УДК 304.44
Из СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1956-1960 годы)
В.В. КАЛУГИН,
кандидат биологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Статья В.В. Калугина — продолжение социально-исторического очерка об основных этапах организации, планирования и координации научных исследований в СССР*. В 1956-1960 гг. в стране сформировался в основном проблемно-тематический метод планирования НИР и ОКР. Рассмотрены важные аспекты социальной истории науки: деятельность Академии наук СССР (АН СССР), академий наук союзных республик и отраслевых академий наук. Автономные социальные институты (научные сообщества) формировали свои социальные системы, подсистемы и свои специфические структуры. Важным событием явилось создание Сибирского отделения АН СССР.
В Москве в 1953 г. при АН СССР создан Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ), который в дальнейшем стал крупнейшим центром научно-технической информации.
Всего с 1917 по 1961 гг. в СССР были организованы: 20 академий наук, в том числе: 14 академий наук союзных республик, 6 отраслевых академий наук СССР и РСФСР, а также 12 филиалов АН СССР. В 1956-1960 гг. в СССР были созданы и (или) реализованы 18 важнейших научно-технических достижений, из них: 8 — впервые в мире, 5 — впервые в Европе, 5 — впервые в СССР (на мировом уровне — 72,2%).
Ключевые слова: социальная история науки, Академия наук СССР (АН СССР), организация, планирование и координация НИР, проблемно-тематический метод планирования, научно-техническая информация.
*Первые четыре статьи автора по данной проблеме опубликованы в журнале «История и педагогика естествознания», выпуски: № 3 (С. 3-8), № 4 (С. 3-9) 2012 г. [1,2] и № 1 (С. 3-7), № 2 (С. 3-9) 2013 г. [3,4].
«Замечательным проявлением роста советской науки и культуры, связанным с осуществлением национальной политики...дружбы между народами СССР, явилось возникновение и развитие в союзных республиках, ранее бывших колониальными окраинами царской России, своих академий наук».
Президент АН СССР (1951-1961) академик А..Н. Несмеянов, 1957 г.
^Нестой пятилетний план СССР. Выполнение шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. (далее — шестой пятилетний план СССР, или шестая советская пятилетка), как и всех предыдущих советских пятилеток, базировалось, прежде всего, на централизованном государственном планировании развития народного хозяйства СССР, включая образование, науку и культуру [1-4]. В частности, «главные задачи шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, — указывалось в Директивах ХХ съезда КПСС (1956 г.), — состоят в том, чтобы на базе преимущественного развития тяжелой промышленности, непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей народного хозяйства, осуществить крутой подъем сельскохозяйственного производства и на этой основе добиться значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа» (здесь и далее курсив автора — В.К.) [5, С. 227228; 6, С. 117].
Из социальной истории планирования науки в СССР. Как известно, в 1950-1960 гг. основной особенностью развития народного хозяйства являлось несомненное сближение науки с производством. Огромные масштабы народнохозяйственных планов, сжатые сроки их выполнения, как правило, требовали немедленного комплексного решения важнейших актуальных задач совместно с учёными. Поэтому для дальнейшей активизации этого процесса в 1957 г. непосредственно в подчинение Государственного планового комитета Совета Министров СССР (Госплан СССР) были переданы многие научно-исследовательские институты (далее — НИИ и/или НИУ) различных министерств и ведомств. На эти НИИ возлагалась ответственная задача — под руководством Госплана СССР совместно с АН СССР, республиканскими и отраслевыми академиями наук, заинтересованными министерствами и ведомствами СССР обеспечивать разработку проектов планов перспективного развития науки и техники, направленных на решение актуальных научно-практических проблем народного хозяйства СССР [5, С. 228-229].
Основной формой государственного планирования развития науки и техники в нашей стране [1-4] являлся пятилетний план СССР, составной частью которого, были основные направления развития науки и техники на планируемый период (начиная со второй советской пятилетки: 1933-1937 гг.)*. В связи с этим, рассматривая социальные аспекты истории науки, в том числе академической, вузовской и отраслевой, следует напомнить, что Академия наук СССР (далее — АН СССР, или Академия наук) не представила главные направления научной деятельности на первую советскую пятилетку по многим объективным обстоятельствам, которые требуют дальнейших разъяснений.
Здесь возникает необходимость подробнее охарактеризовать более ранний этап организации планирования и сложения методологии планирования науки в СССР. Так, в Директивах XV съезда ВКП(б) (1927 г.) по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 19291932 гг. было указано на «решительное приближение академической научной работы к промышленности и сельскому хозяйству» [7, С. 47; 8, С. 109]. Однако Академии наук, не обладая еще методологией системного перспективного планирования [1, С. 7], а также опытом государственного пятилетнего планирования научных исследований в масштабе такой огромной страны как Советский Союз, разумеется, не могла в установленный короткий срок разработать и представить перспективный план научной деятельности АН СССР на 1929-1932 гг. Вместо указанного плана Академия наук совместно с организациями-исполнителями составила пятилетние планы подведомственных научных учреждений. «В лучшем случае они были объединены по отраслям. <...> Как правило, планы суммировали по научным направлениям индивидуальные планы сотрудников, причем методика их составления была самой различной. Поэтому первые планы академических учреждений носили общий характер, являлись перечнем проблем с различной их полнотой и детализацией» [8, С. 112].
