Научная статья на тему 'МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА'

МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕРЫ КУЛЬТУРЫ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / ПОЛУЧАТЬ ПРИЗНАНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ / NATIONAL CULTURAL VALUES / COMPARATIVE RESEARCH / DIMENSIONS OF CULTURE / MASCULINITY / FEMININITY / TO GET RECOGNITION / PROMOTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ашурбеков Р.Х., Жураев А.М., Байматова Н.Т.

Статья посвящена сравнительному исследованию национальных культурных ценностей меры культуры Мужественность-Женственность женщин-менеджеров России, США, Германии, Казахстана и Узбекистана. Приведены и обсуждены результаты исследования. Даны рекомендации по использованию полученных результатов, их улучшению и дальнейшему развитию данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ашурбеков Р.Х., Жураев А.М., Байматова Н.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASCULINITY-FEMININITY: COMPARATIVE RESEARCH OF NATIONAL CULTURAL VALUES OF FEMALE MANAGERS OF FIVE COUNTRIES

The article is devoted to do comparative analysis of national cultural values of Masculinity-Femininity dimension of culture of female managers of Kazakhstan, USA, Germany, Russia and Uzbekistan. Results of the research are provided and discussed. Recommendations to use results of the research, improvement of the results and further development of this research are described.

Текст научной работы на тему «МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА»

УДК: 338:24:658.3[174.4+316.723]

Ашурбеков Р.Х., к.техн.н.

доцент

кафедра «Системы аэронавигации»

Жураев А.М. старший преподаватель кафедра «Системы аэронавигации»

Байматова Н. Т. старший преподаватель кафедра «Радиоэлектронные устройства и системы» Ташкентский Государственный Технический Университет

Узбекистан, г. Ташкент МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ 5 СТРАН МИРА

Аннотация: Статья посвящена сравнительному исследованию национальных культурных ценностей меры культуры Мужественность -Женственность женщин-менеджеров России, США, Германии, Казахстана и Узбекистана. Приведены и обсуждены результаты исследования. Даны рекомендации по использованию полученных результатов, их улучшению и дальнейшему развитию данного исследования.

Ключевые слова: Национальные культурные ценности, сравнительное исследование, меры культуры, мужественность, женственность, получать признание, продвижение по службе.

Ashurbekov R.Kh., candidate of technical sciences, docent Associate professor of the department «Airnavigation systems»

Tashkent State Technical University Uzbekistan, Tashkent Jurayev A.M.

Senior lecturer of the department «Airnavigation systems»

Tashkent State Technical University Uzbekistan, Tashkent Baymatova N.T.

Senior lecturer of the department «Radioelectronical devices and systems»

Tashkent State Technical University Uzbekistan, Tashkent MASCULINITY-FEMININITY: COMPARATIVE RESEARCH OF NATIONAL CULTURAL VALUES OF FEMALE MANAGERS OF FIVE

COUNTRIES

Abstract: The article is devoted to do comparative analysis of national cultural values of Masculinity-Femininity dimension of culture offemale managers of Kazakhstan, USA, Germany, Russia and Uzbekistan. Results of the research are provided and discussed. Recommendations to use results of the research, improvement of the results and further development of this research are described.

Key words: National cultural values, comparative research, dimensions of culture, masculinity, femininity, to get recognition, promotion.

В развитии международного сотрудничества в сфере образования знания о сходствах и различиях национальных культурных ценностей стран играют важную роль. Научные исследования по развитию знаний, прикладные работы по привитию практических навыков по использованию этих знаний, а также опыт их использования являются частицами несметного сокровища культурной компетентности специалистов для их активного участия в международных программах и проектах. В данной статье приведены результаты сравнительного исследования национальных культурных ценностей женщин-менеджеров России, США, Германии, Казахстана и Узбекистана, которые получены с использованием модуля исследования ценностей VSM 2008 [1]. Этот модуль разработан Гиртом Хофстеде и его коллегами. А национальные культурные ценности, которые рассмотрены в этой статье, составляют меру культуры Мужественность и Женственность (MAS) [1].

