П.А. Силкин
ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Е.О. ВАЗЕМ: МАЛЕНЬКОЕ «АДАЖИО» НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
В данной статье представлена комбинация из педагогического наследия Е.О. Вазем - любимой балерины М.И. Петипа, педагога, чей урок представлял собой «палату мер и весов» балетного мастерства.
Ключевые слова: комбинация, урок, Вазем, кредо преподавания, наследие, adagio.
За последнее время значительно возрос интерес к педагогической деятельности мастеров искусства танца предыдущих поколений. Однако в большинстве случаев исследовать достижения того или иного педагога почти невозможно, т. к. нет документальный источников, позволяющих осуществить такое исследование. Многие замечательные преподаватели, занимаясь ежедневной, зачастую рутинной работой, не оставили ни строчки о своих методах обучения, о работе в классе с программным материалом. Творчество этих педагогов-специалистов осталось только в памяти их учеников и современников. В силу того, что память человека несовершенна, со временем забываются особенности преподавания педагога, детали изложения учебного материала, манера поведения в классе, т. е. педагогическое мастерство.
В русской балетной педагогике есть имена-легенды, сохранившиеся в летописи балетного театра благодаря скупым заметкам очевидцев. Одно из них - имя первой русской женщины-педагога хореографии Евгении Ивановны Колосовой (1780 - 1869). Прославленная танцовщица первой половины XIX в., она обладала незаурядным педагогическим талантом, которой позволил ей показать себя отличным мастером и на этом поприще. К сожалению, ни она сама, ни ее современники не оставили для нас каких-либо заметок о стиле и методе талантливой преподавательницы. Известно только, что «она умела передавать воспитанницам все свои знания» [1, с. 70-71]. Среди ее учениц - Авдотья Истомина, воспетая А.С. Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин».
Однако бывают и счастливые исключения, когда последующие поколения могут соприкоснуться со стилем и кредо преподавания, непосредственно запечатленными самим педагогом-легендой. К такому исключению с полным основанием можно причислить знаменитую танцовщицу-виртуозку Екатерину Оттовну Вазем, которой М.И. Петипа поручил роль Никии при создании балета «Баядерка». В.М. Красовская писала: «...в сложной партитуре ансамбля теней Вазем была не только центральной солисткой, но и вдохновительницей хореографа. Она одновременно являлась и послушным, гибким материалом и виртуозом, безупречно владеющим этим материалом» [2, с. 409]. К ее достоинствам как танцовщицы относились редкая отчетливость в танцах, уверенность и твердость носка. Ее апломб был выдающийся. Л.Д. Блок привела запись рассказа самой Вазем: «В "Трильби", кончая адажио, я делаю два тура и останавливаюсь, нога вперед. Раз как-то кончаем с Павлом Андреевичем (Гердт) - раздается прямо гром; ничего не понимаю - никогда это место не имело такого успеха. За кулисами Гердт мне говорит: "Так и не поняли? Я отошел от вас и не держал, вы одна стояли, а я был в стороне"» [3, с. 310]. Танцовщица признавалась, что стоять она умела. Балерина сильно и правильно танцевала. Легко давались ей двойные пируэты, что тогда было большой редкостью. Филигранная, доведенная до инструментального совершенства техника была главным достоинством Вазем.
Закончив танцевальную карьеру, Е.О Вазем посвятила себя педагогической деятельности. Всего только десять лет ею было отдано театральной школе. Долгое время она давала частные уроки в здании Мариинского театра со стороны Крюкова канала. Постоянно посещали ее класс Е. Люком, Т. Трояновская, М. Кожухова, Е. Бибер, Б. Шавров, М. Михайлов. Иногда приходили О. Спесивцева, Е. Гердт. Известно, что несколько уроков занимался выдающийся танцовщик, балетмейстер и первый Президент Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой Константин Михайлович Сергеев [4, с. 65-66].
