Научная статья на тему 'Эмпирические онтологические основания самобытности финно-угорской культуры'

Эмпирические онтологические основания самобытности финно-угорской культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / СТРАНА / COUNTRY / ВЛАСТЬ / POWER / ОРИЕНТАЦИЯ / ORIENTATION / ДИСТАНЦИЯ / DISTANCE / СТИЛЬ / STYLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ставропольский Юлий Владимирович

Г. Хофстеде осуществил исследование эмпирических онтологических оснований самобытности различных культур, допускающие кросскультурные сопоставления. Цель: выявление кросскультурно сопоставимых параметров культурной самобытности. Материалы исследования: пять кросскультурно сопоставимых параметров культурной самобытности: дистанция власти, коллективизм-индивидуализм, маскулинность-феминность, избегание неопределённости, долгосрочная-краткосрочная ориентация. Результаты и научная новизна: по каждому из перечисленных параметров финская культура занимает особое место среди изученных культур, наиболее рельефно выделяясь при сравнении с японской культурой. В культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости больше совокупный объём издаваемых книг и журналов. Например, в Финляндии публикуются больше книг и журналов, по сравнению с Японией. Соответственно, в таких странах, как Финляндия, отмечен более сильный интерес к печатным средствам массовой информации. Непредсказуемая похожесть финской и японской культур ощущается самими носителями финской культуры, не случайно всё более интересующимися культурой страны восходящего солнца.G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hofstede succeeded at conducting study of empirical ontological foundations of identity of different cultures, allowing cross-cultural comparisons. Objective: finding outsome cross-culturally comparable parameters of cultural identity. Research materials: five cross-culturally comparable parameters of cultural identity: distance of power, collectivism-individualism, masculinity-femininity, avoidance of uncertainty, long-term-short-term orientation. Results and novelty of the research: In case of each of these parameters, the Finnish culture occupies a special place among the examined cultures, becoming the most prominent when compared with the Japanese culture. In cultures with low scores on the uncertainty avoidance index, a total volume of published books and journals is larger. For example, Finland publishes more books and magazines than Japan. Accordingly, countries such asFinland have a stronger interest in the print media. Unpredictable similarity of the Finnish and Japanese cultures is felt by the carriers of Finnish culture, whose growing more and more interest in the culture of the land of the rising sun is far from being accidental.

Текст научной работы на тему «Эмпирические онтологические основания самобытности финно-угорской культуры»

УДК 130.2

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ САМОБЫТНОСТИ ФИННО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ставропольский Юлий Владимирович, Саратовский национально-исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов,

E-mail: abcdoc@yandex.ru

Аннотация. Г. Хофстеде осуществил исследование эмпирических онтологических оснований самобытности различных культур, допускающие кросскультурные сопоставления. Цель: выявление кросскультурно сопоставимых параметров культурной самобытности. Материалы исследования: пять кросскультурно сопоставимых параметров культурной самобытности: дистанция власти, коллективизм-индивидуализм, маскулинность-феминность, избегание неопределённости, долгосрочная-краткосрочная ориентация. Результаты и научная новизна: по каждому из перечисленных параметров финская культура занимает особое место среди изученных культур, наиболее рельефно выделяясь при сравнении с японской культурой. В культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости больше совокупный объём издаваемых книг и журналов. Например, в Финляндии публикуются больше книг и журналов, по сравнению с Японией. Соответственно, в таких странах, как Финляндия, отмечен более сильный интерес к печатным средствам массовой информации. Непредсказуемая похожесть финской и японской культур ощущается самими носителями финской культуры, не случайно всё более интересующимися культурой страны восходящего солнца.

Abstract. G. Hofstede succeeded at conducting study of empirical ontological foundations of identity of different cultures, allowing cross-cultural comparisons. Objective: finding outsome cross-culturally comparable parameters of cultural identity. Research materials: five cross-culturally comparable parameters of cultural identity: distance of power, collectivism-individualism, masculinity-femininity, avoidance of uncertainty, long-term-short-term orientation. Results and novelty of the research: In case of each of these parameters, the Finnish culture occupies a special place among the examined cultures, becoming the most prominent when compared with the Japanese culture. In cultures with low scores on the uncertainty avoidance index, a total volume of published books and journals is larger. For example, Finland publishes more books and magazines than Japan. Accordingly, countries such as

Finland have a stronger interest in the print media. Unpredictable similarity of the Finnish and Japanese cultures is felt by the carriers of Finnish culture, whose growing more and more interest in the culture of the land of the rising sun is far from being accidental.

