УДК 93/94
ИЗ ОПЫТА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ВОЕННОГО ПРОШЛОГО (по материалам Кавказского военно-исторического музея)*
Т.А. Колосовская
Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра истории России E-mail: kolosowskay@yandex.ru
Статья посвящена рассмотрению опыта сохранения военной составляющей исторической памяти, на примере создания и развития Кавказского военно-исторического музея в Тифлисе в конце XIX - начале Хх века. Акцентируется внимание на той роли, которую сыграла в формировании фондов музея военная администрация Кавказа, а также известный военный историк В.А. Потто. Основным материалом для анализа послужили путеводители по Кавказскому военно-историческому музею, архивные документы и кавказские периодические издания. В статье делается вывод о том, что история Кавказского военно-исторического музея показывает активное участие военной администрации в сохранении исторической памяти о событиях военного прошлого. Собранные в музее материалы использовались в научных и военно-воспитательных целях.
Ключевые слова: историческая память; военные музеи; Кавказский военно-исторический музей; В.А. Потто.
FROM THE EXPERIENCE OF PRESERVING THE HISTORICAL MEMORY OF THE MILITARY PAST (Based on the Caucasus Military History Museum)
T.A. Kolosovskaya
The article considers the issues of the military part of historical memory on the example of setting up and running the Tiflis Military-Historical museum in the late decades of the XIX - early XX cc. It focuses on the role of the Caucasus military authorities and especially of the prominent military historian V.A. Potto in funding the museum's exhibitions. The paper is based on the analysis of the Museum Guides, archive funds and Caucasus periodic papers. The author comes to the conclusion that the Caucasus Military-Historical Museum's history shows the active involvement of all-ranks military authori-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Российские военные в социокультурном пространстве Северного Кавказа XVШ-XIX вв.», проект № 1401-00251.
ties in the process of the military history memory preserving. The materials, gathered in the museum were used either in scientific or in military-educative purposes. Key words: historical memory, military museums, the Caucasus military history museum, V.A. Potto.
Центрами исторической памяти военного прошлого были и остаются военные музеи. Как неотъемлемая часть музейной сети они хранят экспонаты, посвященные событиям из военной истории, выдающимся военачальникам, истории отдельных родов войск и видов вооружений. Первые такие музеи создаются в нашей стране еще в эпоху Петра I и широкое развитие получают в XIX веке1. Их яркими примерами могут служить Военно-исторический музей при Главном военно-инженерном училище, Военная галерея Зимнего дворца, Арсенал в Царском Селе, Военно-инженерный музей в Петербурге. Достойное место в этом списке занимал и Кавказский военно-исторический музей. В рамках настоящего исследования обратимся к истории его создания и деятельности.
Организация военно-исторического музея на Кавказе была неразрывно связана с мероприятиями по увековечиванию памяти о войсковых частях русской армии, боевой путь которых был связан с регионом. После завершения военного противостояния на Западном Кавказе (1864 г.) и перехода к мирному этапу развития края, эти мероприятия становятся первостепенными в работе местной военной администрации. В воззвании к участникам недавних событий, Главнокомандующий Кавказской армией и наместник Кавказский великий князь Михаила Николаевича подчеркивал: «На современном поколении, которому достался счастливый удел увидеть войну, казавшуюся нескончаемой - оконченной, увидеть горы, казавшиеся недоступными - покрывающимися явлениями мирной жизни, на поколении нашем лежит святая обязанность, преклоняясь перед делами отцов, принести посильную лепту на то, чтобы достойное памяти не изгладилось временем, чтобы не лишить историю принадлежавших ей славных страниц. Доблестные имена лиц, стяжавших славу в Кавказской войне, и их подвиги должны на веки оживотворять дух русской армии и русского народа.. .»2.
1 Кузнецов А.М. Военные музеи в императорской России // Военно-исторический журнал. 2007. № 2. С. 56-61.
2 Кавказ, 1874. 8 сентября. № 105.
