Научная статья на тему 'ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПО / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаровский Л.В.

Введение. Динамика вызовов и рисков, с которыми сталкивается система профессионального образования России, требует поиска ответов на них в более широком контексте, включающем ее собственный исторический опыт. Цель. Актуализировать особенности советского опыта оценки содержания деятельности педагогических работников системы профессионального образования. Методы. Анализ научных публикаций и исторических источников в сфере профессионального образования и труда с применением историко-генетического и системного методов, обобщение и систематизация полученных выводов. Результаты. Проанализированы экспертные мнения, зафиксированные в отечественных публикациях и архивных материалах 1970-1980-х гг. Определены причины относительного отставания оценки социально-значимых результатов обучения в позднесоветский период от профессиональных, выявлены подходы к решению этой проблемы, намеченные в ходе деятельности Всесоюзной отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Проблемы оптимизации подготовки инженерно-педагогических кадров», обозначены возможные пути их актуализации в направлении учета формирования социально значимых компетенций выпускников. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе модернизации системы подготовки и оценки профессионально-педагогических кадров России. Финансирование. Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE DOMESTIC EXPERIENCE OF ASSESSING THE COMPETENCE OF TEACHERS OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

Introduction. The dynamics of challenges and risks faced by the Russian vocational education system requires a search for answers in a broader context, including changes in approaches to labour market regulation and improving the content of vocational education. Аim. To identify elements of the domestic experience of assessing the competence of pedagogical personnel that have the potential to be updated in the process of developing a methodology for assessing the results of teachers’ activities adequate to modern challenges, aimed at forming socially significant competencies of graduates of vocational education organisations. Methods. Analysis of scientific publications and historical sources in the field of education and labour using historical-genetic and systematic methods, generalization and systematization of the findings. Results. The expert opinions recorded in domestic publications and archival materials of the 1970s and 1980s were analysed. The reasons for the relative lag in the late Soviet period between the development of methods for assessing socially significant learning outcomes from professional ones were identified; scientific approaches to solving this problem were outlined in the course of the activities of the research laboratory “Problems of optimising the training of engineering and pedagogical personnel” as well as possible ways of their actualization in solving these problems. Practical significance. The results of the study can be used in the process of modernization of the system of training of professional and pedagogical personnel in Russia. Funding. The article was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation “Development of a model for the formation and improvement of the skills of teaching staff, including the development of a methodology for modern assessment of the professional competence of teaching staff of the vocational education system based on monitoring of the educational sphere and the labour market” (applied research, No. 073-00104-22-01).

Текст научной работы на тему «ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.51.4.005 Научная статья

ACCESS

Из отечественного опыта оценки деятельности педагогических работников системы профессионального образования

Л. В.Захаровский1 к

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Российская Федерация н konung-75@mail.ru

Аннотация

Введение. Динамика вызовов и рисков, с которыми сталкивается система профессионального образования России, требует поиска ответов на них в более широком контексте, включающем ее собственный исторический опыт. Цель. Актуализировать особенности советского опыта оценки содержания деятельности педагогических работников системы профессионального образования. Методы. Анализ научных публикаций и исторических источников в сфере профессионального образования и труда с применением историко-генетического и системного методов, обобщение и систематизация полученных выводов. Результаты. Проанализированы экспертные мнения, зафиксированные в отечественных публикациях и архивных материалах 1970-1980-х гг. Определены причины относительного отставания оценки социально-значимых результатов обучения в позднесоветский период от профессиональных, выявлены подходы к решению этой проблемы, намеченные в ходе деятельности Всесоюзной отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Проблемы оптимизации подготовки инженерно-педагогических кадров», обозначены возможные пути их актуализации в направлении учета формирования социально значимых компетенций выпускников. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе модернизации системы подготовки и оценки профессионально-педагогических кадров России.

Финансирование. Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).

Ключевые слова: государственная политика в области воспроизводства трудовых ресурсов, среднее профессиональное образование, СПО, компетенции, ценностные основы профессионального образования, методика аттестации педагогических работников

© Захаровский Л. В., 2022

Для цитирования: Захаровский Л. В. Из отечественного опыта оценки деятельности педагогических работников системы профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 4. С. 69-81. ИПрБ://^. 0гд/10.52944/Р0РТ.2022.51.4.005

Статья поступила в редакцию 18 октября 2022 г.; поступила после рецензирования 4 ноября 2022 г.; принята к публикации 10 ноября 2022 г.

