Работать с таким приспособлением практически удобно, особенно при изучении агрессивных сред, так как на протяжении всего исследования кюветы с растворами находятся в приборе. Все это увеличивает достоверность анализов и экономит время их в 2 раза.
Поступила 26/11 1976 г УДК 002.66:вМ.З/.4.07(571.17-21 Новокузнецк)
О. И. Самуйло, Н. А. Козлова
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО АНАЛИЗУ ДАННЫХ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Новокузнецкая городская санэпидстанция
Решение задач оперативного управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы требует прежде всего совершенствования информационного обеспечения санэпидстанций. В настоящее время в санэпидстанциях циркулирует огромное количество разнопрофильных по своему характеру и назначению документов.
Специалисты разных уровней вынуждены принимать и перерабатывать массу первичных данных, извлекая из них необходимые для анализа и корректировки своей деятельности показатели. Несмотря на то что переработка первичных документов в каждом отделе и отделении санэпидстанции занимает более 30% времени оперативных работников, большая часть информации остается неиспользованной.
Кроме того, для повышения качества оперативного анализа санитарно-эпидемической обстановки необходима организация взаимоинформации между отделами, отделениями санэпидстанций, а также между санэпидстанциями и различными учреждениями и ведомствами.
Улучшить информационное обеспечение санэпидслужбы, особенно в условиях крупного города, на наш взгляд, можно путем создания специализированного подразделения, занимающегося сбором, обработкой документов и преобразованием первичных данных в информацию, пригодную для целей логического анализа (Г. Г. Воробьев; В. И. Петров).
В целях совершенствования информационно-обеспечивающей системы санитарно-эпидемиологической службы города в структуре городской санэпидстанции с учетом действующих штатных нормативов в конце 1969 г. создана лаборатория эпидемиологического анализа, преобразованная в 1974 г. в отдел санитарно-эпидемиологической информации (ОСЭИ). Отдел состоит из 2 групп: по обработке санитарно-гигиенических (врач и 6 помощников) и эпидемиологических (врач и 6 помощников) данных. Общее руководство отделом осуществляет его заведующий. ОСЭИ функционально связан с санитарным и эпидемиологическим отделами городской санэпидстанции, определяющими основной объем, состав и параметры обработки информации. Работа отдела строится на основании временного положения, должностных инструкций сотрудников и инструкций по выполнению отдельных технологических операций.
Организация централизованной обработки и анализа первичных разнопрофильных документов потребовала их формализации по принципу анкетирования с внесением в документе максимального набора вариантов ответов и закреплением шифра за каждым признаком и вариантом признака. Документ состоит из 2 частей: корешка и отрывного талона, предназначенного для записи шифра признака (А. 3. Тер-Карапетян; Д. Б. Ро-зенфельд; Н. Б. Карлаш и соавт.).
В настоящее время нами разработано и внедрено 11 формализованных документов, в том числе карты эпидемиологического обследования очагов кишечных инфекций, направления и результаты санитарно-бактериологн-ческих и санитарно-химических исследований субстратов внешней среды, отрывной талон акта санитарно-гигиенического обследования объекта. Эти
документы заполняются в районных санэпидстанциях, где остается корешок документа; шифр признаков, содержащихся в отрывных талонах, ежедневно передается в ОСЭИ по телетайпу (Д. А. Селидовкнн и соавт.).
С целью систематизации первичных данных, циркулирующих в сан-эпидслужбе, разработан классификатор справочного фонда. Основными документами, накапливающими информацию в ОСЭИ, являются перфокарты с краевой перфорацией К-5, К-6, К-4 (К- Д. Изотов; Я- Н. Вайсман и соавт.). Хотя данные перфокарты не приспособлены для механизированной обработки, тем не менее информационная емкость их вполне достаточна для поставленных целей, время для заполнения перфокарты с помощью ручного компостера невелико, а главное, они позволяют оперативно получить любую комбинацию закодированных признаков и скорость сортировки мало зависит от количества перфокарт, представленных в массиве.
В зависимости от состава информации и поставленных целей слежения за ситуацией перфокарты группируются в простые информационно-поисковые системы (ИПС).
