Мусаелян А.Г.
старший преподаватель Московского государственного университета
природообустройства [email protected]
Из опыта работы по технологическому учебнику полного цикла «Математика»
В докладе будут рассмотрены вопросы проектирования и реализации дидактических функций учебно-методического обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций ФГОС ВПО с помощью вузовского технологического учебника полного цикла и технологического мониторинга. Для раскрытия функций учебно-методического обеспечения рассмотрены разделы, изучаемые студентами технического вуза по дисциплине «Математика» на первом курсе. Специальность 220501 -«Управление качеством» приняла участие в проведение опытно-экспериментальной работы по проектированию учебно-методического обеспечения для технологического вузовского учебника «Математика» полного цикла. Реализация его радикально изменила мою традиционную преподавательскую работу по рабочей учебной программе, которая входит в учебно-методический комплекс дисциплины "Математика" для данной специальности. На первом курсе студенты данной специальности изучают следующие темы:
Таблица1. Содержание разделов
№ Название
1 линейная алгебра
2 аналитическая геометрия
3 теория пределов
4 дифференциальное исчисление функций одного переменного
5 интегральное исчисление функций одного переменного
6 дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
7 теория дифференциальных уравнений
8 теория рядов
Именно, по данному содержанию были разработаны сформированы
четыре модуля технологического учебника «Математика»:
• первый модуль - «Аналитическая геометрия»,
• второй модуль - «Дифференциальное исчисление функций одного и нескольких переменных»,
• третий модуль - «Интегральное исчисление функций одного переменного»,
• четвертый модуль - «Ряды».
Необходимо отметить, что автор акцентирует внимание на формирование профессиональных компетенций
(общепрофессиональных компетенций), как на готовности студентов решать профессиональные задачи дисциплины "Математика", используя понятийный аппарат и методы высшей математики.
Замечу, что модуль представляет собой проект учебно-познавательной деятельности студентов, нацеленный на формирование у них определённых компетенций. В учебной деятельности, проектируемой в модуле, моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, которое следует выбирать из двух основных источников: содержания наук и содержания будущей профессиональной деятельности. Из содержания будущей профессиональной деятельности как раз и формируется задачно-деятельностная составляющая модуля.
При чем известно, что технология создания модуля базируется на теории педагогических В. М. Монахова и использует:
а) параметрическую модель учебного процесса,
б) технологию проектирования учебного процесса и технологию проектирования методической системы преподавания в вузе, точнее их модификации в условиях компетентностно-контекстного формата обучения;
в) систему диагностирования учебных успехов студентов;
г) компьютерную систему аналитической обработки результатов диагностик решения учебных задач. Оценкой же учебных достижений студента является фиксация факта сформированности профессиональной компетенции, как готовности студента к решению профессиональных задач (а не как арифметическая сумма промежуточных оценок).
Общеизвестно, что учебник должен фокусировать в себе все самое лучшее, передовое, инновационное, оправдавшее себя на преподавательской практике.
Семь признаков, описывающие дидактическую суть учебника: философский- методологический- методический;
технологический- исследовательский- компетентностный;
воспитательный.
Остановимся на их взаимодействиях и приоритетах:
Рис.1.
Современная жизнь все настойчивее требует генерирования инноваций, привнесения нововведений, создания нового в конкретной сфере ее деятельности и оперативной реализации новшеств на практике. Под инновацией автор понимает то новое, что ведет к желательным для субъекта результатам. С основными учебно-методическими инновациями, реализованными в данному учебнике, можно ознакомиться в статье МонаховаВ.М. в данном сборнике.
Отметим, что технологические карты учебника вместе с технологическим мониторингом выполняют функцию специальных метрик знаний для количественной оценки сформированности компетенций - главных целей обучения;
Впервые учебник «Математика» полного цикла функционирует в методической системе с наперед заданными свойствами в органическом единстве с технологическим мониторингом, отслеживающим динамическое формирование компетенций, качество профессиональной подготовки студентов, качество проекта учебного процесса и качество функционирования МСП. В технологический мониторинг поступает информация от компьютерной системы аналитической обработки результатов диагностик - КСАО.
Семь признаков, описывающие дидактическую суть учебника, и учебно-методические инновации находятся в указанных взаимозависимостяхх.
Рис.2. Взаимосвязи признаков и учебно-методических инноваций
При трактовке методического понятия «учебник полного цикла» определяется наличие в проекте продуктивного и эффективного учебного процесса всех последовательных стадий структурирования содержания и организации профессионального обучения: от ФГОС ВПО - документа, определяющего и регламентирующего цель вузовского образования, до
конечного результата профессионального образования, т.е. факта сформированности (или несформированности) на определенном уровне профессиональной компетенции, задаваемой стандартом. Оценка конечного результата профессионального образования должна выдаваться технологическим мониторингом, включающим компьютерную систему аналитической обработки (КСАО).
Учебно-методическое обеспечение профессионального образования в вузе Управление
Рис.3.
