Научная статья на тему 'Постановка корпуса на вращение (с i по IV классы)'

Постановка корпуса на вращение (с i по IV классы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1417
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка корпуса на вращение (с i по IV классы)»

М. А. Грибанова, В. В. Пыжикова

ПОСТАНОВКА КОРПУСА НА ВРАЩЕНИЕ (С 1 ПО IV КЛАССЫ)

«Происхождение слова «пируэт» в точности неизвестно: может быть, оно вытекает из итальянского слова, означающего детский волчок, или же оно является каким-либо искажением греческого корня, обозначающего огонь. Огненный круг - вот что такое пируэт. Он должен быть исполняем с эмоциональным одушевлением, в стремительно бурном темпе».

А. Л. Волынский

Одним из важнейших элементов классического танца являются движения, при которых танцовщик совершает повороты вокруг своей оси, что принято называть «вращением». Повороты могут быть на 1/4 и 1/2 круга, на полный круг, а впоследствии 2 или более поворотов. Постановку корпуса на вращение необходимо начинать уже с первого года обучения, идя по пути от простого к сложному. Вращение будет невыполнимо без сохранения равновесия, без предварительной правильной постановки корпуса и соответствующего навыка для правильной работы головы во время вращения. Необходима также регулярная тренировка вестибулярного аппарата. В практике женского танца для обозначения поворота корпуса на одной ноге наиболее употребителен термин «Шиге». Мужской же танец сохранил название «пируэт».

Мы предлагаем рассмотреть успешно применяемую на практике последовательность изучения движений, позволяющих поставить корпус ученика на вращение буквально с первых шагов обучения.

Поскольку повороты и вращения (на полу) можно совершать только на «полупальцах» или «пальцах» (пуантах), то присту-

пать к постановке корпуса на вращение можно только после того, как ученики в достаточной степени способны стоять на высоких полупальцах в позициях классического танца, особенно в V позиции.

Рассматриваемые ниже движения предполагаются в исполнении с правой ноги, держась левой рукой за палку.

Первый класс

Палка.

1. Полуповороты в V п. с переменой ног на полупальцах у палки (вторая половина года):

а) demi-plié в V п. relevé на полупальцы, 1/2 поворота и закончить в demi-plié;

б) demi-plié в V п. relevé на полупальцы, 1/2 поворота и закончить в V п. на вытянутых ногах.

Музыкальный размер: 4/4.

Исполняется на один такт 4/4 (позже 2/4) по направлению к палке.

Исходная позиция - V п. (правая нога впереди), правая рука во II п., левая рука лежит на палке, голова повернута направо.

На затакт - demi-plié - в V п., рука остается во II п.

«Раз» - усиливая подтянутость корпуса (живот, ягодицы), вскочить на высокие полупальцы в предельно глубокой и выворотной V п., руки подхватываются в I п., голова прямо (en face);

«два» - поворот на 180° (к палке), ноги, сохраняя натянутость и усиливая выворотность пяток, меняются так, что левая нога оказывается впереди (при повороте доходит мизинцем до V п.). К окончанию поворота правая рука ложится на палку, левая рука открывается на II п. Голова в начале поворота задерживается, а в конце движения быстро поворачивается, меняя точку;

«три» - стоим;

«четыре» - а) закончить в demi-plié в V п., левая рука открывается во II п.

б) закончить движение без demi-plié в V п., пятки прижаты к полу.

Другие варианты счета:

Движение по направлению от палки. Левая рука держится за палку, правая нога в V позиции сзади. Во время поворота от палки ноги меняются, сохраняя предельную выворотность и натянутость.

Левая рука, снимаясь с палки, как бы с опережением движения идет на II позицию. Правая рука во время поворота сохраняет вторую позицию и опускается на палку по завершении поворота. Голова в начале поворота смотрит на правую руку, а во время поворота переводится на левую руку во II позиции. Музыкальный счет такой же, как и при исполнении поворота к палке.

Во время этих полуповоротов нужно также следить за тем, чтобы поворот корпуса совпадал с поворотом ног.

После того, как движение усвоено, его можно вводить в комбинации с другими движениями как связующий элемент.

Середина.

2. Полуповороты в Vп. с переменой ноги.

Музыкальный размер: 4/4.

Исполняется на 1 такт 4/4.

После того, как полуповороты в V позиции с переменой ног на полупальцах выучены у палки, их следует использовать в движениях на середине из положения épaulement croisé в croisé с другой ноги как связующее движение в различных комбинациях.

3. Повороты на полупальцах вокруг себя на одном месте в Vп. на середине зала (2-4 поворота).

Музыкальный размер: 2/4 и 3/8 (каждое движение на 1/8 м. долю).

Исходное положение - ноги в V п., руки на талии, голова прямо.

