Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ СССР В 1940-1950-Е ГОДЫ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ СССР В 1940-1950-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА / ШКОЛЫ ФЗО / КОМСОМОЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаровский Л.В., Разинков С.Л.

В статье отмечается, что при осуществлении новой государственной политики в области воспитания подрастающего поколения целесообразно учитывать исторический опыт организации воспитательной деятельности в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940-1950-е годы. В работе выявлены и структурированы фундаментальные принципы организации идейного, военно-патриотического и физического воспитания молодежи: наличие стержневой воспитательной идеи; непрерывность воспитательных усилий на протяжении всего срока обучения; комплексный характер воспитательной деятельности; выделение ограниченного круга приоритетных задач; активное вовлечение в воспитательную работу в системе Государственных трудовых резервов комсомола. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что некоторые принципы и отдельные содержательные элементы модели воспитания учащихся системы Государственных трудовых резервов можно использовать сегодня при разработке современной концепции воспитания российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захаровский Л.В., Разинков С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE STATE LABOUR RESERVES SYSTEM OF THE USSR IN 1940-1950S

The article notes that when implementing a new state policy in the field of education of the younger generation, it is advisable to take into account the historical experience of organizing educational activities in educational institutions of the State Labour Reserves of the USSR in the 1940s and 1950s. The paper identifies and structures the fundamental principles of the organization of ideological, military-patriotic and physical education of young people: the presence of a core educational idea; the continuity of educational efforts throughout the entire period of training; the complex nature of educational activities; allocation of a limited range of priority tasks; active involvement in educational work in the system of State Labour Reserves of the Komsomol. The analysis made it possible to conclude that some principles and some content elements of the model of education of students in the system of State Labour Reserves can be used today in the development of a modern concept of education of Russian youth.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ СССР В 1940-1950-Е ГОДЫ»

ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Воспитательная деятельность в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940-1950-е годы

2/2021 | 79

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Л. В. Захаровский1, С. Л. Разинков1

'Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Захаровский Леонид Владимирович — кандидат исторических наук, доцент кафедры доку-ментоведения, истории и правового обеспечения Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID 0000-0003-0951-2080, e-mail: konung-75@mail.ru

Разинков Сергей Львович — кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведе-ния, истории и правового обеспечения Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID 0000-0002-0018-793', e-mail: sergerazinkov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27 апреля 2021 г

Аннотация

В статье отмечается, что при осуществлении новой государственной политики в области воспитания подрастающего поколения целесообразно учитывать исторический опыт организации воспитательной деятельности в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940-1950-е годы. В работе выявлены и структурированы фундаментальные принципы организации идейного, военно-патриотического и физического воспитания молодежи: наличие стержневой воспитательной идеи; непрерывность воспитательных усилий на протяжении всего срока обучения; комплексный характер воспитательной деятельности; выделение ограниченного круга приоритетных задач; активное вовлечение в воспитательную работу в системе Государственных трудовых резервов комсомола. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что некоторые принципы и отдельные содержательные элементы модели воспитания учащихся системы Государственных трудовых резервов можно использовать сегодня при разработке современной концепции воспитания российской молодежи.

Ключевые слова: воспитательная работа, государственные трудовые резервы, ремесленные училища, школы ФЗО, комсомол, профессионально-техническое образование в СССР

Финансирование

Статья выполнена в рамках исследования «Адаптация региональной системы подготовки рабочих кадров к миграционным процессам (Свердловская область, 1920-1950-е гг.)», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (грант РФФИ № 19-09-00396).

© Захаровский Л. В., Разинков С. Л.

Для цитирования: Захаровский Л. В., Разинков С. Л. Воспитательная деятельность в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940-1950-е годы // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 79-88. https://doi.org/10.52944/ Р0ВТ.2021.45.2.006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Educational activities in the educational institutions of the State Labour Reserves system of the USSR in 1940-1950s

L. V. Zakharovsky1, S. L. Razinkov1

'Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia

Leonid Zakharovsky — Candidate of Sciences in History, Associate Professor of Department of Document Studies, History and Legal Enforcement of Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID 0000-0003-0951-2080, e-mail: konung-75@mail.ru

Sergey Razinkov — Candidate of Sciences in History, Associate Professor of Department of Document Studies, History and Legal Enforcement of Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID 0000-0002-0018-7931, e-mail: sergerazinkov@mail.ru

Abstract

The article notes that when implementing a new state policy in the field of education of the younger generation, it is advisable to take into account the historical experience of organizing educational activities in educational institutions of the State Labour Reserves of the USSR in the 1940s and 1950s. The paper identifies and structures the fundamental principles of the organization of ideological, military-patriotic and physical education of young people: the presence of a core educational idea; the continuity of educational efforts throughout the entire period of training; the complex nature of educational activities; allocation of a limited range of priority tasks; active involvement in educational work in the system of State Labour Reserves of the Komsomol. The analysis made it possible to conclude that some principles and some content elements of the model of education of students in the system of State Labour Reserves can be used today in the development of a modern concept of education of Russian youth.