Свое кредо преподавания Вазем описала в книге «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра» [5]. Воспоминания
вышли из печати в год кончины автора, в 1937 г. Делясь секретами педагогического мастерства, она, тем не менее, не зафиксировала ни одной композиции из своего урока. В.М. Красовс-кая писала: «В классическом экзерсисе советской школы танца до сих пор сохраняются комбинации движений, носящие имя Вазем» [2, с. 410]. Однако все попытки автора данной статьи найти хотя бы одну композицию не приносили результата. И все-таки совершенно случайно это удалось осуществить. Удивительна история комбинации Е.О. Вазем: адажио на середине зала: автор получил ее с показа Антона Павловича Кочетова, который всю жизнь самозабвенно любит балет, занимается этим искусством любительски и чтит мастеров балета прошлого. В личной беседе господин А.П. Кочетов рассказал, что он выучил и запомнил pas на все времена в классе Маргариты Исааковны Шварц (1912-?), учась у нее в самодеятельном коллективе в середине 70-х гг. прошлого века. По его словам, М.И. Шварц была ученицей М.А. Кожуховой (1897-1959) в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой). Из воспоминаний Е.Л. Шварца, дяди М.И. Шварц, его племянница училище не окончила. В начале 30-х гг. Мура (так называли ее в семейном кругу) перешла учиться в оптический институт. Тем не менее ее мама силой своего характера вернула Маргариту на сцену, и она танцевала на эстраде, затем долгое время преподавала в самодеятельности [6, с. 490]. Кожухова, как мы знаем, постоянно посещала уроки Е.О Вазем - эту, как писал М.М. Михайлов, «палату мер и весов» балетного мастерства. Вслед за Вазем Кожухова повторяла данную комбинацию адажио каждый день после экзерсиса у палки.
Вот эта комбинация:
Музыкальный размер 4/4.
Первая часть
Исходное положение: 5-я позиция, правая нога впереди, ffpaulement croisffe, руки в подготовительном положении.
Préparation: на счет 1-2 руки раскрываются на 2-ю позицию.
Счет Движение
1-4 grand plié
5-6 relevé на полупальцы в 5-й позиции, руки со 2-й позиции поднимаются на 3-ю (со стороны)
7 правая нога sur le cou de pied, левая нога на полупальцах
8 développé à la second 90", руки с 3-й позиции раскрываются на 2-ю, опуститься с полупальцев
9-12 tour lent à la second 90 en dehors;
13-14 с à la second 90" проделать demi rond de jambe en dehors до attitude croisée, руки со 2-й позиции поднимаются на 3-ю
15 поза arabesque на plié, руки с 3-й позиции принимают положение allongée: правая рука напротив 3-ей позиции, левая на уровне 1 -й ( 5-й арабеск по методу Чеккетти)
16 5-я позиция croisé, левая нога впереди, руки -подготовительное положение
Вторая часть
Счет Движение
1-2 développé croisé левой ногой вперед в большую позу (правая рука на 3-й позиции, левая на 2-й)
3-4 нога спереди через passé идет назад на attitude effacée (руки allongée), причем руки идут в эту позу круговым движением, т. е. правая рука раскрывается на 2-ю позицию и встречается с левой на 1-й, после чего раскрываются в позу allongée, правая на 2-й позиции, левая наверху
5-6 из позы attitude effacée нога через passé переводится в большую позу effacée вперед (меняется épaulement), руки круговым движением принимают данное положение
7-8 из большой позы effacée вперед нога через passé идет в позу 3-й arabesque (руки проходят круговым движением)
9-12 tour lent в этой позе
13-14 руки переводятся в 4-й arabesque
15 plié в позе 4-й arabesque
16 soutenu en tournant en dehors, руки через 1-ю позицию поднимаются на 3-ю позицию. Левая нога приходит вперед
Движение исполняется с левой ноги. Несколько замечаний по исполнению.
Вся комбинация проделывалась обратно в обязательном порядке, в 1-й части в позе croisofe вперед tour lent исполнялся с маленькой рукой, т. е. на 1-й позиции.
