Научная статья на тему 'ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА'

ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕРЫ КУЛЬТУРЫ / ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ПОДЧИНЁННЫМ / NATIONAL CULTURAL VALUES / COMPARATIVE RESEARCH / DIMENSIONS OF CULTURE / UNCERTAINTY AVOIDANCE / INTERRELATIONS BETWEEN MANAGERS AND SUBORDINATES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ашурбеков Р.Х., Бойманов И.Ж.

Статья посвящена сравнительному исследованию национальных культурных ценностей меры культуры Избегание неопределённостей женщин-менеджеров Казахстана, России, США, Германии, Узбекистана. Приведены и обсуждены результаты исследования. Даны рекомендации по использованию полученных результатов, их улучшению и дальнейшему развитию данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ашурбеков Р.Х., Бойманов И.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVOIDING UNCERTAINTY: A COMPARATIVE STUDY OF NATIONAL CULTURAL VALUES OF WOMEN-MANAGERS OF 5 COUNTRIES OF THE WORLD

The article is devoted to do comparative analysis of national cultural values of the Uncertainty Avoidance dimension of culture of female managers of Kazakhstan, USA, Germany, Russia and Uzbekistan. Results of the research are provided and discussed. Recommendations to use results of the research, improvement of the results and further development of the research are described.

Текст научной работы на тему «ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА»

УДК: 338:24:658.3[174.4+316.723]

Ашурбеков Р.Х., к.техн.н.

доцент

кафедра «Системы аэронавигации»

Бойманов И.Ж. старший преподаватель кафедра «Системы аэронавигации» Ташкентский Государственный Технический Университет

Узбекистан, г. Ташкент

ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА

Аннотация: Статья посвящена сравнительному исследованию национальных культурных ценностей меры культуры Избегание неопределённостей женщин-менеджеров Казахстана, России, США, Германии, Узбекистана. Приведены и обсуждены результаты исследования. Даны рекомендации по использованию полученных результатов, их улучшению и дальнейшему развитию данного исследования.

Ключевые слова: Национальные культурные ценности, сравнительное исследование, меры культуры, избегание неопределённостей, взаимоотношения между руководителем и подчинённым.

Ashurbekov R.Kh., Candidate of technical sciences, docent associate professor of the department «Airnavigation systems»

Tashkent State Technical University Uzbekistan, Tashkent Boymanov I.J.

senior lecturer of the department «Airnavigation systems»

Tashkent State Technical University Uzbekistan, Tashkent

Abstract: The article is devoted to do comparative analysis of national cultural values of the Uncertainty Avoidance dimension of culture of female managers of Kazakhstan, USA, Germany, Russia and Uzbekistan. Results of the research are provided and discussed. Recommendations to use results of the research, improvement of the results and further development of the research are described.

Key words: National cultural values, comparative research, dimensions of culture, Uncertainty avoidance, interrelations between managers and subordinates.

В развитии международного сотрудничества в сфере образования важную роль играет знания о сходствах и различиях национальных культурных ценностей стран. Научные исследования по развитию знаний, прикладные работы по привитию практических навыков по использованию этих знаний, а также опыт их использования являются частицами в несметном сокровище культурной компетентности для международного развития. В

данной статье приведены результаты сравнительного исследования национальных культурных ценностей женщин-менеджеров Казахстана, России, США, Германии и Узбекистана, которые получены с использованием модуля исследования ценностей УБМ 2008 [1]. Этот модуль разработан Гиртом Хофстеде и его коллегами. А национальные культурные ценности, которые рассмотрены в этой статье, составляют меру культуры Избегание неопределённостей.

Мера культуры Избегание неопределённостей (UAI) описывает, насколько члены общества чувствуют себя в опасном, неудобном или неловком состоянии при неизвестных, неопределённых или неструктурированных ситуациях [1].

Согласно методике использования Модуля Исследования Ценностей (VSM 2008) [1], количественное значение каждой меры культуры определяется пропорционально суммам различий средних значений величин ответов респондентов на две пары вопросов, которые отражают отношения респондентов к двум парам ценностей обществ или их восприятия двух пар ценностей обществ, членами которых являются сами респонденты. Ценности, использованные для каждой меры культуры, описаны в работах Гирта Хофстеде [1-3]. Количественные значения восприятий респондентами этих пар ценностей совместно меняются во времени. В таблице приведены количественные значения меры культуры Избегание неопределённостей для 6 групп респондентов из рассматриваемых 5 стран.