Ключевые слова: культура, страна, власть, ориентация, дистанция, стиль.

Key words: culture, country, power, orientation, distance, style.

Материалы и методы

Г. Хофстеде осуществил при поддержке компании IBM исследование человеческих ценностей более, чем в 50 странах мира. По словам самого Г. Хофстеде, он исследовал такие аспекты культуры, которые поддаются измерению относительно иных культур. Г. Хофстеде исследовал ряд подобных измерений культур: дистанция власти, коллективизм-индивидуализм, маскулинность-феминность, избегание неопределённости, долгосрочная-краткосрочная ориентация [3]. Мы остановимся на той части его исследования, которая посвящена Финляндии и Японии, и попытаемся понять различия между финской и японской культурами.

Результаты

Существуют межкультурные различия, связанные с тем, как люди понимают неравенство и реагируют на него. Эти различия называются дистанцией власти. В разных культурах люди по-разному переживают отношения неравенства. В исследовательском инструментарии Г. Хофстеде сильнее всего коррелировали с властью и (не)равенством три утверждения.

1. Служащие ниже уровня менеджера объясняли возникавшие проблемы тем, что служащие боятся выразить своё несогласие с менеджерами. Ответы на данное утверждение варьировали по шкале ответов от 1 до 5 баллов, от «очень часто» до «очень редко».

2. Стиль принятия решений вышестоящими служащими подчинённые оценивали исходя из личного восприятия. Предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответов: авторитарный стиль, патерналистский стиль, либо ни тот и ни другой.

3. Стиль принятия решений вышестоящими служащими подчинённые оценивали исходя из личных предпочтений. Предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответов: авторитарный стиль, патерналистский стиль либо совещательный стиль. Предпочтение выявлялось путём подсчёта большинства предпочтений служащих в данной стране.

Значение индекса дистанции власти в баллах выражает отношения подчинённости в стране - чем меньше баллов получает страна по индексу дистанции власти, тем более ограниченный характер имеют отношения между подчинёнными и вышестоящими. Примерами служат Япония и Финляндия. Короткая дистанция власти характеризуется тем, что совещательный стиль руководства более предпочтителен, нежели отдание приказаний без совещания между начальником и подчинённым, а эмоциональная дистанция между начальником и подчинённым относительно коротка. Подчинённые вправе обращаться к вышестоящим и даже перечить вышестоящим. В странах с короткой дистанцией власти молодые начальники пользуются большим уважением, нежели престарелые начальники. В странах с длинной дистанцией власти напротив, подчинённые находятся в существенной зависимости от своих руководителей. Подчинённых и руководителей разделяет длинная эмоциональная дистанция. Подчинённые не имеют обыкновения перечить старшим по положению и обращаться к ним напрямую. Престарелые начальники пользуются большим уважением, нежели молодёжь.

Финляндия по индексу дистанции власти набирает 33 балла и занимает 66 место среди 74 стран. Япония по индексу дистанции власти набирает 54 балла и занимает 49-50 место среди 74 стран. Соответственно, при таких балльных значениях и Финляндия, и Япония относятся к группе стран с короткой дистанцией власти. Наименьший балл по индексу дистанции власти в исследовании Г. Хофстеде 74 стран снискала Австрия, у которой 11 баллов и соответственно 74 место. Наивысший балл получила Малайзия, у которой 104 балла и, соответственно, 1 место.

В странах с малыми значениями по индексу дистанции власти население читает относительно большое количество газет и свободно обсуждает вопросы политики, в отличие от жителей стран с большими значениями по индексу дистанции власти. Степень доверия населения к информации, публикующейся в газетах, невысока, доходы распределяются среди населения неравномерно, в отличие от стран с большими значениями по индексу дистанции власти, но налогообложение производит перераспределение доходов таким образом, что, после уплаты налогов, доходы в странах с малыми значениями по индексу дистанции власти существенно усредняются.

