Научная статья на тему '«Из Санкт-Петербургской духовной академии в Донскую епархию…»'

«Из Санкт-Петербургской духовной академии в Донскую епархию…» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Санкт-Петербургская духовная академия / Донская епархия / Донская духовная семинария / архиепископ Митрофан (Симашкевич) / А. А. Кириллов / Л. Ф. Свидерский / история духовного образования / St. Petersburg Theological Academy / Don Diocese / Don Theological Seminary / Archbishop Metrophanes (Simashkevich) / Andrei Kirillov / L. Svidersky / history of theological education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В. К. Вытнов

В статье на основании архивных и опубликованных материалов рассматривается административная, преподавательская и научная деятельность выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, оказавшихся в синодальный период на служении в Донской епархии. Особый интерес представляет личность архиепископа Митрофана (Симашкевича), послужившего в Донском крае в качестве ректора семинарии, а затем и правящего архиерея. Еще одним из ярчайших представителей столичной академии, понесшим свое служение в качестве педагога, инспектора духовной семинарии, общественного деятеля, являлся выдающийся донской историк Андрей Александрович Кириллов. Также некоторое внимание уделено педагогической, научной и церковно-общественной деятельности магистра богословия Л. Ф. Свидерского. Статья является дополненным и переработанным вариантом доклада, представленного на I научно-богословской конференции, состоявшейся 16 мая 2017 г. Данный научный форум был организован Историческим обществом Санкт-Петербургской духовной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“From St. Petersburg Theological Academy to the Don Diocese…”

In the article, the author considers, on the basis of archival and published materials, the administrative, teaching and scientific activities of the graduates of St. Petersburg Theological Academy who, during the Synodal Period, were assigned to ministry in the Don Diocese. Of particular interest is the personality of Archbishop Metrophanes (Simashkevich), who served in the Don Region as the rector of the seminary and then also as ruling bishop. Another bright representative of the Northern Capital’s Theological Academy who carried out his ministry as a teacher, inspector of a theological seminary, and public figure was the outstanding Don historian Andrei Alexandrovich Kirillov. Also, some attention is paid to the pedagogical, scientific and church and society activities of the L. F. Svidersky, a Master of Theology. The article is a supplemented and revised version of the report presented at the first scientific and theological conference held on May 16, 2017. This scientific forum was organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Текст научной работы на тему ««Из Санкт-Петербургской духовной академии в Донскую епархию…»»

DOI: 10.24411/2587-8425-2018-10004

История Русской Православной Церкви

В.К. Вытнов

«ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В ДОНСКУЮ ЕПАРХИЮ...»

В статье на основании архивных и опубликованных материалов рассматривается административная, преподавательская и научная деятельность выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, оказавшихся в синодальный период на служении в Донской епархии. Особый интерес представляет личность архиепископа Митрофана (Симашкевича), послужившего в Донском крае в качестве ректора семинарии, а затем и правящего архиерея. Еще одним из ярчайших представителей столичной академии, понесшим свое служение в качестве педагога, инспектора духовной семинарии, общественного деятеля, являлся выдающийся донской историк Андрей Александрович Кириллов. Также некоторое внимание уделено педагогической, научной и церковно-общественной деятельности магистра богословия Л. Ф. Свидерского. Статья является дополненным и переработанным вариантом доклада, представленного на I научно-богословской конференции, состоявшейся 16 мая 2017 г. Данный научный форум был организован Историческим обществом Санкт-Петербургской духовной академии.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская духовная академия, Донская епархия, Донская духовная семинария, архиепископ Митрофан (Симашкевич), А. А. Кириллов, Л. Ф. Свидерский, история духовного образования.

Настоящая статья посвящена деятельности выпускников Санкт-Петербургской духовной академии (далее — СПбДА). В центре внимания поставлен конкретный вопрос: обучение в СПбДА и последующая церковная деятельность выпускников этой академии в Донской епархии. Хронологические рамки статьи ограничены 1829 г. — учреждением Донской епархии1, — и революционными событиями 1917 г.