Описание результатов сравнения количественных значений мер национальных культурных ценностей женщин-менеджеров 5 стран на уровнях мер национальных культурных ценностей и национальных культурных ценностей, а также их обсуждение. При определении количественных значений этой меры культуры были использованы ценности и ответы на вопросы, которые связаны с описанием респондентами состояния своего здоровья в эти дни; насколько часто респондент нервничает или испытывает напряжение; степень согласия респондента с утверждением о том, что можно быть хорошим менеджером, не имея точного ответа на каждый вопрос, который могут задать подчинённые; утверждение о том, что правила, принятые в организации, нарушать нельзя, даже если работник считает, что нарушение правил действует в наилучших интересах организации [1].

Для простоты описания в тексте этой статьи использован термин женщины Казахстана при рассмотрении данных касающихся всех женщин -респондентов из Казахстана, а при рассмотрении женщин-респондентов, которые принадлежат только казахской национальности использовано слово казашки. При написании Казахстана в ряду с другими странами в виде Казахстан (женщины Казахстана, казашки) величина женщины Казахстана больше, чем величина для казашек.

Таблица 6. Количество женщин-менеджеров респондентов из 5 стран, которые были опрошены в данной работе, а также величины их мер культур

"^ч. Страны и США Германи Казахстан Узбекиста Россия

^^респонденты я н

Меры Женщины Казашк

культуры Казахстана и

п=46 п=64 п=54 п=30 п=26 п=98

ИЛ1 (+110) 22,61 87,30 90,38 67,69 71,50 133,84

Как следует из данных, которые приведены в таблице, величина индекса этой меры культуры наибольшая у менеджеров России, и наименьшая у менеджеров из США среди 6 групп респондентов. Это означает, что женщины-менеджеры в США воспринимают Избегание неопределённостей меньшим по сравнению с восприятиями женщин-менеджеров этой меры культуры в других странах. Избегание неопределённостей у женщин Казахстана и казашек заметно больше, чем у американок. Величина этой меры культуры для немок значительно меньше, чем у россиянок и немного меньше чем у женщин Казахстана. Величины этой меры культуры для женщин двух стран Центральной Азии (узбечки и казашки) отличаются между собой на небольшие величины (71,50 и (67,69). По величине уменьшения индекса этой меры культуры от наибольшей к наименьшей группы респондентов и страны можно написать в следующей последовательности: Россия, Казахстан (женщины Казахстана), Германия, Узбекистан, казашки, США.

Ниже отметим те вопросы, ответы на которые стали причиной такого соотношения результатов, или, отношение респондентов к каким ценностям сыграло заметную роль в определении количественных значений этой меры культуры для шести групп респондентов из пяти стран.

Состоянию своего здоровья в эти дни наиболее оптимистично относятся американки и наиболее пессимистично относятся россиянки. По уменьшению оптимистичности восприятия своего здоровья страны можно написать в следующей последовательности: США, Казахстан (казашки, женщины Казахстана), Германия, Узбекистан, Россия. Причем, между количественными значениями отношений респондентов к своему здоровью представителей из Германии и Казахстана нет больших различий. Тоже самое утверждение справедлив, когда сравниваем величины для россиянок и узбечек.

Отношение к своему здоровью у американок оптимистичнее, чем у других народов. Они намного строже следят над состоянием своего здоровья по сравнению с женщинами других стран. В Германии медицинское обслуживание намного лучше организовано, чем в других 4 странах. Кроме этого, немцы "трудоголики" по сравнению с представителями других народов. Рождаемость в обеих этих странах Запада ниже, чем в странах СНГ. Обычно до 40 лет американки и немки больше упор делают на организацию своей карьеры и жизни. Поэтому оптимистичное отношение к состоянию своего здоровья менеджеров из США и Германии описывает реальное

состояние.

Представители Казахстана более открыты и прямолинейные в общении, мужественные и смелые в жизни. Они не любят жаловаться на своё здоровье. Они оптимистично смотрят на жизнь и состояние своего здоровья. Отчасти, эта культура отражается и в смелых преобразованиях в экономике страны, осуществляемыми правительством этой страны. Это и отражено в отношениях менеджеров респонденток к этой ценности.