Мера культуры Мужественность и Женственность (MAS). Мужественность сильно проявляется в обществе, где существует очевидная разница между социальными тендерными ролями: мужчина ориентирован к признанию, жесткой борьбе, материальному благополучию; женщина -сравнительно скромная, мягкая, и заботится качеством жизни. Женственность относится к обществу, где социальные гендерные роли перекрывают друг -друга; в таком обществе ожидают, что мужчина и женщина обе скромные, мягкие и озабочены качеством жизни [1-3].

Согласно методике использования Модуля Исследования Ценностей (VSM 2008) [1], количественное значение этой меры культуры определяется пропорционально сумме различий средних значений величин ответов респондентов на две пары вопросов, которые отражают отношения респондентов к двум парам ценностей обществ или их восприятия двух пар ценностей обществ, членами которых являются сами респонденты. Ценности, использованные для каждой меры культуры, описаны в работах Гирта Хофстеде [1-3]. Количественные значения восприятий респондентами этих пар ценностей совместно меняются во времени. В таблице приведены количественные значения меры культуры Мужественность и Женственность для 6 групп респондентов из рассматриваемых 5 стран.

Описание результатов сравнения количественных значений мер национальных культурных ценностей женщин-менеджеров 5 стран на уровнях мер национальных культурных ценностей и национальных культурных ценностей, а также их обсуждение.

Для определения количественных значений этой меры культуры были использованы отношения респондентов к таким ценностям как предпочтение работы с приятными для совместной деятельности людьми, получение признания за хорошо выполненную работу, важность проживания в желаемом

районе и иметь возможности продвижения по службе [1].

Таблица. Количество женщин-менеджеров из 5 стран, которые были опрошены в данной работе, а также величины меры культуры Мужественность и Женственность_

Страны и респонденты Меры культуры США Казахстан Россия Германия Узбекистан

Женщины Казахстана Казашки

п=46 п=54 п=30 п=98 п=64 п=26

МЛБ 84,22 94,07 90,83 76,60 75,76 16,99

Для простоты описания в тексте этой статьи использован термин женщины Казахстана при рассмотрении данных касающихся всех женщин -респондентов из Казахстана, а при рассмотрении женщин-респондентов, которые принадлежат только казахской национальности использовано слово казашки. При написании Казахстана в ряду с другими странами в виде Казахстан (женщины Казахстана, казашки) величина женщины Казахстана больше, чем величина для казашек.

Величина этой меры культуры наибольшая у менеджеров женщин Казахстана, и наименьшая у узбечек - женщин менеджеров из Узбекистана среди 6 групп респондентов. Величины этой меры культуры для стран от наибольшей к наименьшей в сторону уменьшения можно написать в следующей последовательности: Казахстан (женщины Казахстана, казашки), США, Россия, Германия, Узбекистан. Как видно из данных, которые приведены в таблице 6, нет заметно больших различий между величинами количественных значений этой меры культуры между женщинами Казахстана и казашками, а также между россиянками и немками.

Ниже рассмотрены те вопросы Модуля исследования ценностей УБМ 2008, ответы на которые стали причиной такого соотношения результатов, или, отношение респондентов к каким ценностям сыграло заметную роль в определении количественных значений этой меры культуры для шести групп респондентов из пяти стран.

В общем, из сравнения величин количественных показателей важности иметь приятных для совместной работы людей, очевидно, что всем 6 группам эта ценность важна. Но, здесь мы осуществим сравнительный анализ небольших различий между этими количественными значениями важности этой ценности для 6 групп респондентов. Получается, что иметь приятных для совместной работы людей является наиболее важным для американок и наименее важным для россиянок. По уменьшению величины количественного значения восприятия респондентками важности этой ценности группы респонденток можно расположить в следующей последовательности: американки, немки, казашки, женщины Казахстана, узбечки, россиянки. Нет больших отличий между количественными значениями важности этой ценности между 5 группами респонденток, кроме россиянок. А показатели женщин Казахстана, казашек и узбечек почти одинаковы между собой. Также почти одинаковы показатели для американок и немок.

