РЕАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОМ ОДАРЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
в аспекте социологического анализа
УДК/UDC 796.015
Поступила в редакцию 20.02.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, доцент А.В. Пономарев1
Кандидат философских наук Н.В. Попова1
Кандидат педагогических наук Л.К. Тропина1
Кандидат химических наук А.Н. Попов1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург
REALIZATION OF SPORTS TALENT IN YOUNGSTERS IN CONTEXT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Dr. Hab., Associate Professor A.V. Ponomarev1
PhD N.V. Popova1
PhD L.K. Tropina1
PhD A.N. Popov1
1 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg
Аннотация
Цель исследования - изучение и обобщение мнения молодых спортсменов о реализации спортивной одаренности.
Методика и организация исследования. Проведен анализ мирового и отечественного опыта работы со спортивно талантливой молодежью, определены возможности реализации спортивной одаренности молодежи, а также позитивные и негативные аспекты системы поддержки талантливой молодежи в спорте, существующей в Свердловской области. Проведено экспертное интервью с ведущими спортсменами Уральского федерального университета, а также индивидуальное интервью с молодыми спортивно одаренными школьниками и студентами. Изучены мнение молодых спортивно одаренных профессионалов об их достижениях и оценки ситуации в спорте, осуществлен сбор предложений для поддержки талантливых спортсменов. Результаты исследования и выводы. На основании анкетного опроса молодых спортсменов выявлены их мотивы занятий спортом; причины преждевременного ухода из спорта; факторы, сдерживающие реализацию потенциала в спорте; интересы спортсменов в других видах деятельности; планы в сфере образования и карьеры; удовлетворенность сторонами спортивной деятельности. Результаты исследования показали, что вопросы реализации спортивной одаренности молодежи являются актуальными как для Свердловской области и России, так и для зарубежных стран. По результатам исследования сформулированы предложения в Программу по поддержке талантливой и одаренной молодежи Свердловской области.
Ключевые слова: спорт, спортивная одаренность, молодежь, молодой спортсмен, поддержка, мотивация.
Annotation
Objective of the study was to analyze and summarize the opinions of young athletes about realization of sports talent.
Methods and structure of the study. We analyzed the world's and domestic experience of work with gifted in sports youngsters, identified the opportunities for realizing their sports talent, as well as determined the positive and negative aspects of the system of support to the gifted and talented in sports youth that exists in the Sverdlovsk region. We carried out an expert opinion poll, with the leading student athletes of Ural Federal University being subject to the poll, as well as individual interviews with gifted in sports schoolchildren and students. We studied the opinions of young professional athletes about their sports achievements and assessment of the current situation in sports, compiled proposals for supporting gifted athletes.
Study results and conclusions. The questionnaire survey of young athletes helped determine their motives for sports activities; reasons for premature termination of a sports career; factors that limit the realization of their sports potential; athletes' interests in other activities; educational and professional plans; level of satisfaction of the subjects of sports activity. The study results showed that the issues of realization of sports talent of the youth are relevant both for Russia and the Sverdlovsk region and for foreign countries. Based on the findings, the proposals into the Support program for the gifted and talented youth of the Sverdlovsk region were formulated.
Keywords: sports, sports giftedness, youth, junior athlete, support, motivation.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Введение. На современном этапе развития мирового и российского спорта, когда спортивные достижения являются серьезным аргументом мировой политики, показателем авторитета и силы государства, как никогда актуальной становится необходимость государственной поддержки спортивно одаренных детей, талантливых и высокомотивированных спортсменов.
Цель исследования - выявление мнения молодых спортсменов о реализации их спортивной одаренности на основе социологического анализа.
Методика и организация исследования. Основой исследования являются федеральные и региональные стратегические и программные нормативно-правовые документы в сфе-
ре физической культуры и спорта в части работы со спортивно одаренными детьми и талантливой молодежью. [1].