Реализация призыва главнокомандующего не заставила себя долго ждать. При штабе Кавказского военного округа была налажена работа по публикации «Кавказских сборников» -периодического издания, включающего в себя источниковые и исследовательские материалы, преимущественно, по истории присоединения Кавказа к Российской империи. Одновременно, в отдельных войсковых частях Кавказской армии активизируется деятельность по написанию их полковых историй. И наконец, открывается Кавказский военно-исторический музей, названный современниками «хранилищем вековых преданий Кавказской войны» и «Храмом народной славы»3.
Впервые, идея о его создании была высказана командующим войсками Кавказского военного округа генерал-адъютантом князем А.А. Дондуковым-Корсаковым в 1884 году. Тогда, для реализации своей инициативы, он обратился к императору с ходатайством разрешить собрать необходимые для сооружения деньги по всенародной подписки. Александр III одобрил саму идею о создании музея и распорядился необходимую для этого сумму выделить военным министерством4. Как сообщала газета «Кавказ», осенью 1884 г. на открытие в Тифлисе Военно-исторического музея было получено 80 тыс. рублей серебром, с распределением их на 4 года5.
На полученные деньги, в центре Тифлиса, приступили к строительству для музея специального здания. Одновременно развернулись работы по формированию фондов нового музея, в котором планировалось собрать все, что еще уцелело и что еще можно было найти от эпохи Кавказской войны6.
Одно из видных мест в будущем музее должна была занять батальная живопись. Исполнение картин было поручено
3 Об устройстве Кавказского Военно-исторического музея // Доклад по Военно-историческому отделу при штабе Кавказского военного округа. № 254. 3 марта 1900. г. Тифлис. Б.м., б.г. С. 4.
4 Об устройстве Кавказского Военно-исторического музея. С. 4.
5 Кавказ. 1884. 4 ноября. № 247.
6 Учитывая дискуссионность понятия «Кавказская война» в современной историографии, обращаем внимание, что сами устроители музея трактовали этот термин в широком смысле слова и понимали под ним все конфликты в регионе XVШ-XIX вв. с участием России.
уроженцу Одессы Францу Алексеевичу Рубо7, молодому и в то время пока еще малоизвестному художнику. Главной его целью стало «увековечить заслуги русского солдата на поле брани Кавказа». Для этого военное министерство поручало ему создание серии картин, отражающих события военной истории Кавказа начиная с Персидского похода Петра I и заканчивая русско-турецкой войной 1877-1878 годов.
Полный перечень картин включал следующие наименования: «Вступление императора Петра Великого в Тарки 13 июня 1722 года», «Вступление русских войск в Тифлис 26 ноября 1799 года», «Штурм Ленкорани генералом Котляревским 31 декабря 1812 года», «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года», «Сражение под Елисаветполем 13 сентября 1826 года», «Взятие Ахульго 22 августа 1839 года», «Штурм аула Гимры 17 октября 1832 года», «Штурм крепости Салты 14 сентября 1847 года», «Смерть Слепцова 10 декабря 1851 года», «Взятие аула Дарго 6 июля 1845 года», «Сражение при Курюк-Дара 24 июля 1854 года», «Переход князя Аргутинского через снежные горы Кавказа», «Взятие Гуниба и плен Шамиля 25 августа 1859 года», «Штурм черкесами Михайловского укрепления 22 марта 1840 года», «Штурм Карса в ночь на 6 ноября 1877 году»8. Кроме того, выше перечисленная серия должна была дополниться двумя картинами на сюжеты военных событий в Средней Азии: «Взятие крепости Геок-Тепе 12 января 1881 года» и «Сражение на реке Кушке 18 марта 1885 года».
На создание картин Ф.А. Рубо отводилось четыре года. В процессе работы художник выезжал на места изображаемых исторических событий, знакомился с местностью, делал этюды. Предварительные эскизы, изготавливаемые художником для каждой картины, представлялись на рассмотрение и утверждение командующего на Кавказе А.А. Дондукова-Корсакова.