В связи с этим АН СССР впервые разработала и представила в декабре 1930 г. только «Производственный план Академии наук СССР на 1931 г.», который был принят общим собранием АН СССР в декабре 1930 г.** [8, С. 114]. Наряду с этим при Президиуме АН СССР была образована Планово-организационная комиссия, которая разрабатывала методические основы планирования науки. Спустя два года, когда Академия наук совместно с Госпланом СССР уже провела Всесоюзную конференцию по планированию (Москва, 1931 г.), а также организовала другие конференции по различным отраслям
*Название «основные направления.» были введены позднее, ранее они могли называться иначе, например, «главные направления., главные задачи.» и т.д.
**Обратите внимание, что указанный план АН СССР назывался производственный, а не научных исследований (работ).
науки, АН СССР соответственно была научно-методически и практически подготовлена к перспективному планированию. В ноябре 1932 г. был составлен, согласован и утвержден первый пятилетний план научной деятельности Академии наук на 1933-1937 гг. [1, С. 7-8; 8, С. 115].
В Советском Союзе проекты пятилетних и годовых планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — пятилетние планы НИР и ОКР) вначале, как правило, непосредственно разрабатывали головные организации совместно с организациями-соисполнителями (по современной научной терминологии) по соответствующим научным направлениям (дисциплинам) и (или) отраслям и научным темам. Такая неустоявшаяся научная терминология была обусловлена большой вариабельностью различных методов планирования НИР и ОКР в академической, вузовской и отраслевой науке. Ведь каждая из них имела свои исторические и социальные традиции, как автономные социальные институты, свои специфические особенности и т.д.
Например, рассмотренный выше пятилетний план подведомственных научных учреждений, который первоначально разработала, а точнее составила АН СССР, фактически представлял собой в целом подборку индивидуальных планов сотрудников по научным направлениям, составленных по различной методике. В результате этот пятилетний план стал только «...перечнем проблем...» [8, С. 112]. Следовательно, этот первоначальный способ составления планов можно условно назвать формализованным. В частности, в советской медицинской науке первый этап планирования и координации научных исследований, охватывающий период примерно с 1930 до 1944 гг., характеризовался «.как период дисциплинарно-тематического планирования» (в оригинале напечатано в р а з р я д к у — В.К) [9, С. 230].
Необходимо акцентировать, что в советской науке в 1940-1960 гг. формировался и применялся в основном проблемно-тематический метод прогнозирования, планирования и координации научных исследований (далее — проблемно-тематический метод планирования). Однако становление и развитие этого метода в академической науке (АН СССР, АН союзных республик и подведомственные им научные учреждения), вузовской науке (научные подразделения, подчиненные непосредственно ВУЗам) и в отраслевой науке (научные учреждения и организации, подчиненные наркоматам, а позднее — министерствам и ведомствам) осуществлялось разными темпами и в рамках различных методических
подходов, особенно в отдельных отраслях промыш-
***
ленности и сельского хозяйства .
***Методы планирования НИР и ОКР в различных областях науки и техники, а также в отраслях промышленности и сельского хозяйства, особенно до 1960 г., почти не изучены и требуют специальных исследований на основании детального изучения архивных источников.
Например, Академия медицинских наук СССР (далее — АМН СССР) уже с 1944 г. приступила к освоению проблемно-тематического метода планирования НИР и ОКР в подведомственных научных учреждениях. В частности, «в 1947 г. МЗ СССР (Минздрав СССР. — В.К.) и АМН СССР создали первый в истории мировой и советской медицины сводный перспективный пятилетний план развития мед. науки в СССР» [9, С. 230]. Разработка указанного пятилетнего плана по проблемно-тематическому методу, несомненно, являлась не только важным достижением в контексте социальной истории отечественной медицинской науки, но и отличным примером организации перспективного планирования научных исследований в отраслевой науке в целом.
Необходимо отметить, что становление и развитие проблемно-тематического метода планирования научных исследований в СССР, включая академическую, вузовскую и отраслевую науку, является весьма сложной многогранной проблемой, которая требует специальных всесторонних исследований с учетом исторических и социальных особенностей становления и развития различных отраслей науки [10, С. 1045]*.
Научная деятельность Академии наук СССР. Среди важнейших научно-технических достижений советской науки, имеющих, несомненно, мировое значение, так как это было осуществлено впервые в мире, следует назвать успешный запуск на орбиту 4 октября 1957 г. искусственного спутника Земли — «Спутник-1» (рис. 1), а также последующие запуски: второго искусственного спутника Земли «Спут-ник-2» (рис. 2) с подопытной собакой Лайкой на борту (1957 г.) и первой в мире автоматической межпланетной станции «Луна-1» (1959 г.) (рис. 3). Эти и последующие искусственные спутники Земли (ИСЗ), предназначенные для решения важных научных и прикладных задач, естественно, явились результатом совместной работы многих ученых и их выдающихся «...достижений в области ракетной техники, электроники, автоматического управления, вычислительной техники, небесной механики и других разделов науки и техники» [11, С. 470]**.
Огромная заслуга в разработке мощных ракетоносителей и создании искусственных спутников Земли, как сложных наукоемких космических станций, заслуженно принадлежит великому советскому ученому С.П. Королеву, который наряду с талантом настоящего ученого, обладал исключительными организаторскими способностями (рис. 4). Под его
*Академическая, вузовская и отраслевая наука подчиняются различным министерствам и ведомствам, которые, как правило, разрабатывают (адаптируют) нормативные материалы не только по прогнозированию, планированию, координации НИР и ОКР, по внедрению в производство научных разработок и др., но и имеют свои автономные социальные структуры, свои специфические научные сообщества и т.д.
