Научная статья на тему 'ИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СУЛТАНА ХАЙИТБАЕВА'

ИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СУЛТАНА ХАЙИТБАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / наследие / музыка / песня / лирика / мелос / интонирование / фортепиано / фактура. / creativity / heritage / music / song / lyrics / melos / intonation / piano / texture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайитбаева Дилбар Султановна

композитор Султан Хайитбаев (1926-2000) любил свой город и посвятил ему немало страниц своей музыки. Он был пламенным патриотом своей Родины и воспевая в песнях Узбекистан, его города, народ и образ его жизни. Таковы, к примеру песни «Узбекистон сузлагай» на слова Н.Нарзуллаева, “Шонли юртим” на слова К.Каримова, “Хивам менинг” на слова Э.Самандарова, “Бунёдкор” и “Тукувчи киз кушиги” на слова Т.Тулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE CREATIVE HERITAGE OF SULTAN KHAYITBAYEV

composer Sultan Khayitbayev (1926-2000) loved his city and devoted many pages of his music to it. He was an ardent patriot of his homeland and sang songs about Uzbekistan, its cities, people and its way of life. Such are, for example, the songs "Uzbekistan suzlagai" to the words of N.Narzullayev, "Shonli yurtim" to the words of K. Karimov, "Khivam mening" to the words of E.Samandarov, "Bunyodkor" and "Tukuvchi kizigi" to the words of T. Tula.

Текст научной работы на тему «ИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СУЛТАНА ХАЙИТБАЕВА»

ИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СУЛТАНА ХАЙИТБАЕВА

Хайитбаева Д.С.

Хайитбаева Дилбар Султановна - И.о. доцента,

кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: композитор Султан Хайитбаев (1926-2000) любил свой город и посвятил ему немало страниц своей музыки. Он был пламенным патриотом своей Родины и воспевая в песнях Узбекистан, его города, народ и образ его жизни. Таковы, к примеру песни «Узбекистон сузлагай» на слова Н.Нарзуллаева, "Шонли юртим" на слова К.Каримова, "Хивам менинг" на слова Э.Самандарова, "Бунёдкор" и "Тукувчи киз кушиги" на слова Т. Тулы.

Ключевые слова: творчество, наследие, музыка, песня, лирика, мелос, интонирование, фортепиано, фактура.

FROM THE CREATIVE HERITAGE OF SULTAN KHAYITBAYEV

Khayitbayeva D.S.

Khayitbaeva Dilbar Sultanovna - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF GENERAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: composer Sultan Khayitbayev (1926-2000) loved his city and devoted many pages of his music to it. He was an ardent patriot of his homeland and sang songs about Uzbekistan, its cities, people and its way of life. Such are, for example, the songs "Uzbekistan suzlagai" to the words of N.Narzullayev, "Shonli yurtim" to the words of K. Karimov, "Khivam mening" to the words of E.Samandarov, "Bunyodkor" and "Tukuvchi kizigi" to the words of T. Tula.

Keywords: creativity, heritage, music, song, lyrics, melos, intonation, piano, texture.

Исследователь узбекской музыки Садыр Вахидов, отмечая стилистические черты песен о Родине, наряду с именами М. Ашрафи и Х. Изамова, называет и С. Хайитбаева. «Так, в «чистых» традициях узбекской лирической песни созданы «Мой Узбекистан» М. Ашрафи, «Шонлм элим» («Отчизна моя славная») Х. Изамова, «Узбекистон гулл»ри» («Цветы Узбекистана») С. Хайитбаева на слова А. Бабаджана и многие другие» [1, 91].

Обращаясь к песне «Тошкент рухи», хочется отметить, что в ней раскрываются характерные черты песенного творчества С. Хайитбаева, проявляется его новый подход к композиционной структуре, к трактовке жанра, к интонационной драматургии, к ритмике. Песня «Тошкент рухи» написана на текст народного поэта Узбекистана Уйгуна. Это гимн родному городу. Автор воспевает Ташкент как звезду Востока, как город дружбы и тепла. Краски этого города не могут не волновать людей творческого труда - художников, поэтов, композиторов. В многообразии поистине бесчисленного количества произведений о Ташкенте песня «Тошкент рухи» безусловно занимает достойное место.

