Научная статья на тему 'Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (1946 – 1950 годы)'

Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (1946 – 1950 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
840
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / POST-WAR PERIOD / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ / PRIORITY DIRECTIONS OF SCIENCE / НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НИР В СССР / PLAN NING AND COORDINATION OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE USSR / АКАДЕМИЯ НАУК СССР / ACADEMY OF SCIENCES OF THE USSR / АКАДЕМИИ НАУК СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК / ACADEMY OF SCIENCES OF FEDERAL REPUBLICS / ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ / CENTRAL PLAN NING / KNOWL EDGE-INTENSIVE PRODUCTION / PLAN OF INTRODUCTION OF SCIENTIFIC WORKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калугин В. В.

Третья статья В.В. Калугина — продолжение краткого исторического очерка об основных этапах эволюции организации, планирования и координации научных исследований в СССР. В статье анализируется период с 1946 по 1950 гг., когда система пятилетнего планирования в СССР, включая планирование НИР, доказала свою жизнеспособность и необходимость. Государственное планирование обеспечило выполнение главных социальных, экономических и научно-технических задач СССР. Пятилетний план Академии наук СССР включал 700 научных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Калугин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the organization, planning and coordination of research in the USSR (1946 - 1950)

V.V. Kalugin's third article — continuation of a short historical sketch about the main stages of evolution of the organization, planning and coordination of scientific researches in the USSR. In article it is analyzed 1946-1950 when the system of five years' planning in the USSR, including NIR planning, proved the viability and need. State planning provided performance of the main social, economic and scientific and technical tasks of the USSR. The five-year plan of Academy of Sciences of the USSR included 700 scientific problems.

Текст научной работы на тему «Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (1946 – 1950 годы)»

УДК 001.892

Из истории организации, планирования

И КООРДИНАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1946-1950 годы)

В.В. КАЛУГИН,

кандидат биологических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Третья статья В.В. Калугина — продолжение краткого исторического очерка об основных этапах эволюции организации, планирования и координации научных исследований в СССР*. В статье анализируется период с 1946 по 1950 гг., когда система пятилетнего планирования в СССР, включая планирование НИР, доказала свою жизнеспособность и необходимость. Государственное планирование обеспечило выполнение главных социальных, экономических и научно-технических задач СССР. Пятилетний план Академии наук СССР включал 700 научных проблем.

Ключевые слова: послевоенный период, централизованное планирование, приоритетные направления науки, наукоемкая продукция, организация, планирование и координация НИР в СССР, Академия наук СССР, академии наук союзных республик, план внедрения научных работ.

V.V. Kalugin's third article — continuation of a short historical sketch about the main stages of evolution of the organization, planning and coordination of scientific researches in the USSR. In article it is analyzed 1946-1950 when the system of five years' planning in the USSR, including NIR planning, proved the viability and need. State planning provided performance of the main social, economic and scientific and technical tasks of the USSR. The five-year plan of Academy of Sciences of the USSR included 700 scientific problems.

Keywords: the post-war period, central planning, the priority directions of science, the knowledge-intensive production, the organization, planning and coordination of scientific research in the USSR, Academy of Sciences of the USSR, academy of Sciences of federal republics, the plan of introduction of scientific works

«Нет ни одной области промышленности,ни одного предприятия, которые не предъявляли бы своих запросов к науке, не обращались бы к ней за помощью».

Президент АН СССР академик С.И. Вавилов, 1946 г.

Для понимания масштабов огромного ущерба, причиненного войсками фашистской Германией Советскому Союзу в период Великой Отечественной войны, и для объективного представления реального состояния разрушенного народного хозяйства в послевоенный период необходимо акцентировать следующее. Как отмечал автор в предыдущей статье, общий ущерб составлял почти 30% национального богатства СССР [1, С. 8-9]. В целом ущерб, нанесенный народному хозяйству нашей страны и десяткам миллионов её граждан, составил 2569 млрд руб., в том числе 679 млрд руб. — стоимость расхищенных и уничтоженных врагом материальных ценностей СССР (в довоенных ценах 1941 г.)* [2, С. 32].