Корпус делает вращательное движение вокруг своей оси, ноги переступают по V п. на высоких полупальцах, руки на талии, голова остается и быстро возвращается в исходную точку.

1)«раз» - вскок; «два» - стоим; «три» - поворот; «четыре» - demi-plié.

2) «раз» - demi-plié «два» - вскок; «три» - поворот; «четыре» - demi-plié.

Примечание. Кисти рук на талии должны быть опущены в запястье, локти должны смотреть точно в стороны (не заводить назад).

После того, как движение усвоено, меняется положение рук: сначала в I п., позже в III п. (в III п. следить, чтобы локти не заводили вперед).

Эти же повороты в женском классе исполняются на пальцах. Предварительно, на два вступительных аккорда, нужно сделать relevé, подняв руки в I или III позицию, сохраняя все правила поворота на полупальцах.

Второй класс.

Палка.

4. Полуповороты в V п. с переменой ног на полупальцах к палке и от палки на 2/4.

Правила полуповорота сохраняются, как в первом классе, меняется счет: движение исполняется теперь на один такт 2/4.

«И» - demi-plié;

«раз» - вскок;

«и» - поворот;

«два» - demi-plié.

К концу на 74 поворот делается одновременно со вскоком, как можно глубже и выворотней.

5. Soutenu en tournant en dehors et en dedans у палки: V2 поворота, начиная носком в пол и на 45°.

Музыкальный размер: 4/4.

Исполняется на один такт 4/4.

Поворот к палке. Исходное положение - V п.

«И раз, и два» - сохраняя все правила soutenu (прошли в 1-ом классе), работающая нога открывается в строну II п. вытянутыми пальцами в пол, рука открывается через I п. на II п., голова на руку;

«и три» - подняться на полупальцах на опорной ноге, одновременно работающую ногу как можно глубже закрыть в V п. вперед, усиливая выворотность, голова быстро поворачивается в другую точку, руки через подхват собираются в I п.;

«и четыре» - demi-plié в V п., рука открывается на II п., голова на руку.

Поворот от палки. Сохраняются все правила исполнения движения, но работающая нога со II п. подтягивается в V п. назад, и поворот делается от палки.

Примечание. Следить, чтобы работающая нога не описывала дуг по полу, а возвращалась со II п. в V п. по прямой. Втягивая ногу в V п., удерживать подтянутость корпуса и поясницы, подобрать ягодичные мышцы. Поворот одновременно на двух ногах. Локти на подхвате подбираются, а кисть (с палки) идет вниз.

После того, как движение усвоено, его можно вводить в комбинации с battement fondu, battement frappé.

Другой вариант счета:

«и раз» - нога открывается;

«и два» - поворот;

«и три» - стоим;

«и четыре» - demi-plié.

Середина.

6. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из Vп. и со II п. (Одинpirouette факультативно).

Музыкальный размер: 4/4.

Исполняется на 1 такт 4/4.

Preparation из V п. Проучить движение необходимо сначала у палки, особенно en dedans (переход работающей ноги сзади на sur le cou-de-pied вперед - нога поднимается точно по опорной ноге, не отходит в сторону). Правила исполнения смотри на середине.

Проучив у палки, вышли на середину.

En dehors. Исходное положение - épaulement croisé V п., работающая нога впереди, руки в подготовительной позиции.

«И раз» - во время углубления demi-plié в V п. довернуться en face, руки через I п. открываются: соответствующая опорной ноге на II п. соответствующая работающей ноге остается в I п., голова поворачивается прямо;

«и» - во время углубления dem-plié кисть из I п. приоткрывается по направлению движения;

«два» - préparation: одновременный толчок с двух ног (на опорной ноге вскок на высокие полупальцы, работающая нога поднимается на завышенное sur le cou-de-pied - верхняя часть игры), руки соединяются в I п.;

«и три» - положение сохраняется;

«и четыре» - работающая нога, усиливая выворотность, переводится назад, - и одновременный спуск на две ноги в demi-plié в

V п. épaulement croisé, руки приоткрываются на II п.

En dedans. Сохраняются все правила исполнения préparation из

V п. en dehors. Но работающая нога в исполнении en dedans та, что находится сзади в V п. и при вскоке переводится вперед на sur le cou-de-pied (усиливая выворотность верха ноги и пятки), и, как уже было сказано выше, работающая нога, поднимаясь, не отходит в сторону от опорной ноги. Заканчивается движение одновременно на две ноги, работающая нога впереди.

Préparation к pirouette со II п. исполняется на 2 такта 4/4.

En dehors. Исходное положение - épaulement croisé V п., работающая нога впереди, руки в подготовительной позиции.

