7889УДК 304.44
Из СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1971-1975 годы). ЧАСТЬ I
В.В. КАЛУГИН,
кандидат биологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Восьмая статья В.В. Калугина — продолжение историко-социального очерка, посвященного организации, планированию и координации научных исследований в СССР в 1971-1975 гг.* Масштабный научно-технический комплекс СССР (НТК СССР), впервые в мире организованный в нашей стране, являлся качественно новой научно-организационной структурой. НТК СССР включал в себя Госкомитет по науке и технике (ГКНТ), Академию наук СССР, 14 академий наук союзных республик, 6 отраслевых академий наук, а также научно-организационные подразделения министерств и ведомств СССР, имевших подведомственные научные учреждения. НТК СССР осуществлял проведение единой государственной научно-технической политики, централизованное научно-методическое сопровождение и обеспечение организации, планирования и координации научных исследований. В девятой советской пятилетке (1971-1975 гг.) происходило становление и совершенствование качественно новой системы прогнозирования и долгосрочного перспективного (на 15-20 лет), а также пятилетнего и годового планирования развития науки и техники в СССР.
Ключевые слова: девятая советская пятилетка, социальная история науки, научно-технический комплекс СССР, совершенствование системы планирования науки и техники, Госплан СССР, Госкомитет СССР по науке и технике.
*Первые семь статей автора по данной проблеме опубликованы в журнале «История и педагогика естествознания», вып.: № 3 (С. 3-8), № 4 (С. 3-9) 2012 г., № 1 (С. 3-7), № 2 (С. 3-9), № 3 (С. 5-14), № 4 (С. 12-19) 2013 г., № 1 (С. 3-11) 2014 г.
Составление долгосрочного перспективного плана явится качественно новым этапом развития планирования в нашей стране и совершенствования управления народным хозяйством.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О разработке долгосрочного перспективного и пятилетнего (на 1976-1980 гг.) планов развития народного хозяйства СССР» от 09.08.1972 г.
В начале статьи автор, как и ранее, считает необходимым охарактеризовать главную задачу очередной советской пятилетки и привести очень краткие итоги ее выполнения, так как без анализа общего состояния народного хозяйства СССР в конкретный исторический период нельзя всесторонне охарактеризовать динамику развития науки и техники, а главное — результативность проводимой реорганизации советской науки и эффективность внедрения в промышленное и сельскохозяйственное производство научно-технических достижений.
Девятый пятилетний план СССР. План развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. (далее — девятый пятилетний план СССР или девятая советская пятилетка) разработан на основании Директив XXIV съезда КПСС (1971 г.) и утверждён в том же году сессией Верховного Совета СССР. Главная задача этой советской пятилетки — «обеспечить значительный подъём материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда». Кроме того, в указанных Директивах, как и ранее, большое внимание уделялось организации, планированию и координации научных исследований. В частности, указывалось на необходимость «...решительно повысить эффективность работы научных учреждений, обеспечить концентрацию научных сил, материальных и финансовых ресурсов в первую очередь на ведущих направлениях науки и решении важнейших научно-технических проблем... Улучшить планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусматривая в планах все этапы этих работ, вплоть до внедрения их результатов в производство, усилить контроль за выполнением планов» [1, с. 239-240]. (Здесь и далее курсив автора).
В 1975 г. закончилась девятая советская пятилетка. «По масштабам абсолютных приростов промышленной продукции, капитальных вложений, ассигнований государства на проведение новых мероприятий по повышению благосостоянию народа она явилась лучшей пятилеткой в истории
М 3
Советского Союза» (по сравнению с предыдущими советскими пятилетками) [2, с. 68]. Следует привести основные результаты социально-экономического развития страны: общий объем промышленной продукции вырос в 1975 г. в сравнении с 1970 г. на 43%; машиностроение увеличило объем производства за пятилетку на 73%; розничный товарооборот на основные продовольственные и промышленные товары вырос на 36%; производство сельскохозяйственных машин — на 78%; выпуск автомобилей — удвоился; среднегодовой объём производства сельскохозяйственной продукции вырос на 13%. На капитальное строительство в 1971-1975 гг. направлено более 500 млрд руб., что позволило обновить примерно 43% основных производственных фондов СССР, в том числе почти 56% в сельском хозяйстве [2, с. 68].