В анкетировании приняло участие 100 молодых спортсменов в возрасте от 14 до 30 лет. Из них 43 % - женского пола и 57 % -мужского пола; 50 % трудоустроены в ДЮСШ, СДЮШОР ЦСП, ЦОП, спортивном клубе, остальные не трудоустроены. Это обладатели спортивных званий: «Заслуженный мастер спорта России», «Мастер спорта России международного класса», «Гроссмейстер России»; спортсмены, удостоенные в возрасте до 21 года звания «Мастер спорта России» (кроме художественной гимнастики); спортсмены, удостоенные в возрасте до 16 лет звания «Мастер спорта России» в художественной гимнастике; спортсмены, играющие в профессиональных командах с воз-
раста младше 21 года. В экспертном интервью приняли участие 4 ведущих спортсмена Уральского федерального университета, вошедшие в «десятку» лучших спортсменов УрФУ по итогам 2017 г и имеющие высокие достижения в спорте на российском и международном уровне. Опираясь на мнения ученых в различных научных областях, под спортивной одаренностью нами понималось сочетание индивидуальных особенностей человека, создающее возможность достижения высоких успехов в спортивной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта показал, что в зарубежных странах сложившаяся система выявления и поддержки талантливых спортсменов имеет в настоящее время существенные отличия от российской [2-5]. Отличительной особенностью школьного и студенческого спорта в Европе является высокая обеспеченность колледжей и университетов современной спортивной инфраструктурой. Совместно с родителями здесь проводится большая работа по вовлечению школьников и студентов в спорт. На российском уровне можно отметить определенные успехи в выявлении талантов.
Результаты экспертного интервью с молодыми квалифицированными спортсменами показали, что в большей степени способствовали их достижениям в спорте тренер, каждодневная работа на тренировках, желание тренироваться, интерес к виду спорта и вклад семьи [10, 11]. Поддержка молодых спортсменов, по их мнению, должна быть следующей: финансирование, заработная плата; наличие спортивной базы и инвентаря; экипировка спортсменов, проведение сборов на высоком уровне, участие в соревнованиях; медицинские обследования; возможность спортсмена «быть замеченным». Представляют интерес следующие высказывания: «Денежная поддержка - лучшая мотивация, но в меру, так как спортсмен должен быть голодным и злым», «Часто финансовое продвижение спортсмена является основным. Так быть не должно». Наиболее своевременными мерами поддержки талантливых спортсменов, с их точки зрения, являются: проведение как можно большего количества соревнований для поддержания конкуренции; выездные сборы; просмотр спортсменов тренерами сборных команд; тренировки с выдающимися спортсменами в «своем» виде спорта; создание специализированных лагерей или центров и выдача путевок для поощрения лучшим молодым спортсменам; улучшение спортивной инфраструктуры в местах занятия спортом молодых спортсменов. Наиболее полезны для выявления, развития и поддержки талантливых молодых спортсменов детские спортивные школы, центры спортивной подготовки, училища олимпийского резерва; университеты, высшие учебные заведения; Министерство спорта, администрация города; спортивные клубы, секции. Эксперты отмечают, что Программа поддержки талантливых молодых спортсменов «может быть не всем доступна из-за недостаточного количества спортивных объектов, территориальной удаленности или отсутствия квалифицированных тренеров, организаторов соревнований».
Важным моментом в определении направлений работы по поддержке молодых спортсменов является понимание приоритета мотивов их спортивной деятельности. Результаты анкетного опроса талантливых молодых спортсменов показали следующее. К приоритетным мотивам занятий спортом относятся: стремление развиваться физически и закалить характер (72 %), получение радости от занятий спортом (59 %), возможность путешествовать и узнавать новое (45 0%). Среди препятствий занятий спортом - недостаточное финансирование (24 %) и учеба (22 %). Основными причинами ухода из спорта респонденты отметили: состояние здоровья и травмы (31%) и недостаточное финансирование (18 %), смену
интересов (17 %), конфликты с тренером или вышестоящим руководителем (15 %), низкую дисциплинированность (8 %), низкую успеваемость (7 %), проблемы с наркотиками, алкоголем (4 %). Сдерживают реализацию потенциала молодежи в спорте следующие факторы: недостаточный уровень спортивных помещений, спортивных снарядов, специального оборудования и т. п. (рейтинг 4,08 из 5 возможных баллов); недостаточная развитость и (или) доступность спортивных школ, секций, клубов (3,75); нехватка квалифицированных тренеров и педагогов (3,72); неразвитость поддержки и поощрения талантливой молодежи (3,69); отсутствие стимулов у спортивного бизнеса находить и развивать талантливых молодых спортсменов (3,6); отсутствие налаженной работы по поиску талантливых молодых спортсменов и вовлечению в профессиональный спорт (3,21); небольшое количество соревнований и сборов для молодежи (3,2); трудности в продвижении молодых талантливых спортсменов без личных связей (3,18). Молодежь, активно занимающаяся спортом, имеет разносторонние интересы. Первые три позиции занимают: искусство (15 %), чтение книг (14 %) и учеба (11 %). Большая часть опрошенных (79 %) «видит себя в дальнейшем в спорте». Из предложенных 7 параметров спортивной деятельности наибольшую удовлетворенность у респондентов вызывают работа тренера, отношения в команде (тренировочной группе) и количество соревнований, в которых они принимают участие (соответственно индексы 4,43; 4,41 и 3,88).