На затакт - вздох, demi-plié в V п.;

«и раз, и два» - вскок на высокие полупальцы в V п. с доворо-том en face, руки поднимаются в I п., голова поворачивается прямо;

«и три» - работающая нога активно открывается в сторону на 45°, руки открываются на II п.;

«и четыре» - положение сохраняется;

«и» - короткое, упругое demi-plié на II п., рука, соответствующая работающей ноге, закрывается с подхватом в I п., затем кисть через alonge показывает направление движения. Другая рука остается на II п., голова сохраняет положение en face;

«раз» - préparation: опорная нога, сохраняя выворотность, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога, усиливая выворотность верха ноги, поднимается на завышенное sur le cou-de-pied (верхняя часть икры), обе руки собираются в I позицию;

«и два, и три» - положение сохраняется;

«и четыре» - опуститься в demi-plié в V п. (работающая нога назад) одновременно на две ноги épaulement croisé, руки приоткрываются на II п.

En dedans. Исполняется по всем правилам préparation со II п. en dehors. Но в исходном положении в en dedans работающая нога находится сзади. Во время demi-plié на II п. в I п. закрывается рука, соответствующая опорной ноге. Заканчивая движение, работающая нога опускается вперед в V п.

Примечание. В préparation корпус должен быть подтянут, плечи раскрыты и опущены, ноги на полупальцах натянуты. Нога в положении sur le cou-de-pied развернута. Сначала движение исполняется отдельно в чистом виде.

7. Soutenu en tournant : 1/2 поворота en dehors et en dedans.

Движение уже проучено у палки. Для исполнения на середине soutenu en tournant сохраняются те же правила, что и у палки.

Движение исполняется в развитии: сначала на 1 такт 4/4 и, по мере усвоения, на 1 такт 2/4. Сначала поворот soutenu исполняется из положения носком в пол, затем из позы 45°. Руки играют большую роль, подхватываясь в I п. (со II п.), приходя на помощь ногам. Голову оставляем и быстро возвращаем.

8. Glissade en tournant по 1/2 поворота en dehors et en dedans.

Музыкальный размер; 2/4.

Вначале изучается каждая 1/2 поворота 1такт 2/4, затем все движение на 1 такт 2/4.

Первая V2 поворота. Исходное положение - ноги в V п. en face, руки в подготовительной позиции.

На затакт - demi-plié в V п., руки поднимаются в I п. и рука, соответствующая опорной ноге, открывается на II п., а другая остается в I п., голова поворачивается по ходу движения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«и» - работающая нога (передняя) вытягивается скользящим движением в сторону II п., опорная нога сохраняет demi-

plié, рука из I п., чуть запаздывая (почти одновременно с ногой), открывается на II п., голова повернута по ходу движения;

«раз» - одновременно с поворотом работающая нога встает на полупальцы в точке вытянутого носка, другая нога быстро подтягивается глубокую V п. сзади, руки меняются через подхват в I п., другая рука из I п. открывается на II п., голова остается по ходу движения;

«и» - положение сохраняется (спиной к зеркалу);

«два» - спиной: demi-plié в V п., руки сохраняют положение, голова поворачивается по направлению движения.

Вторая 72 поворота. В исходном положении работающая нога сзади, во время поворота опорная подтягивается в глубокую V п. вперед. Руки меняются. Голова поворачивается en face.

Движение исполняется в чистом виде, если учащиеся справляются, можно комбинировать с ron de jambe en l'air или battement fondu.

Пальцы.

9. Pas suivi en tournant.

В 1-ом классе уже прошли поворот на одном месте в V п. Сохраняются все правила pas suivi en tournant. Увеличивается количество поворотов (до 8), и движение исполняется в более быстром темпе.

Повороты можно включать в комбинации.

10. Полуповорот в Vп. на пальцах (с craisé на croisé).

Музыкальный размер: 1 такт 2/4.

Сохраняя все правила поворота в V п. на полупальцах (с croisé на croisé), движение исполняется на пальцах; может быть использовано как связующее.

«И» - demi-plié, руки приоткрываются на II п.;

«раз» - вскок, поворот;

«два» - demi-plié в V п. épaulement croisé.

Примечание. При исполнении движения на пальцах еще глубже и выворотнее plié V п., еще сильнее подтянуться наверх.

Третий класс.

Палка.

11. Полный поворот на полупальцах на двух ногах в Vп. к палке и от палки.

Музыкальный размер: 1 такт 2/4, затем на 74. каждое движение.

Сохраняются все правила полуповорота в V п., но на вскоке V позиция должна быть ещё глубже и выворотнее, ещё более подчеркивается подтянутость корпуса, руки более активно собираются в I п. через подхват, голова задерживается и быстро возвращается. На второй половине поворота происходит перемена ног.

Во время поворота от палки, в отличие от полуповорота от палки, обе руки соединяются через подхват в I позицию. Внимание к руке, которая подхватывается в I позицию с палки: ее локоть должен приподняться в I п., а не прижаться к телу. Эти повороты вводятся в различные комбинации с rond de jambe en l'air или battment fondu.