В США работнику необходимо быть совместимым с коллективом. Всем известны внешняя улыбчивость американцев, не показ своих внутренних проблем, не высказывание о том, что им не нравится на работе, которые может отрицательно повлиять на членов коллектива и другие черты поведения американок на работе. Как в Германии, так и в США отдача максимальная от работников. В Германии грубые отношения со стороны руководителя регулируется (запрещается) правилами поведения с подчиненными.

Казашки более прямые в общении, чем узбечки. Недоразумения и отсутствие взаимопонимания на работе решаются открытым обсуждением с руководителем. Иногда такое обсуждение включают горячие споры и громкие дискуссии. Такие особенности поведения казашек узбечки называют "грубыми".

Узбекистан расположен географически южнее, чем другие страны, которые рассматриваются в данной статье. Здесь принято более мягкие и обходчивые взаимоотношения между руководителем и подчиненным. Не всегда критикуют прямо в лицо. Недостатки устраняют не сразу. На это уходят целые годы. А иногда не устраняют вообще. При трудоустройстве компетентность менее важна, чем совместимость и приятность для совместной работы или угодность руководству. Взаимосвязи играют большую роль. Процесс более важен, чем результат, т.е. развитие и улучшение менее важен, чем просто выполнение каждодневных процессов работы без улучшения её качества. Вместо показателей качества работы предоставляют увеличенные количественные показатели низкого качества. Причинами являются иногда отсутствие кадров или нежелательность приёма их на работу, а иногда нет персональной выгоды для руководителей и исполнителей от улучшения качества. Узбечки терпеливы в этом отношении. Кроме этого, узбечки (женщины) ведут себя более сдержанно при общении с руководителями и мужчинами-коллегами. Они также сдержанны при выражении своего ответа на этот вопрос, когда речь идёт о мужчине -коллеге. Это хорошо проявляется в ВУЗах и других организациях. Несогласия, спорные ситуации сохраняются внутри и выводятся наружу через определенные долгие периоды времени, когда наступает более серьёзная ситуация - увольнения, сокращения или другая. Поэтому, исходя из значений ответов, эта ценность для узбечек менее важна по сравнению с важностью этой ценности для американок, немок и казашек.

Для россиянок эта ценность менее важна среди 6 групп респонденток. В российских коллективах больше открыто осуществляют споры и несогласия на работе. Иногда это доходит до грубых высказываний. Но, с другой стороны, у россиян "открытая душа". После одной посиделки отношение к стоимости психологических потерь, которые были получены от этих грубых взаимоотношений, смягчается. Тяжелые жизненные условия поддерживают такие взаимоотношения.

Так как треть часть респонденток из группы женщины Казахстана составляют русские женщины, то количественные значения важности этой

ценности для женщин Казахстана находится между казашками и россиянками.

Получать признание за хорошо выполненную работу наиболее важно для американок и наименее важно для узбечек. По уменьшению величины важности этой ценности группы респонденток можно расположить в следующей последовательности: американки, казашки, немки, женщины Казахстана, россиянки, узбечки. Количественные значения важности этой ценности для казашек и немок почти одинаковы.