Keywords: state labour reserves; educational activities; technical schools; vocational and technical education in the USSR; communist youth union

Funding

The article was carried out within the framework of the study "Adaptation of the regional system of training workers to migration processes (Sverdlovsk region, 1920-1950s)", supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR grant No. 19-09-00396).

For citation: Zakharovsky, L. V., & Razinkov, S. L. (2021). Educational activities in the educational institutions of the State Labour Reserves system of the USSR in 1940-1950s. Vocational Education and Labour Market, 2, 79-88. https://doi.org/10.52944/P0RT.2021.45.2.006

Введение

Одной из актуальных проблем социально-политического развития современной России является отсутствие общественной идеологии, в том числе в части наших представлений о «светлом» будущем. Следствием «смуты в умах» закономерно становится размытость концепции воспитания молодых поколений, начиная от определения оптимальных механизмов, нацеленных на формирование личности будущих граждан, и заканчивая согласием по поводу наших идеалов и образцов для подражания. В этих условиях общество, объективно заинтересованное в воспроизводстве собственной идентичности, неизбежно сталкивается с большим количеством рисков и ограничений.

Последним примером тому может служить статья 2 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся"1, в которой ключевые понятия (например, патриотизм) четко не определены. Существующая двусмысленность вносит в повестку дня вопрос о выстраивании системного подхода к воспитательной деятельности, включая разработку механизмов реализации поставленных целей с учетом специфики учебных заведений и социокультурных различий между студентами вузов и кол-леджей2.

Настоящая статья посвящена исследованию отечественного опыта гражданско-патриотического воспитания будущих рабочих на примере учебных заведений системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940-1950-е годы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Подходы к проблеме современных авторов

Создание первой общегосударственной системы профессионально-технического образования усилило значимость организованной воспитательной работы среди учащихся. Опыт ее осуществления в сложнейших условиях (Великая Отечественная война и послевоенное восстановление страны), несомненно, представляет как теоретический, так и практический интерес. Анализ современных научных публикаций показывает, что значительный воспитательный потенциал, накопленный системой Государственных трудовых резервов, может быть востребован и сегодня. В частности, в статье А. А. Беляева и А. А. Слезина «Роль комсомола в развитии системы учебных заведений Трудовых резервов в первые годы после Великой Отечественной войны» показано, как комсомол с помощью воспитательных приемов формировал у подростков сознательное отношение к учебе, хотя при этом существовали и объективные ограничения: «Учитывая, что членство в ВЛКСМ играло тогда мобилизационно-воспитательную роль, сдерживало девиантные проявления в поведении учащихся, следует признать положительной работу комсомольских организаций по пополнению их рядов... Однако в целом, оценивая комсомольскую работу в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО, можно сделать вывод, что в улучшении учебного процесса в системе трудовых резервов комсомолу было трудно исправить ситуацию» (Беляев, Слезин, 2011, с. 36).

Историк В. А. Агеева в своей диссертации особо останавливается на эффективности военно-патриотического воспитания в учебных заведениях трудовых резервов. По ее мнению, опыт «системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки, формирования морально-психологической готовности граждан к защите Отечества. учебных заведений в годы войны имеет важное значение в деле формирования у современного молодого поколения

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: ФЗ от 31 июля 2020 г. N 304-Ф3 // Российская газета. 2020. 7 августа.

2 В данной статье, учитывая характер исследования, используется исторический термин «учебное заведение», выведенный из официального оборота ФЗ № 3266-1 от 10 июля 1992 г. «Об образовании».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

патриотического долга перед Родиной, готовности выступить на ее защиту. Безусловно, сегодня перед управленческими структурами и органами образования стоит задача извлечь из этого опыта максимум пользы» (Агеева, 2006, с. 26).