В девятой советской пятилетке осуществлен также целый ряд важных социальных мероприятий, значительно повысивших жизненный уровень народа. Например, среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих увеличилась в 1975 г. по сравнению с 1970 г. на 20%, оплата труда колхозников — на 25%. В течение пятилетки были увеличены минимальные размеры заработной платы, тарифные ставки и должностные оклады среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих отраслей материального производства. Повышены пенсии по старости и инвалидности рабочим, служащим, колхозникам, военнослужащим; увеличены стипендии студентам вузов, учащимся средних специальных учебных заведений, технических училищ и т.д. [2, с. 68].
Большие успехи в девятой советской пятилетке были достигнуты в ускорении научно-технического прогресса и повышении эффективности общественного производства. В два раза увеличилось количество новых машин, технологического оборудования и приборов, серийный выпуск которых был освоен нашей промышленностью. Производительность общественного труда повысилась на 23%, что соответствует экономии труда 20 млн человек [2, с. 68-69].
Научно-технический комплекс СССР. Особенно большое значение для дальнейшего успешного развития советской науки, в том числе для перспективного развития многоуровневого научно-технического комплекса СССР, имели решения Октябрьского, Ноябрьского (1964 г.), Мартовского и Сентябрьского (1965 г.) пленумов ЦК КПСС, а также постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» и от 24 сентября 1968 г. «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» [6, с. 3-11]*.
*В предыдущей статье, опубликованной в журнале, автор подробно излагает наиболее важные положения по организации,
Напомним, что масштабный научно-технический комплекс СССР (НТК СССР), впервые в мире созданный в нашей стране, являлся качественно новой научно-организационной структурой. НТК СССР включал Госкомитет СССР по науке и технике, Академию наук СССР, 14 академий наук союзных республик, 6 отраслевых академий наук, научные подразделения соответствующих министерств, ведомств СССР и союзных республик (имеющие подведомственные научные учреждения), а также непосредственно научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские, технологические и другие организации, включая научные подразделения вузов и предприятий. Например, в конце 1970 г. количество научных учреждений, входящих в НТК СССР, составляло почти 5 тыс. (включая научные подразделения вузов), а число научных работников, которые проводили научные исследования, превысило 900 тыс. человек**. При этом непосредственно в системе АН СССР и академиях наук союзных республик было 626 научных учреждений, а в отраслевых академиях наук соответственно — 236.
Для выполнения заданий, изложенных в данных постановлениях Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (далее — Госплан СССР), совместно с госпланами союзных республик, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также научно-исследовательскими и экономическими институтами, разработал, утвердил и направил для руководства и использования соответствующим министерствам и ведомствам СССР и союзных республик новые методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР. В тот период Госплан СССР возглавлял Н.К Байбаков***, (рис. 1), который сменил на этой должности А.Н. Косыгина**** (рис. 2). Впервые в СССР большим тиражом были изданы: «Методические ука-
планированию, прогнозированию и координации научных исследований в СССР из указанных выше постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР [5, с. 3-11].
**Количественный и качественный состав научно-технического комплекса СССР, в том числе численность научных учреждений и научных сотрудников в Академии наук СССР, академиях наук союзных республик (14), отраслевых академиях наук (6) и другие данные см. подробно в предыдущих статьях автора [3, с. 3-9; 4, с. 5-14; 5 с. 12-19; 6, с. 3-11; 7, с. 482].