12. Полуповорот с подменой ноги на целой стопе и на полупальцах к палке и от палки в сочетании с различными упражнениями.

Полуповороты с подменой ноги изучаются у палки и исполняются на целой стопе и на полупальцах.

Движение к палке. Работающая нога открывается на II п. носком в пол, рука открывается на II п., голова на руку.

Работающая нога закрывается в V п. вперед, активно подменяя опорную ногу, и на ней, не задерживаясь (на легкой пятке, на подушечке), исполняется S поворота к палке. Опорная нога, сдерживая пятку, поднимается с низкого cou-de-pied до условного и открывается к окончанию поворота на II п. носком в пол. Рука со II п. с началом поворота проходит через I п. и кладется на палку, другая рука (с палки) через I п. открывается на II п. Голова меняется с одной руки на другую.

Движение от палки. Сохраняются те же правила поворота. Но нога со II п. на поворот закрывается в V п. назад, поворот делается от палки. Та нога, которая становится опорной, двига-

ет пятку вперёд. Работающая нога сдерживает выворотное колено.

На полупальцах одна нога сразу подменяет другую; нога, идущая на sur le cou-de-pied, активно разворачивается.

Примечание. Поворот обязательно исполняется с подменой одной ноги на другую и она сразу же поднимается на cou-de-pied, поэтому не должно быть 2-х ног одновременно на полу.

Движение разучивается в чистом виде с паузой и используется как связующее с petit battement в rond de jambe en l'air или battement fondu.

13. Полуповорот с tombé к палке и от палки.

Музыкальный размер: 4/4.

Исполняется на 4/4, затем на 2/4.

Проучивается сначала без открытия ноги, затем с открытием.

Движение к палке: работающая нога открывается в сторону II п. на 45°, голова на руку.

Работающая нога опускается в demi-plié (tombé). Подменяя опорную ногу, которая сразу поднимается на cou-de-pied сзади, рука опускается в I п. Исполняется поворот к палке. С началом поворота опорная нога с demi-plié вскакивает на высокие полупальцы, сильно вытянув колено, стараясь не свернуть пятку, при полной подтянутости бедер и корпуса; другая нога, усиливая выворотность, переводится сзади на sur le cou-de-pied вперед. Рука со II п. кладется на палку, подменяя другую, которая с окончанием поворота открывается на II п. Голова в сторону руки.

Движение от палки. На tombé нога закрывается назад, поворот делается от палки, опорная нога при вскоке на полупальцы активно двигает пятку вперед, колено работающей ноги сильно сдерживается, не позволяя бедру завернуться.

14. Preparation и pirouette с V п. en dehors.

Музыкальный размер: 4/4.

Исполняется вначале на 1 такт 4/4, затем на 1 такт 2/4, впоследствии будет исполнено на каждую 1/4.

En dehors. Исходное положение - ноги в V п., рука в подготовительной позиции.

«И раз» - demi-plié в V п., рука поднимается в I п., голова прямо;

«и» - усиливая demi-plié, делается толчок двумя пятками, рука показывает кистью направление движения;

«два» - вскок на опорной ноге на высокие полупальцы, работающая нога поднимается на cou-de-plié (верхняя часть икры), рука собирается через подхват в I п., голова прямо;

«и три, и» - положение сохраняется;

«и раз» - соскок: работающая нога, усиливая выворотность, опускается в V п. назад в demi-plié одновременно с опорной ногой, рука приоткрывается в маленькую I п.;

«и два» - demi-plié;

«и три, и четыре» - вытянуться.

En dedans. Сохраняются все правила preparation из V п. Но в начале движения работающая нога находится в V п. сзади. На demi-plié рука открывается на II п. в allongée и на вскоке собирается сразу в I п. (без подхвата). Работающая нога поднимается по опорной ноге сзади и переводится на sur le cou-de-pied вперед, сдерживая колено и усиливая выворотность пятки.

Pirouette. Сохраняются все правила preparation из V п. en dehors et en dedans.

Примечание. Соблюдать правила tour en dehors et en dedans: на en dedans - активная пятка (опорная), сдерживаем бедро. Руки в турах должны способствовать правильности поворота, снимаясь с палки вместе с поворотом корпуса.

Préparation и pirouette вводятся в комбинации с rond de jambe en l'air, frappe, petit battement.

15. Soutenu en tournant en dehors et en dedans (целый поворот), начиная носком в пол, и на 45° со всех направлений.

Исполняется по всем правилам soutenu и полного поворота. Из положения работающей ноги в сторону в пол или на 45°, опорная нога на demi-plié, исполняется поворот (по всем правилам) на двух ногах, в глубокой, предельно выворотной V п. Обратить внимание, чтобы ноги, руки, корпус и голова собирались на поворот одновременно.