В работе Т. М. Скобелевой «Развитие системы воспитания учащихся профессионально-технических учебных заведений СССР в 1950-1990-х годах» воспитательная деятельность советских ПТУ разбита на периоды, но, к сожалению, первому этапу («Рубеж 1940-1950-х гг. — 1958 г. — время становления комплексной системы советского воспитания учащихся — будущих квалифицированных рабочих, характеризующийся стабильностью и углублением содержания учебного процесса») уделено чрезвычайно мало внимания (Скобелева, 2019).

Трехтомный сборник документов (Профессионально-педагогическое и профессионально-техническое образование в России, 2020) показывает на примере Свердловской области, как зарождалась и развивалась отечественная система подготовки квалифицированных рабочих кадров, преподавателей и мастеров производственного обучения.

Особый интерес в данной работе представляют введенные в научный оборот документы региональных архивов, по которым можно проследить, с помощью каких механизмов решались в Свердловской области задачи, сформулированные в постановлениях и распоряжениях центральных партийно-правительственных органов, какие возникали проблемы и как они преодолевались. Часть документов сборника посвящена воспитательной деятельности в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов в 1940-1950-е годы.

Анализ советского опыта воспитательной работы, в том числе накопленного в период существования Государственных трудовых резервов, позволяет сделать вывод, что его можно и нужно использовать для воспитания современной российской молодежи (безусловно, адаптировав его к нынешним условиям) — однако изучение принципов и механизмов советской системы еще далеко от завершения.

Принципы организации воспитательной работы в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов

Краеугольным камнем воспитательной работы в системе Государственных трудовых резервов являлся ее системный характер, который определялся следующими принципами:

1. Наличие стержневой воспитательной идеи (вокруг которой выстраивалось конкретное содержание воспитания).

Первая строка гимна Государственных трудовых резервов «Мы родному вождю и Отчизне верны» представляется не случайной и очень точной. Она формировала у учащихся представление о том, что все «молодые гвардейцы труда» — дети в огромной семье, отцом (патером) которых является любимый вождь, а матерью — Отчизна, вся страна, постоянно заботящаяся о своих сыновьях и дочерях.

Этот мотив государственного патернализма как императив воспитательной деятельности не был связан исключительно с Государственными трудовыми резервами. Еще в марте 1940 года М. И. Калинин в интервью

корреспонденту «Комсомольской правды», говоря о том, как молодежи лучше подготовиться к вступлению в жизнь, произнес характерную максиму: «Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни партии». Но именно в системе Государственных трудовых резервов мотив семьи-государства нашел наиболее полное выражение.

Семья-государство кормила и одевала, обучала и лечила. И естественный сыновний долг — изо всех сил помогать этой большой семье — становился шаблоном социального поведения учащихся. Изучение конкретных форм воплощения и тиражирования данного шаблона (паттерна) с помощью методов социальной психологии (social behaviour) и истории позволяет выявить ограничения и риски воспитания у учащейся молодежи целого комплекса социальных убеждений и вытекающих из них устойчивых образцов поведения вокруг одного базового шаблона-образа.

Инструменты, формирующие стержневую идею, были неизменны вплоть до второй половины 1950-х годов. Характерно, что первые по-литбеседы, с которых начиналось становление системы воспитательной работы с учащимися, были посвящены сталинской конституции, что позволяло целенаправленно создавать приукрашенный образ государства, гарантирующего широкий спектр прав всем гражданам — в том числе и подвергавшимся дискриминации, — что было крайне важно, например, при работе с детьми спецпереселенцев. Ту же цель преследовали и беседы на тему «Жизнь и деятельность великого вождя товарища Сталина». Однако беседы как воспитательный инструмент воздействовали на сознание не очень долго. Поэтому отдельные положения конституции использовались в качестве элементов агитации: о них не позволяли забывать транспаранты, развешивавшиеся в учебных и производственных помещениях ремесленных училищ и школ ФЗО.

Как бы ни была эффективна наглядная агитация, она лишь пассивно влияет на сознание учащегося, что ограничивает силу ее воздействия. Поэтому образ вождя, олицетворяющего все советское государство, обязательно включался и в практическую (в том числе производственную) деятельность. В отчете об итогах социалистического соревнования учащихся отряда ремесленных училищ и школ ФЗО на СУГРЭСстрое (декабрь 1942 года), направленном начальнику Свердловского областного управления трудовых резервов тов. Путинцеву, особо подчеркивалось: «В каждой проводимой беседе всегда заостряли вопрос о выполнении клятвы тов. Сталину в полугодовом рапорте»1.