Выводы. Первостепенными мотивами для занятий спортом у талантливых и одаренных школьников и студентов, занимающихся спортом в Свердловской области, являются «стремление развиваться физически и закалить характер», а также «получение радости от занятий спортом». Основное препятствие для занятий спортом - недостаточное финансирование. Существуют как объективные, так и субъективные причины ухода молодежи из спорта. Треть спортивно одаренных молодых спортсменов недостаточно удовлетворены условиями, созданными для занятий в их спортивной школе. Молодежь, активно занимающаяся спортом, имеет разносторонние интересы. Вместе с тем большинство делают приоритетный выбор в пользу спорта как сферы своей будущей трудовой деятельности. Поскольку более половины молодых спортсменов не трудоустроены, то при отсутствии материальной поддержки они вынуждены искать различные способы заработка. Для реализации спортивной одаренности молодых спортсменов необходимы финансирование; наличие спортивной базы, инвентаря и экипировки спортсменов; проведение сборов на высоком уровне и участие в соревнованиях; медицинские обследования; наличие возможности спортсмена «быть замеченным». Для поддержки талантливых спортсменов необходимы организация и проведение большего количества выездных сборов и соревнований для поддержания конкуренции; просмотра спортсменов тренерами сборных команд; тренировок с выдающимися спортсменами. Большое значение имеет создание специализированных спортивных лагерей (центров) и выдача путевок для поощрения лучших молодых спортсменов, а также развитие и улучшение спортивной инфраструктуры в местах занятия спортом молодых спортсменов.
Литература
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012) URL: http:// www.consultant.ru/law/review/1453003.html (дата обращения: 05.07.2019)
2. Отчет о лекции Роберта Бэбба - Спортивный менеджмент и стипендии для спортсменов в США [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: https://gradstudyabroad.ru/education-news/robert-babb-sports-management-and-scholarships-for-athletes-in-the-us (дата обращения: 15.01.2018)
3. Райш Н.А.Управление талантами (Talent Management) для успешной работы с HiPo-сотрудниками [Электронный ресурс] / Н.А.
№ 5 • 2020 Май | May
http://www.teoriya.ru
Рейш. Moscow Business School. Режим доступа: URL: http://www. cfin.ru/management/people/motivation/Talent_Management.shtml (дата обращения 26.02.2019).
4. Рекрутинг спортсменов в американском студенческом спорте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sports. ru/tribuna/blogs/alexskryagin/911044.html (дата обращения: 15.07.2019)
5. Студенческий спорт за рубежом: чем живут единомышленники в других странах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studentsport.ru/news/others/20805/ (дата обращения: 15.07.2019)
6. Тренды молодежной политики в зеркале социальных наук и технологий: монография / А.В. Пономарев [и др.]; под общ. ред. докт. пед. наук А.В. Пономарева, канд. филос. наук Н.В. Поповой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 260 с.
7. Шурманов Е.Г. Информационно-аналитические способности тренера как важный компонент его деятельности / Е.Г. Шурма-нов, А.Н. Тамбовский, Т.А. Сидоренко, А.В. Калашников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2015. - № 12 (130). - С. 250-254.
References
1. Kontseptsiya obshchenatsionalnoy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov (utv. Prezidentom RF 03.04.2012) [The concept of a nationwide system for youn talents spotting and development (approved by the President of the Russian Federation on 04/03/20l2)] [Electronic resource] Available at: http://www.con-sultant.ru/law/review/1453003.html (date of access: 05.07.2019)
2. Otchet o lektsii Roberta Bebba - Sportivny menedzhment i stipendii dlya sportsmenov v SShA [Report on the lecture by Robert Babb -Sports management and scholarships for athletes in the United States] [Electronic resource]. 2018. Available at: https://gradstudyabroad. ru/education-news/robert-babb-sports-management-and-scholarships-for-athletes-in-the-us (date of access: 15.01.2018)
3. Reish N.A. Upravlenie talantami (Talent Management) dlya uspeshnoy raboty s HiPo-sotrudnikami [Talent Management for successful work with HiPo employees] [Electronic resource]. Moscow Business School. Available at: http://www.cfin.ru/management/people/ motivation/Talent_Management.shtml (date of access 26.02.2019).