**Для сведения: первый американский ИСЗ «Эксплорер-1» был выведен на орбиту 1 февраля 1958 г., первый французский ИСЗ — 26 ноября 1965 г. и др. [11, С. 470].
Рис. 1. Первый в мире искусственный спутник Земли «Спутник-1» (4 октября 1957 г.)
Рис. 2. Первый в мире искусственный спутник Земли с подопытной собакой Лайкой «Спутник-2» (1957 г.)
Рис. 3. Первая в мире межпланетная станция «Луна-1» (1959 г.), первая искусственная планета Солнечной системы
Рис. 4. Сергей Павлович Королев (1906-1966), главный конструктор (с 1951 г.) Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88 (ныне -РКК «Энергия» им. С.П. Королёва)
Рис. 5. Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978), академик, член Президиума АН СССР
Рис. 6. Михаил Клавдиевич Тихонравов
(1900-1974),начальник отдела проектирования (с 1957 г.) в ОКБ-1 НИИ-88
руководством большой коллектив ученых, конструкторов и инженерно-технических работников различных министерств и ведомств на протяжении многих лет плодотворно создавали уникальную и разнообразную космическую технику. Среди них необходимо назвать М.В. Келдыша (рис. 5), М.К. Тихо-нравова (рис. 6), Н.С. Лидоренко, В.И. Лапко, Б.С. Че-кунова, А.В. Бухтиярова и многих других [3, С. 5; 8, С. 236; 12, С. 197].
Рис. 7. Игорь Евгеньевич Тамм, Павел Алексеевич Черенков и Илья Михайлович Франк, лауреаты Нобелевской премии (ноябрь 1958 г., Стокгольм)
Важным событием международного масштаба стало присуждение в октябре 1958 г. Нобелевской премии советским ученым ПА. Черенкову, И.Е. Тамму и И.М. Франку за открытие и объяснение эффекта Черенкова (рис. 7). На основе излучения Черенко-ва-Вавилова созданы методы регистрации заряженных частиц (Черенковский счетчик) [13, С. 70-71].
Подготовка научных кадров. Важным условием успешного развития науки, как ранее отмечал автор, является планомерное развитие и повышение качества подготовки научных кадров, создание научных школ и привлечение к работе талантливой молодежи [4, С. 6]. В этой связи необходимо указать, что в 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров». Вместе с констатацией определенных достижений, в данном постановлении были указаны конкретные недостатки в этой работе, а именно: «...что при подготовке научных кадров еще слабо учитываются потребности ведущих отраслей народного хозяйства и культуры, мало готовится специалистов по дефицитным специальностям, многие советы высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений не проявляют должной требовательности к качеству докторских и кандидатских диссертаций» [14, С. 262-263]*.
Эти рекомендации выглядят особенно значимыми на фоне того, что в целом Академия наук СССР всегда уделяла большое внимание подготовке кад-
*Следует акцентировать, что эти недостатки, действительно, были весьма характерны для 1950-1960-х годов, однако в настоящее время указанные недостатки еще более выражены.
ров. Например, академик А.В. Топчиев в своем докладе «О состоянии и подготовки научных кадров» указывал, что в конце 1950 — начале 1960-х годов «академии наук союзных республик стали крупными научными центрами. В них имеется свыше 350 научных учреждений, где работают более 16 тыс. научных сотрудников (в том числе 5700 кандидатов наук и 865 докторов наук). В республиканских академиях быстрыми темпами осуществляется подготовка кадров. За последние три года 1600 сотрудников защитили кандидатские диссертации и 157 — докторские. В аспирантуре академий обучается более 3000 человек» [15, С. 255].
Научно-организационная деятельность. В пятой и шестой советских пятилетках в СССР значительно расширилась научно-организационная деятельность различных академий, особенно Академии наук СССР и многих отраслевых академий наук СССР: Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР), Академии строительства и архитектуры СССР (АСиА СССР), Академии медицинских наук СССР (АМН СССР), а также отдельных академий наук союзных республик.
ВАСХНИЛ. В составе отраслевой академии ВАСХНИЛ* в 1956 г. было уже свыше 1000 различных научно-исследовательских институтов, сельскохозяйственных опытных станций и самостоятельных лабораторий. Учитывая острую востребованность сельскохозяйственной науки, особенно в союзных республиках, 10 апреля 1956 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по улучшению работы Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина». В связи с этим в течение года (!) были созданы республиканские сельскохозяйственные академии наук в: Украинской ССР (1956 г.), Белорусской ССР (1957 г.), Грузинской ССР (1957 г.), Казахской ССР (1957 г.) и Узбекской ССР (1957 г.). Все это, несомненно, является значимым историческим примером не только востребованности сельскохозяйственной науки, но и своевременного государственного решения актуальных задач, в частности, научной поддержки, развития сельского хозяйства в Советском Союзе**.
Все указанные республиканские сельскохозяйственные академии наук были созданы на базе местных учреждений ВАСХНИЛ [16, С. 288]. Эти научные учреждения работали над решением разнообразных научных проблем в следующих областях: земледелия, мелиорации и химизации; растение-
*25 июня 1929 г. Совнарком СССР принял постановление «Об организации Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина». В постановлении, в частности, указывалось, что «деятельность академии должна строится на основе приспособления всей ее теоретической и практической работы к задачам подъема и реконструкции сельского хозяйства СССР» [17, С. 7-8].