Культурное измерение под названием «индивидуализм» характеризует роль индивида применительно к роли группы в различных культурах. Обществам, в которых групповые интересы преобладают над интересами отдельного человека, присуща коллективистская культура. В такого рода обществах проживает количественно большая часть населения всего мира. В исследовательском инструментарии Г. Хофстеде с культурным измерением индивидуализм/коллективизм сильнее всего коррелировали утверждения относительно личного времени, свободы и перспектив, на основании которых

высчитывался индекс индивидуализма, а также утверждения относительно образования, здоровья и применения имеющихся навыков, на основании которых высчитывался индекс коллективизма.

Малая величина индекса коллективизма характерна для тех стран, которые обладают индивидуалистической культурой, а большая величина индекса коллективизма характерна для стран, которые обладают коллективистской культурой. В общем случае, страны с коллективистской культурой бедны, а страны с индивидуалистической культурой, как правило, богаты. Вероятно, по этой причине в странах с индивидуалистической культурой столь важное значение уделяется образованию и различным видам обучения.

По индексу индивидуализма Япония набирает 46 баллов и располагается на 33-35 местах. Финляндия набирает 63 балла и занимает 12 место. Наивысший балл по индексу индивидуализма получили США 91 балл, а наименьший балл Гватемала 6 баллов, заняв, соответственно, США 1 место, а Гватемала 74 место среди 74 стран в исследовании Г. Хофстеде. Ни Финляндия, ни Япония не вошли в группу стран с наименьшими баллами по индексу индивидуализма, что свидетельствует о большей значимости отдельной личности и личных целей по отношению к группе и групповым целям в культурах обеих стран. По сравнению с финской культурой, в японской культуре отдельная личность и личные цели более значимы, по отношению к группе и групповым целям. Очень важно то, что Финляндия по индексу индивидуализма оказалась на 12 месте среди 74 стран. Это говорит о том, что в финской культуре важными ценностями являются личное время, свобода и перспективы, благодаря которым возможны личные достижения.

В странах, характеризующихся сильно развитой коллективистской культурой, личность ответственна перед группой. Например, если кто-то из членов многочисленной семьи получает доход, а двадцать других членов этой семьи никакого дохода не получают, то богатый обязан делить свою зарплату на бедных членов семьи. В западных культурах европейского типа, относящихся к индивидуалистическим, государство материально поддерживает студентов, не взваливая все расходы студентов только на их родителей, а взрослые дети не обязаны содержать престарелых родителей, поскольку пожилые люди всю свою трудовую жизнь копили на старость и заработали пенсию.

Различия между коллективистскими и индивидуалистическими культурами проявляются также в письменной форме личных местоимений [2]. В странах, характеризующихся развитой индивидуалистической культурой, например, в Великобритании, во всех случаях личное местоимение "I" обязательно пишется с заглавной буквы, кроме того, вполне принято ставить местоимение "I" на первое место в предложении. В странах, характеризующихся коллективистской культурой, не принято ставить местоимение "I" на первое место в предложении и писать с заглавной буквы.

Различия между индивидуалистическими и коллективистскими культурами в том, что касается личности и поведения, весьма существенны. В странах, характеризующихся развитой индивидуалистической культурой, психодиагностика выявляет личность более экстраверсивного типа. В странах, характеризующихся развитой коллективистской культурой, психодиагностика выявляет более интроверсивную личность. В странах, характеризующихся развитой индивидуалистической культурой, принято открыто проявлять радость, и не принято открыто проявлять печаль. В странах, характеризующихся развитой коллективистской культурой, наоборот, принято открыто проявлять печаль, и не принято открыто проявлять радость. Даже скорость пешей ходьбы различна в странах, характеризующихся развитыми индивидуалистическими и коллективистскими культурам. В странах, характеризующихся развитой коллективистской культурой, принято ходить пешком медленнее, нежели в странах, характеризующихся развитой индивидуалистической культурой.

В странах, характеризующихся развитой индивидуалистической культурой, главным источником информации являются средства массовой информации. В странах, характеризующихся развитой коллективистской культурой, главным источником информации являются социальные сети [1]. В странах, характеризующихся развитой коллективистской культурой, всеми силами избегают разногласий и ссор, придавая важное значение сохранению гармонии. В странах, характеризующихся развитой индивидуалистической культурой, всегда готовы к открытой полемике, к ссорам и разногласиям, видя в них возможность продемонстрировать индивидуальную силу.