Середина.

16. Soutenu en tournant en dehors et en dedans (целый поворот), начиная движение носком в пол и на 45°.

Сохраняются все правила исполнения soutenu en tournant у палки - ноги как можно глубже заводятся в V п., усиливая выворотность, производится поворот, руки на поворот соединяются в ь! п. через подхват, голова задерживается и быстро возвращается.

Движение исполняется через раз: en dehors, en dedans.

Примечание. На demi-plié голова повернута на руку (в сторону открытой ноги), затем переводится en face, поворот.

Движение комбинируется с battement fondu и с rond de jambe en l'air и др.

17. Pas glissade en tournant с продвижением в сторону по ¡/2 поворота и целому повороту.

Pas glissade en tournant в сторону по 1/2 поворота уже прошли во 2-ом классе. В pas glissade en tournant по целому повороту сохраняются все правила исполнения движения. Но нога, которая при S поворота не менялась, подтягиваясь в V п. при целом повороте, меняется. Руки за время целого поворота меняют одна другую из I п. во II п. через подхват.

Примечание. Plié перед переходом углубляется, руки меняются через подхват. При изучении целого поворота очень важна точная координация корпуса, ног и рук. Качество исполнения зависит от выворотности, натянутости ног, правильного положения рук и активного поворота головы во время исполнения движения.

Движение изучается в чистом виде (самостоятельное), а затем в различных комбинациях.

18. Preparation к pirouette и pirouette с IV п. en dehors et en dedans с окончанием в V п.

Музыкальный размер: 1 такт 4/4.

Исполняется на 1 такт 4/4 или на 4 такта 3/4.

Сначала движение проучивается en face, по усвоении -épaulement.

En dehors. Исходное положение - ноги в V п., руки в подготовительной позиции.

«И» - demi-plié;

«раз» - опорная нога поднимается на высокие полупальцы, одновременно работающая нога поднимается на cou-de-pied (верхняя часть икры), руки поднимаются в I п., голова прямо;

«и» - положение сохраняется;

«два» - опорная нога на demi-plié, работающая, усиливая выворотность, отводится назад и, вытягивая колено, ставится в IV п., руки принимают положение III arabesque;

«и» - demi-plié в IV п.;

«три» - усилив demi-plié, вскок, руки закрываются в I п.;

«четыре» - соскок одновременно на две ноги в V п., руки приоткрываются в заниженную I п.

Перед вскоком plié усиливается, перед соскоком надо еще сильнее подтянуться наверх, перед pirouette (во время углубления plié) руки собрать в I п.; перед pirouette нельзя сворачивать пятку опорной ноги.

En dedans. Меняется положение рук в IV п. - рука, соответствующая работающей ноге, открывается на II п., соответствующая опорной ноге, остается на I п. Сначала проучивается ход работающей ноги на cou-de-pied по прямой (самым коротким путем), позже через II п. 45° (dégagé).

Изучаются три вида preparation к pirouette en dedans:

1. через battement tendu вперед в IV п.;

2. через dégagé вперед;

3. с croisé на croisé через passé.

Рука в pirouette en dedans перед вскоком в поворот из I п. отводится по направлению движения, затем обе руки на вскок собираются в I п.

Примечание. Во время demi-plié перед tour необходимо углубить plié, сохранять ровность плеч и бедер, следить, чтобы стопы во время вскока не сворачивались, необходимо вместе с началом поворота корпуса перенести центр тяжести на опорную ногу. В en dehors активно отводится бедро и сдерживается

пятка, в en dedans - активная пятка, сдерживается бедро. Руки активно собираются в I п., не отстают от поворота и придают телу вращательный посыл: берут так называемый «fors». Обязательным условием исполнения tour является четкий поворот головы с возвратом в исходную точку. Главной задачей является выработать целостность позы при вращении.

19. Préparation к pirouette и pirouette с II п. и V п. en dehors et en dedans с окончанием в V п.

Движение уже прошли во 2-ом классе. Сохраняются все правила исполнения, сдвигаются только темпы.

Пируэт исполняется из V п. на один такт 2/4.

«И» - demi-plié;

«раз» - вскок;

«и» - demi-plié;

«два» - pirouette.

Со II п. на один такт 4/4.

«И» - demi-plié;

«раз» - вскок в V п.;

«и два» - открыть ногу на II п. 45°;

«и» - demi-plié, толчок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«три» - pirouette;

«и четыре» - demi-plié.

Пальцы.

20. Pas assemble soutenu en tournant en dehors et en dedans по 1/2 и целому повороту.

Сохраняются все правила исполнения движения на полупальцах - поворот на двух ногах в V п., V п. как можно глубже и выворотнее, руки через подхват собираются в I п.

Сначала исполняется с остановками, по мере усвоения (к концу года) - подряд.