**В 1955 г. на советские профсоюзы было возложено руководство научно-техническими обществами СССР, которые стали
массовыми организациям и развернули в стране широкую научно-пропагандистскую деятельность [16, С. 288].
водства, селекции и семеноводства; животноводства и ветеринарии; механизации и электрификации; экономики, организации сельскохозяйственного производства и другие. В связи с этим значительно расширялись, углублялись и конкретизировались работы по прогнозированию, планированию и координации НИР и ОКР подведомственных научных учреждений.
АПН РСФСР. Становление и развитие Академии как высшего научного учреждения обеспечивалось, прежде всего, глубокой разработкой ее основных уставных положений и хорошей организацией ад-
V V *** -Г"»
министративно-хозяйственной деятельности . В процессе дальнейшего развития уточнялась сфера деятельности Академии, ее вспомогательных научных органов, обеспечивавших научно-организационную и исследовательскую работу, определялась оптимальная структура аппарата Президиума, утверждалось штатное расписание, бюджет и т.д. Много внимания уделялось созданию новых учреждений и преобразованию действовавших. В 1952 г. в составе Академии было 94 человека, из них 35 дей-
**** 1 АЛЛ
ствительных членов , а в 1966 г. — соответственно 34 академика и 66 членов-корреспондентов.
В составе Академии педагогических наук РСФСР было 10 НИИ, поэтому в пятой и шестой советских пятилетках значительно увеличился объем научно-организационной и научно-исследовательской работы по прогнозированию, планированию и координации НИР и ОКР. В 1945-1966 гг. АПН РСФСР выпускала ряд журналов. В августе 1966 г. АПН РСФСР была преобразована в АПН СССР, которая, в свою очередь, в 1991 г. реорганизована в Российскую академию образования [18, С. 323].
АСиА СССР. Другой пример организационного развития отраслевой науки рассматриваемого периода. В середине 1950-х гг. в Советском Союзе свыше 30 научно-исследовательских учреждений занимались различными вопросами строительства. В 1956 г. на базе Академии архитектуры была создана Академия строительства и архитектуры СССР (действовала до 1964 г.). Эта Академия объединила целый ряд специальных институтов (сельского строительства, подземного и шахтного строительства и др.), а также комплексных НИИ в разных городах [16, С. 288].
АМН СССР. Активизировалась также научно-организационная и научно-исследовательская работа АМН СССР. В составе Академии имелось три отделения: медико-биологических наук; клинической медицины; гигиены, эпидемиологии и микробиологии. Каждому отделению подчинялись соответствующие профильные НИИ. Например, в 1957 г. в АМН СССР было всего 28 научных учреждений, в
***Академия педагогических наук РСФСР основана в октябре 1943 г. в Москве при Министерстве просвещения РСФСР [18, С. 323].
****http://www.raop.ru/index.php?id=459. Время посещения: 22.00, 18.09.2013.
М 9
связи с этим существенно возросла роль указанных отделений по планированию и координации научных исследований [16, С. 288; 19, С. 149].
Важным этапом в развитии народного хозяйства Советского Союза, в освоении огромных природных ресурсов Сибири и дальнего Востока, а также в создании новых научных центров явилась организация в 1957 г. Сибирского отделения АН СССР (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от18 мая 1957 г.) Председателем Президиума Сибирского отделения Академии наук СССР (далее — СО АН СССР) был избран выдающийся учёный, академик МА. Лаврентьев (рис. 8).
Рис. 8. Алексей Михайлович Лаврентьев (1900-1980), Председатель Президиума Сибирского отделения АН СССР (с 1957 г.) и его основатель
В состав СО АН СССР первоначально передали 12 научных учреждений, в том числе Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Якутский и Дальневосточный научные филиалы, а также Сахалинский комплексный научно-исследовательский институт. За первые три года было организовано 20 новых институтов (!), из них 15 в Новосибирске. В дальнейшем под Новосибирском в течение нескольких лет вырос новый научный центр с новыми зданиями НИУ и всей необходимой инфраструктурой [20, С. 206; 21, С. 544].
В июне 1958 г. проходили новые выборы в Академию наук СССР, в числе вновь избранных 34 академиков были крупные ученые-физики В.И. Векс-лер, Я.Б. Зельдович; ученые-химики В.И. Спицын, М.М. Шемякин; выдающийся ученый и конструктор ракетно-космической техники С.П. Королев; известный ученый в области радиотехники А.Л. Минц и многие другие [8, С. 258, 286].
При изучении научно-организационной деятельности Академии наук, представляется очень важным, с точки зрения исследования социальной истории науки, наглядно показать конкретную динамику (по десятилетиям) изменения количества на-
учных учреждений в СССР и в союзных республиках (табл. 1) и соответственно — численности научных работников в СССР и в союзных республиках (табл. 2) с 1940 по 1970 гг.
Таблица 1
Количество научных учреждений в СССР и в союзных социалистических республиках (на конец года)
Наименование 1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г.