Вместе с Ф.А. Рубо над созданием картинной галереи трудились художники Н.С. Самокиш и И.К. Айвазовский. Украшением музея стала, например, картина Самокиша «Сражение при р. Иоре (1800 г.)», посвященная подвигу русских
7 Ф.А. Рубо (1856-1928) - один из знаменитых художников-баталистов России рубежа XIX-XX вв., автор больших батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородино», «Штурм аула Ахульго».
8 Садовень В.В. Русские художники баталисты XVШ-XIX вв. М., 1955. С. 357.
войск и грузинских ополченцев, разбивших скопища горцев, под предводительством Омар-хана и тем самым предотвративших разорение Грузии. Высадке Николая I в 1837 г. на черноморском берегу Кавказа, во время сильной бури и встрече его отрядом солдат и офицеров во главе с генералом А.А. Вельяминовым, посвящалась картина Айвазовского «Прибытие императора Николая I в Геленджик».
Наряду с живописными полотнами на исторические сюжеты, стены музея предполагалось украсить портретами императоров и выдающихся кавказских деятелей. О работе в этом направлении свидетельствует отложившаяся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) переписка А.А. Дондукова-Корсакова с одним из известных военачальников и администраторов Кавказа 50-70-х гг. XIX в. М.Т. Лорис-Меликовым. «Льщу себя надеждой, - писал Дондуков-Корсаков, -что Ваше Сиятельство, сочувствуя прекрасной цели Военно-Исторического Музея, не откажете ему в Вашем содействии пожертвовать Ваш портрет, причем желательно было-бы, чтобы таковой имел размеры 1 аршин ширины и 1 ХА вышины»9.
Одновременно устроителями музея собирались боевые трофеи, добытые кавказскими войсками, разные вещи, принадлежавшие известным участникам событий военно-политической истории Кавказа XVIII-XIX веков.
Ко времени путешествия по Кавказу императора Александра III в 1888 г. музей открыть еще не успели. Тем не менее, одну половину строящегося здания наскоро приспособили для размещения уже готовых картин, портретов и некоторых экспонатов. На стенах разместили большие, во весь рост, портреты русских императоров, начиная с Петра Великого и заканчивая Александром III, выполненные местным тифлисским художником Колчиным. Портреты императоров дополнялись десятью большими картинами, работы художников Ф.А. Рубо, Н.С. Самокиша и И.К. Айвазовского10.
Над этими картинами разместили портреты главнокомандующих на Кавказе, генералов и просто офицеров, отличившихся в сражениях. По углам установили трофейные знамена, как памятники победы русского оружия периода русско-
9 ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 173. Л. 2.
10 Потто В.А. Царская семья на Кавказе 18 сентября - 14 октября 1888 г. Тифлис, 1889. С. 147.
персидских, русско-турецких войн первой трети XIX в. и кавказско-горской войны.
На особом столе были разложены планы музея, проекты надписей на его наружных стенах. Здесь же, в красивых сафьяновых папках, лежали краткие описания каждой картины и каждого портрета.
Из вещей, уже поступивших в музей к тому времени особого внимания заслуживали три шашки, принадлежавшие Кавказскому наместнику М.С. Воронцову: чернильница и подзорная труба, сопровождавшая Командующего Отдельным Кавказским корпусом И.Ф. Паскевича во всех его походах времен русско-турецкой и русско-иранской войн, и, наконец, ключи покоренных крепостей: Аббас-Абада, Эривани, Тавриза и Ардебиля.
Большую ценность представляли также вещи, принадлежавшие графу Н.И. Евдокимову - выдающемуся боевому генералу, с именем которого связано пленение Шамиля и завершение военного противостояния на Северо-Западном Кавказе. Эти вещи были подарены музею его вдовой и включали большой серебряный альбом, шашку Евдокимова и кинжал, которым он был тяжело ранен в 1840 г. во время службы приставом в Дагестане11. Для будущих военных историков Кавказа особый интерес представлял альбом, в котором были собраны фотопортреты сподвижников графа по его служебной деятельности. Он был преподнесен ему 31 декабря 1864 г. в Ставрополе на торжественном обеде. На это мероприятие съехались депутаты от всех частей войск, располагавшихся в то время на территории Кубанской области12.