Примечание. Для исполнения на пальцах необходимо еще сильнее подтягиваться наверх (корпус, бедра). Нога открывается и закрывается в сторону точно по прямой, сохраняя выворотность.

Движение исполняется в чистом виде (для развития координации вращения) и как связующее.

21. Pas glissade en tournant по 1/2 и целому повороту с продвижением в сторону.

Сохраняются все правила исполнения движения на полупальцах. Исполнение на пальцах требует еще сильнее подтягивать корпус и бедра наверх, как можно глубже и выворотнее заводить ноги в V п. на поворот.

Движение исполняется в чистом виде и как связующее.

22. Sissonne simple en tournant по 1/4 поворота.

Музыкальный размер: 4/4.

Каждое движение исполняется на 1/4.

Sissonne simple en face et epaulement прошли во 2-ом классе. Сохраняя все правила исполнения движения, добавляется поворот по 1/4. Поворот может быть по точкам 2, 4, 6, 8, либо 3, 5, 7, 1. Сначала движение исполняется в чистом виде: одно entournent, другое в эту же точку, т. е. смена точки через раз. Затем можно исполнять entournent, меняя точку каждый раз. Руки могут быть в маленьких позах или больших. Необходимо соблюдать правила поворота: на en dehors - активное работающее бедро, сдерживается опорная пятка, на en dedans - активная опорная пятка, сдерживается работающее бедро; поворот должен происходить во время вскока, на plié пятка не сворачивается. Поворот корпуса должен совпадать с движением ног.

23. Préparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из V п.

Музыкальный размер: 4/4.

Каждое движение исполняется на j.

Сохраняются все правила исполнения движения на полупальцах. Исполнение на пальцах требует, чтобы опорная нога делала активный вскок на пальцы. Следить за активным соскоком в V п. одновременно двумя ногами, начиная его из точки 8 в V п.

24. Préparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из IV п.

Музыкальный размер: 4/4.

Исполняется на 1 такт 4/4.

Сохраняются все правила исполнения pirouette на полупальцах (см. № 18). Обращая внимание на еще более подтянутый корпус, активный вскок на пальцы и соскок двумя ногами в аккуратную V позицию, соблюдая все правила pirouette en dehors и en dedans.

Четвертый класс.

Палка.

25. Préparation к tours и tour с temps rélevé на 45°.

En dehors. Опорная нога на demi-plie, работающая нога с завышенного cou-de-pied (рука в I п., голова прямо) низом ноги отрывается как бы на efface (верх ноги неподвижен). Углубляя plié в опорной ноге, работающую ногу открыть точно до стороны, и не сворачивая выворотного верха ноги, точно по прямой закрыть на sur cou-de-pied. Рука одновременно с ногой открывается по направлению движения и на tour четко собирается в I п.

En dedans. Еще крепче держать работающее бедро во время вывода низа ноги на effacé. Со стороны нога идет точно по прямой на sur le cou-de-pied, следить, чтобы нога не заводилась вперед.

Сначала движение исполняется на один такт 4/4.

«И раз, и два» - demi-plié и одновременно выводится работающая нога;

«и три» - tour;

«и четыре» - demi-plié в V п.;

По мере усвоения, на один такт 2/4.

«Раз» - demi-plié;

«и» - углубили plié;

«два» - tour.

При соблюдении точной координации работы ног, рук и головы выполнение тура становится реальным.

26. Soutenu en tournant en dehors et en dedans (1/2 и целый поворот), начиная со всех направлений ноги на 90° и с больших поз.

Движение уже прошли в 3-ем классе на 45°. Сохраняются все правила исполнения движения. Работающая нога открывается

на 90° и в большие позы. На поворот работающая нога активно собирается в глубокую и предельно выворотную V п., руками од-

новременно берется fors на поворот. Движение исполняется и с plie, и с полупальцев. Собирая ноги в V п., усилить подтянутость бедер.

27. Tour sur le cou-de-pied en dehors et en dedans, начиная из положения ноги в сторону на 45°.

Для исполнения этого tour работающая нога должна быть открыта в сторону на 45°, поэтому исполнение этого тура можно включать в комбинации с fondu или rond de jambe en l'air.

En dehors. На опорной ноге делается demi-plié, работающая нога на 45°, рука на II позиции, кисть поворачивается в allongee. Затем берётся tour: опорная нога активно вскакивает на полупальцы, а работающая нога закрывается на sur le cou-de-pied точно по прямой. При этом опорная пятка не должна свернуться, а работающее колено должно активно раскрываться. Руки собираются в I позицию. Рука, идущая с палки, берёт fors, подхватывая локоть.

En dedans. На вскоке активно двигается опорная пятка, работающая нога на sur le cou-de-pied идет точно по прямой, бедро работающей ноги сдерживается. Fors берёт рука, которая находилась во II позиции. Движение изучается на 2/4, затем на 1/4.

