Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ОДНОГО ИЗ ПРИЕМОВ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ'

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ОДНОГО ИЗ ПРИЕМОВ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В.Г.

Стандарты современного образования предъявляют новые требования к преподаванию. В условиях интеграции образовательных систем всё большую актуальность приобретает реализация инновационных педагогических технологий, в учебном процессе. Поэтому поиск новых приемов обучения, позволяющих повышать познавательный интерес к изучаемой дисциплине и качество знаний обучающихся, является обязательным процессом в деятельности педагога. Ключевые слова: синквейн, педагогические технологии, методический приём, рефлексия, резюмирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ОДНОГО ИЗ ПРИЕМОВ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ»

УДК 00 372.854

Васильева В.Г. преподаватель химии СПбГБПОУ «Техникум «Приморский» РФ, г. Санкт- Петербург

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ОДНОГО ИЗ ПРИЕМОВ РЕФЛЕКСИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ

Аннотация: Стандарты современного образования предъявляют новые требования к преподаванию. В условиях интеграции образовательных систем всё большую актуальность приобретает реализация инновационных педагогических технологий, в учебном процессе. Поэтому поиск новых приемов обучения, позволяющих повышать познавательный интерес к изучаемой дисциплине и качество знаний обучающихся, является обязательным процессом в деятельности педагога. Ключевые слова: синквейн, педагогические технологии, методический приём, рефлексия, резюмирование.

Vasilyeva V.G.

Chemistry teacher SPbGBOU "Technical school "Primorsky"

RF, St. Petersburg

FROM THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING ONE OF THE REFLECTION TECHNIQUES IN CHEMISTRY CLASSES

Abstract: The standards of modern education impose new requirements for teaching. In the conditions of integration of educational systems, the implementation of innovative pedagogical technologies in the educational process is becoming increasingly relevant. Therefore, the search for new teaching methods that allow increasing cognitive interest in the discipline being studied and the quality of students' knowledge is a mandatory process in the activities of a teacher.

Key words: syncwine, pedagogical technologies, methodological technique, reflection, summarizing.

Введение

В настоящее время одной из задач образования является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности и ее результатов, что следует из целей образовательной концепции, где предусматривается развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию [1].

Стандарты современного образования предъявляют новые требования к преподаванию. Поэтому поиск новых приемов обучения, позволяющих повышать мотивацию обучающихся к изучаемой дисциплине и их качество знаний, является обязательным процессом в профессиональной деятельности педагога. Для успешного обучения необходимо постоянное совершенствование современного занятия. Разнообразие приёмов помогают оказывать наибольшее влияние не только на повышение познавательного интереса обучающегося, но и на активизацию его мыслительной деятельности, и на всестороннее развитие личности.

Основная часть

В соответствии с требованиями ФГОС обязательным этапом в структуре занятия является рефлексия [1]. Слово рефлексия происходит от латинского гейехюг - обращение назад. [5]. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов [5]. При реализации современного занятия используются педагогические технологии, ориентированные на целеполагание, мотивацию, организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся, а также рефлексию и оценку собственного результата. Использование на занятиях химии, обязательного этапа - рефлексии, приводит к тому, что она становится для обучающегося, как один из источников мотивации к изучению, развитию и активизации его мыслительной деятельности, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности и ее результатов, а также формированию самоменджмента. Поэтому в данной работе изложен анализ опыта реализации одного из приемов рефлексии на занятиях химии такого, как - синквейн.

Синквейн - это методический приём рефлексии, который основан на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек. При этом каждая из них пишется по определённым правилам [2]. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Цель этого метода - резюмирование информации, краткое подведение итогов по любой теме или по изученному материалу [2], [4].

Синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое

и будет являться основной темой. Текст основывается на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах -это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. По качеству составленного синквейна можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить [3], [4].

На занятиях по химии на этапе рефлексии активно используется этот современный прием - синквейн, который позволяет синтезировать информацию, выявить уровень усвоения изученного материала и активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Рефлексия деятельности обучающихся проводится в конце занятия.

При этом преподаватель, играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся. Рефлексия, организованная с использованием такого приема, как синквейн, помогает быстро организовать завершающую работу с обучающимися, и увидеть результаты, что было понято, а над чем еще необходимо поработать.

Один из примеров синквейна по теме «Одноатомные предельные спирты»:

- Существительное или местоимение (одно слово) - этанол

- Прилагательные или причастия (два слова) - жидкий, горький

- Глагол или деепричастия (три слова) - растворяется, взаимодействует, дезинфицирует

- Личное отношение автора (четыре слова) - органическое вещество содержащие функциональную группу - ОН

- Резюме (одно слово, возможно слово сочетание) - спирт.

Как видно из приведенного примера, для составления синквейна требуются определенные знания, полученные на занятии по данной теме: строение, номенклатура, физические и химические свойства, и их описания. Во время составления синквейна активизируется мыслительная деятельность обучающихся. Для обучающихся это увлекательный процесс творчества.

Данный прием, рефлексии, требует от преподавателя, частое его использование, чтобы обучающиеся могли привыкнуть к такой работе и получить опыт. Этот прием позволяет качественно организовать сложную и плодотворную работу на этапе рефлексии на занятиях по химии, как для преподавателя, так и для обучающихся.

Заключение

Таким образом, синквейн, один из современных приемов организации рефлексии по химии, который позволяет повышать интерес обучающихся к изучаемому материалу, развивать их образное мышление, воображение и творческие способности, совершенствовать коммуникативные навыки и

умения, выражать свои мысли, вырабатывать способность к анализу и синтезу, расширять словарный запас.

Такая форма использования этого приёма скрывает емкий, многосторонний инструмент для рефлексии обучающихся, уменьшает время для выявления слабых мест при изучении материала на занятиях по химии.

Использованные источники:

1. Катайтанова О. Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?

2. https://fgos.ru/fgos/fgos-soo: Среднее общее образование Ссылка на этот ФГОС

3. https://nauka.club/roditelyam /kak-sostavlyat-sinkveyn.html

4. https://nauka.club/roditelyam/kak-sostavlyat-sinkveyn.html

5. https ://kopilkaurokov.ru/prochee/presentacii/kopilka_interesnykh_priiomov_r efleksii га urokakh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.