Original article

From the domestic experience of assessing the competence of teachers of the vocational education system

Leonid V. Zakharovsky1 K

1 Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation

H konung-75@mail.ru

Abstract

Introduction. The dynamics of challenges and risks faced by the Russian vocational education system requires a search for answers in a broader context, including changes in approaches to labour market regulation and improving the content of vocational education.

Aim. To identify elements of the domestic experience of assessing the competence of pedagogical personnel that have the potential to be updated in the process of developing a methodology for assessing the results of teachers' activities adequate to modern challenges, aimed at forming socially significant competencies of graduates of vocational education organisations.

Methods. Analysis of scientific publications and historical sources in the field of education and labour using historical-genetic and systematic methods, generalization and systematization of the findings.

Results. The expert opinions recorded in domestic publications and archival materials of the 1970s and 1980s were analysed. The reasons for the relative lag in the late Soviet period between the development of methods for assessing socially significant learning outcomes from professional ones were identified; scientific approaches to solving this problem were outlined in the course of the activities of the research laboratory "Problems of optimising the training of engineering and pedagogical personnel" as well as possible ways of their actualization in solving these problems. Practical significance. The results of the study can be used in the process of modernization of the system of training of professional and pedagogical personnel in Russia.

Funding. The article was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation "Development of a model for the formation and improvement of the skills of teaching staff, including the development

of a methodology for modern assessment of the professional competence of teaching staff of the vocational education system based on monitoring of the educational sphere and the labour market" (applied research, No. 073-00104-22-01).

Keywords: pedagogical competencies, secondary vocational education, TVET, history of vocational education, certification of teachers

For citation: Zakharovsky, L. V. (2022). From the domestic experience of assessing the competence of teachers of the vocational education system. Vocational Education and Labour Market, 10(4), 69-81. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.51.4.005

Received October 18, 2022; revised November 4, 2022; accepted November 10, 2022.

Введение

Обращаясь к широко обсуждаемой сегодня проблеме оценки деятельности педагогических работников, не стоит ограничиваться анализом литературы последнего десятилетия. История развивается по спирали. Как известно, на внешней стороне легендарного перстня Соломона было начертано «Все проходит», а на внутренней (сокровенной) - «Ничто не проходит». Сегодняшний рост внимания к советскому прошлому побуждает обратиться к публикациям и архивным материалам периода «зрелого социализма», то есть 1970-1980-х гг., убеждающим в плодотворности и перспективности актуализации их содержания.

Цель статьи - актуализировать советский опыт в оценке деятельности педагогических работников системы профессионального образования, которая в значительной степени сосредоточена на формировании социально значимых компетенций как стержня всей педагогической деятельности, или, как настаивает В. И. Слободчиков в своем экспертном мнении об антропологическом смысле профессионального образования, на «взращивании "собственно человеческого в человеке"» (Слободчиков, 2020).

Публикации, обсуждаемые в статье, представляются репрезентативными, знаковыми. Отбор же неопубликованных материалов определяется широкими возможностями Государственного архива Свердловской области (далее - ГАСО), хранящего свидетельства истории не только важнейшего индустриального региона, но и всей страны, с регионами которой Свердловская область была теснейшим образом переплетена неисчислимыми связями. Воспользовались мы и возможностями архива Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), созданного в 1979 г. (прежнее название -Свердловский инженерно-педагогический институт), в котором велись активные исследования по интересующей нас теме. Опираясь на результаты данных исследований, вуз осуществлял подготовку педагогических кадров для профессиональных училищ и заводских центров подготовки рабочих всего Советского Союза.

Параллельно с изучением архивных материалов проведен анализ более поздних публикаций, относящихся к постсоветскому периоду оте-

чественной истории. Среди них работы, исследующие потенциал аттестации как инструмента повышения эффективности управления образовательными системами (Кирова, 2002; Ковина, 1997; Самсонов, 2000); инструмента управления качеством образования (Булынский, 2001; Молчанов, 1998); инструмента повышения профессионализма и творческих способностей педагогических кадров (Зотова, 2008; Кузьмина, 2018; Татарченкова, 1999).

Методы

Методология нашего исследования сводится к экспликации, реконструкции и ретрансляции особенностей советского опыта оценки деятельности педагогических работников периода «зрелого социализма» как заслуживающего не только академического исторического внимания, но и дающего немало оснований к его использованию в современных условиях.