СССР 2359 3447 4196 4985
РСФСР 1318 1907 2292 2709
Украинская ССР 442 576 695 782
Белорусская ССР 67 96 123 173
Узбекская ССР 94 122 143 186
Казахская ССР 57 139 159 205
Грузинская ССР 89 134 188 195
Азербайджанская ССР 70 104 107 140
Литовская ССР 20 51 75 86
Молдавская ССР 10 25 41 66
Латвийская ССР 39 70 87 98
Киргизская ССР 16 27 47 64
Таджикская ССР 30 35 47 55
Армянская ССР 43 74 87 97
Туркменская ССР 38 45 54 58
Эстонская ССР 26 42 51 71
Примечание. К научным учреждениям отнесены научно-исследовательские институты (НИИ), их филиалы и отделения, высшие учебные заведения (ВУЗы), самостоятельные научно-исследовательские лаборатории, научные и опытные станции, некоторые музеи, библиотеки, архивы, которые систематически ведут научную работу, а также ряд других научных учреждений [22, С. 243-244, 393].
Из данных табл. 1 для конкретного анализа выбраны показатели количества научных учреждений только в СССР и в РСФСР за 1940, 1950, 1960 и 1970 гг. В частности, установлено, что количество научных учреждений в СССР и РСФСР неуклонно увеличивается и составляет соответственно по указанным годам следующие цифры в процентах в СССР (1940 г. (базовый) — 100%): 1950 г. — 146,1; 1960 г. — 177,9 и 1970 г. — 211,3%. Итого, количество научных учреждений в СССР увеличилось в 2,1 раза в сравнении с исходным 1940 г. В РСФСР этот показатель соответственно составляет по указанным годам следующие цифры в процентах (1940 г. (базовый) — 100%): 1950 г. — 144,7; 1960 г. — 173,9 и 1970 г. — 205,5%. Итого, количество научных учреждений в РСФСР в 1970 г. увеличилось более, чем в 2 раза в сравнении с исходным 1940 г. Следовательно, общая динамика увеличения количества научных учреждений в СССР и РСФСР практически одинакова (в СССР — 2,1; в РСФСР — 2,01).
Из данных табл. 2 для анализа выбраны показатели численности научных работников (тыс. человек) также только в СССР и в РСФСР за 1940, 1950, 1960 и 1970 гг. Установлено, что количество научных работников в СССР и РСФСР увеличивается и составляет соответственно по указанным годам следующие
цифры в процентах в СССР (1940 г. (базовый) — 100%): 1950 г. — 165,3; 1960 г. — 360,3 и 1970 г. — 943,7%. В РСФСР эти показатели составляют по указанным годам следующие цифры в процентах (1940 г. (базовый) — 100%): 1950 г. — 180,2; 1960 г. — 391,8 и 1970 г. — 1017,9%. Следовательно, в 1970 г. количество научных работников в СССР — увеличилось в 9,4 раза по сравнению с исходным 1940 г., а в РСФСР — соответственно в 10,2 раза по сравнению с исходным 1940 г. Следовательно, общая динамика увеличения количества научных работников в СССР и РСФСР практически одинакова (в СССР — 9,4; в РСФСР — 10,2). Таблица 2
Численность научных работников в СССР и в союзных социалистических республиках (на конец года), тыс. человек
Примечание. В численность научных работников включены все их категории: академики (действительные члены), члены-корреспонденты всех академий; все люди, имеющие ученую степень доктора, кандидата наук или ученое звание профессора, доцента, старшего научного сотрудника, младшего научного сотрудника и ассистента, независимо от места и характера их работы; все лица, ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от наличия у них ученой степени или ученого звания, а также специалисты, ведущие научную работу на промышленных предприятиях и в проектных организациях независимо от наличия у них ученой степени или ученого звания. См.: Народное образование, наука и культура в СССР // Статистический сборник. М.: Статистика, 1971. [22, С. 247, 394].
Вместе с этой важной работой Академия наук одновременно продолжала осуществлять очень большую научно-организационную деятельность по созданию своих филиалов в различных регионах страны, укреплению их материально-технической базы, а также оказанию им научно-методической помощи. Например, в апреле 1956 г. состоялось важное собрание актива научных работников Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Якутского, Дальневосточного филиалов и Сахалинского
комплексного научно-исследовательского института. В работе этого собрания приняли активное участие ведущие ученые, представители ВУЗов, отраслевых НИИ и др. Президент АН СССР А.Н. Несмеянов в своем докладе дал подробный анализ деятельности научных учреждений. Филиалам Академии наук было рекомендовано «больше внимания уделять развитию теоретических исследований, развертывать поисковые работы, поднять уровень научных исследований. ... Было признано целесообразным создавать при филиалах научные советы по важнейшим проблемам» » [8, С. 249-250.].
В 1957 г. в АН СССР всего входило 12 филиалов: Кольский, Карельский, Коми, Башкирский, Дагестанский, Казанский, Молдавский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Якутский и Дальневосточный филиалы, а также Сахалинский комплексный научно-исследовательский институт. В составе указанных филиалов было «36 институтов, 10 научно-исследовательских станций, в которых работали 3215 сотрудников» [8, С. 250.].
Академия наук СССР, как ранее отмечалось, в течение почти 40 лет целенаправленно вела плодотворную работу по созданию академий наук союзных республик, отраслевых академий наук, а также многочисленных филиалов, научных баз и научно-исследовательских станций АН СССР в самых различных регионах страны [1, С. 8; 2, С. 8; 3, С. 6; 4, С. 7-8]. Всего в СССР за 1919-1961 гг. было организовано 20 академий наук, в том числе*:
• 14 академий наук союзных республик (все они были созданы на материально технической базе соответствующих республиканских филиалов АН СССР);
• 6 отраслевых академий наук СССР и РСФСР;
• 12 филиалов АН СССР (см. выше).