Финал комбинации имел несколько концовок: I - soutenu en tournant en dehors, 2 - pas de bourrffe en tournant, 3 - tour с 4-го arabesque en dedans с руками на 3-й позиции.
При исполнении обратно, в конце второй части, поза croisœ вперед, затем руки переводятся в положение 4-го arabesque, ноги сохраняют свое положение. После pliff в этой позе можно исполнить tour en dehors.
Подъем ног во время исполнения адажио позволялся только чуть выше 90°, чтобы не нарушать правильного положения таза и выворотности поднятой ноги.
Движение головы сопровождает все переводы рук.
Представленная комбинация адажио может показаться, на первый взгляд, весьма традиционной. По современным понятиям, в ней нет большого набора количества движений на вращение, излишнего перемещения с места на место. Здесь скомпонован тот минимум полезных движений, который вырабатывает устойчивость, силу ног, выносливость, координацию. В классе Вазем экзерсис на середине начинался с такого трудного, чисто тренировочного адажио. Имелось несколько определенных вариантов таких адажио, куда входили четвертные, половинные и целые батманы, вынимание или поднимание ноги по четыре раза в позах effacffe и другие, им подобные. После сокращенного второго экзерсиса шли два адажио, композиционно построенные более разнообразно и красиво. Первое - на выдержку, второе - развивающее виртуозность. М.М. Михайлов, посещавший урок Вазем почти пять лет, считал, что это был урок в своем роде единственный и неповторимый. Отличался он от уроков других педагогов необыкновенной целеустремленностью и стандартными, раз и навсегда установленными композициями движений. Состав и перечень движений на ее уроке был один и тот же. По определенным дням недели менялись только стандартные варианты адажио и некоторые композиции pas аллегро. Варианты комбинаций, да и весь урок, преследовали две цели: первая - максимально развить и заставить безотказно работать мышцы ног, поясничной и брюшной полости; вторая -
выработать в танцах безукоризненную координацию тела. По словам Михайлова, комбинации были исключительно полезные в экзерсисе, адажио и аллегро. Проделывались эти комбинации в большинстве своем в чистом виде, то есть одно не смешивалось с другим. Адажио и комбинации экзерсиса выполнялись на полупальцах с частыми переходами на pliff, что помогало обрести в каждой позе устойчивость и уверенность. О Вазем-педаго-ге ходила молва, что она «знала особый секрет, как легко выполнять на сцене самые трудные движения классического танца» [4, с. 63]. Урок Вазем по нагрузке был одним из труднейших, что отмечали все посещавшие ее класс, в том числе и В.С. Костро-вицкая [7, с. 11-38]. Однако любой танцовщик, побывав в классе балерины, «имел возможность проверить, не обманываясь, свою профессиональную подготовленность» [4, с. 66].
ПРИМЕЧАНИЯ
I. Материалы по истории русского балета. - Т. I. / сост. Борисоглебский М.В. -М. - Л.: Ленинградское Государственное хореографическое училище, 1939.
2 Красовская В.М. Русский балетныш театр второй половины XIX века. -Л. - М.: Искусство, 1963.
3. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987.
4. Михайлов М.М. Жизнь в балете. - Л. - М.: Искусство, 1966.
5. Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. -Л. - М., 1937.
6. Шварц Е.Л. Телефонная книжка / сост. К.Н. Кириленко. - М.: Искусство, 1997.
7. Костровицкая В.С. Начало советской школы классического танца // Мастера балета - самодеятельности. - Вып. 2: Метод. пособие / сост. А.А. Соколов. -М.: Искусство, 1978.
Abstract
In this article is presented combination from pedagogical legacy of E.O. Vazem -Petipa's favourite ballerina, teacher, who's lesson was kind of «the Chamber of measures and weights» of ballet mastery.
Keywords: combination, lesson, Vazem, credo of teaching, legacy, adagio.