Американки стремятся достичь успеха, выполнять интересные работы, лучше, чем другие. И объективно то, что они должны получать признание за это. У россиянок сильное коллективистическое чувство, любовь к Родине и патриотизм. В России в течение многих лет коммунисты привили работать бесплатно для Родины и общества и помочь всему бедному населению мира. Для этого нужно вспомнить лозунг: "Пролетарии всех стран мира соединяйтесь!" Часто в качестве вознаграждений за это давали почетные грамоты вместо денег и очень редко - улучшения жилищного и материального состояния. Поэтому их стремление получать признание за хорошо выполненную работу меньше, чем стремление у американок, немок, казашек и женщин Казахстана. Кроме этого, средний возраст россиянок старше, чем средний возраст у других групп респонденток. У них больше сдержанности в получении признания по сравнению со сдержанностью более молодых коллег. И это повлияло на результирующий показатель. С одной стороны, скромность и довольствоваться тем, что Бог дал, прививается в узбекском обществе с младенчества. С другой стороны, во многих узбекских семьях основным добытчиком и кормильцем является мужчина. Статус женщины вторичный в семье. Женщины во многих семьях не стремятся расти по карьерной лестнице, и выполняют свою вторичную роль. Это и отразилось в отношении женщин Узбекистана к этой ценности. Кроме этого, средний возраст узбечек старше, чем средний возраст многих других групп респонденток. Эта особенность также повлияла на результирующий показатель.

Казахстан - 9 страна мира по размерам её территории. У казашек сильное чувство как индивидуальной, так и национальной гордости. Они любят и хотят получать признание за хорошо выполненную работу сильнее, чем россиянки и узбечки.

Величина различия между количественными значениями важностей вышеописанных двух ценностей наибольшее у казашек и наименьшее у узбечек. По уменьшению количественного значения этого различия страны можно написать в следующей последовательности: Казахстан (казашки, женщины Казахстана), Россия, США, Германия, Узбекистан.

Жить в желаемом районе наиболее важно узбечкам и наименее важно россиянкам. По уменьшению величин количественных значений важности этой ценности от наибольшей к наименьшей страны можно расположить в следующей последовательности: Узбекистан, США, Германия, Казахстан (казашки, женщины Казахстана), Россия.

Узбечки любят своих родителей, свою малую родину - махалла, жить ближе к родителям, оказывать им услуги и помогать им в их старом возрасте. Узбеки более древний народ, они сформировались как народ ранее и начали вести оседлый образ жизни намного раньше, чем другие народы, которые рассматриваются в данном исследовании. Среднее количество детей в узбекской семье больше, чем у других четырех народов. И это повлияло на то, что в сельских местах, где живут узбеки больше плодоносящих деревьев и овощных растений, чем у многих других народов. У узбечек притяжение к коллективистическим ценностям сильнее, чем у многих других народов. Малая родина, где живут узбеки, всегда отличается от тех мест, где живут другие народы огородом, озеленением, достатком, обеспеченностью более хорошим видом, чем у многих других народов. И всё это их привязывает больше к малой родине, чем многих других народов. Это и отразилось в их восприятии этой ценности.

США - одна из самых развитых стран мира. Американки считают себя современными кочевниками. Благоустроенных мест жительства там намного больше, чем у народов стран СНГ. Но вместе с этим в этой стране существуют много неприятных и небезопасных жить районы. Поэтому жить в желаемом районе важно для американок. Германия отличается благоустроенностью местожительств и их планирования с учётом сохранения требований к экологии. Жить в желаемом районе, где существуют больше удобств важно для американок и немок.

Казашки - представители народа, которая позже начала оседлый образ жизни среди 5 рассматриваемых стран. Они смелые. Казахстан - девятая страна мира по размеру территории. Они были до недавнего времени кочевниками. Они не боятся переселятся из одного места жительства на другое. Это и отразилось в их отношении к этой ценности.