2. Непрерывность воспитательных усилий на протяжении всего срока обучения.

Воспитательная работа начиналась еще в ходе призыва учащихся в учебные заведения трудовых резервов. Агитационно-разъяснительные мероприятия, проводимые региональными управлениями трудовых резервов, районными органами власти и конкретными учебными заведениями, носили комплексный характер. Все эти шаги (издание плакатов и воззваний, организация выставок изделий учащихся, оповещение

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

1 ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 5. Д. 52. Л. 57-64.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

молодежи о призыве через местную и областную печать, выступления учащихся и руководителей областного управления, проведение агитационных автомотопробегов и массовых гуляний, посвященных окончанию учебного года, выезды в школы и др.1) не противоречили друг другу и создавали привлекательный образ системы Государственных трудовых резервов. Приобретение рабочей квалификации и вхождение в элиту советского рабочего класса позволяло достичь личного успеха и включиться в выполнение общегосударственных планов развития, строительство нового, справедливого общества.

Следует отметить, что при проведении агитационно-разъяснительных мероприятий не обходилось без издержек. Если в самой Свердловской области план набора в школы ФЗО и училища (особенно в железнодорожные и ремесленные) в целом выполнялся, то в других регионах для его выполнения нередко шли на прямой обман призывников. Например, в 1949 году молодежь в Тамбовской области агитировали учиться на токарей и слесарей, а прибывшим на Урал призывникам сообщили, что будут готовить из них горняков. Все это привело к тому, что часть молодых

" 2 людей отказалась спускаться в шахты2.

Уже в самом начале создания системы Государственных трудовых резервов, несмотря на множество возникших проблем, воспитательной работе уделялось большое внимание. В протоколе совещания Свердловского областного управления трудовых резервов по вопросу отчета директора Верхне-Салдинской школы ФЗО №5 «О состоянии учебно-производственной и культурно-воспитательной работы» от 25 декабря 1940 года приводится такой факт: «...воспитателей в школе нет, эта работа возложена на комендантов. С учащимися проводятся собрания, проработан Указ от 26 июня»3. Взаимозаменяемость основных участников воспитательной работы (преподаватели, мастера, коменданты, замполиты и т. д.) служила гарантией ее проведения, несмотря ни на какие сложности. Матрица личных и общественных целей, заданная еще при проведении набора учащихся и поддерживаемая в процессе обучения и производственной практики, наполнялась конкретным содержанием, становясь устойчивой основой мировоззрения воспитанников.

3. Комплексный характер воспитательной деятельности.

Набор воспитательных механизмов и технологий в системе Государственных трудовых резервов представлял собой комплекс мер, направленных на формирование смены «рабочей гвардии», то есть на пополнение наиболее сознательного и идейно убежденного квалифицированного ядра рабочего класса. Принципы, задачи и содержание воспитательной работы определялись на самом высоком уровне — постановлениями ЦК партии и советского правительства, а реализация и контроль были возложены на Главное управление трудовых резервов. Созданная система была дополнена вспомогательными механизмами, обеспечивавшими сбор, анализ, отбраковку или тиражирование опыта воспитательной

1 Государственный архив Свердловской области (ГАСО), ф. Р-2033, оп. 1, д. 44, л. 29.

2 ГАСО, ф. Р-2033, оп. 1, д. 44, л. 5.

3 Имеется в виду указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». ГАСО, ф. Р-2033, оп. 1, д. 1, л. 25.

работы. Среди них следует назвать совещания работников областных управлений (директоров, заместителей директоров по политической части). Здесь происходил обмен опытом по проблемам кадрового обеспечения воспитательной работы (например, во время войны выяснилось, что комиссованные с фронта военно-физкультурные руководители пользуются у учащихся непререкаемым авторитетом), поддержания дисциплины в общежитиях (особенно в связи с наплывом в них эвакуированных, воспитанников детских домов, освобожденной из лагерей НКВД молодежи), оживления работы кружков и комсомольских организаций училищ и школ, стимулирования должного уровня мотивации в ходе соцсоревнования и т. д.

В целях повышения эффективности воспитательной работы среди различных категорий учащихся определялся и состав учебных и производственных коллективов. В группах, где преобладали освобожденные от наказания молодые заключенные, было, как правило, по 15-20 человек. Кроме того, на каждые 40-50 человек выделялся отдельный воспитатель: «опыт работы показал, что ребята охотно слушали беседы, читки газет, но как только воспитатель отошел, все газеты рвут и делают свое дело, и на 100 человек воспитатель не может находиться все время с ребятами, он переходит из группы в группу»1.