***Байбаков Николай Константинович (1911-2008) — известный государственный деятель, доктор технических наук. В 1965 г. был назначен первым заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно Председателем Госплана СССР [8, с. 529]. Знаменательно, что Н.К. Байбаков, также как и ВА. Кириллин, были бессменными Председателями двух ведущих государственных комитетов — Госплана СССР и Госкомитета СССР по науке и технике — в один и тот же период времени, а именно: Н.К. Байбаков — 1965-1985 гг., ВА.. Кириллин — 1965-1980 гг.
****КосыгинАлексей Николаевич (1904-1980) — выдающийся деятель КПСС и Советского государства. С 1957 по 1964 гг. — первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, а в 1959-1960 гг. — одновременно Председатель Госплана СССР. С 1964 по 1980 гг. — Председатель Совета Министров СССР [9, с. 282]. На Сентябрьском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС А.Н. Косыгин выступил с важным, актуальным докладом «Об улучшении управления промышленностью, о совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».
Рис. 1. Байбаков Николай Константинович (191 1-2008) — Председатель Госплана СССР в 1965-1985 гг.
Рис. 2. Косыгин Алексей Николаевич (1904-1980) — Председатель Совета Министров СССР в 1964-1980 гг.
зания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР» (М.: Экономика, 1969) и «Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР». (М.: Экономика, 1974).
Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (далее — Госкомитет СМ СССР по науке и технике или ГКНТ), также как и Госплан СССР разработал, совместно с АН СССР, другими министерствами и ведомствами, и утвердил целый ряд важных нормативных документов, регламентирующих весь цикл научно-исследова-
тельских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИР и ОКР), начиная от их прогнозирования и планирования до внедрения их результатов в производство, т.е. серийного освоения новой техники и новых технологий. Например, только в 1969-1970 гг. ГКНТ утвердил и опубликовал свыше 10 нормативных документов, которые были направлены для руководства и использования соответствующим министерствам и ведомствам СССР и союзных республик. В том числе:
• Типовое положение о порядке проведения испытаний опытно-промышленных и головных образцов новых видов оборудования. Постановление ГКНТ от 05.06.1969 г. № 235.
• Общие требования к составу проектов, предприятий и производств на длительную перспективу и проектов машин и оборудования будущего. Постановление ГКНТ от 25.07.1969 г. № 335-24.
• Типовое положение о порядке заключения хозяйственных договоров и выдаче внутриминистер-ских заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Постановление ГКНТ от 05.08.1969 г. № 360.
• Общее положение о порядке приемки и оценки законченных научно-технических разработок. Постановление ГКНТ от 18.08.1969 г. № 370.
• Порядок разработки научно-технических прогнозов. Постановление ГКНТ от 24.12.1969 г. № 499/46.
• Общее положение о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях. Постановление ГКНТ от 13.11.1970 г. № 427 [6, с. 5; 10, с. 244].
В развитие указанных выше нормативных документов ГКНТ министерства и ведомства СССР, а также некоторые союзные республики разрабатывали свои нормативные материалы, адаптированные соответствующим отраслям науки, промышленности и сельского хозяйства с учетом специфики их деятельности*. Кроме того, многие ученые-организаторы советской науки, работавшие в системе Академии наук СССР и академиях наук союзных республик, в отраслевых академиях наук и в вузовской науке, активно разрабатывали и публиковали большое количество научно-методической литературы по актуальным проблемам организации и планирования научных исследований: планирования и прогнозирования НИР и ОКР, организации и прогнозирования научно-технического прогресса в СССР, определения экономической эффективности от внедрения результатов научных исследований и другие.
Например, в 1970-1975 гг. были изданы большим тиражом следующие научно-методические работы: Башин М.Б. «Типовые этапы НИР и ОКР как
*Например, Минсельхоз СССР совместно с ВАСХНИЛ и подведомственными НИИ разработали и опубликовали (1975 г.) «Инструкцию по определению годового экономического эффекта, получаемого в сельскохозяйственном производстве от внедрения результатов научно-исследовательских и проектно-кон-структорских работ» (утв. Минсельхозом СССР 11.11.1974).