1. ИПС учета результатов санитарно-гигиенических обследований объектов имеет перфокарты двух разновидностей — на обследования и на санитарно-гигиенические мероприятия, назначенные по результатам обследования. Такая картотека позволяет проанализировать состояние надзора за объектами, нарушения, соответствие мероприятий нарушениям, сроки реализации мероприятий и причины их невыполнения. Перечисленные выше характеристики могут быть даны как по отдельным объектам, так и по группе объектов, принадлежащих отдельным министерствам, ведомствам, трестам и т. д.
2. ИПС результатов лабораторных (бактериологических и химических) исследований внешней среды дает характеристику состояния внешней среды по данным объективных методов исследования практически за любой срок и облегчает составление официальных отчетов.
3. ИПС санитарно-гигиенических характеристик на объекты в отличие от описанных выше, обеспечивающих оперативное слежение за состоянием контроля на объектах и текущими изменениями в их санитарном содержании, основана на углубленном изучении каждого объекта с оценкой соответствия его существующим нормам и правилам. Сведения, заложенные в этой картотеке, используются для составления планов технико-экономи-ческого и социального развития предприятий, проектов реконструкции производства, планов-заданий, планов работы санэпидстанции и т. д.
4. ИПС на больных инфекционными заболеваниями позволяет практически за любой промежуток времени проанализировать заболеваемость по основным эпидемиологическим признакам.
5. ИПС инфекционной заболеваемости по объектам (детским учреждениям, пищевым объектам, промышленным предприятиям, микроучасткам города) дает возможность динамического слежения за заболеваемостью внутри одного объекта, а также на объектах, сгруппированных по принципам общности снабжения продуктами, водоснабжения, территориальному.
6. ИПС учета деятельности специалистов санэпидстанции состоит из «Индивидуальных карт по планированию и учету работы». Данная картотека позволяет оценивать работу отдельных специалистов, отделений и отделов с точки зрения ее направления, соответствия плану и т. д.
Для статистической обработки информации применяются настольные счетные машины «Электроника-68», «Быстрица», ВМП-2.
Программа обработки данных предусматривает формирование основного набора санитарно-эпидемиологических показателей, сравнение их с соответствующими критериями, нормами и местными расчетными уровнями. При обработке информации используются различные статистические методики: приемы альтернативного, вариационного и корреляционного анализа, стандартизация показателей и т. д.
Ведущей функцией ОСЭИ является организация обратной связи с отделениями районных и городских санэпидстанций, т. е. формирование выходной информации, приемлемой и необходимой для работы специалистов разных уровней санэпидстанций. Выходная информация готовится в виде набора таблиц, графиков и содержит показатели, необходимые как для целей дальнейшего логического анализа, так и для принятия управляющих решений.
Выходная информация может быть трех видов: носящей сравнительный характер, т. е. дающей возможность сравнивать показатели различных районов, отделов и отделений, сопоставлять их с данными аналогичного периода прошлого года, а также с имеющимися нормативными критериями, имеющей разную периодичность в зависимости от цели и состава —ежедневной (сигнальной), еженедельной, месячной, квартальной и годовой.
Ежедневная оперативная информация содержит сведения о появлении значительных изменений в санитарно-эпидемической обстановке города (возникновение эпидемических вспышек, появлении критических отклонений в санитарном состоянии внешней среды), сигнализируя о необходимости организации немедленного расследования и купирования возникшего неблагополучия; выдается она как специалистам, организующим весь комплекс необходимых мероприятий, так и лицам, осуществляющим контроль за выполнением работы (заведующим отделениями, отделами, главным врачам санэпидстанций). Так, информация об авариях на водопроводных сетях, связанных с раскопкой грунта и не ликвидированных в течение 24 ч, передается специалистам коммунального отделения районных санэпидстанций.
Недельная информация включает оперативные сведения об эпидемической обстановке в районах города с точки зрения основных признаков (территории, возраста, групп определенных объектов и др.). Так, месячная и квартальная информация содержит довольно подробную характеристику санитарного состояния объектов надзора, эпидемической ситуации города и деятельности санитарно-эпидемиологической станции. Таблицы, отражающие санитарный фон города, содержат данные по всем видам надзора. Например, данные о водоснабжении сводятся в таблицы, характеризующие качество воды в местах водозаборов, на головных водопроводных сооружениях до очистки и перед подачей в сеть, в разводящей сети на всех микроучастках города и в различных группах объектов.