В 1797 г. главная семинария в Петербурге получила статус духовной академии2. Как и прежде, в нее продолжали направлять лучших выпускников из провинциальных семинарий. Несмотря на недостатки системы распределения выпускников в конце XIX — начале ХХ вв., о которых говорилось, например, на страницах журнала «Церковный вестник»3, многие выпускники духовной

Виктор Константинович Вытнов — чтец, магистр богословия, аспирант кафедры Церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии (viktorvytnov@mail.ru).

1 В 1829 г. указом императора Николая I была учреждена новая второклассная Новочеркасская и Георгиевская, которая после реформы, с 1841 года стала называться Донской и Новочеркасской (См.: Снесарев Н. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона. Новочеркасск, 1887. С. 49).

2 ШкаровскийМ.В. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-ХХ1 вв.: т.1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, 2015. С. 19-26.

3 См., напр.: Молчанов Е. О назначении окончивших духовные академии на духовно-учебную службу // Церковный вестник. 1909. № 35. Стлб. 1091; По поводу суждений о положении оканчивающих курс духовных академий // Церковный вестник. 1891. № 36. С. 613-615.

Донская духовная семинария в начале XX в.

академии распределялись преподавателями, инспекторами и ректорами в провинциальные духовные семинарии и училища, настоятелями крупных монастырей, руководителями миссий. Большинство из принявших монашеский постриг впоследствии становились архиереями.

Выпускников СПбДА, понесших свое служение в Донской епархии, можно разделить на две группы: архиереи и преподаватели учебных заведений.

Шесть из двенадцати архиереев в период с 1829 по 1917 гг. являлись выпускниками именно столичной академии. Ими являлись архиепископы Афанасий (Телятев) (1829-1842), Игнатий (Семенов) (1843-1847), Иоанн (Доброзраков) (1847-1867), Платон (Городецкий) (1867-1877), Александр (Добрынин) (1877-1879), Донат (Бабинский) (1894), Митрофан (Симашкевич) (1915-1925). Также одним из выпускников академии был епископ Никанор (Бровкович), викарий Донской епархии4.

Особый интерес представляет личность архиепископа Митрофана (Симашкеви-ча), послужившего в Донском крае в качестве ректора семинарии, а затем правящего архиерея.

Архиепископ Митрофан (в миру Митрофан Васильевич Симашкевич) родился в семье священника Каменец-Подольской губернии. По окончании Подольской духовной семинарии, как лучший ученик, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1871 г. со степенью кандидата богословия5. По окончании академии Митрофан Симашкевич получил распределение в родную Подольскую семинарию в качестве преподавателя Священного Писания и французского языка. В это время он продолжал работать над магистерской диссертацией на тему «Пророчества Наума о Ниневии, экзегетическое исследование, с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении книги пророка Наума», которую защитил в столичной академии в 1876 г. Одновременно с написанием диссертации отец Митрофан занимался историко-краеведческими исследованиями6.

В 1884 г. его, уже ректора Подольской духовной семинарии, переводят ректором в Донскую духовную семинарию. С первых дней руководства Донской семинарией и на протяжении последующих двадцати одного года, отец Митрофан Симашкевич проявил себя как хороший организатор и администратор. В период его ректорства было значительно улучшено внешнее состояние семинарии, открыты классы музыки и иконописи, создан духовой оркестр, введено факультативное преподавание древнееврейского языка и переплетного мастерства.

В 1888 г. трудами ректора в Донской духовной семинарии было основано «Ио-анно-Богословское общество для вспомоществования нуждающимся воспитанникам семинарии». Большое внимание в этот период уделялось эстетическому воспитанию учащихся. Так, в семинарии регулярно проводились литературно-музыкальные вечера, которые посещали родственники семинаристов и местные жители. Помимо исполнения обязанностей ректора и преподавания в семинарии, протоиерей Митрофан Симашкевич вел активную общественную деятельность, состоял в Донском комитете Императорского православного миссионерского общества, Совете Донского епархиального Аксайско-Богородицкого братства, Комиссии по устройству епархиальной миссионерской школы. Также отец Митрофан был почетным членом и председателем Иоан-но-Богословского общества, председателем совета образцовой школы при семинарии, почетным членом Донского отдела Российского общества покровительства животным, действительным членом Подольских епархиальных историко-статистического

4 Чибисова С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской-на-Дону епархии, 2006. С. 11-89, 117.