основа тематического планирования отраслевых НИИ и КБ». (М.: АН СССР, 1970); Башин М.Б. «Планирование работ отраслевых НИИ и КБ» (М.: Экономика, 1973); Косое Е.В., Попов Г.Х. «Управление межотраслевыми научно-техническими программами» (М.: Экономика, 1972); Беклешов В.К. и др. «Экономика, организация и планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (Л.: ЛГУ, 1973); Ямпольский С.М., Лисичкин ВА. «Прогнозирование научно-технического прогресса» (М.: Экономика, 1974); Гробер В.Д и др. «Вопросы программно-целевого планирования»*. (Новосибирск: Наука, 1975. — 171 с.) и многие другие.
Учитывая огромный масштаб и многогранность научных проблем, исследуемых в рамках нашей работы (организация, планирование и координация научных исследований в СССР), а также ограниченный объем статьи, автор в дальнейшем уделит основное внимание государственной системе планирования науки и техники в СССР, сложившейся в период 1971-1975 гг.
Система планирования науки и техники в СССР. Несомненно, что государственное планирование науки и техники, как важнейший вид управленческой и научно-организационной деятельности, в том числе многочисленных высококвалифицированных специалистов министерств и ведомств, ученых-организаторов и научных работников, не являлась догматической. Напротив, система планирования науки и техники, неразрывно связанная с единой системой долгосрочного и пятилетнего планирования всего народного хозяйства СССР, в процессе исторического развития неоднократно изменялась и совершенствовалась. Планирование научно-технического прогресса в СССР, как ранее отмечал автор в предыдущих статьях, обеспечивала стабильную реализацию важнейших задач единой государственной научно-технической политики [3-6].
Главной формой государственного планирования развития науки и техники в СССР в 1971-1975 гг. являлся пятилетний план, который разрабатывался в соответствии с задачами плана развития народного хозяйства СССР на очередную пятилетку, а также, начиная с десятой советской пятилетки, на
f ** v
основе разработанных прогнозов развития важнейших научно-технических направлений по конкрет-
*Книга Гробера ВД, ДубноваА.П., Евсеенко А.В. и др. «Вопросы программно-целевого планирования», как автором установлено, является первым изданием именно по программно-целевому планированию, в котором впервые в СССР употребляется новый термин — программно-целевое планирование [11]. Большинство других исследователей этого метода планирования до сих пор ошибочно указывают, что этот термин впервые был применен в 1979 г. в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышении эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 г. (пункт 1д).
**Научно-технический прогноз — это система оценок возможных целей и наиболее вероятных направлений развития науки и техники, ожидаемых результатов научно-технического прогресса, а также необходимых для этого материально-технических, финансовых ресурсов и организационных мероприятий [12, с. 17].
ным отраслям науки (далее — научно-технический прогноз) на перспективный период (10-15 и более лет). В связи с тем, что «Порядок разработки научно-технических прогнозов», был утвержден ГКНТ только в декабре 1969 г., эти прогнозы в некоторых отраслях науки и техники впервые начали разрабатывать, начиная с 1971 г.
Однако в развитых отраслях советские ученые и специалисты уже в девятой советской пятилетке разрабатывали прогнозы на 15-20 лет. Например, научно-технические прогнозы по топливно-энергетическому комплексу, комплексному развитию сельского хозяйства, транспорта, высокоэффективным материалам различного назначения и многим другим. В частности, в медицине первый долгосрочный прогноз развития медицинской науки на 1960-1980 гг. был разработан в 1960 г. специальной комиссией в составе Н.Н. Блохина, И.Г. Кочергина, С.В. Курашова и др. [13, с. 627; 14, с. 231]***.