Таким образом, в результате широкомасштабной научно-организационной деятельности Академии наук за 40 лет Советской власти совершенно неузнаваемо изменилась география советской науки, начиная от Кольского и Карельского научных филиалов АН СССР на западе и заканчивая Якутским, Дальневосточным филиалами и Сахалинским научно-исследовательским комплексным институтом (!). В связи с этим, вполне уместно, напомнить, что писал В.И. Ленин в 1921 г.: «посмотрите на карту РСФСР. К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к северу от Томска идут необъятнейшие пространства, на которых уместились бы десятки громадных культурных государств. И на всех этих пространствах царит патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость» (курсив автора, — В.К.) [8, С. 283; 23, С. 228].
28 марта 1959 г. общее собрание АН СССР после детальных обсуждений утвердило новый Устав
*Хронологический указатель основания академий наук союзных республик и отраслевых академий наук СССР РСФСР см. в предыдущей статье автора в таблице [4, С. 7].
Наименование 1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г.
СССР 98,3 162,5 354,2 927,7
РСФСР 62,0 111,7 242,9 631,1
Украинская ССР 19,3 22,4 46,7 129,7
Белорусская ССР 2,2 2,6 6,8 21,9
Узбекская ССР 3,0 4,5 10,3 25,2
Казахская ССР 1,7 3,3 9,6 26,8
Грузинская ССР 3,5 4,9 9,1 20,2
Азербайджанская ССР 1,9 3,4 7,2 17,1
Литовская ССР 0,6 1,4 3,3 9,0
Молдавская ССР 0,2 0,7 2,0 5,7
Латвийская ССР 1,1 2,2 3,3 8,9
Киргизская ССР 0,3 0,8 2,3 5,9
Таджикская ССР 0,4 0,7 2,1 5,1
Армянская ССР 1,1 3,0 4,3 12,8
Туркменская ССР 0,5 0,7 1,8 3,6
Эстонская ССР 0,5 1,2 2,2 4,7
Академии наук СССР, который предусматривал дальнейшее совершенствование системы управления наукой и т.д.
В г. Баку 25-26 февраля 1960 г. проводилось первое межреспубликанское координационное совещание в области биологических, сельскохозяйственных и медицинских наук. В его работе приняли активное участие учёные Академии наук СССР, а также научные сотрудники Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР [21, С. 545].
Научно-информационное обеспечение. Владение научно-технической информацией, как известно, является непременным условием ускоренного развития научно-технического прогресса, особенно в приоритетных направлениях науки и в перспективных отраслях народного хозяйства. В связи с этим необходимо акцентировать, что в сферу научно-информационной деятельности в широком понимании ее значения «.входят не только сбор, аналитико-синтетическая обработка, хранение, поиск и распространение научно-технической информации, но и более широкий круг проблем, связанных с изучение возможностей использования информационных массивов для.прогнозирования направлений развития научно-технического прогресса, установления областей, требующих усиленного развития» [24, С. 373].
Поэтому создание в Москве в 1953 г. научно-издательского учреждения — Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ) Госкомитета СССР по науке и технике (ГКНТ) и АН СССР явилось важным событием в деле организации, прогнозирования, планирования и координации НИР и ОКР. ВИНИТИ ежегодно увеличивал масштабы своей деятельности и в дальнейшем превратился «в крупнейший центр научно-технической информации не только в СССР, но и всего мира. Его издательская продукция составляла в 1970 г. 40 тыс. авторских листов» [8, С. 391]. Наряду с этим, необходимо отметить исключительно важную роль издательской деятельности АН СССР в научно-информационном обеспечении ученых и научно-технических работников. Например, если в 1946 г. Издательство Академии наук СССР выпустило 302 названия книг, общим объемом 4403 издательских листа, то в 1958 г. — 895 названий книг (почти трехкратное увеличение) и соответственно — 16099 издательских листов (почти четырехкратное увеличение). Значительное место в издательской продукции занимали журналы: общеакадемические, отраслевые, научно-популярные и реферативные. Общее количество их названий за 1946-1958 гг. увеличилось с 45 до 58 (почти на 13%). Следовательно, за 1946-1958 гг. объём книжно-журнальной продукции Издательства Академии наук СССР в целом увеличился с 8194 до 32885 издательских листов, или более чем в четыре раза [8, С. 268-271].
Убедительным свидетельством эффективной организации советской науки, а также научно обоснованного прогнозирования, планирования и коорди-
нации НИР и ОКР стала также высокая результативность научных исследований, о чем свидетельствуют важнейшие научно-технические достижения отечественных ученых за 1956-1960 гг., приведённые в конце текста (см. Приложение).
Выводы
На основании опубликованных данных, а также исследований, проведенных автором, необходимо сделать следующие выводы:
1. В 1957 г. в подчинение Госплана СССР были переданы многие научно-исследовательские институты, которые совместно с АН СССР, республиканскими, отраслевыми академиями наук, заинтересованными министерствами и ведомствами СССР обеспечивали разработку проектов планов перспективного развития науки и техники.
2. АН СССР в 1930 г. впервые утвердила «Производственный план Академии наук СССР на 1931 г., а в ноябре 1932 г. АН СССР впервые утвердила пятилетний план научной деятельности Академии наук на 1933-1937 гг.