Результаты и обсуждение

Значение формирования социально значимых компетенций выпускников

Проблема совершенствования оценки деятельности педагогических работников, конечно же, в значительной степени коррелирует с теорией и практикой оценивания результатов, сформированных у обучающихся профессиональных образовательных организаций в ходе и по итогам реализации образовательных программ. Особенно актуальной и недостаточно изученной остается оценка личностных качеств всех участников образовательного процесса, в том числе педагогов (Шерина, Денисова, 2021). Наиболее весомой причиной затруднений в этой оценке выступает ориентация лишь на рыночный спрос («успешность») при целеполагании, фактическое размывание системы воспитательной работы, наблюдавшееся в условиях идеологического, ценностного вакуума последних десятилетий, в контексте которого закономерным стало снижение социального престижа и авторитета самих педагогических работников.

В советский же период неразрывная связь профессионального и социального компонентов в процессе формирования будущего работника получила и научное осмысление, и практическое выражение: она учитывалась как в ходе обучения, так и при планировании его результатов. Профессиональная компетентность работника, его умение квалифицированно выполнять свою специализированную работу не должно нарушать принцип всестороннего развития личности (Филиппов, 1980). Исходя из этого, выделяли два обязательных аспекта требований к качеству профессионального образования - производственно-необходимый уровень (профессиональное образование рассматривалось как ориентированное на «усредненный» уровень требований для различных производств и профессий) и, как он долго именовался, политехнический (направленный как раз на всестороннее развитие человека).

Результаты образования, в том числе и профессионального, оценивались с учетом многих его социальных эффектов, которые педагог профессионального училища обязан был учитывать, от них зависела и его репутация, находящая отражение в регулярных устных и письменных «Характеристиках», хранящихся в личном деле работника, и в итогах аттестации, введенной в практику в 1972 г.

Вся система взаимоотношений при реализации образовательного процесса строилась с обязательным учетом социальных эффектов:

1) воздействие образования на усиление социальной однородности общества (подъем уровня общего образования и квалификации трудящихся рассматривался в качестве фундаментальной предпосылки преодоления классовых различий, сближения социальных слоев и групп);

2) воздействие образования на процесс преодоления существенных различий между городом и деревней (повышение квалификации сельских жителей рассматривалось как необходимая предпосылка индустриализации и интенсификации сельскохозяйственного производства);

3) воздействие образования на процесс преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом (превращение колхозников в агрономических работников);

4) роль образования в процессе формирования всесторонне развитой личности (в условиях научно-технической революции квалифицированный работник должен не только освоить соответствующие программы обучения, но и овладеть методами усвоения новых знаний в процессе работы) (Жамин, 1979).

Атмосфера спонтанной и постоянной, не обязательно документировавшейся оценки деятельности педагогов мобилизовывала их усилия в социально востребованном направлении. В то же время в ходе социологических опросов тех лет (даже весьма ограниченных территориально и хронологически) о мотивах поступления в то или иное учебное заведение и профессиональных планах выявлялись далеко не только позитивные тенденции: рост территориальной неоднородности в развитии сети учебных заведений (приводившей к разной степени доступности получения профессионального образования), снижение доли выпускников дневных школ, поступающих на обучение в профессионально-технические учебные заведения (Плясовских, 1987), падение престижа профессионально-технического образования в обществе, в том числе среди молодежи (что приводило к систематическому невыполнению профтехучилищами планов наборов контингента и необходимости комплектования корпуса педагогов за счет прикомандирования кадров с промышленных предприятий, от их парторганизаций).

Современное понимание социальных эффектов образования позволяет более многогранно рассмотреть выполнение системой профессионального образования ее социальных функций, например:

- «социального миксера», «перемешивающего» в одном коллективе детей из разных социальных групп для приобретения опыта взаимодей-

ствия, выстраивания конструктивных отношений и предотвращения социальных потрясений;

- «социального парника», обеспечивающего заданное качество социально-личностного созревания индивида в специально сконструированных социально-психологических и организационно-педагогических условиях с учетом индивидуальных особенностей и пределов психофизиологических возможностей обучающихся;

- «социального сита» ... которое тестирует и просеивает, отбирает и распределяет индивидов по различным социальным стратам и позициям;

- «социального лифта», обеспечивающего социальную мобильность (Голиков, 2012).