4. Rekruting sportsmenov v amerikanskom studencheskom sporte [Recruiting athletes in American student sports] [Electronic resource]. Available at: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ alexskryagin/911044.html (date of access: 15.07.2019)
5. Studencheskiy sport za rubezhom: chem zhivut edinomyshlenniki v drugikh stranakh [Student sports abroad: how do like-minded people live in other countries] Electronic resource]. Available at: http:// studentsport.ru/news/others/20805/ (date of access: 15.07.2019)
6. Ponomarev A.V. et al.; Ponomarev A.V. [ed.], Popova N.V. [ed.] Trendy molodezhnoy politiki v zerkale sotsialnykh nauk i tekhnologiy [Youth policy trends in the mirror of social sciences and technologies]. Yekaterinburg: Ural un-ty publ., 2018. 260 p.
7. Shurmanov E.G., Tambovskiy A.N., Sidorenko T.A., Kalashnikov A.V. Informatsionno-analiticheskie sposobnosti trenera kak vazhny komponent ego deyatelnosti [Information and analytical abilities of trainer as key component of his activity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. St. Petersburg, 2015. No. 12 (130). pp. 250-254.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
О (U .с Н
различия в мотивдционнои структуре молодежи к занятиям традиционными и нетрадиционными видами гимнастики
Кандидат философских наук, доцент О.А. Полюшкевич1 Кандидат педагогических наук, доцент П.С. Медведев2 1Иркутский государственный университет, Иркутск 2Тюменский индустриальный университет, Тюмень
УДК/UDC 796.011
Ключевые слова: спортивная гимнастика, тибетская гимнастика, мотивация, спорт, молодежь.
Введение. Изучение мотивов занятия спортом молодежи важно не только с целью развития профессионального спорта, но и для развития спортивного движения в стране, формирования условий для самореализации личности.
Цель исследования - выявить различия в структуре мотивации молодых людей к занятиям спортивной и тибетской гимнастикой на основе социологического анализа.
Методика и организация исследования. В опросе приняло участие 640 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, среди которых 52 % девушек и 48 % юношей, занимающихся спортивной или тибетской гимнастикой от трех до десяти лет. Исследование проходило в 2019 г в форме анкетного опроса, который включал в себя методику «Изучение мотивов занятия спортом» и тест-опросник «Шкала оценки потребности в достижении». Использовался квотный тип выборки. Отбор квот осуществлялся: по виду спорта (традиционная и тибетская гимнастика) и количеству лет занятия спортом. В исследовании приняли участие респонденты, проживающие в городах Западной и Восточной Сибири (Иркутск, Тюмень, Красноярск, Новосибирск), а также Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре).
Результаты исследования и их обсуждение. В тибетскую гимнастику вовлечены старшие когорты молодёжи по сравнению со спортивной. Это указывает на более осознанный выбор данного направления. Спортивной гимнастикой, как правило, начинают заниматься с детства, при этом зачастую велика роль семейных традиций.
differences in young people's motivation for traditional and alternative types of gymnastics practices
PhD, Associate Professor O.A. Polyushkevich1 PhD, Associate Professor P.S. Medvedev2 1Irkutsk State University, Irkutsk 2Tyumen industrial University, Tyumen
Поступила в редакцию 23.12.2019 г.
Анализ средних показателей и Н-критерий показали, что внутренний мотив и мотив познания наиболее ярко выражены в группе респондентов, занимающихся тибетской гимнастикой - ТГ, тогда как в группе занимающихся спортивной гимнастикой - СГ наиболее выражены такие мотивы, как: внешний, социальный и мотив одобрения.
Достоверные различия наблюдаются по мотивам «узнавание нового» (U = 644,00, p = 0,0624) и «материальные и социальные ценности и блага» (t = 2,4552, p = 0,0021), мотив «ориентация на группу» (U = 656,60, p = 0,0580).
Тест-опросник, включенный в анкету, позволил выделить уровень потребности в достижениях у рассматриваемых групп. В группе СГ: высокий уровень мотивации достижения - у 48 % молодых людей, средний - у 35 % и низкий - у 17 %. В группе ТГ: высокий уровень мотивации достижения - у 14 % молодых людей, средний - у 71 % и низкий - у 15 %. Полученные результаты соотносятся с данными других исследований об условиях и формах социализации в спорте [1].
Выводы. Для молодых людей, вовлечённых в спортивную и тибетскую гимнастику актуальны различные мотивы занятий. В первом случае важны внешние условия - победы в соревнованиях, желание будущей профессиональной деятельности в спорте и т. п. Во втором большую роль играют внутренние мотивы и критерии: получение внутреннего равновесия, концентрация, мировоззренческо-философское осмысление выполняемых упражнений.
Литература
1. Сопов В.Ф. Модель системной организации психологического обеспечения подготовки спортсменов / В.Ф. Сопов // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Л., 1987. - С. 5-14.
Информация для связи с автором: [email protected]