Итак, первоначальным этапом в многоуровневой системе планирования науки и техники являлась разработка научно-технических прогнозов на 15-20 лет. Далее, исходя из указанных прогнозов, определяли основные направления развития науки и техники по конкретным разделам фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и общественных наук, как правило, на пятилетний период. Несомненно, основные направления развития науки и техники охватывали важнейшие отрасли народного хозяйства страны. Государственный пятилетний план развития науки и техники и использования достижений науки в народном хозяйстве являлись неотъемлемой частью Государственного пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР [13, с. 627-628]****.
В качестве главных разделов пятилетнего плана развития науки и техники (сокращенно — план новой техники) были представлены: важнейшие научно-технические проблемы, разрабатываемые в планируемой пятилетке; создание первых промышленных серий новых машин, оборудования и других изделий машиностроения; освоение новых технологических процессов в условиях промышленного производства; серийное производство новых материалов, биопрепаратов; а также подготовка научных кадров и
***В Советском Союзе научно-технические прогнозы разрабатывали, согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1968 г. «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники». В п. 2 Постановления указано: «Признать необходимым, чтобы по важнейшим проблемам развития народного хозяйства и отдельных его отраслей впредь разрабатывались научно-технические прогнозы на длительный период (на 10-15 и более лет)™» [10, с. 112-136].
****Автором статьи является ВА. Кириллин. В 1965-1980 гг. он был Председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и осуществлял совместно с Госпланом СССР административное и научно-методическое руководство при разработке государственных пятилетних планов развития науки и техники и использования достижений науки в народном хозяйстве (см. следующую ссылку — ВА. Кириллин).
финансирование науки. В частности, в разделе Государственного пятилетнего плана по подготовке научных кадров были предусмотрены задания по деятельности аспирантуры: прием в аспирантуру по годам пятилетки с указанием отраслей науки, министерств и союзных республик, которым были подведомственны соответствующие НИИ и вузы [13, с. 627-628].
К научно-техническим проблемам, включаемым в планируемую пятилетку, относили важнейшие межотраслевые проблемы, в решении которых участвовали два и более министерств и ведомств. В девятой советской пятилетке разрабатывалось примерно 250 таких проблем, что позволяло осуществлять надлежащий контроль их выполнения. Например, к числу важнейших межотраслевых проблем в 1971-1980 гг. были отнесены следующие: создание и освоение новых энергетических блоков максимальной мощности; разработка и сооружение дальних линий электропередачи большой мощности; создание мощных энергетических блоков с применением ядерных реакторов; разработка технологии и производство средств комплексной механизации и автоматизации добычи угля шахтным способом и другие [13, с. 628].
По всем важнейшим научно-техническим проблемам, включенным в государственный пятилетний план, разрабатывали подробные координационные планы, в которых были указаны наиболее важные этапы работы, сроки их проведения, головные и ответственные организации и т.д. В координационных планах предусматривалось выполнение всего комплекса работ, начиная от проведения НИР и ОКР и кончая промышленным освоением новых высокоэффективных технологий, новых изделий машиностроения и другие. Координационные планы разрабатывали, как правило, головные организации по научно-техническим проблемам совместно с организациями-соисполнителями, ответственные за разработку важных этапов работы. Затем эти планы рассматривали и согласовывали с заинтересованными министерствами и ведомствами, ответственными за выполнение работ. Утверждал указанные координационные планы Госкомитет СМ СССР по науке и технике [13, с. 628]. Председателем ГКНТ в период 1965-1980 гг. был известный ученый-организатор академик АН СССР ВА. Кириллин* (рис. 3).
При необходимости в Государственный пятилетний план развития науки и техники по обоснован-
*Кириллин Владимир Алексеевич (1913-1999) — советский государственный деятель, вице-президент АН СССР (1963-1965) академик. В 1965 г. был назначен первым заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно Председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике. В 1978 г., ввиду реорганизации Госкомитета назначен снова Председателем Государственного комитета СССР по науке и технике и работал на этой должности до 1980 г., т.е. ВА. Кириллин был Председателем указанных Государственных комитетов в течение 15 лет (1965-1980). Знаменательно, что примерно в этот период времени (1961-1975) Президентом Академии наук СССР был выдающийся ученый-организатор, академик М.В. Келдыш, с которым ранее работал ВА. Кириллин [15, с. 180].