То, насколько профессиональная образовательная организация обеспечивает исполнение этих функций, зависит от вклада в ее работу каждого педагога. Сформировавшееся в советской научной литературе и получившее дальнейшее развитие в современный период представление о целом комплексе социальных эффектов образования, в том числе профессионального, их неразрывной связи с собственно профессиональной подготовкой обучающихся и взаимовлиянии, служат веским обоснованием необходимости учета социальных эффектов в совокупности инструментов оценки деятельности педагогических кадров.

Первые подходы к возникновению такого инструментария наметились еще в советский период, однако в то время они были ориентированы на уровень учебных заведений в целом, без особой персонализации роли их педагогических работников. Итоги проверок училищ комиссиями партийно-государственных органов различного уровня и в разное время неизменно включали в число наиболее значимых недостатков различные упущения в деятельности, влекущие именно социальные эффекты, - от нарушений при приеме на обучение воспитанников детских домов до недостаточного уровня общественно-политической активности учащихся.

Формирование такого деперсонифицированного подхода при проверках было в немалой степени обусловлено хроническим дефицитом педагогических кадров в системе советского профессионально-технического образования. Так, в 1950-е гг. основное звено подготовки кадров мастеров (индустриально-педагогические техникумы) обеспечивало лишь 50% потребности в них. Ситуацию осложняло и то, что происходил экономически (фактически, рыночно) мотивированный отток квалифицированных преподавателей ПТУ в сферу промышленного производства, росли показатели самовольного выбытия прибывающих по распределению преподавателей. Так, «Главное управление [трудовых резервов] по плану распределения должно было направить [в Свердловскую область - Л. З.] в 1957 г. 144 человека. Фактически прибыло 100 человек ... Часть выпускников техникумов, прибыв в учебные заведения с направлением Главного управления и приказом областного управления, самовольно выбыли из училищ и школ»1.

1 ГАСО. Ф. Р-2203. Оп.1. Д.478. Л. 14.

«Местные партийные организации в ответ шли путем мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы в профтехобразовании. При этом не учитывались ни распространение латентно-рыночного сознания в рабочей среде, ни специфика творческого по природе труда преподавателя, требующего не только узкопрофессиональной подготовки, но и призвания, способностей, коммуникационных навыков и т. д. Пример Свердловской области показывает, что проблема педагогических кадров обострялась: в 1965 г. по сравнению с 1959 г. количество мастеров и преподавателей, имеющих лишь общее среднее или неполное среднее образование, увеличилось с 972 до 1206» (Захаровский, 2015). Этот негативный опыт также стоит учесть в современных условиях актуализации мобилизационных мер.

Переход подготовки педагогов и оценки их деятельности на научно-институциональные основы

Проблема качества педагогического корпуса долго оставалась весьма острой. Поэтому к 1979 г. инженеры-педагоги для профтехучилищ СССР привлекались уже не только с предприятий, но и целенаправленно готовились в 34 вузах. Введение аттестации инженерно-педагогических работников мотивировало их к самообразованию. Наконец, в 1979 г. была реализована идея создания института, специально предназначенного для подготовки инженерно-педагогических кадров, высказанная еще в 1966 г. начальником Свердловского областного управления профтехобразования С. А. Заложневым (Леднев, 2004). В г. Свердловске открылось первое в стране специализированное высшее учебное заведение системы профессионально-педагогического образования - Свердловский инженерно-педагогический институт (СИПИ).

Приказом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию от 4 августа 1980 г. № 118 на базе СИПИ была создана Всесоюзная отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Проблемы оптимизации подготовки инженерно-педагогических кадров» (далее - ОНИЛ). Работа ОНИЛ выполнялась согласно Программе научных исследований, утвержденной Государственным комитетом СССР по профтехобразованию от 16.12.1981 г. на пятилетку до 1986 г. Среди научных направлений, определенных этой программой для ОНИЛ, была и методика достижения социальных эффектов образовательной деятельности. В ходе выполнения программы исследований ОНИЛ была разработана модель психолого-педагогической подготовки инженера-педагога, разработаны принципы и методы профессионального воспитания студентов инженерно-педагогических специальностей с учетом формирования их ценностных ориентаций и нравственно-этических норм поведения, исследованы профессионально значимые качества личности специалистов инженерно-педагогического профиля, разработан комплексный план коммунистического воспитания студентов.