Планирование развития народного хозяйства. В послевоенный период Советский Союз вновь возвратился к пятилетнему планированию как основной форме государственного планирования всестороннего развития народного хозяйства, включая образование, науку и культуру. Ведь именно централизованное планирование обеспечивает «...научно обоснованную концентрацию материальных (в том числе финансовых), научных и трудовых ресурсов на главных направлениях общественного производства; пропорциональное развитие всех отраслей народного хозяйства.» [4, С. 6].

В августе 1945 г. Госплан СССР и наркоматы СССР (до 15 марта 1946 г.)**, а в дальнейшем — министерства и ведомства, включая Академию наук СССР, приступили к детальной разработке четвертого пятилетнего плана. 18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон

*Первые две статьи автора по этой проблеме опубликованы в вып. № 3 (С. 3-8) и № 4 (С. 3-9) 2012 г. журнала «История и педагогика естествознания».

* Эти сухие отвлеченные цифры, разумеется, не могут передать колоссального ущерба и огромной трагедии советского народа, поэтому частично конкретизируем материальный ущерб. Во время Великой Отечественной войны войска фашистской Германии: «.разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, сожгли и разрушили свыше 6 млн зданий и лишили крова около 25 млн человек; разрушили 31850 промышленных предприятий, <...> разрушили 65 тыс.км железнодорожной колеи и 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, <...> разорили и разграбили десятки тысяч колхозов и совхозов, <...> уничтожили и разгромили 40 тыс. больниц <...> 84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек общественного пользования.» [3, С. 32-33].

** 15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров СССР союзных и автономных республик [5, С. 567].

«О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» (далее — пятилетний план СССР на 1946-1950 гг.) [5, С. 567].

Планирование научных исследований в СССР. Спустя несколько дней после принятия закона о пятилетнем плане СССР на 1946-1950 гг., Академия наук СССР (далее — Академия наук) провела в марте 1945 г. в Москве расширенное совещание президентов академий наук союзных республик по обсуждению проекта пятилетнего плана развития советской науки. После внесения соответствующих изменений и дополнений, пятилетний план научно-исследовательских работ Академии наук на 1946-1950 гг. был принят в июле 1946 г. на Общем собрании Академии наук. В плане предусматривалась разработка более 700 (!) фундаментальных и прикладных научно-исследовательских, научно-изыскательских и опытно-конструкторских работ* (далее — НИР и ОКР или НИОКР) [6, С. 390].

Закономерно, что Академия наук СССР разрабатывала, согласовывала и утверждала пятилетние и годовые планы НИОКР на 1946-1950 гг. Другие академии наук Советского Союза, работающие в это время, а именно: Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (далее — ВАСХНИЛ), Академия медицинских наук СССР (далее — АМН СССР), Академия педагогических наук РСФСР (далее — АПН РСФСР) и академии наук советских социалистических республик (далее — академии наук союзных республик) также разрабатывали, утверждали пятилетние и годовые планы НИОКР или (что вполне возможно!) только пятилетние, или только годовые планы (в зависимости от обстоятельств)**.

Главное, что планы НИОКР Академии наук СССР и других указанных академий, были направлены прежде всего на: развитие приоритетных направлений науки, максимальное ускорение технического и технологического прогресса, повышение эффективности общественного производства, в том числе производительности труда, в наиболее важных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Это обусловлено тем, что в Советском Союзе «в условиях социализма развитие науки планируется в общегосударственном масштабе в интересах всего народа» [7, С. 326].

Здесь уместно отметить, что многие научные сотрудники Академии наук СССР, других академий и подведомственных им учреждений, на всех этапах своей деятельности, как отмечал ранее автор [1, С. 3-9; 4, С. 3-8], не только плодотворно разрабатывали свои плановые научные задания, но и оказывали научную, практическую и консультативную помощь различным организациям и предприятиям в решении разнообразных проблем функционирова-

Рис. 1. Здание Госплана СССР (1950 г.]

Рис. 2. Здание Президиума Академии наук СССР (1953 г.]

ния народного хозяйства страны. Причем это обычно была бескорыстная помощь как крупным народнохозяйственным объектам (гидроэлектростанции, промышленные предприятия и др.), так и профессиональная помощь колхозам и совхозам (диагности-

***

ка заразных болезней животных и др.)***.