Россиянки говорят, что можно жить и в США, и в России, и в разных климатических условиях. Россия - первая страна мира по размеру территории. Существует большое разнообразие климатических условий в её необъятной территории. Россия как преемник и бывшая ведущая страна СССР пережила исторически большие проблемы. Народ жил и живёт в достаточно трудных условиях, как при Царе, так и при коммунистах, так и сейчас в годы независимости. Они не бояться жизненных лишений и трудностей. Лишения, ссылки, каторги, войны, потеря жизней целых слоев населения, освоение степи, освоение Сибири и Дальнего Востока, северного ледовитого океана, Антарктиды, Северного полюса, великие стройки и перестройки - это периодически повторяющиеся события, которые сопровождаются лишениями для россиян от тех, что они имели в их предыдущих местах жительств. В годы СССР много русских переселились в территории нынешних стран СНГ, где климатические условия намного отличаются от климатических условий регионов нынешней России. Это и отразилось в отношении россиянок к важности этой ценности.

Иметь возможности продвижения по службе является наиболее важным

для американок и наименее важным для узбечек. По уменьшению величины важности этой ценности страны можно написать в следующей последовательности: США, Казахстан (казашки, женщины Казахстана), Германия, Россия, Узбекистан. Причем, в величинах количественных значений важности этой ценности для немок, казашек и женщин Казахстана нет больших различий. Также обстоит дело для женщин-менеджеров из России и Казахстана.

Американки не бояться брать на себя ответственность. Они заинтересованы в карьерном росте больше, чем другие группы респонденток. Культура их жизни - специфичная и можно чётко разделить на отдельные сектора: работа и карьера, семья, друзья, и другие сектора. Американки планируют карьеру и создание семьи. Часто они выходят замуж к 40 годам. Равенство мужа и жены в семьях дают им независимость в планировании их личных и семейных жизней.

В количественных значениях отношений на эту ценность респонденток из Узбекистана отразилось их социальный статус в узбекском обществе и средний возраст. А в отношениях россиянок - среднее значение возраста респонденток.

Различия в количественных значениях между важностями этих двух ценностей наибольшее у узбечек и наименьшее у россиянок. По уменьшению количественного значения этой разности страны можно расположить в следующей последовательности: Узбекистан, Казахстан (женщины Казахстана, казашки), США, Германия, Россия.

В результате вышеприведённых отношений 6 групп респондентов из 5 стран на вышеописанные 4 ценности и получились результирующие количественные значения индексов мер культуры, которые приведены в Таблице. Все эти восприятия стали причиной тому, что по уменьшению величины количественных значений меры культуры Мужественность и Женственность от наибольшего к наименьшему страны и группы респондентов расположились следующим образом: Казахстан (женщины Казахстана, казашки), США, Россия, Германия, Узбекистан.

Заключение. В данной работе приведены результаты выполненного сравнительного исследования сходств и различий национальных культурных ценностей женщин-менеджеров России, США, Германии, Казахстана и Узбекистана, которые формируют меру национальных культурных ценностей Мужественность и Женственность. Эти результаты могут быть использованы для проведения сравнительных анализов культур этих стран с культурами других стран, информация о количественных значениях мер культур которых, определены и приведены с использованием методов широко известных авторов.

Рекомендации по использованию результатов исследования, которые приведены в данной статье, существующие возможности их улучшения и пути дальнейшего развития исследования описаны в работе [4].

Использованные источники:

1. VSM 08. Value Survey Module 2008. Manual by Geert Hofstede, Gert Jan Hofstede, Michael Minkov and Henk Vinken. http://www.geerthofstede.nl/vsm-08/. (дата обращения 21.12.2012).

2. Hofstede, Geert. (2001). Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across nations. Thousand Oaks CA. Sage publications.

3. Geert Hofstede, Gert Jan Hofstede and Michael Minkov, Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded 3rd Edition. New York: McGraw-Hill USA, 2010.

4. Ковальски С., Ашурбеков Р. Х., Сапарниязова О. К. "Кросс культурный анализ мужчин и женщин менеджеров США, Германии, России, Казахстана и Узбекистана". Материалы VII традиционной Международной научно -практической конференции "Проблемы духовного обновления в сфере образования". Казахстан. Туркистан. 2019. Том. 3. - стр. 263-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.