Особый интерес представляет отчет о проведенной научно-исследовательской работе по теме 08-206-84 «Проблемы оптимизации под-

готовки инженерно-педагогических кадров» за 1984 г. В составлении отчета приняли участие виднейшие ученые СИПИ: Э. Ф. Зеер, Г. Е. Зборовский, Г. А. Карпова, Л. К. Малштейн и др. Огромную ценность имеют разделы: 2.1. Концепция развития инженерно-педагогического образования; 2.5.2. Содержание психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов; 3.3. Формирование профессиональной направленности личности будущего инженера-педагога в процессе педагогической практики; 3.4. Принципы и методы профессионального воспитания студентов инженерно-педагогического вуза; 3.5. Факторы, влияющие на вхождение в профессию выпускника СИПИ. В отчете нет целостного исследования, направленного на выработку оптимальной методики оценки результатов педагогической деятельности будущих выпускников, однако намечен целый ряд интересных подходов к проблеме, представляющих большой интерес и в наши дни.

Принципиальным является сложившееся среди ученых ОНИЛ представление о том, что обучение в ПТУ непосредственно связано с формированием личности будущего рабочего. Между тем основную массу преподавателей и мастеров в тот период составляли лица без базового инженерно-педагогического образования, и одним из существенных недостатков этих специалистов было признано «уклонение от воспитательной работы с учащимися». В условиях постоянного увеличения среди учащихся количества «трудных подростков» выход ученые ОНИЛ видели в подготовке специалистов, совмещающих функции мастера производственного обучения или преподавателя спецтехнологии с функцией специалиста по воспитательной работе. На основе этой подготовки предъявлялись и требования к соответствию деятельности педагогических коллективов ПТУ сформулированным на партийно-государственном уровне социальным эффектам профессионального образования.

Верным представляется подход ученых ОНИЛ, заключающийся в том, что воспитанию, неразрывно увязываемому с профессиональной подготовкой, придается комплексный характер. В качестве примера отметим задачу поддержки технического творчества учащихся. С учетом динамизма и изменчивости моды, индивидуальных и общественных запросов, вкусов и потребностей, современных темпов перестройки производства и отраслей сервиса заслуживают актуализации как концептуальные представления ученых ОНИЛ о развитии технического творчества в качестве мощного средства формирования всесторонне развитой, гармоничной личности, так и конкретные разработки, включающие целый спектр объектов психолого-педагогического изучения: проблемы сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблемы творческой личности, особенности ее формирования, проявления творческих способностей; проблемы продукта творческой деятельности; проблемы коллективного творчества; проблемы обучения творчеству и другие.

Интерес представляет сложившееся в тот период понимание технического творчества не только как средства укрепления связи между профессиональным обучением и производством, но и как формы

приобщения к постоянному творческому поиску. В качестве наиболее интересной организационно-педагогической формы, выработанной в процессе поисков в этом направлении, оценивались экспериментально-конструкторские бюро (ЭКБ), включавшие по 2-3 творческие группы, в каждую из которых входили по 8-10 учащихся. Важно, что в работе групп принимали участие преподаватели, мастера производственного обучения, а также инженеры с производства, в интересах которого осуществлялись творческие проекты учащихся. Соединение педагогов, учивших творчеству, и практиков, направлявших творческую активность, позволяло учащимся реализовывать научно-технический поиск в условиях, максимально приближенных к производственным1. В этой модели учащийся не просто работал рядом с инженером-педагогом, он на равных участвовал в дискуссиях, являлся не только исполнителем конструкторских замыслов, но и партнером, равноправным автором разработки. В более широком смысле в процессе технического творчества у учащихся формировалась любовь к своей профессии и активная жизненная позиция. Конкретная, увязанная с планами развития базового предприятия направленность технического творчества создавала точные, количественно определяемые (число проектов, внедренческий эффект и т. д.) инструменты оценки деятельности соответствующих педагогов.

Понимая, что профессиональное образование должно вносить свой вклад в формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических и физических качеств личности специалиста-строителя коммунизма, ученые ОНИЛ включали в число профессионально значимых качеств педагога социальные элементы, в том числе коммунистическую идейность, общественно-политическую активность, высокий нравственный облик, коллективизм. Разработка современной методики оценки эффективности педагогической деятельности требует их переосмысления, увязки с отечественной традицией и современными реалиями российского общества, мировыми тенденциями (цифровизация, глобализация и т. д.), но сама необходимость четко сформулированных социальных компонентов в модели компетентности педагогических работников несомненна.

