Научная статья на тему 'ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОФЕССОРА А. Г. СКАВРОНСКОГО О СВОИХ НАСТАВНИКАХ'

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОФЕССОРА А. Г. СКАВРОНСКОГО О СВОИХ НАСТАВНИКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Г. СКАВРОНСКИЙ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ШКОЛА / МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМ. ГНЕСИНЫХ / A. G. SKAVRONSKY / NATIONAL PIANO SCHOOL / MOSCOW STATE TCHAIKOVSKY CONSERVATOIRE / RUSSIAN ACADEMY OF MUSIC NAMED AFTER THE GNESINS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хитёв Святослав Евгеньевич

В статье приводятся воспоминания народного артиста России, лауреата международных конкурсов, профессора кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных Алексея Григорьевича Скавронского о своих учителях - А. Б. Гольденвейзере, Г. Р. Гинзбурге, Я. В. Флиере, М. И. Гринберг, Б. М. Берлине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM REMINISCENCES OF PROFESSOR A. G. SKAVRONSKY ABOUT HIS TUTORS

The article gives the reminiscences of People’s Artist of Russia, international competitions laureate, Professor of the Department of Special Piano of Russian Academy of Music named after the Gnesins, Alexei Grigorievich Skavronsky about his teachers - A. B. Goldenweiser, G. R. Ginsburg, Ya. V. Flier, M. I. Grinberg, B. M. Berlin.

Текст научной работы на тему «ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОФЕССОРА А. Г. СКАВРОНСКОГО О СВОИХ НАСТАВНИКАХ»

хитёв с. е. из воспоминаний профессора а. г. скавронского о своих наставниках

Из воспоминаний профессора А. Г. Скавронского о своих наставниках

Хитёв Святослав Евгеньевич

доцент кафедры специального фортепиано № 1 Российской академии музыки имени Гнесиных E-mail: nngk.izdaniya@yandex.ru

В статье приводятся споминания народного тиста России, лауреата еждународных конкурсов, профессора кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных Алексея 42 Григорьевича Скавронского о своих учителях — А. Б. Гольденвейзере, Г. Р. Гинзбурге, Я. В. Флиере, М. И. Гринберг, Б. М. Берлине. Ключевые слова: А. Г. Скавронский, отечественная фортепианная школа, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Российская академия музыки им. Гнесиных

Публика 1960-х годов запомнила Алексея Григорьевича Скавронского (1931-2008) прежде всего как автора и ведущего известных всей стране концертов-лекций «Беседы у рояля». Имея за плечами большой исполнительский опыт и отточив в просветительской сфере искусство слова, Алексей Григорьевич пришел к педагогике, возглавив один из фортепианных клас-

А.Г. Скавронский

сов РАМ им. Гнесиных. Воспитанники и коллеги вспоминали о его выдающихся способностях — широчайшем кругозоре, умении донести словами содержание музыкального произведения до слушателя или учащегося с любым уровнем подготовки (см. подробнее об этом: [6]) и др. А. Г. Скавронский предстает перед нами как музыкант, непрерывно находящийся в поиске новых знаний и впечатлений.

Многие перечисленные качества были восприняты Алексеем Григорьевичем от учителей. Он являлся наследником традиций крупнейших исполнительских школ Московской консерватории. Судьба подарила ему возможность общаться с корифеями отечественного фортепианного искусства — А. Б. Гольденвейзером, Г. Р. Гинзбургом, Я. В. Фли-ером, М. И. Гринберг, Б. М. Бер-линым. О каждом из них он оставил яркие воспоминания, из которых складывается галерея

портретов ведущих представителей московских фортепианных школ второй половины XX века.

Наиболее яркие из них посвящены выдающемуся пианисту — профессору Московской консерватории Григорию Романовичу Гинзбургу.

Г. Р. Гинзбург был увлечен поиском и совершенствованием новых технических приемов в фортепианной игре. У него были необычайно гибкие руки, движения отточены до совершенства («лишние» — категорически отвергались), при этом каждое из них рационально осмыслено. Алексей Григорьевич вспоминал, что «Гинзбург стремился к минимальной амплитуде движений, как всей руки, так и пальцев. Главным для него был позиционный принцип, позволяющий сыграть наибольшее количество нот, не меняя положения руки» [5, 7]. Его наставник был непревзойденным мастером в области аппликатуры, творчески работал

коришеи отечественной музыки: портреты, очерки, воспоминания

со штрихами и фортепианной фактурой, которая для удобства исполнения могла быть перераспределена между руками иначе, чем зафиксировано в нотном тексте. Педалью Гинзбург пользовался в духе академической традиции — очень экономно.

По воспоминаниям А. Г. Скав-ронского, большое внимание Гинзбург уделял целостности формы и стройности конструкции исполняемого произведения, требуя от воспитанников ясного представления о форме сочинения, его внутренних членениях, логике развития, кульминациях и т. д. Особо значимую роль в выстраивании формы играет темп исполнения, который непрестанно находился в фокусе внимания Гинзбурга: он «всегда советовал играть в том темпе, в котором получается без суеты сыграть все произведение целиком, в том числе и самые трудные места» [5, 6]. По мнению А. Г. Скаврон-ского, мастерство Г. Р. Гинзбурга «несло в себе огромный эмоциональный и поэтический заряд, который воздействовал с не меньшей силой, чем его отточенные конструктивные замыслы» [3, 223].

Надо отметить, что профессор А. Г. Скавронский многое перенял от своего учителя и в исполнительстве, и в педагогике. Его игре была свойственна аристократическая неспешность и плавность движений без сценических эффектов. Он избегал слишком стремительных темпов, так как старался наполнить каждую интонацию смыслом. Тщательное осмысление сочинения в целом было неотъемлемой частью классной работы профессора Скавронского: весь процесс исполнения произведения он нередко сравнивал с постройкой

здания, где филигранная отделка каждой детали должна быть в полной гармонии с целым.