11 История кинжала и шашки, представленных в музее, была тогда достаточно известна на Кавказе. В 1840 г. в чине подполковника Н.И. Евдокимов был приставом Койсублинского общества. Получив известие о появлении мюридов, Евдокимов стремительно прискакал в аул Унцукуль и потребовал от его жителей выдачи возмутителей. В это время подкравшийся сзади горец ударил его кинжалом, который прошел насквозь через спину, грудь и живот. Истекая кровью, Евдокимов успел сразить шашкой нападавшего. Крепкое здоровье Николая Ивановича помогло ему перенести эту страшную рану, а унцукульцы, под впечатлением случившегося, выдали всех мюридов.
12 Отрывочные сведения об истории создания этого памятного альбома можно найти в переписке между Начальником штаба Командующего
Во время экскурсии по музею Александра III сопровождал А.А. Дондуков-Корсаков. Он лично объяснял императору эпизоды, изображенные на картинах и комментировал представленные в музее вещественные экспонаты13. Александр III остался доволен увиденным и в своей тожественной речи пожелал, «чтобы в будущем Военный музей достиг того значения и той высокой цели, которую он начертал на своем знамени»14.
Со временем здание музея было достроено и стало украшением центральной улицы Тифлиса - Головинского проспекта. Его описание находим в путеводителях по Кавказу рубежа XIX-XX вв.: «Здание музея довольно обширное и освещается посредством стеклянной крыши <...>. На фасаде здания находится 10 больших металлических досок, на которых золотыми буквами отмечены важнейшие события Кавказской войны и не только. Эта "боевая хроника Кавказа" начиналась с заложения крепости Терки (1567 г.) и заканчивалась сражением в Закаспийском крае на р. Кушке (1885 г.). На двух меньших досках, так же расположенных на фасаде здания выгравировали на одной - выписку из ноты грузинского посольства (1800 г.) с предложением принять российское подданство, а на другой - выписку из манифеста Александра I (1801 г.) о включении Восточной Грузии в состав Российской империи»15. Перед зданием музея был разбит красивый палисадник, решетка которого состояла из трофейных турецких, персидских и шамилевских пушек, увенчанных сверху двуглавыми золочеными орлами.
В конце XIX в. музею так и не удалось достичь той цели, ради которой он создавался. Объяснялось это, во-первых, отсутствием денежных средств, т.к. указанная выше сумма выделялась только на постройку здания и заказ некоторых живописных полотен. После ее израсходования никаких дополнительных источников финансирования открыто не было.
Во-вторых, и это, пожалуй, главная причина, у музея не было настоящего хозяина, который заботился бы о его правильной организации, пополнении и процветании. Комиссия по его
войсками на Кавказской линии Н.Н. Забудского и командира Псекупского полка И.И. Попко в 1864 году (см.: ГАКК. Ф. 351. Оп. 1. Д. 15. Л. 20).
13 Потто В.А. Царская семья на Кавказе. С. 149.
14 Об устройстве Кавказского военно-исторического музея. С. 5.
15 Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. СПб., 1913. С. 238-239.
устройству сосредоточилась на приобретение дорогостоящих картин, при этом отделы, которые должны были составить фундаментальную часть каждого музея, остались без должного внимания. Да и само здание оказалось пригодным скорее для простой картинной галереи, нежели для музея, имеющего военно-ученое, историческое и воспитательное значение.
В начале ХХ в. Василий Александрович Потто - известный военный историк, много сделавший для популяризации военно-политической истории Кавказа, предложил произвести в музее ряд новых преобразований. Помимо картинной и портретной галерей, Потто планировал открыть в нем новые отделы: исторический, этнографический и отдел библиотеки.