Среднее количество детей в узбекской семье больше, чем в семьях других народов этих 5 стран. Воспитанию детей, организацию семейной жизни, поддержанию взаимоотношений с родственниками, друзьями и соседями женщины уделяют огромное значение. Отсталость в планировании как в экономике страны, в развитии организаций и индивидуальной деятельности на работе сильно влияет на восприятие своего здоровья менеджерами как в Узбекистане, так и в России. Женщины в России перегружены и на работе и заботами об обществе, о семье. Эти особенности жизни женщин-менеджеров России и Узбекистана отразились в их отношениях на эту ценность. Среди узбечек ответ на такой вопрос автоматически звучит «Спасибо Богу (Худо), хорошо». Такой ответ они дают даже в тех случаях, когда со здоровьем у них есть проблемы.

Хотя нет сильных различий в количественных значениях отношений 6 групп респонденток на эту ценность, узбечки наиболее, а американки наименее часто нервничают или испытывают напряжение на работе и в жизни. По уменьшению частоты нервничания или испытывания напряженности от наибольшего к наименьшему страны можно расположить в следующей последовательности: Узбекистан, Казахстан (женщины Казахстана, казашки), Россия, Германия, США.

Планирование в Узбекистане плохо осуществляется на всех уровнях. Узбекистан самая отсталая страна среди рассматриваемых 5 стран по проектной-ориентированности её обществ. Имеются большие проблемы в планировании деятельности во всех уровнях системы образования, организаций различных отраслей экономики страны, в семье, в планировании и подготовке и назначении управленческих кадров, которые не всегда компетентны. Имеются большие проблемы и барьеры в управлении организациями. Всё это обуславливает появлению неопределённых и неструктурированных состояний в каждодневной жизни узбечек-менеджеров. Всё это отражается в каждодневной жизни граждан страны. Поэтому частота нервничания или испытывания напряжения у женщин-менеджеров Узбекистана намного больше, чем у граждан других стран. Это и отражено в отношениях респонденток из этой страны к данной ценности.

Имеются большие сходства и различия в управлении страной и обществом между Россией и Узбекистаном. Постоянные международные конфликты, стремление России быть политически влиятельней страной в мире сильно отражается в экономике и социальной жизни страны, а также в бюджете её граждан. Эти и другие факторы обусловили отношение

респонденток из России на эту ценность.

Различие между количественными значениями ответов респондентов на вышерассмотренные два вопроса наибольшее у узбечек и наименьшее у американок. По уменьшению величины этого различия страны можно написать в следующей последовательности: Узбекистан, Россия, Германия, Казахстан (женщин Казахстана, казашки), США.

Американки наибольше, а узбечки наименьше согласны с утверждением о том, что можно быть хорошим менеджером, не имея точного ответа на каждый вопрос, которую могут задать подчинённые о его или её работе. По уменьшению величины количественных значений согласия с этим утверждением от наибольшего к наименьшему страны можно написать в следующем порядке: США, Казахстан (женщины Казахстана, казашки), Россия, Германия, Узбекистан. Причем, количественные значения согласия с этим утверждением менеджеров из Германии, России, Казахстана почти равны между собой.

Менеджеры и работники США намного больше самостоятельны в выполнении всех функций, возложенных на них на работе, чем менеджеры и работники из Узбекистана.

В Узбекистане ожидают, что менеджеры должны иметь ответы на все вопросы подчиненных, т.е. у работников не впитаны самостоятельность. То же самое отражается в учебном процессе. У учеников и студентов из Узбекистана нет навыков самостоятельного усвоения материалов предметов. Причин для этого очень много: на узбекском языке мало источников знаний, мало информации о современных достижениях науки и развития. Учебные планы для подготовки специалистов имеют много недостатков и отражают культуру общества этой страны. С другой стороны, руководители различного уровня не всегда делятся с необходимой информацией, так как информация имеет ценность.

Правительство Казахстана осуществило реформы, и многие организации отраслей экономики страны работают на международном уровне. Это и отразилось в отношении респонденток из Казахстана на это утверждение.

Респондентки из Германии параллельно обучаются дистанционно. Они рассматривают своих преподавателей способными отвечать на любые вопросы студентов. С другой стороны, менеджеры в Германии и на самом деле способны ответить на все вопросы подчиненных об их работе детально. Это и отразилось в их отношении к этому утверждению.

Среди респонденток из России было много зрелых менеджеров. Они получили хорошее образование в годы советов и самостоятельно могут решить выполнить свои обязанности и функции. Это и отразилось в их ответах на это утверждение.

С утверждением о том, что «правила, принятые в организации, нарушать нельзя, даже если работник считает, что нарушение правил действует в наилучших интересах организации» наибольше согласны узбечки

и немки, и наименее согласны американки. По уменьшению количественного значения согласия с этим утверждением от наибольшего к наименьшему страны можно написать в следующей последовательности: Узбекистан, Германия, Россия, Казахстан (казашки, казахстанки), США.