Г. Хофстеде отмечает крепкую взаимосвязь между индивидуализмом и национальным благосостоянием. Развитие в направлении индивидуализма стимулирует экономический рост. Наглядным примером выступает Япония. Несмотря на то, что японские СМИ без устали проповедуют важность традиционной семейной солидарности, тем не менее, в тех японских семьях, где традиционные обязанности больше не почитаются, государству пришлось взять заботу о престарелых гражданах на себя [5]. Однако, в Японии развитие в направлении индивидуализма не выкорчевало коллективистских компонентов в семье, на производстве и в образовании. На развитие в направлении индивидуализма влияет уровень валового дохода, соответственно, бедные страны мира не могут развиваться в направлении индивидуализма, пока не сделаются более богатыми. До тех пор, пока будет существовать разделение стран на богатых и на бедных, до тех пор никуда не денется разделение культур на индивидуалистические и на коллективистские [6].

Маскулинность и феминность соответствуют различиям между респондентами мужского и женского пола. Исключение составили феминные культуры. В маскулинных культурах ценятся умение зарабатывать деньги, официальное признание, успешность, задор. В феминных культурах ценятся

хорошие отношения с начальником на производстве, сотрудничество между коллегами, возможность выбрать место для проживания с семьёй, гарантированное трудоустройство на долгий срок.

В отличие от баллов по индексу индивидуализма, баллы по индексу маскулинности не имеют отношения к уровню экономического благосостояния в стране. Феминными либо маскулинными странами могут оказаться как богатые, так и бедные страны. Для Японии индекс маскулинности оказывается равным 95 баллам, что соответствует второму месту среди 74 стран. Для Финляндии индекс маскулинности равен 26 баллам, что соответствует 68 месту, или седьмому месту с конца. Соответственно, Финляндия занимает седьмое место по феминности, а Япония - второе место по феминности с конца. Больше всего баллов по феминности набрала Швеция, что означает минимальный балл по индексу маскулинности. Наибольший балл по индексу маскулинности у Словакии, соответственно, последнее место по феминности.

Культуры стран, набравших максимальные баллы по феминности, таких как Финляндия, характеризуются практически полным отсутствием различий в баллах между респондентами мужского и женского пола. Представители обоих полов предпочитают ценности, связанные с благовоспитанностью и послушанием. В феминных культурах оба пола имеют равное право расплакаться, а драться никто не имеет права. В большинстве маскулинных культур, например, в Японии, мужчины не обладают благовоспитанностью, а женщины ведут себя менее благовоспитанно, по сравнению с феминными культурами. Японским девочкам разрешается плакать и не разрешается давать сдачи, японские мальчики никогда не плачут и всякий раз обязаны давать сдачи обидчику. Секс и насилие в японских комиксах-манга и мультиках-анимэ вызывают протест среди финнов, которые, возможно, не подозревают о том, что в самой Японии манга и анимэ вызывают непринятие среди японцев по тем же самым причинам.

Самые разительные отличия присущи культурам с наивысшим баллом по индексу маскулинности. В маскулинных культурах от мужчины ожидается, что он примет на себя ответственность и станет действовать активно, решительно и амбициозно, от женщины - послушно и заботливо. В феминных культурах и те, и другие качества могут быть проявлены представителями обоих полов. В маскулинных культурах проявляется двойственная мораль, согласно которой, мужчины требуют от женщин воздержания и прилежания. В феминных культурах эти требования в равной мере предъявляются представителям обоих полов. В маскулинных культурах женщины предъявляют неодинаковые требования своим партнёрам, в зависимости от того, состоят ли с ним в браке. Партнёра, с которым женщина не состоит в браке, украшают в её глазах любовь, ум, чувство юмора и личные достоинства. Супруг должен быть здоров, богат и

понятлив. В феминных культурах женщины не проводят различий между внебрачным партнёром и мужем, оба должны иметь одни и те же качества.

Четвёртое измерение - избегание неопределённости - отражает ту степень, в которой представители данной культуры испытывают угрозу, оказавшись в неоднозначной либо незнакомой ситуации. Избегание неопределённости существенно коррелирует с производственным стрессом, соблюдением принятых правил (согласием с тем, что правила компании нельзя нарушать никогда, даже если служащий уверен, что поступает в интересах компании) и намерением сделать долгосрочную карьеру в компании.