Воспитательная работа требует поддержки в среде самих учащихся. Поэтому по образцу совещаний работников системы трудовых резервов проводились также конференции учащихся из числа отличников ремесленных училищ и школ ФЗО. В них участвовало по несколько сотен человек. На таких конференциях обобщался опыт передовых заведений и «предъявлялся счет» к отстающим ремесленным училищам и школам ФЗО, утверждались конкретные мероприятия по улучшению их работы. Воспитанию учащихся уделялось пристальное внимание и на Всесоюзных совещаниях работников Государственных трудовых резервов.

Постепенно был выработан комплексный подход к воспитательной работе, объединенный с другими важнейшими направлениями деятельности системы. В отчете Свердловского областного управления трудовых резервов о политмассовой и культурно-воспитательной работе в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО в 1943 году этот подход сформулирован предельно точно: «Неразрывная связь всех элементов учебы, труда и воспитательной работы — этим характеризовалась работа училищ и школ. И в первую очередь этому способствовало социалистическое соревнование.»2

4. Выделение ограниченного круга приоритетных для Государственных трудовых резервов задач, успешно реализуемых в практической деятельности (трудовой, спортивной, культурно-просветительской).

В процессе достижения значимых для государства воспитательных целей учебные заведения опиралась на ряд имевшихся к тому времени инструментов идейного, физического и военно-спортивного воспитания молодежи.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

1 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ф. Р—9507, д. 240, л. 114.

2 ГА РФ, ф. Р—9507, оп.1, д. 294, л. 17.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

В тяжелейшем 1943 году при Главном управлении трудовых резервов при СНК СССР было создано Всесоюзное добровольное спортивное общество (ДСО) «Трудовые резервы», которое объединяло учащихся и работников системы профтехобразования. Согласно данным упомянутого отчета Свердловского областного управления трудовых резервов, на 1 июля 1944 года на территории области существовало 42 спортивных коллектива ДСО, членами которых были 7945 человек, а на 1 апреля 1945 года — 61 коллектив (7432 члена)1. Вместе с тем отмечалось, что в условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО производили ускоренный выпуск учащихся, а также выполняли специальные заказы правительства по изготовлению боеприпасов и другой продукции, «снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа»2 (Захаровский, 2015).

5. Активное вовлечение в воспитательную работу не входящей в систему Государственных трудовых резервов организации — комсомола.

Важная роль Коммунистического союза молодежи в развитии советской профессионально-технической школы была определена самим «вождем мирового пролетариата» В. И. Лениным 2 октября 1920 года на III Всероссийском съезде РКСМ: «Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве». Тогда же, в 1920 году, по инициативе и при активном участии комсомола были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В июне 1942 года в ЦК ВЛКСМ был создан отдел по работе среди учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО. При обкомах комсомола важнейших промышленных областей и крупных горкомах были созданы такие же отделы. Неслучайно формальный глава советского государства, Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин во время встречи с комсомольскими организациями и трудовыми коллективами ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО в октябре 1942 года дольше всего беседует не с начальниками управлений трудовых резервов, а с инструктором Горьковского обкома ВЛКСМ Ивановой. В отличие от протокольных и сухих кратких речей ответственных руководителей системы трудовых резервов, выступление Ивановой и ее диалог с «всесоюзным старостой» получаются насыщенными, живыми, не лишенными чувства юмора. Интерес М. И. Калинина понятен — в тяжелейших условиях военного времени комсомол выполнял колоссальную координационную и контролирующую работу в области бытового устройства и воспитания молодых кадров, пришедших на производство из учебных заведений ГУТР. Эти вопросы неоднократно обсуждались на бюро обкомов и горкомов партии, в местных комсомольских и профсоюзных организациях. Задачи и функции комсомола в данной сфере мало изменились и в первые послевоенные годы.

1 ГА РФ, ф. Р—9507, оп. 1, д. 402, л. 49-53.

2 О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО: постановление СНК СССР от 25 августа 1945 г. // Производственное обучение. 1945. № 5-6. С. 4-8.

Участию комсомольских организаций в подготовке кадров молодых рабочих было посвящено сразу несколько постановлений: ЦК ВКП(б) от 25 июля 1947 года «О состоянии политико-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО Министерства трудовых резервов»; ЦК ВЛКСМ от 21 августа 1947 года; Совета министров СССР от 2 августа 1948 года «О мерах по улучшению подготовки квалифицированных рабочих и ликвидации текучести учащихся в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». В апреле 1949 года XI съезд ВЛКСМ обязал «комсомольские организации принимать активное участие в подготовке достойного пополнения рабочего класса».