Президент Академии наук СССР академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об острой необходимости научной, научно-технической и практической помощи народному хозяйству страны, особо акцентировал: «Нет ни одной области промышленности, ни одного предприятия, которые не предъявляли бы своих запросов к науке, не обращались бы к ней за помощью. И это относится не только к промышленности. То же самое следует сказать о транспорте, сельском хозяйстве, медицине» (здесь и далее курсив автора — В.К.) [8, С. 9].

Необходимо также указать, что в процессе разработки пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства СССР и организации их выполнения совершенствовалась общая методология планирования, в том числе методология и методика планирования и координации научных исследова-

* В рамках статьи автор не конкретизирует названия плановых научных проблем, так как это не является задачей данного исследования.

** Эти вопросы планирования НИОКР (пятилетнего или годо-

вого?) другими академиями наук, особенно союзных республик, требуют специального изучения первоисточников.

***Свыше 100 научных сотрудников, с которыми лично работал автор статьи (или хорошо знал их) в учреждениях систем Минсельхоза СССР, Минсельхоза РФ и ВАСХНИЛ, многократно ездили в командировки для оказания научно-практической помощи совхозам и колхозам страны (ликвидация заразных болезней животных, диагностика болезней и др.).

ний, значительно повышался общий уровень научного прогнозирования и научного обоснования планируемых заданий, в частности оптимизировались сроки их выполнения. Кроме того, утвержденные пятилетние и годовые планы работ являлись важными юридическими документами, поэтому возрастала юридическая ответственность организаций-исполнителей и персональная ответственность конкретных исполнителей за качество и сроки выполнения отдельных заданий и этапов*.

Большую роль в качественном улучшении методологии планирования несомненно играли соответствующие совещания и коллективные обсуждения пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства СССР и союзных республик, а также пятилетних и годовых планов НИОКР Академии наук СССР, отраслевых и республиканских академий наук. Фактически эти коллективные обсуждения являлись научно-практической школой планирования.

Важно особо отметить, что несмотря на огромные трудности послевоенного периода, ВКП(б), Совнарком СССР и Совет Министров СССР (с 1946 г.) направляли все необходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы на восстановление и значительное укрепление материально-технической и экспериментальной базы науки. В частности, «бюджетные ассигнования на нужды науки увеличились вдвое по сравнению с довоенным 1940 г. Число научно-исследовательских учреждений возросло в 1,5 раза: в 1940 г. их было 2359, в 1950 г. стало 3447 (включая вузы). <...> Численность научных работников возросла на 64,2 тыс. против довоенной и составила в 1950 г. 162,5 тыс. человек»** [9, С. 526527]. Таким образом, численность научных сотрудников с 1914 по 1950 гг. (включительно) возросла в 14 раз (!) [3, С. 283].

Кроме того, необходимо акцентировать, что, благодаря комплексным фундаментальным исследованиям по ядерной физике, возобновленным в 1943 г., как ранее отмечал автор [1, С. 8], в послевоенное время «.советское естествознание в кратчайшие сроки достигло выдающихся успехов: была решена центральная проблема того периода — овладение внутриатомной энергией. Решение атомной проблемы в Советском Союзе <...> явилось важным вкладом в достижения мировой науки» [10, С. 525]. Несомненно, великие советские ученые С.И. Вавилов, А.Н. Крылов, И.В. Курчатов, С.П. Королев, СА. Лебедев (рис. 3-7) и другие были не только создателями новых перспективных направлений в науке, но и новых научно-организационных форм — коллективов известных ученых и опытных практиков

*Автор этой серии статей свыше 15 лет непосредственно занимался организацией, планированием и координацией научных исследований в системе Минсельхоза СССР (зам. начальника Управления планирования и координации НИР) и ВАСХНИЛ (ученый секретарь института, зав. отделом научного прогнозирования и планирования ВИЭВ).

** Для сравнения: численность научных сотрудников Российской империи в 1914 г. составляла 11,6 тыс.; в СССР: в 1940 г. — 98,3 тыс., в 1950 — 162,5 тыс. [3, С. 283].