По индексу избегания неопределённости Япония находится на 11-13 местах среди 74 стран, набрав 92 балла. Соответственно, Финляндия набрала 59 баллов и заняла 48-49 места. Наивысший балл по индексу избегания неопределённости заняла Греция, набравшая 112 баллов, что означает первое место. Самый маленький балл по индексу избегания неопределённости занял Сингапур, набравший всего восемь баллов, что соответствует 74 месту.

В культурах с высокими баллами по индексу избегания неопределённости, например, в Японии, инаковость считается опасной, а отклонений от общепринятых норм стараются не допускать. В культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости, например, в Финляндии, инаковость скорее интригует, нежели пугает, поэтому отсутствуют какие-либо категорические причины её сторониться. В культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости детей воспитывают более свободно, в отличие от культур с высокими баллами по индексу избегания неопределённости, где действуют незыблемые правила и дети воспитываются более строгим образом. В культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости ценится оригинальность. В культурах с высокими баллами по индексу избегания неопределённости предпочтительно строгое выполнение условий задания, соответственно, ответ на поставленный вопрос должен даваться чётко, а не многословно и расплывчато, да и вопросы предпочтительнее закрытые, чем открытые. Больше счастливых людей в культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости. В культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости люди меньше обеспокоены состоянием здоровья и финансов, но сильнее склонны совершать рискованные инвестиции, а в рекламе чаще встречается юмористическое содержание. В культурах с высокими баллами по индексу избегания неопределённости люди живут не столь счастливо, чаще беспокоятся по поводу собственного здоровья и финансов, склонны скорее к консервативному инвестированию, а в рекламе чаще встречаются не шутки, но заключения специалистов. В культурах с низкими баллами по индексу избегания неопределённости больше совокупный объём издаваемых книг и журналов. Например, в Финляндии публикуются больше книг и журналов, по сравнению с Японией. Соответственно, в таких странах, как

Финляндия, отмечен более сильный интерес к печатным средствам массовой информации.

Под долгосрочной ориентацией подразумевается воспитание таких достоинств, которые сулят отдачу в будущем, прежде всего, стойкости и бережливости. Под краткосрочной ориентацией, напротив, подразумевается воспитание таких качеств, которые связаны с прошлым и настоящим, прежде всего, уважение к традициям, сохранение лица и исполнение социальных обязательств. По индексу долгосрочной ориентации Япония набирает 80 баллов и располагается на 4 - 5 местах. Финляндия набирает 41 балл и занимает шестнадцатое место. Наивысший балл получил Китай, занявший среди 39 стран первое место с 118 баллами. Минимальное количество баллов у Пакистана, оказавшегося на 39 месте среди 39 стран с 0 баллов. Впоследствии изменилась система подсчёта баллов по индексу долгосрочной ориентации, и у Финляндии сумма баллов уменьшилась до 38, а у Японии увеличилась до 88. Таким образом, Финляндия занимает верхнее положение в группе середнячков, что в целом указывает на общую приоритетность долгосрочной ориентации перед краткосрочной ориентацией в Финляндии. Япония вошла в группу стран с наибольшими баллами по индексу долгосрочной ориентации, не обнаружив никаких признаков краткосрочной ориентации. В культурах с краткосрочной ориентацией, среди которых Финляндия получила нижний средний ранг, принято усердствовать ради достижения скорого результата, а траты испытывают на себе социальный прессинг. В долгосрочно ориентированных культурах, таких, как японская культура, принято трудиться не покладая рук ради нескорого результата, и регулировать не траты, а ресурсы. В культурах с высоким индексом долгосрочной ориентации, достоинствами человека считаются стыд и скромность. Напротив, в культурах с низким индексом долгосрочной ориентации скромность и стыд считаются присущими женщинам особенностями поведения. В культурах с высоким индексом долгосрочной ориентации, отсчёт преклонного возраста начинается раньше, чем в культурах с низким индексом долгосрочной ориентации, однако, в культурах с высоким индексом долгосрочной ориентации, люди преклонного возраста сильнее удовлетворены собственной жизнью. В культурах с низким индексом долгосрочной ориентации, в брак вступают по соображениям морали, жить вместе с родственниками жены (мужа) не принято, ребёнку дарят подарки потому, что его любят, ребёнка приучают быть терпимым к окружающим людям, статус ребёнка не зависит от старшинства, а личные успехи и неудачи связываются с везением и невезением. В культурах с высоким индексом долгосрочной ориентации, в брак вступают по расчёту, нет ничего необычного в том, чтобы жить вместе с родственниками жены (мужа), ребёнку дарят подарки за успехи в учёбе, ребёнка приучают гордиться собой на людях, старшие дети

главенствуют над младшими, личные успехи объясняются старанием, а неудачи - отсутствием старания.