Соблюдению правил привержены граждане в Узбекистане. Жизнь коротка, лучше соблюдать правило и прожить жизнь спокойно, чем думать об изменениях правил и их адаптации на современные условия. Так легче жить и удобно. Изменения и адаптация правил на современные условия приносит пользу всем. Но внедрение этих изменений требует ресурсов (финансовых, людских, материальных, и других). Большинство не идёт на эти изменения. Одной из причин для этого является то, что после приведения организации в хорошее состояние, найдётся человек, который заберёт эту организацию под своё начало или поставит руководителем своих людей. И всей прибылью, и возможностями этой организации будет пользоваться та группа руководителей, которой досталась эта организация.

В Германии, хотя количественные значения отношения респондентов почти такое же, как и в Узбекистане, подход отличается. В Германии на все возможные улучшения или возникшие возможности вводятся поправки в законодательство, в правила налогообложения и другие правила. Поэтому соблюдение правил действует в пользу интересов организации. Этим и объясняется отношение респонденток из Германии к этому утверждению.

Россиянки меньше, чем узбечки и немки согласны с этим утверждением. Россиянки подходят со следующей точки зрения «Если нарушение правил выгодно для организации, то правила нужно изменить». А казашки более настойчиво, чем россиянки, стоят в этом вопросе. Это и отражается в количественных значениях их отношений на это утверждение.

Американки наименее согласны с этим утверждением. Если нарушение правил принесёт пользу организации, то правило нужно построить таким образом, чтобы они приносили выгодные результаты. В США хорошо развито управление изменениями. Организации страны - лидера мировой экономики вынуждены часто делать изменения исходя изменений требований рынка, клиентов и потребителей. Частота этих изменений выше, чем во многих других странах. В общем, изменения стандартов происходит в США чаще, чем во многих других странах. Это и отражается в их отношениях на данное утверждение.

Величина различия между количественными значениями этих двух ценностей наибольшая у узбечек и наименьшая у американок. По уменьшению этого различия страны можно написать в следующей последовательности: Узбекистан, Германия, Россия, Казахстан (казашки, женщины Казахстана), США.

Таким образом, вышеприведённые описания и обсуждения возможных причин, которые обусловили 6 группам респонденток показать такое отношение к четырём ценностям, даёт возможность понять соотношение количественных значений меры культуры Избегание неопределённостей в 5

исследованных странах.

В результате вышеприведённых отношений 6 групп респондентов из 5 стран на вышеописанные 4 ценности и получились результирующие количественные значения мер культуры, которые приведены в Таблице. Все эти восприятия стали причиной тому, что по уменьшению величины количественных значений меры культуры Избегание неопределённостей от наибольшего к наименьшему страны и группы респондентов расположились следующим образом: Россия, Казахстан (женщины Казахстана, казашки), Узбекистан, Германия, Казахстан (казашки), США.

Заключение. В данной работе приведены результаты выполненного сравнительного исследования сходств и различий национальных культурных ценностей меры культуры Избегание неопределённостей женщин-менеджеров Казахстана, России, США, Германии и Узбекистана. Эти результаты могут быть использованы для проведения сравнительных анализов культур этих стран с культурами других стран, информация о количественных значениях мер культур которых, определены и приведены с использованием методик широко известных авторов в этой области науки, развития и образования.

Рекомендации по использованию результатов исследования, которые приведены в данной статье, существующие возможности их улучшения и пути дальнейшего развития исследования описаны в работе [4].

Использованные источники:

1. VSM 08. Value Survey Module 2008. Manual by Geert Hofstede, Gert Jan Hofstede, Michael Minkov and Henk Vinken. http://www.geerthofstede.nl/vsm-08/. (Дата обращения 21.12.2012).

2. Hofstede, Geert. (2001). Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across nations. Thousand Oaks CA. Sage publications.

3. Geert Hofstede, Gert Jan Hofstede and Michael Minkov, Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded third Edition. New York: McGraw-Hill USA, 2010.

4. Ковальски С., Ашурбеков Р. Х., Сапарниязова О. К. "Кросс культурный анализ мужчин и женщин менеджеров США, Германии, России, Казахстана и Узбекистана". Материалы VII традиционной Международной научно-практической конференции "Проблемы духовного обновления в сфере образования". Казахстан. Туркистан. 2019. Том. 3. - стр. 263-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.