УДК 378.1(470.319)
ЕЛФИМОВА И.А. Из опыта работы факультета
"Государственное и муниципальное управления" Орловской региональной академии государственной службы по подготовке кадров государственного и муниципального управления
В статье идёт речь об опыте профессиональной подготовки кадров государственной и муниципальной службы в Орловской региональной академии государственной службы. Рассматриваются актуальные вопросы организации учебного процесса на факультете "Государственное и муниципальное управление".
Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, подготовка кадров, профессиональное обучение
Формирование кадрового корпуса государственных и муниципальных служащих является одной из наиболее важных задач на современном этапе развития российской государственности. Эта задача актуализируется и становится приоритетной в условиях проводимых реформ в системе государственного управления, структуре местного самоуправления, при решении проблем здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, промышленного и агропромышленного комплекса, национальной безопасности. Подготовка высококвалифицированных управленческих кадров является необходимым условием эффективного преобразования народного хозяйства как единой многоцелевой системы, как основы функционирования и развития государства, его региональных и муниципальных образований.
В Послании Федеральному Собранию 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев особо отметил, что сегодняшней России, её будущей государственной службе и системе управления нужна новая модель формирования кадрового резерва, которая позволит
привлечь в органы государственного и муниципального управления наиболее талантливых и высокопрофессиональных людей.
На реализацию данной задачи направлен целый комплекс организационно-правовых мероприятий, основополагающими из которых являются Поручение Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 года по формированию резерва управленческих кадров, федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (20092013 годы)" в Орловской области утверждена программа "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Орловской области на 2008-2010 годы". Суть отмеченных документов состоит в необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов-управленцев.
Не вызывает сомнения, что центром объективизации поставленной президентом задачи является Российская академия государственной службы, которая обеспечивает реализацию ее теоретической, гносеологической и методологической составляющих на основе современных образовательных ресурсов, анализа
и исторического опыта. Орловская региональная академия государственной службы (ОРАГС) как часть системы РАГС является базовым учебно-методическим и научным центром подготовки квалифицированных управленческих кадров в регионе. 20 ноября 1996 года в структуре ОРАГС был создан факультет "Государственное и муниципальное управление" и началась целенаправленная подготовка по одноименной специальности.
Сегодня факультет "Государственное и муниципальное управление" - основная структура подготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления региона, ответственная за реализацию государственной и региональной политики в сфере подготовки кадров государственного аппарата и местного самоуправления, обеспечивающего методическими и другими разработками все виды профессионального образования государственных и муниципальных служащих.
Настоящее время диктует свои приоритеты. Современный управленец должен иметь два, а иногда и три высших образования, углубленно изучая юриспруденцию, менеджмент, финансовые дисциплины, но при этом только стандарт специальности "Государственное и муниципальное управление" позволяет сформировать системность мышления в управлении даже самой небольшой территорией.
Отсюда виды и формы обучения в рамках Орловской региональной академии государственной службы и факультета "Государственное и муниципальное управление" включают в себя:
1) подготовку государственных и муниципальных служащих на очной и заочной форме по специальности "Государственное и муниципальноеуправление". По итогам государственной аттестации выпускники получают диплом государственного образца о втором высшем профессиональном образовании в сфере государственного и муниципального управления;
2) послевузовское профессиональное обучение через аспирантуру, докторантуру и внештатное соискательство учёной степени кандидата (доктора) наук;
3) обучение государственных и муниципальных служащих региона через систему повышения квалификации. По итогам атте-
стации слушатели получают соответствующие документы государственного образца;
4) краткосрочные семинары работников структурных подразделений администрации области;
5) проведение научно-практических конференций с участием профессорско-преподавательского состава и руководящих работников государственной и муниципальной службы региона.
На факультете реализуется модель образования для управленческой сферы, которая базируется на лучших традициях РАГС, с учетом профиля факультета и потребностей страны и региона в высококвалифицированных специалистах-управленцах. В этом мы видим основную цель нашей деятельности. Государственное и муниципальное управление часто рассматривается как прикладное воплощение социально-политической и экономической науки. Методология такого подхода дает лишь некоторое представление о сущности государственного и муниципального управления, обозначая те факторы и внешние условия, которые влияют на его динамику и вектор воздействия государственного и муниципального управления.
Феномен государственного и муниципального управления проявляется в том, что это и сфера деятельности, и интегрирующее все сферы жизнедеятельности общества фундаментальное начало-базис, и теоретическая надстройка осмысления закономерностей развития общества, государства, экономических и политических процессов. Мы рассматриваем управление не только как конгломерат политических, экономических, правовых и других аспектов, но и как сложную многоуровневую систему со своим набором элементов и их специфических характеристик, которые изучаются на основе системного подхода целым комплексом дисциплин учебного плана и государственного стандарта. Отсюда проистекает один из главных принципов организации образовательного процесса на факультете - комплексность в подготовке специалистов на основе состава учебных дисциплин, их теоретического наполнения и межпредметных связей.
Опыт работы со студенческими потоками показывает следующее: аудитория заочной формы обучения первого курса пред-
№ 4 2009 г.
ставляет собой группу профессионалов в самых разных областях, в той или иной степени знающих проблематику того или иного района области. Изначально они достаточно остро воспринимают некоторые теоретические выкладки лекционных курсов, возникает много вопросов, оппонирующих мнений. Но к выпускному курсу аудитория уже представляет собой единый управленческий коллектив, который готов на основе теоретического базиса целого спектра дисциплин воспринимать управление как систему, дифференцируя ее по отдельным жизнеобеспечивающим направлениям и в то же время интегрируя процессы в единый сложный, многофакторный процесс управления. Можно сказать, что наши выпускники становятся носителями и проводниками идеологии новой России, идеологии Д.А. Медведева и В.В. Путина. Из каждой студенческой параллели можно было бы сформировать полноценную управленческую команду города или муниципального района.