Основной формой оценки государством деятельности педагогических работников с 1972 г. стала процедура их аттестации. В 1990-х гг. она претерпела существенные изменения. Анализ этих изменений позволяет говорить не только о процедурной ее конкретизации, но и об излишней формализации и бюрократизации аттестационных процедур, порождающих и сегодня «существенные противоречия в их проведении: между гуманистическими задачами стимулирования профессионального мастерства педагогов и улучшения их материального положения и формализацией аттестационной процедуры, ... между квалификационными требованиями к аттестуемым и возможностями создания условий для их реализации; между правовым регулировани-

1 Проблемы оптимизации подготовки инженерно-педагогических кадров: отчет о НИР (заключительный) / Рук. Э. Ф. Зеер. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1985. С. 32.

ем процесса аттестации и отношением аттестуемых к справедливости нормативных требований и объективности выводов; между управленческим жестким воздействием на процесс аттестации и реальной потребностью аттестуемых в согласовании аттестационных процедур» (Ковина, 1997).

Экспертное сообщество, осознавая эти и другие проблемы, неоднократно выдвигало предложения о совершенствовании аттестационных механизмов. Для оценки же деятельности педагога по формированию социальных компетенций не избежать четкой артикуляции ценностных основ, которые должны войти в структуру основополагающих задач педагогической деятельности. Такими должны быть традиционные для отечественной педагогики и российского общества в целом приоритеты, значение которым в обязательном порядке придавалось в материалах ОНИЛ, но о которых мало вспоминали в последние три десятилетия. Следование таким ценностным ориентирам - самый надежный путь решения большинства проблем современного общества, которые плохо поддаются регулированию внешними по отношению к личности механизмами - юридическими, экономическими и другими. Эти ориентиры необходимо вернуть в деятельность педагогических работников, а значит, и в оценку этой деятельности.

Заключение

Исследование наработанного и апробированного в советский период опыта оценки деятельности педагогических работников профессиональных учебных заведений в сопоставлении с современными подходами позволяет сделать ряд выводов:

1. Оценка социальных эффектов деятельности педагогического корпуса остается значимой как с точки зрения долгосрочных государственных интересов, так и с точки зрения успешности будущего жизненного пути обучающихся.

2. Современная ситуация, безусловно, несет целый ряд вызовов и рисков, которые не были характерны для советского периода, что требует существенной модификации опыта оценки социальных эффектов образовательной деятельности, накопленного в советский период.

3. Ввиду того, что социальные эффекты, в том числе в профессиональном образовании, возникают как синергия множества последовательных воспитательных и просветительских усилий, нравственного влияния многих авторитетных для обучающихся лиц, было бы рационально производить их оценку (по опыту советского периода) не столько на уровне работы отдельного педагога, сколько на уровне деятельности образовательной организации.

Список литературы

1. Булынский Н. Н. Инновационный характер управления качеством профессионального образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. № 1. С. 72-83.

2. Голиков Н. А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 73-79.

3. Жамин В. С. Социально-экономические проблемы образования и науки в развитом социалистическом обществе. М.: Экономика, 1979. 184 с.

4. Захаровский Л. В. Советская модель профессионально-технического образования: актуализация опыта в современных условиях. Екатеринбург: РГППУ, 2015. 103 с. https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/20914

5. Зотова Н. К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей: монография. Оренбург: РЦРО, 2008. 108 с.

6. Кирова Т. Ф. Аттестация педагогических работников как развивающаяся система по специальности: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. 194 с.

7. Ковина Т. Е. Аттестация педагогических кадров как средство управления системой образования в регионе: дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. 221 с.

8. Кузьмина Н. В. Методы исследования образовательных систем. СПб.: Центр стратегических исследований, 2018. 162 с.

9. Леднев В. П. Профессионально-педагогическое образование на Урале: становление и развитие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. 141 с.

10. Молчанов С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 255 с.

11. Плясовских В. С. Политика КПСС в области народного образования. М.: Мысль, 1987. 222 с.

12. Самсонов Ю. А. Концептуальные основы аттестации в системе профессионального развития руководителя образовательного учреждения: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Великий Новгород, 2000. 35 с.