Рис. 3. Президент АН СССР (1946-1951), академик Вавилов Сергей Иванович

Рис. 4. Академик АН СССР Крылов Алексей Николаевич

Рис.5. Академик АН СССР Курчатов Игорь Васильевич

Рис. 6. Академик АН СССР Королёв Сергей Павлович

Рис. 7. Академик АН СССР Лебедев Сергей Алексеевич

(творческих научных коллективов!), работающих над решением комплексных научных проблем [10, С. 525-526].

Благодаря этому в короткие сроки впервые в СССР были созданы следующие наукоемкие объекты и наукоемкая продукция: отечественный уранграфи-товый ядерный реактор (1946 г.), баллистическая ракета Р-1 (руководитель — С.П. Королев, 1947 г.), отечественный электронный синхротрон на энергию 30 МэВ (ускоритель электронов, 1948 г.), атомная бомба (испытания провели в 1949 г.), отечественный опытный тяжеловодный реактор на отечественном уране (1949 г.), первая в СССР и континентальной Европе цифровая ЭВМ (руководитель — СА. Лебедев, 1950 г.) и многое другое [11, С. 943-944].

Научно-организационная деятельность. На протяжении многих лет Академия наук СССР уделяла большое внимание, как ранее указывал автор [1,

С. 8; 4, С. 8], созданию своих научных баз и филиалов в союзных республиках и в крупных регионах РСФСР, а в дальнейшем — организации на их основе академий наук союзных республик. В послевоенный период этот созидательный процесс продолжился. 5 апреля 1946 г. была организована Академия наук Эстонской ССР. В феврале 1949 г. создан ВосточноСибирский филиал АН СССР [12, С. 540-541].

Кроме того, для совершенствования подготовки квалифицированных идеологических работников, научных и преподавательских кадров 1 ноября 1946 г. в Москве была создана Академия общественных наук при ЦК ВКП(б). В конце 1949 г. сформировалась целая сеть филиалов Института марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б), в том числе они были в 14 союзных республиках, а также в Москве и Ленинграде [11, С. 526]. 5 августа 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление «О преобразовании Всероссийской академии художеств в Академии художеств СССР [12, С. 540-541].

Важное значение для ускорения научно-технического прогресса в стране имело создание в 1947 г. Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР (далее — Гостехника СССР)*, который осуществлял большую организационную работу по планированию внедрения достижений науки и техники [13, С. 288]. Однако разработка и, главное, согласование с производством планов внедрения завершенных НИОКР требовали значительных усилий и времени**. Поэтому, например, Академии наук потребовалось три года, чтобы она в 1950 г. впервые разработала, согласовала и приняла план внедрения научных работ в народное хозяйство СССР. Благодаря этому с 1951 по 1953 гг. количество работ, планируемых к внедрению по государственному плану, увеличилось в три раза (!) и в дальнейшем неуклонно возрастало [6, С. 390].

Большую работу по координации НИОКР в послевоенный период проводил специальный Совет по координации научной деятельности академий наук союзных республик, созданный в марте 1945 г. при Академии наук СССР. 12-14 декабря 1949 г. в Москве проходила вторая сессия этого Совета, на которой обсуждались годовые планы НИОКР Академии наук СССР и академий наук союзных республик на 1950 г. [12, С. 539, 541]. В результате деятельности указанного Совета «.планы исследовательских работ научных учреждений были значительно улучшены. Были исключены дублирование

*Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР (далее — Гостехника СССР) успешно функционировал с 1947 до 1951 гг. В 1955 г. организован Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике, а в 1957 г. он был преобразован в Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР [13, С. 288].

**Автор непосредственно участвовал в разработке и согласовании планов внедрения завершенных НИОКР в системе Мин-сельхоза и ВАСХНИЛ, поэтому хорошо знает эту важную и кропотливую работу.

работ, параллелизм, мелкотемье и другие нежелательные явления» [6, С. 391].

ВКП(б), Совнарком СССР и (с 15 марта 1946 г.) Совет Министров СССР всегда высоко ценили самоотверженный труд советских ученых и заслуженно присуждали им Государственные премии СССР, различные правительственные награды и почетные звания. Так, только в 1946-1947 гг. академикам и членам-корреспондентам Академии наук были присуждены 95 Государственных премий СССР «за выдающиеся работы в области науки, за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы», в том числе: в 1946 г. — 30 академикам и 45 членам-корреспондентам; в 1947 г. — 8 академикам и 12 членам-корреспондентам [12, С. 540].

