Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ'

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова О.С., Селяничев О. Л.

В статье рассматриваются особенности организации совместного проекта школьников и студентов с учетом общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач на примере реализации проекта «Наш Череповец». Цель проекта - показать привлекательность города Череповца для жизни, обучения, трудоустройства и внутреннего туризма глазами школьников и студентов. Особое внимание при реализации проекта уделено профориентационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова О.С., Селяничев О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING A JOINT PROJECT OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS: CAREER GUIDANCE ASPECT

The article discusses the features of the organization of a joint project of schoolchildren and students, taking into account general educational, developmental and educative tasks on the example of the implementation of the project «Our Cherepovets». The aim of the project is to represent the attractiveness of the city of Cherepovets for life, education, employment and domestic tourism through the eyes of schoolchildren and students. Special attention is paid to the career guidance component during the implementation of the project.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ»

УДК 378 + 37.047 САЛЬНИКОВА ОС.

кандидат филологических наук, доцент, кафедра математического и программного обеспечения ЭВМ, Череповецкий государственный университет E-mail: salnikovaoos@yandex.ru СЕЛЯНИЧЕВ О. Л.

кандидат технических наук, доцент, кафедра математического и программного обеспечения ЭВМ, Череповецкий государственный университет E-mail: olselianichev@chsu.ru

UDC 378 + 37.047 SALNIKOVA O.S.

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Mathematics and Software, Cherepovets State University E-mail: salnikovaoos@yandex.ru SELYANICHEV O.L. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Software, Cherepovets

State University E-mail: olselianichev@chsu.ru

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

FROM THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING A JOINT PROJECT OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS:

CAREER GUIDANCE ASPECT

В статье рассматриваются особенности организации совместного проекта школьников и студентов с учетом общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач на примере реализации проекта «Наш Череповец». Цель проекта - показать привлекательность города Череповца для жизни, обучения, трудоустройства и внутреннего туризма глазами школьников и студентов. Особое внимание при реализации проекта уделено профориентационной составляющей.

Ключевые слова: проект, проектное обучение, дополнительное образование, профориентация.

The article discusses the features of the organization of a joint project of schoolchildren and students, taking into account general educational, developmental and educative tasks on the example of the implementation of the project «Our Cherepovets». The aim of the project is to represent the attractiveness of the city of Cherepovets for life, education, employment and domestic tourism through the eyes of schoolchildren and students. Special attention is paid to the career guidance component during the implementation of the project.

Keywords: project, project training, additional education, career guidance.

Акцент в образовании сегодня делается на непрерывное развитие ключевых компетенций, при этом «ориентир обучения «научиться делать» направлен на развитие умения обучающихся познавать и действовать» [6, с. 12], в то же время «главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применять их на практике» [2, с. 148]. Кондаков А.М. отмечает, что «Ключевые компетенции личности как субъекта деятельности все более «сдвигаются» в сторону коммуникативных (управленческих и операторских) и креативных (исследовательских и раз-работческих)» [3].

Проекты используются при организации обучения на всех ступенях как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Остановимся более подробно на дополнительном образовании.

Дополнительное образование для ребенка - это возможность получить не только знания, но и практический опыт в той или иной области. В статье рассматривается дополнительное образование как деятельность

Дома научной коллаборации (ДНК), а именно, - Центра «Дом научной коллаборации имени академика Ивана Павловича Бардина» на базе Череповецкого государственного университета, где развивается направление Геоинформационные технологии. Программа курса «Геоинформационные технологии» направлена на формирование у школьников понимания взаимосвязи между информационными технологиями и изучением Земли. Данное направление входит в блок «Урок технологии» и реализуется в рамках договора о сетевом взаимодействии со школами города; программа рассчитана на учебный год. В группах от 5 до 10 человек занимаются школьники 5-11 классов.

Образовательные программы ДНК реализуются через вовлечение школьников в проектную и научно-исследовательскую деятельность: выполнение детьми кейсовых заданий, участие в создании проектов, выступление на конференциях, взаимодействие с представителями предприятий города и др. Выбранные форматы направлены на получение личностных, метапредмет-ных и предметных результатов и позволяют развивать познавательную активность и поддерживать интерес школьников к изучаемому материалу.

© Сальникова О.С., Селяничев О.Л. © Salnikova O.S., Selyanichev O.L.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

В источниках [1]; [4]; [5]; [7] описаны практики внедрения проектного обучения; подчеркнута роль проектного обучения в становлении будущего профессионала в вузе: «Университеты становятся той питательной средой, в которой молодой человек впервые пробует себя в качестве лидера или участника команды, в которой он не просто создает нечто новое, но и пытается найти на это средства и доказать уникальность своего решения...» [5, с. 4].

Цель статьи - представить опыт работы над совместным проектом школьников и студентов с учетом профориентационного аспекта.

Уже несколько лет Череповецкий государственный университет практикует модель обучения, основанную на проектировании разработок с использованием передовых цифровых сервисов. В условиях проектного обучения студенты под руководством опытных проектных наставников и менторов решают задачи индустриальных партнеров или инициируют собственные стартапы. Студенты объединяются в команды и работают по различным направлениям разработок. Эксперты от компаний-партнеров помогают с выбором кейсов для проектирования, а руководители проектного обучения из числа преподавателейнаправляютикорректируютданнуюработу.