Третий принцип формирования выходной информации — дифференциация выхода в зависимости от уровней управления.
Информация, как оперативная, так и периодическая, выдается прежде всего во все оперативные отделения санэпидстанций, где она используется для оценки эффективности работы и целенаправленной корректировки деятельности. Кроме того, информация, необходимая для формирования управляющих решений, выдается на уровне главных врачей районных и городских санэпидстанций, в горздравотдел, областную санэпидстанцию. Определенный объем информации, характеризующий санитарное состояние города, направляется в заинтересованные отделы горисполкома (например, гороно, торговый отдел), а также отдельным ведомствам, в частности управлению водоканализационного хозяйства. Естественно, что отдельным адресам предназначается не весь набор таблиц, а лишь необходимые для осведомления именно данного учреждения, отделения санэпидстанции и принятия ими соответствующих решений.
Оптимизация информационной системы позволила санэпидстанциям города повысить качество информации, сократить время, затрачиваемое на обработку различных данных, организовать системы оперативного слежения за санитарно-эпидемической обстановкой, внести существенные коррективы в свою деятельность.
ЛИТЕРАТУРА. Вайсман Я. Н. и др. — «Гиг. и сан.», 1974, № 10, с. 90—91. — В о р о б ь е в Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М., 1971.— Изотов К. Д-Обработка учетной информации в США. М., 1968.— К а р-д а ш Н. Б. и др. — «Ж- микробиол.», 1972, № 12, с. 124. — Петров В. И. — «Сов. здравоохр.», 1969, № 7, с. 49—54. — Розенфельд Д. Б. — В кн.: Вопросы управления и организации на первом этапе разработки АСУ. — «Санэпидслужба». Новокузнецк, 1972, с. 27. — С е л и д о в к и н Д. А. и др. — «Ж- микробиол.», 1974, № 2, с. 138— 140. — Они ж е. — Там же, 1976, № 1, с. 60. — Т е р - К а р а п е т я н А. 3. — «Сов. здравоохр.», 1971, № 1, с. 53. — Он же. — «Вопросы управления и организации на первом этапе разработки АСУ. — «Санэпидслужба». Новокузнецк, 1972, с. 63.
Поступила 19/V11 1976 г.
УДК 614.3/.4.07:658.387
И. И. Новосельский НОТ В САНЭПИДСТАНЦИИ г. клинцы
Клинцовская городская санэпидстанция, Брянская область
Дальнейшее развитие и совершенствование деятельности санитарно-профилактических учреждений — неотъемлемая часть развернутой программы охраны здоровья советских людей. Уровень работы санэпидстанций во многом зависит от состояния научной организации труда специалистов.
В настоящее время в типовых проектах санэпидстанций вопросы НОТ не всегда находят достаточно полное отражение. Поэтому санэпидстанции зачастую вынуждены решать эти вопросы собственными силами, что в некоторых случаях приводит к нарушению установленных сроков освоения мощностей, непроизводительным материальным и трудовым затратам.
Наша санэпидстанция построена в 1974 г. по типовому проекту 438-60. Размещается она в 3-этажном здании, не имеющем внутренней телефонной связи. Для экономии рабочего времени нами была установлена аппаратура оперативной связи АОС-1, связавшая кабинет главного врача со всеми отделами, что ускорило решение производственных вопросов.
Помещения для приготовления и разлива сред имеют недостаточную площадь. Между тем лаборатория, производящая по 120 000 и более анализов в год, требует большого количества питательных сред, которые нужно разлить по чашкам и пробиркам, для чего требуется много столов, ставить которые некуда. Лаборанту приходится выжидать, когда в чашках Петри застынет питательная среда, затем их убирать и расставлять другие. Следствие этого — потери рабочего времени и ряд других неудобств.
Для такого рода лабораторий удобны столы с поднимающимися и опускающимися крышками. Этот стол (см. рисунок) занимает столько же места, сколько и обычный, но на нем можно разлить сред и разместить чашек Петри в 5 раз больше, сэкономив при этом большое количество рабочего времени. По нашим подсчетам, один лаборант, работающий на разливе питательных сред, экономит с помощью такого стола вдень Стол с поднимающимися и опускающи-2—2,5 ч рабочего времени. Выпуск мися крышками.