Выводы. Таким образом, на основании данных, опубликованных в литературе, а также исследований, проведенных автором, необходимо сделать следующие выводы:

1. Пятилетний план НИОКР Академии наук СССР на 1946-1950 гг., предусматривал разработку более 700 фундаментальных и прикладных научных проблем. Главное, что эти плановые научные задания были направлены на развитие приоритетных направлений науки и на максимальное ускорение технического и технологического прогресса.

2. Академия наук СССР разрабатывала и утверждала пятилетний и годовые планы НИОКР на 19461950 гг. Другие академии наук Советского Союза: ВАСХНИЛ, АМН СССР, АПН РСФСР и академии наук союзных республик также разрабатывали, утверждали пятилетние и годовые планы НИОКР.

3. При разработке пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства СССР, а также планов НИОКР академий наук Советского Союза совершенствовалась общая методология планирования, значительно повышался общий уровень научного прогнозирования и научного обоснования планируемых заданий.

4. ВКП(б), Совнарком СССР и Совет Министров СССР обеспечили необходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы для укрепления материально-технической базы науки: бюджетные ассигнования на науку в 1950 г., по сравнению с 1940 г., увеличились в два раза, число научно-исследовательских учреждений — в 1,5 раза и составило 3447 (включая вузы).

5. Великие советские ученые СИ. Вавилов, А.Н. Крылов, И.В. Курчатов, С.П. Королев, СА. Лебедев и другие были создателями не только новых перспективных направлений в науке, но и руководителями новых научно-организационных форм.

6. Важное значение для ускорения научно-технического прогресса имело создание в 1947 г. Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйства Совета Министров СССР (Гостехника СССР). В 1950 г. Академия наук впервые утвердила план внедрения научных работ.

7. В результате работы Совета по координации научной деятельности академий наук союзных республик из планов НИОКР научных учреждений были исключены дублирование работ, параллелизм и мелкотемье.

8. Совнарком СССР и Совет Министров СССР присудил в 1946-1947 гг. академикам и членам-корреспондентам Академии наук СССР 95 Государственных премий СССР «за выдающиеся работы в области науки, за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы».

Продолжение серии статей исторического очерка в следующих выпусках журнала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) // История и педагогика естествознания. — 2012. — № 4. — С. 8-9.

2. СССР в период дальнейшего развития... / БСЭ. Книга II. — М., 1977. — Т. 24. — С. 152.

3. Страна Советов за 50 лет. Сборник статистических материалов. — М.: Статистика, 1967. — С. 32-33, 283.

4. Калугин В.В. Из истории организации и планирования научных исследований в СССР (1917-1940 годы) // История и педагогика естествознания. — 2012. — № 3. — С. 6-8.

5. Хронология / БСЭ. — М. 1977. —Т. 24., книга II. — С. 567-568.

6. Комков Г.Д., Левшин Б.В., Семенов Л.К. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк — М.: Наука, 1974. —С. 389-391.

7. Алексеев И.С. Наука. / БСЭ. — М., 1974. — Т. 17. — С. 326.

8. Вавилов С.И. // Вестник Академии наук СССР. — 1946. — № 3. — С. 9 (цит. по: Комков Г.Д. и др. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк — М.: Наука, 1974. — С. 389).

9. Народное хозяйство СССР. 1922-1972 гг. Юбилейный сборник. — М.: Статистика, 1972. — С. 482-485 (цит. по: Образование, наука и культура. / История социалистической экономики СССР. — М.: Наука, 1980. — Т. 6. — С. 526-527).

10. Образование, наука и культура. / История социалистической экономики СССР. — М.: Наука, 1980. — Т. 6. — С. 525-526.

11. Хронологический указатель. / Большая Российская энциклопедия. — М., 2004. — С. 943-944.

12. Кольцов А.В. Знаменательные даты советской науки / Советская наука. Итоги и перспективы. — М.: Наука, 1982. — С. 537-541.

13. Бастракова М.С. Научные учреждения / БСЭ. Книга II. — М., 1977. — Т. 24. — С. 288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.