Прежде всего, это песня показательна и интересна с точки зрения индивидуального подхода композитора к основной проблеме узбекского профессионального музыкального искусства -соотношения традиционного и современного. Говоря о песенном творчестве С. Хайитбаева, необходимо прежде всего отметить, теснейшую связь с родной национальной культурой, на прочном фундаменте которой строится ярко индивидуальное своеобразие его музыкально -выразительного языка. Опираясь на интонационный строй узбекского мелоса, принципы формообразования и приёмы интонирования, С. Хайитбаев создал свой собственный творческий почерк, сочетающий национальные традиции с мышлением композитора второй половины ХХ века. Следует отметить национальный характер его музыки, причём национальность определяется не только принадлежностью композитора к узбекской национальной культуре, но и многими другими качествами его сочинений: от идей до языка, от сюжетов и образов о форм и жанров. В этом смысле «Тошкент рухи» особенно показательна. Очень интересна жанровая основа песни, в которой обнаруживается признаки кошук и ашула, весьма оригинально и органично синтезируемые. От жанра коук в «Тошкент рухи» тематическая ёмкость, лаконизм выразительных средств, чёткость метроритма с внутритактовой синкопичностью, простота речитативной мелодики с некоторой распевностью в кадансах. От ашула - постепенность подъёма к напряженной кульминации - ауджу, с возвратом к исходной позиции.

В «Тошкент рухи» имеется три куплета, представляющих собой четверостишия. Они послужили основанием для создания трёхчастной репризной формы, которая, как известна, характерна для романсов, и в песнях встречается крайне редко. Выбор композитором именно трёхчастной формы следует считать несомненной удачей. Благодаря трёхчастной репризности песня приобретает удивительную законченность и классическую завершённость. Схематически общую композицию песни можно представить в следующем виде, причем особенность ее проявляется и в подчеркнутой автором музыки ладовой переменности как внутри куплетов, так и между ними:

Второй куплет Первый куплет Третий куплет

ми эолийский с до- ре ионийский ми эолийский с дорийским оттенком рийским оттенком Allegretto

г- т Ф—Ф Ф —ЬЧу

—* Ф ~Г т- » 4—4 m —Г" > * » M г ' г 1* ф * * -» S: > „ г Г Г Г г Ф*—j m -f-t

^ ' 4 m-— ш* ^^ я

ф "Î ф ф 1ЯЛ1 г Lr - mf ï - т jbl

Ь* г_г -—ф f r --г—1»—ф г Г fp г г --ф- ■ V -ф-

Пример № 1. Инструментальное вступление подготавливающее вокальную партию:

Оно занимает объём десяти тактов. Восемь тактов основаны на материале второго предложения первого куплета, а остальные два такта служат непосредственным вступлением к первому куплету. Во вступлении С. Хайитбаев своеобразно использует черты узбекских инструментальных наигрышей, аккордовую фактуру в партии правой руки фортепиано и активные фигурационные ходы в партии левой руки. Характер музыки вступления - задорно игровой, жизнерадостный, лирико-танцевальный. Танцевальность, идущая от жанра кошук придаёт песне особое очарование, гибкость и особую эмоциональную приподнятость, грациозность и полётность.

Музыка гибко следует за текстом, оттеняя слоговые акценты, рельефность мелодике, основанной на узко объёмных интонациях, придаёт синкопированность, столь свойственная узбекскому фольклору.

Очень выразительно и фортепианное сопровождение, основанное на усульной ритмоформуле, красочно орнаментированной индивидуализированной фигурацией, умело найденной композитором. Перемещаемая в различные звуковысотные положения данная ритмоформула обогащается ладотональными оттенками, подчёркивая лирико-жанровый характер вокальной партии. Композитор многообразно использует ладо-гармонические краски, истоки которых находит в натурально диатонике узбекского фольклора. Первое предложение первого куплета завершается половинной каденцией на субдоминанте ми эолийского, чем также достигается яркая национальная характерность музыкального образа.

Во втором куплете, изложенном в ладу, высотно отстоящим на тон ниже основного - ре ионийском, но тесситурно помещённом в более высоком регистре, создаётся ощущение свежести звукового колорита.

Пример № 2. Из второго куплета.

Третий куплет по сути является репризной трёхчастной композиции и возобновляет первоначальное эмоциональное состояние. Настроение бодрости и жизненной энергии композитор привносит в репризу - третий куплет несколько ладовых штрихов, обогащающих музыкальный образ: это тонкие гармонические нюансы в структуре аккордов. Делают звучание ещё более ярко национально окрашенным. Натуральные септаккорды оттеняют натурально ладовую гармонию, усиливают национальный характер музыки. Таким образом, песня «Тошкент рухи», отмеченная индивидуальными чертами стиля С. Хайитбаева, ярко характеризирует узбекскую современную песню и, в частности, песню о Ташкенте.

Любовь к своему городу, любовь к своей земле ещё не мало будут волновать многих людей творческого труда - поэтов, композиторов и художников. Ещё появятся много прекрасных произведений, восхваляющих Узбекистан, его города, жизнь народна, его обычаи и традиции.

Список литературы /References

1. Вахидов С. Узбекская советская песня. - Т., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.