Заключение

Анализ ряда документов Государственных трудовых резервов позволил выделить ряд фундаментальных принципов, на которых строилось идейное, военно-патриотическое и физическое воспитание молодежи в 1940-1950-е годы: наличие стержневой воспитательной идеи; непрерывность воспитательных усилий на протяжении всего срока обучения; комплексный характер воспитательной деятельности; выделение ограниченного круга приоритетных задач; активное вовлечение в воспитательную работу в системе Государственных трудовых резервов комсомола.

В то же время при оценке результатов воспитательной работы (которые даже в официальных документах Государственных трудовых резервов зачастую признавались недостаточно эффективными) следует учитывать тот факт, что в сталинскую эпоху интересы учащихся признавались, но сами принципы организации системы изначально ставили их в жесткое подчинение интересам государства. И там, где между ними возникало противоречие, мнение учащихся традиционно игнорировали. Это в большей степени было оправданно в чрезвычайных условиях (например, в ходе эвакуации в период Великой Отечественной войны) и куда менее — в мирное время.

Представляется, что из военного и послевоенного опыта сегодня могут быть заимствованы принципы и структура организации воспитательного процесса, а также отдельные практики, которые были оценены в официальных документах Государственных трудовых резервов как результативные, хотя и не лишенные недостатков. С точки зрения содержания модель воспитания учащихся системы Государственных трудовых резервов, очищенная от преходящих идеологических установок, с ее ценностями альтруизма, взаимовыручки, общих великих целей и высоких устремлений, вполне сочетаема с установленными законодательством основными направлениями и ориентирами воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие личности обучающихся и их социализацию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Литература

1. Агеева В. А. Общеобразовательная школа и трудовые резервы Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2006.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

2. Беляев А. А., Слезин А. А. Роль комсомола в развитии системы учебных заведений трудовых резервов в первые годы после Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12): в 3 ч. Ч. 3. С. 34-37.

3. Захаровский Л. В. Советская модель профессионально-технического образования: актуализация опыта в современных условиях: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015.

4. Профессионально-педагогическое и профессионально-техническое образование в России: К столетию становления и развития. 19202020 гг.: сб. документов: в 3 т. / авт.-сост. Ю. И. Биктуганов, Е. М. Дорож-кин, Л. В. Захаровский, М. Б. Ларионова, И. В. Осипова, С. Л. Разинков; под. ред. Е. М. Дорожкина, Л. В. Захаровского. Екатеринбург: Изд-во РГППУ 2020.

5. Скобелева Т. М. Развитие системы воспитания учащихся профессионально-технических учебных заведений СССР в 1950-1990-х годах // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 144-152. Ы^:/Мог огд/10.31862/2218-8711-2019-5-144-152.

References

Ageeva, V. A. (2006). Obshcheobrazovatel'naia shkola i trudovye rezervy Dona i Kubani v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945) [Secondary school and labour reserves of the don and kuban regions during the Great Patriotic War (1941-1945)]. (PhD thesis). Rostov-na-Donu. (In Russ.)

Belyaev, A. A., & Slezin A. A. (2011). Komsomol role in labour reserves educational institutions system development during the first years after Great Patriotic War. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice], 6 (12), part III, 34-37. Tambov: Gramota. (In Russ.)

Dorozhkin, E. M., & Zakharovskii, L. V. (Eds.) (2020). Professional'no-peda-gogicheskoe iprofessionalno-tekhnicheskoe obrazovanie vRossii:Kstoletiiu stanovleniia i razvitiia. 1920-2020 [Vocational pedagogical and technical vocational education in Russia: Towards the centenary of formation and development. 1920-2020]: collection of documents in 3 vols. Yekaterinburg: RGPPU. (In Russ.)

Skobeleva, T. M. (2019). Development of system of education in soviet vocational educational institutions in 1950s - 1990s. Problems of modern education, 5, 144-152. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2019-5-144-152

Zakharovskii, L. V. (2015). Sovetskaia model' professional'no-tekhnichesko-go obrazovaniia: aktualizatsiia opyta v sovremennykh usloviiakh [Soviet model of vocational education and traning: actualization of experience in modern conditions]. Yekaterinburg: RGPPU. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.