Методическая переналадка затронула такие важнейшие категории учебного процесса как целеполагание, учебный процесс, содержание учебного процесса, содержание и формы диагностики, которые должны объективно показывать динамику и качество формируемых профессиональных компетенций студентов, в проектируемой методической системе преподавания.
Цепочка стадий полного цикла, ( в статье МонаховаВ.М.), формирования учебно-методического обеспечения профессионального обучения дает достаточно целостное представление о содержании и характере методической переналадки в новых условиях функционирования федеральных государственных образовательных стандартов.
Еще раз обратим внимание на инвариантные взаимосвязи, образующие каркас целостности системы:
• от стандарта к формированию компетентностной модели выпускника,
• от многоуровнего целеполагания к структурированию содержания по модулям,
• от проектирования учебного процесса по освоению системы учебных задач к проектированию учебного процесса по освоению профессиональных задач,
• от реализации проекта учебного процесса по технологическим картам к диагностике,
• от передачи результатов диагностик КСАО до результирующей информации, выдаваемой компьютерной системой.
Таким образом, в ходе эксперимента проектировочной деятельности при изучении дисциплины "Математика" по созданию компетентностно-ориентированных модулей, как средства для формирования профессиональных компетенций:
- представляется компетентностная модель выпускника (КМВ) как сумма профессиональных компетенций К i, вытекающих из требований ФГОС ВПО и достроенных в данном вузе - МГУПриродообустройства -кафедрой "Высшей математики",
- уточняются формулировки профессиональных задач ПЗу (их число для каждой компетенции не более пяти), представленных в виде специально разработанных групп учебных задач УЗ ■,
- по ходу решения учебных задач УЗг#, на основе которых формируются ПЗу, готовность решения которых определяет сформированность профессиональных компетенций Кi, которыми должен обладать каждый выпускник кафедры высшей математики,
- осуществляется формирование отдельной К i, которая предполагает формирование готовности решать определенную группу ПЗу, для чего каждому студенту необходимо прорешать заданную группу УЗг#.
Таким образом, УЗ - это основная единица учебного процесса по формированию знаний, умений и навыков студентов, средство организации учебной деятельности. ПЗ - это конкретизация цели профессиональной деятельности, главная идейная вершина.
Реализация компетентностно-ориентированных модулей
сформированность
выпускника представляется последовательностью компетентностно-ориентированных модулей - функциональных узлов методической системы.
Особенности структуры учебника «Математика»: данный учебник состоит из 4 модулей. В каждом модуле формируются профессиональные компетенции. Всего этих компетенций 10. Структурно содержание
технологического учебника представляют 14 технологических карт двух типов. Десять технологических карт показывают методические особенности процесса формирования десяти профессиональных компетенций. Четыре технологических карты показывают структуру каждого из четырех модулей. Каждый модуль представлен отдельным разделом учебника. Перечень формируемых профессиональных компетенций:
1. Компетенция К1: «Готовноность решать ПЗ, связанные с решением матриц, определителей, систем линейных уравнений».
2. Компетенция К2: «Готовность решать ПЗ, связанные с выполнением свойств линейных и нелинейных операций над векторами».
3. Компетенция Кз: «Готовность решать ПЗ, связанные с составлением различных уравнений прямых и плоскостей, определяя их взаимное расположение».
4. Компетенция К4: «Готовность решать ПЗ, связанные с вычислением основных неопределенностей при подсчете различных пределов».
5. Компетенция К5: «Готовность решать профессиональные задачи, связанные с вычислением производной при дифференциальном исчислении функций одного переменного».
6. Компетенция Кв: «Готовность решать профессиональные задачи, связанные с применением дифференциального исчисления функций нескольких переменных»
7. Компетенция К7: «Готовность решать ПЗ, связанные с интегральным исчислением функций одного переменного».
8. Компетенция Ка: «Готовность решать ПЗ, связанные с интегральным исчислением функций одного переменного на отрезке.»
9. Компетенция К9: «Готовность решать ПЗ, связанные с решением различных типов обыкновенных дифференциальных уравнений».
10. Компетенция К10: «Готовность решать ПЗ, связанные с исследованием различных рядов».
Итак, данный учебник ориентирован на новые стандарты высшего образования, отличительной особенностью которых является явно выраженный компетентностный характер, основанный на требованиях к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций (результатов образования), подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные).
Формирование отдельной профессиональной компетенции у студента предполагает умение решать определенную группу профессиональных задач. Готовность решать конкретную профессиональную задачу формируется посредством решения группы специально разработанных традиционных учебных задач. Таким образом,
профессиональная задача рассматривается как цель для проектирования группы учебных задач. А самостоятельное выполнение студентами определённой группы учебных задач должны гарантировать готовность успешного решения профессиональной задачи. Профессиональная компетенция рассматривается как цель для проектируемой группы профессиональных задач. Другими словами, самостоятельное выполнение студентами группы профессиональных задач гарантирует
сформированность профессиональных компетенций.
Литература
1. Монахов В.М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойства//Высшее образование в России, №6, 2011.
2. Монахов В.М., Мусаелян А.Г., Монахов Д.Н. "Математика" Технологический учебник полного цикла//изд. МГУП 2012.