Еще в консерваторские годы в творческую жизнь Алексея Григорьевича вошли Г. Г. Ней-гауз, Я. В. Флиер, чуть позднее — М. И. Гринберг и Б. М. Берлин. Занятия с этими корифеями фортепианного искусства не носили систематического характера, тем не менее впечатления, полученные от общения с ними, в будущем в значительной степени повлияли на исполнительский облик Скавронского.

Алексей Григорьевич в своих воспоминаниях признавался, что в занятиях у Гинзбурга ему не доставало осознанности художественно-образной стороны интерпретации, в вопросах интонирования, гиЬа1о, педализации порой он чувствовал себя совершенно беспомощным, что в полной мере восполнил в классах Нейгауза и Флиера: «Через полтора-два года влюбленности и подражания Гинзбургу я начал ощущать, что происходит что-то странное: я все могу на рояле, но не знаю, о чем играю. Образными подтекстами, всем, что связано с воображением, фантазией, Гинзбург не увлекался. У него, одаренного от природы теплым лирическим нутром, все получалось как бы само собой» [4, 16]. «В классе Нейгауза было совсем иное — какая-то устремленность ввысь, служение некоему высшему началу, уходящее иногда за пределы рояля. И, надо признаться, в моей жизни были моменты, когда меня ужасно тянуло именно в эту атмосферу...» (цит. по: [2, 49]). Близость с Нейгаузом, музыкантом романтического толка, проявлялась в педагогике Скав-ронского в умении интересно

говорить о музыке, привлекая самые разнообразные ассоциации.

Нельзя не сказать, что одно время пианист занимался и у А. Б. Гольденвейзера, хотя, как отмечал сам Алексей Григорьевич, «целый год тайком бегал в класс Гинзбурга». «Такое раздвоение, — пояснял позднее Скавронский, — естественно, отражалось на занятиях; я почти ничего не делал из того, что требовал Гольденвейзер, и, в конце концов, потерял для него всякий интерес. В конце года я был "обменен" на одну очень прилежную студентку и, к восторгу своему, стал полноправным учеником Г. Р. Гинзбурга» [3, 221]. 43

Надо сказать, что крупнейшие мастера фортепианного искусства послевоенного времени — А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз — представляли противоположные творческие «полюсы». Гольденвейзер заботился о «букве» произведения, был педантом в отношении стиля и текста, предпочитая сдержанные исполнительские средства выразительности (например, в отношении агогики и педализации). Для Нейгауза свобода временного процесса в развертывании музыки и обильная педализация были типичны и менее жестко регламентированы, поэтому многими академически настроенными музыкантами это могло восприниматься как идущее вразрез со стилистическими особенностями исполняемых сочинений.

Как видим, искусство Голь -денвейзера оказалось не близким Скавронскому, так как его артистический стиль был во многом романтическим, на что указывал рецензент одного из концертов Алексея Григорьевича Г. М. Цы-

хитёв с. е. из воспоминании профессора а. г. скавронского о своих наставниках

пин: «В его подходе к Шопену, в применяемых им приемах выразительности можно различить традицию, идущую от Падерев-ского, Пахмана и некоторых других известных в прошлом концертантов-романтиков» (цит. по: [1, 321]).

Об уроках с Я. В. Флиером Скавронский отзывался, как о «грандиозных эманациях тепла, огня, темперамента»: «Из-под пальцев лилось прямо расплавленное золото звука, и в звуке было много массы, объема. А Гинзбург весовую игру вообще отрицал» [4, 18]. В отличие от уроков Гинзбурга, на занятиях с Флиером речь шла 44 не о технике, а об образе, фразе, звуке.

Перед М. И. Гринберг А. Г. Скавронский преклонялся, называл ее «аристократкой духа», человеком высочайшей культуры и скромности, в высшей степени одухотворенным и содержательным музыкантом: «Тут я впервые понял, что такое настоящее интонирование на

рояле, передающее то или иное состояние души» [4, 19].

Встреча с Б. М. Берлиным, по словам Алексея Григорьевича, «завершила его формирование как музыканта. <...> Берлин изменил мою посадку за инструментом, освободил руки и плечи, открыл новые сферы звучания, много дал в области педали» [4, 22]. Он на уроках любил привлекать образные сравнения, «только не обыденно» — было его девизом. «Звучащая ткань, длинные педали, расслоение фактуры, когда одно звучит на фоне другого — все это его очень интересовало» [4, 18].

Таким образом, Алексей Гри -горьевич Скавронский в период своего творческого становления испытал на себе разные по стилевой направленности воздействия и по-своему синтезировал в своей исполнительской и педагогической деятельности порой принципиально различные принципы крупнейших исполнительских школ второй половины XX века.

Литература

1. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. М.: Советский композитор, 1990. С. 320-321.

2. Меркулов А. М. «Только противоречие стимулирует развитие». О творческих разногласиях Гольденвейзера, Игумнова, Нейгауза, Фейнбер-га // Р1аиоФорум. 2016. № 3. С. 44-56.

3. Скавронский А. Г. Воспоминания // Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Музыка, 2015. С. 220-223.

4. Скавронский А. Г. Московский петербуржец. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 228 с.

5. Скавронский А. Г. Статьи, очерки, рецензии, интервью. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. 77 с.

6. Хитев С. Е., Борисова Е. Н. «Беседы у рояля» как метод обучения молодых пианистов в классе профессора А. Г. Скавронского // Высшее образование сегодня. 2018. № 9. С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.