В культурах, имеющих краткосрочную ориентацию, ценностями являются свобода, права, достижения и самостоятельность. Важное значение придаётся свободному времени. Краткосрочные прибыли более важны, нежели доход, который будет получен десять лет спустя. В культурах, имеющих краткосрочную ориентацию, ценностями являются учёба, честность, ответственность, адаптируемость и самодисциплина. Свободному времени не придаётся важного значения. Краткосрочные прибыли важны в меньшей степени, нежели доход, который будет получен десять лет спустя.

Обсуждение и заключения

Японцы отличаются характерными чертами личности, социальными навыками, художественностью. На протяжении всего периода изоляции, установленной в правление Токугавы, японская этнокультурная идентичность развивалась путём сосредоточения на внутренних ресурсах [7]. Длительная обособленность от внешнего мира выработала самобытные японские этнокультурные особенности. Современные японцы верны своим древним традициям, а у западных культур перенимают только самое лучшее. В мультигосударственных корпорациях гордость своей корпорацией и национальной идентичностью выражается слоганом: «Японский дух, западная технология» [4].

Однако в Японии отсутствует чёткое отделение частной жизни от производственной жизни. Например, в японских компаниях не зазорно подыскивать брачных партнёров для своих служащих, а затем, когда пара найдена, оплатить молодожёнам расходы по проведению свадебной церемонии. Тем самым японская компания устанавливает крепкую эмоциональную связь с каждым своим работником.

Экономические потребности сотрудников японских компаний удовлетворяются при помощи таких японских феноменов, как прожиточная зарплата (living-wage) или зарплата по потребностям (need-based wage), которая представляет собой ряд денежных выплат в дополнение к основной зарплате, например, пособие на оплату жилищно-коммунальных услуг, пособие на содержание семьи, пособие на оплату регулярных поездок, а также система бонусов. Пособие на оплату жилищно-коммунальных услуг рассчитывается исходя из уровня должности, занимаемой служащим в компании. Пособие на содержание семьи выплачивается работающему супругу при наличии не менее троих детей, включая номинальную сумму, предназначенную для жены-домохозяйки. Пособие на оплату регулярных поездок зависит от стажа работника, и предназначено для того, чтобы работник, со временем, приобретая новый дом или квартиру, не стремился на новое место работы, куда ему будет удобнее добираться из новой квартиры. Наконец, служащие японских компаний,

дважды в год получают бонус. Первый раз в июле во время буддистского праздника Обон, второй раз в конце декабря. Бонус равен двух с половиной -трёхмесячной зарплате.

Важной ценностью в японской культуре является гармония. Необходимо сохранять гармонию в повседневной жизни и в межличностных отношениях. Межличностные конфликты и проявления агрессивности на публике ошеломляюще действуют на японцев. Отличие от Финляндии очевидно.

Список использованных источников:

1. Berto F., Plebani M. Ontology and Metaontology. New York: Bloomsbury Publishing, 2017. - 254 p.

2. Dependencies in language: On the causal ontology of linguistic systems. Ed. by N. J. Enfield. Berlin: Language Science Press, 2017. - 215 p.

3. Hofstede G., Hofstede G. J. Cultures and Organizations, Software of the Mind. New York: The McGraw-Hill Companies, 2005. - 562 p.

4. Nishiyama K. Doing Business with Japan: Successful Strategies for Intercultural Communication. Honolulu: University of Hawai'i Press. - 2000. - 216 p. - P. 38.

5. Srinivasan R. Whose Global Village? Rethinking How Technology Shapes Our World. New York: New York University Press. - 2017. - 272 p.

6. Захарова Л.Н. Приоритеты культуры // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Том 6. - № 4. - С. 89-91.

7. Онфре М. Космос: материалистическая онтология. - М.: Кучково поле, 2017. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.