Рис. 3. Кириллин Владимир Алексеевич (1913-1999) — Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике в 1965-1980 гг.
ным предложениям министерств и ведомств вносили соответствующие коррективы. Кроме Государственного пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, разделы науки и техники обязательно были и в республиканских пятилетних планах развития народного хозяйства, а также в планах отраслевых министерств и некоторых других организаций.
Академия наук СССР и 14 академий наук союзных республик совместно с другими заинтересованными организациями и учреждениями также разрабатывали, в соответствии с установленной государственной системой планирования, пятилетние и годовые планы научных исследований в области естественных и общественных наук. Отраслевые академии наук СССР и РСФСР: Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), Академия медицинских наук СССР (АМН СССР) Академия педагогических наук СССР (АПН СССР), Академия художеств СССР (АХ СССР), Академия строительства и архитектуры СССР (АСиА СССР) и Академия коммунального хозяйства РСФСР (АКХ РСФСР) разрабатывали, согласно установленной государственной системе планирования, пятилетние и годовые планы научных исследований в соответствующих областях их профессиональной деятельности. Именно таким образом до 1973 г. функционировала общесоюзная система планирования науки и техники в СССР.
Важным событием в девятой советской пятилетке в области государственного планирования было постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О разработке долгосрочного перспективного и пятилетнего (на 1976-1980 гг.) планов развития народного хозяйства СССР» от 9 августа 1972 г. Это постановление внесло новые качественные изменения в
систему долгосрочного планирования как развития народного хозяйства СССР, так и развития науки и техники. В данном нормативном документе также были указаны конкретные административные и научно-организационные меры для реализации поставленных задач. В связи с важностью данного постановления возникает необходимость подробно остановиться на его основных положениях*.
В частности, в постановлении формирование долгосрочного перспективного плана было определено как «новый этап развития планирования в нашей стране и совершенствования управления народным хозяйством». Базой такого подхода являлось использование «...достижений и возможностей отечественной и мировой науки и техники»; «...совершенствование народнохозяйственных пропорций, комплексное развитие и рациональное размещение производительных сил», а также «...интенсификация и дальнейшее повышение эффективности общественного производства » [16, с. 232-233].
В целях успешной реализации указанных задач ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали Госплан СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Академию наук СССР, Госстрой СССР, министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик «разработать проект долгосрочного перспективного плана развития народного хозяйства СССР на 1976-1990 гг., исходя из основных социально-экономических задач развития нашей страны». В свою очередь министерствам и ведомствам СССР, советам министров союзных республик, а также научно-исследовательским, конструкторским и проектным организациям предписывалось «разработать предложения и прогнозы по важнейшим научно-техническим и социально-экономическим, отраслевым и межотраслевым проблемам и по комплексным проблемам развития хозяйств союзных республик».
Кроме того, Академии наук СССР, ГК СМ СССР по науке и технике с привлечением академий наук союзных республик и отраслевых академий наук, научно-исследовательских организаций министерств и ведомств СССР и союзных республик было поручено в декабре 1972 г. разработать и представить в Совет Министров СССР и в Госплан СССР «комплексную программу научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 1976-1990 гг. с обоснованиями и расчетами» [16, с. 233-234].
В мае 1973 г. в развитие данного постановления ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли новое постановление «О порядке и сроках разработки проекта пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.», в котором в частности, было указано: «.Предложения об основных направления развития науки и техники, включая
*В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР в целом присутствует энергичная динамика разработки указанных планов и деловой наступательный ритм девятой пятилетки.
перечни основных научно-технических проблем, подлежащих решению в 1976-1980 гг. и перечни программ работ по внедрению в производство новых видов машин, материалов и технологических процессов, имеющих особо важное значение для народного хозяйства, разрабатываются Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР и с участием Госстроя СССР. министерств и ведомств СССР, советов министров союзных республик и научно-технических обществ В 1970-х годах** и согласовываются с Госпланом СССР» [16, с. 516].