28. Tour tire-bouchon en dehors et en dedans из Vп.

Сохраняются все правила исполнения tour из V п. В tour tire-

bouchon носок работающей ноги находится на уровне колена (нога поднимается активно). Руки принимают положение III п.: свободная рука поднимается из I п. через II п. в III п., с палки рука сразу поднимается в III п.

Исполняется на 2/4 , затем на 1/4.

Середина.

В четвертом классе начинается изучение Préparation к tour в больших позах.

а) б la second en dehors et en dedans со II п. ;

б) в больших позах со IVп. en dehors et en dedans.

Музыкальный размер 4/4.

Исполняется на два такта 4/4.

а) En dehors. Исходное положение - ноги épaulement croisé в V п., руки в подг. п.

Затакт - вздох кистями, demi-plié.

«Раз, и два» - вместе с поворотом en face активный подъем на высокие полупальцы в V п., руки поднимаются в I п., голова прямо;

«и три» - центр тяжести передается на опорную ногу, работающая нога активно поднимается на 90°, руки открываются на II п.;

«и четыре» - положение сохраняется.

«И» - упругое demi-plié на II п., рука, соответствующая работающей ноге, через подхват закрывается в I п., центр тяжести распределяется на две ноги;

«раз, и два, и три» - вскок в то же положение (работающая нога на 90°, руки на II п.);

«и четыре» - работающая нога опускается в V п. назад в demi-plié épaulement croisé, руки в подготовительном положении.

En dedans. Все правила исполнения сохраняются. Работающая нога в исходном положении находится сзади. Во время demi-plié на II п., в I п. закрывается рука, соответствующая опорной ноге.

Примечание. Подтянутый, стройный и ровный корпус облегчает подъем на полупальцы. На вскок нога активно открывается на ту высоту, на которой может зафиксироваться (особенно важно для tour). Обязательна точная координация рук.

б) Préparation для tours в большие позы an dehors и en dedans:

1) через battement tendu вперед в IV п.;

2) через tombée вперед в IV п.;

3) через passé c croiséée на croisé в IV п.;

4) VI port de bras, с окончанием в IV позицию.

Из preparation en dehors изучаются preparation к tours в позы attitude croisée Ш arabesque croisée вперед с переходом через plié на ногу, которая находится в IV п. сзади.

Из préparation en dedans изучаются préparation к tours en dedans в позы I, II arabesque, attitude effacée a la séconde, в

последующих классах в позу croisé вперед через rond. Из этого же préparation, но с переходом на ту ногу, которая находится сзади в IV позиции, через вытянутый носок изучается préparation, к tour en dehors a la séconde и effacée вперед.

Примечание. Внимательно следить за точной координацией передачи центра тяжести корпуса на опорную ногу во время вскока на полупальцы с активной отдачей от пола, фиксируя опорную ногу на высоких, выворотных полупальцах, сохраняя равновесие. Очень полезно впоследствии, опустив опорную пятку на пол, сделать tour lent в этой позе.

29. Два tours en dehors et en dedans со II п. И IV п с окончанием в V п. и IV п.

Plié на два tour должно быть более глубоким, force более активным, и более сильная подтяжка кверху, более активная работа головы. Соскок может быть и в V п. и IV п., руки - по заданию педагога.

Движения можно сочетать и en dehors и en dedans, можно использовать как концовку любой комбинации (и в прыжках).

30. Tour tire-bouchon en dehors et en dedans с Vп. и IVп.

Сохраняются все правила исполнения tour tire-bouchon у

палки - работающая нога активно поднимается на cou-de-pied на уровень колена, руки поднимаются в III п., каждая со своего положения по прямой (или та рука, которая в I п. открывается через II п. в III п.).

В en dehors руки идут сразу в III п.

В en dedans в ногах более широкая IV п., на passé работающая нога принимает сразу высокое положение на уровень колена (без degagé в сторону).

31. Préparation к tours en dehors et en dedans с grand plié с I п. и V п.

Этот préparation изучается для того, чтобы выработать устойчивость на полупальцах после быстрого вскока с grand plié. Пятки, приподнятые при исполнении grand plié, оторваны от пола

и задачей является вскочить с низких полупальцев на высокие, не ставя пятки на пол. Работающая нога активно, усиливая выворотность, поднимается на завышенное cou-de-pied.

Кисти руки чуть задерживаются при опускании вниз и активно подхватываются в I позицию во время вскока. Усиливая подтянутость корпуса, облегчается подъем на полупальцы.

Примечание. В мужском классе на grand plié может быть одна рука в I п., другая на II п., затем из I п. открывается на II п., со вскоком обе руки собираются в I п. через подхват.

32. Soutenu en tournant (V2 и целый поворот), начиная со всех направлений ноги на 90° и с больших поз.

Сохраняются все правила исполнения движения у палки. (см. «Soutenu en tournant у палки»).

