании единства технической и тактической подготовленности, что будет способствовать совершенствованию технико-тактического мастерства конькобежцев в беге на различные дистанции. При этом необходимо выявить особенности технико-тактических действий при беге по прямой и по повороту, оказывающие наибольшее влияние на результат соревновательной деятельности конькобежцев 13-17 лет на дистанции 3000 метров. В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что в соревновательных условиях спортсмены преодолевают дистанцию с увеличением расстояния. Для расчета фактической длины пробегаемой дистанции, было подсчитано количество шагов, ширина шага и рассчитан радиус про-бегания поворота. На основе проведенных измерений было получено увеличение пробегаемого спортсменами пути и время, потраченное на преодоление увеличенного расстояния на дистанции 3000 метров. Представленные данные способствуют разработке модельных характеристик технико-тактических действий конькобежцев.

Ключевые слова: конькобежный спорт, технико-тактические действия, юношеский спорт, траектория, тактика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p62-67

FEATURES OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF SKATERS 13-17 YEARS OLD AT A DISTANCE OF 3000 METERS

Ekaterina Yurievna Butrameeva, the post-graduate student, Konstantin Viktorovich Dikikh,

the candidate ofpedagogical sciences, Siberian State University of Physical Culture and

Sports, Omsk

Abstract

In speed skating, there is a need to create a unity of technical and tactical readiness, which will contribute to improving the technical and tactical skills of skaters in running at various distances. At the same time, it is necessary to identify the features of technical and tactical actions when running in a straight line and on a turn, which have the greatest impact on the result of competitive activity of skaters aged 13-17 years at a distance of 3000 meters. In the course of pedagogical observation, it was revealed that in competitive conditions, athletes overcome the distance with increasing distance. To calculate the actual length of the run distance, the number of steps, the width of the step and the radius of the run of the turn were calculated. Based on the measurements, an increase in the distance traveled by the athletes and the time spent on overcoming the increased distance at a distance of 3000 meters were obtained. The presented data contribute to the development of model characteristics of technical and tactical actions of skaters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.