5 Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии 18141894, 1896-1918гг. // URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения: 10.10.2017).

6 Кириллов А.А. Двадцатипятилетие службы о. ректора Донской Духовной Семинарии протоиерея М. В. Симашкевича // Донские епархиальные ведомости. 1896. №22. С. 710.

комитета и церковного древлехранилища, членом Киевского Юридического общества, цензором проповедей7. После смерти супруги в конце 1904 г. отец Митрофан принял монашеский постриг, а уже в январе 1906 г. был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В 1910 г. за свою научную и педагогическую деятельность епископ Митрофан (Симашкевич) был утвержден в звании почетного члена СПбДА, а в 1915 г. — Казанской духовной академии8.

В 1915 г. владыка Митрофан был возведен в архиепископа и переведен на Донскую кафедру. Владыка был хорошо осведомлен в положении епархиальных дел. Прежде всего, особое внимание он уделял духовной семинарии, где провел лучшие годы своей жизни. Архипастырь регулярно посещал семинарию: присутствовал на занятиях и основанных им религиозно-нравственных чтениях, а также принимал лично экзамены по Священному Писанию. Он всячески старался поддержать воспитанников семинарии, как духовно-нравственными назиданиями, так и материально. Не забывал владыка Митрофан и о других духовных учебных заведений епархии. В 1915 г. по его инициативе и при активном участии при Донском епархиальном женском училище и Новочеркасском духовном училище были открыты благотворительные Братства. Целью этих Братств являлось оказание материальной помощи нуждающимся учащимся. Владыка оказывался всегда первым жертвователем в открывающихся Братствах, подавая тем самым пример другим священнослужителям9.

Еще одним из ярчайших представителей СПбДА, понесшим свое служение в качестве педагога, инспектора духовной семинарии и общественного деятеля, был выдающийся донской историк Андрей Александрович Кириллов.

Преподаватель Донской духовной семинарии Василий Орлов так характеризовал Андрея Александровича: «Инспектор Кириллов — местный старожил, с усидчивостью кабинетного ученого-архивиста. По природе мягкий и деликатный человек, он совмещал в себе практическую способность узнавать людей и уметь приспосабливаться к окружающей обстановке»10.

А. А. Кириллов по окончании Новгородской духовной семинарии поступил в СПбДА, которую окончил в 1879 г. с отличием, со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра богословия без дополнительных экзаменов11.

7 Кириллов А.А. Двадцатипятилетие службы о. ректора Донской Духовной Семинарии... С. 712.

8 Чибисова С.П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии. С.91; КарпукД.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889-1918гг.) // Дисс. ... канд. богословия. СПб.: СПбДА, 2008. С. 309.

9 Посещения Высокопреосвященнейшим Митрофаном, Архиепископом Донским и Новочеркасским Донской Духовной Семинарии // Донской православный вестник. 1916. №6 С. 223-226; Открытие Покровского Братства при Новочеркасском Духовном училище // Донской православный вестник. 1916. № 1. С. 15-18. О дальнейшем служении владыки Митрофана см.: Двор-жанскийА.И. История Пензенской епархии. Книга первая. Исторический очерк. Пенза, 1999. С.211-240; Митрофан (Симашкевич), митр. // Православная энциклопедия. М., 2017. T.XLV. Мерри дель Валь — Михаил Парехели. С. 486-487.

10 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 591а. Л. 12.

11 Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии 18141894, 1896-1918 гг. // URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения: 11.05.2017).

Архиепископ Митрофан (Симашкевич) (1845-1933)

9 августа 1879 г. решением Св. Синода Андрей Александрович был определен преподавателем греческого языка в Донскую духовную семинарию. С этих пор начинается его длительное и ревностное служение в Донском крае12.