3. В советской науке в 1940-1950 гг. формировался и применялся в основном проблемно-тематический метод прогнозирования, планирования и координации научных исследований. Однако становление и развитие этого метода в академической, вузовской и отраслевой науке осуществлялось разными темпами и в рамках различных методических подходов, особенно в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
4. В 1947 г. Минздрав СССР и Академия медицинских наук СССР впервые в истории мировой и советской медицины создали сводный перспективный пятилетний план развития медицинской науки в СССР. Разработка этого плана по проблемно-тематическому методу, являлась важным достижением в контексте социальной истории мировой медицинской науки.
5. В шестой советской пятилетке значительно расширилась научно-организационная деятельность Академии наук СССР, многих отраслевых академий наук СССР и отдельных академий наук союзных республик. В конце 1950 — начале 1960-х годов академии наук союзных республик стали крупными научными центрами. В них имелось свыше 350 научных учреждений, где работали более 16 тыс. научных сотрудников, в том числе 5700 кандидатов наук и 865 докторов наук. В Советском Союзе с 1919 по 1961 гг. включительно было создано 20 академий наук, в том числе: 14 академий наук союзных республик и 6 отраслевых академий СССР и РСФСР.
6. Краткий анализ важнейших научных и научно-технических достижений СССР за 1956-1960 гг. (см. Приложение), составленный на основании опубликованных данных (БСЭ, СЭС, ВИ, ВЭС, БРЭ), убедительно свидетельствует о том, что в Советском Союзе были осуществлены и (или) созданы 18 важнейших разработок, из них: 8 — впервые в мире,
5 — впервые в Европе, 5 — впервые в СССР*. Следовательно в шестой пятилетке количество научно-технических достижений СССР, соответствующих мировому уровню, составило 13 научных разработок или 72,2% от общего количества разработок.
Приложение
Важнейшие научно-технические достижения СССР за 1956-1960 гг.**
1956 г. Построен крупнейший в СССР мост через р. Обь в Новосибирске (общая протяженность моста 2,5 км).
1957 г. Впервые в мире Советский Союз вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли -«Спутник».
1957 г. Впервые в мире Советский Союз спустил на воду атомный ледокол «Ленин».
1957 г. Впервые в мире Советский Союз осуществил успешный запуск межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты Р-7 с космодрома Байконур (генеральный конструктор — С.П. Королев).
1957 г. Впервые в мире Советский Союз вывел на орбиту второй искусственный спутник Земли — «Спутник-2» с подопытной собакой Лайкой на борту (общая масса спутника — свыше 500 кг).
1957 г. Запущен самый мощный в СССР синхрофазотрон на энергию 10 ГэВ в Объединенном институте ядерных исследований (г. Дубна Московской области).
1957 г. Выпущен самый мощный в Европе автомобиль-самосвал МАЗ-530 грузоподъёмностью 40 т (на Минском автомобильном заводе).
1958 г. Советским ученым ПА. Черенкову, И.Е. Там-му и И.М. Франку присуждена Нобелевская премия за открытие и объяснение эффекта Черенкова.
1958 г. Впервые в мире Советский Союз вывел на орбиту автоматическую научную станцию — первую автоматическую в космосе — массой 1327 кг (третий искусственный спутник Земли).
1958 г. Построен крупнейший в СССР пассажирский дизель-электроход речного флота «Ленин» (г. Горький, завод «Красное Сормово»).
1958 г. Введен в действие уникальный радиотелескоп с большой параболической антенной диаметром 22 м — один из наиболее точных радиотелескопов в мире.
*Перечень важнейших научно-технических достижений (научных разработок) СССР за 1956-1960 гг. составлен на основании: опубликованных данных хронологических указателей и хронологических таблиц Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), Советского Энциклопедического Словаря (СЭС), Большой Российской Энциклопедии (БРЭ), Всемирной истории (ВИ), Военного Энциклопедического Словаря (ВЭС) [25-30] и собственных исследований автора.
**Всего 18 научно-технических достижений, из них только в 1957 г. — 6. Следует учитывать, что 1957 г. являлся знаменательным годом — 40-летие Великой Октябрьской Социалистической Революции и установления Советской власти, — поэтому он характеризовался многочисленными достижениями не только в области науки, техники, культуры, но и во многих других областях народного хозяйства СССР.
1959 г. Впервые в мире Советский Союз осуществил успешный запуск в космос автоматической межпланетной научной станции «Луна-1», которая стала первой искусственной планетой Солнечной системы.
1959 г. Впервые в Европе Советский Союз осуществил успешный запуск автоматической межпланетной станции «Луна-2», доставившей на Луну вымпел с изображением Государственного герба СССР.
1959 г. Спущена на воду крупнейшая в мире китобойная база «Советская Украина» водоизмещением 44900 т.
1959 г. Впервые в СССР создана крылатая ракета, которая стартует с подводной лодки (генеральный конструктор В.Н. Челомей).
1960 г. Впервые в СССР создан и успешно апробирован аппарат «искусственное сердце - легкое» (руководитель Н.М. Амосов).
1960 г. Создан крупнейший в Европе зеркальный телескоп им. Г.А. Шайна (диаметром зеркала 2,6 м); установлен в Крымской астрофизической обсерватории.
1960 г. Впервые в Европе Советский Союз осуществил успешный запуск космического корабля спутника типа «Восток» без экипажа в соответствии с программой подготовки полета человека в космос.