Кроме того, 25 апреля 1975 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли дополнительные постановления «О переводе научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, предприятий и производственных объединений Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения на новую систему планирования, финансирования и экономического стимулирования работ по новой технике». Аналогичное постановление было принято и по Министерству морского флота [17, с. 409417, 417-423]. Все это свидетельствует о том, что в нашей стране принимали решительные социально-экономические меры для стимулирования развития науки и новой техники и ускоренного их внедрения в производство.
Выводы
На основании опубликованных данных, а также научных исследований, проведенных автором, необходимо сделать следующие выводы:
1. В 1970-х годах шло активное формирование масштабного научно-технического комплекса СССР (НТК СССР), который стал первой в мире качественно новой научно-организационной структурой. НТК СССР, благодаря включению в него ГКНТ, Академии наук СССР, 14 академий наук союзных республик, 6 отраслевых академий наук, а также многочисленных научных учреждений и организаций различных министерств, ведомств СССР и союзных республик, обеспечивал проведение единой государственной научно-технической политики.
2. Важным событием в области государственного планирования был выход постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О разработке долгосрочного перспективного и пятилетнего (на 1976-1980 гг.) планов развития народного хозяйства СССР» от 9 августа 1972 г. Этот нормативный документ предусматривал качественные изменения в системе долгосрочного планирования развития народного хозяйства СССР, в том числе науки и техники, которые обеспечили в дальнейшем перспективное развитие научно-технического комплекса СССР.
Продолжение данной статьи (Часть II) в следующем выпуске журнала.
**Этот опыт расширения социальной базы научно-технического развития заслуживает отдельного исследования.
СПИСОК Л ИТЕРАТУРЫ
1. Материалы XXIV съезда КПСС. — М., 1971. — С. 239-240.
2. Лапушкин С. Народное хозяйство / Ежегодник БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 68.
3. Калугин В.В. Из социальной истории отечественной науки: организация, планирование и координация научных исследований в СССР (1951-1955 годы) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 2. — С. 3-9.
4. Калугин В.В. Из социальной истории отечественной науки: организация, планирование и координация научных исследований в СССР (1956-1960 годы) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 3. — С. 5-14.
5. Калугин В.В. Из социальной истории отечественной науки: организация, планирование и координация научных исследований в СССР (1961-1965 годы) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 4. — С. 12-19.
6. Калугин В.В. Из социальной истории отечественной науки: организация, планирование и координация научных исследований в СССР (1966-1970 годы) // История и педагогика естествознания. — 2014. — № 1. — С. 3-11.
7. Комков Г.Д., Левшин Б.В., Семенов Л.К. Создание новых научных центров /Академия наук СССР. Краткий исторический очерк. — М.: Наука, 1974. — С. 482.
8. Байбаков Н.К. / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 2. — С. 529.
9. ЯншинА.Л. КосыгинА.Н. / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 13. — С. 282.
10. Башин Н.Л. Планирование работ отраслевых НИИ и КБ. — М.: Экономика, 1973. — С. 244-245.
11. Гробер В.Д, Дубнов А.П., Евсеенко А.В. и др. Вопросы программно-целевого планирования». Новосибирск: Наука, 1975. — 171 с.
12. Добров Г.М. Прогноз научно-технический / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 21. — С. 17.
13. Кириллин ВА. Планирование научно-технического прогресса / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 19. — С. 627-628.
14. Филиппов О.В. и др. Планирование и координация научных медицинских исследований в СССР / Большая медицинская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 16. — С. 231.
15. Левшин Б.В., Кириллин ВА. / БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 12. — С. 180.
16. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — М.: Политиздат, 1974, — Т. 9. — С. 232234, 516.
17. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — М.: Политиздат, 1974, — Т. 10. — С. 409-423.