Опыт такой проектной работы был перенесен в ДНК, так как важным становится плавный переход школа - вуз с учетом решения и профориентационных задач (знакомство и взаимодействие с преподавателями и студентами, совместное решение поставленных задач и др.).

Вузы постоянно ищут новые формы профориента-ционной работы для того, чтобы привлечь внимание выпускника школы к своему учебному заведению.

Рассмотрим реализацию школьниками и студентами совместного проекта «Наш Череповец» как одну из форм профориентационной работы.

Выпускники школ города Череповца ежегодно решают задачу выбора места получения профессионального образования. Они стоят перед выбором множества вариантов продолжения обучения. Опорный вуз региона ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» предлагает широкий набор направлений подготовки бакалавров. Географическое положение Череповца на карте страны, при котором до обеих столиц всего лишь по 500 километров, вносит в список выбора мест получения высшего образования вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Задача оказаться в числе студентов столичных университетов упрощается благодаря равенству возможностей поступления в любой вуз, обеспеченному системой итоговой аттестации ЕГЭ, а также глубокому проникновению во все сферы нашей жизни дистанционных технологий.

С принятием на государственном уровне программ поддержки региональных вузов, в частности, в выраженном в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию намерении государства «ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, причем в приоритетном порядке отдавать эти места именно в региональные вузы, именно в те территории,

где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров»1, открываются новые возможности для региональных вузов и ставятся дополнительные задачи обеспечения выполнения государственного плана набора абитуриентов. Студенты, прошедшие обучение в своем регионе, с высокой вероятностью пополнят число молодых специалистов на местных предприятиях, учреждениях, в сфере бизнеса.

Проект «Наш Череповец» представляет собой определенную рекламу города Череповца как привлекательного места для жизни, отдыха, обучения и трудоустройства. Все материалы проекта находятся в цифровом формате (фотоальбом, видеоэкскурсия).

Социальная значимость проекта соответствует приоритетным сферам формирования образа Вологодской области (в том числе и г. Череповца) к 2030 году: показать привлекательность Череповца для обучения и дальнейшего трудоустройства в городе, а также воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине2.

При работе над проектом происходит взаимодействие школьников, студентов, преподавателей. Новизна проекта заключается в комплексе мероприятий для создания образа города Череповца как места для жизни, учебы и трудоустройства; исполнителями выступают представители целевой аудитории проекта: школьники и студенты.

Проект выполняется в рамках программы занятий со школьниками по курсу «Геоинформационные технологии», а также в проектной деятельности - для студентов.

Особое значение имеет комплексный характер проектной деятельности и ее многоаспектность: общеобразовательный и общеразвивающий потенциал, воспитательная составляющая и предметный результат. Отметим возможность гармоничного формирования soft skills и hard skills, а именно коммуникативных навыков, цифровых навыков, навыков управления проектами, работу с краеведческим материалом и др.

В процессе работы решается важная воспитательная задача: воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине. Этапы работы над проектом представлены в таблице 1.

На организационном этапе происходит донесение до школьников и студентов требований к продукту; обсуждение; осознание и принятие этих требований. Отметим, что акцент сделан на командную работу, так как ценным становится сплочение школьников и студентов, их взаимодействие при распределении функций. На данном этапе происходит выбор названия и логотипа команды.

Школьники и студенты формировали концепцию цифрового фотоальбома «Привлекательный Череповец» с точки зрения структуры, содержания и оформления: выбор технических средств реализации, определение «маршрута» фотосъемки (последовательность фотографий), выбор и распределение мест для фотосъемки, выбор цветовых сочетаний для оформления фотоальбома. Основными цветами являются оттенки серого, синего и зеленого.

Таблица 1.

Этапы реализации проекта

Название этапа Краткая характеристика

Организационный этап Уточнение проблемы и формулировка идеи проекта; формирование команды проекта; проведение бенчмаркинга; составление и утверждение технического задания на проект

Этап проектирования Проектирование концепции фотоальбома (выбор технических средств реализации, определение «маршрута» фотосъемки (последовательность фотографий), выбор и распределение мест для фотосъемки, выбор цветовых сочетаний для оформления фотоальбома) и видеоэкскурсии

Этап создания Создание фотоальбома «Привлекательный Череповец» (процесс фото- и видеосъемки; обработка фотографий и видео); демонстрация тестового варианта альбома целевой аудитории, получение обратной связи; съемки для видеоэкскурсии по г. Череповцу

Этап корректировки и распространения готового продукта Внесение корректировок в продукт; распространение цифрового фотоальбома «Привлекательный Череповец» по школам г. Череповца и Вологодской области; съемки для видеоэкскурсии по г. Череповцу

Этап распространения готового продукта и получение обратной связи Создание видеоэкскурсии по г. Череповцу; распространение материалов проекта по школам г. Череповца и Вологодской области; размещение видеоэкскурсии по г. Череповцу в сети Интернет

«Маршрут» фотоальбома составлен по достопримечательностям, которые расположены во всех районах города.