13. Слободчиков В. И. Антропологический смысл профессионального образования (экспертное мнение) // Организационная психолингвистика. 2020. № 4 (12) С. 91-98. https://clck.ru/32eoRx

14. Татарченкова С. С. Педагогическая экспертиза профессиональной компетентности учителя в ходе аттестации: уч.-мет. пос. Архангельск: Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1999. 124 с.

15. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. 197 с.

16. Шерина Н. В., Денисова Н. Ю. Оценка и аттестация обучающихся при освоении программы воспитания СПО как условие подготовки всесторонне развитого профессионала // Евразийский научный журнал. 2021. № 11. С. 22-29. https://clck.ru/32eoT7

References

Bulynsky, N. N. (2001). Innovative nature of quality management of vocational education. Bulletin of Chelyabinsk State University, 1, 72-83. (In Russ.) Filippov, F. R. (1980). Sotsiologiia obrazovaniia [Sociology of education]. Nau-ka. (In Russ.)

Golikov, N. A. (2012). Social effects of education: Realities, forecasts, prospects. Theory and Practice of Social Development, 11, 73-79. (In Russ.)

Kirova, T. F. (2002). Attestatsiia pedagogicheskikh rabotnikov kak razvivai-ushchaiasia sistema po spetsial'nosti [Certification of teaching staff as a developing system in the specialty] (Unpublished PhD thesis). Veliky Novgorod. (In Russ.)

Kovina, T. E. (1997). Attestatsiia pedagogicheskikh kadrov kak sredstvo uprav-leniia sistemoi obrazovaniia v regione [Certification of teaching staff as a means of managing the education system in the region] (Unpublished PhD thesis). St. Petersburg. (In Russ.)

Kuzmina, N. V. (2018). Metody issledovaniia obrazovatel'nykh sistem [Methods of research of educational systems]. Center for Strategic Studies. (In Russ.)

Lednev, V. P. (2004). Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie na Urale: Stanovlenie i razvitie [Vocational pedagogical education in the Urals: Formation and development]. RSVPU. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Molchanov, S. G. (1998). Teoriia i praktika attestatsii pedagogicheskikh i ru-kovodiashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Theory and practice of certification of teachers and managers of educational institutions]. Chelyabinsk State University. (In Russ.)

Plyasovskikh, V. S. (1987). Politika KPSS v oblasti narodnogo obrazovaniia [The policy of the CPSU in the field of public education]. Mysl. (In Russ.)

Samsonov, Yu. A. (2000). Kontseptual'nye osnovy attestatsii v sisteme pro-fessional'nogo razvitiia rukovoditelia obrazovatel'nogo uchrezhdeniia: avtoref. dis... dokt. ped. nauk [Conceptual foundations of certification in the system of professional development of the head of an educational institution] (Doctoral dissertation abstract). Veliky Novgorod. (In Russ.)

Sherina, N. V., & Denisova, N. Yu. (2021). Assessment and certification of students during the development of the vocational education program as a condition for the preparation of a comprehensively developed professional. Eurasian Scientific Journal, 11, 22-29. (In Russ.)

Slobodchikov, V. I. (2020). The anthropological meaning of vocational education (expert opinion). Organizational Psycholinguistics, 4, 91-98. (In Russ.) https://clck.ru/32eoRx

Tatarchenkova, S. S. (1999). Pedagogicheskaia ekspertiza professional'noi kom-petentnosti uchitelia v khode attestatsii [Pedagogical expertise of professional competence of a teacher during certification]. Archangelsk regional institute of advanced training of teachers. (In Russ.)

Zakharovsky, L. V. (2015). Sovetskaia model' professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniia: aktualizatsiia opyta v sovremennykh usloviiakh [the soviet model of vocational education: actualization of experience in modern conditions]. RGPPU. (In Russ.)

Zhamin, V. S. (1979). Sotsial'no-ekonomicheskie problemy obrazovaniia i nau-ki v razvitom sotsialisticheskom obshchestve [Socio-economic problems of education and science in a developed socialist society]. Ekonomika. (In Russ.)

Zotova, N. K. (2008). Attestatsiia kak sposob povysheniia kvalifikatsii uchitelei [Certification as a way to improve teachers' qualifications]. RCRO. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

Захаровский Леонид Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, истории и правового обеспечения, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQ03-Q951-2Q8Q, konung-75@ mail.ru

Leonid V. Zakharovsky—Candidate of Science (History), Docent at the Department of Documentation, History and Legal Support, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-Q951-2Q8Q, konung-75@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests: the author declares no conflict of interest.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.