ABOUT THE SOCIAL HISTORY OF SCIENCE: ORGANIZATION, PLANNING AND COORDINATION OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE USSR (1970-1975). PART I
Kalugin V.V., Candidate of Biological Sciences, Docent ABSTRACT
Eighth Article V. Kalugin - continuation of the historical and social essay on the organization, planning and coordination of research in the USSR during 1971-1975. Scale scientific and technical complex of the USSR (Soviet Union STC), the world's first organized in our country, is a qualitatively new socio-economic background Soviet socialist system. NTK USSR, including the State Committee for Science and Technology, Academy of Sciences of the USSR, 14 academies of sciences of the Union republics, 6 branch academies of sciences, as well as scientific and organizational units of ministries and agencies having jurisdiction of scientific institutions which the unified state scientific and technical policy and centralized methodological and methodical management of Soviet science. During the Ninth Five-Year Plan of the Soviet (1971-1975). Occurred the formation and development of qualitatively new system of long-term forecasting and long-term (15-20 years) and a detailed five-year and annual planning of science and technology in the USSR.
Keywords: Ninth Five-Year Plan, Soviet, the social history of science, scientific-technical complex of the USSR, improving the planning system of science and technology. REFERENCES
1. Materialy XXVs»yezda KPSS [Proceedings of the XXIV Congress of the CPSU]. Moscow: 1971, pp. 239-240.
2. Lapushkin S. Ezhegodnik BSE — Yearbook of the Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1976, p. 68.
3. Kalugin V.V. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya — History and Pedagogy of Natural science. 2013, no. 2, pp. 3-9.
4. Kalugin V.V. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya — History and Pedagogy of Natural science. 2013, no. 3, pp. 5-14.
5. Kalugin V.V. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya — History and Pedagogy of Natural science. 2013, no. 4, pp. 12-19.
6. Kalugin V.V. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya — History and Pedagogy of Natural science. 2014, no. 1, pp. 3-11.
7. Komkov G.D., Levshin B.V., Semenov L.K. Sozdaniye novykh nauchnykh tsentrov. Akademiya nauk SSSR. Kratkiy istoricheskiy ocherk [Creation of new research centers. USSR Academy of Sciences. A brief historical sketch]. Moscow: Nauka Publ., 1974, p. 482.
8. Baybakov N.K. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya — Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1970, vol. 2, p. 529.
9. Yanshin A.L. Kosygin A.N. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya — Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1970, vol. 13, p. 282.
10. Bashin N.L. Planirovaniye rabot otraslevykh NII i KB [Scheduling industrial research institutes and design bureaus]. Moscow: Ekonomika Publ., 1973, pp. 244-245.
11. Grober V.D, Dubnov A.P., Yevseyenko A.V. and etc. Voprosy programmno-tselevogo planirovaniya [Questions and other targeted program planning]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1975, 171 p.
12. Dobrov G.M. Prognoz nauchno-tekhnicheskiy [Forecast Science and Technology]. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya — Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1975, vol. 21, p. 17.
13. Kirillin V.A. Planirovaniye nauchno-tekhnicheskogo progressa [Planning of scientific and technical progress]. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya — Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1975, vol. 19, pp. 627-628.
14. Filippov O.V. and etc. Planirovaniye i koordinatsiya nauchnykh meditsinskikh issledovaniy v SSSR [Planning and coordination of medical research in the USSR] Bol'shaya meditsinskaya entsiklopediya — Great Medical Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1981. — T. 16. — S. 231.
15. Levshin B.V. Kirillin V.A. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya — Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1973, vol. 12, p. 180.
16. Resheniya partii ipravitel'stva po khozyaystvennym voprosam [The decisions of the Party and the government on economic matters]. Moscow: Politizdat Publ., 1974, vol. 9, pp. 232-234, 516.
17. Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaystvennym voprosam [The decisions of the Party and the government on economic matters]. Moscow: Politizdat Publ., 1974, vol. 10, pp. 409-423.