Для создания исторического отдела Потто предлагал развернуть работы по собиранию реликвий времен Кавказской войны, боевых трофеев, вещей, принадлежащих разным выдающимся деятелям Кавказской войны, предметов напоминающих исторические события и т.д.
Для этнографического отдела планировалось подготовить различные манекены, образцы одежды, оружия и походного снаряжения русских войск в различные исторические эпохи. Аналогичные материалы предлагалось представить о горских народах Кавказа. Здесь же должны были находиться образцы походных вьюков, седел и другого конского снаряжения. Особое место отводилось моделям русских укреплений и горских аулов, с названиями которых связаны ключевые события военной истории Кавказа, а также модели или снимки с монументов, памятников, могил и т.д.
В специально открываемой при музее библиотеке, по мнению Потто, необходимо было собрать печатные и рукописные материалы, относящиеся к кавказской истории. Здесь же должны были находиться коллекции карт и планов сражений, хранившиеся в Военно-историческом и Военно-топографическом отделах Кавказского военного округа.
Наряду с перечисленными отделами Потто настаивал на создании специального зала для аудитории, в котором должны были проводиться публичные чтения, лекции и военно-исторические беседы. Предназначались они не только для военных, но и для каждого образованного человека.
Для реализации такой масштабной программы преобразований, Потто настаивал на всецелом подчинении музея
Военно-историческому отделу при Кавказском военном округе, который по его словам, «будет не только его устроителем и хранителем, но и ревностным созидателем его дальнейшей жизни»16. Наконец, Потто нужны были денежные средства для постоянного содержания и пополнения музея.
В итоге, в марте 1906 г., распоряжением Главнокомандующего войсками округа, состоявший в инженерном ведомстве Кавказский Военно-исторический музей был передан в ведение Военно-исторического отдела при штабе округа. 11 февраля 1907 г. произошло его, уже ставшее втором, торжественное открытие.
Не все предложения Потто тогда удалось воплотить в жизнь. Он так и не добился постройки нового, более приспособленного под музей здания. Это не позволило создать специализированные отделы, о которых так ратовал Потто. Тем не менее, трудами Василия Александровича были существенно пополнены фонды музея. Большую часть музейного собрания составили предметы вооружения, униформа, полковые знаки отличия (штандарты, знамена, значки и жетоны), боевые трофеи. Довольствуясь тем помещением, которое уже было у музея, Потто систематизировал эти материалы по трем помещениям: центральное, правое и левое, в которых экспонаты были размещены по хронологическому принципу.
Среди уникальных экспонатов музея следует назвать: печать Главного штаба Кавказской армии; золотую гусарскую саблю, в золотой оправе, принадлежавшую князю В.Г. Мадатову - герою Отечественной войны 1812 г. и сподвижнику А.П. Ермолова на Кавказе; трубку из черешневого корня. В середине XIX в. такие трубки, называемые кабардинскими, были широко распространены среди офицеров, служивших на Кавказской линии17.
Неотъемлемой частью музея стали образцы трофейного оружия, например, персидские и турецкие ятаганы, кремневые ружья, восточного производства, кавказские пистолеты и шашки, клинок «гурда». На витринах музея были представлены памятные медали, изготовленные в честь побед русского оружия в Персии и Турции известным медальером и скульптором графом Федором Петровичем Толстым. Украшением музея
16 Об устройстве Кавказского военно-исторического музея. С. 6.
17 Путеводитель по Кавказскому военно-историческому музею. Б.м., б.г.
являлись гипсовые фигуры и модели российских императоров, русских и горских воинов, горских башен и казачьих пикетов.
Благодаря В.А. Потто была существенно расширена коллекция трофейных персидских, турецких и горских знамен, взятых в Карсе, Ахалцихе, под Баязетом, в Эривани и под Елисаветполем, а также при штурме горских крепостей и аулов. Большой интерес представляли знамена горских имамов: Кази-муллы, Гамзат-бека, Шамиля и его наибов.