Впервые с историей Донской епархии А. А. Кириллов столкнулся практически сразу после прибытия в Новочеркасск. Уже 12 ноября 1879 г. указом архиепископа Митрофана (Вицинского) он был утвержден в качестве члена комиссии по разбору и описанию архива Донской духовной консистории13.

В период с 1887 по 1901гг. А.А. Кириллов был главным редактором журнала «Донские епархиальные ведомости». По его инициативе была значительно расширена «неофициальная часть», в которой увеличилось число проповедей, поучений, краеведческих материалов, публикаций об официальных и внебогослужебных собеседованиях с местными сектантами и раскольниками. Стали публиковаться статьи на этнографические и исторические темы, а также церковные летописи, мемуары и т. п. Можно сказать, что в период редакторства А. А. Кириллова неофициальная часть «Донских епархиальных ведомостей» превратилась в серьезный и добротный краеведческий орган. Заметно усилилось изучение истории религиозных движений, миссионерской деятельности, истории донского казачества.

В 1899 г. совместно с другими донскими краеведами А. А. Кириллов открыл в Новочеркасске Донской музей, который состоял из до-исторического, исторического, естественно-исторического отделений, библиотеки и исторического архива, а с 1900 г. еще и особого отделения войсковых регалий.

В 1901 г. Андрей Александрович стал членом редакционной комиссии по изданию «Сборников Области войска Донского статистического комитета». В этом «Сборнике» он опубликовал множество документов по истории Дона, а также статей об образовании Донской епархии, деятельности духовенства, строительстве и архитектуре донских церквей, светском и духовном образовании в Области войска Донского14.

Еще в 90-х гг. XIX века А. А. Кириллов выступал за создание при Донской духовной семинарии Древлехранилища и епархиального Церковно-исторического общества. Однако воплотить мысль удалось лишь в 1904 г., после доклада «К вопросу о церковно-историческом и археологическом изучении Донской епархии»15. Председателем Общества был избран А. А. Кириллов. За время его деятельности Обществу удалось начать активную работу по описанию архивов церквей и монастырей, епархиальных учреждений, по изучению местных церковных традиций и преданий, по сбору материалов церковной археологии, а также издать несколько выпусков журнала «Донская церковная старина», в котором освещалась научно-исследовательская деятельность общества.

Активное участие А. А. Кириллов принимал и в общественной деятельности. Так, в период Первой мировой войны он возглавил комитет по сбору средств раненым и оказанию помощи семьям погибших, а также состоял членом Комиссии по размещению на территории Донской области беженцев16.

12 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 11. Л. 2.

13 АгафоновА.И. Андрей Александрович Кириллов (1856-1922) // Донской временник. Год 2006. Ростов-на-Дону, 2005. С. 168.

14 См., напр.: КирилловА.А. К биографии Е.Н. Котельникова // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 1. Новочеркасск. 1901. С. 114-117; КирилловА.А. Акты об устройстве станичных юртов. Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 1. Новочеркасск. 1901; Кириллов А.А. К открытию Донской епархии в 1829 г. // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 3. Новочеркасск, 1902. С. 125-129; КирилловА.А., Сулин И.М. Акты об устройстве станичных юртов. Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып.3. Новочеркасск, 1902. С.129-140; КирилловА.А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX в. // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 6. Новочеркасск, 1906. С. 2-68.

15 КирилловА.А. Открытие Донского епархиального Церковно-Исторического Комитета // Донская Церковная старина. Новочеркасск, 1909. С. 1-11.

16 Агафонов А.И. Андрей Александрович Кириллов. С. 170.

Вплоть до закрытия семинарии в 1920 г. А. А. Кириллов оставался ее преподавателем и инспектором, а в период с 1905 г. несколько раз исполнял обязанности ректора. Конечно, активная исследовательская, епархиальная, административная и общественная деятельность не могла не сказаться на педагогической деятельности. В одном из отчетов о ревизии Донской духовной семинарии ревизор отмечает, что загруженность на различных епархиальных послушаниях не дает А. А. Кириллову в полной мере раскрыть свой педагогический талант17.