Для фотосъемки первоначально использовались камеры смартфонов: в ходе ознакомительного, пробного выхода на маршрут делались множественные, выполненные каждым участником команды, кадры, которые позже, в условиях лаборатории, анализировались, выбирались выгодные виды, ракурсы. Затем осуществлялся повторный выход к объектам съемки, фотографирование велось на профессиональном оборудовании - зеркальном фотоаппарате усилиями участника команды, имевшего опыт фототворчества.

Для цифровой обработки изображений, компоновке макета фотоальбома была выбрана программа Microsoft Power Point.

Следующими шагами были создание и обработка текстового сопровождения фотографий. Подбор исторических сведений об объектах, которые выбраны для фотосъемки, осуществлялся с опорой на анализ открытых источников.

На определенном этапе исследований возникла потребность выявить новый ракурс съемки отдельных объектов - архитектурных построек, храмовых строений, элементов ландшафта. Новый взгляд на них могло обеспечить изменение положения места съемки - требовалось подняться над землей. Технически доступным сегодня является применение квадрокоптера с камерой. Предложение использовать новый технический инструментарий возникло в ходе коллективного обсуждения чернового материала фотосъемок. Перспектива применения современного оборудования придала новый импульс к творческим усилиям школьников. Но пришлось

столкнуться с необходимостью решения сопутствующих административных проблем: школьники были ознакомлены с практикой оформления разрешения на осуществление съемок с квадрокоптера в воздушном пространстве муниципального образования.

Полученные в ходе съемок с квадрокоптера с качественной оптикой камеры (DJI Mavic 2 Zoom) видеозаписи существенно пополнили архив кадров с видами города и облегчили выбор снимков для фотоальбома.

Защита проекта «Наш Череповец» проходит в рамках Проектного обучения в вузе: консультации научного руководителя и экспертов, получение обратной связи от целевой аудитории (школьники, студенты, родители); также важным показателем результативности является заинтересованность школьников и студентов при реализации проекта.

Ключевым для города и Череповецкого государственного университета является выполнение плана приема бакалавров, магистрантов и аспирантов. Отметим, что проект «Наш Череповец» входит в комплекс профориентационных мероприятий «Digital Generation» Института информационных технологий Череповецкого государственного университета.

Проект может быть тиражирован на территории Российской Федерации и за рубежом. Формат материалов позволяет использовать их в качестве демонстрации образа города для привлечения иногородних, а также иностранных граждан для обучения в региональном вузе.

Результативность проекта представлена отзывами школьников и студентов и проявляется в желании остаться в Череповце для продолжения обучения и дальнейшего трудоустройства.

Библиографический список

1. Васильева А.М. Проектное обучение как инновационная педагогическая технология // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2(7). С. 22-25.

2. Исаева К.В., Селянская Г.Н. Проектное обучение как инструмент активизации инновационной деятельности в вузе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 7. С. 144-150.

3. Кондаков А.М. Образование в условиях цифровой трансформации Российского общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Kondakov-Peterburg25maya2019-2.pdf

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

4. Молодых Ю.О., Прудковская О.М., Лепешкин И.А., Федосеев А.И. Проектная деятельность в Московском Политехе // Качество образования. 2016. №9. С. 12-17.

5. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / Под. ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. Москва, 2018. 152 с.

6. Реализация деятельностного подхода как методологической основы ФГОС ООО и программы MYP международного бакалавриата: Методическое пособие / Под науч. ред. А.М. Кондакова. М.: Белый ветер, 2020. 84 с.

7. Шилова О.М. Проектное обучение как средство формирования компетенции бакалавров // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. 2014. № 1. С. 153-161.

References

1. Vasilyeva A.M. Project training as an innovative pedagogical technology // Modern trends in the development of science and technology. 2016. № 2(7). Pp. 22-25.

2. Isaeva K.V., Selyanskaya G.N. Project training as a tool for activating innovative activity in higher education institutions // Modern educational technologies in the world educational space. 2016. № 7. Pp. 144-150.

3. Kondakov A.M. Education in the conditions of digital transformation of Russian society [Electronic resource] / A.M. Kondakov. -Access mode: URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Kondakov-Peterburg25maya2019-2.pdf

4. Molodykh Yu.O., Prudkovskaya O.M., Lepeshkin I.A., Fedoseev A.I. Project activity in the Moscow Polytechnic University // Quality of education. 2016. № 9. Pp. 12-17.

5. Project training. Implementation practices in universities / Ed. L.A. Evstratova, N.V. Isaeva, O.V. Leshukova. Moscow, 2018. 152 p.

6. Implementation of the activity approach as a methodological basis of the FGOS OOO and the MYP program of the international bachelor course: A methodological guide / Scientific ed. by A.M. Kondakov. Moscow: White wind, 2020. 84 p.

7. Shilova O.M. Project training as a means of forming the competence of bachelors // Modern educational practice and spiritual values of society. 2014. № 1. Pp. 153-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.