В музее были также представлены экспонаты несвязанные с военной тематикой. Внимание посетителей привлекала роговая ложка, подаренная А.С. Грибоедову его невестой княжной Н.А. Чавчавадзе. Ею же был вышит и чехол к этой ложке. Отдельную группу представляли портреты известных русских писателей, жизнь и творчество которых оказались неразрывно связанными с Кавказом: А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Бестужева-Марлинского, Л.Н. Толстого.
Побывать в музее можно было в любой день, кроме субботы. Стоимость входного билета составляла 20 коп. Учащиеся и военнослужащие посещали музей бесплатно18. Для удобства посетителей и пропаганды вверенного ему музея В.А. Потто составил подробный указатель по Военно-историческому музею19, показывающий музейные экспонаты в контексте событий кавказской истории. В дальнейшем он был доработан, и уже в качестве путеводителя по музею неоднократно переиздавался под редакцией Военно-исторического отдела20.
Отмечая положительное значение произведенных в музее преобразований, современники писали, что «со времени передачи его в ведение военно-исторического отдела, он сделался тем ценным памятником, к которому никогда не зарастет кавказская народная тропа, ибо в нем все - и русский, и грузин, и армянин, и мусульманин - найдут с радостью и гордостью своих родных героев»21.
18 Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. СПб., 1913. С. 239.
19 Указатель по Кавказскому Военно-историческому музею. Тифлис, 1907.
20 Путеводитель по Кавказскому Военно-историческому музею. 4-е изд. Тифлис, 1913.
21 Городецкий Б.М. Литературные и общественные деятели Северного Кавказа. Биобиблиографические очерки // Кубанский сборник. 1913. Т. 18. С. 384.
В годы Первой мировой войны, 28-го ноября 1914 г. во время своего пребывания в Тифлисе, в Кавказском военно-историческом музее побывал Николай II. Как отмечал с места событий корреспондент, «в музее объяснения государю императору имел счастье давать начальник Военно-исторического отдела полковник Эсадзе». Николай II «изволил остановить свое внимание на некоторых батальных картинах художника Рубо, выразил удовлетворение по поводу прекрасного состояния музея и расписался в особой книге»22.
Упоминаемый корреспондентом полковник С.С. Эсадзе был учеником В.А. Потто, известным военным историком Кавказа, автором работ по истории присоединения Северо-Западного Кавказа и установления гражданского управления на Кавказе.
Именно на долю С.С. Эсадзе выпала тяжелая участь стать свидетелем гибели музея. В годы Первой мировой войны из Тифлиса он был эвакуирован в города Северного Кавказа. В дальнейшем часть экспонатов осела в местных музеях, а часть была возвращена в Грузию, где уже не составила самостоятельного музея. Отдельные материалы были переданы в Государственный исторический музей Грузии и запасники Государственного музея искусств Грузии. Знамена, ордена, различное оружие и предметы обмундирования использовались в грузинском кинематографе, как реквизит, во время съемок исторических фильмов с батальными сценами. Сегодня в бывшем здании Военно-исторического музея располагается Государственная картинная галерея Грузии.
В заключение следует отметить, что история Кавказского военно-исторического музея является ярким примером включения военно-научной общественности в дело сохранения исторической памяти о событиях военного прошлого. Накопление и систематизация собранного в музее материала неизбежно вела к необходимости его изучения и использования в военно-воспитательных целях. Знакомство с музейными экспонатами помогало военнослужащим поближе познакомиться с историей боевого пути своей войсковой части, вселяло в них чувство уважения и гордости за своих предшественников, и в целом формировало систему их нравственных и ценностных ориентиров. Богатый опыт Кавказского военно-исторического
22 Искры. Иллюстрированный художественно-литературный журнал. 1915. № 7. С. 1.
музея может быть использован и в наши дни музейными учреждениями военных округов современной России.