В 1893 г. в Донскую епархию по распоряжению Св. Синода прибыл Лука Федорович Свидерский. По окончании Витебской духовной семинарии он поступил в СПбДА, которую окончил со степенью кандидата богословия. Под научным руководством профессора кафедры русской церковной истории протоиерея Павла Николаевского Л. Ф. Свидерский написал кандидатскую диссертацию на тему: «Иоанн Красовский, Полоцкий униатский архиепископ». Как один из лучших учеников, в течение следующего учебного года Л. Ф. Свидерский состоял профессорским стипендиатом при кафедре русской церковной истории18. Получив в 1893 г. распределение в Новгородскую духовную семинарию, в 1902 г. Л. Ф. Свидерский перешел в Донскую духовную семинарию в качестве преподавателя библейской истории, общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви19. С этого времени Л. Ф. Свидерский всю свою последующую научную и педагогическую деятельность связал именно с Донской се-минарией20. Спустя двадцать лет, существенно переработав свою кандидатскую диссертацию, 10 ноября 1913 г. Л. Ф. Свидерский защитил магистерскую диссертацию на ту же самую тему: «Иоанн Крассовский, Полоцкий униатский архиепископ»21. 19 февраля 1914 г., указом Св. Синода он был утвержден в степени магистра богословия22.

В 1917 г. под руководством Л. Ф. Свидерского начался сбор материалов для написания истории семинарии за пятидесятилетний период со дня открытия. В журнале «Донской православный вестник» была размещена заметка с призывом к бывшим учащимся присылать в семинарию свои воспоминания о всех сторонах семинарской жизни23. К сожалению, Л. Ф. Свидерскому не удалось осуществить задуманное, и история семинарии так и не была написана. Невозможно установить также, откликнулись ли выпускники семинарии на призыв оказать помощь в сборе информации для написания работы.

Помимо вышеназванных церковных деятелей, преподавательские и административные функции в разное время выполняли следующие выпускники СПбДА: магистр богословия, протоиерей Никифор Ляборинский (инспектор семинарии с 1883 по 1886 гг.); кандидат богословия, архимандрит Мефодий (Никольский) (ректор духовной семинарии с 1879 по 1882 гг.); кандидат богословия Леонтий Григорьевич Епифанович (преподаватель семинарии с 1878 г.); священник Тихон Донецкий (преподаватель в Мариинской женской гимназии, в Новочеркасской мужской гимназии, в Донском кадетском корпусе, в классической гимназии, а с 1912 г. — Донском политехническом институте).

Подводя итог, можно отметить, что, во-первых, практически все выпускники Санкт-Петербургской духовной академии, оказавшиеся по распределению в Донской

17 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 41. Л. 3 об.

18 КарпукД.А. Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX-ХХ вв. // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 191-192.

19 РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2893. Л.

20 Там же. Ф. 802. Оп. 10. Д. 11. Л. 2 об.

21 Свидерский Л. Ф. Речь перед защитой магистерской диссертации 10 ноября 1913 года: Иоанн Крассовский, Полоцкий униатский архиепископ. Витебск, 1911. // Христианское чтение. 1913. № 12. С. 1487-1490.

22 КарпукД.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889-1918гг.) // Дисс. ... канд. богословия. СПб.: СПбДА, 2008. Приложения. С. 15.

23 К пятидесятилетию Донской Духовной семинарии // Донской православный вестник. 1917. №1. С. 12-14.

епархии, продолжали заниматься педагогической и научной деятельностью. В основном их деятельность была связана с Донской духовной семинарией. Архиереи Донской епархии важное значение придавали образовательной деятельности и активно участвовали в организации образовательного процесса. Во-вторых, преподавательская деятельность в Донской духовной семинарии не лишала преподавателей возможности активно участвовать в церковно-общественной деятельности. В целом, надо признать, что деятельность выпускников духовных академий в епархиальной жизни Донской епархии заслуживает дальнейшего внимательного, серьезного и детального изучения.

Источники и литература

1. АгафоновА.И. Андрей Александрович Кириллов (1856-1922) // Донской временник. Год 2006. Ростов-на-Дону, 2005. С. 168-171.

2. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918гг. // URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения: 10.05.2017).

3. Дворжанский А. И.История Пензенской епархии. Книга первая. Исторический очерк. Пенза, 1999.

4. К пятидесятилетию Донской Духовной семинарии // Донской православный вестник. 1917. № 1. С. 12-14.

5. КарпукД.А История Санкт-Петербургской духовной академии (1889-1918гг.). Дисс. ... канд. богословия. СПб.: СПбДА, 2008.

6. Карпук Д. А. Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX — ХХ вв. // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 175-218.

7. Кириллов А. А. Акты об устройстве станичных юртов. Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 1. Новочеркасск, 1901.

8. Кириллов А. А. Двадцатипятилетие службы о. ректора Донской Духовной Семинарии протоиерея М. В. Симашкевича // Донские епархиальные ведомости. 1896. Часть неофициальная. №22. С. 709-716.

9. КирилловА.А. К биографии Е.Н. Котельникова // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 1. Новочеркасск, 1901. С. 114-117.

10. Кириллов A.A. К открытию Донской епархии в 1829 г. // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 3. Новочеркасск, 1902. С. 125-129

11. Кириллов A.A. Открытие Донского епархиального Церковно-Исторического Комитета // Донская Церковная старина. Новочеркасск, 1909. С. 1-11.

12. КирилловАА. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX в. // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 6. Новочеркасск, 1906. С. 2-68.

13. КирилловАА, Сулин И.М. Акты об устройстве станичных юртов. Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 3. Новочеркасск. 1902. С. 129-140.

14. Митрофан (Симашкевич), митр. // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. XLV. Мерри дель Валь — Михаил Парехели. С. 486-487.

15. Молчанов Е. О назначении окончивших духовные академии на духовно-учебную службу // Церковный вестник. 1909. № 35. С. 1091.

16. Открытие Покровского Братства при Новочеркасском Духовном училище // Донской православный вестник. 1916. № 1. С. 15-18.

17. По поводу суждений о положении оканчивающих курс духовных академий // Церковный вестник. 1891. № 36. С. 613-615.

18. Посещения Высокопреосвященнейшим Митрофаном, Архиепископом Донским и Новочеркасским Донской Духовной Семинарии // Донской православный вестник. 1916. № 6. С. 223-226.

19. РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2893.

20. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 11.

21. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 41.

22. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 591 а.

23. Свидерский Л. Ф. Речь перед защитой магистерской диссертации 10 ноября 1913 года: Иоанн Крассовский, Полоцкий униатский архиепископ. Витебск, 1911 // Христианское чтение. 1913. № 12. С. 1487-1490.

24. Снесарев Н.. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона. Новочеркасск, 1887.

25. Чибисова С.П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской-на-Дону епархии, 2006.

26. ШкаровскийМ.В. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-XXI вв.: т.1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, 2015.

Viktor Vytnov. "From St. Petersburg Theological Academy to the Don Diocese...".

In the article, the author considers, on the basis of archival and published materials, the administrative, teaching and scientific activities of the graduates of St. Petersburg Theological Academy who, during the Synodal Period, were assigned to ministry in the Don Diocese. Of particular interest is the personality of Archbishop Metrophanes (Simashkevich), who served in the Don Region as the rector of the seminary and then also as ruling bishop. Another bright representative of the Northern Capital's Theological Academy who carried out his ministry as a teacher, inspector of a theological seminary, and public figure was the outstanding Don historian Andrei Alexandrovich Kirillov. Also, some attention is paid to the pedagogical, scientific and church and society activities of the L. F. Svidersky, a Master of Theology. The article is a supplemented and revised version of the report presented at the first scientific and theological conference held on May 16, 2017. This scientific forum was organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Keywords: St. Petersburg Theological Academy, Don Diocese, Don Theological Seminary, Archbishop Metrophanes (Simashkevich), Andrei Kirillov, L. Svidersky, history of theological education.

Viktor Konstantinovich Vytnov — Reader, Master of Theology, Graduate Student at the Department of Church History of St. Petersburg Theological Academy (viktorvytnov@ mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.