Продолжение серии статей данного историко-со-циального очерка в следующих выпусках журнала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (19171940 годы) // История и педагогика естествознания. —
2012. — № 3. — С. 3-8.
2. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) // История и педагогика естествознания. — 2012. — № 4. — С. 3-9.
3. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (19461950 годы) // История и педагогика естествознания. —
2013. — № 1. — С. 3-7.
4. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (19511955 годы) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 2. — С. 3-9.
5. История социалистической экономики СССР. — М.: Наука, 1980. — Т. 6. — С. 227-229.
6. История социалистической экономики СССР. — М.: Наука, 1980. — Т. 6. — С. 228.
7. Комков Г.Д., Левшин Б.В., Семенов Л.К. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк. — М.: Наука, 1977. — С. 109.
8. Комков Г.Д., Левшин Б.В., Семенов Л.К. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк. — М.: Наука, 1977. — С. 112, 250, 258, 268, 269, 271, 391.
9. Великорецкий ДА. и др. Планирование./ БМЭ. — М., 1981. — Т. 16. — С. 230.
10. Бабосов Е.М. Социология науки / Социология: энциклопедия. — Минск: Книжный дом, 2003. — С. 1045, 1014-1015.
11. Искусственные спутники Земли / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 10. — С. 470.
12. Королев С.П. (биограф. статья) / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 13. — С. 197.
13. Черенков ПА. (биограф. статья) / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 29. — С. 197.
14. Научные кадры в СССР. — М., 1959. — С. 9.
15. Топчиев А.В. О состоянии и подготовки научных кадров // Вестник АН СССР. —1961. —№ 12. — С. 46.
16. Бастракова М.С. Научные учреждения / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1977. — Т. 24. Книга II. — С. 288.
17. Вавилов П.П. 50 лет ВАСХНИЛ. 1929-1979. — М.: Колос, 1979. — С. 7-8.
18. Академия педагогических наук / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1977. — Т. 1.— С. 323.
19. Академия медицинских наук / БМЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 1.— С. 149.
20. Коптюг ВА. Сибирь научная. Советская наука. Итоги и перспективы. — М.: Наука, 1982. — С. 206.
21. Кольцов А.В. Знаменательные даты советской науки / Советская наука. Итоги и перспективы. — М.: Наука, 1982. — С. 543-545.
22. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. — М.: Статистика, 1971. — С. 243-244, 247, 393-394.
23. Комков Г.Д., Левшин Б.В., Семенов Л.К. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк. — М.: Наука, 1977. — С. 283.
24. Венедиктов Д.Д., Дубинина Е.И. Использование научной информации / БМЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — Т. 29, доп. — С. 373.
25. Хронология / БСЭ. — М. 1977. — Т. 24, Книга II. — С. 568-569.
26. Хронологическая таблица / Всемирная история. — М.: Мысль, 1979. — Т. 12. — С. 587-593.
27. Советский Энциклопедический Словарь. — М., 1985. — С. 234, 1565.
28. Важнейшие события / Военный Энциклопедический Словарь. — М., 1984. — С. 859.
29. Приложения. Хронологический указатель / Большая Российская энциклопедия. — М., 2004. — С. 944.
30. Космическая программа. / Большая Российская энциклопедия. — М., 2004. — С. 667.
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ ИМ. С. И. ВАВИЛОВА РАН
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ — 2013
XIII Международная научная конференция «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела»
5 декабря 2013 г. г. Уфа
Уважаемые коллеги!
XIII Международная научная конференция «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела» проводится с целью определения состояния и уровня исследований исторических аспектов возникновения, становления и развития химической науки, химической технологии и нефтяного дела в России, путей дальнейшего расширения и углубления научно-исследовательских работ в этой области, а также с целью координации деятельности научных коллективов в этом направлении.
Адрес оргкомитета конференции:
450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1, к. 502, тел.-факс (347) 279-84-43
OF THE SOCIAL HISTORY OF SCIENCE OF THE ORGANIZATION, PLANNING AND COORDINATION OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE USSR (1951 - 1955)
Kalugin V.V., Candidate of Biol. Sci., Docent (E-mail: [email protected] )
Article Kalugin V.V. is the continuation of the socio-historical essay on the stages of organization, planning and coordination of research in the USSR. In 1956-1960, the country was formed mainly topical planning method of research and development that took place in the academic, university and industry research. Highlights important aspects of the social history of science: the activities of the Academy of Sciences (USSR), the Academy of Sciences of the Union republics and branch academies of sciences. These autonomous social institutions (scientific community) formed their social systems, subsystems and their specific structure. An important development was the creation of the Siberian Branch of the Academy of Sciences of the USSR.
In Moscow in 1953 at the All-Union Academy of Sciences of the USSR Institute of scientific and technical Information (VINITI).
Total from 1917 to 1961 in the Soviet Union was organized 21 Academy of Sciences, including 14 Academies of Sciences of the Union republics, 7 branch Academies of Sciences of the USSR and the RSFSR, as well as 12 branches of the USSR. In 1956-1960, in the USSR were established, and (or) implemented 18 major scientific and technological achievements, including: 8 — for the first time in the world, 5 — for the first time in Europe, 5 — for the first time in the USSR (at the global level — 72,2%).
Keywords: Social History of Science, Academy of Sciences (USSR), the organization, planning and coordination of research, problem-themed planning method, scientific and technical Information.