Соответственно базовой, фундаментальной специальностью факультета является специальность "Государственное и муниципальное управление". При этом, рассматривая управление как целостную и в то же время многоцелевую и многоуровневую систему, охватывающую динамику полифункционального взаимодействия общества и государства, в период с 2004 по 2006 год на факультете был открыт и успешно функционирует целый спектр управленческих специальностей:
- "Прикладная информатика (в менеджменте)",
- "Социология",
- "Социальная работа",
- "Организация работы с молодежью".
На факультете обучается свыше 1000
студентов, в том числе на очном отделении - 400 человек, 47% студентов очного отделения специальности "Государственное и муниципальное управление" обучаются на бюджетной основе. Обучение проводится по следующим формам: очная на базе среднего (полного) общего образования, очная на базе среднего профессионального образования, заочная на базе среднего общего (полного) образования, на базе среднего и высшего профессионального образования. Формирование отмеченного контингента студентов про-
исходит при активном взаимодействии с корпусом средних профессиональных и высших учебных заведений, с органами государственной исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, военными комиссариатами области.
Специальность "Государственное и муниципальное управление" охватывает все заявленные формы обучения. Такой подход позволяет привлечь в ОРАГС лучших выпускников колледжей и вузов не только нашего региона, которые, состоявшись как аграрии, строители, врачи, педагоги, инженеры, в стенах академии формируют команду управленцев будущего.
Учитывая, что объектами профессиональной деятельности наших выпускников являются различные организации, подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, в рамках специальности "Государственное и муниципальное управление" открыты и функционируют следующие специализации:
- "Государственная служба",
- "Региональное управление",
- "Государственное регулирование экономики",
- "Международные связи субъектов РФ".
Дополнительная потребность в специалистах данного профиля нашла свое отражение в том, что с 2006 года в академии открыто отделение среднего профессионального образования (колледж), целью создания которого явилось непрерывное профильное образование. С 2007 году это отделение вошло в состав факультета и на сегодняшний день насчитывает 42 студента.
Уровень и квалификация профессорско-преподавательского состава факультета "Государственное и муниципальное управление" позволяет обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с теми задачами, которые ставит руководство страны по созданию эффективной системы управления как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне. Образовательный процесс обеспечен квалифицированными научно-педагогическими кадрами, том числе 11 докторами наук и 60 кандидатами наук (что составляет 72% от общего числа преподавателей), треть из которых
являются выпускниками Орловской региональной академии государственной службы. Это свидетельствует не только об эффективности труда профессоров и доцентов, но и является показателем сложившихся научных школ и направлений.
Профильными кафедрами факультета, осуществляющими учебный, научный и воспитательный процесс на факультете, являются кафедры:
■ выпускающая кафедра - кафедра политологии, государственного и муниципального управления;
■ социологии и психологии управления;
■ философии и отечественной истории;
■социальной работы и педагогики профессиональной деятельности;
■ информатики и информационных технологий в менеджменте.
В целях ориентации студентов факультета на практическую направленность заключено более 100 договоров с базами практик, основной из которых является администрация Орловской области.
Для факультета характерны тесное взаимодействие студенческого сообщества и профессорско-преподавательского состава, педагогика сотрудничества. Активно функционируют научные студенческие клубы, структуры студенческого самоуправления, по инициативе студентов факультета были созданы оперативный отряд, педагогический отряд "БЭМС", студенческая биржа труда, планируется организация студенческого строительного отряда, волонтёрского отряда.
Более 2000 наших выпускников успешно работают в законодательных и исполнительных органах власти федерального и регионального уровней, в органах местного самоуправления всех районов города и области, на предприятиях и в организациях различных форм собственности, в правоохранительных органах.
Орловская региональная академия государственной службы, являясь системообразующим центром подготовки кадров, включает в себя разветвленную сеть филиалов в Смоленске, Липецке, Туле, Брянске, Тамбове.
Анализ приема студентов в филиалы академии подтверждает безусловное лидерство специальностей факультета "Государственное и муниципальноеуправление". На сегодняшний день в филиалах по данному направлению обучается около 4200 студентов, из них:
- Брянский филиал - 403 студента
- Липецкий филиал - 1065 студентов
- Смоленский филиал - 551 студент
- Тамбовский филиал - 1167 студентов
- Тульский филиал - 959 студентов.
На протяжении всего периода существования ОРАГС факультет "Государственное и муниципальное управление" совместно с выпускающей кафедрой курируют подготовку будущих специалистов государственного и муниципального управления в регионах Центральной России. Основополагающим принципом в работе с регионами является принцип партнёрства, равной компетенции и ответственности за совершенствование подготовки кадров.
Сегодня факультет видит смысл своего существования в насыщении всех структур власти кадрами, обладающими высоким уровнем культуры и профессионализма, способными быть субъектами инновационных социальных процессов; создании научно-исследовательского кадрового потенциала для анализа процессов, происходящих в сфере государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы.
Таким образом, рассуждая о влиянии и роли Орловской региональной академии государственной службы и факультета "Государственное и муниципальноеуправление" в подготовке кадрового резерва государственной и муниципальной службы, можно с уверенностью сказать, что тот потенциал знаний, те навыки и умения, которые даёт Орловская региональная академия государственной службы, являются одним из стратегических факторов развития государственной и муниципальной службы в Орловской области и тех субъектах Федерации, в которых имеются филиалы Орловской региональной академии государственной службы.
№ 4 2009 г.