33. Pas glissade en tournant с открыванием ноги вперед по диагонали.

Музыкальный размер: 2/4.

Исполняется на один такт 2/4.

По усвоении pas glissade en tournant в сторону, его изучают по диагонали вперед.

Исходное положение - épaulement effacé.

Затакт - demi-plié, работающая нога скользящим движением открывается вперед по диагонали, руки через I п. открываются в III arabesque, голова по ходу движения;

«раз» - glissade с поворотом в V п. по всем правилам, руки собираются в I п. без подхвата;

«два» - demi-plié в V п.

Примечание. Вставать в предельно выворотную глубокую V п., с вытянутыми коленями и втянутыми ягодичными мышцами. После поворота обязательно сделать demi-plié в V п., только потом открывать ногу для следующего glissade. Следить, чтобы поворот заканчивался точно на effacé, чтобы работающая нога открывалась по прямой, а не через rond. Ни в коем случае во время поворота не переступать ногами: поворот исполняется как одно целое. После поворота (на 2-х ногах) тяжесть корпуса остается на той ноге, которая оказалась сзади.

Когда движение проучено, можно делать glissade подряд (4-8 раз), без plié в V позиции, открывая ногу из V позиции на пальцах сразу на effacé вперёд. Другая нога на plié. Координация движения рук, ног и головы определяет в дальнейшем скорость поворота.

34. Tours chaоnés (4-8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Движение состоит из цепочки вращений по полповорота на каждой ноге. Оно делается вперед по диагонали по полувывортной I п. по полповорота каждый шаг.

Для стремительных и точных chaоnés очень важно соблюдать равномерность поворотов, ноги не должны расходиться, колени вытянуты, на полном подъеме (стопы), необходимо сильно подтянуть корпус и поясницу.

Изучается сначала как самостоятельное движение по 2, 4, 6 и 8 движений. Впоследствии используется как окончание комбинаций или связующее с другими вращательными движениями, как, например, Pas glissade en tournant по диагонали.

35. Tour с V п. по одному подряд (8).

Движение уже пройдено в 3-ем классе. Сохраняются все правила исполнения. В 4-ом классе делается непрерывно 8 tour подряд. Если tour делается в непрерывном ряде, работающая нога каждый раз ставится вперед в V п. Вскок - соскок делается точно с 2-х ног и на две ноги. Соскок необходимо начинать делать с точки 8.

Пальцы.

36. Sissonne simple en tournant по 1/4 и 1/2 поворота.

В 3-ем классе это движение уже прошли (по V4. поворота). Сохраняются все правила исполнения движения. Поворот на вскоке - перемена точки на вскоке. Руки, по заданию педагога, и низкие, и высокие. На 72 поворота более сильный толчок.

37. Pas glissade en tournant с открыванием ноги вперед, с продвижением по диагонали (4-8).

Сохраняются все правила исполнения движения на полупальцах (см. № 33). Исполнение на пальцах требует более сильной подтянутости корпуса, поясницы, бедер и более активной работы головы.

38. Tour en dehors et en dedans с IV п. (1-2).

Сохраняются все правила исполнения движения на полупальцах. (см. № 29). Движение проучивается сначала en face, по усвоении - épaulement. Стоим в IV п. больше на передней ноге, на demi-plié необходимо сесть на две ноги поглубже, взять сильнее форс для двух tour. Во время tour работающее бедро должно быть выворотно. Еще сильнее подтянуться наверх.

В en dedans существует два вида preparation в IV позиции: через dégagé вперед и через passé назад, c croisé на croisé, а также два приема вскока на tour:

1) углубляя plié, открыть руку из I п. по направлению II п., на вскоке собрать руки в I п., работающую ногу по прямой сразу на завышенное sur le cou-de-pied;

2) работающая нога открывается в сторону через dégagé и оттуда закрывается на sur le cou-de-pied.

39. Tour en dehors с V п. По одному подряд (4-8), (см. № 35).

На пальцах движение исполняется с более подтянутым корпусом, активный вскок, соскок на две ноги. Можно попробовать добавить количество до 16.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, чем грамотнее и устойчивее будет поставлен корпус ученика, начиная с первых шагов обучения классическому танцу, тем легче будет постановка вращения. Идя от самых простых полуповоротов, постепенно, впоследствии до самых сложных туров и пируэтов, ученики смогут хорошо и виртуозно овладеть техникой вращения.

«Танцовщица поднялась на пальцы ... Все устремлено вверх, при легком и тонком соприкосновении пальцев с полом. Взяв форс руками, танцовщица делает круг, не срываясь с места. Таковы внешние черты обыкновенного пируэта»1.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Волынский А. Л. Книга ликований. М.: Артист, режиссер, театр, 1992. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.